Методика[править | править код]
Скульптор использует лепку в качестве способа изготовления предварительного этюда, эскиза будущей статуи, которую он намерен выполнить скульптурным способом в твёрдом материале. Такие этюды в Италии называют боццетто, но отличают от моделло — подготовительной модели будущей статуи небольшого размера (она могла выполняться из твёрдых материалов), которую затем механически увеличивали до нужных размеров; иногда с помощью специальной пунктировальной машины.
Бронзовые отливки, как правило, несут в себе качества, характерные для искусства пластики, — мягкость, плавность переходов, следы ручной лепки, своеобразную фактуру, игру света и тени. Эти особенности определяют второе значение термина «пластика» — зрительное качество формы, заключающееся в связности, текучести, плавности переходов от одной части к другой. Противоположное качество — тектоничность, более присущее искусству скульптуры и архитектуры.
Некоторые скульпторы, например Огюст Роден, игнорировали закономерности способов формообразования. Роден, как правило, лепил модель из глины пластическим способом, а затем его ученики и помощники переводили модель в самые разные материалы, и она, по-разному, но одинаково эффектно, выглядела и в мраморе, и в бронзе. Такие варианты одного и того же произведения можно видеть в разных музеях и все они считаются авторскими оригиналами. Медардо Россо считается скульптором, но он, работая с воском, в сущности, занимался пластикой и создавал произведения настолько пластически-живописные, с эффектами светотени просвечивающего материала, что их часто называли «живописью в пластике».
Переходное положение между искусством пластики и скульптуры занимает резьба по камню, дереву, гипсу (ганчу). Примечательно, что в некоторых исторических типах искусства и народных традициях закреплялись переходные или смешанные способы формообразования. Например, кочевники южно-русских степей, создавая золотые изделия в «зверином стиле», предпочитали не лепить, а вырезать модель ножом из воска, которую затем отливали из золота или бронзы. Такая техника объясняет особенный характер формы изображаемого животного, трактованной крупными плоскостями с чёткими гранями, сходными в образцах, вырезанных из дерева и отлитых из золота.
В истории искусства известны термины, характеризующие «пластические особенности» подобных переходных форм. Так, в отношении скульптурных шедевров древнегреческой классики ещё в XIX веке утвердились определения: «приданное движение» (нем. einverleibte Bewegung ) и «обуздание развязанного движения» (нем. fesselung entfesselter Bewegung ). Они подразумевают зрительное движение формы (пластику) в скульптуре, изображающей фигуру (в состоянии физического покоя, равновесия). Так называемая «классическая постановка» фигуры с переносом тяжести тела на одну ногу, отчего возникает контрапост и, как следствие, зрительное, пластическое движение формы: S-образная линия и хиазм. Таковы шедевры скульптора Поликлета из Афин: — «Дорифор» (копьеносец) и «Диадумен» (юноша, повязывающий победную повязку).
Особенно выразительным приёмом, придающим качества пластичности скульптуре, является приём «мокрые складки», плотно облегающие тело (фр. draperie mouillee), также хорошо известный по искусству античной классики, а затем эпохи Возрождения, маньеризма и барокко. Тот же приём используется в обучении будущих скульпторов.
Натуральная глина для лепки
Натуральная глина получается за счет эрозии горных пород. Ее использовали еще с самых древних времен для создания предметов домашнего обихода и даже украшений. Сегодня из нее также можно сделать все что угодно, главное правильно развести глиняную массу.
Если вы раздобыли натуральную глину, сначала ее нужно просеять от мусора и выбрать примеси, если они есть. Затем глину дробят до состояния порошка и заливают горячей водой. Когда она набухнет, положите ее на стол и мните как тесто. У вас должна уйти лишняя вода и пузырьки воздуха. Для работы ее можно использовать, когда смесь станет похожей на пельменное тесто. Она не должна липнуть к рукам. Хорошее глиняное <<тесто>> крутое и пластичное. Также нужно помнить, что такая глина сама не затвердеет, ее обязательно нужно обжигать.
Масса из соды
Познакомьтесь с еще одним вариантом домашнего пластилина. Потребуются самые простые подручные средства:
- сода – 1 стакан;
- крахмал кукурузный – ½ стакана;
- вода теплая – ¾ стакана.
Порядок действий:
Соединить крахмал и соду
Обратите внимание, что допустимо использование и картофельного крахмала, однако в этом случае масса будет окрашена в сероватый оттенок, не будет белоснежной.
Добавить сыпучие ингредиенты в воду, как следует размешать.
Поставить емкость на умеренный огонь
Варить до загустения, постоянно помешивая.
Когда масса станет похожа на единый комок, выключить газ и немного остудить.
После этого замесить.. Получившийся «домашний пластилин» как нельзя лучше подходит для детского творчества
Получившийся «домашний пластилин» как нельзя лучше подходит для детского творчества.
Каковы перспективы гончарного ремесла?
Если вы до сих пор сомневаетесь что вашим детям нужна лепки из глины, и гончарное дело в целом, давайте рассмотрим перспективы и преимущества этого занятия.
Занимаясь лепкой глины, ребенок получает:
- Умственное и физическое развитие.
- Расширение кругозора и развитие воображения.
- Базовые знания целого ремесла.
- Возможность развивать себя как творческую личность.
- Возможность использовать лепку не только для творчества, но и для заработка.
Многие недооценивают гончарное искусство, считая что оно связано лишь с вазочками и кувшинами, но что если взглянуть шире? Глина является очень податливым материалом, и кроме необычайно красивой посуды и предметов быта, она дает возможность создавать более необычные изделия. Например, глина подходит для освоения скульптурирования, позволяет воплощать в жизнь сложные модели любимых героев игр, мультфильмов и аниме.
Если вы хотите привить своему ребенку любовь к творчеству, к тому же с массой положительных аспектов в плане влияния на физическое и психологическое здоровье, мастер-классы для детей по лепке из глины в нашей гончарной школе позволят «безболезненно» попробовать себя в гончарном деле. Полное обеспечение материалами и инструментом позволит как самым маленьким, так и детям в более сознательном возрасте, освоить базовые навыки работы с глиной, и уже в первые часы занятий создать полноценное изделие. Глина может стать не простом сырьём для лепки, она позволяет открыть для себя целый мир для творчества и самовыражения.
Глина для лепки какая лучше
Очень важно выбрать хорошую глину, и чтобы это сделать, нужно знать, что каждый вид глины имеет свое предназначение:
Полимерная глина, которая сама затвердевает
С ее помощью создают фигурки, куклы, игрушки или какие — то мелкие детали.
Запекаемая полимерная глина
Чтобы такая глина стала прочной и твердой, ее нужно нагреть примерно до ста тридцати градусов. Из нее также можно лепить игрушки, статуэтки и многое другое.
Художественная глина
Этот вид глины подходит уже для опытных мастеров. Ее используют для создания скульптур и предметов интерьера.
Для детского творчества и начинающих рукодельников лучше всего выбрать полимерную самозатвердевающую глину. С ней удобно работать, она легко разминается и быстро сохнет. Но обязательно нужно соблюдать условия хранения, иначе она затвердеет в упаковке.
Чему дети могут научиться, работая с глиной?
Гончарное ремесло начало своё развитие более 4000 лет, и продолжает это делать до сих пор. Конечно же классическое гончарство уже практически не используется для многотиражного производства посуды и предметов быта, но как ремесло оно более чем живое. Так чему же ребенок может научиться, изучая гончарное дело?
Процесс создания глиняных изделий состоит из нескольких этапов:
- Лепка изделия — первоначальный этап, который научит детей непосредственно работе с глиной. В зависимости от техники ребенок будет буквально собственными руками вылепливать изделие нужной формы и размеров. Этот процесс очень непрост, и требует определенной сноровки, но уже после нескольких попыток ему удастся сделать то что он задумал. Лепка может быть как ручной, так и за гончарным кругом. Последний конечно же не подойдёт для малого возраста, но дети возрастом 9-10 лет уже вполне способны работать за гончарным кругом. Также в процессе лепки происходит первоначальный декор изделия, путём обрезки, нанесения резного узора, или любым другим способом, требующий не только физических навыков, но и фантазии и воображения.
- Сушка и обжиг — механический процесс, поскольку от ребёнка не требуется физического участия. Современные изделия из глины обжигаются в автоматических печах, но это не отменяет того, что для понимания процесса ребенку придётся узнать множество новых терминов, которые тесно связаны с физическими и химическими процессами.
- Декорирование — самый творческий процесс, который только можно представить. После запекания заготовка становится по сути чистым листом, в который предстоит вдохнуть жизнь путём нанесения узоров и орнамента. Благодаря многолетнему развитию гончарства и керамической отрасли дети могут с легкостью познакомиться и изучить технику практически из любой страны. Это может быть японский или китайский стиль, индийский или африканский, славянский или западноевропейский. Каждая техника декорирования тесно связана с историческими и культурными особенностями региона, где она зародилась. Изучение их особенностей позволяет детям познакомиться с культурой других стран не выходя из дома.
Таким образом, изучая гончарное дело, ваш ребенок сможет не просто узнать много нового, он научиться основам целого ремесла, которое в перспективе может стать делом всей его жизни.
Примечания[править | править код]
- Власов В. Г.. Пластика, пластичность // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VII, 2007. — С. 488—493
- Мастера искусства об искусстве. — В 7 т. — М.: Искусство, 1966. — Т. 2. — С. 186
- Мастера искусства об искусстве. Примечание А. Г. Габричевского. — С. 204
- Власов В. Г. Теория формообразования в изобразительном искусстве: Учебник для вузов. — СПб.: Издательство СПбГУ, 2017. — С. 96—109. — ISBN 978-5-288-05732-8
- П. Я. Павлинов. Для тех, кто рисует: Советы художника. — М.: Советский художник, 1965
- Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. Терминологический словарь. — М.: НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ—Эллис Лак, 1997. — С. 449, 560—562
- . Дата обращения: 7 августа 2021.
- Каган М. С. Эстетика как философская наука. Университетский курс лекций. — СПб.: Петрополис, 1997. — С. 348
- Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. — М.: Ладомир, 1994. — С. 108—109 (XXXV, 151)
- Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. — М.: Русский язык, 1976. — С. 425
- Дата обращения: 10 декабря 2021.
- Винкельман И.-И. Избранные произведения и письма. — М.: Ладомир, 1996. — С. 382—413
- Власов В. Г. Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 3. — Словарь имён, 1997. — С. 265
- Лантери Э. Лепка. — М.: Издательство Академии художеств СССР, 1963. — С. 124—125
Лепка из пластилина для самых маленьких
В возрасте 3-4 лет малыш уже начинает стремится к самостоятельности. Не стоит навязывать ребёнку своё мнение, лучше дайте ему свободу выбора и позвольте самостоятельно сделать своими руками любую понравившеюся ему поделку.
Только в таком случаи ребёнок способен максимально задействовать всю свою фантазию и умственные способности.
Разнообразные поделки из пластилина замечательно развивают у Вашего малыша мелкую моторику, а также способствуют повышению усидчивости, развитию мозговых процессов и внимательности крохи.
С какого же возраста начинать знакомить малыша с лепкой? Лепка для детей 2 лет должна иметь ознакомительный характер и длиться от 5 до 10 минут. Конечно, многое зависит от ребенка, но нередко первое знакомство происходит, начиная с двух лет. Не заставляйте ребенка лепить, в противном случае ни о каком творческом процессе и речи быть не может.
Интересно! Мастерим поделки из бросового материала вместе с детьми
С чего же начинать? Пожалуй, с цвета. Не предлагайте малышу всю палитру — он просто растеряется, ведь цвета очень яркие и их так много. Выберите базовые тона: красный, синий, желтый, белый и черный, пусть ваш «скульптор» сделает выбор сам.
Затем постепенно научите самым простым действиям: отщипывать большим и указательным пальчиками от целого бруска маленькие кусочки и скатывать из них шарики или колбаски.
Для самых маленьких нужно будет заранее нарисовать или распечатать шаблон-картинку. При желании вы можете предварительно раскрасить их, или, если у вас есть цветной принтер, найти более интересные цветные аналоги шаблонов. Малыш должен самостоятельно скатать шарик нужного цвета, и украсить картинку.
Вот и пришла Золотая осень! Сколько в ней ярких красок и тепла, необыкновенных материалов для разнообразного творчества! А значит, у детишек и их родителей на повестке дня поделки на тему «Осень» в детский сад.
Когда малыш освоил базовые действия, можно приступать к лепке самых простых фигурок, например, яблока
Важно, чтобы малыш все делал сам
Ну, а что касается детей более старшего возраста 5-6 лет, когда наступает время максимального развития фантазии, и когда детям задают в садике делать всевозможные поделки – тут как никогда кстати будут поэтапные уроки лепки.
В пяти- шестилетнем возрасте дети уже обладают навыками и умениями, чтобы лепить из пластилина достаточно сложные поделки, начиная от простых аппликаций и заканчивая фигурками различных животных, разнообразными машинками, предметами домашней утвари и так далее.
Кроме того, данный вид рукоделия полезен для развития мелкой моторики, что особо важно в то время, когда подрастающий малыш начинает осваивать навыки письма, а также для развития пространственного и абстрактного мышления. Уже к 7 годам у ребенка развиваются моделирующие способности
Ребенок может самостоятельно воспроизводить из пластилина нарисованные предметы и даже целые картины
Уже к 7 годам у ребенка развиваются моделирующие способности. Ребенок может самостоятельно воспроизводить из пластилина нарисованные предметы и даже целые картины.
Дети постарше уже владеют всеми навыками обращения с пластилином и могут создавать из него необычайно красивые картины, которые можно вставить в рамочку под стекло и повесить на стену.
Еще одна интересная техника рисования пластилином по шаблонам – это не размазывать пластилин внутри контура, а выложить рисунок. Для этого нужно скатать тонкие длинные колбаски или шарики нужных вам цветов и разместить внутри контура. Получается очень эффектно:
Чтобы вам легче было сориентироваться в выборе шаблона под любую из техник, мы подобрали для вашего ребенка несколько образцов:
Учить ребенка лепить из пластилина – значит знакомить его с окружающим миром, раскрывать перед ним удивительные возможности воплощения фантазий и способы реализации своих умений! Этот развивающий процесс — один из самых значимых и важных во всем процессе обучения. А благодаря его игровой форме дети отдают ему наибольшее предпочтение.
Значение слова «лепка»
1. Действие по глаг. лепить (в 1 знач.). Урок лепки. Материал для лепки. || Лепная работа в отношении к ее качеству. Прекрасная лепка. □ хвалил меня, как за рисунок, так и за лепку. М. Антокольский, Из автобиографии.
2. То, что вылеплено. В углу кучка глиняной лепки — дощечки с листьями, фруктами. Катаев, Политотдельский дневник.
3. перен.; с определением. Форма, контуры. Добужинский был высок и несколько массивен, но с очень красивой лепкой головы, что и видно на портрете. Милашевский, Вчера, позавчера. — Это как раз очень хорошо, — перебила его девочка, нервным движением отбросив вверх волосы и приоткрыв чудесной лепки лоб. Павленко, Счастье.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ЛЕ’ПКА, и, мн. нет, ж. (искус.). 1. Действие по глаг. лепить. Л. бюста. || Скульптурное воспроизведение каких-н. предметов из гипса, глины и др. пластических материалов. Заниматься лепкой. Урок лепки. || То или иное качество вылепленного (разг.). Прекрасная л. 2. Манера письма в живописи — густыми мазками (живоп.).
1. действие по значению гл. лепить
2. результат такого действия; то, что вылеплено, прилеплено и т. п.
Делаем Карту слов лучше вместе
Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова берцо (существительное):
Лепка фигурок из полимерной глины, поэтапно с фото
Для фигурки вам понадобится:
- фольга
- глина
- краска
- проволока
- линейка
- скалка
- кусачки
- зубочистки
- деревянные инструменты
Сначала сделаем набросок предполагаемой фигурки.
Для того, чтобы не расходовать слишком много глины, объемные части тела мы сделаем из фольги и облепим глиной. Сформируйте три элемента: голову, основание и тело. Начнем создавать основание фигурки.
Возьмите деталь из фольги и полностью облепите маленькими кусочками глины. Пальцами разгладьте все места соединений.
Вы можете оставить основание в виде гладкого камня или создать на нем траву. Возьмите маленький шарик глины и раскатайте его в тонкую колбаску. С помощью зубочистки сделайте на ней три четыре надреза и сформируйте пучок травы. Зафиксируйте его на основании. Готовое основание можно пока убрать. Дальше работаем над телом и головой.
Тело и голову создаем также как и основание. Затем при помощи проволоки соединяем их в одно целое. Переход от головы к телу должен быть плавным. Растяните от тела к голове глину и соедините. У вас должен получиться результат как на фото номер восемь.
После того, как тело готово, можно приступить к одежде. Сначала сделайте рукава футболки. Скатайте два маленьких шарика и придавите их немного по краям. Затем крепим их к туловищу. Соединение между рукавом и телом сглаживаем также как вы соединяли тело и голову.
Далее раскатываем маленькую <<колбаску>> и формируем из нее ворот футболки. По низу соединяем воротник с телом, а верх оставляем выпуклым. Таким же образом оформляем низ. Дальше к телу крепим шорты, также как и рукава.
Теперь будем лепить клюв и заканчивать руки.
Сначала из маленького кусочка глины формируем клюв и крепим на мордочку. Затем инструментом делаем в нем отверстие, так как по задумке он должен быть открыт. Дальше возьмите ручку и с ее помощью в рукавах продавите отверстие. Из глины скатайте две колбаски нужной длины, это будут руки. С одной стороны вставьте в них маленькие кусочки проволоки. Загните руки так как вам надо, и вставьте проволокой в рукава.
Приступаем к детализации, а именно к прорисовыванию перьев. Возьмите зубочистку или тонкую иглу. Начните с рук. Просто делайте небольшие штрихи, так вы создадите текстуру перьев. Также мы поступаем с лицом. На затылке мы будем делать объемные перья. Но сначала сделайте гребешок как на фото и с помощью проволоки прикрепите к голове.
Чтобы сформировать объемные перья, отщипните от глины маленький кусочек, сделайте из него шарик и сплюсните. Затем зубочисткой прикрепите к голове. Начинайте снизу от шеи. Чем ближе к лицу, тем меньше должны быть перья.
Сформируйте из глины ноги, так же как вы делали руки. Вставьте в них проволоку и соедините тело с основанием. Сделайте хвост и с помощью проволоки закрепите его на фигурке. Добавьте к ногам пальцы а на лицо очки. Можно отправлять цыпленка в духовку. Обжигайте свою фигурку по инструкции на коробке.
Осталось раскрасить цыпленка. Если вы хотите, чтобы фигурка блестела, ее можно покрыть лаком.
Монументальное искусство
Термин «скульптура» часто используется главным образом для описания больших работ, которые иногда называют монументальной скульптурой. Но это определение также охватывает многие виды объёмных произведений с использованием одних и тех же техник, применимых не только к большим, но и малым размерам.
Скульптура — это одно из изобразительных искусств, которое отличается от живописи тем, что скульптор выражает себя, создавая трёхмерные фигуры и формируя пространство. Она включает искусство резьбы, литьё и лепку. Кроме того, использование различных комбинаций материалов создало новый художественный репертуар, который включает в себя такие процессы, как конструктивизм и сборка.
https://youtube.com/watch?v=3zFwUINhmJ0
Лепим из пластилина пошагово
Лепка из пластилина пошагово — лучшая развивающая методика для детей дошкольного возраста (от 2-3 до 7 лет)! Дети полюбили лепку из пластилина, потому что они могут сотворить все что угодно!
Больше всего дети любят лепить: животных, людей, машины, города. Сейчас очень популярно лепить смешариков, единорогов, котов, ежиков и драконов. Лепить очень полезно. Пошаговая лепка развивает в несколько раз быстрее творческое мышление, фантазию, мелкую моторику, речь, логическое мышление.
Дети от 3 до 7 лет особенно увлечены лепкой. Поэтому мы подобрали интересные идеи поделок, которые очень популярны у детей. Запаситесь пластилином разных цветов, чтобы ребенку было еще интереснее!
Милый беби-жираф
Как слепить гусеницу и пчелу пошагово
- Как слепить божью коровку
- Улитка пошагово для детей (спиральная лепка)
- Как слепить медвежонка
- Интересная идея для лепки: птица в гнезде
- Лепим цветы и композиции пошагово
- Как слепить машину из пластилина
- Велосипед пошагово
Занятие лепкой должны быть интересными для ребенка. Поэтому подберите самые интересные идеи для лепки. Пусть малыш сам выберет, что он будет лепить. Когда малыш увлечен, уходит дискомфорт, возбуждение и беспокойство. Когда ребенок создает любимое животное из мультика, будь то зайчик или котенок, жираф или единорог, он чувствует себя хорошо и гордится достижениями. Поэтому, мамочки, не забывайте хвалить малыша за любое достижение!
Умственное и личностное развитие во время лепки
Занимаясь лепкой пошагово, делайте это весело и в игровой форме. Придумайте историю для созданного зверя, а затем разыграйте ее. Используйте идеи из сказок и мультиков, разыграйте истории из повседневной жизни.
Что понадобиться для урока лепки?
Нужен качественный пластилин. Для малышей подберите очень мягкий пластилин. Если малышу будет трудно неудобно лепить, то интерес к такому занятию у него быстро пройдет.
Инструменты для лепки из пластилина:
- дощечка для лепки;
- стеки;
- скалки, в том числе с узорами;
- формочки для лепки.
Многие родители думают, что дети сами начнут лепить и развиваться. Это не так. Вам нужно будет показать, как это делать, пройти базовые уроки. В дальнейшем, ребенок сам будет придумывать своих персонажей, но первоначально покажите ему как это делать.
Научите лепить базовые формы:
После этого слепите фигурки пошагово. Выберите интересное животное и слепите вместе. Помогайте ребенка, хвалите!
Лепке в этой возрастной группе обычно уделяют не более 20 минут.
Как правильно хранить поделки из пластилина?
Самые красивые фигурки зверей можно поставить на стеклянную. Фигурки можно сохранить на долгие годы, если соблюсти одно правило. Сложите подделки по отдельности в небольшие коробки и уберите в прохладное темное место.
Пошаговый мастер-класс по лепке. Лепим милых животных
Чему раньше всего начинают учить малышей в детских садах и на творческих кружках? Это лепка из пластилина. Этот процесс занимает деток на длительное время, они обожают разминать в маленьких ручках этот мягкий и податливый материал. С помощью пластилина можно создать множество интересных поделок. И сегодня мы покажем вам пошаговый мастер-класс по лепке.
Сегодня вы увидите, как лепить различных животных и их фигуры из пластилина. Не забудьте помимо пластилина захватить маркер, которым можно рисовать мордочки зверятам, а также что-то, чем можно придать им рельефности.
Поверьте, детки будут очень счастливы увидеть такой замечательный результат своих трудов!