Содержание
-
Слайд 1
Обследование зрительного восприятия и пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения (Л.В. Рудакова)
-
Слайд 2
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Дата обследованияФамилия, имя ребенкаДата рождения ДиагнозСопутствующие заболеванияОстрота зренияПоле зренияЦветовое зрениеВ каком возрасте ребенку поставлен диагноз?Кем и где впервые было обнаружено нарушение зрения: родителямив роддомеврачом – педиатром во время патронажав детской поликлиникев другом местеПредполагаемые причины нарушения зрения
-
Слайд 3
От какой беременности ребенок?
Как протекала беременность?
токсикоз 1,2 половины беременности
хронические заболевания
психические травмы
инфекционные заболевания
другое
Роды: (нормальные, стремительные, обезвоженные, стимулированные, наличие травм, родовспоможение)
Ребенок родился в срок или недоношен (количество недель)
Резус отрицательный, совместимость
Вес при рождении
Рост
Перенесенные заболевания до 1 года
После 1 года:
инфекции
ушибы и травмы мозга, глаз
Назначения медиков -
Слайд 4
1. Узнавание и называние предметов:
реальные предметы (набор)
модели (игрушки)
графическое изображение (рисунки) предметов
контурное изображение предметов
силуэтное изображение предметов
перечеркнутые фигуры
наложенные предметы -
Слайд 5
Реальные предметы
Модели (игрушки)
Карточки
Силуэтное изображение -
Слайд 6
Перечеркнутые изображения
Наложенные изображения -
Слайд 7
2. Дифференциация цвета:
называние цветового спектра:
самостоятельно показывает и называет
выбор цвета по названию без показа педагогом
классификация предметов по цвету
составление цветоряда от темного к светлому и наоборот
выделение цвета в окружающей среде -
Слайд 8
-
Слайд 9
3. Дифференциация формы:
узнавание иназывание основных геометрических форм
соотнесение предмета с формой в окружающем пространстве
классификация предметов по форме (старшая круги и овалы, подготовительная квадраты и прямоугольники) -
Слайд 10
-
Слайд 11
-
Слайд 12
4. Дифференциация величины:
сравнение предметов по величине на уровне узнавания и называния (большой, маленький, средний, больше – меньше)
выстраивание предметного ряда по величине от самого большого до самого маленького и наоборот
классификация предметов по величине
соотнесение предметов по величине
характер дифференцировки:
тонкая
грубая -
Слайд 13
5. Исследование восприятия и воспроизведения сложной формы:
составление целого из частей, предметного изображения:
самостоятельно
методом проб и ошибок
наложением
6. Исследование восприятия сюжетных изображений:
объем восприятия
уровень понимания сюжета и его оречевление -
Слайд 14
Исследование восприятия пространства и пространственной ориентировки
1. Ориентировка на теле
2. Ориентировка относительно себя
3. Демонстрация действий с предметами (в, на, под, около, над, между)
4. Оценка расстояния в большом пространстве
характер дифференцировки:
тонкая
грубая
9. Ориентировка относительно предмета (подготовительная группа) -
Слайд 15
Заключение о сформированности зрительного восприятия и пространственной ориентировки________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Слайд 16
Посмотреть все слайды
Возрастные нормы развития ощущений
Ощущением называется нервно-психический процесс, который позволяет отражать и дифференцировать отдельные качества и свойства предметов, явления окружающего мира и внутреннее состояние человека. Ощущения возникают во время воздействия раздражителей на соответствующие рецепторы.
Развитие ощущения у детей протекает согласно возрастным изменениям психофизического созревания ребенка. У новорожденных лучше всего развиты тактильные ощущения. Уже с первых дней жизни малыш реагирует на прикосновения и изменение температурного режима. Весьма хорошо у новорожденных выражены вкусовые и обонятельные ощущения. Младенец различает горький, кислый и сладкий вкус, а также по запаху определяет, где находится его мать .
Зрительное и слуховое восприятие развивается несколько сложнее. Ребенок практически не реагирует на звуки примерно до второй-третьей недели своей жизни. Однако позже он начинает различать шумы окружающего мира и речь взрослых. Процесс развития слуховых ощущений очень длительный и многоэтапный. Его формирование охватывает весь период детства, до тех пор, пока ребенок не научится различать тонкие звуки окружающего мира — тональность музыки, интонацию речи и т.д.
Зрительные ощущения также развиваются поэтапно. Вначале ребенок учится различать предметы и лица. Ближе к пятому месяцу жизни он становится восприимчив к цвету, однако до двух лет он воспринимает только 4 основных оттенка — красный, зеленый, синий и желтый. Полное формирование промежуточных тонов и полутонов завершится лишь к 5-6 году жизни малыша. Вместе с тем зрительное восприятие включает в себя способность дифференцировать форму, величину, удаленность и приближенность предметов.
Особенности развития восприятия у ребенка
Дошкольник воспринимает мир через активную игру, в которой он учится, узнает что-то новое.
В младшем возрасте дошколята не могут воспользоваться фантазией, они орудуют знаниями, которые получают, пользуясь предметами. Так, если лягушка зеленая, то для ребенка она может быть только зеленая. Если апельсин оранжевый, то другой фрукт того же цвета для малыша – тоже апельсин. У трехлеток нет четкого восприятия, они не умеют анализировать.
В средних группах детского сада воспитанники уже обладают частичным восприятием. Им известны цвета, они знают некоторые геометрические фигуры, могут сравнивать предметы между собой по размеру и форме, но не понимают временные величины. Зато могут и любят заниматься творчеством. Во многом знакомство с миром и людьми для них – это принятие или непринятие внешности и качеств характера.
Старшие дошкольники уже предпочитают увидеть, чем сто раз услышать. Слуховое восприятие отстает от зрительного. В этот период формируется поведение ребенка, качества его характера, поэтому в работе с детьми такого возраста важна мотивация.
Как развивается зрительное восприятие с возрастом ребенка?
Младший дошкольный возраст оказывается наиболее важным для развития зрительного восприятия. У ребёнка меняется характер исследовательской и ориентировочной деятельности, он переходит от простейшего манипулирования предметом к более подробному ознакомлению с ним посредством осязания и зрения.
У 3-7-летних детей важнейшей отличительной особенностью восприятия является то, что оно становится ведущим, соединяя в себе опыт многочисленных ориентировочных действий. Оно уже позволяет охватить многие детали, уловить их качества и взаимосвязи. Формируется процесс рассматривания, ведь в более раннем возрасте дети почти не рассматривают предметы, не манипулируют ими. Однако своим взглядом малыш ещё не может управлять, поэтому тот беспорядочно блуждает по предмету. Восприятием 3-4-летних детей управляет воспитатель в процессе различных видов деятельности. Важнейшим способом обследования предметов становится цепочка перцептивных действий.
К 5-6-летнему возрасту значительно изменяется восприятие пространства. Малыши всё чаще хотят разобраться в многообразии встречающихся форм, пытаются установить, на что данный предмет похож. Взрослые должны им в этом помогать
Дети уже довольно успешно могут сравнивать длины линий, но с решением более сложных задач на глазомер дела ещё обстоят неважно. Глазомер лучше совершенствовать, занимаясь конструированием, когда малышу необходимо подобрать для постройки недостающие детали или во время лепки разделить кусок глины так, чтобы её хватило на все элементы предмета
Можно также упражнять глазомер через игры, рисование, аппликации. В процессе обследования свойства воспринимаемого объекта словно переводятся на понятный малышу язык системы сенсорных эталонов. Под сенсорными эталонами подразумеваются представления о свойствах объектов, воспринимаемых чувственно. Для этих представлений свойственна обобщённость, поскольку в них отражены самые важные, существенные качества. Эталоны не существуют обособленно, но формируют определённые системы, такие как система геометрических форм, спектр цветов и т. д. Осмысление эталонов выражается через их название, то есть слово, поэтому связь восприятия с речью и мышлением вызывает его интеллектуализацию.
В 6-7 лет у ребёнка почти сформировались все виды анализаторов, и с их помощью продолжают развитие все разновидности чувствительности. Особенно важны в этом возрасте зрительные ощущения и восприятия. Известно, что ребёнок получает до 80% всей информации об окружающем мире через зрение. К 6 годам намного меньше становится ошибок при различении цветов. В 6-7 лет ребёнок помимо основных цветов знает ещё ряд оттенков. У пятилеток восприятие имеет ещё непроизвольный характер. Но к семи годам малыши могут уже ставить перед собой задачу изучения предмета и сравнения его с другими.
В детской психологии остаётся дискуссионным вопрос по поводу того, на что при восприятии предмета опирается ребёнок: на узнавание его отдельных частей или на целостное отражение
Для продуктивного восприятия предмета ребёнком очень важно действие, которым малыш пользуется в процессе восприятия. В результате этого процесса он обзаводится личным опытом, одновременно усваивая и коллективный опыт
Таким образом, при развитии восприятия не только изменяется его объём, точность, осмысленность, но перестройке подвергается и сам способ восприятия, становится всё более совершенным.
Визуал, аудиал, кинестет, дигитал в общении
Визуалы
«Встречают по одежке…» начало этой известной пословицы всецело относится именно к визуалам
Они весомое значение придают внешнему виду человека и всегда обращают внимание на то, как человек выглядит, какая на нем одежда, какие черты лица, как двигается
В общении могут спокойно и долго смотреть в глаза. Визуальный контакт, обращенность позы в общении, открытые позы необычайно важны именно для визуала. При этом они не любят быть близко к собеседнику, держатся на расстоянии. Главное — это хорошо видеть. Представители этого типа восприятия быстро на интуитивном уровне считывают сигналы языка жестов и мимики, часто этого не замечая. Иногда им кажется, что по одному только взгляду они знают мысли другого человека.
В случае, если Вам нужно произвести впечатление на визуала, старайтесь наибольшее внимание уделить внешней красоте. Обстановка, Ваша одежда, походка, мимика, жесты должны быть максимально располагающими. В доказательство своих слов приводите наглядные примеры, графики, рисунки, обязательно демонстрируйте на образцах и опытах свои аргументы
Вместо чисел покажите рисунок: визуалы плохо поймут разницу между 1000 и 10 000, но наглядный пример разницы убедит их в большинстве случаев
В доказательство своих слов приводите наглядные примеры, графики, рисунки, обязательно демонстрируйте на образцах и опытах свои аргументы. Вместо чисел покажите рисунок: визуалы плохо поймут разницу между 1000 и 10 000, но наглядный пример разницы убедит их в большинстве случаев.
Сами визуалы неплохие рассказчики. Они могут представить себе удивительно яркие и наполненные деталями картины и рассказывать о них часами.
Аудиал
Разговор с аудиалом бывает часто очень приятен. Аудиалы сами требовательны к своей речи, говорят размеренно, с грамотными изменением интонации. Их приятно слушать, приятно разговаривать с аудиалом. Но и сами аудиалы весьма требовательны к речи своих собеседников, не выносят ошибок в речи, непонятной и исковерканной речи. На аудиалов совершенно нельзя кричать или повышать голос, это приведет к отчуждению человека. Аудиала всегда приятно слушать, это прекрасные рассказчики и не менее прекрасные собеседники, которые по интонации и манере речи могут понять с полуслова.
Кинестет
Кинестеты особенно чувствительны к пространственной обстановке и дистанциям между собеседниками. Близких людей допускают в личную зону, а людей малознакомых держат на расстоянии. Для кинестета вторжение в их личную зону является оскорбительным, они начинают испытывать сильные отрицательные эмоции
Лучше всего завоевать внимание и доверие кинестета действиями, совместными делами, общей деятельностью
Если приходится что-то запоминать, то лучше это написать или нарисовать самому собственными руками. Разговоры и словесные доказательства произведут наименьшее впечатление на человека этого типа восприятия. А к близким людям кинестет всегда стремится прикоснуться, погладить
Ему важно телесное соприкосновение
Дигитал
Малочувствительны в общении, редко проявляют эмоции на людях
Особенно сильно обращают внимание на смысловую, содержательную часть разговора. Красивая, но пустая речь им неприятна. С дигиталом лучше всего в разговоре переходить к сути дела, доказывая логичности и верность своих слов числами и фактами
С дигиталом лучше всего в разговоре переходить к сути дела, доказывая логичности и верность своих слов числами и фактами.
Цвет или форма – что важнее для ребенка?
При развитии зрительного восприятия важными моментами становится восприятие формы и цвета. Психологи до сих пор спорят, какой из признаков является основным для восприятия предмета в процессе их чувственного познания дошкольниками. Некоторые учёные придерживались того мнения, что до 7 лет дети «слепы к форме». Советские же исследователи смогли показать, что в восприятии дошкольника форма не только играет ведущую роль, но и обнаружили несколько условий, позволяющих легче понять сложное соотношение цвета и формы предмета. Изучая восприятие дошкольников, учёные выяснили, что опознавательным признаком для ребёнка цвет предмета становится лишь тогда, когда более сильный признак формы не получил по какой-то причине сигнального значения. Особенно выраженными являются эти факты при восприятии малышом незнакомых предметов.
Также важна и поставленная перед ребёнком задача. Если требуется выложить узор из одноцветных фигур, то он будет ориентироваться на форму, а если на цветном фоне нужно будет спрятать аналогичного цвета фигуру, то преобладающим фактором станет цвет. Бывают задачи, где детям приходится ориентироваться сразу на оба признака. Если в предложенном задании нет конфликта между формой и цветом, то уже младшие дошкольники начинают правильно ориентироваться в форме предмета, предложенного силуэтом или лишь контуром. Уяснив названия геометрических фигур, малыши легко оперируют соответствующими им формами, обнаруживая их в знакомых предметах, то есть форма здесь уже отвлекается от предметного содержания. Дверь они определяют, как прямоугольник, глобус как шар, воронку как сочетание конуса с узким цилиндром. В результате форма визуализируется, становится для малыша сигнальным значением, абстрагируется и обозначается соответствующим словом.В целом развитие зрительного восприятия – необратимый процесс. Если приостанавливается положительное воздействие, то данное качество может замедлить или полностью остановить своё развитие. Поэтому важным является комплексное развитие у дошкольников зрительного восприятия.
Законы и факторы
Типы факторов:
- внешние;
- внутренние.
Внутренние:
- Установки личностного восприятия. Человеческие ожидания чаще сводятся к оценке будущего по прошлым идентичным ситуациям.
- Стимулирование. Визуальное рассмотрение человеком объектов, важных для него в определенный период.
- Личный опыт. Позволяет воспринимать уже изученные объекты.
- Восприятие собственной личности. Каждый индивид воспринимает себя по-своему. Учитывает личные особенности, которые делают его уникальным.
- Специфика характера. Это индивидуальная специфика восприятия, обуславливаемая преобладанием разных черт характера.
Внешние факторы — новизна, размеры, насыщенность, цикличность, определяемость, различимость, движение, противоположность.
Публикация «Развитие зрительного восприятия у детей с 7 месяцев до 1 года» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ребёнок уже от рождения имеет систему, готовую к восприятию окружающего мира. Он способен видеть, слышать, чувствовать. В раннем возрасте вся деятельность ребёнка подчинена одной ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нём. Восприятие является одной из основных функций у детей раннего возраста, именно с его помощью происходит накопление знаний о себе и окружающем мире.
Чтобы зрение развивалось нормально, необходим различный зрительный опыт.
У детей 6-9 месяцев большую часть времени следует уделить развитию зрительного предвосхищения, то есть развитию ощущения, что предмет (изображение) появится в определенном месте. Предлагать игры, с падающими предметами, чтобы малыш мог следить за движением падающего предмета.
В 7 месяцев :
«Мыльные пузыри»
Если ваш малыш уже начал немного сидеть, удобно усадите его и выдуйте несколько партий мыльных пузырей. Ваш малыш будет в восторге.
«Где нос?»
Покажите малышу большую мягкую игрушку и покажите на ней: «Это глаза, нос, рот». Покажите на себе глаза, нос и рот, а затем на малыше.
«Первые книжки»
Настает время первых книжек. Показывайте ему в них картинки, рассказывайте, кто изображен. Спрашивайте, где мишка (зайка, киса? Берите руку малыша в свою и его пальчиком «отвечайте» : «Вот мишка (зайка, киса)». Так же продолжайте показывать малышу отдельные картинки.
В 8 месяцев :
«Перед зеркалом»
Усадите малыша перед зеркалом и наденьте ему мамину шапку. Понаблюдайте, как малыш будет рассматривать себя в зеркале. Спросите, где у … (имя ребенка) нос, рот, глаза и покажите на отражении. Пока малыш рассматривает себя в зеркале – из-за его спины достаньте игрушечного зайчика. Пусть малыш понаблюдает за ним в зеркале.
«Разноцветный свет»
Вам понадобиться настольная лампа и 2-3 куска ткани разных цветов. Включите лампу и ненадолго накройте её, например, красной тканью. Комната наполниться красноватым цветом. Затем выключите лампу и дайте ей немного «передохнуть» (охладиться). А глазам привыкнуть к темноте. Затем снова включите и накройте её тканью другого цвета.
В 9 месяцев :
«Делай как я»
В этом возрасте дети любят повторять за взрослыми. Пусть малыш повторяет ваши действия: похлопайте в ладоши, сожмите и разожмите кулак, помашите рукой, поднимите руку вверх, дотроньтесь до носа, подуйте и т. п. Объясняйте малышу ваши действия.
«Пирамидка»
Побуждайте малыша снимать кольца пирамидки со стержня. Эта игра развивает глазомер и координацию рук.
«Кубики и шарики»
Сложите в коробку кубики и шарики. Скажите малышу: «Дай шар (покажите)». Побуждайте малыша подавать вам только шары. Если в шарах есть отверстия, можно продеть на веревочку. Затем попросите малыша давать вам кубики, из которых можно построить башенку или поезд.
«Скатывание шарика»
Положите небольшой шарик на стол, подтолкните его, чтобы он покатился к краю и начал падать. Поймайте шарик в «процессе» полета. Ребенку понравится эта игра.
В 10 месяцев :
«Оживающие тени»
В темноте включите фонарик и направьте его на стену. Поднесите руку к лучу света и изобразите чикающие ножницы, уши зайца, гавкающую собачку и т. п.
«Заводная игрушка»
Малыш с удовольствием будет наблюдать за прыгающей по столу или плавающей в ванной заводной игрушкой.
«Кукла на руку или на пальчик»
Наденьте на руку пищащую игрушку, и поговорите за неё с малышом. Можно на каждый пальчик от перчатки пришить игрушечку, пуговицу, смешную рожицу. Наденьте эту перчатку и поиграйте с малышом.
«Рассматриваем фотографии»
Покажите малышу семейный фотоальбом. Рассматривая фотографии, побуждайте малыша показывать, где … (имя ребенка, папа, мама.
В 11 месяцев :
«Включаем – выключаем свет»
Если у вас выключатель света находится внизу, поставьте ребенка около него. Малыш будет нажимать на выключатель, свет будет гаснуть и снова включаться.
«Игрушка-вертушка»
В продаже имеются вертушки на палочках с вращающимися деталями. На них нужно дуть и детальки будут крутиться. Ребенку будет интересно за ними наблюдать.
«Дай…»
Положите перед ребенком несколько знакомых ему игрушек и попросите дать вам машинку, мячик, пирамидку.
В 12 месяцев :
«Где?»
Дома или, гуляя на улице, спрашивайте ребенка: где часы, где окно, где собачка, где машина и т. п.
«Большие и маленькие игрушки»
Возьмите парные игрушки – большие и маленькие зайчики, котята, собачки и т. п. Спрячьте их за ширму. Показывайте ребенку то большого котенка, то маленького. Озвучивайте увиденное ребенком: большой котенок, а теперь маленький котенок. А затем покажите сразу двух котят – большого и маленького и объясните, чем они отличаются.
Сенсорно-перцептивная система человека
Сенсорные процессы — это ощущения. Человек постоянно ощущает воздействия внешнего мира на свой организм: видит, слышит, чувствует запахи и вкусы, чувствует тактильные и температурные воздействия на свое тело. А также ощущает процессы, протекающие внутри организма: голод, боль, возбуждение или слабость и т. п.
Сенсорно-перцептивная система постоянно развивается и совершенствуется в процессе жизнедеятельности человека. Это необходимо для успешной адаптации человека в окружающем мире. От качества работы системы восприятия зависят способности и возможности человека.
Это особенно заметно при сравнении с людьми, имеющими нарушения в развитии восприятия. Жизнь человека с ограниченными возможностями (слепота, глухота, немота и прочие), отличается от жизни абсолютно здорового человека. Перцептивные действия играют здесь значительную роль: чем незначительнее дефект восприятия, тем легче его скорректировать и возможно исправить. Этим занимаются специалисты — дефектологи.
Понятие зрительного восприятия
Зрительное восприятие — это процесс восприятия и интерпретации визуальной информации с помощью зрительной системы органов зрения.
Зрительное восприятие играет важную роль в нашей жизни, поскольку позволяет нам воспринимать и понимать окружающий мир
Оно включает в себя различные аспекты, такие как распознавание форм, цветов, пространственное восприятие, ориентирование в пространстве, а также способность фокусировать и сфокусировать внимание
Восприятие форм позволяет нам распознавать объекты и различать их от других объектов в окружающей среде. Оно основано на способности нашего мозга интерпретировать контуры, линии и углы, чтобы определить форму объекта.
Цветовое восприятие позволяет нам различать и идентифицировать разные цвета. Мы воспринимаем цвет благодаря рецепторам в глазу, которые реагируют на различные длины волн света. Это позволяет нам различать цвета и создавать визуальные представления мира вокруг нас.
Пространственное восприятие позволяет нам понимать расположение и относительное положение объектов в пространстве. Мы можем определить, находится ли объект близко или далеко, и как он соотносится с другими объектами.
Ориентирование в пространстве позволяет нам перемещаться и ориентироваться в окружающей нас среде. Мы можем определить направление движения и ориентацию объектов, а также понимать, где находимся относительно других объектов.
Фокусирование и сфокусирование внимания позволяет нам выбирать определенные объекты или детали для детального рассмотрения
Мы можем сфокусировать свое внимание на конкретном объекте или участке изображения, игнорируя все остальное
В целом, зрительное восприятие является сложным и многогранным процессом, который включает в себя различные аспекты восприятия и интерпретации визуальной информации. Оно позволяет нам получать и обрабатывать информацию о мире вокруг нас, что является неотъемлемой частью нашего повседневного опыта.
Тактильная дорожка
Это задание предназначено для детей старше одного года. Смысл упражнения заключается в следующем:
- На полу необходимо расположить любой предмет. Это могут быть камушки или галька, солома, комочки бумаги, чистый песок, кусочки ткани, деревянные дощечки.
- После того как дети помыли и вытерли насухо ножки, им предлагают пройти по шершавой дорожке. Главное – это нужно делать не торопясь и стараться не сойти в сторону.
Данное упражнение не только станет приятным развлечением для малышей, но и тренировкой координации движения, концентрации внимания. Конечно же, эту дорожку можно соорудить во дворе и на улице. Собственно, даже делать-то ее специально не обязательно. Вместо этого просто разрешите ребенку как можно чаще бегать босиком по песку, травке, камешкам, влажной глине. Согласно исследованиям, центры тактильного восприятия в головном мозге находятся недалеко от центров речевого развития. В связи с этим тренировка ступней ног способствует скорейшему развитию речи ничуть не хуже, чем тренировка пальцев рук. То есть тактильное восприятие способствует развитию речи.
Стоит отметить, что осязание является первым чувством, которое начинает развиваться в эмбрионе. Развитие восприятия чувств у человека и соотношение их к развитию других чувств, таких как слух или зрение, стало предметом большого количества исследований. По мнению ученых, у новорожденных наблюдались большие проблемы с выживанием в том случае, если у них отсутствовало развитие чувство осязания, даже при наличии возможности видеть и слышать.
Не стоит недооценивать тактильное восприятие, ведь прикосновения играют огромную роль в жизни не только деток, но и взрослых. Они могут вызвать в организме выработку гормонов счастья и способствовать хорошему самочувствию.Тактильное восприятие одновременно воздействуют на сознание и физическую составляющую.
Характеристики и свойства
Показатели:
- тактичная абсорбция данных;
- определение отдельных параметров;
- создание чувственного образа восприятия.
Свойства:
- Константность. Одинаковое восприятие дистального объекта даже если изменяется проксимальный стимул.
- Апперцептивность. Содержание человеческой психики оказывает влияние на восприятие.
- Предметность. Объекты представляют собой набор образов, из которых составляется конкретный предмет, а не набор бессвязных ощущений.
- Осмысленность. Любой предмет называется мысленно, воспринимается осознанно.
- Избирательность. Из многообразия субъектов выбирается только один.
Перцепция тесно связана с памятью, вниманием, мышлением, логикой. Характеристики:
- вещественность;
- апперцептивность;
- структурность;
- рациональность;
- контекстность;
- осознанность.
Что такое социальная перцепция
Термин «социальная перцепция» был введен в употребление профессором Гарвардского университета Дж. Брунером, основной деятельностью которого была психология познания.
Адекватное восприятие себя и окружающих людей во многом определяет успешное развитие человека как существа социального.
По мнению Дж. Брунера качество общения между людьми прямиком зависит от восприятия оппонентами друг друга. Первое впечатление о человеке всегда играет важную роль в формировании межличностных отношений.
Как правило, возникает при оценивании внешнего вида. В случае, если первая беседа прошла более-менее удачно, формируется образ положительного во всем человека. Зачастую это фальшь-образ.
По результатам первых впечатлений о человеке может сформироваться серьезное отношение к нему и даже представление о его характере, личностных качествах и деятельности.
В ходе дальнейшего общения с человеком неизбежно наступает анализ действий, поступков и поведения нового знакомого. В завершении целостное представление о человеке, которое может быть как положительным и оправдать надежды, так и отрицательным и полностью разочаровать.
Психологическая несовместимость может помешать общению
Социальная перцепция проявляется в следующих аспектах:
- познание собственного «Я»;
- познание окружающих (собеседников, партнеров);
- освоение в группе людей/коллективе;
- формирование благоприятного микроклимата.
Социальная перцепция исследует поведение людей одного общества (коллектива) на разных интеллектуальных ступенях.
Представляет собой исследование, наблюдения, восприятие не только окружающих людей, но и самого себя во время общения. Немаловажную роль в общении играет психологическая совместимость. В ее изучении социальная перцепция изучается по двум аспектам:
- социальные и психологические особенности отдельных субъектов и объектов восприятия;
- проведение анализа механизмов межличностного общения.
Для того, чтобы эффективнее познать самого себя и познать других людей в процессе общения, были разработаны специальные механизмы социальной перцепции, которые позволяют спрогнозировать поступки собеседников.
Эволюция восприятия и его значение
Эволюция восприятия прошла долгий путь развития от простых органов зрения у древних организмов к сложным механизмам восприятия, которыми обладает современный человек. В процессе эволюции наша способность видеть и воспринимать окружающий мир неуклонно улучшалась и приспосабливалась к новым условиям существования.
Зрительное восприятие имеет огромное значение в нашей повседневной жизни. Оно дает нам возможность ориентироваться в пространстве, быстро реагировать на изменения в окружающей среде, позволяет нам постигать и учиться новому, создавать искусство и эстетические ценности. Без зрительного восприятия было бы трудно представить себе наше современное общество с его сложными коммуникационными и информационными системами.
Основные принципы восприятия мира через зрение включают в себя процессы распознавания форм, цветов, движения и пространственного расположения объектов. Они базируются на способности нашего мозга анализировать и интерпретировать получаемую визуальную информацию.
Значение зрительного восприятия в нашей жизни трудно переоценить. Оно определяет нашу способность взаимодействовать с окружающим миром, учиться, творить и наслаждаться красотой
Поэтому важно бережно относиться к своему зрению, ухаживать за ним, а также развивать и совершенствовать восприятие через обучение и практику
Виды зрительного восприятия
Зрительное восприятие включает в себя ряд различных видов и способностей, позволяющих нам воспринимать и интерпретировать окружающий мир. Вот некоторые из основных видов зрительного восприятия:
Цветовое восприятие: способность различать и воспринимать различные цвета. Человек может различать около 10 миллионов цветов благодаря наличию особых рецепторов — конусов в сетчатке глаза, которые реагируют на различные длины волн света.
Формовое восприятие: способность опознавать и интерпретировать формы. Мы можем распознавать, например, различные геометрические фигуры, объекты и лица благодаря деятельности зрительных центров в мозге.
Пространственное восприятие: способность оценивать и воспринимать пространственные отношения. Это включает в себя оценку расстояний, размеров и глубины объектов.
Периферическое восприятие: способность воспринимать объекты и события, находящиеся за пределами прямого поля зрения
Мы можем замечать движение или изменение внешних объектов в уголкам глаза без необходимости обращать внимание непосредственно на них.
Эмоциональное восприятие: способность воспринимать и интерпретировать эмоции, выражаемые через мимику лица и жесты других людей. Мы можем определять настроение или эмоциональное состояние других людей, а также передавать свои эмоции через физическое выражение.
Отличительной чертой всех видов зрительного восприятия является взаимодействие глаз, сетчатки, нервной системы и мозга в процессе обработки и интерпретации визуальной информации.