Симптомы заболевания
Невротический синдром у детей имеет различные признаки. Ребенок неуправляем, он кричит и плачет без причины, дерется, бросает предметы, без остановки бегает и скачет. Специалисты условно разделяют симптомы на 2 вида: сбои в работе вегетативной нервной системы и изменения в работе головного мозга.
Реакции вегетативной нервной системы
Явные проявления неврастении часто маскируют собой заболевания других систем органов, среди них:
- гипертиреоз – избыточная потливость. Потеют не только подмышки, стопы и ладони, но и шея, затылок, все тело покрывается испариной;
- чрезмерная любовь к сладкому, скрытый сахарный диабет;
- болезни мочеполовой системы, энурез;
- тахикардия, превышение сердечного ритма в нормах возрастной зоны;
- гипотония – пониженное кровяное давление;
- частые (более 6–8 раз в год) ОРВИ;
- «колит» сердце, выше грудины, плечо и т. д.
Если неврастению провоцируют эндокринные заболевания и воздействие гормонов, то часто можно наблюдать небольшое повышение температуры, обычно в пределах 37,5–37,8 ºC.
Симптомы сбоев в работе головного мозга
Астенический синдром сопровождается следующими симптомами, говорящими о сбоях в функционировании головного мозга:
- психическая нестабильность, резкие смены настроения, яркое проявление эмоций, не всегда уместных;
- проблемы со сном, ребенку сложно уснуть ночью, а под утро сон настолько глубокий, что нельзя разбудить;
- невозможность контролировать энурез, дефекацию при достижении возраста старше 4-х лет;
- изменение настроения в сторону негатива: ребенок плаксивый, вспыльчивый, раздражительный, подавленный без адекватных на то причин;
- низкая концентрация внимания и нарушение кратковременной памяти;
- гиперактивность: малыш подпрыгивает, сидя на стуле, не в состоянии идти спокойно, только бежать, производит много хаотичных движений, на просьбу пройтись по прямой линии — пройдет, но будет вертеть головой, руками, компенсируя тем самым спокойствие ног;
- необычные приемы самоуспокоения: школьник теребит в руках ручку, накручивает волосы или вырывает их, расшатывается из стороны в сторону, бьет себя по лицу, голове и пр.;
- проявление неконтролируемой агрессии: ребенок бьет игрушки, топчет и рвет книги;
- безосновательный страх темноты, боязнь какого-либо помещения, страх одиночества;
- повышенная утомляемость во время умственного труда.
Все вышеописанные признаки требуют внимания со стороны родителей и обращения к специалисту
Важно понимать, что если какой-либо симптом повторяется чаще нескольких раз, то это уже является поводом для родительского беспокойства и требует осмотра специалиста, для исключения неврозов и подобных заболеваний
Медикаментозная терапия
Когда простой психологической терапии недостаточно, врачом может быть выписан курс дополнительных фармакологических препаратов. К ним относятся:
- седативные;
- нейролептики;
- антидепрессанты;
- снотворное.
Все эти средства направлены на снижение возбудимости нервной системы, полноценное расслабление организма, не способного избавиться от напряжения даже во время физического отдыха, на исправление нарушений сна. Пациент избавляется от навязчивых мыслей и страхов, начинает наконец-то полноценно высыпаться, способен к спокойному анализу ситуации и пересмотру задач.
Но стоит помнить, что синдром вегето-сосудистой дистонии связан не только с работой нервной системы, но и с жизненно важными органами, поэтому использование лекарств должно быть очень осторожным. Ни в коем случае не стоит заниматься самолечением и приобретать медикаменты без рекомендации лечащего врача!
Клиническая картина болезни
Пациентам с АНС свойственно такое состояние, как ипохондрия. Они списывают свое нездоровье на несуществующие заболевания, жалуются на многочисленные проблемы со здоровьем, посещают врачебные консультации, опасаясь, что неизлечимо больны
Чаще всего неврастеники склонны придавать событиям негативную окраску, гипертрофировать важность проблемы
- неправильный образ жизни (в том числе вредные привычки, переутомление, нарушение режима сна и бодрствования);
- социальные причины;
- генетическая предрасположенность;
- соматические и инфекционные заболевания;
- черепно-мозговые травмы;
- интоксикации.
У взрослых невроз нередко возникает на фоне интоксикации никотином при продолжительном курении. Многие убеждены в том, что это процесс их успокаивает, но на самом деле никотин дестабилизирует психику.
Не последнее значение имеет образ жизни человека. Недосыпание, неправильное питание, недостаток двигательной активности – все это может привести к снижению механизмов адаптации и развитию невроза.
Стадии развития
АНС не начинается внезапно, а развивается поступательно, проходя три стадии, каждой из которых присущи свои симптомы:
- Начальная стадия. Пациент становится раздражительным, капризным, нетерпимым, плаксивым. Присутствуют резкие перепады настроения, когда больной из подавленного состояния может переходить в агрессивное.
- Вторая стадия. В этом периоде заболевания человек ощущает общее ухудшение самочувствия, утомляемость, подавленность, снижение работоспособности. За физическим истощением симптомы нервного расстройства становятся незаметны. Появляется нарушение сна, снижение аппетита, перепады давления, упорные головные боли.
- Последняя стадия. Больной утрачивает интерес к жизни, социально изолируется. Симптомы заболевания нарастают, могут возникать фобии и панические атаки, развивается депрессивное состояние. При этом соматические симптомы прогрессируют, появляются признаки поражения нервной системы.
Что такое астено-невротический синдром у детей
Сразу следует сказать, что если в малыша с детства не было проявлений агрессии, невропатолога он не посещал, но признаки подобного поведения имеют место, то не стоит связывать их с особенностями характера и оставлять на самотек.
Это недуг, и довольно серьезный, который без адекватного лечения может очень сильно травмировать психику ребенка.
Недуг относится к одному из типов невроза, которому подвержены как взрослые, так и дети. У малышей оно проявляется особенным образом. Психическое нарушение проявляется у детей под видом сильной утомляемости, нервного истощения.
вегетососудистой дистонией
Симптомы астено-невротического синдрома
Тревогу у родителей должны вызвать такие симптомы, как :
- быстрая утомляемость,
- агрессивность,
- вспыльчивость,
- частые смены настроения,
- капризы и истерики,
- неусидчивость;
из физиологических проявлений:
- Тошнота,
- Головокружение,
- рвота,
- обмороки,
- энурез,
- нервный тик,
- судороги конечностей и пр.
Если заболевание имеет тяжелую форму, то ребенок часто жалуется на боли в конечностях и области шеи, у него рассеянное внимание, плохая память, иногда происходит нарушение в работе органов чувств, болит голова. Делать уроки таким детям становится все труднее, они плохо усваивают новый материал, не справляются с заданиями, вследствие чего впадают в депрессию, становятся раздражительными, не слушают воспитателей, учителей и родителей, устраивают истерики на пустом месте, ломают мебель и игрушки, обижают сверстников, причиняют вред себе и т
п
Делать уроки таким детям становится все труднее, они плохо усваивают новый материал, не справляются с заданиями, вследствие чего впадают в депрессию, становятся раздражительными, не слушают воспитателей, учителей и родителей, устраивают истерики на пустом месте, ломают мебель и игрушки, обижают сверстников, причиняют вред себе и т. п.
В таких случаях скандалы, угрозы и наказания бесполезны. Противопоказано так же применять физическую силу к распалившемуся малышу. Ребенка необходимо отвести на прием к невропатологу, он проведет обследование и назначит лечение.
Типы по МКБ10
Международная классификация определяет два основных варианта развития патологии:
- Гипердинамический. При таком характере болезни проявляется повышенная возбудимость, рассеянность, расторможенностью, потеря внимания. Также яркие признаки — эмоциональная нестабильность и бессонница.
- Гиподинамический. Провоцирует сниженную активность, плохое настроение, чрезмерное спокойствие. Ребенок существует внутри собственного мира, он слабо реагирует на изменяющуюся реальность. Вероятны проблемы с развитием речи, неадекватное восприятие запахов и посторонних звуков.
Факторы развития болезни
Среди наиболее частых причин неврозов детей выделяют:
- кислородное голодание, которое кроха испытал в утробе матери или при родах;
- наследственная предрасположенность: от матери или отца ребенок может унаследовать высокий уровень возбуждающих активных соединений, при участии которых происходит взаимодействие между нейроцитами (клетками головного мозга);
- голодание головного мозга: если обменные процессы в мозге нарушены, ткани органа испытывают нехватку ценных веществ — вследствие этого происходит нарушение нервной системы и развивается невротическое расстройство;
- заболевания, поражающие головной мозг и его оболочки;
- травмы черепа: у маленьких мальчиков и девочек происходит активный рост мозгового вещества, кости черепа мягкие — даже незначительная травма может повлечь за собой детскую неврастению;
- несбалансированный рацион: недостаток витаминов группы B в организме способствует появлению астенического невроза детей;
- сильный испуг, потрясение;
- длительное нервное перенапряжение: тяжелая обстановка в семье, конфликты с учителями могут вызвать невроз подростка;
- болезни щитовидной железы: когда организм продуцирует избыточное количество гормонов, кора головного мозга крохи начинает работать в режиме повышенной активности, нервная система юного пациента не справляется с такой нагрузкой, и он становится раздражительным, плаксивым.
Описывая детские неврозы и причины их возникновения, медики также упоминают инфекционные недуги. Ослабить организм дошкольника и сделать его нервную систему уязвимой способны болезни печени и заболевания почек.
После травмы позвоночника часто происходит развитие неврозов у детей. Психическая нестабильность наблюдается у малышей, страдающих детским церебральным параличом.
Важным фактором, способным вызвать невроз, являются особенности темперамента. Жертвами психического расстройства становятся малыши-меланхолики.
Симптомы
Неврастению подразделяют на три формы. Каждая имеет специфические симптомы.
Гиперстеническая неврастения
Начальная стадия. Встречается наиболее часто. Основные признаки – раздражительность и возбудимость.
Симптомы:
- перепады настроения;
- потеря самообладания;
- непереносимость громких звуков, скоплений людей;
- снижение работоспособности;
- быстрая утомляемость;
- рассеянность;
- невнимательность;
- нарушения сна;
- опоясывающие головные боли;
- общая слабость;
- ухудшение памяти.
Детей постоянно укачивает в транспорте. Малыши страдают от ночного недержания мочи.
Раздражительная слабость
Промежуточная стадия, для нее присуща следующая клиническая картина:
- чрезмерная возбужденность;
- раздражительность;
- эмоциональное и физическое истощение;
- непродолжительные по времени, но частые приступы злости;
- слезливость;
- несвойственная суетливость;
- слишком бурная реакция на шумовые раздражители, яркий свет, резкие запахи;
- неконтролируемые эмоции;
- невнимательность и рассеянность;
- проблемы с запоминанием;
- преимущественно подавленное настроение;
- вялость;
- апатия;
- расстройства сна;
- ухудшение аппетита;
- нарушение работы органов ЖКТ (повышенное газообразование, запоры, повышенная кислотность желудка, чувство тяжести в животе);
- головные боли;
- учащенное сердцебиение.
Гипостеническая неврастения
Последняя стадия. Главные показатели – слабость и истощение.
Проявления:
- вялость;
- апатия;
- сонливость;
- подавленность;
- постоянная усталость;
- плохое настроение;
- тревожность;
- грусть;
- слезливость;
- эмоциональная нестабильность;
- мнительность;
- нервный тик;
- судороги;
- перепады настроения.
Подростки бывают подвержены фобиям и паническим атакам. Маленькие дети страдают от страхов реже.
Основная группа риска
Заболевание может проявиться в любом возрасте, независимо от социального статуса и материального положения. Группу риска составляют:
- Пожилые люди и подростки пубертатного периода в силу возрастных изменений, гормональной перестройки в организме.
- Люди, принимающие серьезные решения, ответственные за подчиненных, если речь идет о работе руководителя.
- Бизнесмены, продвигающие дорогостоящие проекты.
- Эмансипированные женщины, стремящиеся к независимости и самоутверждению.
- Работающие на производстве, постоянно контактирующие с вредными веществами.
- Злоупотребляющие алкоголем, курением табака, наркотическими средствами.
- Учащиеся старших классов и студенты вузов, у которых умственное перенапряжение и постоянный страх экзаменов формируют всевозможные неврозы.
- Люди, работающие в ночные часы.
- Бывшие супруги, у которых распался брак.
- Индивиды с рядом хронических заболеваний в анамнезе.
В список можно включить детей из неблагополучных семей, постоянно подвергающихся насилию со стороны родителей, а также людей с завышенной самооценкой («непризнанные гении»).
Признаки различных фаз утомления
Медики по определенным признакам разделяют состояние усталости человека на две фазы. Признаки различных фаз утомления делятся в зависимости от принадлежности к этим категориям.
- Начальная фаза или скрытое утомление – это уровень усталости, когда человек еще способен управлять своей работоспособностью и держать ее на необходимом для качественного выполнения работы уровне. Преодолеваемую усталость получаем благодаря повышенному стимулированию участков коры головного мозга, которые изыскивают резервы для выполнения поставленной задачи. Такой результат получается, несмотря на то, что коэффициент полезного действия организма уже снижен и произошли значительные сдвиги в работе вегето-сосудистой системы.
- Следующая фаза усталости – это безвозвратные не преодолеваемые факторы усталости. Данная фаза определяется уменьшением внешней эффективности рабочего процесса. Несмотря на все потуги работника, его производительность стремится к нулю. Центральная нервная система начинает тормозить, а то и вовсе блокировать проходящие сигналы, заставляя человека прекратить работу.
Диагностика и лечение неврозов у детей
После диагностической консультации детский врач психотерапевт определит наиболее оптимальное комплексное лечение, с учётом особенностей личности именно для вашего ребёнка — психологическое, или возможно, медикаментозное и психологическое: это могут быть игровые занятия с предметами, помогающими символически преодолеть внутренний конфликт, занятия с использованием песка, в котором созданные фантазийные «песочные миры» помогают ребёнку символически пережить, переработать психологически травматичный опыт, субъективно-эмоционально значимый для ребёнка, занятия с использованием БОС помогут повысить уровень эмоциональной регуляции, групповые психотерапевтические занятия (психологический театр пантомимы) помогут ребёнку проявить творческий потенциал своей Личности, получить опыт безопасного межличностного общения в группе, и др. мероприятия.
Так же специалист определит необходимость семейно-родительских консультаций, поможет проанализировать семейные отношения и увидеть что-то очень важное, то, что невозможно увидеть, находясь внутри семейной системы
Лечение астено-невротического синдрома
Астено-невротический синдром, как и остальные виды неврастении, лечится комплексными терапевтическими методами. Лечение начинается только после постановки диагноза у специалистов, с обозначением его особенностей и факторов отягощения. Терапия заключается в коррекции режима, медикаментозном лечении и работе с психологом.
Коррекция режима
Соблюдение режима дня необходимо вне зависимости от причины невроза у ребенка.
- длительные прогулки на свежем воздухе — для большего насыщения кислородом всего организма;
- необходимо наладить режим сна, в соответствии с возрастными потребностями ребенка, его длительность должна быть 8–9 часов;
- сбалансированное меню, со всеми необходимыми витаминами и микроэлементами, если какой-то вид продуктов ребенок не ест – используется комплексная витаминная терапия с помощью препаратов;
- закаливающие процедуры, контрастный душ, ходьба босиком;
- создание благоприятной атмосферы вокруг ребенка, исключение стрессовых факторов.
Выполнение данных рекомендаций поможет избежать рецидива неврологических заболеваний в будущем и возникновения других расстройств.
Лечение медикаментами
Назначением каких-либо медикаментов и мягких успокоительных препаратов занимается только врач после постановки диагноза. Детям с расстройствами ЦНС прописывают: препараты для подавления возбудимости, препараты для улучшения кровообращения и насыщения мозга кислородом, ноотропы и аминокислоты.
Медикаментозное лечение проводится комплексно, при необходимости подключаются препараты для лечения сопутствующих заболеваний. Пациенты находятся строго под наблюдением врача.
Физиотерапия
Детям и подросткам, страдающим от каких-либо болезней, связанных с повышенной нервностью, чрезвычайно важны соответствующие возрасту физические нагрузки.
При лечении астении рекомендуют курсами пройти общеукрепляющие массажи, бальнеотерапию, УВЧ, светотерапию. Все эти мероприятия помогут мышцам расслабиться, улучшат кровообращение и деятельность всех внутренних органов и систем.
Психотерапевтические меры
Занятия с детским психотерапевтом дают отличный и стабильный результат в борьбе с астено-невротическим синдромом. Беседы со специалистом назначают пациентам, достигшим возраста 4-х лет. Коррекция нацелена на рост личностных качеств, умение контролировать и проявлять свои эмоции мирным путем.
Психолог помогает побороть всплески агрессии, страхи, фобии, суицидальные наклонности, найти свое «Я» и правильно его выражать действиями. Если триггером для ребенка выступила смена коллектива в саду или школе, назначают занятия в общей группе, тогда ребенку легче побороть страх общения с новыми людьми и наладить социальную активность.
Профилактические меры
При своевременной диагностике и лечении астено-невротического синдрома у детей прогноз благоприятный. С началом терапии симптомы будут постепенно уменьшаться и через некоторое время исчезнут, но есть риск рецидива в пубертатном периоде.
Для предотвращения рецидива неврозоподобных заболеваний специалисты рекомендуют такие шаги:
- четкий распорядок дня;
- сбалансированное питание, прием витаминов и микроэлементов;
- сохранение дневного сна до 3-5 лет и дольше;
- длительность ночного сна 8-9 часов;
- отсутствие стрессовых ситуаций в семье;
- устранение причин переутомления;
- отказ от самолечения ОРВИ и каких-либо других болезней;
- обязательные физические нагрузки;
- длительные пешие или велосипедные прогулки.
Главное — следует избегать избыточной нагрузки на ЦНС и обходить стороной шумные мероприятия, способные вызвать эмоциональный всплеск. Детям с нестабильным состоянием нервной системы противопоказаны громкие концерты, посещение комнат страха и подобных аттракционов, посещение траурных мероприятий, просмотр грустных фильмов и фильмов со спецэффектами.
Пойдет на пользу спокойный досуг с чтением книг, просмотром комедий, посещением музеев, дельфинария, вышивкой, рисованием и др.
Психологические особенности детей с АНС, реабилитация
Малыши, страдающие АНС, обычно проявляют нервозность и агрессию. Их сразу же можно распознать по поведению среди других деток. Обычно они достаточно конфликтные, могут обижать окружающих и беседовать со всеми на высоких нотах.
В других проявлениях психоза отмечаются частые плачи, эмоции и крики, возражения против привычных простых бытовых действий. Они могут постоянно плакать, отличатся очень плохим аппетитом отказом от своих любимых блюд, внезапными проявлениями истерики в саду и дома.
Дошкольные заведения обычно не проводят учет этих детей, а направляют на занятия с психологами
При должном соблюдении родителями действий, назначенных неврологом и психологом, оказывают должное внимание, то комплексный подход решения проблемы дает положительный результат
При проведении реабилитации желательно учитывать срок лечения, который составляет не один месяц. Процесс очень долгий и при успешном исходе нужен еще длительный уход и занятия. К необходимым мероприятиям относятся походы к психологу, привлечение маленьких пациентов к занятиям плаванием, вышиванием, применение фитотерапии.
Главное в проведении восстановительных работ – это избежание конфликтов, нервных всплесков, соблюдение благоприятного режима дня и правильного, полноценного питания.
Причины
Факторов риска развития астено-невротического синдрома очень много, как правило, у больных, страдающих от этого заболевания, наблюдается одновременное воздействие сразу нескольких факторов. Точно установить, что именно провоцирует развитие болезни и почему она развивается только у определенного процента населения до сих пор не удалось.
Среди самых важных факторов риска развития астено-невротического синдрома выделяют:
- Стрессы – самая частая причина любых заболеваний нервной системы. Хронические или затяжные стрессы быстро вызывают перенапряжение нервной системы, ее истощение и, как следствие, астения. Стрессовое воздействие может быть сильным, одномоментным или невыраженным, но постоянным.
- Хроническое перенапряжение нервной системы – еще одна частая причина нервных заболеваний. От хронического перенапряжения страдает большая часть работающего населения Земли, а в последнее время с подобными проблемами сталкиваются дети, начиная с младшего школьного возраста.
- Травмы головы – даже незначительные травмы (падения, удары) могут вызвать нарушение нормальной работы головного мозга. Особенно опасны такие травмы в детском возрасте, когда кости черепа мягкие, а мозговое вещество активно развивается и растет. Категорически запрещается трясти малыша за плечи или тем, более, бить его по голове, родители должны следить, чтобы такого не происходило с их ребенком в школе или на прогулках, так как это может стать причиной микротравм нервной системы.
- Интоксикация организма. Употребление спиртных напитков, наркотических веществ, курение и отравление ядовитыми веществами также вызывают гипоксию головного мозга и гибель нервных клеток.
- Инфекционные заболевания. Любое инфекционное заболевание, протекающее с высокой температурой и интоксикацией, может быть опасно для нервной системы.
- Заболевания головного мозга. Не менее опасны другие заболевания нервной системы, такие как энцефалит, внутричерепная гипертензия и так далее.
- Гиповитаминоз. Нехватка витаминов и минеральных веществ также приводит к истощению нервной системы, ее ослаблению и развитию астении.
- Заболевания эндокринной системы. Патологии щитовидной, поджелудочной желез, половых желез и других органов внутренней секреции нарушают регуляцию работы нервной системы
- Социальные факторы. Проблемы в семье, на работе или в школе, даже если они не осознаются больным, как стрессовые факторы, крайне отрицательно влияют на состояние нервной системы, особенно если такая эмоциональная обстановка окружает человека длительное время и он ничего не может или не хочет сделать с этим.
У детей астено-невротический синдром может развиться из-за следующих патологий:
- родовые травмы;
- внутриутробная гипоксия и гипоксия в родах;
- внутриутробные инфекции;
- пороки развития нервной системы;
- недостаточное питание матери во время беременности.
При правильном уходе и лечении симптомы астено-невротического синдрома исчезают в течение первого года жизни.
Соматизированное расстройство
Основными чертами являются многочисленные, повторные, часто меняющиеся физические симптомы, имеющие место по крайней мере в течение двух лет. Большинство пациентов имеют длительную и сложную историю контактов со службами первичной и специализированной медицинской помощи, в ходе которых могло быть выполнено множество безрезультатных исследований и бесплодных диагностических манипуляций.
Симптоматика может относиться к любой части тела или системе органов. Течение расстройства хроническое и неустойчивое и часто ассоциируется с нарушением социального, межличностного и семейного поведения. Непродолжительно существующие (менее двух лет) и менее ярко выраженные примеры симптоматики должны классифицироваться как недифференцированное соматоформное расстройство (F45.1).
Чтать также: Если человек выпивает каждый день
Исключена: симуляция (Z76.5)
Признаки утомления и переутомления
Что же такое утомление и переутомление? Усталость – эту физиологическую реакцию организма на прикладывающуюся к нему нагрузку. Переутомление же – это продолжительное ощущение усталости, возникающее на фоне отсутствия длительное время отдыха. Так каковы же признаки утомления и переутомления и в чем различие этих двух терминов?
Утомление – это на физическом, психологическом и эмоциональном уровне истощение человеческого организма. Тогда как переутомление – это продолжительное ощущение чувства истощения, то есть утомления. Состояние переутомления является для многих современных людей постоянным чувством, в силу нашего ритма жизни и постоянного нахождения в стрессовом состоянии. В большей степени данный факт касается жителей мегаполисов. Данная ситуация является опасной для здоровья человека, а в некоторых случаях, может и не напрямую, и для его жизни.
Признаки утомления и переутомления достаточно очевидны и знакомы практически каждому.
- Такого человека преследует постоянная сонливость.
- Его могут донимать постоянные практически не прекращающиеся головные боли, интенсивность которых на протяжении дня меняется.
- Даже после, казалось бы, спокойно проведенной ночи такое лицо чувствует себя слабым и «разбитым». То есть за время сна организм уже не в состоянии восстановить тот объем энергии, который был потрачен на протяжении дня.
- Несмотря на постоянное желание поспать, долго не получается заснуть.
- Преследуют такого человека и другие заболевания. Казалось бы, только пролечил одно, как тут же цепляется другое. Что есть результатом сниженного иммунитета.
- Признаком утомления и переутомления является ухудшение памяти и снижения работоспособности на физическом уровне.
- У человека появляется апатия и желание, чтобы его все оставили в покое.
- Появляется рассеянность внимания. Такому лицу бывает необходимо приложить определенные усилия, чтобы сосредоточится.
- Все эти факторы могут вызвать повышение артериального давления.
- В таком состоянии люди становятся неразговорчивыми.
Если человек длительное время подвергается неблагоприятным факторам, усталость переходит в стадию хронической. Именно хроническую усталость и именуют переутомлением. На фоне ее падает способность организма сопротивляться внешним воздействиям, что приводит к увеличению риска получить травму или заболеть.
Не проходит бесследно переутомление и для нервной системы.
- Нервные срывы.
- Резкая смена настроения.
- У такого человека возникает желание побыть одному.
- Он может неадекватно реагировать, казалось бы, на незначительную реплику.
- Истерики.
- Ощущение тревоги, повышенная раздражительность.
- Напряжение отношений с близкими людьми.
Здоровые привычки
То, чем мы занимаемся в течение дня, очень влияет на качество сна. Живя в городе, вы наверняка замечали, что, стоит вам выбраться в парк или на природу хотя бы на день, ближе к вечеру вам сильно хочется спать, а, заснув, вы спите крепко до самого утра.
Следовательно, родителям нужно проанализировать обычный день своего ребёнка:
- Сколько времени он проводит на свежем воздухе, и выходит ли вообще погулять?
- Сколько времени находится в сидячем положении?
- Занимается ли он спортом?
- Делает ли физические упражнения?
- Сколько времени он проводит за компьютером, у телевизора, с планшетом или телефоном?
Как сказал Деймон Албарн, английский музыкант, который написал музыку к спектаклю «Алиса в Стране чудес»:
В последнее время дети и подростки буквально «прилипли» к экранам своих гаджетов, а это влияет не только на их сон, но и на здоровье в целом.
Если ваш ребёнок слишком много времени проводит у экрана компьютера или не выпускает из рук телефона, он может жаловаться на частые головные боли, резкую боль в глазах, шее и спине.
Современные технологии действительно стали как «кроличьи норы» и невозможно от них полностью отказаться или запретить ребёнку пользоваться ими.
Но можно попробовать поговорить с ребёнком и договориться о времени пользования гаджетами, а также о паузах, которые нужно делать, чтобы дать глазам и телу отдохнуть, переключившись на другой вид деятельности.
Фото Pexels
Симптомы заболевания у школьников
Если в дошкольном возрасте малыш не доставлял вам беспокойства, вас удивят истерики и капризы повзрослевшего малыша. В 7 лет невроз обнаруживает себя яркими симптомами. Нельзя заниматься лечением своего чада, следуя советам подруг или бабки-травницы. Необходимо обратиться за помощью к детскому неврологу.
Главные признаки неврозов у детей школьного возраста:
- неспособность сосредоточиться на чтении книги или на выполнении бытовой работы;
- вспыльчивость, чередующаяся с приступами апатии;
- резко начинающийся и прекращающийся кашель у ребенка: при неврозе дети кашляют, попадая в непривычную или стрессовую для них обстановку;
- учащенное сердцебиение;
- сильная усталость при скудном объеме интеллектуальных и физических нагрузок;
- снижение аппетита.
Из-за неврозоподобного состояния у детей ухудшается успеваемость в школе. Поведение юного пациента становится неуправляемым. Школьник может в истерике упасть на пол, кричать. Физическое наказание или презрительные замечания родителей усугубят ситуацию. Жесткость со стороны родственников и педагогов усиливает боязнь невротиков. Поскольку невроз — продолжение страха, детей необходимо оберегать от потрясений.
В подростковом возрасте психика мальчиков и девочек уязвима. Если ребенка обижают в классе, он может стать замкнутым, мнительным. Повышенные умственные нагрузки, грипп, ОРЗ могут вызвать невроз у подростка. Школьники не всегда делятся с родителями своими переживаниями, поэтому маме нелегко понять, что происходит с ее чадом.
Астения проявляет себя сложной симптоматикой у подростков. О неврозе скажут такие симптомы:
- замкнутость;
- обидчивость;
- тревожность, охватывающая школьника перед каждым ответственным событием (экзаменом, поездкой в другой город);
- частая смена настроения;
- наличие фобий;
- склонность преувеличивать свои недомогания — если ваш сын выискивает у себя разные недуги, это может быть симптомом невроза у ребенка. Стратегию лечения патологии подберет специалист.
Вместо заключения
Подводя итог вышесказанному, хочется еще раз акцентировать внимание родителей на то, что дети нуждаются в поддержке и заботе. В практике психологов был случай, когда ребенок очень старался учиться, получать только отличные отметки по поведению и успеваемости в школе, чтобы порадовать родителей
Родители были заняты карьерой, работой, общение с ребенком сводилось к банальному «ты уроки сделал?», «какие у тебя оценки?» и «покажи дневник»
В практике психологов был случай, когда ребенок очень старался учиться, получать только отличные отметки по поведению и успеваемости в школе, чтобы порадовать родителей. Родители были заняты карьерой, работой, общение с ребенком сводилось к банальному «ты уроки сделал?», «какие у тебя оценки?» и «покажи дневник».
Комплексуя и испытывая катастрофический дефицит внимания со стороны близких, ребенок старался еще больше заниматься, чтобы показать родителям свое усердие и хоть таким образом заслужить похвалу. Итог этой истории плачевен – ребенок попал в психлечебницу с истощением нервной системы.
Будьте внимательны к своим детям, интересуйтесь их проблемами, не будьте слишком строги к их успехам и неуспехам в школе. Главное – это здоровая атмосфера в ваших отношениях, а остальное приложится.