Логопедическая работа при сенсорной алалии

Игры для алаликов. занятия с неговорящим ребенком. алалия и ее коррекция - мама света

Симптомы алалии

Сенсорная алалия – это неспособность понимать речь других людей. При этом сам малыш, страдающий данным нарушением, может говорить много и быстро, четко, однако чаще всего бессвязно. Признаки сенсорной алалии у детей, нуждающиеся в лечении и коррекционной работе педагога:

  1. Речь представляет собой повторение последних фраз других людей.
  2. Непонимание взрослых, сверстников.
  3. Плохое послушание.
  4. Бессвязная речь – логорея.
  5. Отставание в развитии, трудности в общении со сверстниками, воспитателями, родителями.
  6. Гиперакузия – усиление слуха.

До некоторого возраста у детей речь не сформирована, они издают звуки, называемые гулением. По мере развития малыш учится произносить некоторые слова и составлять из них предложения. По достижении 5-7 лет он должен быть подготовлен к школе и знать простейшие принципы построения фраз.

При сенсорной алалии синтаксис нарушен, слова могут употребляться в неправильной форме, быть расставлены беспорядочно в предложениях. Присутствует замена звуков, подмена значений слов. Возникают трудности с поступлением в школу, общением со сверстниками. Успеваемость при этом страдает.

Психологические особенности детей с сенсорной алалией характеризуются замкнутостью, застенчивостью, раздражительностью, капризностью, импульсивностью. Слуховое восприятие при этом расстройстве усиливается, что может стать причиной тревожности, нервозности, плохого сна.

Моторная алалия у ребенка

Коррекционные занятия по развитию речи у ребенка

Э. Фрешельс — логопед, разработавший способы лечения нарушений речи психотерапевтическими методами, советовал исключать не только звуковые, но и зрительные раздражители. Только в условиях полной эмоциональной тишины можно начать успешное лечение сенсомоторной алалии.

  • разбудить интерес у ребенка к понимаю окружающих его звуков и желание взаимодействовать с миром посредством вербального общения;
  • развить способность подражать и повторять;
  • научить различать речь и музыкальные, бытовые шумы.

С чего начать? Этапы коррекции сенсомоторной алалии дома

Буквы на стенах.Стикеры на предметах быта.Изучение новых слов в игровой форме.Каждый день изучайте одно новое слово.Показывайте на примерах.Детский альбом

  • хорошо изучите материал, с которым собираетесь работать, придумайте план;
  • 1 неделя — 1 буква, если времени не хватило — еще неделя;
  • повторяйте выученное;
  • ребенок не должен ощущать себя ущербным или неполноценным, ощущение успеха — двигатель прогресса в занятиях;
  • если видите, что ребенок сейчас ошибется, дайте подсказку, идти на принцип — худшая стратегия;
  • в начале логопедического курса заниматься 2-3 раза в день по 5-10 минут вполне достаточно;
  • длительность одного стандартного занятия: 15-20 минут, можно меньше;
  • в возрасте 5 лет и старше нормальная продолжительность 30-40 минут;
  • если ребенок устал, переключитесь на другой род занятий или дайте ему отдохнуть;
  • если ребенок расстроен, отложите занятия, начинать нужно в хорошем настроении;
  • во время занятий говорите четко и только по делу, длинные фразы недопустимы;
  • при изучении букв называйте звуки (М, Н, С и никогда МЭ, ЭН, СЭ);
  • указывая на картинку, дайте установку: «Скажи, где тропинка», «Покажи кролика», на текст: «Читай» (никаких «Скажи, пожалуйста, что здесь написано» или «Что ты видишь на картинке?»).
  • общайтесь с ребенком простыми и привычными фразами, не добавляйте слова, которые не пригодятся в ближайшее время;
  • используйте инструкции: «Покажи», «Дай»;
  • старайтесь использовать одни и те же слова для обозначения действий;
  • ежедневно работайте над расширением словарного запаса;
  • игнорируйте просьбы, озвученные криком, если это возможно, просите конкретики;
  • напоминайте, что нужно смотреть в лицо человека, с которым ребенок ведет беседу или занимается;
  • развитие моторики ускоряет прогресс;
  • предлагайте детям раскрашивать, лепить, мастерить, играйте вместе.

Задания и упражнения при сенсорной алалии

Логопедические занятия проводятся в рамках комплексной терапии. При этом, учитывая, что нарушение носит системный характер, работа ведется «по всем фронтам». В занятия обязательно включаются упражнения для развития моторики, внимания, памяти, фонематического слуха.

Важно учитывать, что детям с сенсорной алалией неконтролируемые источники звука лишь замедляют процесс коррекции, перегружая психику и не оказывая никакого речевого воздействия. Поэтому первым делом специалист рекомендует организовать в семье регулярное «время тишины» и вообще ограничить звуковое окружение

На таком, обедненном, звуковом фоне восприимчивость ребенка к речи повышается. Этот состояние и используется при проведении занятий.

Упражнения и игры:

  • «Что звучит?» На первых порах необходимо научить ребенка различать неречевые звуки. Для занятий используются различные музыкальные инструменты, игрушки и приспособления. Ребенку предлагается послушать какой-то звук, воспроизвести его самому. Впоследствии можно попробовать попросить его определить предмет по звучанию.
  • Различные игры на развитие мелкой моторики и внимания широко используются на первом этапе коррекции. Помимо своего прямого назначения, эти игры приучают ребенка к систематическим занятиям, концентрации произвольного внимания.
  • После того, как работа над дифференциацией неречевых звуков пройдена, переходят к занятиям по формированию слуха речевого. К примеру, игра «Кто говорит?» построена на различении отдельных звуков. (На картинках лев и лошадка. Педагог четко и громко повторяет звуки «РРР» и «ИИИ», демонстрируя соответствующую карточку. После этого ребенок должен показать сам, какое животное озвучивает логопед).
  • «Веселая зарядка» — это упражнение помогает не только работе с пониманием отдельных фраз и слов, но и способствует разгрузке и отдыху ребенка. Сначала движения разучиваются в определенном порядке (дети копируют действия педагога, сопровождающего действия текстом), а затем им предлагается выполнять команды в разбивку.
  • Для накопления пассивного словаря и формирование различения слов подходят сюжетно-ролевые игры. Выполняя указания педагога и повторяя фразы, ребенок осваивает грамматическую сторону родной речи. Например, игра «Чаепитие» помогает отработать типовые бытовые высказывания («налей воду в чашку», «вылей из чашки», «выпей», угости» и т. д.).
  • Детей-алаликов рекомендуется как можно раньше учить чтению. Причем акцентируясь не на принципах анализа и синтеза, а на чтении глобальном. Этот навык помогает в последующей коррекционной работе. С самого начала занятий звук должен сочетаться у ребенка как с изображением на картинке, так и с написанной фонемой. (Игра «Покажи букву» — педагог произносит звук, ребенок должен показать карточку с соответствующей буквой. Впоследствии задания усложняются — при изучении слогов и отельных слов).
  • Развитие фонематического слуха проводится также в упражнениях на различение местоположения звука в слове. (Найти среди карточек с картинками изображения на определенный звук или показать карточку с буквой, на которую начинается произнесенное педагогом слово).
  • «Сложи слог». Из карточек с буквами ребенок должен сложить слог (УА, АУ и т. п.), затем под руководством педагога озвучить его.
  • Работа над освоением грамматических форм языка проводится при помощи карточек с картинками, позже — схем.
  • На этапе освоения грамотной связной речи проводятся упражнения по составлению рассказа по картинкам с использованием наводящих вопросов, дальнейшему расширению словаря, объединению слов в тематические группы. (Здесь на помощь вновь приходят сюжетные дидактические игры с карточками. Можно покупать овощи для супа кукле, организовывать спальню в рамках темы «мебель» и т. д.).

Основной принцип коррекционной работы при сенсорное алалии — использование различных раздражителей. Понятие не только произносится педагогом, но и демонстрируется на карточке картинка, буква (слог), производится определенное движение.

Сенсорная алалия — сложное состояние. Поэтому нужно понимать, что коррекционные занятия с ребенком должен проводить специалист. Родители в данном случае оказывают семейную поддержку и выполняют необходимые рекомендации. Не стоит забывать и о том, что положительный настрой, доброжелательная обстановка и стимулирование к общению, идущие от семейного окружения, оказывают большую помощь ребенку в речевом развитии.

Признаки сенсорной алалии и РАС у детей

Важная особенность детей с сенсорной алалией и РАС — сложность понимания обращенной к ним. Как распознать это свойство развития речи в самом начале?

Сенсорный алалик и ребенок с РАС — вовсе не молчуны. У детей присутствует активная, иногда даже чрезмерно экспрессивная речь. Однако при этом они абсолютно не критичны к своим высказываниям — не понимают сами, что именно говорят.

Что же должно насторожить в речи ребенка с сенсорной алалией и РАС?

  1. Неосмысленное повторение часто слышимых фраз — эхолалия. Ребенок может настойчиво повторять рекламные слоганы, слова героев мультфильмов и т.д. Иногда речь может казаться осмысленной — в том случае, если ребенок вместе ответа повторяет последнее услышанное слово. Но стоит изменить фразу, и результата уже не будет.
  2. Частое смешение слов, слогов и фраз, использование выдуманных слов — так называемая логорея — еще один характерный симптом нарушения понимания обращенной речи. Слух при этом в большей части случаев (порядка 70%) остается сохранным. Однако отмечается неустойчивость слухового внимания.
  3. Фонематическое восприятие речи нарушено. То есть у ребенка «не работает» цепочка, по которой слуховое возбуждение передается в структуры мозга, связанные с речью.
  4. Присутствуют и некоторые нарушения памяти. Для того, чтобы запомнить слово или фразу, ребенку требуется довольно много повторений.

Коррекционная работа при сенсорной алалии

Работа с детьми с сенсорной алалией осуществляется в сочетании с медицинской терапией, а также логопедическими и психокоррекционными методиками

Важно чтобы родители были оповещены об опасности патологии и знали, из каких этапов состоит лечение

Коррекция сенсорной алалии включает:

лекарственная терапия

Врач назначает специальные лекарственные средства – витаминные комплексы, нейропротекторы, оказывающие благоприятное влияние на нервную систему;
логопедическая работа при сенсорной алалии начинается с логореи, чтобы остановить хаотичную речевую активность малыш и научить его сосредотачивать внимание;
физиотерапевтические процедуры выполняются в дополнение к медикаментозному лечению. Специалисты применяют лечебные ванны, ЛФК и массажные процедуры;
работа с психологом

В процессе занятий ребенок учится контролировать эмоции и поведение. Основная задача – это помощь в социализации ребенка, чтобы малыш смог нормально общаться с родителями и сверстниками.

Формы заболевания

Меры по предупреждению патологии

Профилактика диспраксии начинается с момента беременности, в течение которого необходимо выполнять все рекомендации, данные врачами. Также будущая мама должна избегать травматизации, чтобы не навредить малышу.

Обязательные рекомендации для профилактики возникновения дефекта речи:

  • диспансерное наблюдение беременной, своевременная сдача анализов;
  • бережное отношение к собственному здоровью, правильный образ жизни с полноценным режимом питания и отдыха;
  • соблюдение всех предписаний врача, прием витаминов при необходимости;
  • создание оптимальных условий для развития малыша, благоприятный микроклимат.

Прогноз сенсорной алалии при ранней диагностике положительный. Уделяйте время развитию крохи, не усаживайте его перед гаджетом. Чтобы не столкнуться с дефектами речи, необходимо общаться с ним, полезным будет общение со сверстниками. При отсутствии коррекционных мероприятий задержка речевого развития отражается на адаптации в детском коллективе, у ребенка могут возникнуть нарушения психологического характера.

Без постороннего вмешательства речь спонтанно не будет развиваться. Ни в коем случае не занимайтесь самолечением, схему терапии определяет только квалифицированный специалист. Коррекционная методика при алалии подбирается с учетом специфики речевого расстройства, особенностей характера крохи, его интересов и компенсаторных возможностей организма. Успех лечения зависит также от ликвидации неврологического заболевания у ребенка.

Диагностика

Обследование ребенка с сенсорной алалией включает беседу с неврологом, логопедом, педагогом-психологом. Необходима проверка слуха и его органов (аудиометрия, отоскопия), чтобы исключить глухоту.

Для оценки функционального, морфологического состояния головного мозга следует пройти такие исследования, как магнитно-резонансная томография мозга, ЭхоЭГ, электроэнцефалограмма.

Детский логопед собирает анамнез – данные о родовом периоде, темпе психомоторного и умственного развития. Оценивается фонетика речи малыша, артикуляция.

Проводится дифференциальная диагностика с аутизмом, тугоухостью, олигофренией, задержкой речевого развития.

Коррекция сенсорной алалии

Занятия по коррекции этого состояния строятся в зависимости от его тяжести. Грубая форма алалии, возникшая в результате значительного поражения участков мозга, ребенок совсем не способен анализировать звуки и, соответственно, понимать окружающую речь. Более легкое состояние позволяет детям осознавать отдельные слова, но не вычленять их в фразовой речи или, наоборот, воспринимать ситуативно запомнившиеся предложения и не понимать слова, использующиеся самостоятельно.

Для коррекции сенсорной алалии логопед должен провести обследование, чтобы правильно определить тяжесть состояния и построить план занятий, включающий нужные упражнения и задания.

Грубые формы этого состояния могут приводить к вторичным нарушениям психики и интеллектуального развития, поэтому важно найти специалиста, который поможет формированию речи ребенка

Причины сенсорной алалии

Механизмы сенсорной алалии связаны с поражением центров восприятия речи – области Вернике, находящейся в височной доле головного мозга. Причины повреждения:

  1. Внутриутробная гипоксия.
  2. Инфекции у матери во время беременности.
  3. Травмы плода при падении женщины в положении.
  4. Преждевременные роды либо их задержка, применение наркоза.
  5. Нейроинфекции у родившегося малыша: менингит, энцефалит, ОРВИ с осложнением на головной мозг, травмы головы.
  6. Рахит.

Недоразвитие центра Вернике возникает при осложненных родах – раннем отхождении околоплодных вод, задержке изгнания. Мозг грудного младенца страдает от гипоксии – кислородного голодания. Другие причины – нейроинфекции, приводящие к воспалению нервной ткани, замещению нейронов глиальными клетками.

Черепно-мозговые травмы в раннем детстве также могут негативно повлиять на формирование центра восприятия речи, так как непосредственно несут урон головному мозгу.

Неблагоприятный психологический климат в семье усугубляет проблемы развития

Недостаточное внимание к детям и отсутствие общения с ними дает почву для речевых нарушений

Сенсомоторная алалия у детей

Психологическое развитие детей, страдающих сенсомоторной алалией, имеет некоторые особенности. Пациенты дошкольного возраста, имеющие общее речевое недоразвитие, отличаются и в плане психической функциональности: дефекты накладывают свой отпечаток на состояние памяти, внимания, мышления. Отмечается выраженное снижение объема внимания, его нестойкость. Алалики не запоминают предложенную последовательность действий, не выполняют даже двух или трехсложные инструкции.

Дошкольникам тяжело дается анализ, синтез, отстает и словесно-логическое мышление.

Общий дефект речи при сенсомоторной алалии часто сочетается с дизартрией, наблюдается неудовлетворительная двигательная координация и неловкость, недоразвитая мелкая моторика. Отсутствует или снижен интерес к играм.

Прогноз

Прогноз на выздоровление при сенсорной алалии зависит от качества проведенной логопедами и родителями работы, а также степени поражения головного мозга после травм, инфекций, гипоксии. В дошкольном и школьном возрасте у таких детей возможны проблемы с письменной, устной речью, нарушение социализации, низкая успеваемость, невротические состояния, тики.

Прогноз в целом неопределенный и зависит от степени поражения мозговых центров. Улучшение психологического климата в семье, общение с малышом повышает эффективность лечения.

Заключение

Течение заболевания и его исход зависит от тяжести органических нарушений головного мозга. Логопедическая работа, лечение в санаториях, учеба в специализированных дошкольных учреждениях повышает шансы на выздоровление и установление нормальных речевых навыков.

Внимание!

Сенсорная алалия — одно из самых тяжёлых речевых нарушений у детей

Сенсорная алалия — одно из самых тяжёлых речевых нарушений у детей, зачастую приводящее к детской инвалидности. От раннего начала логопедической работы зависит успешность преодоления этого речевого расстройства. Именно поэтому так важна своевременная диагностика сенсорной алалии.  Причиной сенсорной алалии являются органические поражения головного мозга, в результате которых нарушается работа тех отделов коры, которые отвечают за восприятие речи (верхневисочные отделы).

  Часто повреждение мозга при сенсорной алалии носит двусторонний характер с преобладанием изменений в доминантном по речи полушарии. Однако при сенсорной алалии может быть нарушено функционирование не только височных зон, но и других отделов мозга (ствола мозга, лобных, теменных зон коры), что обнаруживается на электроэнцефалограмме. Такая обширная локализация патологического механизма во многом объясняет стойкую и тяжелую картину нарушения. 

Сенсорная алалия редко встречающееся нарушение, но несомненным фактом является трудность её диагностики, особенно у детей раннего возраста. Некоторые симптомы сенсорной алалии делают её похожей на речевые расстройства, встречающиеся при других вариантах нарушенного развития (аутизм, недоразвитие речи при нарушениях слуха или специфические речевые расстройства у детей с интеллектуальной недостаточностью). Однако есть целый ряд симптомов, которые, складываясь в общую картину, позволяют поставить диагноз сенсорная алалия: 

1. Относительная сохранность биологического слуха (в отличие от тугоухости).  Ребенок слышит звуки окружающего мира – и в этом его отличие от детей с нарушениями слуха. Но эта реакция не отличается стойкостью, что видно по результатам аудиометрии (проверки слуха). Аудиограмма практически соответствует норме. Однако в состоянии утомления ребенок перестает воспринимать звуки той же силы и частоты, что и некоторое время назад. Отмечается вариативность слуховых порогов, зависящая от функционального состояния нейронов височных отделов коры, подверженных быстрому истощению. После сна или длительного периода спокойствия состояние слуховой функции улучшается, а после слуховых нагрузок (например, нахождение в шумном помещении) ухудшается.  В отличие от сенсорной алалии при нарушениях слуха аудиограмма имеет стабильных характер, что говорит о снижении остроты слуха. 

2. Нарушение восприятия, понимания речи.  Чтобы представить, как ребенок с сенсорной алалией воспринимает речь, нужно вспомнить ваши ощущения, когда вы слышите речь на незнакомом иностранном языке. Это звучащий поток, из которого не выделяются слова и фразы. Лишь иногда происходит узнавание знакомого слова без его связи со словесным окружением. 

3. Трудности установления связи между звучащим словом и его значением. В норме овладение словарем происходит довольно быстро. Для запоминания нового слова ребенку достаточно пятикратного предъявления, после чего устанавливается тесная связь между словом и обозначаемым им предметом. При сенсорной алалии ввиду трудностей образования этой связи требуется куда как большее число повторений: 20-30 — для звукоподражаний (“му”, “ав-ав”, “мяу”, “би-би” и др.), 150-200 — для обычных слов. Это происходит по двум основным причинам:  а) изменчивость восприятия звуковой оболочки слова из-за трудностей распознавания звуков (слово не опознается как знакомое, так как каждый раз слышится по-разному);  б) слабость установления условно-рефлекторных связей между звучащим словом и предметом (слово узнается как знакомое в потоке речи, но ребенок не понимает, что оно означает – т.н. феномен “отчуждения смысла слова”). 

4. Эхолалии.  Под эхолалией понимается автоматическое повторение за окружающими слов, фраз, их обрывков. Обычно эхолалия носит неосознанный характер. При этом ребенок, повторяя, может воспроизводить слышимую интонацию.  Сам по себе симптом эхолалии нельзя рассматривать отдельно от вышеперечисленных симптомов, так как он характерен и для таких нарушений, как аутизм, “лобный синдром”. Иногда эхолалии наблюдаются у некоторых детей с нормальным речевым развитием в период активного овладения речью. 

5. Гиперакузия  Для гиперакузии характерна болезненная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих. Шорохи, шум воды, тиканье часов могут вызывать у ребёнка дискомфортные ощущения. Он плачет, закрывает уши руками. Испытывая дискомфорт, ребёнок старается избегать шумных помещений, пытается уединиться. Звуковая дорожка к мультфильмам часто воспринимается им крайне негативно – он криками и плачем дает понять, что не хочет смотреть мультфильм, пытается выключить телевизор или компьютер. 

Симптомы, указывающие на сенсорную алалию

Речь при сенсомоторной алалии

Первые «звоночки» обращают на себя внимание уже через несколько месяцев после появления малыша на свет. Он не гулит, а попытки лепета ограничиваются однотонным звучанием

Складывание первых слогов происходит после годовалого возраста, а появление первых слов отмечается не ранее 3-х лет, когда другие дети обычно уже хорошо говорят. Особенности голоса: яркий, звонкий, громкий, с четко обозначенными отдельными звуками, которые не удается соединить в слова. По достижению 5-летнего возраста некоторые слова уже удаются, но на фоне крайне малого словарного запаса речь остается скудной и бедной.

Дополнительные проблемы ребенку с сенсомоторной алалией доставляют слова, похожие по звучанию, но обладающие разным смыслом. В подобной ситуации малыш впадает в ступор, так как на фоне уже сформированного зрительного образа и смыслового значения слова возникает паника и непонимание.

В школьном возрасте дети могут использовать слова только в именительном падеже, с неправильными окончаниями.

Если сочетается сенсомоторная алалия и аутизм, то речевое развитие детей, страдающих ранним детским аутизмом, имеет следующие особенности:

  • нарушена коммуникативная речевая деятельность;
  • отмечается явная речевая стереотипность;
  • преобладают неологизмы, словотворчество;
  • наблюдаются частые эхолалии;
  • нарушено звукопроизношение, темп и плавность речи.

Характерные признаки имеют сенсомоторная алалия и умственная отсталость:

При сенсорной алалии

При умственной отсталости

Дети проявляют заинтересованность, хотят обучаться новому.

Детям не интересна учеба.

Принимают постороннюю помощь.

Неохотно принимают постороннюю помощь.

Если игрушка выпадает из зрительного поля, дети продолжают её поиски.

Если игрушка выпадает из зрительного поля, ребенок теряет к ней интерес.

Обладают самокритикой, понимают собственную неполноценность.

Слабокритичны к собственным недостаткам.

С раннего возраста избирательно относятся к близким.

Избирательность в отношении к близким формируется достаточно поздно.

Запоминают способы выполнения задания и используют их при выполнении схожих заданий.

Требуют объяснения инструкции при каждом подходе к выполнению задания.

Эмоции разноплановые.

Эмоции бедные.

Не психически инертны.

В целом психически не активны.

Лечение сенсорной алалии

При сенсорной алалии проводится как коррекционная работа с логопедом, так и медикаментозная терапия, физиолечение. Детей отправляют в специальные санатории, методические учебные центры.

В дошкольных общеобразовательных заведениях проводится коррекция речевого восприятия, разрабатывается мелкая моторика рук, письмо. Проводятся как занятия в группах, так и индивидуальные беседы.

Физиолечение включает использование лазеротерапии, электрофореза, магнитотерапии. Показана также акупунктура как с помощью токов, так и иглорефлексотерапия.

Логопедическая работа направлена на улучшение артикуляции при помощи специальных упражнений и массажа, обогащение используемого словаря, построение предложений. Письменные навыки и изучение алфавита способствуют улучшению понимания слов и фраз людей. Поэтому рекомендуется обучать таких малышей грамоте как можно раньше.

Следует помнить, что с детьми необходимо общаться максимально четкими и понятными фразами, не допускать «сюсюкания», так как это препятствует их нормальному развитию.

По назначению врача принимают медикаменты, улучшающие мозговую деятельность: Глицин, Биотредин, Глутамевит, Пантогам. Назначают витаминные комплексы: Мильгамма, Нейромультивит, Нейровитан.

Диагностика

задача логопеда
Общая картина:

https://youtube.com/watch?v=LRkHC38TAao

Кабинет невролога:

Тесты помогут диагностировать сенсомоторную алалию

  1. Ребенок знает свое имя?
  2. Знает свой возраст?
  3. Откликается или хотя бы понимает, когда вы зовете его?
  4. Уже начал говорить (не звуки, а простые слова: дай, мама, папа)?
  5. Знает значение большего количества слов, чем может произнести?
  6. Иногда есть ощущение, что ребенок глухой?
  7. Иногда повторяет заданный вопрос вместо ответа?
  8. Иногда возникает бессвязная речь с использованием повторяющихся звуков/слогов?
  9. Умеет просить или молчит, когда что-то нужно?
  10. Хотя бы иногда использует указательный жест?
  11. Смотрит вам в глаза, когда общаетесь, играете с ним, переодеваете?
  12. Может сесть на колени, не избегает тактильного контакта?
  13. Умеет самостоятельно принимать пищу (некоторые продукты)?
  14. Не противится общению с ровесниками (хотя бы некоторыми)?
  15. С вашей помощью или самостоятельно уверенно шагает по лестнице (не подворачивает ноги, чувствует опору)?
  16. Не против пройтись пешком?
  17. Довольно энергичен (нет впечатления, что устает слишком быстро)?
  18. Просит прочитать сказку?
  19. Есть предпочтения в книгах?
  20. Положительно относится к музыке (любой жанр)?
  21. Умеет собирать пирамидку?
  22. Умеет сортировать предметы по цвету и другим признакам?
  23. Умеет бегать?
  24. Может перешагнуть через препятствие (игрушка, фантик) или теряется?
  25. Может интуитивно понять, как использовать предмет, хотя ребенка этому еще не учили?
  26. Может сопоставить 2 детали пазла?
  27. Пробует ловить мяч или играет в другие подвижные игры?
  28. Пытается рисовать?
  29. Пробует самостоятельно одеваться?
  30. Когда видит знакомые предметы на картинках, может назвать их?
  31. Полноценно играет с игрушками (обычно не использует куклу, как подставку, машинку не разбирает на части, чтобы рассматривать, молотком стучит не по гирлянде, а по гвоздю)?

Слайд 21Глаголы ( с демонстрацией действий и привлечением предметно-окружающей среды) :-на,

возьми, возьму, беру, берёт, возьмём, не возьму; дай, дам, даю,

дайте, даёт, не дам, иди, иду, идёт, идём, пойду; купи, купите, купим, покупает, не купим; пой, пойте, поём, поёт, поют, пою, не пою; сиди, сидим, сижу; ем, не ем, едим, едят ; найди, найду, нашел, найдите, не нашел; надень, наденьте, надену; моет, мою, моем; еду, едет, едем; несу, несём, несёт…………………………Отрабатываем подходящие по звуковому составу формы лица, числа, наклонений, настоящего времени, составляем сочетания (сижу на стуле) и фразы(мама купит машинку).Местоимения и местоимённые прилагательные(с жестовым показом)Я, ты, он, она, мой, моё, моя, твой, твоя, твоё, мы, они, мои, наши.Вопросительные и указательные слова(с жестовым сопровождением)Кто, кому, куда, где, вот, вон там, эта, этот, эти, какой?

Как лечить алалию, избавиться от алалии, как лечить моторную и сенсорную алалию?

Сарклиник знает, как лечить алалию, как вылечить недоразвитие речи, алалию у детей раннего, дошкольного, школьного возраста, как избавиться от алалии в Саратове! Опытный врач подскажет выход из тяжелой алалии! Эффективные методы лечения помогли избавиться от алалии многим нашим пациентам. Эффективное лечение алалии, занятия дают отличные результаты, развивают познавательную деятельность, формируют звуковой и морфологический анализ, восстанавливают смысловую стороны речи. Специальные инновационные методики активизируют речевые центры головного мозга Вернике и Брока, ассоциативные речевые зоны, что позволяет улучшить понимание речи, звукопроизношение и дикцию, увеличить словарный запас. 

На сайте sarclinic.ru Вы можете задать вопрос доктору и получить краткий ответ по лечению алалии.

На первой консультации в сарклиник Вы можете получить информацию по лечению болезни алалия и следующим вопросам. Что такое экспрессивная алалия у детей? Нужна ли логопедическая работа при алалии (логопед, логопедия)? Что такое психологическая оптическая сенсорно моторная (сенсомоторная) алалия? Чем опасна афферентная эксперссивная или экспрессивная алалия? Какие особенности и прогноз детей с речевыми расстройствами и нарушениями? Что такое афазия, онр, дизартрия, аутизм, дислалия?

Информация о лечении в Сарклиник:

Что делать, если ребенок не говорит?

Запись на консультации. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Текст, фото 1, 3, 4: sarclinic. Фото 2: Stephaniefrey | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru. Люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

Причины развития сенсомоторной алалии у детей

Нарушения, которые могут привести к развитию этого заболевания, нередко возникают еще в период внутриутробного развития плода. Это происходит на этапах формирования мозга. Неверное развитие речевых центров у маленьких детей происходит в результате влияния многих факторов. Вот только некоторые из них:

  1. Между ребенком и матерью есть резус-конфликт.
  2. Преждевременные роды, появление глубоко недоношенного ребенка.
  3. Влияние различных внутриутробных инфекций.
  4. Получение грудничком родовой травмы.
  5. Гипоксия плода, асфиксия в результате обматывания шеи пуповиной.
  6. Недостаточность развития плаценты.
  7. Всевозможные угрозы в процессе вынашивания ребенка матерью.

Повлиять на появление проблемы еще в период беременности могут:

  • вредные привычки у матери;
  • ведение неправильного образа жизни (особенно в первом триместре);
  • сильный токсикоз;
  • гестоз;
  • получение физических травм матерью в результате падения и не только.

В раннем детстве алалия может развиться по причине перенесения малышом гнойного менингита, краснухи, энцефалита и ряда других сложных болезней. Также проблемы с развитием речи могут стать следствием черепно-мозговой травмы. Спровоцировать болезнь способны наследственный фактор или перенесенный общий наркоз.

Дети, у которых диагностирована сенсомоторная алалия, постоянно пребывают в зоне риска. Это связано с тем, что у таких малышей чаще развиваются эндокринные заболевания, рахит, различные пневмонии, они больше подвержены острым респираторно-вирусным инфекциям.

В отдельных случаях смешанные формы алалии становятся следствием серьезной педагогической запущенности

Такое нередко происходит в семьях, где со стороны родителей и других членов семьи к ребенку не проявляется внимание: с ним практически не общаются и никак не занимаются. Дефект редко появляется у детей в проблемных семьях, где подрастают старшие братики и сестрички

Диагноз сенсомоторной алалии можно поставить ребенку в возрасте от 2-х лет. В этот период дети, как правило, уже достаточно хорошо понимают, что им говорят окружающие, могут самостоятельно произносить отдельные несложные слова.

Логопедическая коррекция

В процессе занятий развивается речь ребенка с сенсорной алалией. Сначала малыша обучают соотносить звуки и слова с предметами. Комплекс упражнений включает проработку мелкой моторики и фонематического слуха.

Если есть сенсорная алалия коррекционная работа включает такие этапы:

  • остановка беспорядочных речевых потоков и способность к анализу речи;
  • формирование речевого слуха с помощью игр и упражнений. В процессе занятий ребенок учится различать звуки;
  • обучение грамоте с четырех лет.

Основа коррекции – это применение раздражителей. Изображения на картинках демонстрируются и озвучиваются.

Симптомы сенсорной алалии

Сенсорный алалик — вовсе не молчун. У детей присутствует активная — иногда даже чрезмерно — экспрессивная речь. Однако при этом они абсолютно не критичны к своим высказываниям, не понимая сами, что именно они говорят.

Характерные особенности сенсорной алалии:

  • Неосмысленное повторение часто слышимых фраз — эхолалия. Ребенок может настойчиво повторять рекламные слоганы, слова героев мультфильмов и т. д. Иногда речь может казаться осмысленной, в том случае, если ребенок вместе ответа повторяет последнее услышанное слово. Но стоит изменить фразу, и результата уже не будет.
  • Частое смешение слов, слогов и фраз, использование выдуманных слов — так называемая логорея — еще один характерный симптом сенсорной алалии.
  • Слух при этом в большей части случаев (порядка 70%) остается сохранным. Однако отмечается неустойчивость слухового внимания. Кроме того, многие алалики страдают гиперакузией — повышенной чувствительностью к некоторым звукам.
  • Фонематическое восприятие речи нарушено. То есть у ребенка «не работает» цепочка, по которой слуховое возбуждение передается в структуры мозга, связанные в речью.
  • Присутствуют и некоторые нарушения памяти. Для того, чтобы запомнить слово или фразу, алалику требуется довольно много повторений.

Итак, речь при сенсорной алалии отсутствует не потому, что у ребенка имеются нарушения слухового или речевого, артикуляционного аппаратов, а в связи с невозможностью образовать связь между звучанием слова и предметом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: