Как запоминать большие объемы информации

Как развить у ребёнка память

8 законов памяти

Их необходимо знать, чтобы правильно работать с памятью – быстрее и эффективнее запоминать большие объемы материала. Они также помогут разработать собственную стратегию изучения и откроют для вас некоторые нюансы самого феномена памяти.

  1. Яркие впечатления – чем более необычной для нас является информация, тем больше шансов запомнить ее.
  2. Значимость – данные, которые способны всерьез повлиять на нашу жизнь, мы запоминаем гораздо быстрее, чем второстепенные сведения.
  3. Мотивация – лучше всего, если вы сможете установить прямую зависимость вашего светлого будущего от изучения материала.
  4. Деятельность – чем больше мы работаем над информацией (корректируем, меняем, дополняем), тем быстрее мы вовлекаемся в деятельность и запоминаем прочитанное.
  5. Настройки и установки – необходимо готовиться к изучению, давать себе правильные установки на работу и подбирать наиболее удобный способ обучения.
  6. Предшествующие знания – если вы уже обладаете некоторыми знаниями по теме, то целесообразно вспомнить и систематизировать их.
  7. Взаимодействие следов памяти – как оказалось, учиться лучшего всего вечером и утром, тогда процесс изучения материал будет предельно эффективным.
  8. Временной слой – чем больше информации по теме вы получаете со временем, тем больше ассоциаций с полученными данными возникает в вашей голове.

Постарайтесь использовать эту информацию при формировании собственной стратегии изучения. Помните, что все мы индивидуальны: кому-то нужно больше времени на изучения одного блока, кому-то требуется более продолжительный отдых и так далее. Старайтесь отойти от шаблонных стратегий и создать свою методику.

5 способов поправить ситуацию. Как развить память и внимание у ребенка 8 лет, упражнения

Самый простой шаг

Сначала нужно понять, почему произошло ухудшение памяти. Может что-то произошло в школе? Стресс? Он поругался с одноклассниками и действует назло? Типа, куплю билетик и пойду пешком) Если дело в этом, то действуем на причину. Память — это следствие.

Дальше. Смотрим режим питания и отдыха. Оцениваем, все ли в норме:

  • Ребенок ест нужные для головного мозга продукты (гречку, бобовые, орехи, сыр, рыбу жирных сортов, достаточно фруктов и овощей)
  • каждый день бывает на свежем воздухе
  • интенсивно двигается хотя бы полчаса в день (та же физическая зарядка), чтобы улучшить кровоснабжение мозга на более чем 24 часа

Нет ли нейропсихологических проблем?

Если все в порядке или у вас цель — помочь ему развить память, то приступим.

Методы развития памяти у детей

Прежде чем вбирать методику для развития памяти, следует сказать, что память бывает нескольких видов: зрительная, слуховая, сенсорная или тактильная, обонятельной, вкусовой. Кроме того различают кратковременную, долговременную и мгновенную память. Для каждого вида существуют свои задания, упражнения, развивающие игры

Работая над собой нельзя уделять внимание какому-то одному виду памяти, лучше делать это комплексно, тогда и результаты будут куда лучше. Для развития концентрации, внимания и памяти существует множество методик

Методика Домана. Методика развития малышей и подростков Гленна Домана направлена на развитие как физического тела, так и интеллекта. Она включает в себя множество развивающих упражнений, которые для достижения результатов рекомендуется выполнять систематически. Занятия проводятся в игровой форме и имеют возрастные отличия: есть комплекс для новорожденных, есть для младенцев постарше, а так же для дошкольников и школьников.

Метод Шичида. Развитие памяти по методу Шичида направлено на развитие творческих навыков у малышей, эффективное запоминание материала, и стимуляцию креативного мышления. Упражнения и игры разработаны таким образом, чтобы можно было заинтересовать в занятии и дошкольников, и грудничков, поскольку комплексы разработаны для отдельных возрастных групп детей. По этой методике работают многие детские сады и школы, а также она рекомендуется для занятий ребенка с родителями. Важным требованием для достижения хороших результатов обучения является системность и регулярность занятий.

Методика эйдетики. Эйдетика представляет собой одну из современных методик развития речи, памяти ребенку, обучения его чтению и скорочтению, развития образного мышления у ребенка. С ее помощью, занимаясь по несколько минут в день, можно достичь потрясающих результатов. Те педагоги, которые обучали детей в школьных и дошкольных заведениях по упражнениям данной методики пришли к выводу, что с ее помощью даже самого слабого ученика можно вырастить развитой и неординарной личностью. Суть метода состоит в том, чтобы подключить к процессу запоминания все органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, тактильные ощущения. Таким образом, можно создавать ассоциации, которые помогут вспоминать необходимую информацию.

Методик для развития и тренировки памяти и внимания существует множество, но нет смысла опробовать на ребенке каждую. Можно выбрать для занятий упражнения из разных методик, которые больше нравятся малышу или родителям.

Не смотря на то, что некоторые методики рассчитаны на развитие детей от 0+, перед началом занятий следует проконсультироваться с неврологом на предмет зрелости мозговых структур к интеллектуальным нагрузкам.

Важно помнить, что любые упражнения для развития детей должны носить систематический характер, чтобы эффект от них был максимально высоким. Продолжительность занятия т особенности развития памяти и внимания прямопропорционально зависит от возраста ребенка

Подростковая память

Память — комплекс познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению полученных ранее знаний и навыков.

В возрасте 10-15 лет у ребенка происходит серьезная «перестройка» процессов запоминания. Отсюда и проблемы с «плохой памятью» у подростка. Он переваривает массу информации, часть которой необходимо запоминать для хорошей успеваемости в школе и дальнейшего поступления в ВУЗ.

Советский психолог А. Н. Леонтьев изучил закономерность развития у детей основных видов памяти — непроизвольной и произвольной. По его мнению, у подростков, в отличие от младших школьников, продуктивность непроизвольного запоминания замедляется с одновременным ростом произвольного. То есть в возрасте 10-15 лет ребенок способен управлять познавательными процессами. Из потока информации он учится вычленять главное и сохранять в памяти именно это.

В целом, развитие памяти у детей 10-12 лет и старше сводится к развитию мышления. Для ребенка вспоминать и воспроизводить тот или иной учебный материал — значит думать и рассуждать. Он устанавливает логические связи между элементами информации, а когда нужно воспроизвести ее, он вспоминает все цепочки.

Научим ребенка учиться с удовольствием

Записаться на консультацию

Вследствие того, что к старшим классам появляется много новых учебных предметов и усложняется сама школьная программа, у подростков могут начаться проблемы с запоминанием

Память ребенка важно тренировать

При этом родителям не стоит брать на себя постоянную функцию напоминания, так как это будет демотивировать ребенка. Его память без тренировки станет хуже, а он сам привыкнет, что можно лишний раз не думать — мама напомнит.

Как происходит процесс запоминания у детей разных возрастов

До 2 лет

В этом возрасте дети не способны запоминать большое количество информации. Но примерно с шести месяцев малыши проявляют первые признаки развития памяти: они помнят и пытаются воспроизвести определённые звуки.

От 2 до 6 лет

В это время большинство детей учится говорить и воспринимать речь. Приближаясь к школьному возрасту, ребёнок начинает использовать все сохранённые ранее данные. Лучше всего запоминаются не сухие факты, а информация, которая связана с историей или сюжетом.

От 6 до 12 лет

Дети учатся справляться с более сложными задачами, читать, считать и вычислять. В этом возрасте начинает развиваться долговременная память, благодаря чему процесс запоминания протекает легче.

От 12 лет и старше

Благодаря получению новых знаний, развитию навыков и опыту, детский мозг начинает работать, как у взрослых. В этот период рекомендуется записать ребёнка в какой-нибудь кружок или предложить интересное хобби, так как в этом возрасте он начинает ясно осознавать, что именно ему интересно. Попробуйте направить его увлечения в правильное русло.

Как развить память у ребенка?

Основным видом деятельности малышей является игра, поэтому и такое важное дело, как развитие памяти, должно проходить в рамках развлекательного процесса. Недопустимо заставлять ребенка заниматься, это навсегда убьет у него интерес к получению новых знаний

А использование современных игровых технологий позволит добиться отличного результата и весело провести время.

Тренировать память ребенка необходимо регулярно, систематически, предлагая крохе различные задания, чтобы уроки не надоели ему.

Специалисты рекомендуют придерживаться таких рекомендаций:

  • Чтобы ребенок лучше запомнил что-либо, следует задействовать как можно больше типов памяти. Например, если нужно будет пересказать какой-то простой рассказ, для запоминания следует его прослушать, посмотреть картинки, нарисовать, проиграть.
  • Добиваться правильного ответа любой ценой нельзя, малыш не должен уставать. Также недопустимо ругать ребенка, нервничать, злиться, если он не понимает задания. Пользу такие уроки не принесут. Лучше заниматься почаще, но понемногу.
  • Разнообразие упражнений – гарантия того, что ребенок не утомится.
  • Для продуктивной работы мозга необходим свежий воздух, поэтому часть занятий по развитию памяти можно проводить на улице.

Развитие памяти имеет огромное значение в процессе воспитания ребенка

Не стоит недооценивать важность подобных упражнений и игр, поскольку они создадут благоприятную почву для последующих успехов в учебной деятельности. Если упустить момент, то ребенок начнет испытывать трудности с выполнением задач, поскольку не сможет запомнить алгоритм действий, будет производить впечатление невнимательного и даже недостаточно развитого

Подростковое воображение ​

Воображение — способность человека к спонтанному возникновению или преднамеренному построению в сознании образов, представлений и идей.

Развитое воображение может влиять на всю познавательную деятельность подростка, эмоционально-волевую сферу и саму личность. Некоторым детям проще решать задачи, именно представляя сложные математические знаки, а не расписывая решение на бумаге. А другим богатое воображение в совокупности с теоретическим мышлением помогает развиваться творчески — писать стихи, рисовать, моделировать. Скованному, стеснительному ребенку образы в сознании помогают быть более уверенным в себе — сначала он «проиграет» ситуацию в воображении, чтобы в дальнейшем решительно действовать.

Ребенок в возрасте 12 лет уже умеет управлять своим воображением. Он четко видит разницу между вымышленным и реальным миром. Воображение подростка менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но гораздо богаче фантазий ребенка младшего возраста.

Несмотря на все «бонусы», которое дает воображение, к развитию воображения у подростка 13-15 лет стоит относиться с повышенным вниманием. Когда ребенок с головой погружен в мир переживаний и намеренно уходит из реального мира в свои фантазии, снижается его мыслительная деятельность

Авторские методики

Методика Домана

Другие названия: паттернинг, методика Домана-Делакато.

Суть: начинать развивать основные психические процессы с раннего детства.

Основные принципы:

  • начало занятий — с 6-месячного возраста,
  • только позитивный настрой: всегда хвалить, поощрять, не кричать, не наказывать,
  • заниматься только в благоприятной атмосфере, когда у ребёнка есть желание и хорошее настроение,
  • занятия должны быть короткими, чтобы он не успевал уставать,
  • применять разнообразный, но построенный в логической последовательности материал,
  • регулярный характер занятий,
  • отсутствие контрольных и проверочных занятий на оценку.

Многим детским психологам и воспитателям методика Домана позволяет активно и многосторонне подготовить ребёнка к школе. По мнению Гленна, с 6-7 лет начинается уже чистое обучение, которое вытесняет процессы естественного развития.

Методика Монтессори

Другие названия: методика раннего развития.

Суть: предоставить ребёнку полную свободу в развитии, особое внимание этому уделять в раннем возрасте. Основные принципы:

Основные принципы:

  • чем раньше начинаются тренировки — тем лучших результатов можно добиться,
  • опора именно на непроизвольную память: ребёнок сам выбирает формы, методы и техники занятий,
  • поэтому основная деятельность — игровая,
  • занятие заканчивается тогда, когда он устаёт,
  • взрослые играют роль наблюдателя,
  • мнемонические способности развиваются вместе с интеллектом, воображением, моторикой, логикой и речью.

В отличие от Гленна Домана, методика Монтессори охватывает не только возраст до 6 лет, но и школьный период жизни.

Ещё целый ряд развивающих методик:

  • Говарда Гарднера (США) — изучение английского языка с пелёнок (за счёт словарного запаса расширяется объём сохранённой информации, которую постоянно нужно воспроизводить).
  • Самбурской А. А. (Россия) — все занятия проходят под музыкальное сопровождение, которое активизирует работу мозга и улучшает кровообращение.
  • Дьеныша З. П. (Венгрия) — с помощью логических задач.
  • Зайцева Н. А. (Россия) — обучение чтению с ранних лет. Складовой принцип с помощью специальных кубиков.
  • Сесиль Лупан (Бельгия) — индивидуальный подход на любом возрастном этапе.
  • Супругов Никитиных (Россия) — опора на непроизвольную память и личностный опыт.
  • Макато Шичида (Япония) — развитие феноменальной фотографической памяти с раннего возраста.

Авторские методики представляют собой целую педагогическую систему и используются чаще всего в детских садах, школах и развивающих центрах. Однако и родителям тоже полезно заимствовать из них определённые идеи.

Питание для улучшения памяти

Родителей волнует вопрос, нужны ли особые продукты для лучшего усвоения и запоминания информации. Ученые выяснили, питание играет огромною роль для развития памяти. Поэтому включите в рацион ребенка:

  • грецкие орехи;
  • чеснок;
  • арахис;
  • мед;
  • сухофрукты;
  • морскую капусту;
  • цитрусовые;
  • рыбу жирных сортов;
  • курагу;
  • какао;
  • морковь.

Дело в том, что эти продукты имеют в своем составе необходимые витамины и микроэлементы, обеспечивающие нормальную работу мозга. Поэтому не забывайте о правильном и сбалансированном питании, особенно, в период умственных нагрузок (экзамены).

Также можно принимать витаминные комплексы. Но перед этим следует проконсультироваться с лечащим врачом. Без назначения доктора приобретать препараты не стоит.

7 способов улучшить память ребенка

Проследите, чтобы ребенок спал положенное количество часов согласно его возрасту. Усталый мозг не способен запоминать информацию.

Данные рекомендации помогут родителям улучшить память у детей и проводить тренировки в непринужденной обстановке.

Простые, но эффективные игры способствующие развитию памяти

Занимаясь с детьми самостоятельно, родители сталкиваются с проблемой, как выбрать интересную и максимально развивающую игру? Ведь помимо эффективности важна и личная вовлеченность ребенка. Специалист-логопед поможет подобрать увлекательные игры-занятия и подскажет, как адаптировать их под индивидуальные интересы малыша.

Игра «Пошла Муха на базар» будет интересна по нескольким причинам. Она легко адаптируется к окружающим условиям, перерастая в целое представление!

За основу взята строчка из выразительного и ритмичного стихотворения Корнея Чуковского. Начиная игру, как упражнение вы всегда можете перейти к сюжету и увлечь ребенка оригинальной историей.

  1. Подберите около 10 различных по размерам предметов, такие как игрушки, кухонная утварь и любые попавшие под руку предметы.
  2. Разложите их перед ребенком, выбирая произвольные объекты, начните читать стишок: Пошла Муха на базар и купила куклу. Пошла Муха на базар и купила… салфетку, кружку и пр.
  3. Назвав, таким образом, около 3-х объектов, попросите малыша сложить названые предметы в корзинку или просто указать на них.

Постепенно задача будет усложняться:

  • Называйте большее количество предметов.
  • Просите малыша сложить их строго в названной последовательности.
  • Для тренировки внимания можно пойти и обратным путем. Попросить ребенка назвать не отмеченные вами предметы. Это поможет проверить его реакцию на нестандартное задание и продемонстрирует находчивость и внимательность.

Но не пытайтесь сразу усложнять задачу, нагрузка должна повышаться плавно.

Игра «Сможешь повторить?» поможет развить двигательную память и усмирит особо активных малышей. Играть в эту игру можно как в паре, так и с большим количеством детей.

  1. Перед детками ставится одна простая цель – повторить движения взрослого человека.
  2. В этой игре не лишней будет музыка, она задаст темп и превратится в веселый танец.
  3. Среди демонстрируемых движений может быть:
    • хлопки перед собой, над головой и в прыжке;
    • топаем ножками с определенным количеством движений или в случайном порядке;
    • прыжки 1-3 раза,
    • приседания с хлопками и другими дополнениями;
    • повороты и кружение на месте;
    • бег самолетиком, «плавание» по воздуху и пр.

Начиная с простых и самостоятельных движений, можно переходить к коротким связкам. Дополнять звуками, загадками и строчками из детских стишков.

Игра «Повтори по образцу» поможет в тренировке внимания и памяти, вовлекая ребенка в спокойное взаимодействие. Для этой игры потребуются счетные палочки, карандаши или коктейльные трубочки.

  1. Ваша задача выложить определенный рисунок. Это может быть домик, буква, цифра или простая геометрическая фигура.
  2. Затем своим набором «инструментов» ребенок должен повторить задуманный объект.
  3. Хотите усложнить задачу? Покажите и разберите образец, предоставляя ему возможность использовать только собственную память.

Игра может способствовать развитию фантазии. Предложите малышу создать собственную фигуру из ограниченного количества палочек.

Игра «Угадай-ка» служит отличной тренировкой для тактильной памяти и мелкой моторики. При этом такой досуг будет интересен как малышу, так и самим взрослым.

Для игры понадобится непрозрачный шарф, чтобы завязать глаза и различные предметы. Это могут быть окружающие вас вещи, главное, что бы их тактильные свойства отличались друг от друга и были выраженными.
Завязав ребенку глаза, вложите ему в руку карандаш, лист бумаги или любимую игрушку. Подойдет шерстяной носок, любимый платочек и пр.
Задача ребенка угадать, что же он держит в руках

Важно описать свойства этого предмета. Помогайте ему, задавайте вопросы о форме, размере, жесткости предмета

Чем больше ощущений испытает и назовет ребенок, тем лучше.

Предложите сыграть в игру всей семьей, завязывайте глаза друг другу по очереди и давайте самому юному участнику примерить на себя роль ведущего.

Помните, что в возрасте 3-4 лет увлечь детей могут только по-настоящему интересные сюжеты. Поэтому если малыш не хочет слышать о Мухе — Цокотухе, попытайтесь создать подобную историю с его любимыми персонажами из мультфильмов. В конечном счете, именно вы знаете, что любит ваш малыш.

Не пытайтесь превратить игру в упражнение. Все взаимодействие с ребенком должно происходить в легкой форме, в противном случае это просто вызовет раздражение и утомление, не приведя к желаемому результату.

Играйте везде. Не старайтесь приучить малыша к игре в строго отведенное время и место. Постоянно экспериментируйте и увлекайте его в изучение окружающего мира.

Подростковое мышление

Мышление — познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Считается, что оно развивается до высшего уровня позже других психических процессов.

До 10 лет у подростка больше развито формальное мышление. Это последовательность умственных действий по заранее определенным правилам. Но чуть позже все меняется. Развитие ребенка в 12-15 лет — период споров, рассуждений и размышлений. Подросток задает родителям и учителям целый ворох важных для себя вопросов, думает и принимает решения. У него уже накопился некоторый жизненный опыт, что позволяет делать определенные выводы из тех или иных ситуаций, строить планы, приобретать личностные установки. Сейчас у подростков происходит активное развитие математического (критического) мышления.У ребенка появляется желание и умение «копнуть глубже» и найти истину, понять причины разных понятий и явлений, многие вещи он ставит под сомнение.

Даже младшие подростки учатся мыслить логически. Это процесс, при котором ребенок для решения тех или иных задач использует логические понятия и конструкции. Цель логического мышления — получить обоснованный вывод из имеющихся предпосылок. И уже к 13-15 годам дети пытаются рассматривать поставленные задачи разносторонне — анализируют информацию, сопоставляют и обобщают факты, классифицируют данные.

У старших подростков происходит развитие абстрактного и гипотетического мышления. Ребенок, оперируя накопленными знаниями и мыслительным опытом, начинает проявлять интерес к разнообразным философским проблемам (религиозным, экономическим, политическим, этическим), он с блеском в глазах строит планы на будущее, приобретает более глубокий взгляд на окружающий мир.

Легкий способ развития слуховой памяти

Как наш мозг запоминает информацию

Мы получаем информацию благодаря сенсорным чувствам – слуху, зрению, вкусу, обонянию и осязанию. Они помогают собирать данные, то есть воспринимать их. Сразу после восприятия информации мы начинаем ее запоминать. Происходит это в 2 этапа:

  1. Попадание данных в кратковременную память, где она хранится несколько секунд.
  2. Попадание данных в долговременную память, где она может храниться от нескольких минут до многих лет.

В процессе передачи информации от восприятия до кратковременной памяти важную роль играет внимание – от него зависит объем данных, который мы сможем запомнить. Из кратковременной памяти информация переходит в долговременную при помощи повторения или ассоциаций

Последние имеют особое значение, так как все имеющиеся в памяти концепции мы связываем между собой до тех пор, пока они не образуют некоторую схему

Из кратковременной памяти информация переходит в долговременную при помощи повторения или ассоциаций. Последние имеют особое значение, так как все имеющиеся в памяти концепции мы связываем между собой до тех пор, пока они не образуют некоторую схему.

Наиболее эффективный метод запоминания – это ассоциации. Если нам не с чем ассоциировать информацию, то мы должны повторять ее до запоминания. Какова вероятность того, что мы вспомним выученные данные? Это зависит от близости имеющихся ассоциаций, свежести полученной информации и частота ее воспоминания.

Важны и стимулы, которые вызывают определенные воспоминания в нашем мозге – это визуальные образы, звуки, запахи, тактильные ощущения и тому подобное.

Сон

Студенты давно знают: учить материал к экзамену лучше перед сном. Доктор Йожеф Чичвари и его коллеги из отдела анатомической нейрофармакологии Совета медицинских исследований Оксфордского университета выяснили, что это не слухи.

Сон необходим для хранения новой информации и обработки ее в памяти. Если ребенок получает ее прямо перед тем, как лечь в кровать, она активизируется в мозге во время сна.

Ученые наблюдали за активностью пар нейронов в гиппокампе крыс, когда те исследовали новую среду и спали. Оказалось, нейроны, которые чаще всего были активны во время исследований, с такой же частотой активировались во время сна, то есть процесс обработки информации продолжался.

По материалам книг «Как подружиться с головой», «Как научить ребенка учиться», «Одна привычка в неделю»

Обложка поста отсюда

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: