Логопедическая работа с детьми

Как получить бесплатные занятия с логопедом и сэкономить до 72 000 рублей в год.  инструкция для родителей

Публикация «Организация логопедической помощи в ДОУ» размещена в разделах

  • Работа логопеда. Логопедия
  • Темочки

Коррекционная помощь оказывается в форме логопедических занятий : индивидуальные, подгрупповые, фронтальные. Содержание занятий, организация и методические приемы определяются целями и задачами коррекционного обучения. Длительность занятия остается неизменной — не более 30 минут. Количество занятий зависит от периода обучения. Как правило, каждое занятие включает:

— артикуляционную гимнастику;

— пальчиковую гимнастику;

— постановку правильного звукопроизношения;

— закрепление достигнутых навыков.

Артикуляционная гимнастика обычно включает 8-10 упражнений, в зависимости от той группы звуков, которая нарушена, от степени сложности речевого нарушения. Дополнительно применяются упражнения по развитию мелкой моторики рук — пальчиковая гимнастика.

Коррекция звукопроизношения включает в себя индивидуальную и подгрупповую форму работы.

Индивидуальная работа проводится так, как это определено в традиционных методиках, и заключается в постановке звуков.

Подгрупповой этап коррекции звукопроизношения включает в себя:

— произношение слогов в различном темпе и с разным ритмическим рисунком;

— произношение слов, в которых звук находится в различной позиции;

— автоматизация звуков в предложениях, связных текстов;

— дифференциация звуков.

Отсутствие повторения дома и закрепления полученных навыков по исправлению нарушений звукопроизношения ведет к значительному снижению эффективности коррекционной работы и удлинению сроков коррекции. Поэтому каждый ребёнок обязательно получает домашнее задание.

Особое место отводится профилактической работе. Она необходима дошкольникам для естественного и своевременного развития речи. Основная цель этой работы — создание развивающей среды с помощью игр :

— игры, направленные на формирование эмоциональной лексики, усвоение слов, обозначающих эмоции и введение их в экспрессивную речь;

— игры с нитками, пальчиковые игры с предметами и без предметов;

— игры для изучения фонематического слуха; для изучения лексико-грамматических тем; для развития связной речи.

Практическая значимость такой работы — раскрытие потенциальных речевых возможностей воспитанников.

Таким образом, правильно организованная логопедическая помощь дошкольникам позволяет включить в сферу коррекционно-речевой работы более широкий круг детей, полнее использовать резервы коррекционно-педагогического воздействия и сделать его органичной составляющей дошкольного образовательного процесса.

Характеристика индивидуальных занятий

Определение 3

Индивидуальные логопедические занятия – это занятия, которые позволяют корректировать индивидуальные речевые недостатки конкретного ребенка.

Индивидуальные логопедические занятия проводятся в том случае, если у ребенка имеются проблемы с установлением контакта с другими людьми. Если ребенку сложно общаться не только со взрослыми, но и со сверстниками. Организованное индивидуальное занятие позволяет педагогу выстроить с ребенком взаимоотношения, на основании которых в последующем строится вся коррекционная логопедическая работа.

Замечание 1

Таким образом, индивидуальная форма логопедической работы позволяет оптимизировать временные затраты и перейти к формированию у ребенка необходимых речевых навыков, а также скорректировать имеющиеся речевые нарушения.

При организации индивидуальной формы логопедической работы педагог-логопед должен соблюдать ряд требований и условий:

  1. Четкая и понятная для ребенка формулировка темы и цели логопедического коррекционного занятия.
  2. Продумать каждый этап занятия и их логическую взаимосвязь друг с другом.
  3. Планирование постепенного усложнения речевого материала, используемого в совокупности занятий.
  4. Опора на дифференциальный подход к каждому ребенку, с учетом имеющегося у него речевого дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей.
  5. Краткая и четка формулировка инструкций.
  6. Использование разнообразного и красочного наглядного материала.
  7. Создание положительного эмоционального фона учебного занятия.

Основной целью индивидуальной формы логопедического занятия является первоначальное формирование звуковой стороны речи.

Содержание индивидуального логопедического занятия включает в себя практический речевой материал, понятный и интересный ребенку, способствующий повышению речевой активности ребенка.

Например, при организации индивидуального логопедического занятия с ребенком дошкольного возраста целесообразно использовать лексико-грамматические игры и игры на развитие высших психических функций.

Структура индивидуального логопедического занятия:

  1. Проведение пальчиковой и артикуляционной гимнастики.
  2. Постановка и автоматизация определенного звука.
  3. Разбор запланированного лексического материала.
  4. Речевые упражнения, с повышением темпа произношения (от медленного проговаривания к скороговоркам).
  5. Усложнение лексического материала (переход от простого вида речевой деятельности к более сложному).

Используемый логопедом материал, должен способствовать:

  • созданию психологически комфортной атмосферы;
  • обогащению эмоциональной и чувственной сфер ребенка;
  • развитию монологической и диалогической речи;
  • повышению мотивации совершенствовать собственную речь;
  • художественно-эстетической направленности речи;
  • плодотворному сотрудничеству ребенка и логопеда.

Как проводится логопедическая работа: этапы

Цели и задачи логопедической службы

Цели коррекционно-логопедической службы:

1.Своевременное
выявление и преодоление расстройств устной и письменной речи.

2.Восполнение пробелов в
учебной деятельности, не допуская перехода этих проблем на последующие этапы
обучения.

С 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая учитель-логопед
проводит пробное обследование детей для выявления речевых нарушений и специфических
ошибок в учебной деятельности.
Группы комплектуются с учётом индивидуальных особенностей детей, их
психофизического состояния. Главными задачами коррекционно-логопедической службы являются:

1.Коррекция нарушений в
развитии устной и письменной речи.

2.Своевременное
предупреждение и преодоление трудностей в освоении учащимися
общеобразовательных программ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: