Задержка психического развития зпр у детей: причины, симптомы, виды, варианты коррекции

Особенности обучения младших школьников с задержкой психического развития

Введение

Число детей с ЗПР из года в год возрастает, ибо возрастают факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания родителей, неблагоприятные экологические ситуации, профессиональная вредность, неполная семья, неблагоприятный психологический климат в семье и в школе, что вызывает трудности обучения детей с задержкой психического развития в начальной школе.

Таким образом, актуальностью данной темы является преодоление трудностей обучения детей с ЗПР в начальной школе.

Проблема: как можно преодолеть трудности обучения детей с ЗПР в начальной школе?

Цель данной работы: разработать рекомендации по преодолению трудностей обучения детей с ЗПР в начальной школе.

Задачи:

  • — изучить теоретические аспекты симптоматики ЗПР у младших школьников, вызывающих трудности в обучении;
  • — проанализировать влияние данных симптомов на особенности обучения ребенка в начальной школе;
  • — выбрать методики исследования, провести исследование и обработать результаты;
  • — разработать рекомендации по преодолению трудностей обучения детей с ЗПР в начальной школе.

Объект исследования: процесс обучения в начальной школе.

Предмет исследования: основные трудности обучения младших школьников с ЗПР.

Гипотеза: преодоление трудностей обучения детей с ЗПР в начальной школе будет эффективно, если выявляются психолого-педагогические причины трудностей обучения в начальной школе и организуется индивидуальная работа с учениками, имеющими ЗПР, направленная на педагогическую коррекцию выявленных причин.

В исследовании использовались методы:

— изучение научных источников, сравнение, наблюдение, тестирование, ранжирование.

Практическая значимость заключается в результатах и выводах.

Особенности детей с задержкой психического развития

У детей с ЗПР практически не страдает интеллектуальное развитие, однако подобное состояние все же затрагивает:

Внимание. Оно становится кратковременным и поверхностным
Ребенок в процессе обучения часто отвлекается, ему бывает сложно сконцентрироваться на конкретной задаче.
Память. Изучаемый материал усваивается избирательно, а ребенок лучше запоминает наглядные образы, нежели слуховые.
Восприятие. У ребенка возможны трудности в процессе формирования зрительных образов

При обучении важно учитывать, что таким детям лучше дается усвоение материала по наглядным пособиям.
Речь. Словарный запас ребенка скудный, возможны нарушения при произношении отдельных звуков

Ребенку с трудом удается выстраивать сложные предложения, поэтому его речь упрощена.
Мышление. При отсутствии помощи взрослых ребенок не способен к абстрактно-логическому мышлению. Ему трудно дается сравнение, возникают сложности с построением своих умственных заключением, а также заключением выводов.
Эмоциональную сферу. Дети с ЗПР часто идут на поводу у сверстников, так как не имеют проявлять инициативу. Также они склонны к резкой смене настроения.

Коррекционные учреждения

В последнее время на базе общеобразовательных школ появляются особенные классы. На освоение начальной и средней ступени выделено 4-5 лет, в зависимости от состояния учеников и их способностей. Чтобы процессы были выстроены максимально эффективно, в один класс могут быть зачислены не более 12 человек. Это позволит специалисту подбирать индивидуальный подход и посвящать каждому подопечному максимальное количество времени.

Важно сочетать учебу и лечение, а также физическую активность ребенка. Таким образом вы сможете укрепить как состояние их здоровья, так и моральную составляющую

Причины возникновения ЗПР у детей

Основными считаются 4 группы причин.

  1. Соматогенная. Проблемы могут быть вызваны различными инфекциями, сопутствующими заболеваниями, приобретенными или врожденными пороками, связанными с развитием соматической системы. Такие дети излишне застенчивы, опасаются лишний раз вступать в контакт со сверстниками, не верят в собственные силы. Нередко взрослые своей чрезмерной опекой сами ограждают детей от взаимодействия с окружающим миром.
  2. Церебрально-органическая. Встречается в разы чаще остальных. Её могут вызвать патологии во время беременности, токсикозы, конфликты резусов и многое другое. Ребенок в этом случае будет незрелым в эмоционально-волевом плане. У него может отсутствовать желание познавать мир и изучать нечто новое. Это связано с недостаточностью нервной системы.
  3. Конституциональная. Оно выражено в инфантилизме, наивности, откровенно примитивных представлениях о людях, предметах и мире в целом. Другими словами, такие дети существенно отстают от ровесников в психическом развитии, оставаясь далеко позади них. Наиболее привычная и понятная им форма общения — это игра.
  4. Психогенная. К его появлению могут привести психические травмы и потрясения, а также неблагоприятная атмосфера в доме, где они воспитываются (например, злоупотребление взрослыми спиртных напитков, агрессия, склонность к употреблению запрещенных веществ и т.д.). Подобного рода состояния заканчиваются нарушениями нервно-физических и психических реакций и функций.

В России около 65% детей рискуют от тех или иных форм ЗПР, что вызывает трудности с их обучением и адаптацией. Что делать и куда отдать ребенка с ЗПР учиться в такой ситуации, разбираемся в этом материале.

Что делать, если ребенок не способен освоить образовательную программу в условиях инклюзии?

В случае появления стойких затруднений в ходе обучения и/или взаимодействия со сверстниками в условиях инклюзии, школьник с ЗПР направляется на повторное обследование в ПМПК с целью уточнения необходимых специальных образовательных условий и выработки рекомендаций родителям по его дальнейшему обучению.

Неспособность ребенка с ЗПР полноценно освоить отдельный предмет в структуре основной образовательной программы не должна служить препятствием для выбора или продолжения освоения варианта 7.1. АООП НОО обучающихся с ЗПР 18. В таком случае для ребенка разрабатывается индивидуальный учебный план, предусматриваются часы на восполнение образовательного дефицита или часы внеурочной деятельности по преодолению неуспешности. Это соответствует традициям отечественной научной школы дефектологии: при выборе образовательного маршрута в спорных ситуациях специалистам следует ориентироваться на потенциальные возможности ребенка, изначально предлагая ему более сложную образовательную среду 19.

Практика показывает, что в настоящее время в массовые классы чаще всего (по разным причинам) попадают дети и с более выраженной задержкой психического развития 20, которым рекомендован вариант 7.2. АООП НОО 21. В этом случае для них необходимо создавать специальные условия обучения, в которых уже на самых ранних его этапах могут быть удовлетворены их особые образовательные потребности 22. В частности, для них должен быть разработан индивидуальный учебный план, по содержанию соответствующий рекомендованному варианту 7.2. АООП НОО, с полным набором курсов коррекционно-развивающей области, но реализуемый в обычные сроки (4 года). Тогда, по крайней мере, для части таких школьников инклюзивная среда станет средой развивающей, то есть соответствующей целям и задачам общего начального образования.

*Исследование выполнено в рамках Государственного задания Минобрнауки РФ № 25.8559.2017/8.9

Причины задержки

Установлены 2 основные группы причин.

Социальные причины:

Отсутствие должного внимание со стороны взрослых, гипоопека.
Отсутствие общения с ровесниками и взрослыми, длительная изолированность от социума.
Недостаточная творческая и мыслительная деятельность.
Гиперопека, в результате которой ребенок не стремиться стать самостоятельным.
Воспитание ребенка авторитарными родителями, которые не учитывают желания и мнение малыша. Наказание ребенка в такой семье зачастую несоизмеримо повинности, в результате чего ребенок становится тревожным и замкнутым, у него развиваются страхи, на фоне чего происходит задержка психического развития.. К биологическим причинам пренатального периода относятся: тяжелое течение беременности, в ходе которой мать перенесла тяжелую инфекцию, травму, а также алкогольную интоксикацию, гипоксия плода, многоводие, недоношенность, тяжелые роды, а также резус-конфликт ребенка и матери

К биологическим причинам пренатального периода относятся: тяжелое течение беременности, в ходе которой мать перенесла тяжелую инфекцию, травму, а также алкогольную интоксикацию, гипоксия плода, многоводие, недоношенность, тяжелые роды, а также резус-конфликт ребенка и матери.

После рождения малыша спровоцировать развитие ЗПР могут следующие причины:

  • Врожденные дефекты речи, нарушение слуха и зрения.
  • Перенесенные соматические заболевания.
  • Патологии со стороны сердечно-сосудистой системы.
  • Поражения головного мозга органического характера.
  • Черепно-мозговые травмы.

Также специалисты не исключают наследственный фактор. В том случае, если одному из родителей в детстве был поставлен диагноз ЗПР, то высок риск того, что подобное состояние может развиться и у ребенка, несмотря на полное отсутствие других факторов риска при беременности и после родов.

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические подходы к изучению особеностей детей младшего школьного возраста, имеющих ЗПР.

  • 1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста.
  • 1.2. Задержка психического развития: описание, классификация.
  • 1.3. Особености обучения детей с задержкой психического развития.
  • 1.4. Обзор коррекционно-развивающих программ преодоления трудностей обучения младших школьников, имеющих ЗПР.

2. Анализ влияния симптомов ЗПР на трудности обучения детей в начальной школе.

  • 2.1. Диагностика основных трудностей обучения детей с ЗПР в начальной школе.
  • 2.2. Анализ выявленных трудностей обучения детей с ЗПР в начальной школе.

3. Рекомендации по преодолению основных трудностей обучения детей с ЗПР в начальной школе.

3.1. Разработка и реализация рекомендации по преодолению основных трудностей обучения детей с ЗПР в начальной школе.

Заключение.

Список используемой литературы.

Адаптивный батут в центре «НЕБО»

Отличный помощник в социализации и обучении детей с ЗПР — это веселый батут, где все ребята смогут высвободить энергию, насладиться искусством прыжков и восстановить взаимодействие с другими людьми. Благодаря профессионализму тренеров высшей квалификации каждому из них подбирают программу со своей спецификой и неукоснительно придерживаются её.

Это в значительной степени снимает напряжение, освобождает от стресса и скованности и дарит чувство настоящей эйфории. Во время общения со сверстниками и старшими товарищами они обогащают словарный запас, запоминают новые слова и сферы их применения, расширяют кругозор. Более того — они постепенно привыкают к тому, что вести себя в обществе и школе нужно в соответствии с нормами и практически перестают быть бунтарями.

Силы, которые появляются в процессе игр на батуте, они смогут направить на изучение неизвестных предметов и наук. Занятия повышают мотивацию и позволяют им скорее начать посещать массовые уроки или учреждения.

Каким детям с ЗПР может быть полезно и доступно инклюзивное образование?

Инклюзивное образование адресовано детям с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого к возрастной норме. В структуре задержки психического развития этих детей на первый план выступают трудности произвольной регуляции деятельности и поведения и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Данные особенности определяют неравномерную либо недостаточную продуктивность познавательной деятельности. Нередко у этих школьников могут отмечаться негрубо выраженные дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, а также признаки легкой органической недостаточности ЦНС, проявляющиеся в повышенной психической истощаемости, пониженных умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Типичными являются парциальные трудности в овладении предметными знаниями. При этом общий уровень интеллектуального развития этих детей приближается к возрастной норме. Дети удовлетворительно осваивают нормы школьного поведения, позволяющие им включаться в образовательный процесс в условиях фронтальной работы в классе. При наличии стимулирующей и организующей помощи они обнаруживают достаточный уровень обучаемости. Перечисленные позитивные качества в сочетании с неплохими ресурсами компенсации преимущественно легких нарушений психического развития определяют достаточно благоприятный образовательный прогноз для данной группы детей с ЗПР.

Описание ребенка с ЗПР, входящего в данную типологическую группу, можно представить в соответствии с выделенными нами обобщенными базовыми характеристиками психической деятельности и поведения13:

Познавательная деятельность

Общее интеллектуальное развитие: по уровню и структуре – приближение к возрастной норме.

Познавательная активность: по общему уровню – близкая к норме; неустойчивая, поверхностная, с признаками избирательности.

Организация и продуктивность мыслительной деятельности

Саморегуляция и целенаправленность: недостаточная сформированность, неустойчивость мотивационного компонента продуктивности (ослабление контроля, колебания целенаправленности).

Умственная работоспособность: достаточная – при наличии адекватной внутренней (интерес) или внешней мотивации; возможна пресыщаемость в субъективно сложных видах деятельности.

Коммуникация

В условиях учебной деятельности: при понимании и способности к усвоению норм и правил коммуникации в учебной обстановке, неустойчивое их соблюдение в связи с мотивационной и личностной незрелостью, недостатками произвольной саморегуляции.

Вне учебной деятельности: демонстрируют навыки спонтанной, инициативной, но недостаточно упорядоченной и поверхностной коммуникации, порождаемой преимущественно эмоциональными стимулами.

Обучаемость

Когнитивный ресурс обучаемости достаточен для освоения цензового уровня образования в среде нормально развивающихся сверстников в те же календарные сроки.

Мотивационный ресурс обучаемости и зона ближайшего развития ребенка, входящего в данную группу, раскрываются и корректируются в процессе обучения.

Инклюзивная форма обучения предполагает, что ребенок с ЗПР получит образование, сопоставимое по конечному уровню с образованием нормально развивающихся сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. При этом обязательным является создание адекватных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей детей, помощь в формировании полноценной жизненной компетенции.

Официальные рекомендации по выбору инклюзивной формы обучения и соответствующего варианта адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) 14 являются прерогативой психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), осуществляющей комплексное обследование ребенка перед началом его обучения в школе и/или по запросу школьного психолого-педагогического консилиума (ППК).

Каковы особые образовательные потребности этих детей с ЗПР в период начального школьного обучения?

Ребенок с ЗПР, которому полезна и доступна инклюзивная форма обучения, нуждается:

  • в усвоении адекватных форм учебного поведения, предполагающего умение следовать установленным правилам коммуникации и взаимодействия с учителем и одноклассниками; умение запрашивать и использовать помощь взрослого;
  • в организации поведения вне ситуации обучения, способствующей вовлечению ребенка во взаимодействие со сверстниками, расширению спектра коммуникативных и социально-перцептивных навыков;
  • во внешнем контроле, организующей помощи и стимуляции интереса к содержанию выполняемых видов учебной деятельности, в поддержании умственной работоспособности при выполнении субъективно сложных видов деятельности;
  • в активизации способности к самостоятельной организации собственной деятельности, умения принимать, сохранять ее цели и следовать им в учебной деятельности; умения планировать свою деятельность в соответствии с заданными целями и контролировать ее результат;
  • в освоении школьной программы по отдельным учебным дисциплинам на основе индивидуального применения специальных методических приемов и коррекционных подходов;
  • в упорядочении и осмыслении усваиваемых знаний и умений; в формировании способности применять знания, полученные в ходе обучения, в повседневной жизни;
  • в осмыслении, упорядочении и дифференциации индивидуального жизненного опыта; в проработке впечатлений, воспоминаний, представлений о будущем; в развитии способности к пониманию причинно-следственных связей в происходящем, умения прогнозировать последствия собственных действий и поступков.

Следует отметить, что особые образовательные потребности детей с ЗПР не должны восприниматься как некие статичные образования: применительно к конкретному ребенку их следует рассматривать как динамическую систему, изменяющуюся в процессе обучения и сигнализирующую о необходимости своевременного, гибкого и адекватного вмешательства специалистов.

Диагностика ЗПР и способы коррекции

Для диагностики ЗПР у ребенка необходима консультация сразу нескольких специалистов, которые могут подтвердить или опровергнуть данное состояние. Это логопед, дефектолог, психолог, невролог, педиатр, а также психиатр.

Для диагностики ЗПР необходимо следующее:

  1. Подробный сбор анамнеза.
  2. Проведение КТ, МРТ, а также энцефалограммы, результаты которых могут указать на наличие физиологических причин возможного развития ЗПР.
  3. Проведение психолого-педагогического обследования, в ходе которого устанавливается способность ребенка к мышлению, игровой деятельности. Проводится диагностика памяти, внимания, а также эмоционально-волевой сферы ребенка.
  4. Детальное обследование особенностей речи.

Если в результате проведенных исследований, диагностики, а также консультаций было подтверждено данное состояние, малыш нуждается в коррекционных мероприятиях. Лечение комплексное и требует привлечения целой группы различных специалистов. В процессе обучения важен акцент на повторении, частой смене деятельности, а также визуализации учебных материалов.

Чему важно уделять особое внимание в процессе коррекционной работы:

  • Увеличению количества познавательных процессов.
  • Эмоциональной сфере ребенка, которая нормализуется в результате активных занятий в игровой форме.
  • Нормализации речевой деятельности, которая возможна в ходе проведения регулярных логопедических занятий.

Общие сведения

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией.

Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно заключение «задержка психического развития» устанавливается детям-дошкольникам не ранее 4-5 лет, а на практике — чаще в процессе школьного обучения.

Подходы к объяснению материала

Первое правило — всегда сохранять спокойствие и проявлять терпение. Обучение и воспитание детей с ЗПР требует сосредоточенности и совершенно иного подхода. В частности, лучше использовать изображения — так ребята быстрее поймут, о чём или ком идёт речь. Подобное отклонение вызвано отсутствием у них абстрактного мышления. Не стоит слишком перегружать их во время уроков — из-за скорой утомляемости происходит снижение интереса, теряется концентрация внимания, и усилия могут сойти на нет.

Существует 2 типа компенсаторных классов.

Постоянные. Там учитывают основные трудности обучения детей с зпр и прибегают к наиболее популярным и действенным подходам к преподаванию. Детям преподают привычную программу по учебным пособиям.

Занятия в группах, где объединены лица со схожими проблемами

Там уделяется пристальное внимание той области развития, которую непросто исправить в привычных условиях. Подобная специфика направлена на мышление, речь, звуки

Иногда к такому способу прибегают для восполнения основных пробелов.

Организация обучения для детей с зпр включает в себя особенное проведение уроков, когда каждый новый будет логическим продолжением предыдущего

Им важно неоднократно повторять уже пройденные темы, чтобы закрепить полученную информацию и научиться ею пользоваться

Есть ещё одна характерная для их обучения черта. Педагог должен оказывать помощь каждому ученику, но делать это аккуратно и дозированно, начиная от минимального содействия. Первоначально, разумеется, следует предоставить им свободу выполнения заданий, но в случае, когда ребенок перестает справляться, направить его деятельность в нужное русло.

Особенности обучения пациентов с ЗПР

Диагноз ЗПР ставится детям в возрасте до 12-13 лет. Задержкой психического развития считают замедление скорости формирования различных психических функций (восприятие, мышление, способность запоминать, обрабатывать информацию).

Задержка психического развития детей дошкольного возраста также определяет работу с ними. Обучение навыкам, соответствующим возрасту, у таких ребят нужно начинать достаточно рано, что стимулирует формирование психофизических реакций и готовит дошколят к учебному процессу. Педагог должен учитывать особенности такого малыша и приготовиться к тому, что даже простые задания вызывают у него затруднения и выполнение их требует длительного времени.

В возрасте 3-6 лет возможно диагностировать ЗПР, но в дальнейшем необходимо уточнение диагноза и дифференцирование этого отклонения от других патологических состояний.

Требования к педагогическому процессу:

  • обучение соответствует уровню конкретного школьника;
  • индивидуальный подход и обучение в малых группах;
  • многозадачность процесса обучения;
  • вовлеченность и участие близких родственников;
  • регулярный контроль динамики состояния.

Нужно учитывать, что существуют различные группы детей с задержкой психического развития. В зависимости от причин, которые вызвали данное отклонение, различают:

  • церебрально-органическую патологию;
  • соматогенную задержку;
  • психогенную задержку;
  • конституциональную патологию.

Тип патологии определяет работу педагога с каждой группой:

Тип патологии Индивидуальные особенности
Церебрально-органический Отличается самым неблагоприятным прогнозом, обучение их затрудняет психоэмоциональная незрелость. На фоне патологии ЦНС присутствует нарушение восприятия информации, безразличие к окружающему миру, заторможенность мыслительных реакций. Обучение в этом случае включает в себя мероприятия по устранению патологии нервной системы.
Соматогенный Определяется задержка психофизического развития. Во время обучения они испытывают страх и неуверенность, возможно нарушение развития межличностных связей. Образование этой группы организуют с учетом особенностей характера, используя различные меры поощрения, развивая уверенность и помогая в социальной адаптации. Одновременно необходимы укрепляющая терапия, ЛФК и другие мероприятия, стимулирующие физическое развитие.
Психогенный Формируется вследствие психологических травм и приводит к нарушению психических реакций. Коррекция направлена на улучшение нервно-психических функций, усвоение новых знаний и развитие интеллекта.
Конституциональный Определяет общий инфантилизм в эмоционально-волевой сфере, такие ученики невнимательны, внушаемы, им сложно сосредоточиться на конкретной задаче, уроке. Обучение при этой патологии направлено на тренировку усидчивости, внимания.

Причины ЗПР

Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

1. Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют:

  • патология беременности (тяжелые токсикозы, резус-конфликт, гипоксия плода и др.), внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность, ядерная желтуха новорожденных, ФАС и т. д., приводящие к так называемой перинатальной энцефалопатии.
  • тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекции, рахит), черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др., возникающие в постнатальном периоде и раннем детском возрасте.
  • ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.

2. Социальные факторы. Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.

Какие условия необходимы для удовлетворения выделенных потребностей?

Образовательные условия, необходимые для удовлетворения потребностей детей, входящих в данную типологическую группу:

  • комфортное введение ребенка в ситуацию школьного обучения в условиях инклюзии: налаживание эмоционального контакта, формирование у него установки на позитивное отношение к окружающим, трансляция этой установки одноклассникам ребенка с ЗПР;
  • специальные занятия по отработке форм адекватного учебного поведения и внеучебных коммуникаций;
  • особая пространственная и временная организация образовательной среды и процесса обучения с учетом особенностей деятельности ребенка; отведение ребенку места в классе, обеспечивающего удобный контроль со стороны учителя и минимум отвлекающих факторов;
  • создание организационных и мотивационных условий для поддержания продуктивности деятельности;
  • подготовка к фронтальной работе на уроке: планирование обязательного периода перехода от индивидуальной инструкции к фронтальной; обеспечение непрерывного контроля становления учебно-познавательной деятельности, продолжающегося до появления самостоятельности в выполнении учеником учебных заданий;
  • использование, наряду с общими, специальных методов, приемов и средств обучения, с учетом возможных парциальных трудностей в овладении предметными знаниями и особенностей обучаемости данной группы детей с ЗПР;
  • обязательное дополнение программы «академических знаний» полезными жизненными компетенциями;
  • использование, наряду с общими методами, специальных приемов и средств, а также организационных условий, позволяющих выявить достижения и трудности ребенка при освоении образовательной программы и его продвижение в расширении сферы жизненной компетенции;
  • занятия со специалистами, направленные на компенсацию недостатков психосоциального развития и коррекцию дисфункций, затрудняющих учебно-познавательную деятельность;
  • психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками, семьи и школы;
  • мониторинг достижений ребенка с целью уточнения и корректировки образовательного маршрута.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: