Виды языка человека
Слизистая оболочка языка одной из первых реагирует на любые патологические процессы, происходящие в организме. У здорового человека она чистая, бледно-розового цвета, с красным оттенком на спинке и нижней поверхности. Сам язык при этом имеет правильную лопатообразную форму с неглубокой ровной линией посередине.
Язык здорового человека. Фото: asierromero / freepik.com
Текстура языка должна быть несколько шероховатая за счет сосочков. В норме отсутствуют глубокие борозды, изъязвления, следы отпечатков зубов. При нормальных размерах язык удобно располагается во рту, касаясь кончиком зубов-резцов и нёба⁴.
Важно!
Чистить язык — обязательно!
Чистить нужно не только зубы, но и язык, причем не менее 2-х раз в день. Именно на языке скапливается большое количество бактерий. Ежедневный уход позволяет убрать неприятный запах изо рта, предупредить появление кариеса и повысить чувствительность вкусовых рецепторов, чтобы ярче ощущать вкусы.
Аномалии развития
Первые осмотры полости рта у детей проводит педиатр. В клинической практике встречаются такие варианты неправильного развития языка²:
- Расщепленный. Аномалия внутриутробного развития, при которой не полностью срастаются две половины органа. Устраняется с помощью простой операции.
- Складчатый. Размеры языка увеличены, из-за чего рот приоткрыт. Из-за этого усиливается слюноотделение, появляются трещины и сухость слизистой оболочки. Складки слизистой грубые, сильно выражены.
- Ромбовидный. Причины развития неясны. Проявляется наличием непарного бугорка на поверхности по средней линии в виде ромба (реже — овала) с четкими границами.
- Аглоссия. Врожденное отсутствие органа, наблюдается крайне редко. Обычно такие новорожденные часто погибают, так как не могут сосать грудь матери и питаться.
- Микроглоссия. Из-за генетических дефектов ребенок рождается с уменьшенным в размерах языком. При незначительной выраженности микроглоссии человек живет без особых трудностей, однако в тяжелых случаях страдает речь, пищеварение, внешний вид.
- Анкилоглоссия. Проявляется срастанием уздечки с тканями вокруг, что мешает жеванию и речи. Успешно корректируется простым хирургическим вмешательством.
- Макроглоссия. Избыточное разрастание мышечного каркаса органа, которое часто сопровождается увеличением мышц челюстно-лицевого аппарата. Возникает в процессе внутриутробного развития. Нередко приводит к асимметричному расположению органа в полости рта. У детей сопровождается нарушением формирования зубов, затруднением при питании и дыхании.
Макроглоссия — увеличенный язык. Фото: Case reports in oncology / Open-i (CC BY-NC-ND 3.0)
Врожденные аномалии развития чаще всего корректируются хирургическим путем². Их могут путать с симптомами других патологий. Поэтому важна комплексная диагностика.
Патологические типы
Встречаются такие патологические виды языка³:
- Гладкий («полированный»). Основные причины: использование зубных протезов, дефицит железа и фолиевой кислоты, патологии крови. При нехватке витамина В12 язык становится болезненным, ярко-красным.
- Географический. Основной симптом — появление обесцвеченных болезненных зон красного цвета, окруженных бело-серым налетом. Пятна могут менять свою форму, сливаться, напоминая карту. Является вариантом нормы у 1-3% населения (индивидуальная особенность). Также встречается при болезнях нервной системы и желудочно-кишечного тракта, приеме лекарств, псориазе, инфекционно-паразитарной патологии.
- Ворсинчатый. Редкое явление, при котором нитевидные сосочки разрастаются, приобретая коричнево-черный цвет. Точная причина неизвестна. Возможно, негативное влияние оказывают заболевания пищеварительного тракта, курение, злоупотребления алкоголем, длительный прием лекарственных препаратов, ВИЧ-инфекция, бактериально-грибковая флора.
При клиническом осмотре обращают внимание на форму, размеры, внешний вид, наличие налета. Многие изменения нельзя классифицировать по определенным типам, так как они отличаются у разных больных
Язык — мышечный орган, поэтому он может незначительно увеличиваться в размерах при большой нагрузке или наборе лишнего веса.
Виды врожденных аномалий
В настоящее время в медицине и стоматологии в частности выделяют конкретный перечень основных патологий, каждой из которых свойственны свои отклонения. К аномалиям развития основного органа полости рта относятся следующие нарушения:
- аглоссия – редкая аномалия, при которой язык отсутствует полностью,
- микроглоссия – отсутствие передней части органа, из-за чего он имеет аномально маленькие размеры, становится слишком коротким,
- макроглоссия – в данном случае орган чрезмерно разрастается, что сопровождается генерализированной гипертрофией челюстных мышц,
- расщепление – две его части разделены вертикально, они попросту не срастаются, оставаясь полностью обособленными друг от друга. Такой язычок напоминает змеиный,
- язычные миндалины – увеличенные лимфатические узлы в области корня органа,
- ромбовидный глоссит – характеризуется формированием воспаленного участка в форме овала или ромба у основания, обычно иссиня-красного цвета,
- складчатость – дефект размера и формы, при котором на поверхности органа появляются глубокие борозды и складки, покрытые сосочками,
- ворсинчатый (волосатый) язык – довольно редкое явление, приводящее к затвердеванию разросшихся нитевидных сосочков. В результате область у корня становится коричневой или даже черной,
- зоб языка – патология, при которой ткань щитовидной железы развивается внутри органа, проявляется в виде неравномерной поверхности.
Современная медицина в большинстве случаев исправляет подобные дефекты – в таких ситуациях проблему эстетики и функциональности решают путем оперативного вмешательства и с помощью пластической хирургии.
Последствия макроглоссии
Иногда пациенты не воспринимают макроглоссию как серьезную патологию и не обращаются к специалистам своевременно. Однако такой дефект организма, как большой язык, способен причинить человеку массу неудобств и серьезных осложнений. Прежде всего, при этом серьезно нарушается состояние зубных рядов пациента. Сам язык при этом страдает от излишней сухости, часто травмируется и воспаляется.
Также увеличенный язык мешает нормальной социализации детей, являясь косметическим дефектом. Большинство пациентов приобретает психологические комплексы.
Ведь далеко не все их сверстники готовы дружить с детьми, у которых язык высунут, а речь невнятна, да еще и отмечается постоянное истечение слюны изо рта.
Однако это далеко не все. При длительном течении недуг часто приводит к таким патологиям организма:
- нарушение дыхания и привычка дышать ртом;
- проблемы с дикцией (особенно произнесение свистяще-шипящих звуков);
- нарушение формирования зубочелюстного аппарата с патологиями формирования зубных рядов;
- проблемы пищеварения (появление язв, колитов и гастритов) из-за трудностей при пережевывании пищи.
Кроме того, не леченный недуг вызывает боль и постоянный дискомфорт во рту. Язык воспален, увеличен в размерах, тугоподвижен, да еще и подвергается постоянным прикусыванием.
3D Обоняние
Раздвоенный язык змеи может собирать информацию о запахах в двух местах одновременно. Кончики языка могут охватить расстояние превышающие размер головы в два раза
Это очень важно, поскольку позволяет им обнаруживать больше химических веществ в окружающей среде и дает животному чувство направления, иными словами, змеи используют свой язык для улавливания запахов в трех измерениях. К примеру, совы применяют свои асимметричные уши таким образом, чтобы обнаружить звук в трехмерном пространстве. Змеи и совы имеют подобные нейронные сети, которые помогают сравнить сигналы с разных сторон тела и определить их направление, используя при этом запахи или звуки
Слух людей также предназначен для этих целей, но он менее эффективен
Змеи и совы имеют подобные нейронные сети, которые помогают сравнить сигналы с разных сторон тела и определить их направление, используя при этом запахи или звуки. Слух людей также предназначен для этих целей, но он менее эффективен.
Жил один пастух и всю жизнь пастушил. Однажды он, когда пас стадо, угодил в змеиную нору и очутился в подземелье. Там в подземелье лежала, словно кряж, змея. Она была вождём змей.
Всё лето пастух волею судьбы провёл в подземелье. Когда настала осень, здесь начали собираться змеи. Здесь же у выхода лежал большой камень. Вползая в нору, все змеи облизывали камень.
«Ну,- подумал пастух,- дай-ка я тоже лизну его». Как только он дотронулся до камня языком, так пастуху не захотелось ни пить, ни есть. Пастух, облизнув камень, вдруг начал понимать и змеиный язык.
Жил пастух у змей и всё понимал, о чём они говорили между собой. Так он провёл у них всю зиму.
Настало лето. Подошло время змеям выйти на землю. Перед выходом змеиный вождь учил всех змей:
На земле не трогайте ни скотину, ни людей! Все змеи покинули нору и выползли на землю. А пастуха вождь змей не отпустил.Подошла и следующая осень. Змеи снова начали собираться в норе. Перед входом в нору все змеи облизывали камень. Разные змеи со своими вождями располагались по своим углам.
Пастух прожил у змей ровно три года, и за три года он выучил языки всех змей, птиц и зверей. Спустя три года вождь змей выпустил пастуха на волю и велел ему не говорить, что он понимает язык животных. В противном случае он умрёт.
Опять пастух начал пасти скот. В полдень каждый раз своё стадо он пригонял на отдых к большому дубу. Вот однажды он пригнал скот к тому же дубу, а сам прилёг под ним отдохнуть. На верхушку дуба прилетела ворона и говорит себе:
«Ну и пастух! Двадцать пять лет пасёт стадо, а до сих пор не знает, что под этим дубом в сорокавёдерной бочке зарыто золото».
Пастух под дубом только дремал, и поэтому все слова вороны слышал. Пастух очнулся, отогнал стадо, затем выкопал из-под дуба сорокавёдерную бочку с золотом.
Разбогател пастух. На эти деньги он построил себе новый дом, купил всякую скотину, а потом женился. Жена оказалась здоровой и толстой.
Однажды пастух запряг пару лошадей в тарантас и поехал с женой на базар. По дороге лошади начали между собой разговаривать. Пастух сидел и слушал, о чём они говорили.
Только я,- говорит одна из них,- тяну тарантас, а ты вовсе не тянешь, тяни сильнее.
Оглянись-ка назад,- говорит другая.- На твоей стороне какая женщина сидит, здоровая толстуха, а на моей стороне тоненький её муж. Поэтому тебе кажется, что ты тянешь сильней меня.
Услышав разговор лошадей, мариец не выдержал и засмеялся. Жена, удивившись, спросила мужа:
Почему ты смеёшься?
Просто так,- отвечает муж.
Жена заупрямилась, всё хотела выведать, отчего смеялся её муж.
Муж говорит:
Вот на базаре купим калачей. Вернёмся домой, накормлю скотину, а потом скажу, над чем я смеялся.
Муж и жена возвратились домой. Мариец дал калачей курам и собаке. Собака не стала есть, она горевала. Куры и петух стали клевать. А перед собакой калач так и лежал нетронутым.
Петух, увидев, что собака не ест, спросил её:
Почему ты не ешь?
Не хочется есть, так как наш хозяин скоро умрёт, — говорит собака.
Конечно, умрёт, коль он на одну свою жену управы не находит. У меня вот есть двенадцать жен, и всех я держу в своих руках. У него только одна, и то не может с ней справиться. Ему нечего горевать: у него в клети висит двенадцатигранная плеть. Вот бы похлестал он этой плетью свою жену, поговаривая: «Будешь ещё расспрашивать о том, чего нельзя спрашивать?»
Мариец стоял тут же и слышал разговор петуха с собакой. Тогда он взял в клети двенадцатигранную плеть и вошёл к жене.
Будешь ещё меня расспрашивать?! — повторял он, хлеща её. И до тех пор хлестал он свою жену, пока она не сказала: «Ладно, больше не буду расспрашивать».
После этого муж и жена стали жить дружно.
Дифференциальный диагноз
Дифференциальный диагноз расстройства развития артикуляции включает три стадии: во-первых, необходимо определить, что нарушение артикуляции является достаточно серьезным, чтобы считаться патологическим, и исключает нормальное нарушение произношения у маленьких детей; во-вторых, следует отметить отсутствие физической патологии, которая могла бы обусловить нарушение произношения и исключить дизартрию, нарушения слуха или умственную отсталость; в-третьих, надо установить, что экспрессивный язык выражен в пределах нормы и исключить расстройство развития языка и первазивные расстройства развития. Приблизительно можно руководствоваться тем, что 3-летний ребенок в норме правильно произносит м. н, б, п, в, ф, г, х, т, к, д;, а нормальный 5-летний ребенок правильно произносит все звуки.
Для исключения факторов физического характера, которые могли бы обусловить некоторые типы нарушения артикуляции, надо произвести неврологический, структурный и аудиометрический методы обследования.
Дети с дизартрией, у которых расстройство артикуляции обусловлено структурной или неврологической патологией, отличаются от детей с расстройством развития артикуляции в том, что дизартрия крайне трудно поддается коррекции, а иногда и не поддается совсем. Бессмысленная болтовня, медленное и некоординированное двигательное поведение, нарушение жевания и глотания, а также стесненное и замедленное высовывание и втягивание языка являются признаками дизартрии. Малая скорость речи является другим признаком дизартрии.
Врожденная патология уздечки
Аномалии языка могут иметь как врожденный, так и приобретенный характер – нередко они становятся следствием определенных патологических процессов, протекающих в организме. В настоящее время пороки развития главного разговорного органа встречаются довольно редко. Многие из них представляют собой серьезные нарушения, которые зачастую требуют хирургического вмешательства. Отдельно стоит выделить самостоятельную патологию уздечки языка – части, прикрепленной к его центру снизу. Также есть уздечки верхней и нижней губ – они присоединяются к слизистой в области центральных резцов. При нормальном развитии подъязычная заканчивается как раз в центре органа, в то время как при нарушении под названием анкиглоссия она располагается слишком близко к его кончику – такую анатомическую аномалию часто называют укороченной уздечкой.
Врожденная патология уздечки языка
При такой патологии на этапе грудного кормления у малыша не получается нормально захватить грудь. Позже ребенок будет испытывать определенные трудности в речи, не сможет произносить отдельные звуки и далеко высовывать язык. Часто происходят нарушения в формировании зубочелюстной системы в целом, наблюдается смещение зубов из-за неправильного функционирования языка.
Есть еще вариант так называемого растяжения уздечки – с проблемой работает врач-логопед. Впрочем, к этому врачу стоит обратиться в любом случае, если уздечка подрезалась после того, как ребенок уже научился говорить, потому что потребуется новая постановка произношения с учетом правильности положения языка.
Что такое каппы в ортодонтии?
Каппы – специальные конструкции, используемые для исправления прикуса и дефектов зубного ряда. В отличие от брекет-систем они внешне незаметны, не нарушают дикцию.
Особенности и достоинства капп:
- имеют пластиковую или силиконовую основу прозрачного цвета;
- можно самостоятельно снимать и проводить тщательный гигиенический уход;
- мягкая структура, не травмирующая ротовую полость, не повреждает зубную эмаль;
- эстетичные конструкции обеспечивают плотное прилегание к зубам;
- не создают дискомфорт для пациента;
- не требуют ограничений по приему пищи.
К минусам ортодонтических капп можно отнести только более высокую стоимость в сравнении с брекет-системами, а также более длительный срок лечения.
Показания к ношению капп:
- незначительное искривление зубов;
- ротации, скрученность зубов;
- большие промежутки между коронками;
- удлиненность или укороченность зубных альвеол;
- аномальное расположение верхних клыков;
- перекрестный прикус (эффективно справляется каппа Макнамара ).
Ортодонтия
рассматривает и другие показания к ношению каппы. Такие конструкции имеют неоспоримую массу достоинств, просты в уходе и совершенно незаметны для окружающих. Они изготавливаются в зуботехнических лабораториях индивидуально для каждого пациента по слепку зубов. Установка капп занимает всего несколько минут.
Ортодонтические каппы также используются для закрепления результата после ношения брекет-систем.
Коррекция
Коррекцию дислалии обычно делят на три этапа:
- Подготовительный этап. При механической дислалии на этом этапе необходимо устранить
анатомические дефекты в речеобразовательном аппарате: ортодонтическое лечение, пластика
уздечки. При функциональной моторной дислалии показано проведение логопедического
массажа и артикуляционной гимнастики. Лечение сенсорной дислалии начинается с развития
фонематических процессов. - Формирование первичных навыков произношения. Он включает в себя постановку
изолированных звуков, их автоматизацию в словах, слогах, предложениях, а также дифференциацию
звуков. - Формирование коммуникативных навыков. На этом этапе необходимо сформировать у ребенка
навыки правильного употребления поставленных звуков в любых ситуациях общения.
Логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводиться регулярно, не реже трех раз в неделю.
Важно, чтобы дома также выполнялись задания логопеда и артикуляционная гимнастика
Причины патологии аномалий строения артикуляционного аппарата
Чтобы обнаружить возможные причины аномалий строения артикуляционного аппарата, малыш внимательно осматривается, при этом учитываются такие данные:
1. Значительное влияние на состояние артикуляционных органов может оказывать неправильный образ жизни родителей и неблагоприятная наследственность. По наследству передаются особенности артикуляционного аппарата, в частности, чрезмерное развитие или недоразвитие челюстей, короткая уздечка языка, диастема, расщелины твердого неба.
2. Особенности течения беременности (как первой, так и второй половины).
3. Осложнения в процессе родов.
4. Каким родился ребенок – доношенным или недоношенным.
5. Характер вскармливания малыша: до какого возраста он находился на грудном вскармливании, с какого – на искусственном, питье из чашки, кормление из ложки. В каком возрасте малышу начали давать жесткую пищу. В результате неправильного кормления может нарушаться формирование глотательных и жевательных функций.
6. Чем болел ребенок на первом году жизни, находится ли он у педиатра на учете?
7. Данные внешнего осмотра:
- Прежде всего, необходимо определить динамику физического развития, наблюдались ли скачки роста. Дети, недоразвитые физически более подверженны простудам, у них плохой аппетит, вялость, часто в развитии может отставать нижняя челюсть и из-за кариеса они рано теряют зубы.
- Выявление особенностей строения лица – его пропорциональность, симметричность или несимметричность (выражается при косом прикусе); состояние носогубных складок – их сглаженность (в том случае, если более развита верхняя челюсть, чем нижняя) или выраженность (в случае недоразвития верхней челюсти). В том случае, если недоразвита нижняя челюсть, наблюдается выраженность подбородочной складки (дистальный прикус); если нижняя челюсть более развита, по сравнению с верхней — ее сглаженность (мезиальный прикус).
- Оценивается правильность осанки. Голова и туловище в норме расположенны на одной вертикальной линии, немного опущенны и отведенны назад плечи, относительно друг друга они расположенны на одном уровне. Лопатки не выступают, грудная клетка немного выдвинута вперед и развернута, ноги в коленях прямые, подтянут живот. Нарушение осанки напрямую связанно с риском возникновения аномалий в развитии зубных рядов и челюстей, ни в коем случае нельзя это считать мелочью, которая не требует внимания. Это достаточно серьезно, ни в коем случае нельзя ждать, что все образуется само собой. Детский организм растет быстро, поэтому вмешаться в дальнейшем в его неправильное развитие будет труднее. Те дети, у которых неправильная осанка, как правило, страдают патологией нервной системы, органов дыхания, у них плохое зрение и недоразвита нижняя челюсть.
8. Наличие вредных привычек. По мнению многих родителей, неровные зубы являются результатом наследственности. Но это мнение ошибочно – в 70% случаев источником нарушения функций зубочелюстной системы являются именно вредные привычки.
Формирование вредных привычек происходит, чаще всего до полтора года, реже – в дошкольном возрасте или младшем школьном. Чаще их можно обнаружить у тех детей, которые склонны к депрессии. Если у ребенка уже сформировалась вредная привычка, родителям нужно бороться с ней, а не со своим чадом, стараясь затрачивать на ее преодоление столько времени, сколько происходило ее закрепление.
Диагностика
Макроглоссия (большой язык) уже на этапе зарождения болезни можно диагностировать самостоятельно. Если орган начинает заметно расти в течение 1,5–2 месяцев, это первый тревожный сигнал и повод показаться врачу.
Отоларинголог визуально осмотрит ротовую полость и при наличии показаний, назначит дополнительное обследование следующими способами:
- компьютерная томография;
- обширный анализ крови;
- биопсия (обязательная процедура при опухолевых исследованиях, выявляющая природу заболевания).
Современные технологии в области медицины дают возможность ранней диагностики. Теперь это стало возможным еще на этапе внутриутробного формирования организма.
Так, уже на 30 неделе беременности можно с большой долей вероятности подтвердить или опровергнуть наличие патологии.
Методы лечения
В том случае, если складчатость языка начала формироваться у ребенка, когда он еще был в утробе матери, говорить о каком-либо лечении, и уж тем более хирургическом вмешательстве, можно лишь с возраста 5 лет. Врач-педиатр направляет маленького пациента к детскому стоматологу, который назначает терапевтические процедуры, в том числе и профилактическую обработку полости рта антисептическими средствами.
Если же патология проявилась как следствие определенных нарушений в работе внутренних систем организма, например, сердечно-сосудистой, эндокринной или пищеварительной, лечение должно быть направлено на искоренение первопричины проблемы. В рамках симптоматической терапии специалисты прописывают:
- иммуномодулирующие препараты,
- полоскания и обработку ротовой полости противовоспалительными и антибактериальными растворами, могут быть назначены отвары и настои из лекарственных трав,
- полная санация – устранение всех стоматологических заболеваний, включая кариозные процессы и воспаления различной этиологии.
Полоскание лечебными травами поможет в лечении Для решения эстетической проблемы сегодня активно применяется лазер, который как бы выпаривает и вместе с тем способствует сглаживанию разросшейся ткани. В результате орган заметно уменьшается в размере, а его поверхность выравнивается. Хирургический метод крайне редко применяется для коррекции складчатого языка, и заключается он в ушивании борозд.
Состояние речевой моторики
Движения: наличие, отсутствиеОбъем выполняемых движений:
полный — выполнены все движения,
неполный – выполнена часть движений,
нарушен – искажена серия движений или опущены движения
Точность выполнения:
сохранна – все движения (часть) выполнены в данной последовательности,
нарушена – поиски артикуляции или дополнительные движения
Активность: нормальная, заторможенность, расторможенность
Мышечный тонус:
сохранен – движения выполнены с необходимой силой и напряжением
нарушен – движения (часть) выполнены вяло
без достаточного напряжения артик. мышц
нормальное напряжение, пониженный, вялый, повышенный, чрезмерно напряженный
Темп выполнения:
нормальный – одно движение выполняется за другим без пауз,
замедленный – между отдельными движениями наблюдаются паузы в 3-5 сек.,
ускоренный – движения выполняются настолько быстро, что предыдущее движение
еще до конца не выполнено
Мимика: сохранна, амимичность, недостаточная подвижность отдельных мимических мышц (лба, глаз, щек, губ)
Длительность удержания заданного положения:
Наличие синкинезий: нет,
есть — при выполнении упр. появляются дополнительные движения в артикуляционных и мимических мышцах
наличие добавочных, лишних, содружественных движений
Двигательность удержания органов в заданном положении:
Способность к переключению одного движения на другое:
плавное, толчкообразное, переход с лишними движениями
Слюнотечение:
гиперсаливацияТип смыкания мягкого неба с задней стенкой глотки:
активный, рефлекторный, пассивный, функциональный
Особенности, состояние двигательных функций:
равномерность работы мышц языка,
двигательные функции сохранны,
наличие выраженных парезов, параличей, нарушений тонуса и т.д.
(усиленная саливация в состоянии покоя или при двигательных нагрузках),
(степень выраженности двигательных недостатков при выполнении непроизвольных и произвольных движений).
паретичность,
спастичность,
гиперкинезы,
апраксия,
девиация
замена одного движения другими,
тремор кончика языка при повторных движения и удержания позы
увеличение гиперкинезов
замедление темпа движений при повторных движениях
отклонение кончика языка при высовывании
отклонение маленького язычка в сторону
сглаженность носогубных складок:
замедленность движений глазных яблок, односторонний птоз
Уровни развития:Низкий — объем артикуляционных движений ограничен (мимика бедна), наличие дефектов в строении артикуляционного аппаратаНиже среднего — неполный объем артикуляционных движений; неточное выполнение статических артикуляционных упражненийСредний — статические артикуляционные упражнения выполняет в полном объеме; при выполнении динамических упражнений испытывает затрудненияДостаточный — строение и подвижность органов артикуляции без особенностей
Оценка:5 баллов — все движения доступны, выполнение точное, объем полный, тонус нормальный, темп хороший, удержание позы свободное, переключаемость не нарушена;
4 балла — все движения доступны, объем полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедлены, 1-2 движения выполняются со второй попытки;
3 балла — движения выполняет, темп выполнения и переключаемость снижены, объем движения неполный, отмечается длительный поиск позы во многих заданиях, истощаемость, напряженное удерживание позы, требуются повторные показы движений;
2 балла — для выполнения большинства движений требуется подробная поэтапная инструкция, наблюдается быстрая истощаемость, вялость или чрезмерное напряжение языка, тремор (дрожание) кончика языка, сопутствующие движения, гиперсаливация, некоторые движения не удаются;1 балл — невыполнение, отказ от деятельности.