Алалия у детей: классификация, причины, способы лечения

Алалия

Лечение сенсорной алалии у детей

Лечение должно быть начато как можно раньше, пока нарушения речи не закрепились и нет грубых психологических расстройств. Важна роль семьи и близких: родители должны осознавать серьезность болезни, быть в курсе плана и этапов лечения. Их информируют о результатах лечения на каждом этапе. Если нужно, с ними дополнительно работает психолог: для мотивации, создания благоприятного психологического фона в семье.

Лечение такое же поэтапное, как и диагностика, и состоит из нескольких частей:

Медицинские методы терапии включают назначение лекарственных средств с ноотропным действием, нейропротекторов, витаминов, которые влияют на центральную нервную систему. Закрепить действие лекарств позволяют физиотерапевтические методики (микротоки, электростимуляция, магнитотерапия), массаж, лечебные ванны, лечебная гимнастика. Как лечить сенсорную алалию, зависит от индивидуальных особенностей малыша и протекания у него болезни: нет универсальной методики или схемы;
Занятия с логопедом позволяют выработать слуховое восприятие и способность к анализу речи
Специалист сначала работает с логореей — многословием, помогает ребенку сосредотачиваться и удерживать внимание, обучает навыкам совместных игр и другой деятельности в коллективе

Малыш учится различать неречевые звуки, затем соотносить звуки и короткие слова с предметами, действиями
Важно, чтобы в процессе занятий педагог четко, понятно и коротко формулировал задания и так же объяснял материал. Большее значение имеет обучение грамоте: развитие зрительного анализатора облегчает понимание речи;
Психологическая помощь заключается в развитии мышления, памяти, внимания, познавательных способностей

Специалист обучает малыша навыкам контроля эмоции, корректирует поведение. Словом, помогает ему социализироваться.

Терапия при сенсорной алалии обычно длительная, непрерывная, продолжительностью до 4-х лет. После выздоровления ребенка наблюдают. Рекомендуется в детском садике и школе продолжить занятия с логопедом, чтобы предотвратить рецидивы и закрепить результат лечения.

Прогноз преодоления диагноза

Как уверяют логопеды, если лечение было начато в раннем возрасте, примерно в 3-4 года, то шансы на полное восстановление малыша сильно увеличиваются. Вовремя выявленное заболевание и сразу же предпринятые меры, правильно подобранный комплекс терапевтических мер, а также опыт специалистов — залог того, что лечение будет успешным.

Специалисты отмечают, что длительность восстановления зависит от размеров поражения речевых центров. Как показывает статистика, моторная алалия больше поддается коррекции. Дети с таким нарушением быстрее обретают речевые навыки, лучше адаптируются к общению с окружающими, демонстрируя положительную динамику лечения. Другие типы заболевания лечится значительно сложнее, однако при условии правильно подобранной терапии поддается коррекции. Дети с такими нарушениями могут столкнуться в школе со сложностью запоминания

Осложнения сенсорной алалии

Нарушенное восприятие звука приводит к неправильному проговариванию и несформированной экспрессивной речи. Дополнительным симптомы сенсорной алалии является общее недоразвитие речи. Таким детям сложно усваивать школьный материал из-за расстройств учебных навыков — нарушения письменной речи и чтения. Им сложно общаться с ровесниками.

В дальнейшей жизни из-за этого возникают признаки психологических нарушений, эмоционально-волевые расстройства. Страдает интеллект и формируется умственная отсталость. Детки становятся нелюдимыми, замкнутыми, живут в своем мирке.

Прогноз и профилактика

Прогноз при сенсорной алалии зависит от своевременности начала терапии. При легкой степени нарушения, активном участии родителей в коррекции, регулярных занятиях с логопедом результат будет хороший. Устраняются речевые нарушения, предотвращаются осложнения. Малыш приобретает навыки коммуникации, свободно общается с ровесниками, может осваивать школьную программу обучения.

При позднем обращении и отсутствии должного отношения со стороны родителей, отсутствии регулярности занятий выздоровление под вопросом, к сожалению.

Профилактика сенсорной алалии

Профилактика речевых нарушений, как и других проблем со здоровьем, начинается еще на этапе планирования беременности. Женщине необходимо пройти диагностику для выявления проблем со здоровьем. Затем провести коррекцию обнаруженных нарушений. Только после этого можно планировать зачатие.

Во время беременности важно следовать рекомендациям врача: вовремя проходить обследования, сдавать анализы. Если нужно — принимать лекарства и витамины

Важную роль играют образ жизни и питание — беременной женщине и ее будущему малышу для правильного развития нужны богатая витаминами и микроэлементами пища, достаточный сон и отдых, свежий воздух. Следует исключить стрессы, интоксикации, вредные привычки, работу во вредных условиях труда.

Необходимо предупредить повреждение центральной нервной системы во время родов, в раннем постнатальном периоде и первом году жизни.

Особенно внимательными нужно быть родителям, если в семье есть человек с нарушениями речи. Детки, особенно маленькие, повторяют со взрослыми: таким образом он может копировать взрослого, который плохо говорит или вообще не говорит.

Также мы хотим заострить внимание родителей на там, сенсорная алалия не проходит у детей самостоятельно. Это серьезная логопедическая, психологическая, иногда и психиатрическая патология с множеством причин, который можно победить только при совместных усилиях врачей, родителей и самого ребенка

Поэтому рекомендуем как можно раньше обратиться к специалистам при обнаружении признаков сенсорной алалии и начать лечение.

Развитие патологии

Возникновение болезни у детей может происходить в различные возрастные периоды. В зависимости от этого, этиология, то есть причины расстройства речи различны. Если повреждение коры головного мозга происходит в процессе внутриутробного развития, то это может быть последствием воздействия на ЦНС следующих факторов:

TORCH-инфекции: краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирус, герпес-вирусы и ряд других возбудителей способны проникать через плаценту в организм плода, вызывая у него различные нарушения, в том числе связанные с неврологической и психической сферой:

  • длительная гипоксия плода;
  • токсикозы и эклампсия;
  • наличие у матери заболеваний внутренних органов, например, гипертонической болезни, сахарного диабета и др.

Повреждение нервной системы может быть связано с процессом родов. Подобный патогенез заболевания характерен для родовой травмы, асфиксии в процессе родоразрешения или его длительном течении.

В первые годы жизни малыша алалия может возникать в результате органических поражений: черепно-мозговая травма, нейроинфекция (менингиты и энцефалиты) и общая гипотрофия. Современные исследования показывают, что недоразвитие коры больших полушарий может быть связано с наследственной предрасположенностью и системным истощением на фоне гипотрофии. Помимо непосредственного действия указанных причин, важен фон здоровья, на котором они развиваются. Дети, часто страдающие ОРВИ, с рахитом, эндокринопатиями и другими патологиями внутренних органов, чаще страдают алалией. Кроме того, для развития головного мозга грудничка важен психологический климат в семье, в том числе активное общение с родителями, другими детьми и пр.

Моторная алалия у ребенка

Диагностика сенсорной алалии у детей

Ввиду разнообразия причины и механизмов развития патологии, диагностика сенсорной алалии строится из двух частей: медицинского обследования и психолого-педагогической консультации. Медицинская часть нацелена на выявление органического поражения головного мозга, неврологических, психических расстройств, болезней уха, горла и носа, которым характерно отсутствие речи.

Обследование поэтапное и включает:

  1. Неврологические методы исследования — осмотр невролога, анализ течения беременности у матери, родов и раннего послеродового периода. Врач изучает амбулаторную карту ребенка, заключения специалистов на первом году жизни, выявляет перенесенные заболевания. Смотрит результат анализов и инструментальных методов исследований. При необходимости невролог назначает рентгенографию черепа, эхоэнцефалографию, электроэнцефалографию, МРТ или КТ головного мозга;
  2. Исследование у ЛОР-врача для исключения органического поражения органа слуха и врожденной глухоты. Проводят сурдологическую диагностику, аудиометрию, тимпанометрию. Ребенком занимается врач-оториноларинголог, иногда подключается сурдолог;
  3. Консультация логопеда — одна из важных частей диагностики сенсорной алалии. Специалист всесторонне изучает характеристики речи, выявляет раннее речевое и нервно-психическое развитие. Оценивает импрессивную речь, то есть понимание речи. Специалист дает несложные команды, которые малыш должен выполнить: показать предмет, сделать какое-то движение, повторить слоги или слова. Эти методы позволяют логопеду понять характер нарушений;
  4. Консультация психолога необходима для оценки состояния слухоречевой памяти, поведения малыша, выявления дефицита психических функций. На основе полученной картины специалист определяет тактику ведения пациента.

В большинстве случаев требуется несколько консультаций специалистов. Это связано с изменчивостью клинической картины при сенсорной алалии: иногда ребенок легко поддается контакту, иногда отказывается от общения.

Также трудность диагностики связана с необходимостью исключения других речевых нарушений и психических отклонений. Например, нужно исключить аутистические расстройства, нейросенсорную тугоухость, афазию, психическую патологию.

Методы диагностики и лечения алалии

Клинические симптомы моторной алалии

Клиника моторной алалии разнообразна и проявляется не только нарушением речевой функции. У некоторых детей отмечается психоневрологическая симптоматика. В каждом случае характер патологии зависит от степени поражения мозга, интеллектуальных способностей ребенка и других факторов. Все вышеперечисленное необходимо учитывать при выборе тактики лечения моторной алалии у детей.

При экспрессивной алалии нарушается звукопроизношение, слоговая структура слов, выстраивание предложений. Воспроизведение и повторение слов или полностью отсутствует, или затруднено. Запас слов ограничен, ребенок применяет лишь обиходные термины.

Специфической чертой моторной алалии является преимущественное использование в лексиконе имен существительных в именительном падеже. Ребенок произносит простые фразы с грамматическими ошибками, плохо запоминает новые слова.

Выраженное нарушение характеризуется отсутствием речи, сохранением лепета и звукоподражания. В таком случае невербальное общение ребенка сопровождается яркой мимикой и жестами.

Не стоит забывать о неречевой симптоматике. У пациентов имеются двигательные нарушения: плохо развита пальцевая моторика, нарушена координация движений, из-за чего отмечаются частые падения. Ребенок не может без помощи взрослых одеваться, в особенности, застегивать пуговицы, зашнуровывать обувь.

У детей с алалией страдает память, концентрация внимания, эмоционально-волевая сфера. Наблюдается гиперактивность или, наоборот, заторможенность, ограничение подвижности. Детям свойственны быстрая утомляемость и снижение работоспособности в связи с незрелостью нейронов головного мозга.

Коррекция алалии

Детей с алалией довольно сложно воспитывать, однако родители должны набраться терпения и найти к своему крохе индивидуальный подход, который основан на понимании, терпении и спокойствии.

Важно незамедлительно обратиться к неврологу, как только были обнаружены первые признаки алалии. Чем быстрее будет поставлен диагноз и назначено лечение, тем больше шансов, что ребенок начнет полноценно разговаривать в дальнейшем

При своевременной коррекции риски развития осложнений минимальные.

Лечение алалии основано на различных способах и методиках. Важную роль играют педагогический, медикаментозный, а также психологический подходы. Этапы коррекции должны включать:

  • нейропсихологическую коррекцию;
  • занятия с логопедом-дефектологом;
  • проведение аудиотерапии по методу А.Томатиса;
  • ритмотерапию;
  • биоакустическую коррекцию;
  • физиотерапию;
  • массаж.

Коррекционная программа должна быть разработана на основании индивидуальных особенностей ребенка. Она разрабатывается для каждого отдельного пациента и зависит от формы и тяжести заболевания.

Симптомы алалии

Диагностика

Для постановки диагноза может потребоваться проведение дополнительных обследований:

  1. МРТ головного мозга.
  2. Рентген головы. Электроэнцефалография.
  3. Нейросонография

Диагностические исследования позволяют понять, насколько поражен мозг. Только так можно определить ход лечения и его основные этапы. Также родителям придется посетить отоларинголога и логопеда. На основе комплекса исследований устанавливается диагноз.

Помните, что алалия не способствует снижению слуха и интеллекта. Однако посещение отоларинголога, проведение отоскопии и аудиометрии поможет исключить другие возможные нарушения, которые также могут повлиять на нарушение речи.

Специалисты проводят дополнительно дифференциальную диагностику, которая помогает оценить ряд значимых критериев и точно установить форму алалии. Оцениваются такие навыки:

  • понимание речи и ее восприятие на слух;
  • способность повторять звуки и отдельные слова;
  • реакции ребенка в виде жестов и мимики на обращенную речь;
  • развитие других коммуникативных навыков;
  • динамика развития речи с течением времени.

Важно пройти полное обследование, чтобы более точно подобрать коррекционную программу для ребенка и формат лечения

Формы заболевания

Признаки сенсорной алалии у детей

Основной симптом сенсорной алалии — непонимание обращенной речи различной степени:

  1. Легкая степень — дети понимают несложные слова, которые часто употребляются в обиходе и в привычной ситуации. При этом, если это же слово слышат в незнакомой обстановке, перестают его понимать;
  2. Средняя степень сопровождается более выраженными расстройствами. Количество слов, на которые ребенок хоть как-то реагирует, минимальное;
  3. При тяжелой степени дети абсолютно не реагируют на речь и даже на свое имя.

При этом характерным симптомом сенсорной алалии является многословие (логорея) — активная речь, богатая звукосочетаниями, междометиями. Обычно она непонятна окружающим. Также одним из признаков болезни является неконтролируемое повторение слов (эхолалия). Но если попросить малыша произнести это слово, он не сможет целенаправленно этого сделать.

У ребенка нарушен процесс соотнесения между явлением или предметом и словом, который его обозначает. Он неправильно ставит ударения, заменяет буквы или пропускает их.

Голос звонкий, слух и интеллект сохранены. Малыш быстро теряет интерес к занятиям, играм, у него нестабильное настроение. В целом он неуправляем, импульсивен, даже иногда агрессивен. Вследствие этого ему тяжело выстраивать общение с окружающими, а окружающие сторонятся его.

Обследование детей с алалией

В каждом конкретном случае алалия протекает по-своему. Но чтобы определить, есть ли у ребенка серьезные проблемы с речью, следует знать нормы речевого развития. Как правило, в 2 месяца у малыша появляется характерное гуление, а в 3-4 месяца — лепет. Первые слова ребенок должен произносить в 6-8 месяцев, а к году строить целые фразы. Если к 2-м годам словарный запас малыша составляет несколько слов, речь непонятна и носит бессвязный характер, то впору бить тревогу и отправляться к врачу: возможно, у ребенка речевая алалия. Выявление ее на ранней стадии благоприятно скажется на последующей коррекции.

Дети с алалией обязательно нуждаются в консультации таких специалистов, как детский невролог, отоларинголог, логопед, психолог.

Неврологическое обследование ребенка при алалии необходимо для того, чтобы выявить и оценить характер и степень повреждения головного мозга. При этом ребенку могут рекомендовать эхоэнцефалографию, ЭЭГ, МРТ головного мозга, рентгенографию черепа. Чтобы при сенсорной алалии исключить тугоухость, необходимо провести отоскопию, аудиометрию и другие исследования слуха.

Нейропсихологическое обследование пациента с алалией заключается в диагностике слухоречевой памяти. Обследование у логопеда при алалии начинается с выяснения перинатального анамнеза, а также особенностей раннего развития ребенка

При этом особое внимание нужно обратить на сроки психомоторного и речевого развития. Диагностика устной речи ребенка при алалии (лексико-грамматического строя, импрессивной речи, фонетико-фонематических процессов, артикуляционной моторики) осуществляется по схеме обследования при общем недоразвитии речи

Дифференциальная диагностика алалии осуществляется с дизартрией, тугоухостью, олигофренией, аутизмом.

Методы коррекции

Алалия может лечиться только при комплексном медико-психолого-педагогическом подходе. Дети с данным диагнозом должны посещать специализированные дошкольные учреждения, коррекционные центры и санатории, где им может быть проведена подобная терапия.

Основной метод лечения − воздействие на организм факторов, которые стимулируют созревание корковых центров речи. С этой целью используют лекарственные препараты следующих групп:

  • Ноотропы, улучшающие обменные процессы в головном мозге и повышающие устойчивость нервных клеток к негативным воздействиям. Часто используется Пирацетам, Глицин, Фенотропил и др.
  • Антиоксидантные препараты (Токоферол, Дигидрокверцетин) улучшают состояние нервной ткани и стимулируют ее созревание при мозговой активности.
  • Средства, улучшающие метаболизм и кровообращение в головном мозге, − Актовегин, Церебролизин и др. Повышают приток крови к структурам ЦНС и улучшают обменные процессы в них.

Помимо медикаментозных средств, хороший эффект наблюдается от комплексной физиотерапии. Врачи рекомендуют использовать лазерное воздействие, лекарственный электрофорез, методы водолечения, электропунктуру и пр. Большой популярностью пользуется транскраниальная электростимуляция, например, микрополяризация, стимулирующая развитие нервной ткани за счет действия слабого электрического тока.

В связи с системным характером нарушений, занятия с логопедом должны носить общий характер и влиять на все аспекты речевой функции

Если у ребенка выявлена моторная афазия, важно, чтобы он начал активно говорить. Проводятся упражнения для формирования пассивного и активного лексикона, улучшения речи, произношения звуков и развития связной речи

Дополнительно рекомендуют логопедический массаж и логоритмику, улучшающие состояние артикуляционного аппарата. Высокая речевая активность − важная часть лечения. Ее должен поддерживать не только логопед на своих занятия, но и родители в домашних условиях.

Логопеды отмечают, что лечить сенсорную алалию следует другим образом. В отличие от моторного типа патологии, основной уклон в коррекции уделяют способности ребенка различать речевые и неречевые звуки, отдельные слова и предложения, а также понимать интонацию и смысл услышанной речи. После того как ребенок освоит указанные навыки, приступают к работе с моторным компонентом речи. Используются аналогичные для моторной алалии упражнения, направленные на формирование лексикона, грамматики и фонетики.

В современной психологии и логопедии считают, что дети с легкими формами алалии нуждаются в раннем обучении письму и чтению. Связано это с тем, что через эти навыки ускоряется созревание различных отделов головного мозга, а также ребенок учится отличать слова и предложения друг от друга с использованием зрительного анализатора. В большинстве случаев это позволяет быстро скорректировать имеющийся речевой дефект.

Диагностические мероприятия

Каждый ребенок с признаками алалии должен пройти комплексное обследование у логопеда, оториноларинголога и невролога. Детский невролог должен оценить степень и характер повреждения ЦНС, так как это определяет прогноз на выздоровление. Головной мозг исследуется с помощью следующих методов:

  • Электроэнцефалография (ЭЭГ), позволяющая изучить электрическую активность отдельных участков коры головного мозга и выявить патологические изменения в ней. Аппараты для проведения ЭЭГ имеются во всех поликлиниках и неврологических отделениях, что позволяет применять данный вид диагностики для всех детей.
  • Эхоэнцефалография, заключающаяся в ультразвуковом исследовании структур головного мозга. Процедура позволяет оценить расположение основных отделов ЦНС и выявить их смещение.
  • Прицельная рентгенография черепа. Используется для изучения состояния костных структур. При гидроцефалии на рентгене отмечаются характерные изменения в виде появления вдавлений в результате повышения внутричерепного давления.
  • Компьютерная или магнитно-резонансная томография необходима для структурной оценки головного мозга. Наибольшей точностью обладает МРТ, позволяющая получать изображения с высоким уровнем детализации.
  • Аудиометрия и отоскопия используются для дифференциальной диагностики с тугоухостью.

Логопед обязательно исследует у ребенка слухоречевую память

Кроме этого, уделяется внимание анамнезу родов, наличию у матери соматических заболеваний, а также особенностям развития в первые годы психических и моторных навыков. Исследования речевой деятельности включают в себя анализ словарного запаса, фонетико-фонематической правильности, грамматики и импрессивной речи

Интерпретировать данные должен только специалист, так как постановка неправильного диагноза может привести к неэффективному лечению.

Диагностика алалии

Актуальные проблемы современной логопедии

Учебные материалы / Логопедия / Актуальные
проблемы современной логопедии

В настоящее время отмечается заметный прогресс в разви­тии логопедии. На основе психолингвистического анализа полу­чены важные данные о механизмах наиболее сложных форм ре­чевой патологии (афазии, алалии и общего недоразвития речи, дизартрии). Изучаются речевые нарушения при осложненных де­фектах: при олигофрении, у детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. В логопедическую практику внед­ряются современные нейрофизиологические и нейропсихологические методы исследований. Расширяется взаимосвязь логопе­дии с клинической медициной, детской невропатологией и пси­хиатрией.

Интенсивно развивается логопедия раннего возраста: изуча­ются особенности доречевого развития детей с органическим поражением центральной нервной системы, определяются кри­терии ранней диагностики и прогноза речевых нарушений, раз­рабатываются приемы и методы превентивной (предупреждаю­щей развитие дефекта) логопедии. Все эти направления иссле­дований значительно расширили и повысили эффективность ло­гопедической работы.

В связи с тем, что правильная речь является одной из важ­нейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ре­бенка, процесса социальной адаптации, выявление и устранение нарушений речи необходимо проводить в более ранние сроки. Эффективность устранения речевых нарушений определяется во многом уровнем развития логопедии как науки.

Изучение логопедии является важным для всех работников детских, особенно дошкольных, учреждений. Значительный про­цент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.

Знание логопедии является важным для всех дефектологов, так как речевые нарушения встречаются гораздо чаще у ано­мальных детей, чем у нормально развивающихся.

Наиболее актуальными проблемами современной логопедии являются следующие:

1. Унификация категориального аппарата.

2. Углубленное изучение (в том числе психолингвистических) механизмов и методов коррекции нарушений речевой деятель­ности.

3. Научно обоснованное соотношение нозологического (клинико-педагогического) и симптомологического (психолого-педа­гогического) подхода в логопедической теории и практике и в разработке номенклатурных документов.

4. Изучение онтогенеза речи при различных формах речевых расстройств.

5. Изучение особенностей речевых нарушений и их устране­ния при осложненных дефектах развития.

6. Ранние профилактика, выявление и устранение речевых нарушений.

7. Творческая и научно-обоснованная разработка содержа­ния, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми наруше­ниями речи в специальных детских садах и школах.

8. Последовательная реализация комплексного подхода при выявлении и коррекции речевых нарушений.

9. Обеспечение преемственности в логопедической работе дошкольных, школьных и медицинских учреждений.

10. Совершенствование теории и практики дифференциаль­ной диагностики различных форм нарушений речи.

11. Разработка ТСО, лабораторно-экспериментального обо­рудования, внедрение в учебный процесс компьютерной техни­ки.

12. Анализ достижений в области логопедии, имеющихся в отечественной и зарубежной теории и практике.

Лечение алалии

Лечение алалии является сложным процессом, требующим индивидуального подхода и высокой квалификации специалистов.

  1. Оценка и планирование лечения.
    Первоначальная оценка состояния пациента является ключевым этапом в начале лечения. Врач, специализирующийся на алалии, проводит тщательный анализ клинических данных, результатов тестирования и консультаций с другими специалистами. На основе этих данных разрабатывается индивидуальный план лечения.
  2. Медикаментозная терапия.
    В определенных случаях могут использоваться медикаментозные методы лечения для улучшения речевых функций. Применение препаратов, направленных на улучшение нейромоторных навыков и снижение психологического стресса, может быть частью комплексного подхода.
  3. Логопедическая терапия.
    Логопедическая терапия является основным компонентом лечения алалии. Логопед работает с пациентом, направляя его на развитие и улучшение артикуляции, грамматики, лексики и связной речи. Индивидуальные занятия могут включать в себя упражнения на артикуляцию, работу со словарем и синтаксисом.
  4. Психотерапия.
    Учитывая, что алалия может сопровождаться эмоциональными трудностями и стрессом, психотерапевтическое вмешательство может быть весьма полезным. Психотерапевт помогает пациенту справляться с психологическими аспектами болезни, улучшая его самооценку и уверенность.
  5. Групповые занятия и семейная терапия.
    Участие в групповых занятиях с другими людьми, сталкивающимися с алалией, может способствовать обмену опытом и взаимопониманию. Семейная терапия важна, чтобы вовлечь близких пациента в процесс поддержки и помощи.
  6. Технические средства и компьютерные программы.
    Современные технологии предоставляют разнообразные средства для улучшения речевых навыков. Компьютерные программы и устройства могут быть использованы для тренировки произношения, расширения словарного запаса и улучшения связной речи.
  7. Индивидуальные уроки по артикуляционной гимнастике.
    Артикуляционная гимнастика — это эффективный метод улучшения моторики речевых органов. Индивидуальные занятия с инструктором по артикуляционной гимнастике направлены на тренировку мышц, участвующих в произношении звуков и слов.
  8. Электронные устройства для речи.
    Для тех, кто сталкивается с трудностями в общении, могут быть использованы электронные устройства для речи. Это включает в себя генераторы речи и приложения, которые помогают пациентам выражать свои мысли с помощью технологии.
  9. Арт-терапия и музыкальная терапия.
    Арт-терапия и музыкальная терапия могут быть включены в лечение для стимуляции творческого выражения и развития координации движений, что также может положительно влиять на речевые навыки.
  10. Этапы лечения в зависимости от стадии заболевания.
  • Ранняя стадия. На этапе раннего обнаружения акцент делается на стимуляции речевого развития через игровые методики и логопедические занятия.
  • Прогредиентная стадия. Сложные техники логопедии, психотерапевтическое вмешательство и семейная поддержка становятся основой лечения.
  • Поздняя стадия. Этап позднего лечения фокусируется на использовании технических средств, индивидуальных методах и адаптации для повседневной жизни.

Звоните на горячую линию
круглосуточно и без выходных

+7 (495)
121-48-31

Симптомы, указывающие на сенсорную алалию

Причины сенсорной алалии у детей

Сенсорная алалия связана с повреждением тех областей головного мозга, которые отвечают на анализ звуков и речи. Если быть точнее — задней трети левого полушария: она проецируется на заушную область.

К болезни приводят:

  1. Патология во время беременности — внутриутробная гипоксия, инфекции, иммунная атака, употребление наркотических веществ, вредные привычки, вредные условия труда, интоксикации;
  2. Повреждение центральной нервной системы при родах: стремительное течение родов, узкий таз, акушерская помощь. Последствием является черепно-мозговая травма. А затяжные роды, обвитие пуповины, маловодие, преждевременное отхождение вод вызывает поражение клеток головного мозга из-за недостаточного поступление кислорода — гипоксии;
  3. Патология в послеродовом периоде и первые годы жизни — травмы, объемные образования, воспалительные и инфекционные заболевания головного мозга и оболочек мозга, интоксикации, токсическое поражение клеток мозга при инфекционных заболеваниях.

Чаще всего на ребенка воздействуют несколько факторов. Поражается корковая часть слухоречевого анализатора, нарушаются процесс распознавания звуковых раздражителей. Ребенок слышит речь, но не может уловить ее смысл и содержание. То есть у него не сформированы фонематические процессы, нет навыка целостного восприятия речи.

В результате возбуждение (импульс) не передается по цепочке другим анализаторам: речезрительному, речедвигательному. Таким образом, малыш слышит речь, но не может его воспринять, анализировать, а значит, никак на него не реагирует.

Нарушения произносительной стороны речи

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. По этиологическому принципу дислалию подразделяют на два вида: механическую (органическую) и функциональную.

Нарушения звукопроизношения встречаются также при первичном снижении слуха, недоразвитии познавательной деятельности, а также входят как симптом в синдром дизартии и речевых нарушений, связанных с анатомическими аномалиями ротовых структур. Причиной нарушенного звукопроизношения нередко является т.н. фонетико-фонематическое недоразвития, при котором у детей возникают трудности в анализе нарушенных в произношении звуков, при сформированной артикуляции отмечается неразличение звуков, относящихся к разным фонематическим группам, а также невозможность определять наличие и последовательность звуков в слове.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата, возникающей в результате поражений заднелобных и подкорковых отделов мозга. Характеризуется расстройствами артикуляции, голосообразования, темпа, ритма, интонации и является следствием органического нарушения центрального характера.

Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Наиболее частыми причинами ринолалии являются расщепления неба и других анатомических аномалий ротовых структур, участвующих в речевом функционировании, и искривление носовой перегородки.

Ринофония — носовой (гнусавый) оттенок голоса, возникающий из-за неправильного направления голосовыдыхательной струи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: