Конспекты логопедических занятий

Звук «ж» — от постановки до автоматизации

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [ж] в словах и во фразе».

Как составить конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия составляется в несколько этапов.

Первый этап можно назвать подготовительным. Он состоит из нескольких шагов:

  1. Определение темы, программного содержания с опорой на программу, перспективное планирование, план индивидуальной работы.
  2. Формулировка программного содержания. На этом этапе определяется цель занятия. Это может быть автоматизация какого-то звука, нормализация мышечного тонуса, закрепление знаний, развитие фонематического слуха.

В соответствии с целью определяются задачи. Они обычно делятся на коррекционно-развивающие, коррекционно-образовательные, коррекционно-воспитательные.

  • Образовательные или обучающие предполагают перечисление того, чему ребенок будет учиться на этом занятии.
  • Развивающие связаны с психическими процессами, закреплением изученного.
  • Воспитательные задачи направлены на морально-волевые качества.

Задач не должно быть много. Каждую из них маркируют отдельно, не совмещая в одном пункте. При формулировке слова «учить», «формировать» следует заменять более конкретными «упражнять», «знакомить», «расширить», «уточнить», «систематизировать».

Подбор игр, упражнений.

Каждое из заданий должно решать одну из поставленных задач.

Подбор материала.

Выбирают материалы, которые пригодятся для проведения игр, заданий, упражнений. Их перечисляют в начале конспекта после целей и задач.

Второй этап предусматривает непосредственно описание хода образовательной деятельности.

  1. Оргмомент. Привлечение внимания ребят, напоминание правил поведения. Можно использовать сюрпризный момент. Приветствуется, когда образовательная деятельность имеет сюжетно-игровую форму.
  2. Основная часть включает игры, задания, упражнения, связанные общим сюжетом, одной целью. Необходимо просчитать время. Перед выполнением упражнения следует мотивировать детей. Например, расскажем кукле Даше, поможем медвежонку.

Задания располагают так, чтобы присутствовала смена деятельности. Они должны быть разными по степени активности.

Рекомендуется анализировать деятельность. Например, слушайте, как произносите, контролируйте силу вдоха.

В ход образовательной деятельности включается минимум одна физминутка.

Оформить конспект можно в виде таблицы.

Содержание основной части Цель
1. Ребята, к нам сегодня прилетела бабочка. Она совсем без сил.

Как вы это поняли? (повисли крылышки). Она рассказала, что у них на лугу повяли все цветочки, бабачки не могут собирать нектар.

Почему цветы вянут? (нет воды). Как можно помочь бабочке? (посадить новые цветы).

У нас есть много цветочков, но чтобы они выросли на лугу, нужно выполнить задания, которые на них написаны.

2. Чтобы расцвел первый цветок, нужно сделать артикуляционную гимнастику «Хоботок». Вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.
  1. Подведение итогов. Следует вспомнить, чем занимались, похвалить ребят, указать на недостатки и сказать, как их исправить.

Когда необходимо обратиться за помощью к логопеду

С походом на прием к логопеду не стоит затягивать. Чем раньше начнется работа над речью малыша, тем быстрее он научится красиво и четко говорить. Необходимо проконсультироваться со специалистом в следующих случаях:

  • В 3-4 года ребенок не может вытягивать губы трубочкой, надувать щеки, высовывать язык, дотрагиваться им до нёба, а также воспроизводить простейший ритм.
  • После 3,5 лет малыш пропускает слоги в словах, путает их местами.
  • В 4,5 — 5 лет дошкольник не говорит связными фразами, путает в предложении род, число и падеж.
  • Ребенок говорит в нос.
  • Он захлебывается словами, не успевая за мыслями.
  • Малыш глотает слоги.
  • Ему не хватает дыхания на произнесение фразы.
  • Ребенок говорит монотонно.
  • Дошкольник не стремится к общению и обсуждению увиденного, услышанного и т.д.
  • Домашние занятия над неверным произношением букв не приносят ожидаемого эффекта.
  • У ребенка врожденные аномалии — заячья губа, короткая связка на языке, пониженный слух и т.д.

Правильная речь ребенка формируется не сразу. Существуют возрастные нормы, определяющие, к какому возрасту малыш должен уметь выговаривать ту или иную букву.

Если ребенок не может правильно произносить определенную букву, родители могут заниматься с ним дома.

Для верного произношения необходимы натренированные мышцы губ и языка, а также правильное дыхание. Научить ребенка верно выговаривать буквы помогут артикуляционные и дыхательные упражнения, а также игры и скороговорки для закрепления полученного навыка.

Обязательно надо подбадривать и хвалить ребенка за успехи. Видя поддержку взрослых и эффект от проделанной им работы, ребенку будут нравится занятия. А это — залог хорошего результата. Так малыш научится правильно произносить даже такие сложные буквы, как Р, Ш, Ж, Л, С.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Речевой слух

Правильная речь ребенка осуществляется благодаря речевому слуху. Чтобы произносить звуки правильно, ребенок должен четко воспринимать их на слух.

Определять местоположение звуков в слове: в начале слова, середине или конце. Слышать, является шипящим или нет заданный звук.

Различать звуки на фоне близких по звучанию звуков:

  • В изолированном положении
  • В слогах
  • В словах

Мнение эксперта

Маргарита Сергеевна С.

Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

При дизартрии постановка и автоматизация шипящих звуков усложняется и требует больше времени и индивидуальных занятий.

Упражнения для постановки звука Ж

Фонему Ж несложно поставить от З, Ш или Р. Но это актуально, если дошкольник проговаривает перечисленные звуки корректно. Вот соответствующие упражнения:

  1. Постановка от Р. Ребенок проговаривает слог «ра», в этот момент логопед, используя зонд, ликвидирует вибрацию, образующуюся при произношении Р. Звук изменяется на Ж. Упражнение повторяется до тех пор, пока дошкольник не научится проговаривать слог «жа».
  2. Постановка от З. Дошкольник протяжно произносит «за». Одновременно логопед приподнимает зондом кончик языка к нёбу, фиксирует за верхними резцами.
  3. Постановка от Ш. Самый простой вариант, не требующий наличия зонда. Логопед просто объясняет ребенку, как подключить голосовые связки при проговаривании Ш.

Конспект занятия на тему: «Знакомимся со звуком [Ж] вместе с пчелкой Жужей» посредством игры В.Воскобовича «Чудо-Соты 1»

Цель:

Закрепить навык чёткого произнесения звука «Ж».

Коррекционно-образовательные задачи:

  • научить детей характеризовать звук по акустическим и артикуляционным признакам, закрепить навык правильной артикуляции звука с включением всех анализаторов;
  • совершенствовать навыки проведения звукового анализа слов;
  • упражнять детей в деления слов на слоги;
  • упражнять в составлении предложений;

Коррекционно-развивающие задачи:

развивать фонематический слух, слуховое внимание;
развивать дыхание, общую и артикуляционную моторику;
развивать творческие способности;
тренировать мелкую моторику руки.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать умение выполнять игровые правила;
  • учить доводить начатое дело до конца.

Оборудование: герой В. Воскобовича Пчелка Жужа; головоломка «Чудо – Соты 1»; фигурки схемы жука и жабы; предметные картинки ежик, лыжи, ножи, пижама, ужи, жеребенок, жираф, журнал; палочки Кьюзинера; листы бумаги формата А4; цветные карандаши; зеркала по количеству детей.

Неправильное произнесение звука: виды сигматизма шипящих

Иногда родители ребенка, имеющего проблемы со звукопроизношением, поздно обращаются за помощью к логопеду. Или вовсе считают, что у малыша проблем с речью нет, по причине того, что не всегда знают, как правильно должен воспроизводиться тот или иной звук. Каждый звук имеет свое артикуляционное положение. На слух может показаться, что ребенок его вроде бы и произносит (не пропускает и не заменяет, слышится именно «Ж»), но при этом артикулирует не всегда правильно.

Работа строится индивидуально, в зависимости от особенностей нарушения. Существует несколько видов сигматизма шипящих, характеризующихся неправильным положением органов речевого аппарата:

  • Нижний (происходит смягчение звука).
  • Заднеязычный (при этом положение артикуляционных органов, как при звуках Г, Х; это приводит к тому, что звук Ж произносится шумно).
  • Щечный (в этом случае язык неподвижен, щеки надуваются, зубы сомкнуты, образуется глухой гулкий звук).

Как проводить логопедические занятия с ребенком дома. Советы

Занятия должны проходить в игровой форме. Так ребенок не будет настороженно к ним относиться, нервничать и комплексовать.

Нельзя чрезмерно настаивать на упражнениях и заставлять ребенка. Занятия должны приносить ему удовольствие. Лишь в этом случае произношение быстро начнет улучшаться.
Занятие не должно превышать 15 минут, а артикуляционная гимнастика (разминка) пусть длится не менее 5 минут. Так упражнения принесут наибольшую пользу.
Не стоит повторять дыхательные и голосовые упражнения больше 4-5 раз. Дети быстро утомляются, затрачивают больше кислорода, чем обычно, и могут почувствовать головокружение.
Ребенок не должен быть простужен (заложенный нос, больное горло), иначе дыхательные упражнения будут выполняться неверно и не принесут пользы.
Чтобы усилить эффект от занятий, надо обязательно закреплять навыки в течение дня. Детям будет интересно играть и произносить скороговорки вместе со взрослыми. Делать это можно и дома, и на прогулке.
Можно предложить ребенку побыть в роли учителя. Пусть он «научит» любимую игрушку выговаривать букву.
Развить речь помогут игры и упражнения для мелкой моторики — лепка, раскрашивание, конструирование букв.
Обязательно хвалите малыша

Ему важно ощущать свои достижения.

Что делать, если ребенок не выговаривает «ж»?

Тема: «Звук и буква [Ж]. Слова и предложения с буквой [Ж]»

Цель  занятия:

1.  Закрепление звука и буквы Ж,  чтение слогов, слов, словосочетаний, предложений.

2. Формирование оптических дифференцировок, представлений о связи звука и буквы.

3. Развитие зрительно – моторных координаций.

4. Воспитание интереса к учебным занятиям, желания овладеть определенными умениями.

Оборудование:

наборное полотно, карточка с буквой  Ж, кассы букв, предметные картинки, таблицы слогов с буквой Ж, «подвижная лента», индивидуальные зеркала, слоговое лото, серия предметных картинок «Насекомые», дидактическая игра.

1. Организационный момент.

Отгадайте загадку:

Я на ветке сижу и звук Ж Ж Ж твержу,

И жужжу, жужжу, жужжу.

Ж Ж Ж Ж Ж.

Какой звук первый в слове жук. /Ж/

2. Артикуляционная гимнастика.

а) «Чашечка»

б) «Заборчик»

в) «Маляр»

г) «Бублик»

2. Повторение и закрепление пройденного материала.

а) Повторение правильной артикуляции звука Ж по схеме

б) Чтение слогов

жа, жо, жу. жи,

аж, ож, уж, иж.

ажа, ожо, ужа, ижо, ажу, ожу.

в) Дидактическая игра «Слоговое лото» /ведущий ребенок читает слоги на отдельных карточках, не показывая их окружающим.  кто нашел соответствующую карточку у себя, закрывает ее фишкой.

3. Чтение слов.

Посмотрите пожалуйста, на доску. На ней три домика:  в первом домике будут «жить» слова с буквой Ж в начале слова. во втором домике –  с Ж в середине слова, в третьем домике слова с буквой Ж в конце слова.

У вас  на столе карточки со словами, давайте распределим их по домикам. обязательно прочитав./ журнал, лучок, жуки, рожок, нож, еж, жало, жара, уж, пирожок, чиж/

Давайте, разделим эти слова на слоги и запишем в тетрадках. Какое слова самое длинное, какие слова самые короткие.

4. Пальчиковая гимнастика.

Изобразим кистью рук жука, ползущего по траве /поочередно правой, левой рукой, одновременно.

5. Чтение словосочетаний.

/Свежий лужок, жужжащий жук, жадный Жора, жирная жаба, желтый рожок, живой жучок./

Выделение  голосом звука Ж.

6. Работа с предложением.  Игра «Насекомые»

Ребята, а какие насекомые, кроме жука  жужжат? Давайте, выберем предметные картинки с изображением этих насекомых / оса, муха, шмель, пчела, овод/

Внимательно посмотрим на них, вспомним, где мы их видели и составим предложения про этих насекомых.

У осы острое жало.

Муха жужжит и мешает спать.

Толстый шмель кружит над цветком.

Пчела собирает пыльцу.

Овод жалит животных.

В каких словах вы услышали звук Ж.

Посмотрите, на доске карточки с предложениями. Давайте их  прочитаем  и запишем в тетрадях.

7. Итог.

С каким звуком продолжили работать на занятии?

В каких словах встречается звук Ж?

Какие насекомые издают жужжащий звук?

Тема: «Дифференциация звуков, букв [Ж]- [Ш]»

Цель  занятия:

1.  Закрепить образ букв Ж, Ш. Характеристика звуков по схемам.

2. Формирование оптических дифференцировок, представлений о связи звука и буквы.

3. Развитие пространственных представлений, совершенствование памяти, внимания.

4. Воспитание интереса к учебным занятиям, желания овладеть определенными умениями.

Оборудование:

наборное полотно, карточки с буквами Ш,  Ж,  предметные картинки,  «подвижная лента», индивидуальные зеркала,  предметные картинки, плакаты, схемы по работе с дисграфией на буквы Ж, Ш, «звонкие и глухие» колокольчики.

1. Организационный момент.

Выложите из «волшебных» палочек букву Ш, а затем букву Ж. Сколько понадобилось палочек на букву Ш, Ж?

2. Артикуляционная гимнастика.

а) «Чашечка»

б) «Заборчик»

в) «Маляр»

г) «Бублик»

3. Дифференциация звуков Ш, Ж по схемам: /схемы на доске/

 

 1.Язык « чашечкой» наверху у неба.

 2. Зубы «заборчиком».

 3.  Губы «бубликом»

 4. Струя воздуха теплая.

 5. Звук глухой /тактильно проверить/,  «моторчик» не работает

 1. Язык « чашечкой» наверху у неба.

2. Зубы «заборчиком».

3. Губы «бубликом»

4. Струя воздуха теплая.

5. Звук звонкий /тактильно проверить/, работает «моторчик».

4.  Дифференциация звуков в слогах, словах.

У вас на столе, у каждого «звонкий и глухой колокольчики». Я буду называть сначала слоги, потом слова, а вы должны мне показать колокольчиками, в каком слоге звук Ш /»глухой» колокольчик/, а в каком звук Ж /»звонкий» колокольчик/.

ша. жу, аж, иж, шо, уш, ижу, шу, шиш, аж.

шар, жар, ужи, уши, шарить, жарить, лужа, Луша, жить, шить, жила, шило.

Давайте,  запишем в тетрадке  эти слова  и прочитаем, выделяя шипящие звуки.

5. Речь с движением.

Над Сашей толстый жук кружит,

От страха Саша весь дрожит.

Руками мы помашем,

Спасем жука от Саши.

6. Дифференциация звуков в тексте.

Давайте прочитаем текст, выделяя звуки Ш, Ж. Один из вас у доски будет читать, а остальные внимательно следить глазками.

Вот лужок. Там Шура и Жора.

У них шалаш. Шура и Жора пасут корову. Жарко.

Корова Рыжуха ушла за шалаш.

Выпишем слова с буквой Ш, затем с буквой Ж в разные столбики.

7. Итог .

В чем отличие звука и буквы?

Чем отличаются звуки Ш и Ж?

Сколько элементов в написании печатной буквы Ш, Ж?

Постановка звука Ж для индивидуального занятия

Причины неправильного произношения

Неправильное произношение шипящих и свистящих называется сигматизмом.

Причины, по которым он может появляться, различные. Наиболее распространенные из них следующие:

  • Особенности строения артикуляционного аппарата: укороченная уздечка, «готическое» небо (когда у ребенка высокий свод твердого неба), дефекты строения челюсти (неправильный прикус), носоглотки.
  • Слабая иннервация мышц языка, либо, напротив, высокий мышечный тонус.
  • Нарушение фонематического восприятия.
  • Задержка в развитии нервной системы ребенка.

Проблемы со звукопроизношением могут появиться также на фоне подражания неправильной речи взрослого

Важно, чтобы ребенок слышал правильную, чистую речь не только на уроках со специалистами, но и дома

Задания для автоматизации звука Ж

Автоматизация тоже проходит поэтапно, подразумевает закрепление правильной артикуляции в слогах, потом в словах и предложениях.

Автоматизация звука Ж в слогах

Ребенок закрепляет проговаривание Ж в слогах «жа», «жи», «жо», «же», «жу». Далее применяется проговаривание в слоговом ряду. Например: «жу-жу-жу», «жа-жа-жа». Затем идут ряды с разными слогами, например: «жо-же-жу», «жа-жо-жи». Для усложнения прибавляется четвертый слог, например: «жо-жа-жи-жу».

Автоматизация звука Ж в словах

Логопед предлагает дошкольнику произнести слова, включающие вышеперечисленные слоги, а еще сочетания согласных «жг», «жд», «жб», «жн» и прочие. Сначала идет автоматизация слов, в которых указанные слоги первые (желе, жар, жираф, жнец), затем последние (багаж, кожа, пожар, дружба) и, наконец, в середине (пижама, обжора, пирожное).

Важна четкая автоматизация в словах, где соседствуют согласные: одежда, ножницы, ждать, творожный

Еще важно проработать слова, в которых две фонемы Ж: жужелица, жижа, жажда, жужжать

Автоматизация звука Ж в предложениях

Ребенок повторяет за логопедом словосочетания, где в обоих словах есть звук Ж. Например: жук жужжит, желтая пижама, ожог жжет, кожаный пиджак, жирный пирожок.

Далее идет автоматизация в предложениях из нескольких слов. Ребенок зачитывает их:

  • в луже живет жирная жаба;
  • вдоль дорожки выросли рыжие рыжики;
  • Жора ест крыжовник, а Женя — ежевику;
  • муж работает инженером, а жена — художник.

Применяется проговаривание чистоговорок наподобие таких:

  • жа-жа-жа — жаба прогнала ужа;
  • жу-жу-жу — я с жуками не дружу;
  • жи-жи-жи — про животных расскажи;
  • же-же-же — рыжик едет на еже;
  • жо-жо-жо — мне с мороженым свежо.

Ребенок разучивает и рассказывает по памяти короткое стихотворение, в котором часто употребляются слова со звуком Ж.

Постановка звука Ж для индивидуального занятия

Постановка Ж в игровой форме делится на 3 этапа. Первый этап — это демонстрация, как должны располагаться артикуляционные органы при произношении звука.

Второй этап

Этот этап включает артикуляционную и дыхательную гимнастику, после чего следует отработка изолированного звука Ж. Применяются следующие упражнения:

  1. «Жуки»: логопед демонстрирует дошкольнику изображение летающих жучков, предлагает вспомнить, как жужжат насекомые над летними травами. Дети воспроизводят звук.
  2. «Пчелы»: игра проводится в группе, часть детей становится пчелками, вторая часть — цветочками. Педагог предлагает воспитанникам показать, как пчелки кружатся над цветами, собирают нектар. Дети, изображающие пчел, бегают вокруг товарищей, при этом жужжат.
  3. «Паутина»: игра групповая, одни дети становятся в круг, но не держатся за руки — это паутина, другие воспитанники изображают мух. Вторые бегают между товарищами, вбегают внутрь круга, выбегают, при этом жужжат. По команде педагога стоящие в круге дети хватают друг друга за руки. Дети, не успевшие выбежать из круга, — мухи, попавшие в паутину. Они тоже становятся в круг, то есть паутина становится больше. Игра продолжается, пока не останется последняя муха. Этот игрок и становится победителем.

Третий этап

На этом этапе отрабатывается произношение Ж в словах и предложениях. К нему можно приступать только после того, как дошкольник научится четко проговаривать изолированный звук.

Для занятий нужны парные картинки, изображающие предметы и сюжеты. На предметных изображениях представлены объекты, в названиях которых имеется звук Ж. Главное — он не должен стоять на конце слова и перед глухой согласной фонемой. А сюжетные изображения должны представлять сюжеты, с которыми связаны изображенные на других картинках объекты. Например, для картинки «пожарник» парой будет изображение горящего здания.

С этими картинками дети выполняют следующие задания:

  1. Педагог показывает предметное изображение. Дети называют изображенный объект.
  2. Педагог демонстрирует сюжетные картинки, спрашивает, какого объекта на них не хватает. Дети отвечают, ищут соответствующую предметную картинку.
  3. Педагог спрашивает, для чего необходим тот или иной объект. Воспитанники развернуто отвечают. Например, «нож нужен, чтобы нарезать пищу на кусочки».

Ход занятия:

Организационный момент (проводится на ковре).

Ребята, я предлагаю вам сегодня позаниматься вместе с жуками…. Вы согласны?  Изобразите летающих жуков, спящих жуков, веселых, обиженных жуков.

Сообщение темы занятия.

Ребята, отгадайте загадку.

Шесть ног без копыт, летит- жужжит,
Упадет, в землю ползет. (Жук)

Чтобы узнать с каким звуком и буквой мы сегодня познакомимся ответьте мне на такие вопросы:

  • Как назвать маленького жука? (жучок).
  • А если жуков несколько, как их назовем? (жуки).
  • Жук, жуки, жучок… Какой первый звук вы слышите в словах? (ответы детей).

Правильно! Сегодня будем слушать и произносить звук «Ж», а также познакомимся с буквой Ж.

Характеристика звука «Ж» по артикуляционным и акустическим признакам.

При произношении звука «Ж» кончик языка поднимается за верхние зубы, зубы при этом сближены, губы «рупором». Возьмите зеркала и попробуйте произнести звук вместе со мной: жжжж…

Гласный или согласный звук «Ж»? Можно ли его пропеть?
Что мешает петь звук «Ж» легко и свободно? (ответы детей).

Этот звук очень похож на жужжание жука, произнесите мне его еще раз, но глядя в зеркало на свои язычки…тихо…громко (в это время появляется объемная фигурка жука на леске.

Ответьте, этот звук согласный или гласный? Он звонкий или глухой, как думаете?

Почему, докажите ответом. Да, этот звук согласный, звонкий. Он всегда произносится твердо. При произнесении звука «Ж» язык в виде «чашечки» и поднят к верхним зубам, губы округлены, зубы слегка приоткрыты, сближены, воздушная струя сильная и теплая (несколько ответов повторных ответов детей).

Произношение звука в слогах и словах.

Жук жужжал, жужжал и стало ему скучно. Мы можем ему помочь, мы «подружим» его с гласными звуками. Назовите их(ответы). Логопед «бросает» гласный звук, а дети возвращают мяч, но к этому гласному добавляют согласный звук с которым только что познакомились (могут произносить слоги как прямые, так и обратные).

А теперь следующее задание «Дополни слог». Продолжаем знакомить звук «Ж» с будущими друзьями.
Если к слогу ЖУ пригласим звук «К», какое слово получится? (ответы).

Я предлагаю сочинять слова со звуком «Ж». Я буду называть первый слог, а вы следующие, но так, чтобы получилось слово со смыслом: ЖА….(БА), ЖИ…(РАФ), У…(ЖИ), Е…(ЖИХА) и тд.

Придумайте клички нашим героям, например: ЖУК ЖУЖИК, ЖИРАФ ЖОРА, ЖАБА ЖУЖА, ЕЖИХА ДОЖА.

Молодцы!

Физминутка 

«Жуки» (педагог показывает движения, под музыку).

Жук жужжит про букву Ж, (имитируют работу крылышками)
Озорную букву Ж,(прыгают на ногах поочередно)
Обижалась: жжжж,(присели, закрылись крылышками)
Уезжала жжжжж,(движения паравозиком)
Приезжала жжжж,( движения летящего самолетика)
И жасмином жжжж,(имитируют вдохи)
Наслаждалась жжжж,(улыбаются)
Вот какая буква Ж,(работа крылышками)
Озорная буква Ж.(Е.Рыбак)

(сопровождается произношением звука в предложениях за педагогом).

Знакомство и анализ написания печатной буквы Ж
(выставляется стилизованная и печатная буква Ж, дети рассматривают букву в рисованную в предметы).

Вы назвали много слов со звуком «Ж», а сейчас предлагаю посмотреть на что похожа буква Ж, из каких элементов она состоит? (ответы детей).

Работа в тетрадях
(обведи по контуру букву, раскрась разными способами, дорисуй и тд.)

Заучивание стихотворения про букву
(повтор вместе, по одному).

Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук:
Ж ..ж..ж..ж..ж..ж! (С. Маршак).

У каждого из вас на столе лежат наши помощники, массажные мячики, я предлагаю размять пальчики. (массаж рук с помощью массажных мячиков).

Выкладывают букву из маленьких бумажных жучков, красят трафарет печатной буквы в тетрадях, находят букву в разрезной азбуке, называют ее.

Профилактика коррекции звукопроизношения и прогнозирование

Помимо логопедических занятий, которые ребенок посещает в детском саду или речевой школе, рекомендована и домашняя работа по устранению речевых нарушений и звукокоррекции. Дополнительная работа с родителями поможет закрепить пройденный материал.

Педагог может предложить родителям выполнять с ребенком дома некоторые упражнения из комплекса артикуляционной или дыхательной гимнастики

Если малыш все еще не всегда правильно дифференцирует звук, и в свободной речи заменяет его на схожий по звучанию, то взрослым рекомендовано акцентировать на этом внимание, предлагая правильный вариант

Таким образом, работа по коррекции звукопроизношения будет вестись непрерывно: в саду, на прогулке, дома, что приведет к положительным результатам.

Конспект НОД по звуковой культуре речи «Учимся правильно произносить звук «Ж».

Образовательные задачи:

– Познакомить детей со звуком  ж.

– Учить правильно и четко произносить звук ж (изолированно, в связной речи,

звукоподражательных словах, чистоговорках).

Развивающие задачи.

– Различать звук  ж  на слух. Упражнять в умении определять слова со звуком  ж.

 – Развивать внимание, память, мышление, речь. Воспитательные задачи

Воспитательные задачи.

– Воспитывать желание повторять и добиваться положительного результата.

Предварительная работа: Работа над произношением других звуков, используя

«Сказки веселого язычка» . Разучивание упражнений для артикуляционной

гимнастики.

Оборудование:  магнитная доска, предметные  картинки с изображением

предметов со звуком «ж».

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Стихотворение  «Напоминалочка»

Говорим  всегда красиво:

Тихо и неторопливо.

Ясно, чётко говорим,

Потому что не шумим!

Наши ушки слушают,

Наши глазки смотрят,

Ручки  помогают,

Ножки не мешают.

– Ребята, я шла сегодня в детский сад и встретила почтальона, он передал мне вот  этот конверт. Вы хотите узнать, что в этом конверте?

– Да.

Что же здесь изображено?

– губы , зубыоткрытый  рот. А это язычок, а  рот это домик для язычка. 

– У каждого из нас живет веселый мальчик язычок.  Он очень любит играть. 

И сейчас я вам предлагаю с ним поиграть. 

Для этого нам нужно сесть на стульчики. Будьте внимательны и вместе с язычком, участвуйте в его превращениях.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Жил веселый Язычок

В маленьком домишке,

Превращался во что мог

На радость всем детишкам.

Вот в лопатку превратился    (если не получается: «какой  непослушный язычок

И на губке развалился.            давайте  мы его губками  пошлепаем»)

Распластался, растянулся

И губами улыбнулся.

Вот широко рот открылся,

Язычок поднялся вверх,

Потянулся, изогнулся

И стал чашечкой для всех…..

Т.В. Мецлер

III. Вот, какой веселый, трудолюбивый  язычок.

А теперь послушайте еще одну историю, которая произошла с язычком.

– Сидел Язычок в домике, слышит: кот-то поёт незнакомую песенку: ж-ж-ж. 

-«Я не умею так петь, – огорчился Язычок – я знаю песенку гуся, змеи»(ш-ш-ш).

– «Но эта новая песня совсем другая». Она звонкая: ж-ж-ж.

(Сделайте заборчик из зубов, а затем вытяните губы трубочкой и попробуйте произнести звук  Ж)

Ж-ж-ж- это песенка жука (объясняет педагог). –Она поется так же как и псенка змеи (ш-ш-ш), но только звонко, с голосом. Песню жука поёт даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и попробуйте спеть «ж-ж-ж». Что вы слышите? (горлышко поет эту песню).

– А теперь приложите ладонь к горлышку и спойте песню змеи. Поёт горлышко?

– Нет.

– Давайте произнесём все вместе (по одному) : «Ж-ж-ж». Молодцы.

– Теперь споём все вместе песню маленького и большого жука. Как будем петь песню маленького жука?

– Тихо.

– Молодец. А песню большого жука?

– Громко.

– Конечно. Молодцы.

– Замечательно. Очень хорошо пели.

IV.Я предлагаю вам игру «Поймай песенку жука»  Я буду петь вам разные песенки, а вы если услышите  песенку жука будете ее ловить ( ааа,  ууу, жжж, ссс,  ттт, жжж, иии, ззз,  жжж, ооо, ччч, жжж).

-Молодцы

  1. VХотите  поиграем еще в игру «Жуки».

«Из леса к нам летят  жуки и жужжжат (дети вместе с воспитателем вытянули

руки в стороны и долго тянут: ж-ж-;)

 Устали жуки и сели отдохнуть на листочек (дети  опускаются на корточки). Посидели жуки, отдохнули и опять полетели в лес.

Зажужжали сначала громко, затем всё тише и тише и совсем улетели.(2р.)

  1. Дети присаживаются на стульчики.

А сейчас поиграем в игру «подскажи словечко»

Я буду начинать строчку, а вы её заканчивать.

1) Лежебока рыжий кот, отлежал себе … (живот).

2) Вяжет мама длинный шарф, потому что сын… (жираф).

3) И бежит Айболит к бегемотикам  и хлопает их по… (животикам).

4) Солнце светит, очень ярко  бегемоту стало… (жарко).

5) А рядом бегемотики  схватились за …(животики).

Молодцы, хорошо справились с заданием.

Ребята, смотрите,  сколько картинок лежит на столе. А сейчас я предлагаю подойти  по одному, и взять только ту картинку, где есть песенка жука надо не только взять картинку, но и назвать, что на ней изображено.

Дети берут картинки и  проговаривают, что там изображено выделяя звук  Ж.

  1. Вы сегодня , были внимательны, трудолюбивы, активны.

-С какой  песенкой мы сегодня познакомились? С песенкой жука «Ж ЖЖЖ»

Играли в игру : «Поймай  песенку жука»  

-А сейчас я вам предлагаю послушать эту песенку (жа,жа,жа-мы нашли в лесу ежа)

(жу,жу,жу,жу- дали яблоко ежу) (жи,жи..-ежик съел его уже) (жи,жи -нам животик покажи)

Конспект занятия “Учимся правильно произносить звук Ж”

Как поставить звук?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: