Как с помощью игр научить ребёнка ориентироваться в пространстве

Развитие наглядно-образного мышления

Конструирование

Хороший конструктор не надоест никогда, ведь из него каждый день можно строить что-то новое — были бы детали и фантазия. Самым популярным конструктором на сегодняшний день остаётся «Лего» — он предоставляет неограниченные возможности для творчества, а работать с ним просто и увлекательно. 

Детали рассчитаны на детей от трёх лет (для самых маленьких существует серия «Дупло»), но лучший возраст для начала знакомства с «Лего» — около шести лет: тогда у ребёнка уже достаточно развита и мелкая моторика, и фантазия. Начинать стоит с небольших наборов и постепенно переходить к более масштабным и сложным. 

Но будьте осторожны: «Лего» вызывает зависимость! Объясняется она просто: дошкольник сам или с помощью родителей собирает по схеме сложную игрушку, а разбирать не хочет, потому что понимает, что ничего круче не соберёт. Тогда он просит у родителей купить ему другой набор, и всё повторяется. Чтобы этого не случилось, в начале лучше покупать не наборы для сборки чего-то конкретного, а стандартные блоки. 

Играйте вместе с ребёнком — учите его не только собирать по инструкции, но и придумывать модели самому, дополнять их и перестраивать. Когда ребёнок почувствует вкус к воплощению собственных идей, пора покупать тематические наборы — их детали расширят возможности конструирования. 

Лучшие упражнения для развития ПМ у дошкольников

Чтобы развить ПМ у детей дошкольной возрастной группы, с ними необходимо регулярно заниматься. К эффективным упражнениям для дошкольников можно отнести следующие: географический диктант, работа с картой, лабиринты, проектирование местности.

Географические диктанты – это задание, в ходе которого обучающемуся необходимо рисовать картинку, следуя по клеточкам листа (например, три клеточки вверх, две – налево и т. д.). Направление же диктуется дошкольным педагогом либо родителем, если занятия проводятся дома.

Работа с картой – не менее эффективное упражнение. В ходе обучения дошкольнику объясняют, что за объекты обозначены на карте и как их распознать.

Лабиринты – простое и увлекательное упражнение, заключающееся в поиске пути от начальной точки до конечной. Заниматься можно даже на компьютере: существует множество онлайн-лабиринтов для детей.

Математика – не для всех?

«Царица наук» считается одной из самых сложных школьных дисциплин. И многие родители готовы смириться с тем, что у их ребёнка нет математических способностей. Более того, они часто принимают этот факт как должное и пускают дело на самотёк. Естественно, что в таких условиях у ребёнка не будет никакой мотивации исправить ситуацию и преодолеть трудности с математикой.

Конечно, многие родители, желая помочь ребёнку, нанимают репетиторов даже для учеников начальных классов. Однако часто и специалисты не могут улучшить математические навыки ребёнка, хотя признают, что тот способный и может хорошо учиться.

Тогда родители начинают считать, что ребёнок просто ленится. И в ход вступают различные методы поощрения и наказания, но и они не дают нужного результата.

Этапы развития пространственного мышления

Умение размышлять в пространстве состоит из 5 фаз:

  1. Анализ — разделение предмета на составные части.
  2. Синтез, в процессе которого происходит объединение полученных в ходе анализа частей в единое целое.
  3. Абстрагирование – в поставленной задаче определяется и выделяется последовательность действий, необходимых для ее решения. На этом же этапе происходит формулировка понятий.
  4. Обобщение, в ходе которого выделяются ключевые части в предмете, которые в дальнейшем сопоставляются.
  5. Конкретизация касается выделения присущих данной задаче фаз, которые никак не связаны с решением поставленного задания.

Этапы формирования пространственного мышления соответствуют периодам развития:

  1. Начальный, проявляющийся в младенчестве, когда у ребенка начинают формироваться взаимосвязи анализаторов.
  2. Понимание расположения в пространстве – навык, формирующийся к трем годам.
  3. Представления о мире вокруг. Формируются в старшем дошкольном возрасте.
  4. Понимание пространства как системы – навык, который приобретается в начальных классах.

Пространственное мышление ребёнка

В интернете много хороших советов. Мы предлагаем материал, применяемый нами на практике и показавший удовлетворительные результаты в развитии необходимых качеств. Следует учесть, что самый лучший способ развития дошкольника – игра.

Что доступно всем родителям:

  1. Продуктивная детская деятельность: лепка, рисование, конструирование. Начинать лучше с лепки, так как получаем объёмные фигурки (трёхмерное пространство). Слепили и пробуем нарисовать (переход от объёма к плоскости). Или наоборот, есть картинка, попробуйте слепить нарисованный предмет. С конструированием – аналогично.
  2. Поделки из бумаги: объёмные (конструирование)
  3. Игры: шахматы (особенно) шашки, китайская игра «танграм», «Колумбово яйцо» и т. п.
  4. Рисование планов комнаты, квартиры (или дома), окружающей местности вместе с малышом. Или нарисуйте планы сами, а он пусть соотнесёт план и реальность. Полезно устраивать игры типа квестов: дети любят искать клады, ориентируясь по схемам.
  5. Отгадывание загадок. Опишите предмет, а малыш найдёт его по признакам. Развивающий момент: дошколёнку придётся выстраивать образ в уме.
  6. Куда-то направляясь, спросите у малыша, как лучше туда добраться.

Задания на развитие пространственного мышления

Стремление ребенка освоиться в пространстве обязательно должно поддерживаться взрослыми. Существует мнение, что 5-15 минут занятий в день достаточно, чтобы активизировать процесс и ускорить формирование пространственной ориентации.

Стимулирующие игры для младших дошкольников

Занятия с малышами включают подвижные игры и другую двигательную активность в виде упражнений с предметами:

Такой указатель поймет любой ребенок

  • Выполнение простейших гимнастических упражнений под детские песенки. Команды должны содержать понятия «право», «лево», «вверх», «вниз». Используются движения рук, ног и комбинации с прыжками;
  • Игра с мячом, который необходимо толкать или бросать определенной рукой или ногой;
  • Помощь игрушек и объектов на прогулке. Перемещение предметов или взятие в определенную руку мяча или совочка закрепляет понятия «право-лево».

Упражнения на развитие мышления старших детей

В старшем дошкольном возрасте задания становится значительно разнообразнее. Для повышения уровня ориентировки в пространстве рекомендуется:

  • Соединение точек по цифрам или для изображения фигуры;
  • Дорисовывание половинки картинки;
  • Копирование узоров и орнаментов;
  • Воспроизведение фигуры с изменением размеров или добавлением деталей;
  • Прохождение нарисованных на бумаге лабиринтов;
  • Создание аппликации знакомых предметов, используя только геометрические фигуры;
  • Описание местоположения персонажей на картинках с использованием соответствующих предлогов;
  • Создание объемных поделок из различных материалов;
  • Помещение воображаемого животного в подходящую по размерам емкость;
  • Запоминание положения предметов и последующее описание их расстановки;
  • Сокрытие «кладов» для поиска по схемам и подсказкам.

В большинство игр родители могут играть вместе с детьми, стимулируя пространственное мышление дошкольников и готовя их к успешному обучению математике и геометрии.

Как понять, что у ребенка плохой почерк?

Если малыш не ходит в школу, и семья занимается его дошкольной подготовкой самостоятельно, родители могут вовремя не заметить проблем с почерком без опытного взгляда учителя. Тогда к поступлению в первый класс у ребенка уже сформируется привычка неправильного письма, и переучивать его на уроках будет сложнее. Поэтому нужно не только знакомить маленьких детей с чтением и счетом, но и просить их заполнять тетради первыми выученными буквами и словами. Бывает и так, что преподаватель в школе тоже не уделяет должного внимания почерку своих учеников. Тогда обязанность объективно оценить первые прописи полностью ложится на родителей.

Итак, в детском почерке могут встретиться следующие недостатки:

• Непропорционально большие или маленькие буквы, а также буквы разной высоты в одном слове;

• Отсутствие наклона в буквах или очень сильный, а также разный наклон вправо и влево;

• Схожее написание разных букв (например, «и»/«н»);

• Нахождение слов не на одной линии (буквы то выше строки, то ниже);

• Слишком сильный или, наоборот, слабый нажим на ручку при письме;

• Неодинаковое соединение букв в слове, его отсутствие – письмо печатными буквами – или добавление дополнительных элементов (например, превращение «о» в «а» при соединении);

• Невыразительное или нечитабельное написание отдельных букв;

• Захождение слов за поля тетради или на соседнюю страницу, а также дезориентация на листе – написание текста в произвольном месте.

Пример изображения с плохим детским почерком

Если вы заметили у ребенка одну или несколько каллиграфических ошибок из этого списка, настало время перейти к регулярным упражнениям по исправлению почерка у школьников. Однако сначала лучше понаблюдать за ребенком, чтобы выявить причины проблемы с письмом.

Рекомендации для занятий письмом с ребенком

• Лучше заниматься по двадцать минут, но ежедневно, чем полтора часа раз в неделю, чтобы сформировать у ребенка привычку и не вызвать ненависть к письму. Если занятие идет 30-45 минут, обязательно делайте перерыв, во время которого можно поиграть в одну из игр, описанных в предыдущих разделах статьи.

• Если у ребенка высокая нагрузка в школе, можно совместить упражнения с выполнением домашних заданий. В противном случае вы перегрузите пишущую руку, что приведет к болевым ощущениям.

• Во время домашних упражнений лучше пользоваться не ручкой, а карандашом. Это облегчает ситуацию с психологической точки зрения, ведь ребенок будет знать, что ошибку всегда можно стереть.

• Чтобы ребенку было удобнее закреплять знания, можно приобрести наглядные материалы: таблицу, где указан алфавит со схемами написания каждой буквы

Направление и порядок письма на таком постере отмечены стрелками и нумерацией.

• Проверяя прописи ребенка, акцентируйте внимание на его успехах, а не на ошибках. Это вдохновит малыша на дальнейшую работу над почерком

Постарайтесь хвалить буквы максимально описательно, чтобы ребенок тоже замечал, что именно у него получилось.

Пример изображения с прописью в косую линейку

• Если вы проверяете работу ребенка письменно, возьмите за правило не перечеркивать ошибки красными чернилами, а отмечать удачные буквы зеленой ручкой. Это создает ситуацию успеха и придает уверенности. Иногда вы можете меняться с ребенком местами, предлагая ему побыть в роли учителя. Заполняя прописи, допустите несколько ошибок и посмотрите, отыщет ли их юный педагог.

• Когда вы видите, что ребенок совершает ошибку при написании буквы, озвучьте это сразу. Однако не забудьте, что в замечании важны мягкие интонации. Попросите вывести на бумаге неполучившийся элемент еще раз.

• Если ребенок устал и отказывается писать, разрешите ему переключиться на другой, но тоже полезный вид деятельности. Пусть он нарисует простой рисунок по клеткам в тетради или обведет какой-нибудь узор/силуэт в контурных раскрасках.

Подводя итоги, нужно сказать, что дети очень редко имеют плохой почерк только из-за лени или невнимательности. Чаще истина кроется в конкретной физической причине, которую можно устранить при правильном подходе.

При должной усидчивости первые результаты в работе над детским почерком в домашних условиях заметны уже через пару месяцев тренировок. Но помните, что многократное и насильственное переписывание одинакового текста редко дает положительные итоги. Дело в том, что за красивое письмо у человека отвечает не только твердая набитая рука, но и мозг с многочисленными нейронными связями. Будьте терпеливы к ребенку, оказывайте ему поддержку, и тогда всё обязательно получится.

Приключения на местности

Ничто так не учит чувствовать пространство и взаимодействовать с ним, как практика. Городские квесты, походы, спортивное ориентирование — всё это даёт полезнейший опыт и позволяет здорово провести время. 

Игры с поиском клада — одно из самых увлекательных развлечений для дошкольников и младшеклассников: спрячьте сюрприз в укромном месте квартиры и раскидайте по дому записки с указаниями, как его найти, чтобы каждая подсказка намекала на расположение следующей. Предложите ребёнку нарисовать карту квартиры и отмечать на ней найденные подсказки или заранее обозначьте тайники на схеме и предложите ребёнку найти призы по ней.  

Постепенно игровую область можно расширять до масштабов двора, квартала или целого парка. Если задействовать в игре дрон, радиус приключения можно увеличить до нескольких километров! Кстати, управление летающим объектом, постоянно меняющим направление, — очень серьёзная тренировка визуально-пространственного интеллекта.

Возрастные периоды развития

Развитие пространственного мышления происходит по мере взросления. Существуют определенные этапы, на которые нужно ориентироваться родителям, чтобы не требовать от малыша невозможного и понимать, насколько гармонично он растет.

До 3 лет

Пространственное восприятие опирается на сочетание двигательных, слуховых и зрительных ощущений. От рождения до трехлетнего возраста крохе нужно овладеть собственными органами чувств, научиться понимать поступающие от них в мозг сигналы.

К трем ребенок понимает, как располагается в пространстве, где находятся разные объекты, способен перемещать предметы. В это время он уже умеет отличать простые геометрические фигуры, прямые линии от кривых, горизонтальные от вертикальных, а также искать точки их пересечения.

Игры могут включать поиск и соединение точек, рисунки из точек по предлагаемой картинке, постройку фигурок из разных материалов.

От 3 до 5

Младший и средний дошкольный возраст открывает новую страницу в навыках пространственного мышления. Появляется интуитивное понимание правого и левого. Формируются понятия, одинаковые или разные предметы перед ним, который больше, а какой меньше.

Ребенок может накладывать, совмещать, перемещать составные части, трансформируя что-либо. В этот период можно предлагать рисовать простые орнаменты, играть в сравнение размеров вещей, геометрических фигур. Помогут задачки, где нужно соединять по цифрам точки, манипуляции с геометрическими фигурами, обсуждения картинок или во время прогулки, как предметы располагаются относительно друг друга.

От 5 до 7

Подрастая, дошкольник становится способен к решению непростых задач, подразумевающих многократные изменения вида, структуры объекта. Эти навыки помогут быстрее адаптироваться к школьной программе.

В старшем дошкольном возрасте малыш должен:

  • оперировать понятиями формы и пространственными отношениями (вверх-вниз, за-перед, ближе-дальше);
  • разбираться, где право, а где лево, какое направление занято;
  • понимать, какие предметы больше, какие меньше;
  • сравнивать мысленно предметы, которые видит;
  • ориентироваться в двухмерном пространстве.

Для развития можно применять специальные игры, тренировки на внимательность, задания на объемное мышление.

От 7 и старше

В это время хорошей практикой послужат задачи на соотнесение объектов как в пространстве, так и на плоскости, например, рисуя их, а также задания, где придется перерисовывать фигуры как один в один, так и с изменениями, с подсказкой или по памяти.

Младший школьный возраст предполагает, что ребенок уже научился представлять, как объекты расположены в пространстве. Ему не требуется физически их перемещать для этого. Также он отслеживает пространственные отношения между разными объектами, то, как оно меняется, смотреть на определенную картину с разных точек и описывать характеристики устно. К девяти годам школьник уже должен разбираться в том, какой окажется трехмерная фигура, опираясь на ее проекции.

Развиваться навыку пространственного мышления помогает рисование маршрутов, конструкторы, игры с кубиками, когда создаются сложные конструкции.

Стадии формирования пространственного мышления

Как и любая функция, пространственное мышление формируется поэтапно. Первая стадия – наличие связи между анализаторами: малыш в кроватке видит игрушку и осознает, что нужно поднять руку и дотронуться для получения звуков.

В 3 года восприятие пространства ребенком заключается в осознании себя среди предметов. Он понимает, в какой части комнаты находится, куда переместиться, чтобы подойти к маме или взять игрушку.

В период от 3 до 7 лет понимание пространства значительно улучшается, и к началу учебной деятельности ребенок способен уже во внутреннем плане оперировать размерами предметов, пониманием «далеко-близко», слева-справа» и подобными отношениями.

Освоение пространства в младшем дошкольном возрасте

В 2-3 года превалирует стремление «сам». Иногда родителям кажется, что их сын или дочь шалят, хотя на самом деле, они обучаются чувствовать пространство доступными им способами:

  • Залезть в шкаф, чтобы понять, как мало места может быть вокруг.
  • Соорудить пирамиду, наблюдая за изменениями формы и размера.
  • Ходить по комнате в различных направлениях, чтобы найти самый короткий путь.

Многие самостоятельные игры направлены на неосознанное моделирование пространственных ситуаций. Спрятанная «ЗА» спину конфетка, строительство баррикад «МЕЖДУ» собой и возможными врагами, расставление игрушек «ПЕРЕД» собой, потому что так удобнее играть.

Малыш моделирует ситуации движения, представляя себя, то пилотом, то водителем, с интересом направляет игрушечный локомотив по детской железной дороге, и все это помогает ему развивать зрительно-пространственную координацию.

По мнению специалистов, в 3-5 лет ребенок уже без проблем ориентируется в формах геометрических фигур и знает, что об угол можно удариться. А стремительный рывок от двери подъезда к горке на детской площадке говорит о том, что кратчайший маршрут уже точно известен.

При наличии кубиков или конструкторов LEGO можно наблюдать удивительные строения, подсказанные ребенку воображением.

Рекомендуется в этот период предлагать соединять точки, превращая их в рисунок, строить домики из палочек, воспроизводить на бумаге простые узоры.

Осмысление пространства старшим дошкольником

В старшем дошкольном возрасте на первый план выходит освоение пространства в более сложной деятельности. Прежде всего, это рисование. Если малыш может нарисовать маму и папу размером с дом, а за ними такое же дерево, то старший дошкольник, наблюдая живую природу и предметы вокруг, способен соотнести размеры по величине. Однако нужно начинать практиковать рисование с детьми 3 4 лет, чтобы у них на практике последовательно осмысливалось пространство.

В процессе изображения картинки или предмета ребенок учится видеть центральные части своего полотна и второстепенные. Первые попытки, скорее всего, будут неуспешны – на какие-то детали не хватит места, другие объекты придется уменьшить.

Регулярная практика позволяет старшему дошкольнику точно выделять центр листа для главной части изображения, соотносить размеры близких и далеких объектов, уместить все задуманное в пределах одной альбомной страницы.

Сюжетные игры – второй способ развития ориентации в пространстве. В подобных развлечениях задействована не одна игрушка, а целый комплект, который сначала необходимо разместить в соответствии с задумкой, а потом начинать сам игровой процесс.

Например, устроить именины для одной из кукол. Ребенок расставляет угощение на столе, рассаживает гостей. Куклы могут сидеть слева, а мягкие игрушки справа.

Игры в доктора – одни из любимейших, особенно у девочек. В процессе также активно задействуются все элементы пространственного мышления. Больного следует уложить в кровать подходящего размера, градусник поставить именно под левую руку или лапку.

В сюжетных играх дети создают наглядную пространственную модель – кухню, кабинет доктора, — обязательно используя самые приметные признаки и располагая предметы так, чтобы ими было удобно пользоваться.

Почему нужно развивать пространственное мышление?

Развитие пространственного мышления – неотъемлемая составляющая интеллектуального становления малыша. Развивать его необходимо по следующим причинам:

Это умение помогает детям правильно воспринять объект: его форму, габариты, передвижение. Также это помогает им мыслить абстрактно.
Благодаря ориентации в пространстве обучающийся сможет воспроизвести различные графики, рисунки и картинки.
Также с помощью навыка определяются стороны света, «лево» и «право», расположение объекта относительно себя

Это очень важно, поскольку малыш без подобных умений легко растеряется на улице и может заблудиться.

Эта развитая способность в дальнейшем помогает детям дошкольного периода решать задачи абсолютно любого характера. Например, малыш быстро запомнит дорогу домой и без проблем дойдет туда самостоятельно.

Развитие пространственного мышления между делом

Необязательно планировать отдельные занятия по пространственному мышлению. Задачи, развивающие этот навык, встречаются на каждом шагу. Иногда нужно просто вовлечь ребенка.

Например, обычные поездки, путешествия, участие в прохождении квестов и маршрутов, играх на поиск кладов не обходятся без работы с картой и ориентации на местности

Обращайте внимание ребенка на то, «где мы находимся» и «как нам добраться до места».. Показывайте ребенку карты: района, города, страны и мира

Их интересно рассматривать вместе с детьми любого возраста. Знакомить с понятиями: континент – страна – город. Удивительно, но детям даже до 6-7 лет бывает не так-то просто уловить отличие.

Показывайте ребенку карты: района, города, страны и мира. Их интересно рассматривать вместе с детьми любого возраста. Знакомить с понятиями: континент – страна – город. Удивительно, но детям даже до 6-7 лет бывает не так-то просто уловить отличие.

В поездке на машине с ребенком помладше включите голосовые подсказки в навигаторе, пусть понаблюдает, как вы ориентируетесь. А ребенок постарше вполне может стать вашим навигатором и проговаривать вам маршрут до точки. Это очень полезно! С детьми выбирайтесь на городские квесты с картой. Да и просто побродить с картой по городу, заранее наметив маршрут, полезно для детей всех возрастов и взрослых.

Пространственное восприятие у взрослого

Развивать пространственное мышление, по мнению специалистов, целесообразно до 30 лет. А далее – как получится. Если в этом есть необходимость, например, требования профессии, то приложив определенные усилия каких-то успехов можно добиться.

Но усилий придется прилагать много, а регулярные тренировки потребуют время. С другой стороны – все в ваших руках.

Тесты для взрослого на пространственное мышление

Ну, что вы готовы к «суровой правде» о собственных способностях? Если – да, пройдите тесты на пространственное мышление для взрослых.

1. Представлен куб в развернутом виде. Если его собрать, какой вариант не получится?

Что такое пространственное мышление?

Это способность ориентироваться в трёхмерном пространстве, точно представлять расположенные в нём элементы и понимать, как они соотносятся друг с другом.

В быту это помогает рассчитывать маршрут, работать с картами, оценивать объёмы и положение разных объектов. Например, управляя авто, водитель постоянно контролирует, на каком расстоянии от него находятся другие машины, сколько места они занимают и как ему лучше двигаться относительно них.


Благодаря пространственному мышлению мы можем понять, что до зданий с колоннами идти близко, а путь пешком до Эйфелевой башни займёт минут 30Фото: Kiattisak Anoochitarom / Shutterstock

Для некоторых людей так мыслить — неотъемлемая часть работы. Например, архитекторы благодаря пространственному мышлению создают точные чертежи и макеты зданий: они рассчитывают пропорции и характеристики будущего объекта и как он будет вписываться в локацию.

Компьютерные игры

В статье «Чему учат компьютерные игры» мы уже упоминали, как они помогают научиться ориентироваться. Заядлые игроки в сетевые стрелялки знают: выигрывает тот, кто досконально изучил игровую область на предмет тайников, способов забраться в тыл противника, укромных мест для засады и путей к экстренному отступлению. 

Любые игры, в которых есть карта местности, учат «читать» её и соотносить плоское изображение с трёхмерным пространством. Старые RPG с «открытым миром» (такие, где игрок свободен в перемещениях) позволяли получить ценный опыт ориентирования на местности, поскольку задания в них звучали примерно так: «Иди по дороге на запад, перед деревом странной формы поверни на север и следуй в сторону горы с двумя вершинами. Когда окажешься у расколотого камня…» В современных играх оптимальный маршрут до цели показан на карте — не так аутентично, зато можно научиться пользоваться навигатором.

 Другой вид игр, развивающих визуально-пространственный интеллект, — головоломки. Например, знакомый каждому «Тетрис» — очень простой и очень сложный одновременно. Или игра для мобильных устройств Monument Valley, которая ломает привычные представления о трёхмерном пространстве. Чтобы пройти её, нужно научиться использовать оптические иллюзии, «невозможные» фигуры и искажения перспективы. Отличная тренировка неординарного пространственного мышления!        

Развитие пространственного мышления в дошкольном возрасте

Книга с набором развивающих игр для детей от 1 года

Развитие навыков ориентации в пространстве у дошкольников помогает передвигаться по местности, ориентируясь самостоятельно и эффективнее обучаться.

Как формировать пространственное мышление у детей до 3 лет — для этого достаточно проводить с ребенком пару упражнений:

  • Поиск клада. Эта игра помогает развить навык ориентирования по плану или чертежу. Объяснив, что план (или карта) является изображением комнаты сверху, нужно нарисовать вместе с ребенком карту, показав, как располагается вся мебель в комнате. После этого попросите ребенка выйти из комнаты, чтобы вы смогли спрятать его игрушку и отметить ее расположение в комнате на карте.
  • Расставь правильно. Суть игры заключается в том, чтобы ребенок, согласно вашим указаниям («левее», «правее» и так далее), расположил геометрические предметы на поверхности стола.
  • Лабиринт. Игра проста: ребенок закрывает глаза, следуя инструкции, чертит на листе бумаги путь со слов ведущего.

Как стимулировать пространственное мышление у ребенка в возрасте 3-5 лет

  • Оригами и пазлы. В процессе складывания фигурок или картинок в сознании ребенка формируется финальный образ, по которому он ориентируется и продолжает сбор.
  • Перечерчивание фигур. Игра основана на освоении базовых истин геометрии и черчения. Это упражнение крайне вариативно: начиная с простого перечерчивания фигур, заканчивая рисованием по памяти.
  • Чертежи. Всё, что можно изобразить в виде схемы, карты и так далее.
  • «Муха». В игре принимают участие 3 человека: 2 игрока и 1 ведущий. Суть: представляется поле 9х9, в верхний угол справа помещается муха. Ведущий, отмечая на схеме, рассказывает путь мухи, после слова «стоп» участники озвучивают предполагаемое место мухи. Побеждает тот, кто назвал правильное положение

Важность пространственного мышления

Например, хорошо развитое мышление,  может пригодиться в жизни и профессиональной деятельности.

Для профессиональной деятельности

Итак, многие люди считают, что 3-D восприятие необходимо для адекватного ориентирования в пространстве. Поэтому формировать его необходимо только геологам, морякам, летчикам, лесникам, инженерам-конструкторам. Но профессиональный список гораздо больше:

  • архитекторы;
  • дизайнеры;
  • стилисты;
  • врачи;
  • логистики;
  • программисты;
  • все творческо-ремесленные профессии (ювелир, стеклодув, гончар, резчик и т. д.).

На самом деле, выбирать такую специализацию не имея определенных способностей бессмысленно.

В повседневной жизни

Безусловно, такие навыки пригодятся и в повседневной жизни. Например, при вождении автомобиля. Или когда супруг объясняет, что ближайший к 1-му подъезду киоск находится по правой стороне соседнего проулка.

Между тем, существует два вида ориентирования в пространстве:

  1. Наглядное (образное), т. е. такое, которое основано на воображении, визуализации образов и создание с помощью них пространства.
  2. Теоретическое, т. е. с помощью анализа уже имеющихся знаний, ранее виденного, опыта (своего и чужого). В данном случае для создания образа и анализа требуется время. Поэтому, если ребенок на какие-то вопросы отвечает, долго обдумывая каждый вариант, это говорит не о замедленном развитии, а об аналитическом складе ума.

Более того, в обществе принято считать, что у женщин лучше развита визуализация и воссоздание образов в ограниченном пространстве. В то время как  у мужчин — аналитика и ориентация на больших территориях.

Поэтому: «если что-то потеряли в квартире – спросите у женщины, а если не знаете, куда идти на улице – обратитесь к мужчине». Но это не аксиома, и исключения случаются повсеместно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: