Когда пора учить ребенка читать и как лучше это делать: обзор методик

Как научить ребенка читать без слез и капризов — 10 советов

Зачем и когда учиться читать

В России, как и в большинстве стран мира, стандартная программа 1 класса включает освоение навыков чтения. Но по умолчанию считается, что к этому возрасту ребенок уже должен уметь читать, и родители стремятся развить эти навыки раньше. Педагог Екатерина Тупицына предлагает перед началом занятий определить их цель: «Часто родители думают не столько о потребностях ребенка, сколько о собственных амбициях, поэтому в первую очередь нужно определиться, действительно ли чтение и письмо нужно ребенку в конкретном возрасте. Если родители видят, что без этих навыков его развитие тормозится: он любит книги, стремится к новым знаниям, хочет писать и выражать себя, нужно помочь ему

Но при этом важно учитывать особенности физического и социально-личностного развития ребенка

  • С рождения до 6 лет у ребенка в определенной последовательности созревают и развиваются отделы мозга, которые отвечают за восприятие информации внешнего мира, ее обработку, анализ и обратную связь (например: слышим звук − анализируем его − вспоминаем образ буквы − пишем).

  • В 1,5−4 года ребенок активно общается, развивает разговорную речь, а также способность различать звуки языка. Это основа грамотного восприятия речи на слух (включая орфографию и пунктуацию). Параллельно развивается мелкая моторика — умение держать карандаш и ручку и легко «управлять» ими. Все это определяет готовность к письму.

  • В 3,5−4,5 года у ребенка возникает интерес к письму. Он оставляет подписи под рисунками, сначала в виде каракулей, а затем, чтобы его надписи стали понятны другим людям, стремится освоить буквы родного языка.

  • В 5−7 лет развивается способность анализировать и обобщать знаковую информацию (буквы) и переводить ее в конкретные образы (звуки и слова). В этом же возрасте ребенок начинает больше интересоваться жизнью других людей, их мнением, хочет узнать то, что написано ими. Все это обеспечивает потребность в чтении и готовность к нему.

Важно, чтобы раннее начало обучения письму и чтению не препятствовало другим развивающим играм и занятиям. Методика должна подходить ребенку по возрасту и обязательно быть увлекательной и интересной ему»

К тому же, как считает учитель-логопед Татьяна Куприянова, обучать ребенка буквам нужно начинать тогда, когда он освоит звуковой анализ. Для начала нужно научиться четко различать звуки, не путать их, правильно произносить.

И родители, и преподаватели в детских садах должны обращать его внимание на звучание слов, читать стихи, произносить скороговорки, задавать вопросы: например, какой звук ты слышишь в начале слова «мама», какой в конце и т. д

В 3−4 года детей больше интересует именно звуковая сторона речи, они экспериментируют со звуками, придумывают свои сочетания, новые слова. После этого, к 5 годам, и его начинают интересовать буквенные обозначения звуков и он может естественным образом переходить к чтению.

Скорочтение: польза или вред

Курсы быстрого чтения нынче очень популярны, но не торопитесь учить детей младшего школьного возрасты техникам скорочтения. То, что полезно старшеклассникам, не совсем подходит для учеников начальной школы

Не гонитесь за скоростью, обращайте внимание на осознанность!

o-brain.org

Минусы скорочтения:

Поверхностное восприятие текста.

Вычленяя главные тезисы и «пробегая» взглядом «неважное», ребенок не учится воспринимать текст целостно

Ребенок не успевает насладиться языком, прочувствовать стиль автора, «посмаковать» метафоры  и т.п.
Дети младшего школьного возраста запоминают написание слов, читая по буквам и слогам. При скорочтении этот момент может быть утерян, грамотность при написании может из-за этого хромать.
Медленное вдумчивое чтение способствует развитию образной речи, пополнению словарного запаса

При скорочтении могут быть проблемы с осмыслением текста и его дальнейшим связным пересказом.
Читая слишком быстро, ребенок не успевает эмоционально прочувствовать текст, пережить события вместе с героями произведения.
Привыкнув вычленять из текста только самое важное, полезное, ребенок может перестать читать книги просто для удовольствия.

ВЫВОД: Для детей дошкольного и младшего школьного возраста скорочтение может иметь гораздо больше минусов, чем плюсов. Для учеников старшей школы, у которых УЖЕ сформировался богатый словарный запас и образное мышление, быстрое чтение принесет пользу, поможет обрабатывать большие объемы информации за короткий срок.

Уважаемые читатели! Что делаете вы для того, чтобы научить ребенка читать? Как развиваете навык быстрого чтения?

Как научить ребенка читать быстро, используя специальные упражнения

vseodetyah.com

Есть несколько простых упражнений, которые вы можете практиковать дома, чтобы повысить скорость чтения детей:

1. Отработка отрывков

Проверьте, сколько слов в минуту читает ребенок в данный момент. Прибавьте 30 слов и подберите соответствующий по объему отрывок текста. То есть, если ребенок читает 30 слов, прибавляем ему еще 30, в итоге он будет отрабатывать 60. Тем, кто может за минуту одолеть 60 слов, даем текст из 90 слов и так далее.

Отрывок нужно прочитать три раза подряд. В первый раз малыш, скорее всего, будет неуверенным и медленным, за одну минуту он не справится со всем количеством слов: прочтет или половину, или больше, но не до конца. Задача — научиться преодолевать этот отрывок до конца ровно за 1 минуту. То есть каждый день нужно по три раза читать выбранный текст до того момента пока не получится попадать в одну минуту. Отработка отрывка должна идти вслух, потому что наша задача дойти до 180 слов в минуту.

2. Чтение «Волной»

Это упражнение подходит детям, которые, не напрягаясь, читают как минимум 50-60 слов в минуту и более. Сначала дайте ребенку прочитать текст в обычном положении, потом поверните книгу на 90 градусов — пусть он прочтет отрывок так, затем вверх ногами и, наконец, на 180 градусов по отношению к нему. Начинать нужно с нескольких предложений и довести в итоге до целой страницы.

3. Чтение с пересказом

tihonhram.ru

Такое упражнение нужно обязательно выполнять каждый день. Если ребенок читает совсем плохо, тогда вы можете делать это сами, а малыш пусть пересказывает. Сначала попробуйте учить пересказывать по абзацу, находить его суть. Затем переходите к полному тексту. При этом не нужно заставлять ребенка говорить все подробно от третьих лиц — пусть он расскажет в общем, какие были события, кто участвовал и чем все закончилось.

Метод Монтессори

Рассказывает педагог Монтессори-группы Ирина Горбатько: «Основные отличия метода Монтессори − целостный подход к развитию, соответствие занятий естественным потребностям ребенка каждого возраста, активное задействование мелкой моторики и сенсорного восприятия. И в отличие от других методов − совершенно иной порядок освоения навыков: сначала дети учатся писать буквы, слова и даже целые рассказы, а только потом − читать. Обучение чтению по методу Монтессори — это не набор узкоспециализированных пособий, которые предназначены исключительно для обучения грамоте, а целая система занятий и игр, которые постепенно развивают интеллектуальные и двигательные способности ребенка, готовя его к появлению навыков письма и чтения. Основная мысль Монтессори — всему свое время: для развития любого навыка есть свой естественный период, и, если навязывать ребенку то, что ему неинтересно в данный момент, результата не будет или ребенок не станет пользоваться навыком. Так, примерно в возрасте 3,5−4 лет дети накапливают большой словарный запас, умеют выражать при помощи слов мысли, достигать своих целей (просить сделать что-то других детей, договариваться). Дети этого возраста начинают живо интересоваться символическим обозначением звуков — буквами. Им нравится называть звуки, играть с буквами, обводить их, рисовать (ведь письмо − это тот же рисунок). Если поддерживать этот интерес, в возрасте 4–5 лет ребенок начинает спонтанно писать отдельные слова и целые предложения. И к возрасту 5 лет он без принуждения, с интересом учится читать, следуя естественной логике речевого развития. Ребенок пишет, чтобы выразить свои мысли, и начинает читать, когда способен и хочет воспринять мысли другого».

Как научить детей читать по слогам: обзор литературы

Подобрав «правильную» литературу, можно заниматься обучением ребенка чтению дома уже с 4-х лет:

Подбирайте книги с крупным шрифтом.
Текст на белом фоне.
Короткие предложения.
Обращайте внимание на содержание, ребенку должно быть интересно.

Олеся Жукова «Простые и увлекательные упражнения по обучению чтению»

www.corhelp.ru

Уделяя всего 15 минут в день обучению ребенка чтению, вы уже через месяц порадуетесь результатам.

www.corhelp.ru

В книге подобраны упражнения как раз для дошкольников, тех, кто только начинает осваивать буквы и слоги, читать простые слова.

www.corhelp.ru

Гномик Гоша. «Я научу тебя читать»

www.babyblog.ru

В инструкции написано, что на момент «знакомства» с Гошей, ребенок должен знать все гласные и 10-12 согласных. 

www.babyblog.ru

С серией книг про Гошу ребенок научиться читать легко, в игровой форме.

Серия книг от Татьяны Русситы

www.babyblog.ru

В каждом наборе по 8 книжек-малышек с веселыми рассказами и картинками, есть инструкция для родителей и наклейки. Ребенок с радостью и гордостью будет лепить «Прочитано!» на те книги, которые он сам прочел. 

www.babyblog.ru

Усложняются и сами наборы, и книги в каждом конкретном наборе.

www.babyblog.ru

Некоторые дети испытывают сложности, читая текст, разбитый на слоги, получается пык-мык. Они воспринимают слоги, как отдельные слова, и им сложно потом эти отдельные слоги сложить в осмысленное слово. Учите читать сразу целыми словами. Для начала выбирайте предложения, состоящие из 2-3 коротких слов.

www.babyblog.ru

Для тренировки навыка чтения можно использовать книги, где слова в предложениях написаны целиком, но есть «подсказки» — дугами помечено, как сливать слоги.

www.babyblog.ru

Наша статья Книги, которые помогут ребенку научиться читать, поможет подобрать подходящую литературу, если вы озадачились вопросом, как научить ребенка читать до школы.

Звуковой метод

До середины XIX века русских учили читать трудоемким буквослагательным методом. Сначала дети заучивали все буквы: аз, буки, веди, и т. д., потом зубрили слоги (буки и аз — «ба») и лишь затем приступали к чтению. Это могло занять много времени, иногда до двух лет.

В противовес буквослагательному методу педагог К.Д. Ушинский предложил внедрять в школах звуковой метод обучения грамоте. Не нужно заучивать названия букв, обучение начиналось с выделения из слов отдельных звуков, из которых затем уже образуются слова. Учитель произносил звук, затем показывал, как пишется соответствующая буква. Сначала учили простой гласный (например, «у»), а затем прибавляли согласный (например, «с»). Ребенка учили тянуть гласный звук и прибавлять к нему согласный. Затем читали слог, где согласный был первым, а гласный вторым. К одному слогу прибавляли другой, получали слово. В целом по этому принципу обучение ведется в первых классах и по сей день. Он используется в букварях, постоянно дорабатывается, совершенствуется. Звуковой метод хорошо согласуется со структурой русского языка — большинство слов читаются так, как пишутся, правил чтения в русском языке немного (в отличие от английского или французского).

Метод целых слов

Метод, в корне противоположный звуковому, известен в России как метод Глена Домана. Доман создал систему физической реабилитации, а также общего развития интеллекта, обучения счету и чтению для детей с отклонениями, которую потом стали применять и к обычным детям.

Малышу предлагается запомнить сразу целые слова, которые пишут на отдельной карточке крупными красными буквами. По мнению Домана, увидев слово несколько раз и услышав, как оно произносится, ребенок его запоминает, а узнав достаточное количество новых слов, начинает читать. Родители делают карточки и показывают их ребенку несколько раз в день, причем начинать такие занятия можно уже с первого года жизни. Но малыши мало интересуется однообразными карточками, а родители устают постоянно делать все новые. Или ребенок не воспринимает слова, если они написаны не на карточке, а просто на листе бумаги карандашом или напечатаны в книге.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: