Речевые карты для дошкольников с онр и школьного логопункта

Индивидуальная речевая карта дошкольника. речевая карта обследования неговорящего ребёнка

Речевые карты скачать бесплатно

Карты составлены разными авторами с учетом разделов программы Т. Б.Филичевой, Г. В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей с ОНР»: лексика, грамматика, связная речь. Специалисты постоянно совершенствуют процесс диагностики и бланки обследования. Поэтому на выбор предлагается несколько вариантов речевых карт для дошкольного ОУ и для школьного логопункта.

Образец речевой карты (облегченный вариант)

Инструкция: скачать электронную форму документа. Последовательного задать вопросы ребенку, результаты занести в карту. После заполнения всех пунктов карта выводится в печать и подписывается учителем-логопедом.

Структура речевой карты

Речевая карта составляется индивидуально на каждого ребенка. Ее структура, количество пунктов зависит от индивидуальных особенностей речевого развития и степени проявления отклонений. Однако, ее общую структуру можно представить следующими пунктами:

Общие сведения. Данные о ребенке, его родителях, генетических факторах развития, общем состоянии здоровья.
Речевая среда развития ребенка. Сюда включены сведения о социальном положении семьи, социальном статусе ребенка и его родителей, психологический климат, особенности воспитания.
Анамнез общей картины здоровья ребенка. Логопед выясняет у матери и записывает сведения о состоянии здоровья ребенка с момента рождения и до момента обращения к логопеду. Записываются сведения о разнообразных заболеваниях, отклонениях от нормального развития, речевой динамики.
Диагностирование неречевого развития ребенка. Логопед вносит данные, выявленные в ходе наблюдения за ребенком

Они затрагивают слуховое восприятие, визуальное восприятие, внимание, память, моторные функции. Логопед может предложить специальные задания для диагностирования работы конкретного органа.
Диагностирование речевых отклонений

В карте содержатся данные о диагностировании речевых дефектов, способах диагностики, выявляется состояние звукового произношения, развитие артикуляции, моторные функции, произношение отдельных звуков. Эти данные позволяют логопеду составить сведения об аномалиях в строении артикуляционных органов ребенка, оценить работу дыхательного аппарата во время звукопроизношения, проанализировать функционирование голосовых характеристик.
Диагностирование фонематического развития ребенка. Логопед записывает данные насколько развито звуковое восприятие и звуковое произношение. Фиксируются данные об используемых приемах и результаты их применения.
Данные о речевом понимании. Логопед записывает сведения, касающиеся того, насколько ребенок понимает речь окружающих, своевременно ли реагирует на обращение к нему, развитость пассивного словаря ребенка, умение отвечать на вопросы.
Диагностирование развития лексики и грамматики. Происходит фиксирование данных об активном словаре ребенка, правильном построении предложений, формулировании фраз.
Уровень развития связной речи. Фиксируется информация о том, имеется ли у ребенка развитая связная речь, может ли он повторить фразу и самостоятельно сформулировать небольшой рассказ, пересказать сказку.
Диагностирование заикания. Записывается информация о заикании: его проявление или отсутствие, динамика и степень развития при наличии.
Диагностирование темпа речи. Анализируется информация о разборчивости речи, замедленном или ускоренном темпе произношения слов и фраз, выявляется четкость произношения, свободность / затрудненность дыхания.

Алгоритм заполнения речевой карты

Заполняется карта  в два этапа: результаты диагностики на начало коррекционной работы и на конец учебного года. Если учитель-логопед проводит мониторинг состояния речи три раза в год – в карте предусмотрены графы для фиксирования результатов на начало, середину и конец учебного года.

На титульном листе фиксируются общие сведения о ребенке: фамилия, имя, отчество, дата рождения, домашний адрес; заключение ПМПК, на основании которого ребенок дошкольного возраста зачислен в логопедический детский сад или логопункт. При обследовании состояния дыхательной и голосовой функции, просодических компонентов речи в карте отмечается нужный вариант.

Материал по теме:

Что входит в обследование?

1.Общие сведения.

Это сведения о ребенке,
родителях, краткая характеристика дошкольника.

2.Анамнез.

Сюда записываются сведения со слов матери о рождении, состоянии и первых днях жизни ребенка. Также сюда вписываются перенесенные ребенком тяжелые заболевания и раннее речевое развитие ребенка. Эти данные важны для общей картины здоровья
дошкольника, выявления отклонений.

3. Исследование неречевых функций.

Эти данные складываются из результатов зрительного наблюдения
за ребенком. Сюда записываются данные об общей и ручной моторике, слуховом внимании, зрительном восприятии, восприятии ритма. Дошкольнику предлагаются несколько заданий, по результатам которых делаются и записываются выводы.

Малышу может быть предложено: собрать разрезную картинку, слепить из пластилина определенную фигурку, нарисовать предложенную геометрическую фигуру, показать право и лево, игры со шнуровкой или мозаикой. Все задания ориентированы на определенный возраст ребенка, они несколько усложняются с увеличением возраста.4. Исследование нарушений.

При этих заданиях ребенку предлагается повторить за логопедом
некоторые звуки (в игровой форме) или самостоятельно произнести их.

В процессе этих обследований выявляют состояние звукопроизношения, состояние артикуляционного аппарата, воспроизведение звуков, речевая моторика.

После достижения ребенком 3-х лет оценивается также дыхательная и голосовая функции (тип, частота и продолжительность дыхания, характеристика голоса).

Дошкольнику предлагают повторить за логопедом слова, выполнить упражнения на подражание (вытянуть губы, зевнуть, подвигать языком). Педагог на этом этапе обследований записывает аномалии анатомического строения (неправильный прикус, кривые редкие зубы, мягкое или твердое небо и прочее).

5. Исследование фонематической стороны речи (начиная с трехлетнего возраста).

Ребенку предлагается показать
на картинке предметы, которые называет логопед.

6.Состояние фонематического восприятия речи.

Сюда входит повторение слогов, а с 5-6 лет: выделение первых и последних букв
в предложенных словах.

7. Исследование понимания речи.

На этом этапе обследования логопедом оценивается пассивный словарь ребенка
, понимание слов и действий, понимание словосочетаний и вопросительных предложений.

С 3-х лет: понимание предлогов.

С 5-ти лет: образование уменьшительно-ласкательных форм.

Логопед предложит дошкольнику показать определенные предметы на картинках, ответить на вопросы, образовать слова.

8.Исследование лексики и грамматического строя речи.

Логопед оценивает: активный словарь ребенка
(существительные, прилагательные, глаголы), правильное употребление падежей, согласование прилагательных с существительными, обобщающие понятия, подбор антонимов, названия профессий, частей тела, групп предметов.

Задания проводятся по картинкам с просьбой назвать предлагаемое слово.

9.Состояние связной речи (при ее наличии).

Эти задания даются детям старше 4-х лет. Связная речь проверяется путем пересказа
предложенного отрывка. Четырехлетним детям предлагается отрывок из 4-х предложений, связанных между собой. Для пятилетних детей — повтор рассказа из 5 предложений.

Шестилетним детям уже будет предложено составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Иногда может быть предложен пересказ знакомой сказки («Репка», «Курочка Ряба» и т.д.)

После всех проведенных обследований пишется логопедическое заключение
с указанием диагноза и необходимый план коррекционной работы. Также для полной речевой карты бывают необходимы заключения следующих врачей: невропатолога, ЛОРа, психоневролога, хирурга или других специалистов.

Здесь приведены примерные обследования, каждый специалист может что-то добавить или, наоборот, убрать, ориентируясь на возраст ребенка и его возможности. Такие логопедические обследования с заполнением речевой карты обычно делают в первые две недели сентября. Речевая карта хранится непосредственно у логопеда в течение всего периода наблюдения за дошкольником.

Для чего нужна речевая карта

Такой документ является очень важным для работы педагога и для отслеживания динамики речевого развития ребенка.

Это позволяет увидеть причины речевых нарушений,
определить механизм дефектов, выявить способности дошкольника и обозначить пути коррекционной работы.

Есть две разновидности речевых карт: общая и развернутая.

Общая карта (иногда такую карту называют логопедической характеристикой)- это один или два бланка с общими сведениями. Туда входят кратко сведения о ребенке и краткая характеристика речи.

Развернутая карта – это гораздо более удобный документ. Помимо анамнеза туда входят конкретные обследования звукопроизношения, состояние связной речи, исследования словаря ребенка и многое другое. Кроме этого карты подразделяются по возрасту ребенка. В разном возрасте, начиная с 1-го года жизни, задания отличаются друг от друга.

Некоторые логопеды предпочитают вести обширные карты
, до достижения ребенком школьного возраста. Такие документы очень удобны тем, что педагогу не требуется каждый раз заводить новую карту, а необходимо лишь вписывать сведения в уже существующую графу, соответствующую возрасту ребенка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: