Моторная алалия

Алалия - что это такое: симптомы и лечение заболевания у детей

Вопрос-ответ:

Может ли логопед работать психологом в школе?

Нет, логопед и психолог — это разные профессии, имеющие свои специализации и обязанности. Логопед занимается диагностикой и коррекцией речевых нарушений, а психолог работает с эмоциональным и психическим состоянием учащихся.

Какие задачи исполняет логопед в школе?

Логопед в школе занимается выявлением и коррекцией речевых нарушений у учащихся. Он проводит диагностику, разрабатывает индивидуальные программы речевого развития, проводит занятия с детьми и консультирует их родителей и учителей.

Какие задачи исполняет психолог в школе?

Психолог в школе занимается решением психологических проблем, связанных с эмоциональной сферой и поведением учащихся. Он проводит консультации, психологические тренинги, организует профилактическую работу и помогает создавать условия для полноценного психологического развития детей.

Как часто логопед проводит занятия с учащимися?

Частота занятий с логопедом зависит от сложности и характера речевых нарушений учащегося. Обычно занятия проходят 1-2 раза в неделю длительностью от 30 минут до 1 часа. План занятий может быть скорректирован в процессе работы в зависимости от прогресса ребенка.

Может ли психолог помочь учащемуся с речевыми нарушениями?

Психолог может помочь учащемуся справиться с эмоциональными и психологическими проблемами, которые могут сопровождать речевые нарушения. Он может проводить психологическую поддержку, консультации и тренинги, однако непосредственную коррекцию речи лучше доверить логопеду.

Коррекция и лечение алалии

Симптомы моторной алалии

Неврологические признаки

У детей с моторной алалией наблюдаются специфические неречевые (неврологические, психологические) и речевые проявления. Неврологические симптомы моторной алалии включают двигательные расстройства, такие как неуклюжесть, недостаточная координация движений и слабое развитие моторики рук. У детей могут возникать проблемы с выполнением самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шнурков) и мелкомоторными навыками (сборка пазлов и др.).

Психологические признаки

У детей с моторной алалией наблюдаются нарушения памяти (особенно слуховой), внимания, восприятия, а также эмоционально-волевой сферы. В поведении эти дети могут быть гиперактивными, непоседливыми, малоподвижными или заторможенными. Они обычно имеют пониженную работоспособность, быструю утомляемость и негативное отношение к речи. У них также наблюдаются интеллектуальные нарушения, связанные с недостаточностью речи, которые постепенно компенсируются по мере развития речи.

Речевые признаки

У детей с моторной алалией наблюдается ярко выраженная диссоциация между пониманием и произношением речи. То есть, они понимают речь в большей степени, чем могут самостоятельно говорить. Все стадии развития речевых навыков (гуление, лепет, слова, фразы, контекстная речь) развиваются с задержкой, а сами речевые реакции ограничены. У детей с афферентной моторной алалией, в отличие от дизартрии, есть потенциал для артикуляционных движений, но их произношение сильно искажено. Они часто делают ошибки и замены звуков, что делает воспроизведение слова сложным или невозможным.

У детей с эфферентной моторной алалией основным дефектом речи является невозможность выполнения последовательных артикуляционных движений, что приводит к грубому искажению слоговой структуры слова. Отсутствие формировки динамического речевого стереотипа может привести к появлению заикания на фоне моторной алалии.

Коррекция сенсомоторной алалии у детей

Коррекция заболевания должна производится в индивидуальном порядке и включать в себя целый комплекс мероприятий:

  • Медикаментозную терапию;
  • Помощь психиатра и логопеда;
  • Физиотерапию.

Однако самое главное в лечении сенсорно моторной алалии – это создание комфортной обстановки для ребенка в семье и в обществе в целом. Родителям необходимо будет обучиться навыкам логопедического массажа, выполнять с малышом комплекс упражнений для развития мелкой моторики, а также стараться поддерживать ребенка на каждом этапе лечения.

Самый подходящий возраст – 4 года, т.к. в этот период малыш проявляет наибольший интерес к окружающей его обстановке, он более усидчив и поддается обучению.

Лекарственная терапия должна быть грамотно подобрана и включать в себя:

  1. Прием витаминов группы B (B12, B15)
  2. Ноотропные препараты для улучшения деятельности мозга
  3. Нейропептиды
  4. Антиоксиданты и антигипоксанты
  5. Седативные и тонизирующие средства при гиперактивности

Занятия с логопедом направлены на правильное произношение звуков, тренировку речи, пополнение словарного запаса. Дома родителям также следует запастись обучающей литературой, специальными карточками, ведь в домашних условиях вся информация воспринимается лучше, ребенка легче вывести на контакт и помочь ему справиться с возникшими трудностями. Малыша нужно обязательно хвалить за его старания.

Развитию мелкой моторики способствуют:

  • Рисование;
  • Лепка из пластилина и соленого теста;
  • Игры с песком;
  • Вырезание фигурок и аппликация;
  • Занятия по методике Марии Монтессори, которая успешно применяется на протяжении многих лет.

Физиотерапия может проводится как в специальном реабилитационном центре, так и при поликлинике, где наблюдается ребенок и включать в себя различные методы воздействия на организм:

  • Электрофорез;
  • Лазерную терапию;
  • Магнитотерапию;
  • Иглоукалывание;
  • Микротоковую рефлексотерапию;
  • ДМВ – воздействие децимеровыми волнами.

Детям, больным сенсо-моторной формой алалии могут назначить и водолечение, которое благоприятно воздействует на нервную систему, способствует расслаблению мышц и укрепляет иммунитет.

При тяжелой форме заболевания родители ребенка могут оформить инвалидность, пройдя необходимых специалистов и получив соответствующее заключение. Детям до 5 лет понадобится заключение невролога и психиатра.

Профилактика сенсомоторной алалии состоит в ведении здорового образа жизни беременной женщиной, а также своевременном обращении за помощью к специалистам при ЗРР (задержке речевого развития).

Дети с алалией имеют все шансы на выздоровление и дальнейшую адаптацию в современном обществе, получение образования и дальнейшее трудоустройство. Однако благоприятность прогноза зависит от степени тяжести заболевания.

Как отмечалось выше, главное вовремя выявить проблемы, присущие данной патологии, провести своевременную диагностику и назначить грамотное комплексное лечение.

Оцени-ка статью!

Не забудьте почитать:

Алалия – моторная форма нарушения речи

Причины и классификация алалии

Алалия – это…

Факторы развития нейропсихологического синдрома у детей

Окончательный диагноз устанавливает детский невропатолог, в случае, когда в три года у ребенка полностью отсутствует речь. Если малыш может сказать хотя бы 20 слов, то это связано с задержкой речевого развития и требует коррекции специалиста. На практике развитию данного недуга способствует масса причин начиная с внутриутробного развития:

  • кислородное голодание плода;
  • токсикоз или же гестоз, внутренние инфекции;
  • сдавливание костей черепа во время родовой деятельности;
  • угрозы выкидыша.

На практике к яркому проявлению синдрома приводит целый ряд факторов, которые действуют комплексно. Практикующие врачи в подавляющем большинстве случаев говорят, что часть их пациентов с алалией получили заболевание еще на стадии внутриутробного развития или в результате травмы головы.

Когда нужна помощь логопеда?

Суть логопедической помощи в том, что благодаря специальным методикам специалист воздействует на органы речи и определенные зоны головного мозга, отвечающие за устную и письменную речь. Он учит правильно дышать и управлять органами звукопроизношения, тем самым восстанавливая речь. Обычно занятия с логопедом практически всегда дают хороший результат, поскольку взрослый человек имеет высокую мотивацию, в отличие от детей.

Логопед для взрослых поможет вам в следующих случаях:

  • Заикание;
  • слишком быстрый (тахилалия) или слишком медленный (брадилалия) темп речи;
  • нарушения произношения звуков, чаще всего, картавость;
  • гнусавость голоса;
  • подготовка к серьезному публичному выступлению.

Логопед незаменим и тогда, если нарушение речи является следствием тяжелого повреждения речевых центров головного мозга, например, в результате:

  • инсульта,
  • инфекционного поражения головного мозга;
  • черепно-мозговой травмы;
  • развития новообразования – кисты или опухоли;
  • перенесенного хирургического вмешательства.

В этих случаях логопед занимается лечением и коррекцией следующих расстройств:

  • дизартрия – нарушение звукопроизношения, так называемая «каша во рту»;
  • апраксия – сбой в целенаправленных действиях, хотя их отдельные элементы человек совершать может;
  • афазия – разлад в восприятии речи при условии, что со слухом все в порядке и другие семантические нарушения, когда человек не воспринимает логико-грамматические конструкции;
  • нарушения слухоречевой памяти (мнестические);
  • анартрия – полное исчезновение речи.

Речь – это очень сложный процесс, в котором активно участвуют разные органы, и чтобы выяснить точные причины повреждения, определить степень его тяжести, логопед обычно дает направления на консультацию к неврологу и психиатру, часто требуется помощь физиотерапевта. Возможно, придется пройти некоторые исследования – ЭЭГ или МРТ.

Признаки заболевания

Симптомы моторной алалии у детей могут характеризоваться разной степенью проявления — как небольшие трудности в высказываниях, так и полное отсутствие речи. В процессе развития страдают грамматическая, лексическая и фонетическая составляющие. Наиболее яркие признаки по возрасту следующие:

  • в два года у ребенка наблюдаются бедные речевые реакции или даже отсутствует лепет, для минимального общения малыш использует звукоподражание или жестикуляцию;
  • первые слова, характеризующиеся спутанностью звуков или их пропусками, можно услышать только с трех лет: ребенок уже способен повторить за взрослым слоги или определенные звуки, но самостоятельно выстроить слова в логический ряд остается для него затруднительным;
  • в четыре года может наблюдаться бедный словарный запас, при этом фразы выстраиваются нелогично и зачастую непонятно для тех, кому они адресованы.

Любой из этих симптомов требует незамедлительного обследования профильным специалистом. Чем раньше начать лечение и коррекцию речи, тем эффективнее и быстрее пройдет восстановление с минимальным уроном для интеллектуального развития.

Симптомы, указывающие на сенсорную алалию

Лечение алалии

Так как данное заболевание является системным, то и подход к коррекции алалии должен быть комплексным. Терапевтические мероприятия включают в себя медикаментозное лечение, физиотерапию (электрофорез, магнитотерапия, водолечение, лазеротерапия, электростимуляция мозга и так далее).

Помимо этого, в обязательном порядке проводится тренировка навыков речи под руководством опытного логопеда. Этот специалист не только учит малыша правильно говорить, но и проводит огромную работу по коррекции таких важных функций, как память, концентрация внимания и так далее.

При симптомах моторной алалии основной акцент делается на правильное произношение звуков, развитие навыков складывания слов в предложения, стимуляции речевой деятельности. Хорошие результаты дают занятия лого ритмикой и логопедический массаж.

При сенсорной алалии у детей специалист учит ребенка различать речь других людей, распознавать слова, связывать между собой визуальный образ предмета и его речевое обозначение.

Основными направлениями терапии алалии являются:

1. Медикаментозное лечение. Ребенку назначают лекарственные средства, которые стимулируют мозговое кровообращение. Кроме этого, малыш должен правильно и сбалансированно питаться. Дополнительно показан прием витаминов группы В (В12, В15).

2. Занятия с логопедом. Это основа терапии алалии. Занятия могут проводиться как в условиях специальной школы, так и в индивидуальном порядке. Для того чтобы достичь результата занятия должны быть продолжительными, систематическими, что требует большого терпения как от ребенка, так и от его родителей.

Занятия с логопедом при алалии

В результате напряженных занятий с логопедом качество речи ребенка начинает улучшаться. Он учится распознавать чужую речь, начинает правильно произносить отдельные слова и слоги, приобретает навыки увязывания визуального изображения предмета с его звуковым обозначением. Далее ребенок начинает правильно складывать слова в предложения, учится правильно ставить окончания.

Помимо занятий, направленных на коррекцию речи, специалист проводит с ребенком занятия, направленные на стимулирование мелкой моторики (собирание конструктора, лепка, рисование, вырезание и так далее).

Очень важно, чтобы дополнительно с ребенком занимались родители. Именно от них во многом зависит успех лечения. 3

Рефлексотерапия. Суть данной методики заключается в раздражении электрическими импульсами нужных участков мозга для стимуляции их работы, что существенно облегчает обучение ребенка. Рефлексотерапию разрешено проводить детям в возрасте 9 лет и старше

3. Рефлексотерапия. Суть данной методики заключается в раздражении электрическими импульсами нужных участков мозга для стимуляции их работы, что существенно облегчает обучение ребенка. Рефлексотерапию разрешено проводить детям в возрасте 9 лет и старше.

4. Физиотерапия. Назначается в зависимости от текущего состояния маленького пациента, проводится курсами. Может включать в себя лечение лазером, магнитотерапию, водолечение и целый ряд других методик.

5. Логопедический массаж. Дополняет другие методы терапии. С его помощью удается активизировать отдельные мышцы рта, которые отвечают за четкость и правильность произношения. Массаж должен делать опытный специалист. Процедура выполняется при помощи специального зонда или вручную. Помимо массажа речевые мышцы развивают при помощи специальных упражнений.

Терапия заболевания проводится в специализированных коррекционных центрах либо детских садах.

Симптомы алалии

Методы лечения

Для моторной и сенсорной алалии главное лечение – коррекция речи, улучшение способностей больного. В качестве методов применяют логопедические занятия и медикаментозную поддержку.

Уроки с логопедом – наиболее распространённый пример борьбы с алалией любого типа. Занятия строятся в несколько этапов.

Первый уровень развития – уроки со специалистом, второй – самостоятельные тренировки родителей и детей дома.
Важно добиться следующих результатов:

  • Расширение словарного запаса;
  • Распознавание смысла слов;
  • Появление связной речи;
  • Мотивация у ребёнка к говорению.

Медикаментозная поддержка включает лечебные массажи, позволяющие лучше разработать речевые мышцы ребёнку, а также применение лекарственных препаратов.

Лечение медицинскими средствами является второстепенным методом, врачи назначают: витамины, цераксон, кортексин, когитум.

Кроме того, для нормализации общего состояния малыша могут определить для ребёнка процедуры электрофорезом, водолечением, магнитной и лазерной терапии, но они скорее дополнительные способы поддержки пациента, нежели основное лечение.

Причины алалии

Как строится совместная работа?

В совместной работе психолога и логопеда можно выделить следующие этапы:

  1. Организационный (с сентября по октябрь). Его цель – определить «фронт работ». В этом специалистам помогает логопедическая и психолого-педагогическая диагностика, заполнение индивидуальных карт развития детей, психолого-медико-педагогические консилиумы. По данным обследований разрабатывается индивидуальная коррекционная программа, составляется план занятий с детьми в подгруппах, продумывается взаимодействие родителей и специалистов учебного заведения. Результатом подготовительного этапа становится индивидуальный коррекционный маршрут, который рассчитан на 3 месяца. В ходе работы в него будут вноситься изменения.

  2. Основной (с ноября по февраль). На этом этапе проводятся индивидуальные, групповые, интегрированные занятия, психологический и логопедический мониторинг, консультации и тренинги для родителей, направленные на повышение их компетенции в вопросах психологического и речевого развития детей.

  3. Заключительный (с марта по май). Время подвести итоги. Специалисты анализируют результативность проведенной коррекционной работы, вносят изменения в индивидуальные маршруты и групповые программы, готовят отчет, отмечают проблемные моменты, над которыми предстоит поработать в будущем.

Особенности моторной алалии

Лечением и коррекцией алалии занимаются неврологи и логопеды. На основе проведенных многочисленных клинических исследований специалисты выделяют три основные формы отсутствия или недоразвития экспрессивной речи у детей:

  • моторная, при которой отлично воспринимается речь окружающих, но ребенок неспособен воспроизвести ее самостоятельно;
  • сенсорная, при которой не воспринимаются никакие формы словесных выражений даже при абсолютно нормальном функционировании органов слуха;
  • сенсомоторная алалия, которая объединяет обе предыдущие формы.

Это основные разновидности нарушений, но наиболее распространенной является моторная алалия: форма имеет наиболее яркие проявления и существенно усложняет процесс развития ребенка.

Формы алалии

Как проходит диагностика

Единственный вариант установить причину плохой речи, нарушений координации и сопутствующих симптомов — это обращение к специалисту. Лучше, если это будет комплексное обследование у нескольких врачей. Для постановки диагноза потребуется следующая диагностика:

  1. Комплексное обследование неврологом с полным сбором анамнеза малыша и всей историей болезни, включая внутриутробное развитие. Проверяется моторика, рефлексы и координация.
  2. Осмотр логопедом позволит оценить, какие есть проблемы с речевым аппаратом и уровнем его развития. Вместе с тем оценивается подвижность языка, губ и четкость артикуляции.
  3. Обследование психологом — оценке подвергается волевая и эмоциональная сферы, а также когнитивные способности.

Окончательный диагноз устанавливается на основе полученной информации, что позволяет разработать наиболее эффективную стратегию лечения с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Прогноз и профилактика

Диагностика сенсомоторной алалии

Для постановки диагноза ребенка следует показать психоневрологу, отоларингологу, нейропсихологу и логопеду. В рамках неврологического обследования пациенту будут проведены электроэнцефалограмма, рентгенография черепа, эхоэнцефалография и МРТ головного мозга для оценки степени и характера повреждений мозга.

Осмотр у отоларинголога даст возможность понять, идет ли речь о тугоухости либо сенсорной алалии. Что касается нейропсихолога, то он будет оценивать состояние слухоречевой памяти.

При сенсорной алалии потребуется неоднократное общение к врачам. Обусловлено это тем, что такие дети каждый раз способны проявлять себя по-разному, то полностью отказываясь от общения, то показывая неплохое понимание речи и выполнение задач.

Чтобы своевременно выявить у ребенка сенсомоторную форму алалии, понадобится целый ряд обследований:

  1. МРТ головного мозга, позволяющее исследовать черепную коробку в трехмерном формате.
  2. Рентген головы, при помощи которого можно выявить травмы, опухоли или иные патологии мозга и черепа.
  3. Электроэнцефалография – один из инновационных методов исследований, позволяющий определить реакцию мозга на внешние раздражители и его электрическую активность.
  4. Эхоэнцефалография – УЗИ головы, при помощи которого можно выявить опухоли и другие аномалии в черепе.

Данные методы диагностики помогут выявить степень поражения мозга, и уже по результатам обследования назначить необходимое лечение.

Важно помнить, что алалия никак не влияет на интеллект и слух ребенка. Однако, чтобы исключить тугоухость, нужно будет сделать аудиометрию и отоскопию, которые назначит врач отоларинголог. Кроме фукнкциональных методов, для определения диагноза применяется дифференциальная диагностика моторной и сенсорной алалии, которая проводится по условной таблице, включающей в себя оценку следующих критериев:

Кроме фукнкциональных методов, для определения диагноза применяется дифференциальная диагностика моторной и сенсорной алалии, которая проводится по условной таблице, включающей в себя оценку следующих критериев:

  • Восприятия и понимания речи;
  • Слухового восприятия;
  • Повторения звуков, слов и отдельных фраз;
  • Мимики и жестов при общении;
  • Коммуникативных навыков;
  • Динамику улучшения речи в целом.

Именно от правильности диагностирования заболевания зависит его дальнейшее лечение, поэтому обычно применяются все вышеперечисленные методы обследования.

Формы заболевания

Клинико–педагогическая классификация

От чего зависит, насколько быстро дадут результат занятия с логопедом?

Консультация логопеда поможет определить дальнейший путь речевого развития ребенка

Конечно, это зависит от запроса, с которым приходят на занятия. Если это постановка одного звука, например, «р» — тогда можно поставить звук буквально за 5 занятий. Однако речь идет об изолированном звуке, который еще не включен в контекстную речь. И за постановкой звука обязательно должна идти работа по использованию звука в слове, в предложениях. Чтобы произношение звука автоматизировалось в обычной жизни.

Конечно, далеко не всегда получается добиться такого быстрого результата у каждого ребенка. Многое может быть связано с индивидуальными особенностями ребенка. Иногда родители приводят ребенка к логопеду, чтобы поставить один звук. А оказывается, что там несколько звуков требуют коррекции. И к тому же, например, фонематический слух требует доразвития. Также, если ребенок неговорящий, требуется, конечно, намного больше, чем 5 занятий, чтобы вызвать и развить речь.

Каждый случай индивидуален, как индивидуально нарушение речи, с которым могут обратиться к логопеду. Поэтому сказать точно, что звук можно поставить за 5 занятий — можно. И есть такие случаи в практике логопедов-дефектологов. Но у каждого ребенка этот срок может варьироваться в зависимости от его индивидуальных особенностей.

Как проводится лечение

Для того чтобы добиться положительной динамики, специалисты нацеливаются на то, чтобы в первую очередь устранить основную причину расстройства. В силу этого проводится коррекция сенсорной, интеллектуальной сфер, а также сферы эмоций. Этим занимается логопед, нейропсихолог и дефектолог.

Главное — начать процесс коррекционных занятий как можно раньше. Специалисты указывают на возраст в три-четыре года. Ключевым условием успеха являются регулярные тренировочные упражнения по развитию речи.

Медицинская терапия включает в себя специальные манипуляции: физиотерапию, массаж. Коррекция дает возможность убрать нейропсихологические нарушения, восстановить кровоток в сосудах, повысить моторную реакцию. Работа психолога направлена на улучшение процессов мышления, памяти, внимания, а также эмоциональной устойчивости.

Симптомы моторной алалии

На каких принципах должно быть основано сотрудничество?

Чтобы коррекционно-развивающая работа логопеда и психолога с участием педагогов образовательного учреждения и родителей дала ожидаемые результаты, она должна быть основана на следующих принципах:

  1. Системность. Развитие ребенка должно быть гармоничным, комплексным, нельзя отдавать предпочтение какой-то одной функции и не уделять внимания другим. 

  2. Взаимодополняемость. Развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.

  3. Индивидуальный подход. Программа коррекции разрабатывается с учетом возрастных, личностных особенностей и возможностей малыша. 

  4. Адекватность требований, которые предъявляются ребенку. Нагрузка должна расти постепенно, переход должен быть последовательным – от простых, доступных для ребенка задач к более сложным.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: