Как научить ребенка выговаривать букву л

Этапы постановки звука л: подготовка, методики, упражнения

Тренировка звука «Л» по подражанию

Если ребенок никак не произносит звук, поставить его будет проще, потому что при замене правильного звука неправильным формируется привычка, а ее исправить может быть гораздо сложнее.

Научить говорить твердый и мягкий «Л» можно посредством подражания правильному звуку. При этом нужно показать ребенку, как правильно располагать артикуляционные органы, чтобы получилось произнести «Л». Делают это перед зеркалом – логопед или родитель садится к нему с ребенком и на своем примере показывает правильное расположение губ и языка при произношении «Л».

На словах объяснить это можно так: язык нужно максимально расширить, и кончик прижать к основанию верхних передних зубов. Среднюю часть языка нужно прогнуть вниз, подобно гамаку, а корень, наоборот, приподнять

Боковые части языка важно не поднимать вверх, так как иначе поток воздуха не устремится в нужное направление – к щекам (они вибрируют, если во время проговаривания звука к ним прикоснуться)

Такая постановка звука «Л» от демонстрации своего примера эффективна, но дети, ввиду своего малого возраста, не всегда могут его понять и повторить. Тогда можно подобрать более простые задания – например, рассказывать ребенку сказки, тренирующие необходимые звуки (в них обычно нужно протягивать эти звуки, например, если сказка про пароходы, можно имитировать издаваемые ими звуки «ЛЛЛ»).

Ребенок может не сразу научиться правильно произносить «Л», но после нескольких тренировок нужный звук должен получиться. Для звука «Л» артикуляционная гимнастика проводится как посредством упражнений для языка, так и с помощью произношения слогов и слов.

Когда удастся натренировать «Л», можно попытаться сочетать его с гласными и проговаривать уже слоги – Ло, Ла, Лэ и другие. Если с такими сочетаниями у малыша возникли трудности, можно начать с обратных – Ол, Ал, Ул.

Этап постановки звука

Артикуляционная гимнастика

Комплекс упражнений для постановки включает задания, похожие на те, что были в подготовительном этапе, но они несколько усложнены:

  1. «Окошко». Рот широко распахнут, зубы слегка приоткрыты, а язык лежит на дне рта. Челюсти неподвижны и немного напряжены. Положение удерживается до 5 – 10 секунд;
  2. «Ковш». Язык высовывается наружу, а его кончик загибается подобно ковшу. Средняя часть языка не задевает верхние зубы. Положение фиксируется на несколько секунд, затем язык расслабляется и убирается в рот. Нужно сделать несколько повторов;
  3. «Метелка». Загнутым и напряженным кончиком языка нужно водить по небу в разном темпе, постепенно подключая голос. Челюсть не двигается, зубы видны;
  4. «Чашка». Язык делаем «метелкой», как в предыдущем упражнении, достаем небо загнутым кончиком у альвеол. Губы принимают овальную форму;
  5. «Гармошка». Язык прикладывается к небу, после чего рот нужно открывать и закрывать, хорошо растягивая связки.

Упражнения направлены на увеличение двигательной активности языка, отработки нужного положения, повышения тонуса и улучшение эластичности подъязычной связки.

Как должны располагаться артикуляционные органы, произнося «л»

Неправильное произношение слов, содержащих букву «л», дети также могут заметить разные вещи:

  • пропускать согласную при произношении слова (лошадь — лошадь);
  • замена звука «л» на «у» (лопатка — уопата) или на звук «у» (ложка — ёжка);

Неправильное произношение можно заметить только при произнесении слов, содержащих букву «л», в мягком или просто сложном варианте.

Звук «л» произносится при прижатии кончика языка к верхним зубам, нагнетаемый воздух достаточно силен и проходит по бокам языка.

При этом они не упираются в боковые зубные ряды.

интересно, что многочисленные исследования показали, что у любого взрослого человека, который может правильно произносить слова с буквой «л», положение артикуляционных органов может немного измениться, но принцип их расположения тот же.

Научить ребенка произносить букву «л» не составляет особого труда. Это легко сделать дома, проведя с ребенком несколько занятий, используя правильные логопедические упражнения.

Как сделать правильное произношение автоматическим

После того как правильное произношение было поставлено, его нужно закрепить. Это процесс для детей сложный и занимает много времени. В домашних условиях достаточно заниматься несколько минут в день утром и вечером. Будет лучше, если уроки будут проходить в форме игры.

Мягкий Л

Ребенок часто упускает мягкий Л и даже целые слоги с его участием. Поэтому логопедические упражнения на звук лучше начинать с этого момента.

Для начала закрепляется произношение слогов. Дальше можно переходить к словам. Отдельные слоги можно закрепить с помощью специальных скороговорок.

Примеры приведены в таблице

Слоги простые Слоги сложные Примеры слов Скороговорки
Ля Сля, кля, пля, фля, гля Поля, Коля, Толя, тополя Ля-ля-ля — холодная земля
Лю Слю, клю, плю, флю, глю Люся, лютик, люк Лю-лю-лю — печь топлю
Ли Сли, кли, пли, фли, гли Лида, липа, лиса, лимон Ли-ли-ли — лимон нашли
Ле Сле, кле, пле, фле, гле Лена, лень, лес Ле-ле-ле — все в золе
Ле Сле, кле, пле, фле, гле Лен, легкий, кулек

Когда у ребенка начнут получаться прямые слоги, можно переходить к обратным. Вначале прорабатываются отдельные звукосочетания, потом переходят к целым словам и скороговоркам.

Простые слоги Примеры слов Скороговорки
Аль Пальто, калька
Ель Капель, кисель Ель-ель — за окном капель
Оль Моль, соль Оль-оль — залетела моль
Уль Куль, буль-буль Уль-уль — повесили тюль
Ыль Пыль, намыль Ыль-ыль — ладони намыль
Юль Июль, тюль

Твердый Л

Несколько сложнее научить ребенка говорить твердый Л. Для автоматизации звука используются те же приемы, что и для мягкого. Но времени на закрепление может понадобиться больше.

Осваивать правильную речь нужно поэтапно:

  1. Вначале малыш учится говорить слоги — Лэ, Ло, Лы, Ла, Лу.
  2. Потом сочетания можно усложнить другими согласными — Сла, Флы, Кло, Глу, Плэ и пр.
  3. После прямых слогов переходят к обратным — Ал, Ол, Ул, Ыл, Эл.
  4. Когда сочетания букв будут прочно закреплены, переходят к целым словам — лодка, лампа, лыжи, луна.

Детям можно предложить чистоговорки и скороговорки:

  • лу-лу-лу — лужа на полу;
  • ла-ла-ла — мусор подмела;
  • ло-ло-ло — стояло помело;
  • около Лондона — логово колдуна;
  • клади уголь в угол.

При тренировке желательно избегать сочетаний с буквой Р. Эти буквы детям особенно трудно произносить, они часто путаются.

Прописи для детей 5-6 лет

Для детей 5-6 лет прописи будут с более сложными заданиями. В них включены печатные и письменные буквы, а также палочки, крючки и другие части из которых строятся письменные буквы. Но пунктирные линии в этих прописях сохраняются. По ним ребенок обводит буквы, учится вести линию ровно и без отрыва. Лучше обводить буквы в прописях хорошей ручкой, потому что работая карандашом, ребенок может слишком сильно нажимать на карандаш, а от этого будет уставать рука.

Используя такие прописи ребенок не только познакомится с буквами русского алфавита, но и станет лучше их запоминать, а также выучит как они пишутся письменно. Также в прописях для дошкольников часто встречаются цифры. Дошкольник знакомится с цифрами и счетом.

Прописи для детей 5-6 лет можно условно разделить на:

  • прописи АЛФАВИТ,
  • прописи ЦИФРЫ.

Вы можете бесплатно скачать по ссылкам прописи и распечатывать их по листочку для вашего ребенка.

Возможные причины проблем с произношением «Л»

Одна из причин речевого дефекта ребенка — подражание неверному произношению взрослых. Либо взрослые приходят в умилении при лепетании малыша и начинают разговаривать с ним на его языке, нарочно коверкая слова или отдельные звуки, либо они сами имеют речевой дефект, и дети им подражают. Также высока вероятность неправильного произношения у детей, проживающих в двуязычных семьях.

Кроме того, малыш может просто пропускать букву «Л» или заменять ее другими, потому что так ему легче. Если вовремя не исправить ситуацию он привыкнет, и будет постоянно коверкать слова.

Трудности с произношением «Л» у детей могут быть вызваны и физиологическими причинами:

  • Нарушениями в строении артикуляционного аппарата.
  • Проблемой со слухом – малыш неправильно слышит букву и из-за этого неверно ее произносит.
  • Патологией речевого дыхания.

В этом случае, правильно поставить диагноз может только квалифицированный специалист, в остальных вариантах родители смогут сами научить малыша, обойтись без помощи логопеда.

Когда ребенок научится выговаривать р и л

В формировании речи ребенка сначала встают свистящие звуки, а вот буквы Р и Л считаются трудными для произношения, и полноценно в речи ребенка обычно встают к 4-5 годам.

Обратите внимание

Если рассматривать проблему в целом, то только у 10% детей до этого возраста отмечается чистое произношение звуков «р» и «л». В остальном, можно увидеть проблемы той или иной сложности.

Как утверждают многие специалисты, причины такой проблемы могут быть не только логопедическими, но и стоматологическими. Именно поэтому в ее решении могут участвовать сразу несколько специалистов, иногда именно их слаженная работа помогает решить проблему в короткие сроки.

Родители должны понимать, что выяснение причины нарушения произношения звуков – первый и важный этап в лечении. Но обо всем по порядку.

Упражнения для улучшения речевого слуха

Для улучшения речевого слуха ребенка логопеды используют специальные упражнения, представленные в виде игр:

  • «Говори громче и тише» — в зависимости от размера отображаемой игрушки нужно говорить громче или тише;
  • «Найди ошибку»: ребенку показывают картинку, сознательно называя ее ошибками, если ребенок заметил ее, он должен хлопать в ладоши;
  • «Угадай, чей это голос!» — взрослый играет голосами животных, а ребенок должен угадывать, кто кому принадлежит;
  • «Выберите слово!» — логопед показывает фото и перечисляет слова, ребенок должен выбрать то, что соответствует картинке.

Для постановки звука «л» необходимы регулярные тренировки с упражнениями разной степени сложности, а также уроки музыки.

Возможные трудности в выборе варианта

В русском языке большинство правил неоднозначны и имеют дополнительные пояснения или исключения.

Возможные затруднения в выборе размера графического значка:

  1. Собственные имена мифических, исторических, литературных героев, которые стали употребляться обобщенно, в переносном значении, для обозначения определенного характера или образа жизни людей. Правила написания подобных слов неоднозначны: одни пишутся с большой (Обломов, Наполеон, Гамлет), другие со строчной буквы (донкихот, иуда, геркулес, ставшие именами нарицательными). Вариант их употребления дается в словаре.
  2. Такие же разграничения и свои особенности написания имеют названия географических объектов и важных исторических событий, применяемые в обобщенном (переносном) значении: содом (разврат), олимп (верх), камчатка (последние места) и Чернобыль, Мекка, Хиросима.
  3. Названия аппаратов, техник, единиц измерения, полученные по именам своих изобретателей, пишутся со строчной буквы. Например: рентген, вольт, паскаль и прочее.
  4. Фразеологические обороты и термины, где одно из слов является именем собственным, а также составленные по ним прилагательные большого значка не имеют (ахиллесова пята, демьянова уха, рентгеновы лучи).
  5. Имена прилагательные, которые были составлены по фамилии и имени человека с использованием суффиксов –ск, -овск, -инск – пишутся со строчной буквы (далевский словарь, пришвинская проза).

Упражнения для улучшения речевого слуха

Чтобы развить речевой слух, логопеды рекомендуют играть с ребенком в игры:

  1. Предлагают говорить слова сначала тихо, потом со средней силой, потом громко. Можно показать игрушки и давать задания — маленькая игрушка говорит тихо, большая громко, потом наоборот.
  2. Читают по ролям сказки, где герои говорят разными голосами — тихо или громко, низким или высоким голосом.
  3. Ребенку показывают картинки и называют их. В некоторых названиях делаются ошибки. Если играющий замечает ошибку, он поднимает руку или хлопает в ладоши.
  4. Взрослый показывает картину и произносит несколько похожих слов. Среди них нужно выбрать одно правильное (лук — луг — люк).
  5. Родитель или воспитатель называет обобщающее слово. Детей просят назвать примеры слов из названной группы. В них должна встречаться буква Л (фрукты — лимоны, яблоки, деревья — клен, липа и т.д.).

Тренировки нужно проводить систематически. Игровые занятия можно дополнить музыкальным сопровождением.

Дополнительные занятия

Важно проводить и упражнения, способствующие улучшению речевого слуха

Вначале необходимо произносить слова еле слышно, затем погромче и потом совсем громко. Например, можете взять три мягких игрушки или кукол и плюшевого медведя и рассказать ребенку, кто и как из них должен говорить.
Чтение сказок по ролям

Тут важно, чтоб герои говорили с разной интонацией, на разных высотах. Кто-то низким голосом, кто-то высоким.
Малышу демонстрируются карточки с изображениями

Взрослый называет, что на них, но произносит названия, совершая ошибки. Если малыш слышит оговорку, он должен поднять руку или начать хлопать, чтобы ему дали слово, чтоб карапуз мог указать на ошибку.
Взрослый демонстрирует картинку, на которой изображено слово с буквой л и называет несколько вариантов слов, схожих по звучанию. Например, «луг», «люк», «лук». Малыш должен выбрать то, что именно изображено на картинке.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика поможет разработать активные органы речи. Это полезно для произношения всех звуков, а не только твердого .

ЗаборчикТрубочка.

Часто у людей искажается звучание речи, поскольку губы при разговоре почти не двигаются. Поочередное выполнение этих упражнений поможет ребенку разработать подвижность губ. Достаточно 7-8 раз в день.

Ветерок. Улыбка, рот приоткрыт. Малыш прикусывает язычок зубками и выдувает поток воздуха. Должно получиться две струи. Чтобы проверить, поднесите к его рту перышко.

Звуки произносят при выдохе. Но детям обычно не хватает сильной струи воздуха. Поэтому рекомендуется заниматься с ними дыхательными упражнениями: выдувать мыльные пузырьки, задувать свечи, петь.

Следующие упражнения разрабатывают подвижность языковых мышц. При выполнении губы растянуты в улыбке, нижняя челюсть не подвижная.

Вкусное варенье. Рот приоткрыт. Языком нужно облизывать верхнюю губу сверху вниз.Маляр. Язычок гладит твердое небо, как будто «красит» его – от зубов вглубь рта.Чистим зубки. Кончик языка двигается по внутренней стороне верхних зубов – сначала в одну сторону, потом в другую.Посчитаем верхние зубки. Кончик языка толкает каждый зуб.Качели. Кончик языка поочередно толкает верхние и нижние резцы.Лошадка. Ребенок имитирует языком цоканье копыт. Поначалу он делает это громко, затем все тише и тише.Грибок. Язык сильно прислоняется к твердому небу.Гармошка. Малыш повторяет упражнение «грибок», только теперь он открывает и закрывает рот.

Не нужно давить на ребенка и заставлять его заниматься. Занятия не должны быть наказанием за непослушание. Все упражнения выполняются в форме игры, так, чтобы ему было интересно. В этом случае результат будет заметным.

Тренировка артикуляционной гимнастики

Наиболее действенные и действенные логопедические упражнения на звук «л»: «Пароход», «Индейка», «Лошадь», «Бриз». Давайте подробнее рассмотрим, как работает каждое упражнение.

«Стим». Направлен на то, чтобы учащийся научился управлять мышцами языка. Ребенку следует немного улыбнуться и открыть рот, высунуть язык наполовину, прикусить его и пропеть многократное «ш-ш». В результате получается имитация парового свистка. Если вы слышите другой звук, проверьте положение трости на ребенке.

«Турция». Рот открыт, загнутый язык кладется на верхнюю губу, движения производятся вверх-вниз по губе. Быстро выдыхаем воздух, получаем звук, напоминающий «разговор» индейки.

«Лошадь». Первый — научить дошкольника щелкать, как лошадь. Нижняя челюсть должна быть неподвижной. Язык упирается в небо, легкая улыбка, приоткрытый рот. Следующий этап — пошуметь, но уже без голоса и громкости, без звука. Так развиваются мышцы челюсти.

«Ветер». Имитируем дуновение ветерка. Он должен выходить не по середине, а по краям. Для этого начинающему ученику необходимо прикусить кончик языка и выпустить воздух. Проверить правильность можно ватным тампоном. Поднесите его ко рту, и вы увидите направление струи.

Что такое ламбдацизм и параламбдацизм

Неправильному произношению звуку «л», «ль» или полному его отсутствию есть научное название-ламбдацизм. Его подразделяют на 4 вида:

  • носовой. Звук, выходящий с потоком воздуха, стремится попасть не через рот, а через нос. Это происходит, когда корневая часть языка упирается в нёбо, мешая проходу. В таких случаях вместо «л», получается «нг лапа-нгапа, лак-нгак;
  • двугубный. Ребенок ставит губы трубочкой, таким образом, что вместо положенного «л», получается «у»: лекарь-уекарь, лампа-уампа;
  • межзубный. Кончик языка попадает в пространство между зубами, проявляя неправильный звук;
  • отсутствие «л». Один из самых частых вариантов. Малыш вообще не произносит «л», вместо этого получаются слова без него: Лук-ук, линза-инза.

Что такое ламбдацизм теперь понятно, а что же тогда такое параламбдацизм. Сюда относится замена «л» на другие звуки. К таким заменам относятся:

  • замена «л» звуком «в» или «б»: лала — баба, лава-вава, луна-вуна;
  • замена «л» на «г»: гол-гог, стол-стог;
  • замена «л» на «д»: лошадь-дошадь, лупа-дупа;
  • замена «л» на «йа», «ё», «йу»: ладерь-йагерь, ложка-ёжка, лук-йук;
  • замена «л» мягким «ль»: дела-деля.

Как нужно расположить язык и губы, чтобы правильно произнести «Л»

Произношение «Л», особенно если звук еще не получается, требует правильного расположения органов артикуляции

Нужно обратить внимание на следующие правила:

зубы из верхних и нижних рядов не должны смыкаться – лучше, если они будут находиться на небольшом удалении друг от друга;
чтобы не нарушить дыхание, важно следить за боковыми частями языка – они не должны примыкать к дальним зубам верхнего ряда;
кончик языка следует напрячь, он должен упираться в верхние зубы либо в десны над ними;
корневую часть языка важно приподнять;
чтобы в носовую полость проход был закрыт, нужно приподнять верхнее нёбо;
в области голосовых связок нужно создать вибрацию.

Положение губ может быть разным при произношении «Л» — всё зависит от букв, которые следуют в слове после.

С какого возраста можно обучать детей письму?

Из вышесказанного понятно, что подготовка к письму должна начинаться совсем не в последний год перед школой (уж тем более не в последнюю пару месяцев!), а намного раньше. Тогда малыш пройдет этапы психологической и физической подготовки гармонично, без перенапряжения, без гонки за быстрым результатом (ведь за лето нужно успеть, иначе потом будет еще сложнее). В этом деле спешка — слишком большая нагрузка на маленький организм, которая, как минимум, вызовет отвращение ребенка к учебе вообще. А почерк в таком «скороспелом» случае вряд ли будет красивым.

Если дошкольник приступает к освоению письма, когда уже достаточно ловко пользуется ручкой или карандашом, может выполнять сложные по координации движения, удерживать внимание и проявлять усидчивость не менее 15 минут, то графические результаты (то есть собственно письмо) будут гораздо лучше

Для этого нужно, прежде всего, развивать мелкую моторику и координацию движений рабочей руки (не важно – правая она или левая)

Целенаправленно развивать ручки малыша в этом направлении можно уже с 3 лет, когда есть смысл знакомить его с самыми простыми раскрасками, фломастерами, карандашами. Такие занятия будут постепенно готовить руку к правильному письму (прежде всего, ребенок научится ограничивать длину проводимой линии, рисовать линии в разных направлениях). Пусть юный художник пробует создавать и собственные картины

Уже на этом этапе важно научить малыша правильно держать письменные принадлежности

Кроме того, подготовить руку к письму помогают следующие виды занятий на развитие мелкой моторики:

  • лепка из пластилина, глины, теста;
  • работа с крупами, фасолью, горохом;
  • рисование пальцами по манке, муке, слою крупы;
  • мозаика, конструкторы;
  • вырезание ножницами;
  • игры с песком;
  • оригами;
  • шнуровки.

Но родители должны помнить о возрасте ребенка и не затягивать подобные занятия дольше, чем на 15 минут.

Игры на закрепление произношения

Игровая форма логопедических занятий позволяет пробудить у малыша интерес, увлечься процессом. Вот примеры игр на закрепление произношения Л:

«Дорожки»: на листе бумаги написана большая буква Л и волнистые дорожки от неё к предметам, которые начинаются на этот звук. Ребёнку нужно поставить пальчик на букву и от неё вести по линии, всё время проговаривая звук, а в конце назвать предмет.

«Колобки»: необходимо изготовить фигурку лисы и 10 колобков, а также картинки со словами, содержащими букву Л в разных частях слова. Если малыш правильно называет слово с картинки и чётко произносит звук Л, то колобок убегает от лисы, если нет — она его съедает.

Коррекция

Практикующий может использовать несколько техник постановки. Это дыхательная и артикуляционная гимнастика, а также техники имитации, замещения звука или механической коррекции. Какой вариант выбрать для каждого отделения индивидуально, определяет логопед. Кроме того, важны контакт ребенка с дефектологом, его позитивный настрой и желание общаться с «чужим» взрослым. Дети лучше «раскрываются» и контактируют, когда специалист дает индивидуальные, а не групповые занятия.

Среди эффективных методов постановки выделяют следующие.

  • Имитация. Логопед будет использовать его в индивидуальной работе с ребенком, но ничто не мешает продолжить коррекцию дома. Ребенок должен показать правильное положение языка во рту при произнесении «л», попросить повторить за вами. Рот должен быть приоткрыт, щеки напряжены. Попросите ребенка поднести ладонь ко рту и почувствовать, как изо рта выходит теплый воздух, когда он что-то произносит. На уроках используйте яркие картинки, изображающие букву и слоги с ней. Попросите ребенка произносить слоги, глядя на картинку — это ускоряет формирование навыка.
  • Произношение из другого звука. Гласные дети легко произносятся и некоторые из них можно «трансформировать» в нужную фонему. Например, «а», если вы просунете язык между зубами, потянете за гласную и легко «покусываете» язык зубами примерно посередине. Настройка «y» работает аналогично, только язык нужно прикусить не по центру, а прямо на кончике.
  • Механическая коррекция. Этот метод широко используется логопедами, но не подходит для домашнего «использования». К нему стоит прибегать только в том случае, если специалист посоветовал это сделать и показал, как именно выполнять упражнение. При механической коррекции можно использовать пальцы, деревянную лопатку или чайную ложку, с помощью которых органам речи придается необходимое положение для правильного произношения звука.

Хороший результат дает совмещение выбранной специалистом корректирующей техники с артикуляционной гимнастикой на звук «л». Комплекс упражнений аналогичен подготовительному, но задания будут немного посложнее.

Окно. Попросите ребенка широко открыть рот и зубы. В этом случае язык должен оставаться неподвижным, а челюсти должны быть слегка напряжены. Необходимо держать «окно» до 10 секунд.
Ковш. Язычок формуют в ложку, загибающую кончик вверх и выступающую наружу

Важно, чтобы вы не касались верхних зубов и оставались натянутыми в течение нескольких секунд. Выполняется 5-6 повторов.
Cob

Кончик вытянутого языка, как кнут, проталкивается по небу. Сначала медленно, потом быстрее. Губы слегка приоткрыты, но челюсть остается неподвижной.
Гармонический. Язык плотно прижимается к нёбу, после чего открывается и закрывается рот.

Эти упражнения помогают улучшить двигательную активность языка, привести в тонус мышцы и повысить эластичность подъязычной уздечки».

Причины неправильного и некрасивого почерка

Основная причина, по которой дети и взрослые пишут неразборчиво или недостаточно красиво — необходимость в принципе много и быстро писать. Стоит лишь вспомнить почерк врачей, вошедший если не в притчу, то уж точно во множество анекдотов. Но такая проблема известна не только врачам.

Еще в школе дети сталкиваются с необходимостью быстро записывать информацию, а вот качеству письма уделяется мало внимания. Мы учимся красиво писать и правильно держать ручку только в первом классе, но спустя время необходимость быстро записывать лекции сводит все усилия до известного «как курица лапой».

В дореволюционную эпоху скорость написания ограничивали перьевые ручки — школьникам и взрослым приходилось выводить буквы медленно и аккуратно, чтобы не поставить кляксу. С использованием шариковых ручек такие ограничения пропали. Писать стало проще, но на красоте почерка это сказалось не лучшим образом.

На чистоту написания букв влияют и личные особенности

Например, ребенку-холерику с бурным взрывным темпераментом сложно оттачивать каллиграфию, уделяя внимание каждой мелочи. Для него необходима дополнительная мотивация, чтобы раз за разом тщательно выводить строчки

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: