Постановка звука [л] у детей с помощью логопедических упражнений

30 логопедических стишков для малышей

Артикуляционные упражнения

Артикуляционные упражнения очень многое значат для коррекции дефектов в речи у детей, страдающих общим недоразвитием речи, ведь эти дети, как стало понятно из исследования, страдают недоразвитостью орального праксиса.

В самом начале коррекционных занятий мы использовали упражнения на артикуляцию. Сначала дети выполняли задание по замене гласных немой артикуляцией. Далее гласные нужно было произносить шепотом. Далее – громким голосом. Также были упражнения по изолированному произношению гласных, а также по произношению всего ряда гласных. Затем дети, выдыхая воздух, произносили отдельные слоги, затем слова. Затем перешли на короткие стихи. Затем на пословицы и поговорки.

Также детям предлагалась игра на музыкальных инструментах, таких как пианино и меллофон. Это благоприятно сказалось на формировании мелкой моторики. Так как моторика пальцев недоразвита у детей, страдающих общим недоразвитием речи.

Чтобы развивать дикцию, отрабатывать произношение трудных звуков и сформировать артикуляцию, мы давали детям задания разучивать песенки и небольшие инсценировки.

Логопедические упражнения для взрослых

Недостатки речи встречаются не только у детей, но иногда и у взрослых

Поэтому очень важно, прежде чем вы начнете корректировать речь своего ребёнка, обратить внимание всё ли в порядке с вашей речью. Если вы заметили небольшие отклонения в виде нечёткости произнесения некоторых букв, то отработать правильность речи помогут скороговорки. Выберите те, что вам нравятся, и приступайте к занятиям по следующему плану:

Выберите те, что вам нравятся, и приступайте к занятиям по следующему плану:

  • прочитайте скороговорку несколько раз;
  • попробуйте произнести, медленно выговаривая все звуки;
  • не ускоряйте темп, пока не получится ясно и чётко произнести все звуки медленно;
  • добившись положительных результатов в медленном темпе, переходите на быстрый. Важна не скорость, а точное произнесение всех звуков;
  • маленькие по объёму скороговорки произносите на одном дыхании. Соблюдайте темп и ритм.

Виды искаженного произношения «Л»

Дефект речи с буквой «Л» называется ламбдацизмом. Он бывает 4 видов:

  1. Двугубный. Губы вытянуты в трубочку и получается «У» (листок — уисток, лопата — уапата).
  2. Носовой. Язык у основания соприкасается с мягким небом, воздух поступает в нос, создавая звук «НГ» (лапа — нгапа, лук — нгук).
  3. Межзубный. Такое положение языка придает звучанию шепелявость.
  4. Отсутствие «Л». Создается эффект проглатывания звука (лето — ето, лодка — одка).

Когда «Л» заменяется другими звуками, например, ребенок вместо «Л» говорит «В», то это — параламбдацизм.

Здесь тоже есть несколько вариантов замены:

  • на «Г» (ложка — гожка, положить — погожить);
  • на «В» (вилка — вивка, луна — вуна);
  • на «Й» (лыжи — йыжи, лампа — йампа);
  • на «Д» (колбаса — кадбаса, колобок — кодобок);
  • на «Ль» (мало — маля, клоп — клеп).

Нарушения произношения звука Л

Вам интересно, как называется дефект, когда не выговариваешь «Л»? Это картавость. А людей, произносящих нечисто «Л», дразнят картавыми.

Причиной неправильного произношения «Л» могут быть слабые мышцы языка, который в артикуляции этого звука играет основную роль. Это также может быть неправильное анатомическое строение уздечки языка, которая не дает дотянуться до основания верхних зубов. А при неправильном фонематическом восприятии, если оно имеет место, воспроизвести «Л», как и любой другой звук, проблематично.

Стихотворения для малышей 2-3-летнего возраста

Малышам 2-3-летнего возраста читают стишки, где показаны примеры слов во множественном числе. Они помогают ознакомить ребенка с домашними животными, птицами. Стихотворения рассказывают, где живут животные, что едят, чем занимаются, как выглядят и так далее:

Подарили нам щенка,Песик маленький пока.Мы с сестренкой с ним играли,Его Тузиком назвали.

***

У нашей кошкиМного котят.Все котята есть хотят.Мама-кошечка одна,Но накормит всех она.

К концу 3 года жизни дошкольник должен знать диких животных. Для этого рекомендуется читать малышу стихотворения про диких мишек, ежиков, зайцев, лис, волков и так далее. Дети узнают, где живут, что едят дикие животные. Такие произведения помогают ребенку познавать мир, повышать интеллект:

Орехи с веток белка рвет,Она их зубками грызет.Есть у белочки дупло,Ей зимой в дупле тепло.

Подготовительные упражнения перед постановкой звука

Прежде чем переходить к основной части занятия, необходимо выполнить небольшую артикуляционную разминку.  Она состоит из пяти упражнений.

  1. «Ням-ням». Язык в форме лопатки, высунут наружу, губы неподвижны. Облизывайте верхнюю губу сверху вниз.
  2. «Индюшонок». Исходное положение речевого аппарата то же. Облизывая в быстром темпе верхнюю губу, пытайтесь произнести «бл-бл-бл».
  3. «Лошадка». Упражнение направлено на укрепление мышц ротовой полости. Имитируйте цокот копыт, пощелкивая языком возле передних зубов верхней челюсти.
  4. «Качели». Широко улыбнитесь, слегка приоткрыв рот. Попеременно упирайтесь кончиком языка в нижние и верхние зубы.
  5. «Гриб». Натяните языковую уздечку, упершись языком в небо. Зафиксируйте ненадолго положение.

Причины нарушений

Возможных провоцирующих факторов много:

  1. Нарушение дыхания в процессе речи, например, при такой патологии, как уменьшение объема легких или слабости дыхательных мышц;
  2. Проблемы с речевым слухом (ребенок плохо воспринимает речь);
  3. Слабость мимики и языковых мышц;
  4. Неправильное строение уздечки под языком.

Нередко родовые травмы, задержка психического и моторного развития в младенческом и дошкольном возрасте приводят к проблемам в артикуляции

Важно своевременно обратиться к логопеду, чтобы исправить ситуацию

Этапы постановки звука Л — это подготовка, непосредственно коррекция и закрепление

Важно все делать поэтапно, отрабатывая каждый шаг

Львенок учится рычать

Львенок учится рычать,
Очень хочет «Рррр!» сказать.
Мордочку свою задрав,
Хочет — «Рррр!», выходит: «Мяв!»

Как он стать львом грозным сможет?
Мы с тобой ему поможем!
Трактор — синий богатырь —
Как мотор заводит?
— Тррр!

Молния сверкает! Гром!
Мы его не пустим в дом —
Крыша прочная! Нет дыр!
Пусть себе ворчит:
— Гррр! Грррр!

Берег речки. Гладь воды.
Слышно катер: «Ды-ды-ды».
Вот подходит пассажир —
Катерок взревет: «Дрррр! Дрррр!»

Львенок маленький старался,
Львенок долго упражнялся.
Он, как папа, на весь мир
Скажет громко, звонко: «Ррррр!»

(Учимся «рычать»: тренируемся произносить «Р»)

«Лечебные» стихотворения

Автоматизация [Л] в словах

Не следует слишком долго закреплять фонему в слогах, надо максимально быстро приступать к словам

Это важно, потому что в словах звук окружают другие звуки, которые накладывают характерный слухоречевой отпечаток. Также, детьми легче воспринимаются значимые, осмысленные слова. Кроме доступного для ребенка смысла, слова для работы по автоматизации играют очень значимую роль

Они помогают закрепить фонему в разных позициях, создают нужные артикуляционные шаблоны. Ребенок не зазубривает все слова родного языка с изучаемой фонемой, он учится проговаривать разнообразные комбинации с новой фонемой, которые позже будут применяться в остальных, встречающихся словах, содержащих фонему

Кроме доступного для ребенка смысла, слова для работы по автоматизации играют очень значимую роль. Они помогают закрепить фонему в разных позициях, создают нужные артикуляционные шаблоны. Ребенок не зазубривает все слова родного языка с изучаемой фонемой, он учится проговаривать разнообразные комбинации с новой фонемой, которые позже будут применяться в остальных, встречающихся словах, содержащих фонему .

Автоматизация  в словах проводится по следующему алгоритму:

  • Отработка слов, начинающихся на .
  • Отработка интервокального положения  (между двумя гласными).
  • Отработка слов, заканчивающихся на .
  • Отработка  в середине слова.
  • Закрепление в словах, содержащих несколько звуков .

Упражнения для артикуляционной гимнастики

Разминка

Прежде чем приступать к упражнениям, необходимо размяться:

сделать упражнения на дыхание;

Так ребенок учится распределять дыхание при произношении слов и предложений. 

разработать речевой аппарат;

«Свеча». 

Ребенок представляет, что перед ним — торт с горящими свечами. Первая свеча до пяти секунд, вторая — до семи, а третья — до десяти и с голосовым сопровождением. Воздух не должен закончиться раньше времени. 

Важно поставить губы трубочкой при выдохе. 

«Иголочка». 

Набрать воздух, надув щеки, поочередно «проколоть» сначала одну, затем вторую языком. Во время прокола воздух выходит изо рта медленно и постепенно. Упражнение выполняется под счет.

Разминка не должна длиться дольше 15 минут.

Артикуляционные упражнения

Каждый день нужно добавлять по одному новому упражнению для поддержания у ребенка интереса. Ниже — примеры самых популярных упражнений для детей двух-трех лет.

Упражнения для мышц мягкого неба и глотки:

  • позевывание;
  • полоскание горла;
  • резкое, отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ;
  • покашливание.

Упражнения для нижней челюсти:

  • открывание и раскрывание рта, причем как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого;
  • жевательные движения;
  • движения нижней челюсти влево-вправо.

Упражнения для щек:

  • надувание щек: обеих одновременно и попеременно;
  • перегонка воды из одной щеки в другую;
  • втягивание щек в ротовую полость между зубами.

Упражнения для мышц шеи, гортани. Выполняются с закрытым ртом:

  • опускание головы вниз;
  • запрокидывание головы;
  • поворот головы вправо-влево;
  • наклоны головы вправо-влево;
  • руки в «замке» на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук;
  • сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук.

Упражнения для губ и языка:

  • «Улыбка» — улыбнуться, разомкнув зубы, удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 5, постепенно доводя до 10.
  • «Заборчик» — улыбнуться, сомкнув зубы, удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 5, постепенно доводя до 10.
  • «Трубочка» — рот приоткрыть, боковые края языка загнуть вверх. Язык приобретает форму трубочки, задержаться в этом положении. 
  • «Бублик» — сомкнутые губы округлить и немного вытянуть вперед, удерживать в таком положении под счет от 1 до 5, постепенно доводя до 10.
  • «Лопатка» — открыть рот, широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу, удерживать в таком положении под счет от 1 до 5, постепенно доводя до 10.
  • «Чашечка» — широко раскрыть рот, высунуть язык вперед и вниз, медленно поднимая язык, загнуть его края вверх. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5, постепенно доводя до 10.
  • «Часики» — улыбнуться, вытянуть язык вперед, тянуться попеременно кончиком языка то к правому уху, то к левому. Повторить 5-10 раз.
  • «Качели» — широко открыть рот, попеременно тянуться языком то к носу, то к подбородку. Повторить 5-10 раз.
  • «Индюк» — открыть рот, широким кончиком языка проводить по верхней губе вперед-назад, произнося «бл-бл-бл». Нижняя челюсть остается неподвижной.
  • «Горка» — широко открыть рот, упереться широким кончиком языка в нижние зубы, выгнуть язык. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5, постепенно доводя до 10.
  • «Маляр» — открыть рот, широким кончиком языка выполнять движения по небу вперед — назад, начиная от верхних резцов до мягкого неба. Повторить 5-10 раз.
  • «Грибочек» — улыбнуться, придавить язык к небу, открыть рот как можно шире. Удерживать в таком положении под счет до 5, постепенно доводя до 10.
  • «Конфета» — рот закрыт, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую. Повторить 5-10 раз.
  • «Лошадка» — улыбнуться, щелкать языком, изображая цокот копыт лошадки. Повторить 5-10 раз.
  • «Барабанщик» — приоткрыть рот, улыбнуться, кончиком языка быстро и сильно стучать по верхним зубам изнутри, произнося звук . Повторить 10-15 раз.

Поэтапное развитие речи на логозанятиях

Поначалу формированию подвергаются движения дошкольников. Для этого используются подвижные игры с общеразвивающими физическими комплексами.
Следующий этап работы во время проведения логопедической ритмики – это выполнение детьми заданий, которые формируют основные типы движений. Для упражнений подбираются разные предметы, которые имеют разный размер и форму, а также цвет. Дети должны называть эти предметы, что позволяло из пассивного словаря переводить знакомые понятия в активный лексический словарь. Также проводятся упражнения, которые развивают выразительность в движении, а также темп и ритм.
Следующий этап работы – это упражнения на развитие слуховой и зрительной видов памяти у дошкольников. Дети исполняли песни в виде вокала и хора, что позволяло корректировать их речевые навыки. Также дети пели только гласные, затем они напевали буквосочетания и слоги, состоящие из двух-четырех букв. И только после этого дети начинали разучивать песни. По началу это должны быть песни, имеющие короткую фазу. Длинна фазы постепенно может увеличиваться. Нужно учитывать особенности детей с алалией, подбирая сложность словаря песен.
Следующий, четвертый, этап работы заключается в том, чтобы усоверенствовать речевую активность дошкольников

Уделяется внимание анализу слов, входящих в состав предложений. Также дети запоминают порядок этих слов

Для этого используются различные игры, предполагающие активные движения, инсценировки, разучивание стихотворений, музыкальное сопровождение.

Проведенное теоретическое исследование показало, что очень важно в проведении коррекционной работы в виде логопедической ритмики нужно делать ставку на следующие упражнения:

  • Марширование и ходьба;
  • формирующие артикуляцию;
  • формирующие мускулатуру мимики;
  • на развитие речи без музыки;
  • на развитие речи с помощью музыкальных инструментов;
  • Самостоятельная детская деятельность с музыкой;
  • Совместные и индивидуальные игры;
  • формирующие тонкую моторику пальцев на руках

Упражнения по развитию речи с музыкальным сопровождением

Следующая часть проводимых занятий – это упражнения на развитие речи, которые проводятся с музыкальным фоном либо без него.

Третья часть проводимых занятий – это игры на развитие чувства ритма.

Мы использовали упражнения, которые предполагают передавать ритмический рисунок звучащей музыки. Получился своеобразный ритмический диктант. Дети должны были хлопками показать ритмический рисунок сначала под звучащую музыку, а затем воспроизвести это без музыки.

Каждое занятие длилось примерно 30 минут. По завершению занятий мы проводили итоги, старались определить тех детей, кто хорош справлялся с заданиями, а также тех, кто ошибался, но заметно старался.

Так же мы провели и множество других занятий. Слушали вместе с детьми музыку, вместе анализировали иллюстрации к ней, общались с детьми, старались понять их восприятие услышанных композиций. Также просили, чтобы дети нарисовали музыку либо описали ее своими словами. Старались, чтобы детям был заметен ритмический рисунок музыки и они умели соотносить с ним свои движения и речь.

С помощью повторения стихотворных строк во время движения дети не только корректировали собственную речь в движении, но и формировали корректное функционирование отделов речевого аппарата.

Стишки для детей 6 лет

Стишки для детей 6 лет В 6 лет малыш уже должен хорошо знать буквы и цифры. Но как показывает практика, некоторые детки ленятся знакомиться с школьной наукой, или попросту категорически отказываются от занятий. Чтобы ваш малыш с охотой учил алфавит и цифры, проводите облучение в игровой форме, используя веселые стишки для детей.

Стишки для детей 6 лет:

1. Дом красивый. Словно в сказке, В нем живут, надевши маски, Буквы. Ровно тридцать три, Кто снаружи, кто внутри. Буквы спрятались и ждут. Неужели нас прочтут?

2. Что случилось? Что случилось? С печки азбука свалилась! Больно вывихнула ножку Прописная буква «Н», «Г» ударилась немножко, Ж рассыпалась совсем! Потеряла буква «Ю» Перекладину свою! Очутившись на полу, Поломала хвостик «У»! «Ф», бедняжку, так раздуло – Не прочесть ее никак! Букву «Р» перевернуло – Превратило в мягкий знак! Буква «С» совсем сомкнулось – Превратилась в букву «О». Буква «А», когда очнулась, Не узнала никого!

3. Как-то летом на лужайке Господин учитель Жук Основал для насекомых Школу чтения и наук.

Вот стрекозы, мушки, мошки, Пчелы, осы и шмели, Муравьи, сверчки, козявки На урок к Жуку пришли.

«А» — акула, «Б» — букашка, «В» ворона, «Г» — глаза… Шмель и муха, не болтайте! Не шалите, стрекоза!

«Д» — дитя, «Е» — единица, «Ж» — жаркое, «З» — зима. Повторите не сбиваясь: «И» — игрушка, «К» — кума!

Кто учиться хочет с толком, Пусть забудет в школе лень. «Л» — лисица, «М» — мартышка, «Н» — наука, «О» — олень.

«П» — петрушка, «Р» — ромашка «С» — сверчок, «Т» — таракан, «У» — улитка, «Ф» — фиалка, «Х» — ходули, «Ц» — цыган.

Так наш Жук, махая розгой, Учит азбуке стрекоз, Мушек, мошек и козявок, Мурашей, шмелей и ос.

4. На горшке сидит король, Ищет всюду цифру ноль. Можем подсказать ответ: Ноль — когда чего-то нет!

5. Это — цифра единица, Первой быть она стремится. Всех прямее и ровней, Остальные все — за ней. В правый верхний уголок Карандаш веди, дружок. А затем — левее, вниз: Вот — одна из единиц!

6. По воде скользит едва, Словно лебедь, цифра два. Шею выгнула дугой, Гонит волны за собой.

Подготовка к упражнениям

Прежде чем начать тренировку, ребенку показывают, как должен правильно звучать Л. Произносят несколько слов с отчетливой артикуляцией. Ребенок должен увидеть, как располагаются губы и язык. Называют несколько слов, где есть эта буква, и просят определить на слух, в какой части слова она стоит.


Ошибки, которые делает ребенок.

Затем ребенку предлагают выполнить подготовительные упражнения:

  1. «Гамак». Кончик языка упирается в верхние передние зубы. Выгнуть язык, чтобы он стал похож на гамак, и некоторое время удержать в таком состоянии. Можно выполнять на счет.
  2. «Вкуснятина». Широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна двигаться.
  3. «Индюк». Упражнение похоже на предыдущее, но несколько сложнее. Его выполняют с большей скоростью. Можно добавить произношение сочетаний «бл-бл-бл».
  4. «Лошадка». Язык делают широким, поднимают и щелкают им по небу. Рот немного приоткрыт, нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. Такое упражнение полезно делать, когда ребенку трудно удерживать язык на весу и упираться кончиком в верхние зубы.
  5. «Качели». Рот приоткрывается, нужно широко улыбнуться. Кончик языка должен быть твердым. Дальше упражнение делается по счету. На «раз» язык поднимается, кончик упирается в верхний зубной ряд (заднюю поверхность резцов). На счет «два» кончик упирается в нижние зубы. Упражнение повторяют несколько раз.
  6. «Грибок». Спинку языка прижимают к твердому небу, она становится похожей на шляпку гриба. Зафиксировать в таком положении и удержать 5-10 секунд. Уздечка должна быть слегка натянута.

Этот комплекс выполняется не меньше 2 недель до начала постановки звука.

В чем польза такой гимнастики и когда она нужна?

Гимнастика для языка входит в комплексы артикуляционных упражнений, то есть упражнений, направленных на укрепление артикуляционных органов. Что они дают? Такие упражнения тренируют органы, участвующие в звукообразовании:

  • глотку;
  • язык;
  • губы;
  • щеки;
  • гортань;
  • мягкое небо;
  • челюсти.

Во время выполнения таких упражнений эти органы вырабатывают нужный тонус, учатся принимать определенное положение и правильно менять его, в зависимости от произносимых звуков. В итоге речь становится более четкой, понятной.

Когда необходимо проводить артикуляционную гимнастику с ребенком? При наличии определенных речевых проблем. Чаще всего это неправильное произношение или неумение произнести в определенном возрасте тот или иной звук.

В норме к 6 годам ребенок должен освоить правильную артикуляцию при произношении всех звуков. Если этого не произойдет, общение с одноклассниками и педагогами станет причиной комплексов ребенка. К тому же зачастую неправильное произношение «тянет» за собой и проблемы с правописанием, что напрямую скажется на успеваемости. Поэтому артикуляционная гимнастика показана, если дошкольник к 5–6 годам не освоил произношение каких-то звуков (чаще всего это Р и Л, шипящие, свистящие). В легких случаях родители могут исправить проблему, занимаясь с ребенком дома, более серьезные нарушения – прерогатива логопедов.

Упражнения для общего развития речи в домашних условиях

Дома необходимо обязательно регулярно проводить логопедические занятия для детей 4-5 лет, упражнения которых включают в себя не только речевую часть, но и гимнастику для органов речи и пальчиков.

Пальчиковая гимнастика

Данный комплекс простых упражнений стимулирует отдел в мозговом центре, который отвечает за правильную речь. Именно поэтому занятия на мелкую моторику нужны не только самым маленьким, но и дошкольникам.

Пальчиковая гимнастика стимулирует отдел головного мозга, отвечающего за правильную речь

Все упражнения делаются по 8-10 повторов:

  1. «Открывание» и «закрывание» пальцев на каждой руке. Сначала по очереди, потом вместе. Постепенно можно увеличивать скорость.
  2. Положить руки на стол: левая касается стола ладошкой, правая — тыльной стороной. Затем одновременно руки надо перевернуть.
  3. Сначала изобразить речку: сложить руки, ладонями вверх, как будто в них набрана вода. Затем изобразить пароход — сложить ладони вместе, прижать большие пальцы друг к другу и поднять их вверх. Потом изобразить приплывших рыбок: прижать все пальцы друг к другу, ладони вместе и сделать руками движения, как будто плывет рыбка.
  4. Изобразить дерево с ветками — руки вертикально, пальцы растопырены в разные стороны. Затем показать корни дерева — в том же положении перевести руки пальцами вниз. Затем показать листопад: быстро-быстро сжимать и разжимать пальцы.

Артикуляционная гимнастика

Эти упражнения направлены на развитие языка — главного органа, отвечающего за правильность произношения звуков.

Обратите внимание! Благодаря регулярным тренировкам по артикуляционной гимнастики вскоре ребенок начнет произносить даже самые сложные для него звуки

Улыбнуться как можно шире, зубы сомкнуты, находятся ровно друг на друге. Задержаться в таком положении и отсчитать 10 секунд.
Вытянуть губы вперед и сделать вид, как будто слон набирает воду хоботом. Задержаться 10 секунд в таком положении.
Изобразить змейку: широко улыбнуться, высунуть язык трубочкой, затем спрятать назад.
Широко открыть рот и делать языком «цоканье», изображая лошадь

При этом важно следить, чтобы у ребенка нижняя челюсть была неподвижной, а работал только язык.
Широко улыбнуться, высунуть язык как можно дальше и зажать его слегка зубами. В таком положении «протащить» язык назад в рот.
Широко открыть рот, высунуть язык и изобразить часы — переставлять язык от одного уголка рта к другому.. Все эти упражнения повторять по 8-10 раз или в течение 10-15 секунд

Все эти упражнения повторять по 8-10 раз или в течение 10-15 секунд.

Игры для развития фонематического звука

Логопедические игры для 4-5-летних детей на развитие фонематического звука должны быть обязательно включены в ежедневные занятия. Они простые и одновременно интересные, а результаты не заставят себя долго ждать. Уже спустя месяц регулярных упражнений, качество детской речи заметно улучшится.

  • «Игра в тишину». Эта игра очень простая. Ребенку предлагается на 2 минуты не произносить ни звука и закрыть глаза. Как только время вышло, потом попросить малыша рассказать, какие звуки он слышал.
  • «Хлопок-топот». Суть игры: заранее договориться с ребенком, на какой звук он будет топать, а на какой — хлопать. Например, если слышит звук , то топает ножкой, если звук , то хлопает ладошками. Далее взрослый называет разные звуки, а когда ребенок слышит нужные ему, хлопает или топает.
  • «Поймай слово». Суть этой игры проста: ребенку задается слово, услышав которое он должен будет хлопнуть в ладоши. Далее взрослый называет по очереди несколько слов, схожих по звучанию. Как только ребенок услышит нужное ему, должен хлопнуть в ладоши.

Для развития фонематического звука необходимо регулярно играть в логопедические игры

Обучение малышей 3-4-летнего возраста

Малышам 3-4-летнего возраста также подойдут стихотворения Агнии Барто и других писателей и поэтов. У Агнии Барто малышу нужно читать: «Бычок», «Грузовик», «Лошадка», «Мячик», «Зайка», «Слон», «Ревушка», «Козленок», «Кораблик», «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая», «Помощница», «Снег». Все эти произведения не только читают, но и заучивают.

Другие стихи:

  • Введенский Александр Иванович «Мышка».
  • Берестов Валентин Дмитриевич «Больная кукла».
  • Чуковский Корней Иванович «Поросенок».

Для прочтения книжек со стихами выбирают яркие издания с рисунками. Сегодня в магазинах большой выбор литературы, которая облегчает обучение малыша. Во время чтения родители должны говорить в умеренном темпе, не торопиться, четко проговаривая каждое слово. Это имеет большое значение в формировании речевой функции дошкольника.

Упражнения по установке правильного произношения «Л»

Артикуляционная гимнастика, включающая следующие упражнения.

«Пароходик»

Цель упражнения: отработать то положение языка, которое необходимо для правильной постановки звука «Л».

Выполнение: Ребёнок слегка приоткрывает ротик в улыбке, высовывает язык, зажимает его зубами и пропевает «Ы-ы-ы-ы-ы», имитируя гудок парохода.

Внимание: Если во время выполнения этого упражнения (когда поётся «Ы-ы-ы-ы-ы») взрослый слышит мягкий «Л’» то надо попросить  ребёнка высунуть язычок как можно дальше, при этом зажимая зубами не кончик, а среднюю часть языка

«Индюшонок»

Как разговаривает индюк? «Бл-бл-бл», булькает и «болбочет». Предложите ребёнку попробовать сымитировать «разговор» индюшонка , используя следующее упражнение:

Шаг 1. Приоткрыв рот, ребёнок кладёт язычок на верхнюю губу, при этом кончик языка должен слегка загибаться вверх, как бы обтекая губу.

Шаг 2. Потренироваться, сделать несколько движений кончиком языка по верхней губе вверх и вниз.

Шаг 3. Подключить гудение на выдохе, одновременно увеличив скорость движений, пока не получится «бл-бл-бл».

Это упражнение будет очень полезно для правильной постановки звука «Л», так как отлично развивает подвижность кончика языка и отрабатывает правильную степень его подъёма.

«Как едет лошадка?»

Это упражнение состоит из двух частей. В первой части отрабатывается навык цоканья, помогающий хорошо укрепить мышцы языка и выработать умение поднимать язык вверх. Вторая часть помогает ребёнку определить положение языка во рту, когда он произносит «Л».

Шаг 1. Ребёнок улыбается, открыв ротик и показав зубки. Затем несколько раз щёлкает язычком, упираясь в нёбо. (Имитируем цоканье лошадки).

Важно: Во время выполнения этого упражнения нижняя челюсть не должна быть подвижной, двигаться должен только язычок. Шаг 2. Объясните малышу, что лошадки могут ехать тихо, и повторите движения языка из предыдущего упражнения, беззвучно, не подключая голоса

Шаг 2. Объясните малышу, что лошадки могут ехать тихо, и повторите движения языка из предыдущего упражнения, беззвучно, не подключая голоса

Шаг 2. Объясните малышу, что лошадки могут ехать тихо, и повторите движения языка из предыдущего упражнения, беззвучно, не подключая голоса.

Важно: Следите за тем, чтобы кончик языка во время выполнения упирался в верхнее нёбо, а не высовывался за пределы ротика

«Ветерок»

Цель упражнения: научиться выдыхать воздух таким образом, чтобы он выходил из ротика по краям языка, а не по центральной его части.

Выполнение: ребёнок приоткрывает рот и прикусывает кончик языка зубами. Затем ему необходимо выдохнуть, имитируя дуновение ветерка. Если неясно, правильно ли ребёнок выполняет это упражнение, поднесите кусочек ваты к его ротику во время того, когда он дует. Это поможет определить направление воздушной струи.

Буква или звук?

Перед первым логопедическим занятием тщательно изучите теоретический материал, ознакомьтесь с основными предпосылками возникновения дефекта, методиками постановки звука и видами упражнений для закрепления успеха.

Пробелы в знаниях  родителей – основная причина неэффективности занятий. В  первую очередь, запомните, что логопед учит выговаривать не букву а звук .  Звуки речи на письме обозначаются буквами. Букву можно лишь написать, но не произнести или услышать. Несколько различных звуков могут обозначаться одной буквой при написании. В русском языке звуков больше, чем букв.  Называя звук буквой, вы даете ребенку неправильное представление о русской фонетической базе.

Развитие речи у детей 4-6-летнего возраста

В старшем дошкольном возрасте (4-6 лет) ребенка нужно уже готовить к школе, увеличивать его словесный багаж. Детская поэзия позволяет тренировать память, а также развивать речевую функцию. Разучивая стихи, малыш оттачивает мастерство ораторства.

Примеры детских стихов для развития речи:

А. Барто − «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая», «Помощница», «Блинчики», «Катя», «Совесть», «Мама или я», «На уроке», «Лялечка», «Королева».
К. Чуковский – «Бутерброд», «Обжора», «Радость».
С. Михалков – «Андрюшка», «Мой щенок», «Бараны», «Если».
Э

Успенский – «Маленькая школьница», «Берегите игрушки», «Тигр вышел погулять», «Что у мальчиков в карманах».
Даниил Хармс – «Буря мчится, снег летит», «Кошки», «Лиса и петух», «Удивительная кошка».
Кирилл Авдеенко – «Важное совещание», «Домовята и каша», «Капельки дождя», «Кот Маркиз», «Крот Егор», «Кряк и бряк».

Стихотворения для малышей до 1 годика

Малышам до 1 годика подходят короткие стишки, потешки

Очень важно чтобы во время прочтения стишка мама показывала ребенку движения пальчиками, руками, проводила массаж

Эти движения активизируют мозг ребенка, тренируют органы артикуляции (язык, щеки, небо), формируют мышление, восприятие, внимание, память. Короткие рифмы позволяют малышу запоминать произношение слов, артикуляцию. Для малышей от 2-месячного возраста подходят короткие потешки

Во время прочтения стиха мама проводит пальчиковую гимнастику или массаж ручек. Знаменитыми потешками являются: «Сорока-ворона», «Братья»

Для малышей от 2-месячного возраста подходят короткие потешки. Во время прочтения стиха мама проводит пальчиковую гимнастику или массаж ручек. Знаменитыми потешками являются: «Сорока-ворона», «Братья».

Для грудничков 9-месячного возраста хорошо подойдут другие потешки-стишки. Наиболее известными из них являются: «Ладушки», «Братцы», «Апельсин», «Кто приехал» и другие.

— Ладушки, ладушки! Где были?

— У бабушки.

— Что ели?

— Кашку.

— Что пили?

— Бражку.

«Ладушки» также являются одной из распространенных потешек, которую можно использовать с раннего возраста. Ребенок при прочтении «Ладушек» улыбается, учится хлопать в ладоши. Движения должны быть четкие и ритмичные. Сначала мама или папа берут своими руками ладошки малыша, показывают ему, как нужно хлопать. Со временем ребенок будет сам пробовать это делать.

Полезно малышам читать стишки. Очень хорошо подойдут стихотворения Агнии Барто: «Грузовик», «Лошадка», «Мячик», «Зайка», «Слон», «Козленок», «Кораблик». Произведения для самых маленьких коротенькие, не утомляют ребенка. Во время прочтения нужно стоять или сидеть лицом к ребенку, чтобы он видел артикуляцию.

Какие упражнения использовать для разминки?

Занятия по артикуляционной гимнастике включают в себя:

  • Разминку и самомассаж языка, губ, щек;
  • Разучивание движений (показ взрослым и повтор ребенком), а при систематических занятиях – сначала повтор предыдущих упражнений;
  • Чередующиеся статические и динамические упражнения гимнастики для губ, языка, других органов артикуляции;
  • Контроль правильности выполнения, коррекцию выполнения при необходимости.

Для самомассажа и разминки существует немало различных упражнений. Можно использовать, например, такую игру-потешку:

Важное значение имеет самомассаж рук, способствующий развитию мелкой моторики, что также помогает развитию речи. Для такого массажа полезно использовать специальные мячики-шиповки, сосновые шишки, ребристые карандаши, песок, пуговицы, фасоль и другие мелкофактурные материалы

Логопедические упражнения на звук «ц»

Существует несколько способов постановки звука «ц», два из них вы увидите далее:

  1. 1. Игровая форма.
  • поднесите палец к губам и скажите ребёнку – «Не говори так громко. Тише!» — т-ц-ц; На крыше спит котик т-цццц. Не буди его, а то он съест мышек т-ццц. Всё вокруг тихо т-цццц. Мышки не шумите т-цццц;
  • поезд при остановке говорит пассажирам т-ц-ц. Не шумите пассажиры т-цццц. Не торопитесь выйти т-ццц. Не разговаривайте так громко т-ццц.
  1. 2. От поставленных звуков.

Поднесите руку ребенка к своим губам и произнесите звук ц. Он должен почувствовать одно прикосновение воздушной струи. Теперь поднесите его руку к его губам и попросите, чтобы он произнёс звук ц. Он почувствует два прикосновения воздушной струи. Это происходит при неправильном произнесении звука ц. Объясните ребёнку, что струя воздуха при произнесении ц должна быть одна. Повторяйте упражнение с ребёнком, пока он не устанет.

Советы родителям

Иногда проблемы с произношением детей создаем мы сами. Ведь дошкольный возраст – пора, когда дети всему учатся на примере взрослых. А если их речь далека от идеала – такой же будет и речь детей. Как этого избежать?

  • Не говорите на «детском языке» (сюсюкая, смягчая звуки, искажая их вслед за своим ребенком). Иначе неправильное произношение крохи, обусловленное несовершенством речевого аппарата, закрепится в его сознании как правильное, поскольку так говорят родители. Исправлять придется долго.
  • Говорить нужно четко, выразительно, в умеренном темпе, с умеренной же громкостью.
  • Не перегружайте свое общение с ребенком непонятными или сложными для него словами, оборотами или предложениями.
  • Если вы читаете новую книжку ребенку, перед началом разъясняйте ему в доступной форме значения всех слов из текста, которые ему не знакомы (так что сначала книжку придется прочитать самой маме, чтобы выделить эти слова).
  • Чаще читайте ребенку стихи, соответствующие его возрасту и пониманию.
  • Не наказывайте его за неправильное произношение, грамматические или другие ошибки в речи.

Итак, гимнастика для языка, а также других органов артикуляции, способствует постановке и коррекции звукопроизношения. Выполняя ее дома, родители должны помнить о систематичности занятий, о заинтересованности в них ребенка. Ну а если нужна помощь специалиста – не стоит от нее отмахиваться. Чем старше ребенок, тем сложнее будет что-то исправить в его речи. А это – неизбежные проблемы не только с успеваемостью, но и последующей социализацией подрастающего человека в обществе.

https://youtube.com/watch?v=CGaqIMcMNI0

Типичные речевые нарушения у детей 5-6 лет

Большинство старших дошкольников имеют трудности с:

  • освоением сонорных и шипящих звуков;
  • звуковым анализом слов;
  • развитием повествовательной речи;
  • составлением рассказа и описаний.

Конечно, подобные проблемы могут быть незначительными, лишь немного отличающимися от возрастной нормы, и серьезными, вплоть до общего недоразвития речи (ОНР). Обратиться к логопеду необходимо в любом случае, но поддерживающая работа родителей дома тоже очень важна.

Стоит отметить, что регулярные логопедические упражнения и занятия для детей 5-6 лет полезно проводить дома для каждого ребенка, ведь они помогают быстрее освоить грамоту.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: