Демонстративные дети

Демонстративное поведение: каковы его главные признаки и что с ним делать

Демонстративность – это хорошо или плохо?

Подобно прочим личностным особенностям, сама по себе демонстративность не является нежелательной или отрицательной чертой, хотя время от времени может приводить к сложностям в воспитании

Она может быть источником чрезвычайно действенной мотивации, к примеру, человек с повышенным уровнем демонстративности будет затрачивать серьезные усилия на деятельность которая может принести ему успех и внимание окружающих. Подавляющее большинство отличников относятся к детям с высоким уровнем демонстративности

Более того, демонстративность требуется для занятий любым видом искусства и деятельности требующей публичности. Если у ребенка нет потребности в привлечении внимания окружающих к своим переживаниям и себе лично, он вряд ли станет и сможет успешно выступать на сцене или играть на гитаре, рисовать. Демонстративность имеет чрезвычайно высокое значение для актерской деятельности.

«Конкурс хвастунов»

Взрослый предлагает детям провести конкурс хвастунов. «Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно — иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств».

После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно не важна объективность оценки — реальные эти достоинства или придуманные. Не важен также и «масштаб» этих достоинств — это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтобы дети заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости взрослый может высказать свое мнение. Чтобы победа стала более значимой и желанной, можно наградить победителя каким-либо маленьким призом (бумажная медаль «Лучшего хвастуна» или значок). Такой приз вызывает даже у самого себялюбивого ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него как можно больше достоинств.

Как вести себя с «негативистом»

Главный принцип: внимание уделяется тогда, когда он хороший. Обращайте внимание на ребенка когда он незаметен, не скандалит, не балуется

Замечания по поводу отвратительного поведения необходимо свести к минимуму, даже если он ходит на голове.

Если проступок серьезен и оставить его без внимания нельзя, наказание должно быть безэмоциональным. К примеру, если малыш продолжает, невзирая на запрет, играть на компьютере – выключить его и убрать шнур, а затем не реагировать на крики.

Удовлетворить потребность во внимании ребенка с негативным самопредъявлением очень непросто

Крайне важно найти область, в которой он сможет реализовать присущую ему демонстративность. Могут подойти, к примеру, театральные занятия, поскольку такой ребенок постоянно играет какую-то роль

Дайте ему возможность играть на сцене, а не в жизни.

Демонстративный ребенок: особенности характера и поведения

Сразу скажем: демонстративность – это не общительность. Общительный человек (в том числе и ребенок) всегда искренен. Активно общаясь с другими людьми, он тем самым стремится узнать их получше, получить от них ответы на какие-то свои вопросы, бескорыстно помочь им, найти себе друга и единомышленника… Общаясь, такой человек всегда стремится быть равным с людьми, с которыми он общается, а зачастую – сознательно ставит себя ниже их. Это – нормальное поведение нормального человека.

Другое дело – демонстративный человек (ребенок). У такого малыша настоящей искренности как раз и нет. Ее место занимает показная, наигранная, корыстная искренность, которая, по сути, фальшь, ложь и предельный эгоизм. Демонстративное поведение у детей отличается следующими особенностями.

Им всегда хочется быть на виду и в центре всеобщего внимания. Они очень любят, чтобы их хвалили и ими восхищались. Ради этого оно стремятся участвовать в массовых мероприятиях, и легко выходят из себя, если там их не заметили, не похвалили и не дали подарка

Чтобы обратить на себя внимание, они нередко «оригинальничают»: ведут себя сверх всякой меры активно, вмешиваются в чужие разговоры (в том числе, и во взрослые беседы), придумывают особую манеру говорить, изобретают всякие необычные словечки, любят ярко одеваться, требуют от родителей, чтобы они покупали им дорогие игрушки. Если родители отказывают им в покупке требуемых вещей, они нередко устраивают прямо в магазине целый истерический спектакль с криками, катанием по полу, угрозами и т

д. С одной стороны это, конечно же, представление, но с другой стороны – вполне искреннее проявление характера. На научном языке такие дети называются истероидными личностями. Или, проще говоря, истериками или истеричками. Эти дети постоянно лгут, и все по той же причине: им хочется быть постоянно в центре внимания. Поэтому они придумывают о себе разные небылицы, «преподносят» себя, так что порою очень сложно бывает понять, где там правда, а где вымысел. Особенно это проявляется в подростковом возрасте. Обычно демонстративные дети жестоки, коварны и бессердечны. Ради достижения своей цели (чтобы на них обратили внимание, а лучше – похвалили) они порой совершают всяческие нехорошие поступки, вплоть до преступления. Восхищение для таких детей – это их «хлеб» и «воздух», без похвалы они просто не могут жить. Такие дети – прирожденные и очень искусные манипуляторы другими людьми, и в первую очередь, конечно же, своими родителями. С возрастом способность манипулировать не исчезает, а лишь увеличивается и совершенствуется. А вот работать они не любят – особенно выполнять какое-то сложное, длительное дело. Во-первых, они от рождения патологически ленивы, во-вторых, им не хватает усидчивости, и в-третьих – долгая работа обычно не предполагает быстрой похвалы. А им надо, чтобы их хвалили «сто раз на дню».

Демонстративное поведение подростков

В подростковом возрасте возникают многие проблемы как у детей, так и у взрослых, которые их окружают. Человек продолжает в этом возрасте решать свои внутренние проблемы, однако теперь демонстративное поведение имеет ярко подчеркнутый, наглядный, указательный характер. Главными потребностями подростка являются:

  1. Привлечение внимания окружающих.
  2. Безграничный эгоцентризм.

Причем внимание со стороны окружающих должно быть огромное

Неважно, каким оно будет – положительным или отрицательным

В любом случае это внимание. Поэтому любовь, признание, восхищение являются равнозначными ненависти, критике, неодобрению

Поэтому любовь, признание, восхищение являются равнозначными ненависти, критике, неодобрению

В любом случае это внимание. Поэтому любовь, признание, восхищение являются равнозначными ненависти, критике, неодобрению

Причинами демонстративного поведения у подростков являются:

  • Неполная или неблагополучная семья.
  • Желание выделиться.
  • Привлечение внимания сверстников и родителей.
  • Потребность в любви и уважении.
  • Ошибки воспитания.
  • Индивидуальные психологические особенности.
  • Протест против чего-либо.

Подросток выбирает лишь то демонстративное поведение, где он достигает цели. Если уважение и одобрение он получает от учителей, которые используют индивидуальный подход в обучении, тогда он будет стараться по данным предметам

Однако если внимание и уважение получается после употребления алкоголя или наркотиков, тогда подросток будет идти в данном направлении

Закрепляется лишь то демонстративное поведение, которое помогает достичь максимальной цели. Здесь немаловажными становятся реакции тех людей, от которых подросток желает получить удовлетворяющие его цели.

Подростки не признают своих ошибок и не видят своей вины, поэтому они будут прибегать к таким моделям поведения, которые их защищают и делают хорошими:

  1. Обвинение внешних обстоятельств в собственных бедах.
  2. Обмороки, истерики.
  3. Обвинение родителей при пояснении учителям причин своей неуспеваемости, и наоборот.
  4. Хамство, грубость, поясничество, нарушение дисциплины и пр.

Демонстративное поведение подростка

Подростковый возраст является самым тяжелым и сложным периодом в развитии личности индивидов. Демонстративный в дословном переводе означает указательный, т.е. наглядный, подчеркнутый.

Демонстративное поведение в психологии объединяет в себе различные поведенческие реакции, которые направлены на привлечение зрителей. Основными чертами такого подросткового поведения являются безграничный эгоцентризм, огромная потребность в повышенном внимании к себе

При этом для подростков неважно позитивное ли это будет внимание или негативное, например, удивление, восхищение, сочувствие, почитание, негодование, даже ненависть и др. Их устроит любое проявление эмоций лишь бы не равнодушие и не безразличие

Демонстративное поведение причины возникновения у подростков: ошибки в воспитании или неполные семьи (неблагополучные); привлечение внимания, как родителей, так и сверстников; желание выделиться; потребность в уважении, любви; активный протест на что-либо; индивидуальные особенности психики.

Подростки реализуют желания выделиться в разных направлениях, перетекающих одно в другое, или наоборот не меняющихся совсем. Главное, чтобы результат удовлетворил подростков. Одним из таких направлений могут быть действия, которые устремлены на получение уважения, симпатии, восхищения. Если данное стремление будет удовлетворено, т.е. попадет в благодатную среду, как дома, так и в школе, то такое направление останется неизменным. В таких случаях дети стремятся выделиться посредством отличной учебы или занятий спортом

Успеваемость по предметам чаще бывает избирательной – она будет выше по тем предметам, где учителя устанавливают индивидуальный подход, который обеспечит ребенку повышенное внимание. При этом все неудачи в учебе подросток будет объяснять внешними условиями

Другое направление реализуется посредством действий, устремленных на то, чтобы вызвать у окружающих чувства сострадания, сочувствия к себе. В этих случаях подростки могут использовать различные приемы, например, рассказ о своих несчастьях, истерики, обмороки и др. В таких рассказах виновные в несчастьях подростков будут постоянно меняться. Учителям они будут рассказывать, печальные истории, связанные с родителями, родителям наоборот.

Третьим направлением может быть использование негативных реакций окружающих на себя для привлечения внимания. Такие подростки склонны к бравированию, паясничеству, хамству, грубости, нарушениям дисциплины и другим распространенным отклонениям в поведении. Подростки как бы переходят в оппозицию по отношению к социуму. Самым опасным в таком проявлении могут быть суицидальные наклонности и побеги из дома.

Демонстративное поведение у подростков опасно тем, что действия по привлечению внимания могут иметь фатальные последствия, связанные с неосторожностью, неправильностью расчетов или других обстоятельств. Еще одной опасностью такого подросткового поведения является то, что в их возрасте достаточно тяжело дифференцировать истинные суицидальные наклонности или демонстрацию ради привлечения внимания

Как его воспитывать?

Психологи и педагоги давно уже разработали большой и подробный перечень советов, как именно лучше воспитывать демонстративного ребенка-истероида. В общем и целом, здесь необходимо его специфические черты характера и наклонности постараться направить в созидательное русло. Как же это сделать?

Демонстративный ребенок – это прирожденный артист. Вот пускай он и идет в актеры, конферансье, шоумены или телеведущие. Нужно лишь натолкнуть его на эту идею и помочь ему развить определенные качества. Ну а что? И престижно, и всегда на виду, и доходно. Он не хочет быть артистом или конферансье? Пускай идет в спорт. Спорсмены тоже постоянно на виду, ими восхищаются, им хорошо платят. Чем не вариант? Главное – не навязывать им какой-то конкретный выбор, а лишь деликатно подтолкнуть к нему

Очень важно правильно выстроить воспитательные моменты:

  • не надо демонстративного ребенка постоянно хвалить – особенно по каким-то пустячным поводам,
  • но и совсем без похвалы оставлять его также нельзя. Особенно – за серьезную выполненную работу, где ребенок проявил усердие, усидчивость и добросовестность, да и, к тому же, выполнял ее не на публике,
  • ни в коем случае не следует поддаваться на его требования, показные вопли и истерики. Одержав одну-две победы таким способом, «показушный» ребенок будет бороться за свои эгоистичные интересы таким «оружием» и впредь. В конце концов, он усовершенствует это «оружие» до предела, и начнет применять его направо и налево, во всех случаях и против всех без исключения людей. А это уже – готовый тиран и садист.

Еще один крайне важный момент – постараться научить демонстративного ребенка считаться с интересами других людей. Как это делать – во многом зависит от конкретных ситуаций, а также от правильно выстроенных отношений между родителями и самим ребенком

Ну а самое главное – объяснить маленькому эгоисту, что стараться выделиться среди людей и быть всегда в центре внимания – это, в общем, не так и плохо, если люди будут обращать внимание не на показушность поведения ребенка и не на какие-то навороченные бирюльки, а на его по-настоящему значимые и большие дела. Которые, разумеется, надо еще совершить

Вот пускай он их и пытается совершать, а совершив, купается в лучах заслуженной славы.

В общем, не надо терять оптимизма, воспитывая маленького «показушника». В конце концов, очень многие в этом мире «показушники» – кто в большей степени, кто в меньшей. И ничего, мир от этого пока не рухнул. А если «показушник» (хотя бы и ради своей славы) принес для мира какую-то реальную пользу, то и вовсе замечательно.

Советы психологов

В первую очередь, с такими детьми необходимо построить правильные взаимоотношения. В сложившейся ситуации ругань и наказания будут неэффективными. Наилучшим вариантом будет обеспечение демонстративному ребенку всех возможностей для самореализации.

Самым лучшим способом проявления демонстративных качеств является театральная сцена. Речь не идет о профессиональном театре, вполне подойдет обычная художественная самодеятельность в виде спектаклей и концертов. Самовыражение может проявиться и в изобразительном искусстве, особенно когда выполненные работы выставляются на всеобщее обозрение и получают большое количество положительных отзывов

Негатив в поведении ребенка постепенно вытесняется одобрительным вниманием окружающих

Психологи рекомендуют использовать для занятий с демонстративными детьми такие группы, в которых точно регламентирован весь порядок действий. В результате, отклонений от установленных норм поведения можно избежать за счет совместной деятельности со сверстниками, определяемой конкретными обязанностями и требованиями. Появляется возможность в мягкой форме преодолевать конфликтные ситуации, наладить нормальное общение с другими детьми. Основные отрицательные черты демонстративного ребенка постепенно сглаживаются, а контакты со сверстниками становятся более адекватными.

«Зеркало»

Перед началом игры проводится «разминка». Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди «выступает» перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо действие (например, хлопает в ладоши или поднимает руки, или делает наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться и «починить» испорченное зеркало.

Когда все зеркала будут работать нормально, взрослый предлагает детям делать то, что люди обыкновенно делают перед зеркалом: умываться, причесываться, делать зарядку, танцевать. Зеркало должно одновременно повторять все действия человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает!

«Царевна Несмеяна»

Взрослый рассказывает сказку про царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет. Дети по очереди подходят к царевне Несмеяне и стараются утешить ее и рассмешить. Царевна же изо всех сил будет стараться не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сможет вызвать улыбку царевны. Затем дети меняются ролями.

Такие игры способствуют формированию общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Когда ребенок почувствует радость от общей игры, от того, что мы делаем вместе, когда он разделит эту радость с другими, его самолюбивое «Я», скорее всего, перестанет требовать похвал и восхищений. Чувство общности и интерес к другому являются тем фундаментом, на котором только и может строиться полноценное общение людей и нормальные человеческие отношения.

Источники

  • Duarte Armindo R., Pinto J., Pereira C., Vasconcelos M., Palavra F. Unilateral Optic Neuritis in Children: Experience of a Tertiary Centre. // Eur Neurol — 2022 — Vol83 — N3 — p.251-258; PMID:32570233
  • Al-Qattan MM. A Review of the Phenotype of Synpolydactyly Type 1 in Homozygous Patients: Defining the Relatively Long and Medially Deviated Big Toe with/without Cupping of the Forefoot as a Pathognomonic Feature in the Phenotype. // Biomed Res Int — 2022 — Vol2020 — NNULL — p.2067186; PMID:32509852
  • Onay ÖS., Sağlık AÇ., Köşger P., Saraçoğlu ZN., Toprak U., Uçar B., Tekin AN. Maternal and fetal tuberous sclerosis complex: a case report questioning clinical approach. // Turk J Pediatr — 2022 — Vol62 — N2 — p.332-337; PMID:32419429
  • King RA., Scott KE., Renno MP., Shutts K. Counterstereotyping can change children’s thinking about boys’ and girls’ toy preferences. // J Exp Child Psychol — 2022 — Vol191 — NNULL — p.104753; PMID:31841820
  • Sigfusdottir ID., Soriano HE., Mann MJ., Kristjansson AL. Prevention Is Possible: A Brief History of the Origin and Dissemination of the Icelandic Prevention Model. // Health Promot Pract — 2022 — Vol21 — N1 — p.58-61; PMID:31841374
  • Turgut M., Akhaddar A., Turgut AT. Calcified or Ossified Chronic Subdural Hematoma: A Systematic Review of 114 Cases Reported During Last Century with a Demonstrative Case Report. // World Neurosurg — 2022 — Vol134 — NNULL — p.240-263; PMID:31682989
  • Janicas RCSV., Narchi NZ. Evaluation of nursing students’ learning using realistic scenarios with and without debriefing. // Rev Lat Am Enfermagem — 2022 — Vol27 — NNULL — p.e3187; PMID:31596419
  • de Siqueira MFG., de Sousa ET., Alves VF., Sampaio FC., Diniz MB. Maternal report underestimates the amount of dentifrice used by children during toothbrushing: a cross-sectional study. // Eur Arch Paediatr Dent — 2022 — Vol20 — N6 — p.603-607; PMID:31087255
  • Lee DJ., Yang W., Propst EJ., Rosenblatt SD., Hseu A., Wolter NE. Tracheo-innominate fistula in children: A systematic review of literature. // Laryngoscope — 2022 — Vol130 — N1 — p.217-224; PMID:30632162
  • Li Y., Shen M., Long M. A preliminary study of auditory mismatch response on the day of cochlear implant activation in children with hearing aids prior implantation. // PLoS One — 2022 — Vol14 — N1 — p.e0210457; PMID:30615690

Симптомы

Увидеть реальные симптомы аутоагрессии у подростка не всегда легко, так как часто они тщательно скрываются. Сделать это обычно удается тем родителям, которые находятся в тесном контакте с ребенком и сумели добиться его доверия. Некоторые подростки наносят себе повреждения, например, порезы только ради интереса и получения нового опыта. Эта группа часто сразу или через время признается во всем родителям, делится с ними своими впечатлениями и больше не повторяет. Если же аутоагрессия входит в привычку, то ее можно распознать по некоторым прямым или косвенным признакам:

  • Появление на теле порезов, царапин, проколов кожи, причину возникновения которых ребенок не может или отказывается называть.
  • Повышенная скрытность, постоянно длинные рукава и штанины, отказ от более легкой одежды даже в жаркое время.
  • Стремление к изменению своего тела, особенно если для этого нет объективных причин: просьбы разрешить сделать татуировку или пирсинг, отказ от пищи. Иногда разрешение родителей не спрашивается, все делается самостоятельно или с помощью друзей.
  • Признаки возникновения вредных привычек: запах сигарет и алкоголя, нарушения адекватности поведения, случайное обнаружение у ребенка табачных изделий.
  • Внезапное увлечение подростка экстремальными видами спорта и занятиями.

Симптомы

Увидеть реальные симптомы аутоагрессии у подростка не всегда легко, так как часто они тщательно скрываются. Сделать это обычно удается тем родителям, которые находятся в тесном контакте с ребенком и сумели добиться его доверия. Некоторые подростки наносят себе повреждения, например, порезы только ради интереса и получения нового опыта. Эта группа часто сразу или через время признается во всем родителям, делится с ними своими впечатлениями и больше не повторяет. Если же аутоагрессия входит в привычку, то ее можно распознать по некоторым прямым или косвенным признакам:

  • Появление на теле порезов, царапин, проколов кожи, причину возникновения которых ребенок не может или отказывается называть.
  • Повышенная скрытность, постоянно длинные рукава и штанины, отказ от более легкой одежды даже в жаркое время.
  • Стремление к изменению своего тела, особенно если для этого нет объективных причин: просьбы разрешить сделать татуировку или пирсинг, отказ от пищи. Иногда разрешение родителей не спрашивается, все делается самостоятельно или с помощью друзей.
  • Признаки возникновения вредных привычек: запах сигарет и алкоголя, нарушения адекватности поведения, случайное обнаружение у ребенка табачных изделий.
  • Внезапное увлечение подростка экстремальными видами спорта и занятиями.

Негативное самопредъявление

При этом варианте развития ребенок для привлечения к себе внимание окружающих использует нарушение правил поведения. Он изображает «ужасного ребенка», поскольку уверен в том, что никаким другим способом ему не удалось бы выделиться, стать заметным

Взрослые своим поведением поддерживают это представление: они ругают шалуна и читают ему нотации, пока он безобразничает, и с облегчением забывают о нем, когда он не надолго прекращает свои бесчинства.

Парадоксальным образом те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинным наказанием является только лишение внимания. Любые же эмоциональные проявления взрослого воспринимаются ребенком как безусловная ценность, независимо от того, выступают ли они в положительной форме (похвала, одобрение, улыбка) или в отрицательной (замечания, наказания, крик, ругань). Добиться положительной реакции труднее, чем отрицательной – и ребенок избирает простейший путь.

Как его воспитывать?

Психологи и педагоги давно уже разработали большой и подробный перечень советов, как именно лучше воспитывать демонстративного ребенка-истероида. В общем и целом, здесь необходимо его специфические черты характера и наклонности постараться направить в созидательное русло. Как же это сделать?

Демонстративный ребенок – это прирожденный артист. Вот пускай он и идет в актеры, конферансье, шоумены или телеведущие. Нужно лишь натолкнуть его на эту идею и помочь ему развить определенные качества. Ну а что? И престижно, и всегда на виду, и доходно. Он не хочет быть артистом или конферансье? Пускай идет в спорт. Спорсмены тоже постоянно на виду, ими восхищаются, им хорошо платят. Чем не вариант? Главное – не навязывать им какой-то конкретный выбор, а лишь деликатно подтолкнуть к нему

Очень важно правильно выстроить воспитательные моменты:

  • не надо демонстративного ребенка постоянно хвалить – особенно по каким-то пустячным поводам;
  • но и совсем без похвалы оставлять его также нельзя. Особенно – за серьезную выполненную работу, где ребенок проявил усердие, усидчивость и добросовестность, да и, к тому же, выполнял ее не на публике;
  • ни в коем случае не следует поддаваться на его требования, показные вопли и истерики. Одержав одну-две победы таким способом, «показушный» ребенок будет бороться за свои эгоистичные интересы таким «оружием» и впредь. В конце концов, он усовершенствует это «оружие» до предела, и начнет применять его направо и налево, во всех случаях и против всех без исключения людей. А это уже – готовый тиран и садист.

Еще один крайне важный момент – постараться научить демонстративного ребенка считаться с интересами других людей. Как это делать – во многом зависит от конкретных ситуаций, а также от правильно выстроенных отношений между родителями и самим ребенком

Ну а самое главное – объяснить маленькому эгоисту, что стараться выделиться среди людей и быть всегда в центре внимания – это, в общем, не так и плохо, если люди будут обращать внимание не на показушность поведения ребенка и не на какие-то навороченные бирюльки, а на его по-настоящему значимые и большие дела. Которые, разумеется, надо еще совершить. Вот пускай он их и пытается совершать, а совершив, купается в лучах заслуженной славы

Вот пускай он их и пытается совершать, а совершив, купается в лучах заслуженной славы.

В общем, не надо терять оптимизма, воспитывая маленького «показушника». В конце концов, очень многие в этом мире «показушники» – кто в большей степени, кто в меньшей. И ничего, мир от этого пока не рухнул. А если «показушник» (хотя бы и ради своей славы) принес для мира какую-то реальную пользу, то и вовсе замечательно.

Негативное самопредъявление

При этом варианте развития ребенок для привлечения к себе внимание окружающих использует нарушение правил поведения. Он изображает «ужасного ребенка», поскольку уверен в том, что никаким другим способом ему не удалось бы выделиться, стать заметным

Взрослые своим поведением поддерживают это представление: они ругают шалуна и читают ему нотации, пока он безобразничает, и с облегчением забывают о нем, когда он не надолго прекращает свои бесчинства.

Парадоксальным образом те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинным наказанием является только лишение внимания. Любые же эмоциональные проявления взрослого воспринимаются ребенком как безусловная ценность, независимо от того, выступают ли они в положительной форме (похвала, одобрение, улыбка) или в отрицательной (замечания, наказания, крик, ругань). Добиться положительной реакции труднее, чем отрицательной – и ребенок избирает простейший путь.

Как обходиться с «негативистом»

Рекомендации при негативном самопредъявлении просты, хотя им не всегда бывает легко следовать

Основной принцип – это четкое распределение, регуляция внимания к ребенку по формуле: внимание уделяется ему не тогда, когда он плохой, а когда он хороший. Здесь главное – замечать ребенка именно в те минуты, когда он незаметен, когда не скандалит и не пытается привлечь к себе внимание хулиганскими выходками

Если же начинаются такие выходки, то любые замечания надо свести к минимуму.

Особенно важно, чтобы взрослые отказались от ярких эмоциональных реакций, ибо их-то ребенок и добивается. Активно эмоциональное отношение к проделкам демонстративного «негативиста» – это фактически не наказание, а поощрение

Если на него накричат и натопают ногами, то он расценит это как свое большое достижение.

Если проступок настолько серьезен, что оставить его без внимания невозможно, то наказание должно быть предельно безэмоциональным. Например, если ребенок хочет смотреть телевизор – выключить его, вынуть шнур и спрятать, сказав только: «До завтра смотреть телевизор не будешь», а затем не обращать внимания на все крики о том, что он «заставит отдать шнур», «разобьет и выбросит телевизор» и т.п.

Удовлетворить ненасытную потребность ребенка с негативным самопредъявлением во внимании к себе бывает очень непросто. Необходимо найти сферу, в которой он может реализовать свою демонстративность. В данном случае особо подходят театральные занятия. Ребенок с негативным самопредъявлением все время играет какую-то роль – вот и надо дать ему играть ее не в жизни, а на сцене. При этом нет необходимости специально заботиться о его успешности. Он почти наверняка сумеет добиться успеха на сцене и без чьей-либо помощи: актерство – его стихия.

Как вернуть фантазера на землю

При уходе от деятельности надо развернуть активное воображение ребенка во внешней форме, направить его на решение реальных творческих задач. Кроме того, ребенку нужна такая сфера, которая насытит его неудовлетворенную потребность во внимании к себе. Обе эти цели одновременно могут быть достигнуты благодаря деятельности, связанной с искусством, – скажем, занятиям в кружке рисования

В этой реальной творческой деятельности ребенку необходимо сразу обеспечить эмоциональное подкрепление, внимание, ощущение успеха.
Если у ребенка нет никаких художественных способностей, то можно рекомендовать занятия абстрактной живописью. После показа репродукций или, что еще лучше, картин на выставке, после того как ребенок убеждается, что абстрактная живопись действительно существует и пользуется общественным признанием, ему предлагается самому попробовать создать нечто подобное

Яркие декоративные рисунки вообще хорошо удаются детям, а детям с развитым воображением (как при уходе от деятельности) — особенно. «Шедевры» обязательно следует вывешивать для украшения квартиры и с гордостью показывать всем, кто приходит в дом. Они действительно красивы, а главное, нет никаких критериев для строгой оценки и уж тем более – для осуждения.
Слушая подобные рекомендации, родители и учителя нередко высказывают опасения в том, что при постоянном похваливании, повышенном внимании к детским успехам у ребенка может развиться «самомнение» (усилиться демонстративность). При таких сомнениях психолог должен еще раз подчеркнуть, что демонстративность – это не недостаток, а личностная особенность, которая, как и любая другая личностная особенность, приводит к положительным или отрицательным проявлениям в зависимости от обстоятельств жизни ребенка. Эта особенность складывается очень рано. Далее она может развиваться либо естественно (если встречает понимание у окружающих) и тогда приведет вовсе не к «самомнению», а к адекватной самооценке и умению мужественно преодолевать трудности и неудачи, либо противоестественно – в негативистических формах или в форме ухода от деятельности, грозящей неудачей.
В психологии хорошо известно, что загнанная внутрь, нереализуемая демонстративность может породить одно из серьезных психических заболеваний – истерию. Обычно не следует рассказывать об этом родителям, чтобы не вызывать у них ненужных опасений, которые могут повредить нормальному воспитанию ребенка. Однако иным родителям – тем, кто слишком упорно настаивает на том, что «девочка должна быть скромной» или что «захваливать детей вредно», – консультант должен описать и такой неблагоприятный сценарий, чтобы они поняли, что реально угрожает их ребенку, если они не изменят своих педагогических взглядов.

Специфика подросткового возраста

Дети подросткового возраста имеют свои особенности. Прежде всего это маргинальное положение (переход от детства к взрослости), усвоение новых социальных ролей, зависимый или полузависимый статус, формирование ценностей.

Среди особенностей поведения и менталитета:

  • жажда деятельности;
  • амбициозность;
  • специфическое понимание себя и мира (противоречивое и двоякое отношение);
  • взаимосвязанность, совместная активность и групповая саморефлексивность;
  • групповое сознание;
  • максимализм;
  • демонстрация смелости и оригинальности;
  • стремление к идеальному;
  • развитие личной рефлексии;
  • восприимчивость к любой информации и любым ее объемам;
  • критичность мышления;
  • поиск альтернативных вариантов и своей позиции;
  • становление субъектной реальности;
  • множественность социальных выборов.

Ведущий вид деятельности подросткового возраста – межличностное общение со сверстниками. Однако Л. И. Фельдштейн ведущей называл общественно-полезную деятельность. А общение со сверстниками, согласно автору, становилось главным при невозможности реализации первой деятельности.

В этом возрасте происходит конфликт теории подростка (активная ценно-созидательная деятельность) и практики предыдущего возраста (неполная включенность в общество).

Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личности. Нужно ли говорить, что только на фоне естественных возрастных изменений нелегко избежать девиаций? Все особенности возраста можно назвать личностными факторами девиантного поведения. А уж если еще негативные внешние факторы присоединятся…

Итог

К демонстративному поведению не следует относиться исключительно положительно или отрицательно. Оно подразумевает под собой совершение поступков, которые могут как восхищать, радовать, так и негодовать, возмущать. Итог будет зависеть не только от того, кто совершает поступки, но и того, кто их наблюдает и оценивает.

В редких случаях демонстративное поведение сказывается на продолжительности жизни индивида. Сюда можно отнести попытки совершить самоубийство или экстремальный поступок, который может завершиться смертью. В данном случае рекомендуется психологическая помощь специалистов, которые смогут выявить причины такого «смертельного» поведения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: