Стили воспитания ребенка и их влияние на него

У строгих родителей вырастают успешные дети, а у добреньких — разгильдяи

Как научиться быть хорошим родителем?

Если родитель считает себя правым всегда и во всем, прав ли он? Нет. И когда вечно сомневается, нервничает и впадает в истерику по каждому случаю, он тоже неправ. Чрезмерная уверенность родителей, так же как тревожность по каждому поводу и без такового не говорит о хорошем воспитании своего ребёнка.

На ребёнка влияет весь уклад жизни семьи. Если родители имеют неправильное представление о педагогических методах, то это влияет не только на отдельные качества маленькой личности, но и на его воспитанность в целом.

Если человек чего-то не знает, он учится. Быть родителем тоже надо учиться. Хотя какой-то нормы не существует, каждый родитель сам подстраивается под своего ребёнка и учится быть хорошим папой или мамой. Это путь нелегкий. Родителей ждут и ошибки, и провалы.

Но тяжелый труд будет увенчан успехом и победами обязательно, если родители изначально договорятся между собой как они будут воспитывать своих детей. Обсудят между собой, что для детей является запретными действиями, а что всегда поощряется. Причём правила, выработанные родителями между собой не будут ими же нарушаться. Такая позиция родителей благотворно влияет на развитие и воспитание детей. 

Минусы авторитарного воспитания

Отсутствие индивидуальности. В детстве человек живёт жизнью своей авторитарных родителей, а не своей собственной. Вырастая, про себя ничего не знает: какой он, чего хочет, о чем мечтает и чем интересуется. При авторитарном стиле работы педагога индивидуальность отсутствует в классе: все дети практически одинаковые, с похожим мышлением и взглядами, а также со страхом проявить себя.

Низкая самооценка. Человек, которого постоянно критикуют и пристыжают, обычно не вырастает с хорошим мнением о себе

Ребенку важно, чтобы с детства ему говорили о том, что он – хороший и любимый, тогда и с самооценкой всё будет в порядке.

Девиантное поведение. Девочки из авторитарных семей зачастую вырастают застенчивые и робкие

С мальчишками ситуация другая: они бунтуют, отстаивая своё право на самостоятельную жизнь. Часто это выливается в агрессивное поведение, пристрастие к вредным привычкам, воровству, самоповреждающему поведению.

Зависимость от мнения и поведения других людей. Ребенок постоянно боится сделать что-нибудь не так: сказать, одеться, решить, выбрать. Потому что он переживает, что его будут осуждать, как делают в семье. В результате он не может проявить себя, уверенно и спокойно общаться с другими людьми, особенно с теми, кто старше его. Он часто не имеет своей точки зрения, потому что дома ему этого не позволяли, и становится комформистом: принимает те взгляды, которые на данный момент принимают окружающие. Так он легко может попасть под влияние деструктивных подростков, испугавшись высказать свое мнение.

Не умение сказать слово «нет». В семье ребенка никто не слушает, ему не позволено от чего-либо отказаться. Вырастая, человеку часто приходится стоять за себя. А ребенок из авторитарной семьи сделать этого не может. Поэтому возникают разные проблемы: от невозможности отказать начальнику в работе лишнее время без оплаты и выхода замуж без любви, до принятия наркотиков только потому, что не смог сказать «нет».

Отсутствие инициативности. Вырастает идеальный исполнитель, который готов делать всё, что ему скажут. Но в современном мире для того, чтобы успешно жить, важно, чтоб человека заметили, необходимо иногда проявлять инициативу.

Неврозы и психические заболевания. Человек, выросший под постоянным психологическим давлением, практически не имеет возможности вырасти психически и невротически здоровым.

Тест «Как отличить заботу от невроза»

По мнению психолога и директора многофункционального семейного «Центра родительства» Виктории Тимофеевой, родителям стоит задуматься, если они узнают себя в следующих пунктах:

  • ребёнок отказывается от продолжения занятий, но вы, даже не узнав причину, игнорируете это, настаиваете, что это просто детские капризы и слабость;
  • вы уверены, что ребёнок ничего не понимает, пока не готов принимать самостоятельные решения;
  • для вас очень важны грамоты, медали, статусы, полученные ребёнком;
  • вы с удовольствием и гордостью хвалитесь перед знакомыми и незнакомыми достижениями своего ребёнка;
  • вы не знаете школьных друзей своего ребёнка, он не делится с вами случившимся за день, вы не знаете, кто нравится/не нравится ему, не понимаете причин его эмоциональных всплесков, вам не интересно в них разбираться.

Если вы узнали себя в трёх и более пунктах списка — это, конечно, не приговор, и ситуацию можно исправить. Вот несколько простых и реализуемых правил, которыми стоит воспользоваться:

любите ребёнка просто так, потому что он есть, безо всяких условий; обязательно демонстрируйте ему это — обнимайте, целуйте, проводите свободное время вместе;
попробуйте искренне и откровенно поговорить со своим ребёнком о его желаниях, проблемах, планах на будущее

Важно иметь ввиду, что, скорее всего, сразу ребёнок не пойдёт на контакт. Ведь ему нужно время

Поэтому такие разговоры должны стать неотъемлемой частью каждого дня. Кроме того, нужно и самому делиться с ребёнком, своими чувствами, например, проблемами на работе. Тогда и он с большей готовностью пойдёт навстречу;
узнав о чувствах и желаниях ребёнка, прислушивайтесь к ним, обсуждайте с сыном или дочерью принимаемые решения, не делайте их ультимативными;
ответьте себе честно, зачем вам нужны медали, кубки и грамоты? Не тешат ли достижения ребёнка именно ваше самолюбие?

Что из всего этого следует?

Психологи уверены: быть амбициозным родителем — сложная задача. Как считает психолог и директор многофункционального семейного «Центра родительства» Виктория Тимофеева, она имеет под собой множество подводных камней, о которых мы говорили сегодня. И нужно виртуозно их обходить, чтобы не наделать большого количества родительских ошибок. Любой родитель хочет быть идеальным и в меру своих возможностей делает всё, чтобы приблизиться к этому идеалу. Но бояться ошибок не стоит. Потому что их совершают все.

Важно научиться их замечать и стараться исправить. А главное — помнить, что ребёнок приходит в этот мир для того, чтобы быть собой

Помочь ему найти себя и дать стартовый ресурс — вот главная родительская задача и амбиция. Тогда родители будут проживать свою жизнь, а дети — свою. И все будут счастливы.

Непоследовательность родителей или хаотичность воспитания

Если в один день ребёнку нельзя одно, в другой день – другое, в третий день – ничего из предыдущего, то ему легко запутаться. Он чувствует себя неуверенно. Такое чаще всего происходит, когда у мамы и папы разные методы воспитания. Это вполне естественный процесс, так как они происходят из разных семей, и их воспитывали по-разному.

Часто свои нереализованные детские желания и мечты родители пытаются навязать своим детям. Мамы обычно жалеют детей, позволяют многое, отдают свою любовь безвозмездно, просто так. Это их энергетика, они так чаще всего устроены.

Другое дело – отцы. Их любовь еще надо заслужить своими успехами, усердием, целеустремленностью. Их любовь способствует развитию. Это правильно. Ребёнку надо и то, и другое.

Плюсы авторитарного воспитания

Если вы войдете в комнату, полную детей, не сомневайтесь: самые воспитанные из них растут в строгости. У авторитарного воспитания есть свои плюсы, о которых неплохо помнить и более либеральным родителям. Вы можете использовать некоторые из этих принципов, чтобы ваш ребенок рос уравновешенным, здоровым и разносторонне развивался.

Джефф Налин отмечает такие плюсы:

Дети хорошо себя ведут. С таким стилем воспитания ребенку кристально ясны все правила. В результате он отлично понимает, что приемлемо, а что нет. Ребенок знает о негативных последствиях, которые повлечет плохое поведение, и не станет выходить за рамки.

Безопасность. Авторитарное воспитание делает сильный упор на безопасность — как эмоциональную, так и физическую. В результате ребенок не будет бездумно рисковать своим здоровьем. Это окажет влияние и на его поведение в дальнейшем.

Целеустремленность. Дети, воспитанные авторитарными родителями, придерживаются конкретных планов и четких инструкций. Благодаря этому они знают, какие шаги им нужны для достижения намеченных целей.

Как это происходит

Семья, где за основу берется воспитание авторитарное или контролирующее, отличается безостановочными требованиями со стороны родителей. Контролирующий подход к детям иногда называют «вертолетным воспитанием», потому что воспитатели ведут себя в диктаторской манере или постоянно «нависают» над чадом, словно вертолет, контролируя каждый его шаг. Завышая планку и ожидая от собственных детей невероятных чудес, они стремятся влезть в решения своего отрока, лишают тех самостоятельности, запрещают принимать участие в различных обсуждениях, позволяют только безропотно выполнять указания без объяснения причин

В случае, если шалунишка не слушается, он или она подвергнется наказанию, не важно виновен он или она, или нет. Несмотря на то, что конечная точка состоит в том, чтобы наследник был идеален во всем. 

Зачастую опекуны не обращают должного внимания на эмоциональную сторону вопроса. И вот уже в доме не слышно веселого детского смеха, не видно детских игр. Кто-то справляется с этим и может вести контроль за своими детьми, путем давления на эмоции. Лучшим советом будет отказаться от подобных манипуляций, так как это не лучшим образом оказывает влияние на психику малыша. 

В присутствии других людей родители вполне могут выглядеть «ничем не примечательными», однако станут задействовать любовь и тишину в качестве приманки, дабы принудить детишек исполнять то, что им надо. Вполне возможно, что они внедряют малышам ощущение страха или вины, или застращают неокрепшее сознание, принуждают делать то, чего хочется отцу, но не всегда ребенку. Данное поведение истекает из – за слишком большого беспокойства об отпрыске и любви к нему, что приводит к тому, что малыш, повзрослев становится несамостоятельным, зависимым и инфантильным существом.

Принуждение ребенка: наполеоновские планы и навязывание собственных интересов

Каждый из нас имеет какие-то нереализованные, несбывшиеся мечты. Когда мы становимся родителями, мы, порой бессознательно, начинаем перекладывать свои желания и фантазии на своих детей, грубо вмешиваемся в их судьбу, не давая построить собственные планы и «завести» собственные мечты. Мы начинаем записывать их в секции и кружки, в которые сами своевременно не попали: отправляем девочек на танцы или в музыкальную школу, мальчиков – на волейбол или карате. А ведь мечты у наших деток могут быть совершенно противоположными нашим желаниям!

Здесь ребенку важно предоставить выбор, дать возможность выразить свое мнение и открыть свои предпочтения, дать ему развиваться в направлении, которое интересно именно ему. Так он достигнет наибольших успехов и обретет уверенность в себе

Следующий кризис — в пять лет

Важно научиться замечать реакцию ребенка на ваши действия — зачастую ответ на истерику и капризы кроется именно в этом. Считается, что родителям мальчика повезло меньше, чем родителям девочек — дескать, мальчишки более эмоциональны, крикливы и капризны

Эти факты не имеют под собой научного подтверждения. Психологи до 7 лет не разделяют детей по половым признакам. В основном детки в 3-4 года ведут себя практически одинаково. В большей степени все зависит от типа характера ребенка.

В этом возрасте они стремятся отвоевать свою территорию, узнают границы дозволенного и из-за несогласия с этими границами впадают в истерику или капризничают. Задача родителей — быть последовательными. Запрещать только вещи действительно важные, которые уберегут ребенка от опасности или положительно скажутся на его воспитании. Если мама что-то запрещает, папа должен придерживаться такого же правила. Ребенок привыкнет к правилам и будет вести себя спокойнее.

Следующий непростой этап воспитания наступит, когда родители будут готовить свое чадо к школе. Отлично это воспринимает и готов к работе ребенок 5 лет, психология определяет таких детей как гиперактивных

Родным будет тяжело справиться с ними и удержать внимание, но чем раньше вы начнете эту работу, тем больше положительных результатов она вам принесет

Психология поведения ребенка в 2 года и его воспитание

Чем занять ребенка подростка: советы родителям

Когда ребенок в гневе — советы родителям

Мне нравитсяНе нравится

«Осуществи мою мечту»

В детстве твоя мама мечтала стать пианисткой (фигуристкой, балериной), а папа, к примеру, теннисистом, но что-то у них не срослось. Или они в юности бросили какие-то спортивные или творческие занятия и до сих пор жалеют об этом. И теперь твоя жизнь расписана на ближайшие двадцать лет, глухо, как в танке. Родители изо всех сил пытаются реализовать свои несбывшиеся мечты через тебя, свято веря: ты тоже этого хочешь.

Что делать

Бывает так, что мы реализуем родительскую мечту уже с пеленок, поэтому уже сами всем сердцем верим, что это наше собственное желание. Если все же твои мечты не совпадают с родительскими, то имеет смысл просто об этом сказать. Словами, а не глупыми и бесполезными действиями, типа прогуливания тренировок или плохими результатами на конкурсах/соревнованиях.

Что говорить

Аргументируй, почему тебе не по душе выбранное ими занятие. Предложи альтернативу, чем бы ты реально хотела заниматься, чтобы родители не заподозрили тебя в упрямстве или лени.

Виды ограничений для ребенка

Я думаю, что надо ввести, как минимум, три вида ограничений.

– безусловное ограничение ребенка. Безусловные ограничения должны уберечь и ребенка и других жителей от реальной угрозы. Например: ребенок сует гвоздик в розетку, или зажигает спичку, или открывает газ. Ставится такое ограничение должно строгим голосом и состоять из короткого , но тревожного и звучного слова, например, «нельзя». Обязательно, после постановки ограничения, как и во всех других случаях, надо объяснить ребенку почему нельзя даже в том случае, когда вы не уверены, что все сказанное ребенок поймет.

– обязательное ограничение ребенка. Это ограничение не связано с непосредственно безопасностью ребенка, но должно предотвратить невосполнимые потери. Например: не надо бросать игрушки в окно. Для такого ограничения надо подобрать другое, более спокойное слово, например » не надо», произносить его не так резко и обязательно объяснить ребенку, почему не надо.

– желательное ограничение ребенка Ограничения касается тех требований к ребенку, которые вы хотели бы привить ему с малых лет. Например: не надо кушать грязными руками. Как вы видите, дорогие родители, появилась новая фраза «не надо», которая произносится без нажима и после которой обязательно следует разъяснение.

Последовательность в действиях родителей.

Очень важно, чтобы родители или родственники ни в коем случае не переносили ограничения. Будь то бабушка или мама и не важно в каком они настроении, но они должны неукоснительно подтверждать уже установленные ограничения

Например: бросать игрушки в окно не надо. Именно не надо, а нельзя зажигать спички. Ребенок может и обязательно будет пробовать на прочность ваши ограничения, однако, если вы столь же настойчиво будете их подтверждать, то рано или поздно ребенок согласится с ними. И от того, насколько последовательно и настойчиво вы будете это делать, зависит успех вашего воспитания.

Умственное воспитание детей: подготовка к школе

Умственное воспитание детей, помимо знания букв, умения читать и считать, подразумевает всестороннее развитие, способность к психологической адаптации, умения общаться. Надеемся наши советы по воспитанию детей, окажутся, вам полезны.

Родителям наверняка интересно, как можно определить, готов их малыш к школе или нет? Чтобы выяснить это существует множество разных тестов, которые, так или иначе, строятся на утвердительных ответах на основные вопросы, следующего характера:

  • 1. Выражает ли малыш желание учиться?
  • 2. Хочется ли ему узнавать новое?
  • 3. Нравится ли ребенку изображать школьника, играть в школьника?
  • 4. Присущи ли малышу различные интересы?
  • 5. Может ли он общаться с посторонними людьми и чужими детьми?

Если дочь или сын проявляет стремление учиться, постигать что-то новое, познавать мир — значит, нужно поддерживать ребенка в этом стремлении.

Существует множество разных методик, например, «Детство», «Истоки», «Радуга». Каждый детский сад самостоятельно выбирает себе развивающую программу воспитания, по которой работает 5 лет. Однако в любой программе существует свои плюсы и свои минусы. Одни отдают преимущество развитию речи, в другие — математике, третьи – художественно-эстетическому воспитанию.

Но на самом деле оптимальным вариантом является индивидуальный подход к программе воспитания. Изучайте программы и книги, и выбирайте лучшее. Отдавайте предпочтение материалам, в которых хорошо и подробно разработаны лексические темы. К примеру, на данной неделе вы желаете познакомить малыша с дикими животными — поговорите о них с ребенком, рассмотрите их изображения, нарисуйте, раскрасьте, слепите, почитайте стихи, сказки, спойте песенки, подберите подвижные и дидактические игры на тему диких животных. Поверьте: это время точно не пройдет зря, малыш обязательно запомнит и усвоит все, что вы изучали. Такое умственное воспитание детей будет наиболее эффективным.

Трудовое воспитание очень важно для ребенка – оно развивает личность. В детском саду малыши сначала наблюдают, как трудятся взрослые (няни, дворники, повара и прочее), потом им помогают, а затем уже и сами выполняют работу, посильную им

На самом деле детки довольно многое умеют и хотят делать, однако некоторые родители сами «мешают» своим крохам из «добрых побуждений». К сожалению, мамочки всегда очень торопятся, когда вытирают пыль, моют посуду, полы, ухаживают за комнатными растениями, домашними животными. Уважаемые мамочки, ну и пусть вы опоздаете куда-нибудь минут на 5, за то не отобьёте желание помогать у вашего малыша и чувствовать себя нужным. Ребенок вполне может стать маминым помощником, и должен им стать!

Музыка преподается в развивающих центрах, детских садах, но родители могут помочь ребенку в музыкальном развитии, даже если у них и нет музыкального образования.

Да в детском саду ребенка учат танцевать, петь, заниматься театрализованной деятельностью, но кто сказал, что родители сделают то же хуже? Родители могут не мультик поставить, а классическую музыку, прослушать аудиосказку, в звуковом исполнении актеров после прочтения аналогичного стихотворения или сказки. Вы можете развивать ритм у ребенка с помощью ладошек, ложек, настукивать или нахлопывать известные песенки, без сопровождения музыки или в такт с ней. Сейчас в интернете существует масса музыкальных игр для деток, те же «Железновы», например, которые очень нравятся малышам.

Художественное воспитание детей в семье — это и знакомство малыша с литературой, живописью, изобразительной деятельностью, музыкой, драматургией. Вообще-то это достаточно широкое понятие. Однако ничего сложного нет в том, чтобы воспитать в ребенке способность видеть прекрасное в самых обыденных вещах, помочь глубже познать окружающий мир, научить любить красоту, расширить кругозор малыша

Просто чаще уделяйте этому внимание, обсуждайте с ребенком увиденное, услышанное, прививайте любовь к прекрасному

Самоутверждение за твой счет

Выглядит это так: родителям надо, чтобы ты сделала все так, как они говорят, вплоть до миллиметра, ну и, конечно, чтобы не забывала, кто в доме хозяин. Просто твои родители — очень сильные личности с богатым жизненным опытом. Людям с таким характером жизненно необходимо командовать, поучать и строить. Отсюда контроль, давление и разнокалиберные «ценные указания» по любому поводу.

Что делать


Прекращай играть в «перетягивание каната». Пытаясь выяснить «кто кого?», ты просто тратишь впустую свое время и нервы и получаешь нулевой результат. Взрослые все равно выйдут из этой схватки победителями, хотя бы потому, что они — взрослые. Просто осознай, что удовлетворение потребностей и амбиций родителей — не единственная твоя обязанность. Разреши себе совершать время от времени самостоятельные поступки. Начни с того, что купи себе, например, кофточку, ни у кого не спросив, как она на тебе сидит, или самостоятельно попробуй найти подработку.

Что говорить


«Мама и папа, мы — немного разные люди, я вас уважаю и люблю такими, какие вы есть, но хочу, чтобы и вы прислушивались к моим желаниям и мечтам».

Почему мой ребёнок сопротивляется и что с этим делать?

Dolgih Olesya/Shutterstock.com

Сопротивление ребёнка можно назвать инстинктом, который формирует личность. Таким образом он пытается сохранить свои границы и свою «самость», препятствуя чужой воле. Все здоровые маленькие дети склонны противиться чужой воле.

Здесь важно с уважением отнестись к формированию внутренней воли, которая в дальнейшем во взрослой жизни перерастёт в чувство «себя», здоровые границы, способности выбирать и действовать, исходя из собственных чувств и потребностей, а не следования чужой воли и манипуляциям. И в формировании этого тоже участвует родитель

Если волю ребёнка подавлять напрямую и наказывать за неё, это сделает личность проблемной.

Нужно находить баланс между тем, чтобы принимать волю ребёнка, его отказы, и давать право решать и выбирать то, что ему по возрасту. В остальном транслировать свои взрослые правила и принимать реакцию ребёнка, не используя манипуляции. Тогда наряду с формированием своей воли ребёнок учится принимать границы других людей и устанавливать свои.

Но не стоит напрямую вступать в конфронтацию с волей ребёнка — это лишь усилит его сопротивление. Стоит обозначать свои границы, но делать это как можно понятнее для ребёнка и подключать элемент игры. Маленькие дети и дошкольники плохо понимают логику «тебе нельзя конфетку, потому что сахар вредный, от этого могут развиться заболевания и т. п.» Для ребёнка 3-4 лет это слишком сложная конструкция. И здесь лучше использовать игру, например, как это делаю я.

Если мой ребёнок активно требует и оказывает давление, то я беру мягкую игрушку и на ходу придумываю историю: «Вот мишка, он так хотел конфетку, но ему не разрешала мама, говорила, что попа слипнется, а мишка не верил, не послушался маму, наелся конфет и прилип к стулу». Это веселая история смешит моего ребёнка, ему она понятна, и он соглашается с мамой. Конечно, когда он подрастёт, то поймёт, что «попы не слипаются», но к тому времени мы сможем найти другое решение для следования этому правилу.

Какой бы ни был подход к дисциплине ребёнка, самое важное — не терять близость, взращивать доверительные отношения и чувство безопасности рядом с вами. Если вашему ребёнку свойственно проблемное поведение, то наряду с поиском и устранением его причин, которых может быть очень много, стоит всегда вставать на одну сторону с ребёнком и брать его в союзники против плохого поведения

Заручаться его благими намерениями, усиливать привязанность, которая на самом деле является главным «рычагом» управления поведением ребёнка. Ведь каждый человек, включая ребёнка, хочет быть хорошим для своих близких, он стремится сохранить контакт и жить в мире и любви. Вера в это прокладывает путь от сердца родителя к сердцу ребёнка.

Источник фото обложки: fizkes/Shutterstock.com

Причины родительского контроля

Все мы знаем, что для родителей дети всегда остаются детьми (а для бабушек-дедушек и подавно!). «Взрослые» всегда чувствуют необходимость заботиться о своих чадах, защищать их от всего. Этот инстинкт заложен самой природой, ничего с ним не сделаешь.

Однако иногда родительский контроль приобретает просто маниакальные мерки: приходится каждый день доказывать послушание, а доверия к вам все равно никакого. Каковы же причины такой ситуации?

  • Когда-то вы очень сильно оплошали (возможно, не раз!) и теперь заново должны заслужить доверие родителей.
  • Паранойя – печальное явление. Когда родители сами боятся окружающего мира, то, вполне предсказуемо, будут стараться оградить от него и отпрыска.
  • Боязнь признать, что вы уже выросли – страх осознания собственной ненужности, одиночества.
  • Попытка сделать из вас кого-то, кем вы не есть, но кем хотели бы быть ваши родители. Собственная нереализованность может толкнуть людей к, быть может, даже неосознанному, стремлению поставить на путь достижения своей цели собственных детей.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: