Терапия элективного мутизма у детей — индивидуальный подход в одинцово

Как помочь необщительному ребенку: 8 советов

Терапия с психологом

Лечение элективного мутизма — это комплекс из нескольких методик:

  • Психотерапия. Когнитивно-поведенческая терапия распространенный метод. Она помогает ребенку справиться с тревогой, разработать стратегии преодоления и повысить уверенность в себе.
  • Игровая терапия. Помогает выражать мысли и эмоции через игровую деятельность. У субъекта снижается тревожность и развиваются коммуникативные навыки.
  • Работа с родителями и учителями. Сотрудничество с окружением дает рекомендации и инструкции о том, как лучше поддерживать и мотивировать к речи.

Комбинация методов нужна для создания плана реабилитации. Раннее обращение за помощью и постоянная поддержка семьи и школы важны в преодолении расстройства.

Домашние уроки

Заниматься с малышом родители могут и самостоятельно. Но это должно стать дополнением к занятиям с невропатологом, а не альтернативой. В первую очередь мама должна развивать мелкую моторику ребенка. Давно доказано, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. То есть, массаж и тренировка детских пальчиков ускоряют процесс развития речи. И существенно ускоряют — на 2,5 месяца! Поэтому очень полезно, начиная с грудного возраста, делать легкий массаж кистей крохи. Можно играть с малышом в игры «Сорока-белобока», «Пальчики и кулачки», «Ладушки». Под присмотром взрослых ребенок может перебирать мелкие предметы: пуговицы, камушки, ракушки, орехи, фасоль, горох.

В первую очередь мама должна развивать мелкую моторику ребенка. Давно доказано, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук.

Также следует в игровой форме обучать ребенка различным словам. Можно приобрести или сделать самим серию карточек с изображением предметов: транспорта, зверей, птиц, насекомых, людей. Картинки должны быть яркими, но простыми по своему исполнению и понятными ребенку. Несколько раз в день можно давать их малышу рассматривать. Ребенку можно не только называть предметы, но и изображать, как гудит самолет или мяукает кошка, стимулируя тем самым звукоподражание.

Со временем можно начать задавать малышу вопросы: «Кто это?» «Что это?» «Как скачет лошадка?» «Как лает собака?», а затем и рассказывать, что «Машина едет», «Кошка облизывается», «Мальчик идет в школу» и так далее. И совсем не обязательно ждать пока ребенок сам начнет отвечать на ваши вопросы! Главное — чтобы малыш слышал и видел, как вы это говорите. Постепенно он начнет вам подражать и сам заговорит.

За любую попытку хвалите малыша! И не бойтесь перехвалить, ведь тогда у ребенка будет важный стимул — мамино одобрение и гордость. Рассказывайте домочадцам об успехах малыша, и обязательно делайте это в присутствии ребенка (даже если вам кажется, что малыш ничего не понимает). Дети чувствуют интонацию родителей и прекрасно улавливают, когда говорят о них.

Какими бы ни были причины расстройства речи ребенка, родители должны помочь крохе преодолеть трудности. Больше разговаривайте с малышом, читайте ему вслух, пойте. Чем больше ребенок будет погружаться в язык и музыку слов, тем лучше и быстрее он заговорит. Ведь прежде чем произнести слово, ребенок должен много раз его услышать. И помните ваши монологи — это не разговор в пустоту, ребенок слышит вас и обязательно заговорит.

Элективный мутизм: симптомы, диагностика, лечение

› Психология и самоанализ › Детская психология

Элективный мутизм у детей развивается в связи с совокупностью различных причин: наследственность, особенности беременности и родов, стиль семейного воспитания, индивидуально-личностные особенности. Он проявляется тем, что ребенок умеет говорить и понимает речь, но молчит в определенных ситуациях или при незнакомых людях.

Немота возникает на физическом уровне, человек не может сам сознательно это изменить. Элективный мутизм требует обязательного лечения и наблюдения специалистов:невролога, психиатра и логопеда.

Что такое элективный мутизм

Название переводится с латинского как «избирательная немота». При элективном мутизме сохраняется умение говорить, но в определенных ситуациях или с конкретными людьми замолкает и не может проронить ни слова. Обычно это обусловлено резким появлением чувства тревоги. При этом в других случаях – с близкими людьми, в семье, с друзьями он свободно общается, раскрепощен, иногда даже болтлив.

Проявляется элективный мутизм чаще всего в детском и подростковом возрасте, очень редко встречается у взрослых.

Виды заболевания

  • Пассивно-агрессивный — малыш пытается своим молчанием воздействовать на взрослых в своих целях. Например, мама отказывается купить ребенку игрушку, в ответ он перестает с ней разговаривать на несколько часов. Этим он пытается продемонстрировать свои чувства: обиду, злость, гнев, разочарование.
  • Симбиотический – ребенок имеет очень сильные связи с самыми близкими людьми, например, с родителями. С ними он свободно общается и взаимодействует. При этом разговор с другими людьми у него не получается. Он понимает их речь, но не готов им отвечать.
  • Реактивный – формируется в результате психологической травмы.
  • Речевой фобический – причина такого мутизма заключается в том, что малыш боится слышать свой голос или переживает, что скажет что-то неправильно.

Симптомы

Главный симптом элективного мутизма у детей — исчезновение речи при некоторых конкретных ситуациях. Например, ребенок может замолкать при большом количестве людей или при виде врачей в белых халатах.

Наиболее часто ребенок замолкает в образовательных и воспитательных организациях: в детском саду или школе. При этом ребенок может свободно общаться с одногруппниками или одноклассниками, а при возникновении воспитателей вообще или каких-либо конкретных педагогов – замолкать. При необходимости оценки уровня развития ребенка с ним лучше проводить письменную диагностику.

Обычно человек, страдающий элективным мутизмом, пытается взаимодействовать с окружающими с помощью невербального общения: через мимику и жесты. Но встречаются дети, которые в определенных ситуациях и двигаться не могут: замирают, стараются не контактировать тактильно, прячут голову.

Поведение ребенка в напрягающих его ситуациях становится непонятным большинству окружающих. Появляются навязчивые движения: перебирает пальцы, грызет ногти или кожу на пальцах, накручивает волосы, раскладывает предметы по понятным только ему признакам, постоянно моет руки. Этими действиями человек пытается снять внутреннее напряжение и тревогу.

Часто дошкольник или первоклассник, страдающий элективным мутизмом, слишком сильно привязан к маме, не может от нее психологически дистанцироваться. На фоне тревожности и постоянного нервного напряжения развиваются и другие симптомы: задержка развития речи, нервные тики, проблемы с артикуляционным аппаратом.

Сопутствующие заболевания

В связи с тем, что речевой аппарат долгое время не работает, страдает от спазмов, на фоне элективного мутизма возникают другие заболевания и расстройства.

  • Задержка психического развития. Ребенок не проговаривает важную информацию, не может полноценно осваивать логические операции: анализ, синтез, сравнение, классификации. Это возникает в тех случаях, когда родители по каким-либо причинам сами не занимаются с ребенком в тех условиях, где ему комфортно и он может говорить.
  • Задержка речевого развития. Чем меньше тренируется речевой аппарат и отвечающие за говорение структуры мозга, тем более сильно ребенок будет отставать от сверстников в развитии речи. Усугубляется ситуация у детей, в семьях которых родители не имеют возможности или желания как можно чаще общаться с малышом.
  • Нервные тики. Ребенок, страдающий элективным мутизмом, обычно тревожный и напряженный. Нервная система, стараясь себя разгрузить, включает механизмы, выполняющие независимые от человека подергивания некоторых мышц или их групп.
  • Энурез. Тревожные дети часто страдают этим нарушением, которое не зависит от их сознательного выбора – идти в туалет или нет.

Виды

Главным симптомом расстройства становится отсутствие речевой активности у ребенка. Однако в зависимости от формы дефекта он может проявляться в разных вариациях и сопровождаться сопутствующими признаками.

Самыми распространенными считаются следующие виды мутизма:

  • элективный;
  • психогенный;
  • эндогенно-психотический.

Элективный мутизм

Он же селективный, он же избирательный мутизм проявляется эпизодически, при отдельных обстоятельствах. Ребенок ведет себя раскрепощено, активно, болтает без умолку в семье, а в саду или в школе, с посторонними людьми отмалчивается. То есть, у него сохраняется способность говорить и понимать речь, но пользоваться он ею в определенных ситуациях не желает.

Селективный мутизм, а также негативизм, могут проявляться по отношению к отдельному человеку или обстановке. При этом мутист замыкается, отводит глаза, «скукоживается», не реагирует на обращение к нему либо общается жестами. Такая форма недуга становится признаком социофобии.

Обычно эта форма мутизма настигает детей старше 4 лет. Их речевое развитие до этого момента соответствовало норме, да и разговаривать они начинали вовремя.

Если дефект проявляется как негативная реакция на отдельного человека, обстоятельства, то он сопровождается ярко выраженными негативными эмоциями. На этом фоне у малыша возникают спазмы в области шеи, вызванные сокращением голосовых связок, сведением челюсти. Это провоцирует приступ страха, что усугубляет состояние ребенка и способствует закреплению невротического ответа на этого человека или ситуацию.

Сначала родители ругают молчуна, трактуют его поведение как каприз или упрямство, Такая позиция в корне неправильная. Поскольку пренебрежение данным обстоятельством приводит к социальной дезадаптации.

Психогенный мутизм

Психогенный мутизм чаще проявляется в 2 формах: истерической и логофобической.

Истерическому мутизму подвержены дети сверхэмоциональные, с нестабильным настроением

Он проявляется под воздействием сильного стрессора или же может стать способом привлечь к себе внимание, добиться желаемого

На глазах 10-летней девочки автомобиль сбил насмерть человека. Для нее это было сильнейшим потрясением. Ее ноги перестали слушаться, она не могла устоять и упала. Речь отнялась, она игнорировала все вопросы, обращенные к ней. Затем торможение сменилось возбуждением. Она начала бегать, скакать с улыбкой на лице. После лечения психотическими средствами последствия пережитого шока удалось ликвидировать.

Логофобический мутизм становится проявлением навязчивого страха услышать свою речь. Чаще встречается у школьников. Он может проявляться в отдельных случаях, например, во время публичных выступлений. Или у ребенка существует страх произношения отдельных слов. Но бывают случаи, когда дети боятся говорить в принципе.

Логофобическая форма дефекта может формироваться по нескольким причинам. Например, в результате низкой самооценки, когда появляется боязнь услышать негативные отклики со стороны окружающих. Или как результат хронической усталости.

Это может быть следствием приобретенного страха, при котором ребенок дал себе установку молчать. К примеру, мать, страдающая алкоголизмом, в состоянии опьянения проявляла физическую и вербальную агрессию, если сынишка подходил к ней и начинал что-либо рассказывать или просить.

Имеет значение в процветании логофобии и языковой барьер, когда дети попадают в местность с новым для них диалектом.

Но существуют и физиологические причины расстройства. Одна из них – галитоз, то есть у человека появляется зловонный запах изо рта, что связано с обширным ростом патогенных бактерий в ротовой полости. Ребенок стесняется говорить, так как боится, что открыв рот, окружающие почувствуют зловоние и поднимут его на смех. 

Эндогенно-психотический мутизм

Такое патологическое молчание проявляется в рамках эндогенных заболеваний. Шизофрения – яркий тому пример. При данном психотическом расстройстве нередко в перечне признаков присутствует кататонический мутизм, входящий в кататонический синдром. Обычно он проявляется при одноименной форме болезни и становится признаком негативизма.

Как правило, такая форма мутизма характерна для стадии кататонического ступора, и возникает наряду с двигательной заторможенностью.

Кроме этого, выделяют бредовый и галлюцинаторный мутизм, появляющийся в рамках бредовых идей и видений, а также маниакальный, депрессивный и смешанный.

Особенности лечения мутизма

Советы психологов по коррекции мутизма у ребенка

  • Создание доброжелательной обстановки. В жилище, где царит мир и взаимопонимание, редко по непонятной причине замолкают дети. Ребенок должен почувствовать, что его любят и прислушиваются ко всему, что он скажет.
  • Адекватность в наказании. Потакать любой прихоти своих отпрысков однозначно не нужно. Однако практика показывает, что детская психика часто не выдерживает жестокости и несправедливости со стороны взрослых людей. Вместо физической расправы лучше лаконично объяснить сыну или дочке, в чем заключается их провинность.
  • Запрет на непосильные требования. Болезненная молчаливость часто формируется у тех детей, на которых родители взвалили непосильную для их возраста ношу. Если некогда жизнерадостный ребенок вдруг замолчал, то следует пересмотреть критерий возведенных ему требований.
  • Выполнение обещаний. Дети верят, что их родители всесильны и всегда держат свое слово. Специалисты описали один случай, когда девочка не реагировала на папу и маму почти полгода, потому что вместо совместного отдыха они предпочли заняться новым проектом.
  • Смена окружения ребенка. Если избирательный мутизм сформировался после перенесенной психологической травмы, то родителям нужно подыскать новое детское учреждение или прекратить общение с пугающей их отпрыска особой.
  • Ролевые игры. В качестве главного героя можно выбрать игрушечную собаку, которая ни с кем не хочет разговаривать. В качестве тем рекомендуется проинсценировать следующие ситуации: животное потерялось — прохожие не могут помочь молчащей бедолаге или хозяину очень плохо — его четвероногий друг с мутизмом не в состоянии позвать на помощь. Ребенку предлагается не просто прочувствовать предложенную сценку, но и придумать ее завершение хотя бы при помощи жестов или написания на бумаге. Со временем у него появится желание высказать свое мнение вслух по поводу происходящего.
  • Регулярное посещение специалистов. Не стоит недооценивать помощь, которую может оказать тот же невролог и психолог. Особенно такие семейные визиты необходимы в случае психогенного и истерического мутизма. Занятия с логопедом также бывают нужны при поставленном диагнозе в виде «добровольной» немоты.

Традиционная терапия при синдроме мутизма

  1. Дыхательные упражнения. В данном случае лучше всего подыскать опытного инструктора. Он научит своего подопечного глубокому/поверхностному, частому/редкому, нижнему/среднему/верхнему и смешанному дыханию. Освоив эти азы, можно попробовать заняться йогой, которая поможет координировать духовные и физиологические функции организма.
  2. Массаж. Понадобится он не только для того, чтобы размять мышцы. С помощью него организм успокоится и быстрее восстановится после перенесенной физической или психологической травмы. Как альтернативу озвученной терапии можно использовать гидромассаж.
  3. Иглорефлексотерапия. Иглоукалывание при мутизме поможет пациенту бороться с некоторыми патологиями нервной системы. Назначается оно специалистом, а в случае самовольных действий акупунктура обернется инвалидностью.
  4. Арт-терапия. Некоторые люди считают, что подобная методика применима исключительно по отношению к детям. Однако коррекция мутизма у взрослых также подразумевает работу с цветовой гаммой и поиск с ее помощью самых неожиданных решений.
  5. Фототерапия. Люди любого возраста любят рассматривать снимки (особенно семейные). Если человек замолчал в знак протеста, то он может заговорить, если увидит волнующий для него момент на фотографии.

Медицинские препараты для лечения мутизма

  • Антидепрессанты. Их прием особенно необходим при психогенном мутизме. Обычно врач назначает такие препараты, как Флуоксетин или Прозак.
  • Нейролептики. Данные антипсихотические вещества необходимы для лечения психических расстройств. В этом отлично помогут лекарства типа Френолона, Гидазепама и Рисперидона.
  • Бензодиазепины. Подобные психоактивные средства обладают седативным, снотворным и анксиолитическим действием. При мутизме специалисты чаще всего рекомендуют применение Гидазепама, Фторфеназина и Алпразолама.
  • Ноотропные препараты. Основу их составляет витамин В15, который продлевает жизнь человеку и помогает бороться со стрессом. Больше всего в этом случае подойдут Пирацетам, Салбутамин и Оксирацетам.

Почему он молчит?

Причины задержки речи могу быть разными. Одна из самых распространенных причин задержки — поражение слуха. Так, если малыш не отзывается на свое имя, ничего не говорит — это должно взволновать родителей и побудить их проконсультироваться с педиатром и ЛОРом. Нередко проблемы со слухом возникают из-за воспаления среднего уха в сочетании с серной пробкой (отит). В этом случае врач выпишет антибиотики и кортикоиды, которые ребенок должен принимать в течение нескольких недель.

Родители, внимательно следящие за развитием ребенка, должны обратиться к врачу, если в возрасте 1,5 года малыш не понимает простых слов, в возрасте 2-х лет — не пытается повторять слова.

Вторая причина — особенности биологического созревания нервной системы, когда у ребенка наблюдается общая задержка развития, не только речевая. Это часто бывает у недоношенных детей.

Третья причина более серьезная: задержка речи является лишь следствием общего расстройства развития, к примеру, легкой степени умственной отсталости или олигофрении.

Четвертая причина — отсутствие мотивации. Обычно подобная картина складывается в семьях, где ребенку отводиться центральная роль. При «детоцентризме» мама с папой, бабушки и дедушки определяют своей главной жизненной задачей выполнение всех прихотей ребенка, когда по первому его крику или даже взгляду взрослые точно улавливают, чего хочет чадо, и тут же кидаются на помощь. Ребенку даже не нужно ни о чем просить! Как в известном анекдоте, когда ребенок до 3-х лет молчал, как рыба, и заговорил только, когда ему подали несладкий чай. «Как?! — удивились родители, — ты умеешь говорить?! Почему же ты раньше молчал?!». «Так раньше все было нормально», — невозмутимо ответил малыш.

Пятая причина — педагогическая запущенность и эмоциональная неудовлетворенность, когда ребенком мало занимаются, не уделяют должного внимания. Это, как правило, дети из неблагополучных семей. Попадая в нормальные условия, такие малыши быстро наверстывают упущенное и начинают говорить в соответствии с возрастной нормой.

Шестая причина — психологическая травма. В первую очередь, к таковым можно отнести ранний отрыв от матери. Например, мама серьезно заболела, легла в больницу, и малыш некоторое время оставался вдали от мамы. Или, наоборот, кроха попал в больницу (даже если мама была рядом, для ребенка это удар по психике). Либо мама была вынуждена на несколько дней уехать и оставить малыша на попечение родственников. Для ребенка до года это может стать серьезным испытанием. Поэтому о подобных вещах обязательно нужно сообщать невропатологу для выявления истинной причины задержки речи и установления правильного диагноза.

Специалисты не советуют ждать до 2-3-х лет и предлагают начинать занятия с ребенком уже в грудном возрасте, месяцев в 7-8, когда малыш начинает понимать обращенную к нему речь.

Седьмая причина — дефицит личного общения. Нередко мамы так заматываются с непоседливыми детьми, что предпочитают усаживать их в манеж или перед телевизором и заниматься своими делами. Да и работающие отцы сильно устают после работы, и, приходя домой, мечтают только о том, чтобы сытно поужинать и отвлечься от повседневных забот, погрузившись в «телевизионный» мир, а с ребенком разговаривают скупыми односложными предложениями. В итоге малыш мало слышит человеческую речь, и ему просто не у кого учиться говорить!

Кроме того, некоторые родители ошибочно полагают, что в обучении речевым навыкам ребенку может помочь телевизор. Это не так. Исследования показывают, что ребенок должен слышать и видеть речь не на экране, а «вживую». Дело в том, что когда человек произносит слова, в речевой процесс включается все его тело, совершая определенные микродвижения. И тело слушателя во время беседы совершает точно такие же движения с небольшим запаздыванием в 40-50 миллисекунд. Это происходит неосознанно, и движения не видны глазу. То есть, для того, чтобы произнести одно слово, мы задействуем все тело.

Вовлекаясь всем существом (в прямом и переносном смысле) в общение, ребенок учится говорить и на уровне сознания, издавая различные подражательные звуки: агуканье, бульканье, кряхтение. Прежде чем произнести свое первое слово, малыш целый год тренирует мышцы тела и лица, учится координировать более сотни мускулов, задействованных в артикуляции, ориентируясь на взрослых. А когда ребенок слышит речь из динамиков телевизора или радиоприемника, его тело никак не реагирует на звуки.

Бог никогда не молчит

Я хочу закончить этот текст выдержкой из письма, которое недавно получила от своего читателя (публикация согласована с автором):

«…Что со мной что-то не так, я понял в детстве. Мне было лет пять или шесть. Мы с друзьями на прогулке в детском саду кидались снежками. Я попал в глаз другу. У него синяк. А у меня — недельное молчание мамы.

Я понимал, что виноват. Я попросил прощения у мальчика. И он общался со мной потом. Но мама, когда узнала о том, что произошло, произнесла: «Мне за тебя стыдно», — и замолчала. Я спрашивал у папы, у бабушки, почему мама со мной не разговаривает, а они отворачивались, не отвечали. Я был в какой-то абсолютной изоляции.

Не помню, как все наладилось, но такое молчание повторялось очень часто. И каждый раз оно начиналось со слов: «Мне за тебя стыдно». 

Представляете, я женился в 20 лет и при первой же ссоре (мы почему-то не ссорились до свадьбы) моя жена замолчала! А я уже хорошо знал, как это. И знал, что если бы со мной все было в порядке, то со мной бы разговаривали. А тут и мама, и жена…

Все изменилось, когда я пришел в храм.

Я в какой-то момент понял, что Бог разговаривает со мной всегда, вне зависимости от моих поступков.

Он никогда не молчит. Всегда звучит внутри меня молитвой.

И еще мне очень помогли разговоры с нашим батюшкой.

Я не смог объяснить жене, почему нельзя молчать, почему нельзя добиваться от меня изменения поведения молчанием. Мы расстались.

Сейчас я встречаюсь с женщиной, с которой познакомился в нашем храме. Почти на первом свидании я сказал ей: «Все что угодно, только не молчание!» А она даже не поняла сразу, о чем это я.

Моя мама недавно умерла. Скоропостижно. Инфаркт. Это было как раз тогда, когда она опять молчала. Я только могу догадываться о том, что она хотела бы мне сказать, если бы знала, что мы больше никогда не встретимся в этой жизни».

Фото: freepik.com

Как ребенку могут помочь родители

Не давите на ребенка, не заставляйте его говорить через силу!

Лучше поддерживать ребенка и говорить с ним о волнующих его темах, всячески показывая, что вы на его стороне.

Стимулируйте ребенка к общению посредством изменения среды. Чаще бывайте в тех местах, которые вызывают впечатления у ребенка. Сконцентрируйтесь на удовольствии. Пусть рассказывает взахлеб о просмотренном фильме или поездке в аквапарк.

Играйте с ребенком, научитесь получать положительные эмоции и давать их. Хвалите за общение и игру с другими детьми.

Хвалите деликатно! Селективный мутизм не терпит агрессивного поощрения. Лучше изменить привычную словесную похвалу на жетоны или наклейки. Создайте дома такую систему поощрения, которая будет наглядна для ребенка. Ответил сегодня в школе — держи фишку. Собрал 7 фишек за неделю? Держи мороженое! Обязательно спрашивайте у маленького человека, что бы ему хотелось в награду за собственный труд.

Создайте визуальное расписание, чтобы ребенку было понятно, что ждет его в течение дня

Распишите его максимально подробно, особенно уделяя внимание тем ситуациям, в которых ребенку сложно. Старайтесь в описании быть нейтральными, показывая только факты и давая ребенку способы совладания с ситуацией. Например: «если ты захотел выйти из класса, подними руку, дождись вопроса учителя и спроси, можно ли выйти»

Эти меры позволят снизить тревогу

Например: «если ты захотел выйти из класса, подними руку, дождись вопроса учителя и спроси, можно ли выйти». Эти меры позволят снизить тревогу.

Детям старшего возраста рекомендована индивидуальная поддержка и подход, поскольку мутизм в таком возрасте сильно опосредуется окружающим миром. В данном случаем необходимо обязательно обратиться к психологу».

Эксперты:

Екатерина Олеговна Мацапура

Подпишитесь на нас в фейсбуке:

Методы диагностики

Выявлением и лечением мутизма речи занимается невропатолог и нейропсихолог. Диагноз ставится на основании опроса и обследований. При этом врач определяет у ребенка следующие умения:

  • понимание речи;
  • умение выражать мысль устно;
  • использование речи в соответствии с ситуацией.

Для дифференциации с другими патологиями, которые также сопровождаются немотой, врач может направить ребенка на дополнительные обследования, которые могут включать:

  • проверку слуха;
  • нейровизуализацию (КТ и МРТ);
  • проверку мозгового кровотока;
  • ЭЭГ;
  • обследования связок.

Дополнительно ребенку могут потребоваться консультации у отоларинголога, офтальмолога, логопеда, психиатра и других специалистов. Дифференциация проводится от аутизма, неврологических заболеваний, шизофрении, шокового состояния.

Характеристики селективного мутизма

Лингвистические возможности в большинстве своем сохраняются, и это не выглядит как следствие нарушения коммуникации (например, обобщенные потрясения развития или заикания). Кроме того, это не появляется исключительно во время психического расстройства, такого как шизофрения или другое психотическое расстройство.

Неотъемлемой характеристикой избирательного мутизма является постоянное торможение речи в определенных социальных ситуациях, обычно возникающее в первые годы жизни и очень часто очевидным образом, когда ребенок достигает возраста, когда он начинает социально взаимодействовать снаружи. семейной среды, например, во время первой ступени детской школы.

Ребенок сталкивается с высоким уровнем личных страданий и значительными проблемами адаптации к окружающей среде, которые могут повлиять на их личное, социальное и академическое развитие.

Большинство детей с этим расстройством имеют генетическую предрасположенность к тревоге. Это означает, что они унаследовали склонность к беспокойству со стороны нескольких членов семьи и поэтому уязвимы для развития расстройств этого типа..

Часто такое поведение проявляется в трудностях разлучения со своими родителями или из-за очень зависимого поведения, крайней застенчивости, негибкости, проблем со сном, плохого настроения, частых истерик и плача.

Постоянный страх общения начинает проявляться через такие симптомы, как отсутствие выражения лица, парализация, отсутствие реакций, поддержание жесткой позы, слабая улыбка и, конечно, молчание.

Избегая использования устного языка, ребенок может развить другие формы альтернативного общения, используя жесты или движения головы, шептать в ухо, толкая или указывая, чтобы что-то попросить. Если они старше, они обычно общаются через письменный язык.

Исследования показали, что часть детского населения рождается с подавленным темпераментом. Это проявляется даже у новорожденных, и родители замечают, что их дети с большей вероятностью будут подозрительны и боятся новых ситуаций или обстановки.

Возможные осложнения

Элективный мутизм приводит к осложнениям, которые создают последствия в повседневной жизни. Осложнения затрагивают все сферы. Детям сложнее получать образование, проходить социальную адаптацию и сохранять психическое благополучие. Какие могут быть осложнения:

  • Ухудшение обучаемости. Школьник испытывает трудности в учебе из-за ограниченной способности выражаться устно. Затрудняется активное участие в классных занятиях и общение с учителями.
  • Социальная изоляция. Состояние приводит к ощущению перманентного одиночества. Появляются сложности в установлении и поддержании дружеских отношений со сверстниками, адаптация в социуме замедляется.
  • Психические нарушения. Долгосрочные последствия нарушения включают снижение самооценки и возникновение психологических патологий с тревожностью и депрессией. Индивид испытывает эмоциональное напряжение и страдает от эмоционального дискомфорта.

Осложнения мутизма требуют внимания и поддержки со стороны докторов, родителей и учителей. Раннее обнаружение и лечение помогут предотвратить или смягчить эти осложнения, обеспечивая полноценное развитие и адаптацию.

Причины развития мутизма

Избирательный мутизм развивается при сочетании конституциональных психологических особенностей и средовых воздействий. Первые являются базой, вторые – пусковым механизмом для формирования расстройства. К этиологическим факторам относят:

  • Эмоционально-личностные особенности. Развитию психогенной немоты способствует тревожность, застенчивость, ранимость, робость, впечатлительность, молчаливость, равнодушие, подавленная агрессия, тенденция к уединению.
  • Отклонения психического развития. Селективный мутизм чаще возникает при ЗПР, дефектах развития речи. Трудности артикуляции, неуверенность в умственных способностях делают ребенка замкнутым, провоцируют немоту.
  • Неврологические особенности, нарушения. Ситуационная немота выявляется у детей с лабильным типом нервной системы, органическими повреждениями мозга (черепно-мозговыми травмами, нейроинфекциями, гематомами, опухолями).
  • Тип воспитания. Элективный мутизм возникает у ребенка как результат дисгармоничных отношений с застенчивыми, неуверенными родителями (родителем), имеющими высокий уровень социальной тревоги или депрессивные расстройства, склонными открыто выражать агрессию по отношению к членам семьи. Воспитание основывается на гиперопеке, тотальном контроле жизни ребенка.
  • Стресс. Расстройство дебютирует после стрессовых ситуаций – аварии, смерти близкого человека, развода родителей, насилия, иммиграции семьи.

Отличить мутизм от других заболеваний, имеющих примерную одинаковую клиническую картину, достаточно сложно. Но определение причины развития данного состояния является основополагающим, как для диагностики, так и для выбора адекватного лечения. Нарушение речи может возникать на фоне:

  • имеющихся психопатологических отклонений, например, аутизма у детей, депрессии, задержки развития и др.;
  • индивидуальных особенностей характера человека, его повышенной чувствительности, ранимости и т. д.;
  • стресса, сопровождающего пациента постоянно, или сильных эмоциональных потрясений;
  • наличия определенных патологий строения органов речевого аппарата, например, короткой уздечки или так называемой «волчьей пасти»;
  • неправильных методов воспитания и особенностей отношений в семье, наследственной предрасположенности, условий окружающей среды.

Определить причину мутизма у детей довольно сложно. Наиболее подвержены развитию такого состояния дети дошкольного и младшего школьного возраста, которые начинают значительную часть своего времени проводить вне семейного круга.

Можно также выделить ряд факторов, способных спровоцировать развитие мутизма у взрослых. В основном это:

  • черепно-мозговые травмы;
  • стрессы и сильные потрясения;
  • выход из комы;
  • нарушенное кровообращение головного мозга;
  • некоторые психические расстройства;
  • соматические заболевания.

В зависимости от причин и особенностей проявления заболевания определяется тактика лечения и время, необходимое, чтобы вернуть человеку способность к разговору.

Причины развития

Симптомы элективного мутизма у детей вызываются внешними и внутренними причинами. Ученые выделяют биологические и психологические факторы.

Биологические причины связаны с генетикой. Исследования показывают, что элективный мутизм связан с наследственностью. Психологические причины включают повышенный уровень тревожности, страх перед социальными ситуациями. Страх может быть таким сильным, что человек не способен выражать мысли вслух.

Также существуют окружающие факторы. К ним относятся негативный опыт общения, стрессовые ситуации в семье или школе. Внешние факторы усиливают тревогу ребенка и вызывают аномальное молчание.

Состояние не является результатом недостатка образования или воспитания. Это патология, требующая врачебного вмешательств

Советы для родителей, чтобы справиться с ребенком с избирательным мутизмом

Вот несколько советов о том, как помочь ребенку с избирательным мутизмом:

Никогда не заставляйте своего ребенка говорить, если ему неудобно делать то же самое.

Скажите своему ребенку, что вы понимаете его ситуацию. Дайте ему знать, что иногда можно бояться или чувствовать себя неловко. Поощряйте его говорить, когда ему удобно.

Продолжайте уверять своего ребенка, что с вами все в порядке, когда он объясняет жестами или выражением лица, пока он не будет готов объяснить это разговором.

Если ваш ребенок попытается выступить публично, не хвалите его тут же, так как это может вызвать у него смущение. Подождите, пока вы не вернетесь домой и не останетесь с ним наедине, прежде чем похвалить его за его усилия.

Если вашему ребенку неудобно на семейном собрании или на вечеринках, избегайте брать его туда, пока он не почувствует себя комфортно.

Очень важно, чтобы вы обливали своего ребенка любовью. Вы должны оказать ему словесную поддержку и быть терпеливым с ним

Уверяю его, что все будет хорошо.

Поговорите со своей семьей и друзьями о состоянии вашего ребенка и попросите его дать ему время поговорить или пока он не почувствует себя комфортно в разговоре с ним.

Очень важно, чтобы вы сообщили о своем состоянии своему врачу, как только вы подозреваете какие-либо признаки или симптомы избирательного мутизма у вашего ребенка. Правильное лечение и поддержка помогут вашему ребенку выздороветь и вести нормальный образ жизни

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: