Проблемы развития речи у детей: осмысление причин и пути решения

Разграничение диагнозов

Под расстройством экспрессивной речи принято понимать несколько возможных болезней. Они идут под шифром F80.1. В первую очередь – это собственно задержка речевого развития (ЗРР). Выражается в отсутствии речи или ее недостаточном уровне.

Следующее – моторная алалия. Это тяжелое нарушение, которое нельзя путать с ЗРР. При нем поражены конкретные участки коры мозга и это видно на МРТ. В случае ЗРР речь идет о незрелости нервной системы, но она успешно преодолевается и в какой-то мере частично устраняется сама.

Еще один диагноз, который входит в данную группу – это афазия, то есть распад речи. Он происходит из-за инсульта, травм головы и тяжелых болезней (опухолей, менингита). У детей такое нарушение редко выявляется. Оно может появиться только ближе к школьному возрасту. Такое нарушение тоже будет видно на МРТ, так как страдает кора мозга.

Не всегда легко отделить мутизм от задержки. Для данной проблемы характерно нормальное развитие речи, но полное нежелание ее использовать. Происходит это по разным психологическим причинам. Чаще всего ребенок согласен общаться только с определенными людьми, например, с воспитателем. Он не пользуется указательным жестом.

Обязательно исключают нарушения слуха, интеллектуальной сферы. При данных нарушениях речь может ограничиваться простыми подражаниями или полностью отсутствовать.

Некоторые специалисты ставят диагноз ЗПРР – задержку психоречевого развития. По мнению неврологов, такого понятия не существует. У ребенка должна быть либо ЗРР, либо задержка психического развития (ЗПР).

Дисграфия, возникающая при нарушении процессов анализа и синтеза

Данный вариант встречается довольно часто, поэтому родителям нужно обратить внимание, если ребенок регулярно повторяет ошибки такого рода:

  • меняются местами слоги и отдельные или же опускаются вовсе («кукла» — «кулка», «кука» и т.д.;
  • слова не дописываются до конца;
  • в словах появляются дополнительные буквы (« машина» — «маашина»);
  • предлоги написаны слитно со словами, а приставки, наоборот, отдельно;
  • в словах перепутаны отдельные слоги из соседних слов.

Повторим, здесь дело отнюдь не в том, что ребенок не достаточно старается или недостаточно усердно делает уроки. Проблемы дисграфии имеют более глубокие корни. Ребенку обязательно требуется помощь логопеда.

Верная диагностика состояния и своевременные коррекционные меры способны исправить ситуацию и добавить положительных оценок в дневник и мотивации к учебе.

Методы обучения письму детей с ЗПР

Дисграфия – это специфическое частичное нарушение навыка письма, при котором ребенок использует аграмматизмы, слова пишет сдельно, искажает звуко-слоговую структуру слова, заменяет или искажает буквы.

При диагнозе ЗПР наблюдаются нарушенные двигательные, зрительные и слуховые анализаторы, следовательно, овладеть навыками правильного и быстрого письма намного сложнее, чем ребенку без особенностей. Распознать проблему можно с самого начала:

  • не дописываются буквы;
  • нет заглавной буквы, знаков препинания, пробелов;
  • почерк неразборчивый;
  • на слух тексты не воспринимаются (диктанты всегда с грубыми грамматическими ошибками).

Существуют следующие типы дисграфии при ЗПР:

  1. Артикуляторно-акустическая – как произносит, так и пишет.
  2. Акустическая – замена фонем и звуков близкими по написанию и не восприятие мягкости звуков.
  3. Нарушение языкового анализа и синтеза – в письме пропускаются или переставляются целые слоги, слова не дописываются, добавляются лишние слоги или буквы, написание в одном слове сразу 2-3.
  4. Аграмматическая – письмо вне всяких правил грамматики – «солнечные день», «красивый кукла». Ребенку сложно овладеть знаниями о числах, родах, падежах.
  5. Оптическая – нарушение зрительного анализа и синтеза, иными словами сложно улавливать графические отличия букв, как результат: недописанные буквы, лишние элементы, пропуски соединений, зеркальное написание и прочее.

Статья в тему: Программа обучения детей с тяжелыми нарушениями речи

Письмо — виды нарушений и их особенности

Овладеть письмом — вторая сложная задача, стоящая перед школьником. Это умение для мозга представляет обратный чтению процесс, когда звуки преобразовываются в графические символы. Возникающие при этом искажения приводят к тому, что графический образ буквы воспроизводится неправильно. Аграфия — нарушение письма — проявляется в разных формах:

  1. Моторная эфферентная аграфия — выражается в затруднении при написании букв и слов. Пишущий пропускает буквы, особенно в наборе из нескольких последовательных согласных, пытается помочь себе (часто безрезультатно) проговариванием слова вслух. Проявляется этот вид аграфии во время письма под диктовку или от себя.
  2. Моторная афферентная аграфия — это дефект, при котором мозг неспособен точно распознать произнесенный звук, то есть однозначно воспринять набор движений артикуляционного аппарата при его произнесении. И это становится причиной ошибок в произнесении или написании звука.
  3. При оптической аграфии графическое изображение звука вспоминается с трудом. Ребенок при написании заменяет необходимую букву другими, схожими с ней визуально.
  4. Сенсорная аграфия — это нарушение восприятия и распознавания звуков родного языка.

Сила проявлений описанных симптомов может быть разной, но однозначно характеризует степень отклонений в речевом развитии. Искажения, возникающие при освоении любого речевого навыка, вплетаются в смежные, затрудняя весь процесс обучения.

Трудности с чтением и письмом неминуемо приводят к затруднению усвоения новых знаний, а отсюда — к пробелам в образовании. Однако не всегда сложности в освоении базовых для школьника навыков связаны с речевой дисфункцией. Неполное понимание прочитанного материала может также вызвать трудности в чтении. Здесь причиной может быть и недостаточно развитая внимательность. Выяснить истинную природу описанных выше проблем помогут специалисты Центра. Точная постановка диагноза, привлечение к работе команды высококлассных врачей и правильно выстроенная стратегия лечения и занятий с ребенком дадут гарантированно положительный и устойчивый результат. В этом за более чем десятилетие работы Центра убедились многие клиенты, сумевшие справиться с проблемами детского речевого развития.

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

Каковы признаки проблем с речью у детей?
Признаки проблем с речью у детей могут включать в себя трудности с произношением слов, ограниченный словарный запас для их возраста, проблемы с построением предложений и трудности с пониманием или выполнением инструкций

Важно обратиться к логопеду, если вы заметили постоянные проблемы в развитии речи вашего ребенка.

Могут ли проблемы с речью у детей быть генетическими?
Да, проблемы с речью у детей могут иметь генетическую составляющую. Некоторые дети могут быть более восприимчивы к речевым и языковым трудностям из-за унаследованных факторов

Тем не менее, факторы окружающей среды и развития также играют значительную роль.

В каком возрасте я должен беспокоиться о развитии речи моего ребенка?
Если ваш ребенок не достигает типичных речевых и языковых вех, рекомендуется проконсультироваться с логопедом для оценки. Раннее вмешательство может иметь решающее значение для эффективного решения проблем развития речи.

Как родители могут поддержать развитие речи ребенка в домашних условиях?
Родители могут поддерживать развитие речи своего ребенка, участвуя в интерактивных и стимулирующих занятиях, таких как совместное чтение книг, участие в беседах и игра в языковые игры. Ключевым моментом является создание благоприятной и вдохновляющей среды.

Какова роль логопеда в решении проблем развития речи?
Логопедия играет жизненно важную роль в решении проблем развития речи у детей. Логопеды используют различные методы, упражнения и вмешательства, адаптированные к конкретным потребностям каждого ребенка. Терапевтические сеансы направлены на улучшение звуков речи, языковых навыков, беглости речи, качества голоса и практических языковых способностей.

Через какое время после логопеда наступает улучшение?
Продолжительность логопедической терапии и скорость улучшения варьируются в зависимости от характера и серьезности проблемы развития речи, индивидуального прогресса ребенка и последовательности терапии. Очень важно сохранять терпение и поддерживать регулярную связь с логопедом, чтобы эффективно отслеживать прогресс.

Заключение

Проблемы речевого развития у детей могут существенно повлиять на их повседневную жизнь и общее самочувствие. Понимая различные проблемы, с которыми дети могут столкнуться в артикуляции, языке, беглости, голосе и прагматическом языке, мы можем предпринять активные шаги для поддержки их речевого развития. Раннее выявление, вмешательство и сотрудничество с речевыми патологами играют решающую роль в том, чтобы помочь детям преодолеть эти препятствия и полностью раскрыть свой коммуникативный потенциал. Помните, что каждый ребенок уникален, и при надлежащей поддержке и ресурсах он может преуспеть в развитии речи.

Методики развития речи

Упражнения для развития нейродинамики

Выше мы писали, что увеличение объёмов чтения и письма, постоянное переписывание текстов, да и занятия с прописями только усугубляют ситуацию с обучением. Так происходит потому, что у ребёнка в мозге сформированы определённые нейронные связи, то есть уже существует  чёткая нейронная сеть, которая и определяет качество навыков и умений человека, в нашем случае – навыков чтения и письма.

Для выполнения коррекции письма и чтения необходимо, в первую очередь, прекратить использовать старые нейронные связи. Другими словами, их нужно сначала разрушить, а потом сформировать новые нейронные связи, то есть правильную нейродинамику.

И для этого как раз не нужно писать и читать, так как это будет только закреплять уже имеющиеся неправильные навыки!

И для формирования такой нейродинамики нужны специальные упражнения.

Характерные особенности детей

Занятия с детьми с речевыми нарушениями нужно начинать как можно раньше. Проводит их логопед. Для лучшего построения работы необходимо учитывать все особенности нарушения.

У детей с ЗРР отмечаются следующие особенности:

  • низкий уровень внимания;
  • ограниченная слуховая память;
  • сниженный познавательный интерес.

Смысловая часть мышления и логическая обычно в норме, но выполнение инструкции из 3-4 ступеней затрудненно. Может меняться последовательность или происходить потеря определенных элементов.

Могут отмечаться некритичные нарушения двигательной сферы. Такие дети неловкие, медленные и плохо выполняют сложную последовательность действий.

При отсутствии своевременного лечения и коррекционной помощи происходит вторичное нарушение интеллекта. Чем позже появится логопед в жизни ребенка, тем сложнее будет компенсировать дефект.

Обязательно используется медицинское и психологическое сопровождение

Грамотный невролог поможет скорректировать работу нервной системы, а психолог будет развивать психические функции, такие как память, мышление, внимание

Конкретное описание проблем ребенка позволит грамотно выстроить действия специалистов.

Методика Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе

На программе коррекции дислексии и других трудностей в чтении и письме у детей «Успешный старт» предлагается на 7 дней полностью отказаться от чтения и письма. Это нужно для того, чтобы мозг забыл старые нейронные связи и начал формировать новые. Самое ценное в этом забывании то, что ребёнок одновременно со старыми навыками забывает и те эмоции и переживания, которые были вызваны трудностями в чтении и письме.

И лучшее упражнение для формирования правильной нейродинамики – графокоррекция, благодаря которой ребёнок учится держать строчку, вести её слева направо и сверху вниз. Это упражнение меняет работу мозговых ритмов, благодаря чему улучшается почерк, повышается грамотность письма, чтение становится более беглым и осмысленным, а речь – более глубокой и насыщенной.

Графокоррекция позволяет произвести не только коррекцию навыков чтения и письма. Она помогает повысить самооценку, преодолеть расстройства моторно-двигательных функций, гиперактивность, повысить уровень самоконтроля и психоэмоциональной устойчивости.

Дополнительно для формирования правильной нейродинамики рекомендуется выполнять специальные физические упражнения, которые направлены на стимуляцию работы мозга, в частности, мозжечка, и обеспечение доминации левого полушария мозга.

В итоге после формирования правильной нейродинамики у детей не только улучшаются навыки чтения и письма, но и повышается интерес к учёбе, так как они начинают понимать, о чём они читают и что пишут.

Таким образом, без уроков чтения и письма дети могут обрести способность вслух читать и грамотно писать, ведь проблема решается с помощью правильно сформированной нейродинамики!

Общие советы для родителей детей с дислексией

Главное, дорогие родители, наберитесь терпения и относитесь к своему ребенку с пониманием. Не ругайте, не упрекайте и не давите. Он должен чувствовать, что вы на его стороне.

Примите ситуацию как факт и начните действовать. Кроме самостоятельных занятий дома, обязательно сводите ребенка к психологу, психотерапевту и логопеду. Врачи проведут специальные тесты, и определять форму и степень тяжести дислексии.

А если у вас нет такой возможности или вам некогда заниматься с ребенком самостоятельно, попробуйте уроки по чтению в нашей онлайн-школе. 90% успеха в борьбе с дислексией и в обучении зависит от преподавателей.

Специальная методика, увлекательный формат занятий и опытные терпеливые педагоги помогут вашему ребенку научиться читать правильно, быстро и осознанно. Ваш ребенок полюбит чтение всей душой, и не будет отставать по учебе от своих сверстников.

Почему наша методика работает? Потому что за время работы с разными детьми по всему миру мы не только научились смотреть на мир их глазами, но и научились думать, как они.

Хотите посмотреть, как все происходит? Запишитесь к нам на бесплатный пробный урок! Также предлагаем посмотреть материалы нашего вебинара по раннему обучению чтению.

Терпения вам и успехов!

Результаты изучения курса

Способность осуществлять (сопровождать) образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей детей с дислексией и дисграфией.

Способность к разработке, рациональному выбору и реализации адаптированных образовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов для детей с трудностями в обучении.

Способность к координации действий психолого-педагогической службы и семьи в процессе преодоления нарушений чтения и письма у школьников.

Овладение современными представлениями о причинах и механизмах нарушений чтения и письма в детском возрасте.

Готовность к осуществлению психолого-педагогического анализа школьных трудностей.

Знание форм, методов и условий организации психолого-педагогического сопровождения учащихся с нарушениями чтения и письма.

Владение традиционными и инновационными методиками преодоления разных форм дислексии и дисграфии.

Основные причины

Детский возраст чувствителен к разного рода воздействиям. Тяжелая беременность, роды, болезни и травмы головы негативно скажутся на его развитии.

В последние годы количество детей с подобными патологиями только растет. Связывают специалисты это с разными причинами. Некоторые считают, что ухудшение экологической обстановки играет роль. Другие выделяют основные факторы риска:

  • хронические болезни отца и матери;
  • возраст рожениц;
  • вредные привычки (алкоголь, наркотики, курение);
  • травмы в родах.

Еще выделяют, так называемые факторы социального характера. Увеличение количества смартфонов, планшетов, круглосуточное телевидение

Множество мультфильмов и игр для детей с рекламой легко завлекают внимание малыша. Поэтому у них теряется необходимость изучать внешний мир и взаимодействовать с ним

Во множестве мультфильмов преобладают кислотные краски, визгливые механические голоса – все это быстро овладевает ребенком и его вниманием. После чего обычная речь взрослого его мало интересует

При общении с другими детьми и взрослым он смотрит на лицо и бессознательно пытается повторить движения органов артикуляции. Без такого визуального контакта ему сложно будут даваться звуки.

Методы обучения чтению детей с ЗПР

Чтение – это сложного типа психофизический процесс, основной задачей которого является расшифровка и понимание письменного сообщения. В этом процессе участвуют речеслуховой, речедвигательный и зрительный анализаторы.

Обучение с помощью азбуки и отдельных букв

Сегодня существует множество методик развития навыков чтения, которые направлены на:

  • развитие умения выделять смысл текста;
  • развитие навыков правильного чтения: проговаривание слов целиком, без «заглатывания» окончаний и искажений слогов и звуков;
  • распознавание знаков препинания и умение их интонировать;
  • увеличение скорости чтения.

Иными словами, работа ведется в двух направлениях: понимание прочитанного и технику чтения. И работа эта производится в четыре этапа:

  1. Графическое восприятие буквы.
  2. Понимание понятия «слог» и развитие навыка слогового чтения.
  3. Внятное чтение словами целиком.
  4. Чтение предложениями и понимание прочитанного.

Необходимо развить способность у ребенка познавать новое.

Дислексия – это нарушение способности овладения навыкам письма и чтения при сохраненной способности познавать новое. Выделяются следующие ее виды:

  • Семантическая – характеризуется недоразвитым звуковым синтезом и нечеткостью понимания синтаксический связей в предложениях. У детей с ЗПР не в полной мере сформирована способность воспринимать слова, разделенные на слоги, восстанавливать и синтезировать их.
  • Аграмматическая – искажаются префиксы, суффиксы, окончания, заменяются морфемы.
  • Фонематическая – чаще всего дети с диагнозом ЗПР сложно воспринимают мягкие и твердые, глухие и звонкие пары звуков, в процессе чтения переставляются звуки, «проглатываются» окончания, пропускаются или добавляются звуки.
  • Оптическая – у ребенка нарушена функция оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза. Детям сложно конструировать изображение, найти различия или сходства, обычно возникают проблемы восприятия в чтении следующих букв: У-Ч, Ж-К, Х-К, Р-Ь, В-З, Д-Л, Т-Г.
  • Мнестическая – отсутствует навык устанавливать связь между изображением буквы и ее звуком, ребенок попросту не запоминает, каким звуком сопровождается та или иная буква.

Лечение ЗРР посредством упражнений.

Дислексия

Если у вашего ребенка есть сложности с обучением чтению, возможно, у него дислексия.

Для нее характерны:

  • неправильно читаются буквы в словах (слияние с последующими/предыдущими, «проглатывание», замены);
  • ударения ставятся не в том месте;
  • слово не дочитывается до конца.
  • в процессе чтения пропускаются или переставляются слова, теряются строки, затруднен переход с одной строчки на другую.

Как правило, дислексия, связана с нарушением речевого слуха. Ребенку трудно различать близкие по произношению звуки. Важными факторами являются также достаточная развитость способности к анализу и синтезу, удержанию внимания и точности восприятия.

Классификация речевых нарушений

Нарушения беглости речи, заикание

Нарушения беглости связаны с нарушением потока речи. Наиболее распространенным нарушением беглости речи является заикание, характеризующееся повторяющимися или продолжительными звуками, слогами или словами. Эти сбои могут привести к разочарованию и беспокойству у детей, борющихся с нарушениями беглости речи.

Лечение нарушений беглости речи и заикания

Методы логопедии, такие как контролируемые дыхательные упражнения, замедление скорости речи и стратегии десенсибилизации, могут помочь детям справиться с трудностями беглой речи и уменьшить их. Поддерживающая среда и создание уверенности в общении также играют жизненно важную роль.

Прагматические языковые трудности

Прагматические языковые трудности связаны с проблемами эффективного использования языка в социальных контекстах. Дети с этими трудностями могут испытывать трудности с очередностью, поддержанием зрительного контакта, пониманием невербальных сигналов и использованием языка, подходящего для различных ситуаций.

Стратегии улучшения прагматических языковых навыков

Логопеды используют такие стратегии, как обучение социальным навыкам, ролевые игры и подробные инструкции, чтобы помочь детям с прагматическими языковыми трудностями развить эффективные коммуникативные навыки.

Курс разработан 13 специалистами высшей школы России и США по инициативе Ассоциации родителей и детей с дислексией на базе Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина

Черниговская Татьяна Владимировна

Заведующая лабораторией когнитивных исследований Санкт-Петербургского государственного университета, доктор биологических наук, профессор

Безруких Марьяна Михайловна

Директор Института возрастной физиологии Российской академии образования, научный руководитель лаборатории возрастной психофизиологии, доктор биологических наук, академик Российской академии образования, профессор, лауреат премии Президента РФ в области образования

Ахутина Татьяна Васильевна 

Главный научный сотрудник лаборатории нейропсихологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, доктор психологических наук, профессор

Ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, доктор педагогических наук, профессор 

Григоренко Елена Леонидовна

Руководитель лаборатории междисциплинарных исследований развития человека СПбГУ, профессор Йельского университета, профессор медицинской школы Бейлора, заслуженный профессор психологии Хьюстонского университета, глава экспертного совета фонда «Выход»

Корнев Александр Николаевич 

Заведующий кафедрой логопатологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического университета Минздрава РФ, доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, профессор

Кулибина Наталья Владимировна

Начальник научно-методического отдела Управления инновационной деятельности и непрерывного образования Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, профессор, доктор педагогических наук 

Алмазова Анна Алексеевна

И.о. директора Института детства, доцент, заведующая кафедрой логопедии Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук

Лагутина Анастасия Владимировна

Доцент кафедры логопедии Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук

Старший методист Городского методического центра Департамента образования города Москвы

Доцент кафедры адаптивного образования Академии социального управления, кандидат педагогических наук

Доцент кафедры логопедии Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук

Прищепова Ирина Владимировна

Доцент кафедры логопедии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, кандидат педагогических наук

Нормы чтения для детей с ЗПР

По окончанию начальной школы ребенок с ЗПР должен иметь навык чтения от 70 до 80 слов в минуту. Но при этом текст выбирается простой, без сложных по произношению слов, в предложениях не более 8 слов. Допускаются незначительные ошибки в произношении. По итогу прочтения ребенок должен в нескольких словах описать суть текста, определить главных героев.

Совместное чтение становится интересным.

В копилке ребенка по окончанию 4-го класса должно быть как минимум 12 выученных наизусть стихотворений. Он должен спокойно читать скороговорки и обладать достаточным словарным запасом, чтобы выразить свою мысль развернуто.
Также проверяется художественное чтение на усвоение навыка определения и трактовки знаков препинания.

Статья в тему: Развитие речи у детей с ЗПР

Определение нейродинамики

В первую очередь о неправильно сформированной нейродинамике будут свидетельствовать устойчивые трудности овладения чтением и письмом:

  • Низкая скорость чтения при общем плохом его качестве.
  • Чтение слов или даже предложений справа налево, написание цифр и букв снизу вверх. При рисовании также линии идут снизу вверх и справа налево.
  • Частые пропуски букв на письме, общая низкая грамотность.
  • Перестановка букв и слогов местами на письме и во время чтения.
  • Непонимание смысла прочитанного текста.
  • Отставание за темпом чтения и письма в классе.

Почему так происходит? Потому что при неправильно сформированной (низкой) нейродинамике мозг просто не способен контролировать движения глаз и рук, он не может синхронизировать их работу. В результате мозгу приходится затрачивать колоссальные усилия, чтобы хоть немного сфокусироваться на строчке текста или письма. Естественно, что в таких условиях возникают серьёзные трудности при формировании навыков чтения и письма.

Более того, неправильно сформированная нейродинамика может привести к снижению когнитивных способностей: внимания, памяти, также понимания прочитанного или написанного.

Из-за постоянных микроконфликтов в работе полушарий мозга по причине неправильно сформированной нейродинамики ребёнок со временем может начать постоянно пребывать в неустойчивом психоэмоциональном состоянии. Такие дети очень раздражительны, часто говорят на повышенных тонах. Они даже могут испытывать сильные головные боли, когда начинают читать.

Примерный план работы

В основе нарушения лежат проблемы со всеми частями речи

Поэтому на первом этапе важно не только отрабатывать звукопроизношение, но и вызывать любую ответную речь. Даже в виде элементарных звукоподражаний

Обязательно развивают восприятие ребенка. Для этого его знакомят с разными материалами. Например, дают перебирать крупу, бусы, песок.  Можно показывать фрукты и овощи, предлагая их понюхать, потрогать, попробовать.

Чем больше впечатлений будет в жизни малыша, тем лучше. Главное, не перестараться. Чрезмерные эмоции провоцируют заикание.

На первом этапе задача логопеда вызвать желание контактировать и взаимодействовать. Для этого используют пальчиковый театр, игрушки и простые звукоподражания, по типу «Кто что говорит?».

В тяжелых случаях дети не пользуются указательным жестом. В таком случае насильно берут руку, складывают пальцы и указательным показывают на игрушку или картинку.

Хорошо зарекомендовала себя методика Новиковой-Иванцовой. Она основана на пении гласных звуков. При моторной алалии детям порой сложно сделать определенный уклад органов артикуляции. В таком случае его делают насильственно. Взрослый своими пальцами складывает губы и двигает челюстью ребенка.

Не стоит бояться плача или других отрицательных эмоций. Это нормальная реакция из-за незрелости коры мозга.

После того как удается получить первые слова, необходимо пытаться строить фразы. Например, показывая картинку и говоря: «Мама, иди». Обязательно добиваются не только воспроизведения фразы, но и понимания сказанного.

Ребенок должен уметь соотносить образ и фразу. Только тогда его речь будет развиваться. Обязательно ведется работа по отработке звукопроизношения. Для начала работают над звуками раннего онтогенеза: гласные, заднеязычные («К», «Г», «Х» и мягкие пары), губные («В», «Ф» и другие).

Обязательно проводится артикуляционная гимнастика перед зеркалом. С первых занятий логопед приучает ребенка контролировать себя. Только после этого получится добиться результатов.

Коррекционная работа по устранению расстройства экспрессивной речи длится 2-3 года. В тяжелых случаях требуется до пяти лет. Нужна помощь и родителей, так как только они способны проводить занятия каждый день и выполнять с ребенком домашние задания.

Иногда в школьном возрасте могут наблюдаться сложности с письмом и чтением, которые выражаются в специфичных ошибках. В таком случае поможет логопед.

Курс для специалистов

  • Получить современные представления о причинах и механизмах нарушений чтения и письма в детском возрасте
  • Осуществлять психолого-педагогический анализ школьных трудностей
  • Узнать как организовано психолого-педагогическое сопровождение учащихся и получить помощь
  • Разрабатывать, выбирать и реализовывать адаптированные образовательные программы и индивидуальные образовательные маршруты для детей с трудностями обучения
  • Осуществлять (сопровождать) образовательно-коррекционный процесс
  • Овладеть традиционными и инновационными методиками преодоления разных форм дислексии и дисграфии

Возможные последствия

Расстройства экспрессивной речи благополучно преодолеваются. При своевременной ранней помощи большинство детей идет в обычную школу, и не испытывает проблем с обучением. Небольшой процент может сложнее осваивать чтение и письмо.

Родители уверены, что лечить подобное нарушение не стоит, так как все наладится само. Это опасное заблуждение! При задержке, ребенок заговорит, но у него будет неидеальная речь.

Родители полагают, что достаточно поместить ребенка к говорящим сверстникам, все наладится. Тоже опасное заблуждение. У детей с расстройством подобного типа быстро формируется негативизм, так как другие дети их не понимают и быстро исключают из игр.

Поэтому, если в три года ребенок не говорит, самое время обратиться к специалистам.

https://youtube.com/watch?v=jLIebxb4AnE

Нормы развития речи в 3 года

Для ориентирования в степени развития речи родителям можно ориентироваться на примерные таблицы
нормального развития речи ребенка.

Таблица нормального развития речи
Возраст Форма речи
1 — 2 мес Крик, с помощью которого выражает радость либо раздражение
2 — 3 мес Появляется гуление, попытки произносить первые простые слоги
4 — 5 мес Попытки повторения слов за взрослым
6 мес — 1,2 года Произношение первых слов, состоящих из простых слогов (ма-ма, ба-ба, ки-са…)
1,6 — 2,2 года Объединяет по 2-4 слова в предложения
1,9 — 2,6 года Начинается период вопроса: «что это?»
2,4 — 3,6 года Пытается строить предложения с использованием чисел
2,6 — 4 года Активно разговаривает, общается с игрушками и может рассказать о себе (чем занимается…)
Таблица необходимого словарного запаса
Возраст Количество слов
1 год 9 слов
1,5 года 39-100 слов
2 года 200-400 слов
3 года 1000-1100 слов
4 года 1600-1926 слов

Так в возрасте трех с половиной лет ребёнок часто знает и умеет следующее:

  • Говорит своё имя, фамилию и отчество.
  • Знает имена родственников и друзей.
  • Воспринимает образы и описывает любую увиденную ситуацию
  • Говорит простыми предложениями и постепенно переходит в более сложные.
  • Определяет предметы по группам: сковорода, тарелка, чашка — это посуда; куртка, штаны, футболка — это одежда и т. д.
  • Находит признак предмета: окно белое, стол деревянный, стакан стеклянный и др.
  • Знает действия человека или животного: дядя идёт, кошка сидит, мальчик бежит.
  • Повторяет услышанное.
  • Пересказывает мультфильм или сказку.
  • Говорит не только громко, но и тихо.

В этом возрасте нечёткое произношение, замена шипящих звуков на свистящие («ж» на «з», «ш»
на «с»), а также неумение произносить «л» или «р», считаются допустимыми, и не требуют
корректировки.

Развитие речи у детей особенное и индивидуальное. Одни дети знают меньше слов,
другие — больше. Так что это только ориентиры. Если регулярно заниматься с ребёнком, можно получить
хорошие результаты.

О курсе

Занятия проходят в удобное для вас время на платформе «Образование на русском» на базе Института Русского Языка им. А.С. Пушкина и позволяют обучиться не только теории, но и практике.

Общий объём программы – 72 часа. Из них – 20 часов составляют видеолекции. Сначала вы слушаете видеолекции, изучаете методики, причины и механизмы нарушений чтения и письма в детском возрасте. Затем – оттачиваете полученные знания на практике с помощью тестов, опросников, кейсов и контрольных заданий.  

По окончании курса для специалистов проводится аттестация, при успешном прохождении которой выдаётся сертификат о повышении квалификации государственного образца, подтверждающий участие в программе ИРЯ им. А.С.Пушкина.

2 апреля 2024 года

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: