Лечение заикания у детей

Классификация заикания

Основной причиной заикания становятся мышечные судороги в гортани. В зависимости от формы спазмов в логопедии выделяют следующие виды заикания:

  • дыхательное (респираторное) — связано с нарушением работы речевого аппарата;
  • вокальное (голосовое) — возникает при судорогах голосовых связок;
  • артикуляционно-фонетическое — судороги затрагивают артикуляционную систему;
  • смешанное — сочетает признаки нескольких видов.

Наиболее тяжелым видом заболевания является дыхательное заикание. Условно его делят на 2 группы:

  1. Инспираторное при выдохе.
  2. Экспираторное при вдохе.

В зависимости от основной причины патологии выделяют следующие формы заикания:

  • Неврозоподобное заикание — связано с органическим поражением головного мозга, перенесенной внутриутробной гипоксией. Часто наблюдается у детей с синдромом дефицита внимания и гипервозбудимости.
  • Невротическое заикание (логоневроз) — возникает при сильном испуге, эмоциональном перенапряжении, различных психосоматических заболеваниях.

По характеру течения выделяют следующие формы заикания:

  • волнообразное;
  • стационарное;
  • реградиентное;
  • проградиентное;
  • рецидивирующее.

Точное определение формы и вида заикания необходимо для правильной коррекционной работы логопеда.

Причины заикания у детей

Советы родителям

fizkes/Shutterstock.com

Ни в коем случае не показывайте ребёнку, что вы нервничаете из-за его заикания. Ваши переживания заставляют малыша тревожиться ещё больше, что только усугубит проблему.
Соблюдайте речевой режим во время общения с ребёнком и между собой

Не нужно спешить, разговаривайте спокойно, размеренно, слегка нараспев, откажитесь от использования слов-паразитов.
Ни в коем случае не ругайте ребёнка за то, что он заикается и не акцентируйте внимание на проблеме.
Избегайте ситуаций, в которых ребёнок будет сильно волноваться или может испытать сверхэмоции, в том числе положительные.
Если ребёнок стал заикаться после испуга, необходимо максимально оградить его от любых ситуаций, которые вызывают страх и могут нанести психологическую травму.
Оптимизируйте режим дня. Проследите, чтобы ребёнок спал ровно столько времени, сколько ему положено по возрасту

В случаях, когда детский организм не справляется с нагрузкой, можно ввести в привычку дневной сон.
Пересмотрите рацион питания малыша. Он должен содержать все необходимые для нормального развития макронутриенты, витамины, минералы и другие микронутриенты. Обязательными являются продукты с высоким содержанием витаминов группы B (рыба, говяжья печень, яйца, молочные продукты и бобовые), а также продукты, содержащие жирные кислоты омега-3 и омега-6 (жирные сорта рыбы, морепродукты, орехи, растительные масла и другие).
На время необходимо заменить возбуждающие виды досуга (гаджеты, просмотр телевизора, соревновательные игры) более спокойными: лепка, аппликации, рисование, игра с песком, пение и другие.
Обеспечьте адекватную физическую нагрузку без перегрузок, например, прогулки на свежем воздухе, плавание или гимнастика.
Для детей, заикание у которых началось и резко усилилось посреди учебного года, рекомендовано домашнее обучение на весь период лечения. Другой вариант — перевести ребёнка в специализированный класс для детей с нарушениями речи. Так вы минимизируете психологический дискомфорт и убережёте ребёнка от насмешек и формирования комплексов.
Малышей в возрасте до 5 лет можно оставить в дошкольном образовательном учреждении при условии, что ему там психологически комфортно.
На лето можно составить более насыщенную программу занятий с логопедом или отправить ребёнка в летний логопедический лагерь. Там малыш пообщается с другими детьми с нарушениями речи и поймёт, что он такой не один; будет посещать классические логопедические занятия, логоритмику, спортивные тренировки; в свободное время отправится на экскурсию, весело проведёт время в походе или на творческих занятиях.

Рецепт с применением ясенца белого для взрослых

Для приготовления настоя нужно взять 20 гр. сухой травы ясенца, залить их 500мл. кипятка и оставить настояться на 30 минут. Далее средство нужно процедить и полоскать им рот 5-6 раз день, при этом не глотая настоя. Помогает расслабить артикуляционные мышцы и нервную систему.

Для приготовления расслабляющих чаев стоит использовать отдельные травы, можно смешивать их в сборы. Хорошо помогает снять напряжение и возбудимость отвар из календулы и мелиссы. Для приготовления нужно взять столовую ложку сухих трав, залить их 250мл. кипятка и оставить пропитываться на несколько часов. Далее пить настой по 3 столовые ложки перед едой. Можно добавить корень солодки и листья березы.

Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс

Приготовить отвар легко: нужно счистить кожуру с 5-6 яблок, залить его 1 литром воды и варить, как компот, до готовности. Давать ребенку по 250 мл в день. Для вкуса можно добавить мед и сок лимона.

Каждый травяной компонент народных рецептов оказывает сильное действие на организм, и его проявление строго индивидуально, поэтому перед тем, как начать принимать отвары самостоятельно, важно проконсультироваться с врачом. В народной аптечке существует раздел лечения камнями, есть целые теории о том, как и какой камень лечит заикание

Есть мнение, что на улучшение речи в случае заикания, хорошо действуют следующие камни: белый агат, кварц, оникс – они помогают побороть страхи и комплексы. Для воздействия камней достаточно носить их всегда собой или пользоваться вещами из этих материалов

В народной аптечке существует раздел лечения камнями, есть целые теории о том, как и какой камень лечит заикание. Есть мнение, что на улучшение речи в случае заикания, хорошо действуют следующие камни: белый агат, кварц, оникс – они помогают побороть страхи и комплексы. Для воздействия камней достаточно носить их всегда собой или пользоваться вещами из этих материалов.

Эхолалия у детей: симптомы, причины и коррекция

Развитие речевой функции ребенка происходит в несколько стадий, и оно напрямую связано с его умственным и физическим развитием. У кого-то этот процесс происходит быстрее, у кого-то медленнее. Многие дети в этот период активно повторяют все, что говорит взрослый – от отдельных слов до целых фраз. Это абсолютная норма, потому что ребенок таким образом расширяет свой словарный запас, он практикуется в произношении и социальном общении.

Но если такое продолжает происходить и в более старшем возрасте, то это является серьезным поводом для беспокойства. В логопедии есть четкое определение такому состоянию – эхолалия. Для понимания этого нарушения, нужно знать, что это такое, а также какие способы коррекции можно использовать, чтобы избавиться от него.

Психотерапия

Заикание является патологией речи. Но для ее устранения у взрослых людей часто необходима помощь психотерапевта. Если описать проблему просто, то получается, что человек умеет правильно говорить, но из-за внутренних страхов или других психологических проблем возникает мышечный спазм, провоцирующий нарушение речи.

Таких примеров огромное количество, например, заикание было у Элвиса Пресли. Как только король рок-н-ролла начинал волноваться, слова словно застревали в горле, но стоило ему успокоиться, как речь становилась нормальной. В некоторых записях слышно, как певец заикается при общении со зрителями между песнями, но вовремя пения дефект отсутствует. Существует версия, что заниматься пением юному Пресли посоветовал врач, но точного подтверждения этому нет.

Именно поэтому при работе со взрослыми пациентами большую роль отводят психотерапии. Наиболее эффективным методом психотерапевтического воздействия при заикании является гипнотерапия. Во время сеанса гипноза врач старается усилить веру пациента в собственные силы, устранить его страхи и переживания. Для достижения этих целей также могут быть использованы и другие методы психотерапии. Их выбор зависит от индивидуальных особенностей пациента, выявлены причин и тяжести расстройства.

Достаточно часто коррекция заикания начинается с устранения иных расстройств, симптомом которого оно выступает. Нарушение речи может быть спровоцировано деменцией, фобиями, тревожными расстройствами, неврозами и даже шизофренией. Естественно, в этом случае усилия враче бывают направлены на устранение основного заболевания, а заикание рассматривается как второстепенный симптом. Если удается успешно излечиться от основной патологии, то и заикание проходит само по себе.

Бывают случаи, когда исцелившийся пациент начинает снова заикаться через некоторое время. Избежать рецидива помогает когнитивно-поведенческая терапия. Данная методика заключается в выявлении нерациональных мыслей и убеждений пациента, осознании их нерациональности и замене их рациональными установками. В результате такой работы пациент не только избавляется от существующих психологических проблем, но и учится противостоять им в будущем.

Позитивный взгляд на жизнь и правильные внутренние установки обеспечивают психическое здоровье, а значит, причин для заикания больше не будет!

Причины заикания

Среди основных причин заикания у детей и взрослых:

  • анатомически-физиологические особенности (генетическая предрасположенность к заболеваниям артикуляционного аппарата, мышц гортани);
  • врожденные особенности характера, сосредоточенность на переживаниях, высокий уровень недоверия, страха;
  • невротические заболевания, которые сопровождаются эмоциональными нарушениями, энурезом;
  • патологии мозга, гипотонически-гиперкинетический синдром;
  • перенесенная ребенком во время родов гипоксия;
  • энцефалопатия мозга, кислородное голодание;
  • травмы головы;
  • особенности нервной системы, которая не способна противостоять стрессам, адаптироваться к инфекционным или общим болезням.

Причины заикания у взрослых могут быть связаны с длительным употреблением алкоголя и наркотиков. Токсины поражают определенные центры мозга, отвечающие за координацию и речевую функцию.

Среди возможных причин заикания в любом возрасте:

  • травмирующие психику ситуации, тяжелый стресс (потеря близкого, испуг, насилие);
  • различные речевые нарушения;
  • ребенок просто подражает взрослым, которые имеют проблемы с запинанием.

Одним из провоцирующих факторов логопеды также считают желание родителей нагрузить дошкольника большим количеством информации. Нередко с детьми разговаривают в семье на двух и более языках, стараясь с детства развивать способности и таланты. Такие малыши часто начинают заикаться, с трудом выговаривают мысли, что повышает риск развития патологий речи.

Среди предрасполагающих условий, которые значительно увеличивают вероятность развития заикания:

  • ослабленный иммунитет ребенка;
  • тяжелые неврологические заболевания, ДЦП;
  • повышенная судорожная готовность мозга при взрослении;
  • тяжелые отношения с близкими людьми в семье, психические травмы, ссоры со сверстниками;
  • недостаток полноценного общения, недоразвитие мелкой моторики.

Иногда пусковым механизмом заикания у взрослых является сильное эмоциональное перенапряжение, нервозность, переутомление. Запинание может беспокоить в течение нескольких недель, постепенно проходит по мере восстановления психического здоровья.

При запинаниях нарушаются функции ганглиев, контролирующих движения мышц речевого аппарата. Меняется скорость передачи сигнала от мозга к нервным окончаниям в области гортани:

  • если сигнал слабый, возникает клоническое заикание с постоянным повторением одних и тех же слогов или звуков;
  • если речевой аппарат дает команду произносить новый звук без завершения предыдущего импульса, возникает тоническое заикание с многочисленными паузами, протяжением гласных звуков.

При генетических нарушениях в структуре мозга за патогенез заикания отвечают гены 12-й хромосомы. Различные мутации наблюдаются у 6% больных. У таких пациентов возникает патологическое перевозбуждение правого полушария мозга и дезориентация коры.

При физиологическом заикании нарушается работа левого полушария мозга. Человек испытывает трудности при произношении необходимой информации только в момент общения.

Симптомы эхолалии

Характерный признак эхолалии – это автоматическое повторение ребенком услышанных им слов

Но это не единственный симптом, на который стоит обращать внимание. Вот некоторых из них:

Исходя из того, какие признаки эхолалии встречаются у ребенка, можно классифицировать данное нарушение на 2 вида – немедленную и отсроченную эхолалию:

Немедленная. Она проявляется в повторении слов сразу же после того, как ребенок услышит их.

Отсроченная. В этом случае ребенок повторяет слова и фразы после какого-то периода времени. Может случиться так, что этот период будет достаточно продолжительным – вплоть до нескольких месяцев.

Как развивается речь у ребенка

Диагностика

Квалифицированный врач-логопед прекрасно знает то, что для оказания эффективной помощи больным, имеющим проблемы с речевым общением, нужно участие не одного, а сразу нескольких специалистов, среди которых: психолог, невролог и так далее.

Какими критериями должен руководствоваться врач для постановки диагноза? В первую очередь, речь идет о таком симптоме, как ярко выраженное отклонение в произношении от нормальной артикуляции и ритма. При возникновении затруднений на лице больного могут возникать непроизвольные гримасы и тики (повторяющиеся движения лицевых мышц).

Мужская половина страдает от возникновения дефектов речи намного чаще, чем женская. Как утверждает статистика, только на двух женщин, страдающих от заикания, приходится пять мужчин. Это можно объяснить особенностями строения женского головного мозга, который создает естественную защиту от возможных проблем с речью.

Что могут сделать родители для лечения заикания у ребенка в домашних условиях?

После постановки точного диагноза и полного обследования у специалистов, а также в комплексе уже выработанной врачами терапии (и только в комплексе!), родители могут использовать следующие методы и способы, чтобы помочь своему ребенку:

  • Проанализируйте ситуацию и найдите причины стрессового состояния ребенка. Начните с себя! Часто причиной стресса становятся родительские крики, семейные ссоры, жесткое отношение и проч. Займитесь атмосферой в доме – она должна быть комфортной для ребенка.
  • Устраняйте факторы, провоцирующие испуг у ребенка: страшилки в мультфильмах и кино, рассказы «про страшную черную комнату», громкая музыка и толпы людей, излишняя публичность и проч. Скорректируйте круг общения малыша на время основного лечения.
  • Вовремя выявляйте внутренние страхи чада. Он может бояться пауков, пчел, привидений, чудовища в шкафу, соседской собаки и даже самих соседей, темноты и лифтов, и проч. Страх разбираем на составляющие вместе с ребенком и ищем способы избавления, соответственно возрасту ребенка.
  • Любите ребенка. Речь не о дорогих подарках, а о внимании. Любить чадо – это уметь выслушать и понять, поддержать, участвовать в его жизни, выполнять обещания, уметь просить прощение, позволять ребенку самостоятельно делать выбор, и проч.
  • Контролируем дыхание. Учите чадо говорить на выдохе. Сначала вдох – потом говорим. Это азы лечения заикания. Причем на выдохе для начала произносим одно-два слова, и только потом, когда привычка сформируется, можно переходить к попыткам выдавать сразу 3-4 слова и больше.
  • Учите ребенка говорить медленно. Не нужно никуда торопиться. Подстраивайтесь в семье под нужный темп детской речи. Не тараторьте сами. Своим примером покажите ребенку – как надо говорить.
  • Следите за правильной осанкой. Прямой позвоночник – это более качественное снабжение мозга кислородом.
  • Не забываем про массаж (прим. — спинно-воротниковой зоны) у специалистов.
  • Поговорите с воспитателем/учителем. Объясните, чего нельзя делать, и как нужно общаться с ребенком. При отсутствии понимания ищите учреждение, в котором ребенку будет комфортно. Корни половины всех неврозов у детей тянутся из школы и садика.
  • Снижайте уровень требований к ребенку. Возможно, ваша планка слишком высока для малыша.
  • Пойте песни. Купите караоке и пойте вместе с ребенком. Песне-терапия всегда полезна при лечении логоневроза.
  • Играйте в специальные игры, предполагающие воспроизведение конкретных звуков.
  • Не говорите ребенку, что он – заика, и что вы лечите его заикание. Ребенок вообще не должен думать, что с ним что-то не так. Проводите лечение незаметно для ребенка и его психика.
  • Не слушайте советов вроде «лечить испуг испугом». Такая «терапия» может привести к микроинсульту.
  • Читайте вслух каждый вечер. Сами, вместе с ребенком, по очереди, по ролям. Устраивайте театральные представления и концерты.

С проблемой заикания в юном возрасте (прим. – до 7 лет) знакомятся до 20% малышей. При правильном подходе и лечении большинству удается избавиться от этого дефекта речи, благодаря комплексной терапии и созданным нужным условиям.

Лечение заикания у детей с помощью логопеда

Комплексный подход логопедов к заиканию помогает ослабить судороги речевого аппарата. Помимо того, в целом воздействует на поведение запинающихся детей.

На первом этапе, специалисты сдерживают речь несколько дней. На следующем этапе, учат говорить короткими фразами. Логопеды обучают медленному произношению отдельных букв при правильном дыхании. На занятиях используется ручной труд – лепка, рисование. Уроки у логопеда эффективны, если проводятся на протяжении 8 месяцев и больше.

Для исправления заикания применяются логоритмические упражнения. Новый метод сочетает произношение слов и фраз с музыкой. Способ базируется на том, что слова легче распевать, чем говорить. Логоритмика включает чтение стихов, движения под музыку, пение. Занятия расслабляют речевой аппарат, повышают самооценку малыша, ускоряют выздоровление.

Ребёнок с дизартрией = ребёнок со слабой нервной системой.

Почему так?

Дело в том, что дизартрия появляется уже в периоде вынашивания, когда идут активные атаки на нервную систему.

Например, отслойка плаценты в период формирования нервной системы — с 4-х до 12-ти недель. Или химическая стимуляция, когда при слабой родовой деятельности маме нужно поставить капельницы, специальные препараты. При механической родовой стимуляции идёт сильное давление на шейные позвонки, и это тоже может нанести удар по нервной системе.

Из-за этих моментов могут возникнуть нарушения, приводящие к дизартрии. Вся симптоматика заметна уже в грудном возрасте.

Слабая нервная система — это вообще как?

Ребёнок очень чувствительный и легковозбудимый.

Например, на Глубокой Диагностике родители часто рассказывают, что малыш с рождения не спит, его нужно постоянно укачивать. Только положишь в кроватку, он снова начинает плакать.

Существует также лабильная нервная система, когда ребёнок за секунду переходит из одного эмоционального состояния в другое: сейчас смеётся, а секунду назад плакал.

Дети со слабой нервной системой чувствительны к внешним раздражителям. Они легко считывают состояние родителей, зеркалят его.

А теперь, когда мы побольше узнали о том, что же такое дизартрия, давайте разберёмся, как к этому диагнозу не добавить запинки и заикание?

У всех детей есть периоды, когда речь интенсивно развивается. Они называются — сензитивные. Многие считают, что неговорящие трёхлетние дети — это норма.

Сейчас мы откроем вам великую тайну: благоприятный период для развития речи — от года до трёх лет. К трём годам речь уже должна быть! Когда её нет, ждать нельзя, нужно срочно обращаться к специалистам.

Если ребёнку с минимальными проявлениями дизартрии помочь до 2,5 лет, то можно избежать серьёзных речевых ошибок.

Опытный специалист увидит микросимптоматику даже у грудного ребёнка! А значит, у вас будет достаточно времени, чтобы предотвратить риски запинок и заикания.

Причины дислалии

Рассмотрим основные причины, которые могут провоцировать развитие дислалии.

  1. Генетические факторы.
    Одной из основных причин дислалии являются генетические факторы. Если у члена семьи были проблемы с произношением или другими аспектами речи, у его потомков также может возникнуть подобное нарушение. Генетическая предрасположенность создает условия для возможного развития дислалии, однако влияние окружающей среды также играет ключевую роль.
  2. Проблемы с зубочелюстной системой.
    Аномалии в развитии зубочелюстной системы также могут быть причиной дислалии. Например, неправильное положение зубов, наличие дефектов в зубах, даже потеря зубов могут влиять на произношение звуков. Артикуляционные сложности могут возникнуть из-за нарушения физиологических условий для правильного формирования звуковой артикуляции.
  3. Недостаток лингвистической стимуляции.
    Окружающая среда также играет важную роль в развитии речевых навыков. Недостаток лингвистической стимуляции в раннем возрасте может существенно повлиять на правильное формирование речи у детей. Например, если ребенок редко слышит правильное произношение слов и звуков в своем окружении, это может стать причиной дислалии.
  4. Психосоциальные факторы.
    Стрессы, эмоциональные травмы, а также общее психосоциальное состояние человека могут влиять на его способность к артикуляции и произношению звуков. Например, дети, подвергшиеся психологическим травмам, могут испытывать трудности в общении и произношении слов.
  5. Нарушения аудитивного восприятия.
    Нарушения аудитивного восприятия, такие как проблемы со слухом, также могут стать причиной дислалии. Недостаточное восприятие звуков и звукосочетаний может затруднить формирование правильной артикуляции.
  6. Недоразвитие речевых моторных навыков.
    Дислалия может быть связана с недоразвитием речевых моторных навыков, что означает неполное формирование мускульной системы, необходимой для правильного произношения звуков и слов.

Патогенез дислалии является сложным механизмом, включающим в себя физиологические, нейрологические и психологические аспекты. Это нарушение звукопроизношения имеет свои уникальные черты, и процессы, которые запускаются при дислалии, в значительной степени варьируются в зависимости от её формы и степени тяжести.

  1. Физиологический аспект.
  • Недоразвитие речевых мускулов. У детей с дислалией может наблюдаться недостаточное развитие мускулатуры, ответственной за артикуляцию. Это усложняет формирование правильного произношения звуков.
  • Аномалии зубочелюстной системы. При наличии аномалий в зубочелюстной системе, таких как неправильное положение зубов, создается сложность в формировании звуковой артикуляции.

Нейрологический аспект.

  • Нарушения речевого мотора. Дислалия может быть связана с нарушением речевого мотора, что означает неправильное функционирование моторных нейронов, контролирующих движения речевых органов.
  • Аудитивные проблемы. Нарушения аудитивного восприятия могут привести к трудностям в различении и восприятии звуков, что, в свою очередь, сказывается на способности к правильному произношению.

Психологический аспект.

  • Эмоциональные аспекты. Стрессы, эмоциональные травмы или негативные психологические воздействия могут оказывать влияние на формирование речевых навыков и способствовать развитию дислалии.
  • Обучение и общение. Отсутствие лингвистической стимуляции или неправильное обучение в раннем детстве могут оказать негативное воздействие на формирование навыков произношения.

Моменты появления симптомов.
Моменты, когда становится понятно, что процесс заболевания начинает нарастать, могут быть различны в зависимости от индивида и формы дислалии. Однако, некоторые общие черты можно выделить:

  • Детский возраст. У детей первые симптомы дислалии могут проявиться в возрасте 2-3 лет, когда начинается активное формирование звукопроизношения. Неверное произношение звуков и слов может стать явным признаком.
  • Школьный возраст. В период обучения в школе дети с дислалией могут столкнуться с трудностями в овладении чтением и письмом, что станет сигналом для внимательного обследования.
  • Взрослый возраст. У взрослых проявления дислалии могут усугубиться в условиях повышенной социальной ответственности, особенно на работе или в общественных ситуациях.

Диагностика

При подозрении на дислексию проводится комплексное обследование, целью которого является точная идентификация расстройства и исключение других патологий, в том числе – соматических, сопровождающихся схожими симптомами. Как правило, диагностику проводит врач-логопед.

Первым этапом обследования является сбор данных анамнеза. При этом уточняется наличие схожих расстройств у кровных родственников, а также патологий беременности, родовых травм и врожденных заболеваний и других патологий, которые могли приводить к повреждению ЦНС. 

Далее проводится логопедическое обследование, в рамках которого оцениваются следующие показатели: 

  • Сформированность лексики, грамматики, фонематики, звукопроизношения, связной речи.
  • Состояние письменной речи (списывание с образца, письмо под диктовку, самостоятельное письмо).
  • Уровень освоения чтения (темп, правильность, способ чтения, осмысление текста, наличие типичных ошибок).
  • Состояние анализа и синтеза речи.
  • Уровень сформированности зрительного распознавания букв.

При необходимости дифференциации с неврологическими и психическими расстройствами назначается консультация смежных специалистов: невролога, психиатра. Также могут проводиться аппаратные методы диагностики: электроэнцефалография (ЭЭГ), магнитно-резонансная томография (МРТ). Признаки зрительных расстройств являются поводом для обращения к офтальмологу и прохождения соответствующих диагностических тестов.

Причины заикания у детей и взрослых

Чаще всего специалисты констатируют такую причину недуга: сильный стресс или испуг, ипытанный пациентом однажды. Порой заикание, вызванное источником такого рода, проходит само. К сожалению, такие случаи нечасты.

Ошибкой было бы считать действенным метод повторного эксцесса в жизни пациента. Кстати, некоторым данная метода действительно помогает, но все будет зависеть от индивидуальных особенностей человека. Доктора не одобряют применение данного способа избавления от заикания.

Другая частая причина сбоя речи — «лексический взрыв»

. Особенно часто такое встречается у тех деток, которые долго «молчали» (то есть поздно начали говорить). Как только они начинают балаболить, происходит «взрыв» — они не закрывают рот ни на минуту, но, конечно, речь порой не поспевает за маленьким говоруном. Отсюда возникает и то, что мы называем ребенок заикается. Так что у детей дошкольного возраста заикание встречается не так уж и редко.

Но есть в копилке логопедов и психологов такое еще понятие, как невротическое заикани

е. Ему подвержены дети впечатлительные, чувствительные, с неустойчивым типом нервной системы. Дефекты речи могут возникнуть, казалось бы, на пустом месте: родители недовольны, атмосфера в семье тревожная, нервная. И если вовремя не разобраться с ситуацией, то родители приходят к психологу с вопросом, как лечить заикание у детей.

Только специалист может правильно поставить диагноз относительно вашей причины заикания, в домашних условиях полноценно помочь взрослому или малышу будет сложно. Логопед, к примеру, назначит артикуляционную гимнастику и индивидуальный курс для маленького пациента.

Что будет, если не лечить заикание?

fizkes/Shutterstock.com

С точки зрения физиологии негативных последствий от заикания для организма ребёнка нет, но для детской психики это нарушение речи является крайне травматичным.

Психологические осложнения заикания:

  1. Происходит сужение круга общения, из-за чего замедляется общее развитие ребёнка.
  2. Возникает чувство собственной неполноценности. Малыш дистанцируется от сверстников, учителей, воспитателей и даже от близких людей.
  3. Усиливаются существующие страхи и появляются новые фобии.
  4. Нарастает раздражительность, поведенческие реакции носят агрессивный характер. В некоторых случаях наоборот, ребёнок становится пугливым и плаксивым, может впасть в депрессию.

Заикание может:

  • сделать заику «козлом отпущения» в классе;
  • стать причиной сниженной успеваемости в школе, среднем и высшем учебном заведении;
  • препятствовать приёму на работу и ограничивать карьерный рост;
  • мешать творческой реализации и даже личной жизни.

Подписывайтесь на рассылку от блога «Где мои дети», чтобы первыми получать все свежие материалы по здоровью и развитию детей себе на почту!

Прогноз и профилактика

Дети с дислексией, которые начали получать необходимую помощь в детском саду или в первом классе, часто улучшают свои навыки чтения в достаточной степени, чтобы преуспеть в начальной и средней школе.

В то же время детям, у которых дислексия была выявлена в старших классах, намного труднее овладеть навыками, необходимыми для хорошего чтения. Они, вероятно, будут отставать в учебе и, возможно, никогда не смогут наверстать упущенное. При тяжелых формах дислексии улучшить навыки чтения до высокого уровня практически невозможно. 

Важно отметить, что дислексия не является результатом нарушений интеллекта. Несмотря на наличие дефектов чтения, люди с таким диагнозом могут быть очень талантливы и добиваться значительных успехов, например в творчестве. . Профилактика дислексии основывается на правильной стимуляции необходимых навыков (речи, памяти, мышления, внимания) при помощи специальных упражнений, в том числе – с использованием развивающих игр

Важная роль при этом отводится коррекции дефектов звукопроизношения, лексико-грамматическому строению речи

Профилактика дислексии основывается на правильной стимуляции необходимых навыков (речи, памяти, мышления, внимания) при помощи специальных упражнений, в том числе – с использованием развивающих игр. Важная роль при этом отводится коррекции дефектов звукопроизношения, лексико-грамматическому строению речи.

100% гарантия – обман? Лечение заикания

Особенности патологии

Сложность в лечении заикания состоит также в том, что эта патология имеет большое количество форм. Такая неоднородность свидетельствует о сложности происхождения заикания. Данное нарушение речи часто сопровождается нарушениями в работе мышечного аппарата. Заика может испытывать общее напряжение, быть скован и угловат или же, наоборот, излишне подвижен.

Есть у заикающихся людей и общие психологические особенности:

  1. Чрезмерная впечатлительность.
  2. В присутствии незнакомых людей излишняя робость и смущение.
  3. Яркая фантазия, оказывающая влияние на усиление речевого дефекта.
  4. Ослабленная волевая сторона характера.
  5. Страх перед необходимостью говорить в присутствии большого количества людей.

Как правило, все заики сильно фокусируются на своем дефекте. И, чем сильнее человек ожидает приступа заикания, тем сильнее он становится.

У взрослых людей заикание часто сопровождается психологическими проблемами. Этот дефект сильно осложняет им жизнь. Многие заики не могут устроиться на хорошую работу, им недоступен карьерный рост, они не в состоянии построить взаимоотношения с противоположным полом. Все это приводит к тому, что заикающийся человек становится еще более замкнутым. Он испытывает чувство одиночества, на фоне которого могут развиться нефроз, депрессия и другие психические расстройства.

Исходя из причин возникновения, заикание делят на два вида.

Эволюционным называют расстройство речи, возникающее в раннем возрасте (от 2 до 5 лет). Оно может развиваться постепенно, а также возникнуть внезапно в результате индивидуальной предрасположенности или психической травмы. Эволюционное заикание обычно называют невротическим (логоневроз) и неврозоподобным.

Второй тип заикания является вторичным или симптоматическим. Такая патология речи возникает на фоне других заболеваний, например, травмы головы, эпилепсии и т.д.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: