Вопрос-ответ:
Может ли логопед работать психологом в школе?
Нет, логопед и психолог — это разные профессии, имеющие свои специализации и обязанности. Логопед занимается диагностикой и коррекцией речевых нарушений, а психолог работает с эмоциональным и психическим состоянием учащихся.
Какие задачи исполняет логопед в школе?
Логопед в школе занимается выявлением и коррекцией речевых нарушений у учащихся. Он проводит диагностику, разрабатывает индивидуальные программы речевого развития, проводит занятия с детьми и консультирует их родителей и учителей.
Какие задачи исполняет психолог в школе?
Психолог в школе занимается решением психологических проблем, связанных с эмоциональной сферой и поведением учащихся. Он проводит консультации, психологические тренинги, организует профилактическую работу и помогает создавать условия для полноценного психологического развития детей.
Как часто логопед проводит занятия с учащимися?
Частота занятий с логопедом зависит от сложности и характера речевых нарушений учащегося. Обычно занятия проходят 1-2 раза в неделю длительностью от 30 минут до 1 часа. План занятий может быть скорректирован в процессе работы в зависимости от прогресса ребенка.
Может ли психолог помочь учащемуся с речевыми нарушениями?
Психолог может помочь учащемуся справиться с эмоциональными и психологическими проблемами, которые могут сопровождать речевые нарушения. Он может проводить психологическую поддержку, консультации и тренинги, однако непосредственную коррекцию речи лучше доверить логопеду.
Коррекция и лечение алалии
Симптомы моторной алалии
Неврологические признаки
У детей с моторной алалией наблюдаются специфические неречевые (неврологические, психологические) и речевые проявления. Неврологические симптомы моторной алалии включают двигательные расстройства, такие как неуклюжесть, недостаточная координация движений и слабое развитие моторики рук. У детей могут возникать проблемы с выполнением самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шнурков) и мелкомоторными навыками (сборка пазлов и др.).
Психологические признаки
У детей с моторной алалией наблюдаются нарушения памяти (особенно слуховой), внимания, восприятия, а также эмоционально-волевой сферы. В поведении эти дети могут быть гиперактивными, непоседливыми, малоподвижными или заторможенными. Они обычно имеют пониженную работоспособность, быструю утомляемость и негативное отношение к речи. У них также наблюдаются интеллектуальные нарушения, связанные с недостаточностью речи, которые постепенно компенсируются по мере развития речи.
Речевые признаки
У детей с моторной алалией наблюдается ярко выраженная диссоциация между пониманием и произношением речи. То есть, они понимают речь в большей степени, чем могут самостоятельно говорить. Все стадии развития речевых навыков (гуление, лепет, слова, фразы, контекстная речь) развиваются с задержкой, а сами речевые реакции ограничены. У детей с афферентной моторной алалией, в отличие от дизартрии, есть потенциал для артикуляционных движений, но их произношение сильно искажено. Они часто делают ошибки и замены звуков, что делает воспроизведение слова сложным или невозможным.
У детей с эфферентной моторной алалией основным дефектом речи является невозможность выполнения последовательных артикуляционных движений, что приводит к грубому искажению слоговой структуры слова. Отсутствие формировки динамического речевого стереотипа может привести к появлению заикания на фоне моторной алалии.
Коррекция сенсомоторной алалии у детей
Коррекция заболевания должна производится в индивидуальном порядке и включать в себя целый комплекс мероприятий:
- Медикаментозную терапию;
- Помощь психиатра и логопеда;
- Физиотерапию.
Однако самое главное в лечении сенсорно моторной алалии – это создание комфортной обстановки для ребенка в семье и в обществе в целом. Родителям необходимо будет обучиться навыкам логопедического массажа, выполнять с малышом комплекс упражнений для развития мелкой моторики, а также стараться поддерживать ребенка на каждом этапе лечения.
Самый подходящий возраст – 4 года, т.к. в этот период малыш проявляет наибольший интерес к окружающей его обстановке, он более усидчив и поддается обучению.
Лекарственная терапия должна быть грамотно подобрана и включать в себя:
- Прием витаминов группы B (B12, B15)
- Ноотропные препараты для улучшения деятельности мозга
- Нейропептиды
- Антиоксиданты и антигипоксанты
- Седативные и тонизирующие средства при гиперактивности
Занятия с логопедом направлены на правильное произношение звуков, тренировку речи, пополнение словарного запаса. Дома родителям также следует запастись обучающей литературой, специальными карточками, ведь в домашних условиях вся информация воспринимается лучше, ребенка легче вывести на контакт и помочь ему справиться с возникшими трудностями. Малыша нужно обязательно хвалить за его старания.
Развитию мелкой моторики способствуют:
- Рисование;
- Лепка из пластилина и соленого теста;
- Игры с песком;
- Вырезание фигурок и аппликация;
- Занятия по методике Марии Монтессори, которая успешно применяется на протяжении многих лет.
Физиотерапия может проводится как в специальном реабилитационном центре, так и при поликлинике, где наблюдается ребенок и включать в себя различные методы воздействия на организм:
- Электрофорез;
- Лазерную терапию;
- Магнитотерапию;
- Иглоукалывание;
- Микротоковую рефлексотерапию;
- ДМВ – воздействие децимеровыми волнами.
Детям, больным сенсо-моторной формой алалии могут назначить и водолечение, которое благоприятно воздействует на нервную систему, способствует расслаблению мышц и укрепляет иммунитет.
При тяжелой форме заболевания родители ребенка могут оформить инвалидность, пройдя необходимых специалистов и получив соответствующее заключение. Детям до 5 лет понадобится заключение невролога и психиатра.
Профилактика сенсомоторной алалии состоит в ведении здорового образа жизни беременной женщиной, а также своевременном обращении за помощью к специалистам при ЗРР (задержке речевого развития).
Дети с алалией имеют все шансы на выздоровление и дальнейшую адаптацию в современном обществе, получение образования и дальнейшее трудоустройство. Однако благоприятность прогноза зависит от степени тяжести заболевания.
Как отмечалось выше, главное вовремя выявить проблемы, присущие данной патологии, провести своевременную диагностику и назначить грамотное комплексное лечение.
Оцени-ка статью!
Не забудьте почитать:
Алалия – моторная форма нарушения речи
Причины и классификация алалии
Алалия – это…
Факторы развития нейропсихологического синдрома у детей
Окончательный диагноз устанавливает детский невропатолог, в случае, когда в три года у ребенка полностью отсутствует речь. Если малыш может сказать хотя бы 20 слов, то это связано с задержкой речевого развития и требует коррекции специалиста. На практике развитию данного недуга способствует масса причин начиная с внутриутробного развития:
- кислородное голодание плода;
- токсикоз или же гестоз, внутренние инфекции;
- сдавливание костей черепа во время родовой деятельности;
- угрозы выкидыша.
На практике к яркому проявлению синдрома приводит целый ряд факторов, которые действуют комплексно. Практикующие врачи в подавляющем большинстве случаев говорят, что часть их пациентов с алалией получили заболевание еще на стадии внутриутробного развития или в результате травмы головы.
Когда нужна помощь логопеда?
Суть логопедической помощи в том, что благодаря специальным методикам специалист воздействует на органы речи и определенные зоны головного мозга, отвечающие за устную и письменную речь. Он учит правильно дышать и управлять органами звукопроизношения, тем самым восстанавливая речь. Обычно занятия с логопедом практически всегда дают хороший результат, поскольку взрослый человек имеет высокую мотивацию, в отличие от детей.
Логопед для взрослых поможет вам в следующих случаях:
- Заикание;
- слишком быстрый (тахилалия) или слишком медленный (брадилалия) темп речи;
- нарушения произношения звуков, чаще всего, картавость;
- гнусавость голоса;
- подготовка к серьезному публичному выступлению.
Логопед незаменим и тогда, если нарушение речи является следствием тяжелого повреждения речевых центров головного мозга, например, в результате:
- инсульта,
- инфекционного поражения головного мозга;
- черепно-мозговой травмы;
- развития новообразования – кисты или опухоли;
- перенесенного хирургического вмешательства.
В этих случаях логопед занимается лечением и коррекцией следующих расстройств:
- дизартрия – нарушение звукопроизношения, так называемая «каша во рту»;
- апраксия – сбой в целенаправленных действиях, хотя их отдельные элементы человек совершать может;
- афазия – разлад в восприятии речи при условии, что со слухом все в порядке и другие семантические нарушения, когда человек не воспринимает логико-грамматические конструкции;
- нарушения слухоречевой памяти (мнестические);
- анартрия – полное исчезновение речи.
Речь – это очень сложный процесс, в котором активно участвуют разные органы, и чтобы выяснить точные причины повреждения, определить степень его тяжести, логопед обычно дает направления на консультацию к неврологу и психиатру, часто требуется помощь физиотерапевта. Возможно, придется пройти некоторые исследования – ЭЭГ или МРТ.
Признаки заболевания
Симптомы моторной алалии у детей могут характеризоваться разной степенью проявления — как небольшие трудности в высказываниях, так и полное отсутствие речи. В процессе развития страдают грамматическая, лексическая и фонетическая составляющие. Наиболее яркие признаки по возрасту следующие:
- в два года у ребенка наблюдаются бедные речевые реакции или даже отсутствует лепет, для минимального общения малыш использует звукоподражание или жестикуляцию;
- первые слова, характеризующиеся спутанностью звуков или их пропусками, можно услышать только с трех лет: ребенок уже способен повторить за взрослым слоги или определенные звуки, но самостоятельно выстроить слова в логический ряд остается для него затруднительным;
- в четыре года может наблюдаться бедный словарный запас, при этом фразы выстраиваются нелогично и зачастую непонятно для тех, кому они адресованы.
Любой из этих симптомов требует незамедлительного обследования профильным специалистом. Чем раньше начать лечение и коррекцию речи, тем эффективнее и быстрее пройдет восстановление с минимальным уроном для интеллектуального развития.
Симптомы, указывающие на сенсорную алалию
Лечение алалии
Так как данное заболевание является системным, то и подход к коррекции алалии должен быть комплексным. Терапевтические мероприятия включают в себя медикаментозное лечение, физиотерапию (электрофорез, магнитотерапия, водолечение, лазеротерапия, электростимуляция мозга и так далее).
Помимо этого, в обязательном порядке проводится тренировка навыков речи под руководством опытного логопеда. Этот специалист не только учит малыша правильно говорить, но и проводит огромную работу по коррекции таких важных функций, как память, концентрация внимания и так далее.
При симптомах моторной алалии основной акцент делается на правильное произношение звуков, развитие навыков складывания слов в предложения, стимуляции речевой деятельности. Хорошие результаты дают занятия лого ритмикой и логопедический массаж.
При сенсорной алалии у детей специалист учит ребенка различать речь других людей, распознавать слова, связывать между собой визуальный образ предмета и его речевое обозначение.
Основными направлениями терапии алалии являются:
1. Медикаментозное лечение. Ребенку назначают лекарственные средства, которые стимулируют мозговое кровообращение. Кроме этого, малыш должен правильно и сбалансированно питаться. Дополнительно показан прием витаминов группы В (В12, В15).
2. Занятия с логопедом. Это основа терапии алалии. Занятия могут проводиться как в условиях специальной школы, так и в индивидуальном порядке. Для того чтобы достичь результата занятия должны быть продолжительными, систематическими, что требует большого терпения как от ребенка, так и от его родителей.
Занятия с логопедом при алалии |
В результате напряженных занятий с логопедом качество речи ребенка начинает улучшаться. Он учится распознавать чужую речь, начинает правильно произносить отдельные слова и слоги, приобретает навыки увязывания визуального изображения предмета с его звуковым обозначением. Далее ребенок начинает правильно складывать слова в предложения, учится правильно ставить окончания.
Помимо занятий, направленных на коррекцию речи, специалист проводит с ребенком занятия, направленные на стимулирование мелкой моторики (собирание конструктора, лепка, рисование, вырезание и так далее).
Очень важно, чтобы дополнительно с ребенком занимались родители. Именно от них во многом зависит успех лечения. 3
Рефлексотерапия. Суть данной методики заключается в раздражении электрическими импульсами нужных участков мозга для стимуляции их работы, что существенно облегчает обучение ребенка. Рефлексотерапию разрешено проводить детям в возрасте 9 лет и старше
3. Рефлексотерапия. Суть данной методики заключается в раздражении электрическими импульсами нужных участков мозга для стимуляции их работы, что существенно облегчает обучение ребенка. Рефлексотерапию разрешено проводить детям в возрасте 9 лет и старше.
4. Физиотерапия. Назначается в зависимости от текущего состояния маленького пациента, проводится курсами. Может включать в себя лечение лазером, магнитотерапию, водолечение и целый ряд других методик.
5. Логопедический массаж. Дополняет другие методы терапии. С его помощью удается активизировать отдельные мышцы рта, которые отвечают за четкость и правильность произношения. Массаж должен делать опытный специалист. Процедура выполняется при помощи специального зонда или вручную. Помимо массажа речевые мышцы развивают при помощи специальных упражнений.
Терапия заболевания проводится в специализированных коррекционных центрах либо детских садах.
Симптомы алалии
Методы лечения
Для моторной и сенсорной алалии главное лечение – коррекция речи, улучшение способностей больного. В качестве методов применяют логопедические занятия и медикаментозную поддержку.
Уроки с логопедом – наиболее распространённый пример борьбы с алалией любого типа. Занятия строятся в несколько этапов.
Первый уровень развития – уроки со специалистом, второй – самостоятельные тренировки родителей и детей дома.
Важно добиться следующих результатов:
- Расширение словарного запаса;
- Распознавание смысла слов;
- Появление связной речи;
- Мотивация у ребёнка к говорению.
Медикаментозная поддержка включает лечебные массажи, позволяющие лучше разработать речевые мышцы ребёнку, а также применение лекарственных препаратов.
Лечение медицинскими средствами является второстепенным методом, врачи назначают: витамины, цераксон, кортексин, когитум.
Кроме того, для нормализации общего состояния малыша могут определить для ребёнка процедуры электрофорезом, водолечением, магнитной и лазерной терапии, но они скорее дополнительные способы поддержки пациента, нежели основное лечение.
Причины алалии
Как строится совместная работа?
В совместной работе психолога и логопеда можно выделить следующие этапы:
-
Организационный (с сентября по октябрь). Его цель – определить «фронт работ». В этом специалистам помогает логопедическая и психолого-педагогическая диагностика, заполнение индивидуальных карт развития детей, психолого-медико-педагогические консилиумы. По данным обследований разрабатывается индивидуальная коррекционная программа, составляется план занятий с детьми в подгруппах, продумывается взаимодействие родителей и специалистов учебного заведения. Результатом подготовительного этапа становится индивидуальный коррекционный маршрут, который рассчитан на 3 месяца. В ходе работы в него будут вноситься изменения.
-
Основной (с ноября по февраль). На этом этапе проводятся индивидуальные, групповые, интегрированные занятия, психологический и логопедический мониторинг, консультации и тренинги для родителей, направленные на повышение их компетенции в вопросах психологического и речевого развития детей.
- Заключительный (с марта по май). Время подвести итоги. Специалисты анализируют результативность проведенной коррекционной работы, вносят изменения в индивидуальные маршруты и групповые программы, готовят отчет, отмечают проблемные моменты, над которыми предстоит поработать в будущем.
Особенности моторной алалии
Лечением и коррекцией алалии занимаются неврологи и логопеды. На основе проведенных многочисленных клинических исследований специалисты выделяют три основные формы отсутствия или недоразвития экспрессивной речи у детей:
- моторная, при которой отлично воспринимается речь окружающих, но ребенок неспособен воспроизвести ее самостоятельно;
- сенсорная, при которой не воспринимаются никакие формы словесных выражений даже при абсолютно нормальном функционировании органов слуха;
- сенсомоторная алалия, которая объединяет обе предыдущие формы.
Это основные разновидности нарушений, но наиболее распространенной является моторная алалия: форма имеет наиболее яркие проявления и существенно усложняет процесс развития ребенка.
Формы алалии
Как проходит диагностика
Единственный вариант установить причину плохой речи, нарушений координации и сопутствующих симптомов — это обращение к специалисту. Лучше, если это будет комплексное обследование у нескольких врачей. Для постановки диагноза потребуется следующая диагностика:
- Комплексное обследование неврологом с полным сбором анамнеза малыша и всей историей болезни, включая внутриутробное развитие. Проверяется моторика, рефлексы и координация.
- Осмотр логопедом позволит оценить, какие есть проблемы с речевым аппаратом и уровнем его развития. Вместе с тем оценивается подвижность языка, губ и четкость артикуляции.
- Обследование психологом — оценке подвергается волевая и эмоциональная сферы, а также когнитивные способности.
Окончательный диагноз устанавливается на основе полученной информации, что позволяет разработать наиболее эффективную стратегию лечения с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Прогноз и профилактика
Диагностика сенсомоторной алалии
Для постановки диагноза ребенка следует показать психоневрологу, отоларингологу, нейропсихологу и логопеду. В рамках неврологического обследования пациенту будут проведены электроэнцефалограмма, рентгенография черепа, эхоэнцефалография и МРТ головного мозга для оценки степени и характера повреждений мозга.
Осмотр у отоларинголога даст возможность понять, идет ли речь о тугоухости либо сенсорной алалии. Что касается нейропсихолога, то он будет оценивать состояние слухоречевой памяти.
При сенсорной алалии потребуется неоднократное общение к врачам. Обусловлено это тем, что такие дети каждый раз способны проявлять себя по-разному, то полностью отказываясь от общения, то показывая неплохое понимание речи и выполнение задач.
Чтобы своевременно выявить у ребенка сенсомоторную форму алалии, понадобится целый ряд обследований:
- МРТ головного мозга, позволяющее исследовать черепную коробку в трехмерном формате.
- Рентген головы, при помощи которого можно выявить травмы, опухоли или иные патологии мозга и черепа.
- Электроэнцефалография – один из инновационных методов исследований, позволяющий определить реакцию мозга на внешние раздражители и его электрическую активность.
- Эхоэнцефалография – УЗИ головы, при помощи которого можно выявить опухоли и другие аномалии в черепе.
Данные методы диагностики помогут выявить степень поражения мозга, и уже по результатам обследования назначить необходимое лечение.
Важно помнить, что алалия никак не влияет на интеллект и слух ребенка. Однако, чтобы исключить тугоухость, нужно будет сделать аудиометрию и отоскопию, которые назначит врач отоларинголог. Кроме фукнкциональных методов, для определения диагноза применяется дифференциальная диагностика моторной и сенсорной алалии, которая проводится по условной таблице, включающей в себя оценку следующих критериев:
Кроме фукнкциональных методов, для определения диагноза применяется дифференциальная диагностика моторной и сенсорной алалии, которая проводится по условной таблице, включающей в себя оценку следующих критериев:
- Восприятия и понимания речи;
- Слухового восприятия;
- Повторения звуков, слов и отдельных фраз;
- Мимики и жестов при общении;
- Коммуникативных навыков;
- Динамику улучшения речи в целом.
Именно от правильности диагностирования заболевания зависит его дальнейшее лечение, поэтому обычно применяются все вышеперечисленные методы обследования.
Формы заболевания
Клинико–педагогическая классификация
От чего зависит, насколько быстро дадут результат занятия с логопедом?
Консультация логопеда поможет определить дальнейший путь речевого развития ребенка
Конечно, это зависит от запроса, с которым приходят на занятия. Если это постановка одного звука, например, «р» — тогда можно поставить звук буквально за 5 занятий. Однако речь идет об изолированном звуке, который еще не включен в контекстную речь. И за постановкой звука обязательно должна идти работа по использованию звука в слове, в предложениях. Чтобы произношение звука автоматизировалось в обычной жизни.
Конечно, далеко не всегда получается добиться такого быстрого результата у каждого ребенка. Многое может быть связано с индивидуальными особенностями ребенка. Иногда родители приводят ребенка к логопеду, чтобы поставить один звук. А оказывается, что там несколько звуков требуют коррекции. И к тому же, например, фонематический слух требует доразвития. Также, если ребенок неговорящий, требуется, конечно, намного больше, чем 5 занятий, чтобы вызвать и развить речь.
Каждый случай индивидуален, как индивидуально нарушение речи, с которым могут обратиться к логопеду. Поэтому сказать точно, что звук можно поставить за 5 занятий — можно. И есть такие случаи в практике логопедов-дефектологов. Но у каждого ребенка этот срок может варьироваться в зависимости от его индивидуальных особенностей.
Как проводится лечение
Для того чтобы добиться положительной динамики, специалисты нацеливаются на то, чтобы в первую очередь устранить основную причину расстройства. В силу этого проводится коррекция сенсорной, интеллектуальной сфер, а также сферы эмоций. Этим занимается логопед, нейропсихолог и дефектолог.
Главное — начать процесс коррекционных занятий как можно раньше. Специалисты указывают на возраст в три-четыре года. Ключевым условием успеха являются регулярные тренировочные упражнения по развитию речи.
Медицинская терапия включает в себя специальные манипуляции: физиотерапию, массаж. Коррекция дает возможность убрать нейропсихологические нарушения, восстановить кровоток в сосудах, повысить моторную реакцию. Работа психолога направлена на улучшение процессов мышления, памяти, внимания, а также эмоциональной устойчивости.
Симптомы моторной алалии
На каких принципах должно быть основано сотрудничество?
Чтобы коррекционно-развивающая работа логопеда и психолога с участием педагогов образовательного учреждения и родителей дала ожидаемые результаты, она должна быть основана на следующих принципах:
-
Системность. Развитие ребенка должно быть гармоничным, комплексным, нельзя отдавать предпочтение какой-то одной функции и не уделять внимания другим.
-
Взаимодополняемость. Развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.
-
Индивидуальный подход. Программа коррекции разрабатывается с учетом возрастных, личностных особенностей и возможностей малыша.
-
Адекватность требований, которые предъявляются ребенку. Нагрузка должна расти постепенно, переход должен быть последовательным – от простых, доступных для ребенка задач к более сложным.