Задачи СРСИ
СРСИ предназначена для того, чтобы, во-первых, отфильтровать «шумы». Под «шумами» понимается вся лишняя информация – те 95-97%. Если она не выполняет эту задачу, то мозг оказывается буквально затоплен «шумом». Тяжело или невозможно отделить значимое от «шума». Все имеет равное значение. Например, при работающей системе ребенок четко выделит голос мамы, когда она позовет его на детской площадке среди всего гомона и гула голосов и других сигналов. Но при неработающей системе с этим возникают большие сложности.
Невозможность отфильтровать «шумы», в свою очередь, не позволяет СРСИ выполнить вторую задачу – установить приоритеты внимания, главными из которых являются привязанность и тревога. Привязанность обеспечивает наше выживание
Тревога побуждает к осторожности в случае опасности, что тоже, собственно говоря, необходимо для выживания. Также приоритет внимания должен быть направлен на удовлетворение базовых потребностей – голод, жажда, естественные нужды
Если СРСИ не способна установить приоритеты внимания, ребенок не тянется к привязанностям, не проявляет осторожность там, где нужно. Если ребенок к нам не тянется, то это уже задевает наши чувства
И нам самим порой тяжело заботиться о таком ребенке. Такие дети могут теряться, что часто бывает в случаях классического аутизма, т.к. не могут выделить свои привязанности в общем потоке
Также у таких детей может не возникать автоматически внимание к базовым жизненным потребностям
В третьих, СРСИ привзвана защищать чувства. Периодически у нас возникает защитная слепота, как шоры на глаза у лошади. Это просто необходимо, что мы могли функционировать в ранящих ситуациях. Нам всем необходим защитный механизм от того, чтобы быть раненым. Отфильтровывать любые сенсорные сигналы, которые мешали бы нам функционировать в ранящем мире (тревожные воспоминания, признаки отвержения, чувство незащищенности), – тогда они с меньшей вероятностью смогут причинить вред. Защищать чувства – от того, чтобы быть раненым, – значит, ЗАЩИЩАТЬ ОТ того, что может причинить боль.
При неработающей СРСИ мозг не может защитить себя от слишком сильных чувств, от того, что невыносимо. Мы зачастую не можем вспомнить какие-то тревожащие, ранящие события из своей жизни. Но эти дети помнят, что случилось 10 лет назад. В мельчайших деталях. И как именно это на них подействовало, как задело, потому что у них нет защиты от этого. И на них накатывают эти чувства снова, и снова, и снова. Они не могут защититься от ранящих воспоминаний.
Не гиперопекайте
Бытует иллюзия, что сверхчувствительных детей лучше опекать и оберегать от ранящих событий. От ранящих – безусловно, да (в особенности маленьких и даже подросших детей), но чувствительный ребенок – такой же, как и все остальные, и со временем встретится с миром, разным – и добрым, и ранящим.
Не проживайте жизнь за ребенка, этим вы поселите в его сердце ворох иллюзий. Лучше быть рядом, и если нужно – поддержать сына или дочь, когда они столкнулись со фрустрирующим событием, человеком или ситуацией.
Учитывая, что повышенная чувствительность – это телесная характеристика и особенность устройства нервной системы, необходимо тренировать и поддерживать тело. Давайте ребенку высыпаться, прогуливайтесь на свежем воздухе, в лесу, у озера, позволяйте покричать, если ему это нужно, пошвырять камни или палки – этим ребенок проживет чувства через тело, а не через “симптомы”, заболевая от того, что ему не позволяют чувствовать запретные эмоции вроде агрессии, ярости, злости, отвращения.
Можно также проводить оздоравливающие процедуры, например, контрастный душ, начиная с теплой воды и погорячее и постепенно расширять амплитуду температур. Также хорошо зарекомендовали себя витамины, лецитин для поддержания мозга, аромамасла (в особенности лавандовое) и гомеопатические препараты, успокаивающая и классическая музыка (например, произведения Моцарта).
А вот что в воспитании приносит положительные плоды:
Близким необходимо развивать эмпатию к ребенку. Учитывая, что он чаще чувствует, чем говорит, то необходимо научиться понимать его общий эмоциональный настрой по внешним признакам. Если, к примеру, ребенок уже расстроен или перегружен, то ему хватит впечатлений на сегодня. Если красный нос клоуна уже «застрял» у него в голове, и ребенок находится в явно возбужденном состоянии, досиживать до конца циркового представления не имеет смысла. Даже если деньги «уплочены». 2. Такому ребенку, как и всем остальным детям, а может быть даже в большей степени, нужны границы и структура. Определенная рутина охраняет от перегрузки органов чувств. Даже пресловутый распорядок дня уже принесет свои плоды
Однако все мероприятия в отношении построения границ необходимо проводить осторожно и постепенно. 3
Ребенок нуждается в поддержании познавательной деятельности. Зная особенность к фрагментарному восприятию мира, ребенку необходимо в течение определенного времени «прилаживать кусочки» к его первому впечатлению. Со временем он сам подхватит и освоит эту модель обучения. 4. Ребенок нуждается в поддержании и совершенствовании практик наблюдения за собой. Это, в первую очередь, позволяет ему научиться распознавать свои эмоции и, со временем, их контролировать. 5. Работу со страхами и тревогой, особенно, если они влияют на повседневную жизнь ребенка, лучше проводить с детским психологом. Основной акцент стоит делать на обучении самостоятельной с ними работе. Что касается домашних способов (они не заменяют профессиональной помощи), то здесь хороши рисунки и сказки, в которых ребенок может выразить, вербализовать свои фантазии.
Мифы о мальчишестве
Высокочувствительным мальчикам приходится труднее всего. C ранних лет их приучают вести себя жестко. Если они проявляют мягкость и не скрывают эмоции, то взрослые обычно объясняют, что подобное поведение неприемлемо. Очень часто можно услышать такие фразы: «Не реви, ты же не девчонка», «Что это еще за телячьи нежности?», «Будь настоящим мужчиной, дай сдачи».
Не удивительно, что ребенок учится отказываться от своего истинного «я», пытаясь заслужить признание родителей и сверстников. Это отрицание может вызвать страх, беспокойство и низкую самооценку.
Избавьтесь от стереотипов! Мальчик не обязан быть агрессивным, грубым, сильным и активным. Если ему скучно слушать новости о спорте или неприятно смотреть боевики, это не свидетельствует о его ненормальности. Он не должен следовать кодексу жесткого мужского поведения только потому, что в обществе сложились такие стандарты.
Позвольте ребенку быть самим собой. Примите его мягкость и чувствительность. Не ругайте, а объясните, как успокаиваться и справляться с внешними раздражителями.
Синдромы гиперактивности
Уже на первом году жизни у детей с гиперактивностью наблюдается общее беспокойство, повышенная возбудимость, нарушение сна и аппетита, частые срыгивания, дрожание подбородка и рук. В возрасте от одного до трёх лет заметны повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, слабая прибавка в массе тела, некоторое отставание в речевом и моторном развитии
К трём годам обращает на себя внимание моторная неловкость, повышенная утомляемость, отвлекаемость, импульсивность, двигательная расторможенность, упрямство и негативизм, могут проявляться задержка в овладении навыками опрятности. Все эти признаки чаще всего замечают только специалисты, родители считают их проявлениями возрастной нормы и не спешат обращаться за помощью. Наиболее явными симптомы гиперактивности становятся в дошкольные и младшие школьные годы, когда ребёнок начинает выполнять общественно полезную деятельность и постоянно находится в социуме
Тогда воспитатели, родители, учителя отмечают невнимательность, импульсивность и гиперактивность ребёнка, которые могут наблюдаться как в комплексе, так и раздельно
Наиболее явными симптомы гиперактивности становятся в дошкольные и младшие школьные годы, когда ребёнок начинает выполнять общественно полезную деятельность и постоянно находится в социуме. Тогда воспитатели, родители, учителя отмечают невнимательность, импульсивность и гиперактивность ребёнка, которые могут наблюдаться как в комплексе, так и раздельно.
Невнимательность: ребёнок плохо воспринимает обращённую к нему речь, он как будто не слышит вас, не может сосредоточиться на задании, постоянно отвлекается от него, перескакивает с одной деятельности на другую, ничего не доделывает до конца, часто теряет свои вещи. В школе невнимательность проявляется на уроках: ребёнок не слышит учителя, не может организоваться сам, постоянно отвлекается, допускает много ошибок в заданиях.
Импульсивность: не способен дождаться своей очереди в играх и в разговоре, вмешивается, прерывает их; отвечает на вопросы, не дослушав их до конца; не может дождаться вознаграждения; всегда сначала что-то делает, а потом думает, зачем он это сделал; не чувствует опасности, склонен к рискованной деятельности; показывает разные результаты в школе.
Гиперактивность: не может спокойно сидеть на одном месте, крутится, вертится, барабанит пальцами, ходит по классу или комнате, пытается куда-то залезть; часто всё время что-то бубнит или говорит; становится неуправляемым на уроках физкультуры и музыки.
Из-за этих особенностей поведения гиперактивному ребёнку сложно наладить контакты со сверстниками: он не слушает и не понимает их, не любит играть по правилам, гиперчувствителен по отношению к себе, и не чувствителен по отношению к другим.
К счастью, ребёнок растёт и развивается, его организм при правильном подходе и воспитании постепенно гармонизируется и приходит к контролируемому состоянию.
Но жизнь нередко опережает наши стереотипы
Учась понимать своих детей, мы обогащаемся сами!
Почему людей старшего поколения так «бесит» ироничная независимость современных школьников?
Потому что в советской действительности подобное качество личности могло стоить свободы, а то и жизни!
Коллективизм, умение подчинять свои интересы общественным – вот что было условием социального успеха человека в те дни! Уважение к себе, безотносительно к «достижениям», просто не рассматривалось, и люди старшего поколения не понимают – за что можно уважать ребенка?
Этих людей можно и нужно понять, они имеют право на собственную картину мира, но есть категория новых детей, не очень способная защититься от грубости, давления и бесцеремонности подобного рода «воспитателей».
Сегодня я обращаюсь к родителям, дети которых очень чувствительны, восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих, а значит, – уязвимы!
Нередко ко мне приходят письма подобного содержания:
Такой ребенок может буквально «не переваривать» ситуацию насилия, просто случившуюся в его присутствии.
Я знаю детей, которые на выброс агрессии взрослым человеком в адрес другого ребенка в детском саду отвечают симптомами острого отравления — тошнотой и рвотой.
Это называется «психосоматическая реакция», когда организм, физическое тело, страдает определенным образом в результате психологической травмы
Важно, что такому «сенситивному» ребенку психологическую травму наносят чужие переживания…. С годами эти дети осваивают «защиту» в виде отчуждения, учатся «отсутствовать» во время мучительных для себя ситуаций. Обычно они обладают гибким интеллектом, разносторонне одарены и вырастают вполне успешными, если никто не старается «воспитать в них мужчину» (девочкам обычно прощают чувствительность)
С годами эти дети осваивают «защиту» в виде отчуждения, учатся «отсутствовать» во время мучительных для себя ситуаций. Обычно они обладают гибким интеллектом, разносторонне одарены и вырастают вполне успешными, если никто не старается «воспитать в них мужчину» (девочкам обычно прощают чувствительность).
В этих «новых» чувствительных детях нет страха, поэтому другие дети «не нападают» на них, но глубокое отвращение к насилию выводит их за рамки многих детских форм социализации («куча-мала» на перемене, заигрывания с отбиранием школьных принадлежностей, беготня по коридору за теми, «против кого дружим»…).
Учить такого ребенка «давать сдачи» — безрезультатно, поскольку он внутренне осуждает эту роль. Эти дети прямо отвечают родителям на подобное обучение: «Но ведь ему будет больно? Как можно – кулаком в лицо?»
Как воспитывать очень чувствительных детей
Забавно, как долго, пока все эти книги не вышли как «волна» книг по высокой чувствительности, многие люди не понимали, почему они чувствовали себя такими разными. Почему они были более чувствительны к самым повседневным вещам и почему они видели жизнь таким особым образом для остальных своих знакомых.
сегодня высокая чувствительность воспринимается как еще один тип личности, и что это будет в области интроверсии, но без выполнения этого ухода. Поэтому стоит знать ряд простых стратегий, чтобы знать, как вести наших детей изо дня в день
Обратите внимание
Повышает их самооценку
Это фундаментальный принцип, которым мы не должны пренебрегать. Видение мира по-другому заставляет их чувствовать себя разными, а видение себя другими заставляет их видеть себя уязвимыми.
- Оцените каждое рассуждение, каждое слово, которое произносит ваш ребенок. Дайте им понять, что быть более чувствительными, чем другие, — это подарок, и это позволит им наслаждаться жизнью с уникальной интенсивностью. Искусство и музыка — два хороших способа самовыражения, где найти силу, заставить его увидеть, что быть более чувствительным — значит быть умнее, потому что он лучше понимает людей.
- Заставьте его увидеть, что, если его одноклассники не ведут себя или не чувствуют того же, что и они, это неплохо. Каждый человек уникален, и это очень позитивно.
- Они должны усвоить, что получение критики, признание того, что кто-то из школы отвергает или обманывает их, также является чем-то нормальным, что им не следует усваивать. Плохой день не означает, что завтра будет слишком плохо. То, что ребенок солгал вам, не означает, что все они лжецы.
- Заставьте его увидеть, что он силен, что он может многое сделать пока они хотят и ценят себя.
Уважайте их моменты одиночества или независимости
Вы захотите делать что-то самостоятельно, и вам придется много раз побыть одному. Позвольте этому, но наблюдайте, пока вы не переусердствуете. Одиночество позволит вам войти в контакт с самим собой, чтобы уладить идеи, чувства, переживания.
Позже не стесняйтесь поговорить с ним или с ней. Вопросы, которые вы задаете, должны быть такими же глубокими, как их рассуждения или опасения. Речь идет о том, чтобы просить сочувствовать им, но без ощущения, что вы их контролируете
Мы приводим вам несколько примеров, в которых мы будем уделять приоритетное внимание позитивному и эмпатическому контакту
- С вами случилось что-то интересное в классе?
- Сегодня ты выглядишь несколько грустным. У людей бывают хорошие и плохие дни, жизнь иногда несколько капризна. Моя была очень хорошей … Как твоя?
- Читаю очень интересную книгу. Какие темы вас больше всего интересуют при выборе книги?
- Еще мне нравится время от времени побыть одному, я думаю о своих делах и о том, чем я хотел бы заняться завтра. А ты … кем бы ты хотел быть, когда вырастешь? Самое главное, что ты всегда счастлив, поэтому скажи мне … что бы ты хотел сделать, чтобы всегда быть максимально счастливым?
Структурируйте свой день ото дня и избегайте источников стресса
Этот совет полезен не только для очень чувствительных детей, но и для большинства из них. Однако у тех детей, которые более чувствительны, чем обычно не стоит подвергать их воздействию источников, которые могут вызвать у них больше беспокойства, чем стабильность.
Никогда не делайте ошибку, что «он должен быть сильнее и умнее», и для этого стоит указать на определенные виды спорта или сборы. Поговорите с ними заранее, имейте в виду, что высокочувствительные дети не любят соревноваться, делать что-то в группах или в ситуациях с сильным волнением, криком или шумом.
Завоюйте доверие со своим ребенком и поймите это. Родители не имеют функции изменять личность наших детей, но каждый день направляют их так, чтобы они были такими, какие они есть, и обретали счастье.
Lone Druid – Unbearable
Что делает аспект: Способность True Form действует не на героя, а на медведя. Медведь излечивает атаками своего владельца, но не наоборот. True Form придает Spirit Bear разъяренный облик, увеличивая его броню на 8/10/12, понижая базовое время атаки на 0,1 секунду и снижая перезарядку Entangling Claws на 50%.
Винрейт: 38,41%
Главное предназначение True Form – добавить выживаемости герою, пока его медвежонок всех убивает. С этим аспектом у героя отбирают возможность стать покрепче и делают его еще более уязвимым. Видите Друида с этим аспектом – прыгаете ему с двух ног в лицо. Не проживет и пары секунд. Ситуативно аспект может сработать, но только против очень уж слабых оппонентов.
* * *
Черты темперамента впечатлительных детей — детей со слабой нервной системой:
Как ведут себя дети этого типа? Они с ранних лет чрезвычайно чувствительны и восприимчивы: могут быстро и легко замечать незначительные изменения в настроении людей, а также слабейшие шорохи, звуки, оттенки. Они видят даже то, что для многих остается незамеченным: легкую тень досады или искорку радости на лице, незаметные движения, незначительные изменения в костюме или походке.
Эти дети очень сильно переживают, когда читают книги и смотрят фильмы. События настолько захватывают их, что в глазах появляются слезы, хотя они стараются отвлечься от волнующих событий. Воспоминания о них вызывают необъяснимую душевную боль.
Повышенная чувствительность, нервозность проявляются и тогда, когда им приходится что-нибудь самостоятельно решать, делать, особенно в незнакомой и необычной обстановке. На все новое впечатлительные дети реагируют с большой, даже избыточной, тратой сил, часто бывая при этом озабоченным. Какой-нибудь пустяк, а у ребенка уже напряженное лицо, глубокий вздох. Например, отец поручил сыну расплатиться с шофером такси, а тот переживает это как важнейшее событие в своей жизни.
Особенности детей со слабой нервной системой проявляются также в учебной и физической работе. Таких учеников легче приучить к тщательности в повседневных делах, чем детей сильных типов, особенно сангвиников и холериков. Они лучше работают в однообразных условиях, быстро и легко привыкают к режиму дня и работы, так как однообразная деятельность не может вызвать очень большого возбуждения, которое может привести к перерасходу сил и торможению нервной системы. Поэтому и родителям, и учителям приходится считаться с недостаточной выносливостью и с легкой утомляемостью впечатлительных детей.
Длительная напряженная работа, будь то физическая или умственная, для них утомительна. Если на первых уроках они работают хорошо, то дальше — хуже. Особенно быстро устают дети слабого типа в новых условиях. Им осбенно трудно учиться в первом и в пятом классах. Лучше всего им работается дома, когда никто не мешает, или же в укромном уголке библиотеки.
В шумной напряженной обстановке и простые дела кажутся детям со слабой нервной системой сложными, и легкие задачи — тяжелыми. В период экзаменов и других волнующих событий они бывают или пассивными, вялыми, или раздражительными, крикливыми, а если уж случается какое-нибудь несчастье, то и совсем обессиленными, больными.
В отличие от учащихся сильных типов у детей слабого нервного типа обнаруживается быстрая тормозимость, скованность, если им приходится действовать в зависимости от обстановки. Когда перед ними ставят неожиданный вопрос и они затрудняются сразу ответить, у них обычно растерянный вид, напряженное лицо, они не знаю, куда себя деть. На уроках после заданного вопроса робко поднимают руку, а, услышав свою фамилию, вздрагивают и, медленно встав, отвечают.
Во время экзаменов «они настолько волнуются, что это чревато потерей аппетита, бессонницей и ночными кошмарами. Тогда и посильное дело кажется им непосильным и решенная задача — нерешенной. Успешное окончание экзаменов успокаивает чувствительных детей, они говорят: «Зачем надо было так переживать? Больше этого не будет». Но «это» повторяется снова и снова — таковы особенности детей со слабой нервной системой.
Впечатлительный ребенок может обидеться из-за пустяка: заплакать, если перед его появлением закончили беседу или, скажем, не передали шутку, над которой все смеялись (а вовсе не над ним).
Мы остановились на некоторых чертах темперамента впечатлительных детей. Надо сказать и то, что каждый из них может иметь и другие особенности: один быстр, другой медлителен, один уравновешен, другой неуравновешен. Это еще раз свидетельствует о том, что в человеческом обществе нет неизменных, «чистых» нервных типов. Поведение ребенка формируется постепенно, под влиянием общественных воздействий, личного опыта и воспитания.
Никаких телесных наказаний, тайм-аутов и прочих пережитков средневековья
Для любого ребенка это табу, в особенности для ВЧ-ребенка. Наказание телесное унизит его достоинство, оставит глубочайшую рану в сердце и разрушит привязанность. Переживая наказания глубоко (как и все остальное), такой ребенок окончательно убедится в своей неполноценности.
Тайм-ауты также приводят к разрыву в привязанности. Лучше поговорите, объясните, усадите рядышком отдохнуть, крепко обнимите шалуна, следите за поддержанием привязанности и за режимом труда и отдыха – этим ребенок удержится в рамках правил.
Если у вас дома приняты конкретные правила, выпишите их на доску мелом, или проинформируйте ребенка, что можно, а что нельзя.
Границы будут ему яснее, если будут очерчены и установлены четко и заранее. Иначе ваш произвол карать (если у вас плохое настроение) сделает его бессильным перед вызовами во взрослой жизни, где он окажется безвольным вместо того, чтобы дать отпор.
Чувствителен ли ваш ребенок?
Софи на самом деле не существует, ее портрет собран из характеристик реальных чувствительных детей. Конечно, не каждый такой ребенок будет во всем походить на Софи. Как и у взрослых, у детей чувствительность проявляется по-разному. Далее приведены некоторые распространенные признаки детской чувствительности. Вашему ребенку необязательно иметь их все, чтобы считаться чувствительным, но чем больше верных утверждений, тем выше уровень его чувствительности.
Итак, какие из этих утверждений верны?
Мой ребенок…
- быстро учится новому;
- испытывает сильные эмоции;
- легко «читает» людей;
- тяжело переживает изменения;
- не любит сюрпризов или нарушения привычного распорядка;
- обладает сильной интуицией по отношению к людям или событиям;
- лучше реагирует на мягкие указания, чем на жесткую дисциплину;
- плачет или отстраняется, когда на него кричат или ругаются;
- тяжело засыпает после веселого или эмоционально насыщенного дня;
- подпрыгивает или вздрагивает от резких звуков или неожиданных прикосновений;
- жалуется на неприятные физические ощущения (грубые простыни, колющийся ярлычок на одежде, давящий пояс и т. д.);
- отказывается есть определенные продукты из-за запаха или текстуры;
- обладает хорошим чувством юмора; задает много вопросов;
- делает глубокомысленные замечания и кажется мудрым не по годам;
- хочет спасти всех, кто страдает, — от бездомной собаки до одноклассника, которого дразнят; стремится все делать идеально;
- нервничает из-за оценок и срока сдачи домашних заданий;
- стремится угодить взрослым; служит объектом насмешек или даже издевательств со стороны сверстников (особенно это касается чувствительных мальчиков);
- избегает определенных мест (общих спортзалов или магазинов парфюмерии) из-за сильного неприятного запаха;
- не любит шумные места;
- замечает, когда другие грустят или испытывают боль; думает, прежде чем что-то сказать или сделать;
- много и сильно переживает по разным поводам;
- избегает рисков, если тщательно не продумал все заранее;
- остро ощущает физическую боль или дискомфорт;
- сразу замечает новые вещи (другой наряд учительницы или перестановку мебели).
Если вы до сих пор не уверены, чувствителен ли ваш ребенок, прочитайте высказывания других родителей об их чувствительных детях. Знакомо ли вам что-либо из этого?
Трудности воспитания детей с высокой чувствительностью
Главная проблема детей с высокой чувствительностью — сильное раздражение. Им могут мешать вещи, предметы, другие люди.
Пытаясь справиться с потоком чувств, они могут впадать в ярость или в истерику. Другие же могут забиться в угол, чтобы их не трогали. Третьи могут плакать и дрожать. Четвёртые будут стараться достичь совершенства, чтобы спрятать свои страхи или компенсировать их своими талантами. Пятые будут корчиться от боли в животе или от мигрени. Словом, от раздражителей дети обосабливаются по-разному, и чаще всего такие попытки обособиться будут сопровождаться стрессом, тревогой, а в будущем могут вызвать проблемы с социализацией.
Особенность высокочувствительных детей в том, что они воспринимают мир фрагментарно. Например, поход в кино ребёнку может не понравиться, потому что звук был слишком громким. В этом случае и сюжет, и даже ведро любимого попкорна «уплывают» куда-то вдаль и больше не вспоминаются. На завтрак каша, а не блинчики? И здесь впечатлительные дети покажут себя: это же вопиющая несправедливость!
На поведение малышей с высокой чувствительностью вообще сильно влияет окружающая среда: звуки, запахи, вкус, освещение, цвет, текстура. Почему? Попробуйте вообразить, что живете на стройке, где шум, гам, постоянный запах краски или лака, куча людей, стуки и сверление — и всё это не прекращается ни на минуту.