Современные методики запуска речи у неговорящих детей

Что такое алалия?

Алалия – это отсутствие или недоразвитие речи у детей при сохранном слухе и интеллекте. Причиной алалии является повреждение речевой зоны головного мозга. У человека речевая зона условно делится на 2 зоны:

• Зона Вернике (она отвечает за понимание речи окружающих);
• Зона Брока (она отвечает за собственное говорение и воспроизведение речи).

В зависимости от того, какая зона повреждена и проявляются соответствующие им нарушения:

• при повреждении Зоны Вернике – ребенок не понимает речь окружающих, а если ребенок не понимает, то и собственная речь у ребенка не появляется. Это называется сенсо-моторная алалия.
• при повреждении Зоны Брока – ребенок понимает речь окружающих, но сам не разговаривает. Это моторная алалия.

Анализ готовности к развитию речи

Анализируя готовность малыша к работе по системе, нужно учитывать следующее:

  • хорошо ли слышит дошкольник;
  • понимает ли он обращенную к нему речь;
  • соотносит ли он слово с конкретным образом (предметом или картинкой);
  • имеются ли у него физические дефекты, препятствующие произношению слов (например, укороченная уздечка языка или врожденные челюстно-лицевые аномалии).

Обратите внимание! Если дефектов не имеется, а на первые три вопроса родитель дает положительный ответ, ребенок готов к произношению первых слов. Возможно, нужно просто немного подождать, побольше разговаривая с сыном или дочерью

Начинать занятия можно, когда малыш будет готов к ним

Развиваем вокальную речь

Давайте подумаем и понаблюдаем, как обычный взрослый человек изучает иностранный язык. Сначала он изучает фонемы, звуки нового языка и запоминает на слух слова, для этого используются предметы и картинки. Чаще всего это предметы обихода, быта.

Вторым этапом, становится соотнесение звукокомплекса (слова) с визуальным предметом.

Чтобы воспроизвести слово, человек припоминает картинку или предмет, а потом пытается вспомнить слово, которое это обозначает.

По этой же схеме мы обучаем языку детей с проблемами речи, у которых сензитивный период самостоятельного обучения речи прошел.

Соблюдаем при этом главное правило — к каждому ребенку подходим индивидуально. У одного ребенка могут начать первыми появляться гласные звуки (влияют на мелодику речи), у другого согласные (понятность слов). Если ребенок совсем невокальный, то мы предпочитаем начинать с согласных звуков. Или опираемся на имеющийся в репертуаре ребенка звуковой набор.

Этапы развития вокальной речи следуют один за другим, только после появления нужной реакции переходим к следующему этапу.

Упражнения на развитие вокальной речи

  1. Открыть рот, или вытянуть губы в трубочку, или потянуть в улыбке (инструкции соответствуют нужной артикуляции: «скажи А» или просто «А» или «открой рот» или «сделай как я» — поощрение «Молодец! Ты сказал „А“!» или (и) мотивационный предмет).
  2. Вызывание звука — потом кладем одну руку ребенка на его шею, другую на шею специалиста, снова произносим звук (инструкции как на первом этапе).
  3. Для автоматизации вызванных звуков мы подбираем соответствующие картинки, игрушки.
  4. Далее часто дети начинают говорить самостоятельно, в сложных случаях вызываем звуки согласно онтогенезу. В таких ситуациях всегда рассказываем ребенку, что именно мы собираемся делать, например: «Сейчас я закрою тебе рукой нос и рот, а потом открою». У нас не было случаев, когда дети сопротивлялись, но если ребенок отказывается, мы ищем другие возможности. Естественно, мы эмоционально поощряем: «Ты сказал П!» можно добавить какое-то существенное поощрение.
  5. Далее следует автоматизация звуков как в пункте 3.

Когда ребенок достаточно хорошо отвечает на инструкции, становится возможным выполнение элементов артикуляционной гимнастики, использование традиционных методов постановки, в том числе с помощью зондов, и автоматизации звуков.

Когда нужны занятия с логопедом или дефектологом

Занятия с детским логопедом (групповые или индивидуальные) по вызыванию речи требуются в том случае, если:

  • родители много разговаривают и играют с малышом трех лет, но речь по-прежнему не запускается;
  • из-за речевых нарушений ребенку сложно адаптироваться в детском дошкольном учреждении;
  • дошкольник старше трех лет плохо произносит некоторые согласные звуки, заменяя их другими;
  • ребенок негативно воспринимает любые попытки его разговорить, предпринимаемые старшими.

Как показывает практика, в 90 % случаев своевременное вмешательство логопеда помогает легко решить проблему и снять диагноз ЗРР (задержка развития речи) за несколько месяцев систематического курса занятий по той или иной методике.

Профессиональный логопед поможет запустить фразовую речь и ликвидировать отставание от сверстников

Главное, что должны запомнить родители: ни при каких обстоятельствах не стоит показывать ребенку волнения по поводу его отсталости в речевом развитии. Страх и паника взрослых передаются малышу, а это лишь усугубляет сложившуюся ситуацию. Напротив, спокойствие старших поможет вызвать речь и преодолеть все трудности. Сперва можно попробовать самостоятельно все исправить, а если ничего не получится, то обратиться к специалисту.

Как это работает?

Сидит спокойно 5 секунд — получает мармелад. В следующий раз ребенок просидит несколько дольше и тоже получит мармелад.

Важно помнить, что поощрение должно быть значимым для ребенка, то есть в обычное время он не должен получать мармелад (или любимую игрушку). Поощрение не должно быть в больших количествах

Игрушку не оставляем у него надолго (забираем, предупреждая: сейчас я заберу, возможен обратный счет 3, 2, 1).

Одним из важных моментов является развитие речевого слуха, слухового восприятия, слуховой памяти и понимания речи. Одновременно занимаемся развитием социальных навыков.

Стоит учитывать, что эти дети не выделяют из звукового потока отдельные звукокомплексы (слова, словосочетания и т. д.), соответственно не понимают смысловой нагрузки, которую они несут. То есть вопрос об обучении выделения, узнавания звукокомплексов стоит на одном из первых мест.

Для развития слухового восприятия и понимания речи необходимо, чтобы речь окружающих взрослых была при общении с ребенком наиболее простой, односложной.

Упражнения на развитие понимания отдельных слов

Этот навык нужен для развития понимания названий предметов, действий, людей. Обучаем:

Выполнение простых команд, инструкций: «жди», «встань», «покажи», «дай» и других. Не стоит забывать, что ребенок НЕ ПОНИМАЕТ, что вы говорите, и что означает соответствующий звукокомплекс (инструкция). Поэтому каждый раз необходимо помогать ребенку сделать соответствующее действие. Например: «покажи». Складываем из пальцев ребенка указательный жест, направляем его в нужную сторону. Постепенно ослабляем свое воздействие. Повторяем то же самое со всеми действиями.
Понимание названий предметов, изображений. Кладем перед ребенком 1 предмет (картинку). Называем его. Ребенок при этом должен любым образом показать вам, что узнал его название (распознал звукокомплекс). Он может подать его вам, показать пальцем или скинуть. Возможно, сначала он будет это делать с помощью взрослого. Далее кладем уже известный предмет и новый (с которым еще не работали с ребенком). Стоит учитывать уровень развития зрительного восприятия конкретного ребенка: некоторые не отличают ложку и зубную щетку. В таких случаях предлагаем ребенку значительно отличающиеся предметы (ложка и расческа)

Также следует обращать внимание на развитие мелкой моторики ребенка: может ли он взять лежащий определенным образом предмет? Может, его стоит перевернуть или положить под другим углом. Следующим этапом можно начать раскладывать предметы на соответствующие изображения (соотнесение картинка — предмет), инструкция: «положи»

Далее можно предложить ребенку собрать предметы, команда: «дай». Постепенно будем расширять фразу: «Дай корову» или «Дай красный кубик».
Узнавание имен и названий людей. Обучение по той же схеме, но уже с людьми: «Где мама?» или «Мама», помогая ребенку показать, подойти к этому человеку или отдать предмет называемому человеку.

Упражнения на развитие зрительного узнавания

Часто у детей с данными нарушениями имеются проблемы в зрительном узнавании и распознавании предметов (визуальном восприятии и внимании). Чтобы помочь справиться с этой задачей, начинаем работу с ребенком с простых заданий (каждое новое задание начинаем, когда усвоено предыдущее):

Сортировка:

  • по цвету (однородных, реже разных предметов);
  • форме (значительно отличающихся, например: кубики и колечки);
  • размеру (однородные предметы, например: большие и маленькие кубики).

Конструирование:

  • выполнение простых построек из кубиков, брусков, начиная из двух: положить рядом, поставить, положить друг на друга.
  • Выполнение действий крупной моторики по подражанию: похлопай, потопай, положи руки на голову.

По мере развития понимания заданий ребенком, они усложняются. Предметы становятся разными, можно добавить качество предметов (деревянный, металлический и т. д.), сортировку по категориям (овощи-фрукты,мебель-посуда и т. д.), усложнение построек (они могут стать из других материалов, стать совместной игрой со взрослым), движения можно выполнять под музыку (песенки Железновой, русские народные пестушки). Все это ребенок повторят с родителями дома. Хорошо, если это станет началом игры.

На всех этапах комментируем действия короткими, повторяющимися фразами. Поощряем понятным ему способом.

И, наконец, обучение собственно вокальной речи.

Когда начинать коррекцию

Если после трех лет дошкольник упорно молчит, пора задуматься о визите к специалисту, однако не стоит спешить с коррекцией. Вопрос о начале работы всегда решается индивидуально, в зависимости от состояния физического и психического здоровья малыша.

Если малыш не спешит произносить первые слова, не стоит впадать в панику

Начинать работу по системе можно, когда:

  • маленький молчун полностью здоров;
  • педиатр и невропатолог настоятельно рекомендуют приступить к речевой коррекции;
  • малыш имеет положительную мотивацию к занятиям;
  • ребенок владеет основными навыками общения со взрослыми и готов к обучению.

При соблюдении всех этих условий можно смело приступать к занятиям со специалистом.

Речевая коррекция должна проходить в форме увлекательной игры

Представляем Вашему вниманию видео с занятий по Томатис-терапии с Даниилом (7 лет и 4 месяца)

Приносим свои извинения за качество съемки. Видеоматериал предоставлен родителями мальчика, которые на каждом занятии снимают для себя новые успехи и слова Данила, и бесконечно радуются им.

Еще полгода назад Даниил говорил несколько отдельных слов, и 70 % обращенной к нему речи не понимал. За 6 месяцев мальчик прослушал 3 курса Томатис-терапии. Такой яркий результат проявился на 2-ой неделе 3 курса. У Даниила резко повысилось понимание обращенной речи, что в свою очередь привело к активному накоплению словарного запаса и появлению связной речи.

На занятиях по Томатис-терапии в Центре «Томатис 54» педагоги не только организуют прослушивание аудио-тренировок по данному методу, но и активно вовлекают детей в процесс коммуникации, что повышает эффективность занятий. Наша цель — создавать ситуации, которые провоцируют детей на взаимодействие, и приносят первые звукоподражания и слова.

Сейчас Даниил начал посещать логопеда, психолога и занятия по подготовке к школе. Впереди еще много задач, которые потребуют немало усилий. Но совершенно ясно, что у Даниила огромный потенциал, и он нас всех еще удивит!

Большое спасибо родителям Даниила, что разрешили опубликовать эти материалы!

Запуск речи в 2 года

Если в два года ребенок еще не начал говорить, следует проверить его у следующих специалистов:

  • сурдолог проверит развитие слуха и соответствующее восприятие окружения; к неврологу обращаются при плохом аппетите, сне, частых срыгиваниях, возбуждениях, судорогах; в редких случаях стоит провериться и у генетика на наследственные заболевания и обмен веществ; у психиатра проверяются в случае гиперактивности, агрессивности, фобиях, нарушении сна, психологических травм; к психологу обращаются, если ребенок избегает взгляда, не откликается на имя, не выполняет простых действий, избегает взаимодействия с родителями.

Как запустить речь у ребенка 2 лет?

Запуск речи у неговорящих детей в 2 года происходит через нормальное и частое общение. Если задержка не критичная, с этой задачей справятся и родители. Если наблюдаются другие отклонения или более серьезные нарушения – поможет логопед.

Для двухлетнего возраста развитие речи осуществляется через гимнастику, направленную на улучшение работы лицевых мышц. Все занятия носят игровую форму:

  • вытягивать губы трубочкой; показывать язык, скалиться, улыбаться; выдувать мыльные пузыри; сдувать легкие предметы с поверхностей.

Как запустить речь у ребенка 2,5 лет?

Словарный запас у ребенка в два с половиной года содержит уже более тысячи слов. Большая часть слов в голове у ребенка несет чисто информативную функцию – он их понимает, но выговаривать не может. Активная же речь содержит примерно 2-3 десятка простых слов.

Вполне нормально, если ребенок в этом возрасте еще не складывает предложения или путает склонения. Нередко возникают сложности с некоторыми буквами, особенно шипящими.

При задержке в этом возрасте также в игровой форме проводят гимнастику и разучивают простые слова

В случае сложностей уделяют внимание правильному произношению. Родитель должен сам четко и внятно говорить слова, поддерживать зрительный контакт

Запуск речи в 3 года

К трем годам речь ребенка должна состоять из простых предложений

В это время он способен сказать, что хочет, что ему нужно, привлечь внимание, донести информацию, надоесть вопросами из категории «А почему…». Вместе с возможностями приходит и осознание ценности общения, как способа познания окружающего мира

Запуск речи у неговорящих детей 3 лет происходит по тем же правилам, что и ранее

Важно при этом проконсультироваться со специалистом. Если ребенок к данному возрасту не говорит, это может свидетельствовать о значительных нарушениях

Простой осмотр логопеда даст четкое понимание, стоит ли беспокоиться или все решится простыми упражнениями.

Как запустить речь у ребенка 3 лет?

Для запуска речи у неговорящего ребенка трех лет используют следующие упражнения:

частое общение – чем раньше оно начинается и чаще происходит, тем быстрее ребенок пытается в него включиться; при общении важно поддерживать зрительный контакт, реагировать и передавать эмоции; рекомендованы занятия перед зеркалом, чтобы ребенок видел, как работают лицевые мышцы при произношении звуков, можно совмещать с кривляньями в ходе утреннего или вечернего туалета; важно поощрять каждую попытку говорить, не поправлять сразу, а дать высказаться, решить вопрос, повторить; нужно больше читать с ребенком, хорошо подходят детские стишки и песенки; начинать следует с простых предложений, не следует перегружать речь сложными оборотами, их добавляют по мере развития. Запуск речи в 3,5 года

Запуск речи в 3,5 года

Запуск речи в три с половиной года происходит по тем же правилам. Если ребенок пытается жестами показать, что хочет – не следует ему потакать. В этом случае родители делают вид, что не понимают, вынуждая использовать речь

При этом важно, чтобы она не ограничивалась одним словом, к этому возрасту должно быть построение подробных предложений с четким пониманием вопроса, просьбы, интонации и прочих сложностей

Для развития таких навыков уделяют внимание общению, развитию мелкой моторики. Обязательны дыхательные упражнения, их можно проводить в игровой форме – выдуванием предметов, пузырей, надуванием шариков

Запуск речи у ребенка: на что обратить внимание родителям? Стенограмма прямого эфира с логопедом Ниной Бузуновой

У каждого ребенка свой темп развития! Если к году ребенок не говорит свои первые 10 слов (учитывайте возраст с поправкой на срок недоношенности) – это не катастрофа. Главное, вы должны видеть прогресс в развитии речи!

Если прогресса нет (ребенок не гулит, не говорит совсем, к 9 месяцам не реагирует на звуки и свое имя), важно обратиться к неврологу, сурдологу. Основная речевая работа происходит в мозге, врачи могут назначить УЗИ – нейросонографию, проверят слух

Еще одна из возможных причин отсутствия речи – нарушенный тонус мышц лица, языка, проблемы с органами дыхания. Нужно разбираться.

КОГДА обращаться к логопеду?

Если речи нет совсем, до 3 лет ждать нельзя. Если кроме речевых у ребенка проблем возникают еще двигательные проблемы, также не откладывайте визит к специалистам, в первую очередь – к неврологу. Начинать занятия с логопедом можно уже в год – логопедический массаж, артикуляционная гимнастика могут дать толчок к развитию. НО логопедические методики лучше всего работают в комплексе.

Между 2-3 годами у ребенка должны появляться первые предложения: «Мама, дай», «Папа, иди». Ребенок начинает компоновать слова. Если к 3 годам такие фразы есть, но слова плохо связаны между собой, их трудно понять – обязательно обратитесь к логопеду.

Ребенок 2-3 лет учится, познает мир через физкультуру, поэтому старайтесь его максимально физически развивать. Это очень полезно для речи.

ПУСТЫШКА, БУТЫЛОЧКА мешают развитию речи?

Если ребенок несколько раз в день сосет бутылочку, никакого влияния на развитие речи это не окажет. Если пустышка во рту все время – это может привести к задержке в развитии речи, ребенок попросту не будет знать, как пользоваться своим речевым аппаратом. Учите малыша есть с ложки, облизывать, пить через трубочку, из кружки – максимально используйте рот ребенка в быту.

КОРОТКАЯ УЗДЕЧКА мешает ребенку заговорить?

Может мешать, а может не мешать. Наиболее частая проблема, связанная с короткой уздечкой проблема – отсутствие верхних звуков: Л, Р и шипящих, неполное выговаривание. Могут помочь логомассаж и занятия на верхние звуки. Если случаи, когда без хирургического вмешательства не обойтись.

ПОТЕШКИ полезны?

Любая речь от мамы будет положительно сказываться на развитии ребенка. Не нужно учить наизусть тонну потешек и целый день рассказывать их ребенку, достаточно 2-3.

Развивайте малыша всесторонне: это и касается и пирамидок-кубиков, и других занятий. Если позволяет погода – не ленитесь гулять на улице. Надувайте с ребенком мыльные пузыри, высовывайте языки, облизывайте тарелку – ребенок от этого не станет невоспитанным. Не бойтесь смотреть вместе с ребенком в зеркало, разговаривайте с ним. Ребенок понимает речь эмоциональную, не быструю. Если рассказываете потешку, поете песенку, делайте это медленно, понятно, с использованием мимики, жестов.

Друзья, если вам интересно получать больше полезных советов от экспертов «Право на чудо», оформите подписку на нашу рассылку – внизу На главной станице

Формирование потребности в речи

Стоит понимать, что ребенок и его окружение привыкли к определенному поведению. И теперь нужно сформировать новый его тип. Создать условия, чтобы у ребенка чаще возникала потребность в речи: убрать из доступа предметы, которыми ребенок может пользоваться сам и любит их. Каждый раз, когда ему что-то будет нужно, он должен озвучит возможным способом. Захочет сок: О или ОК или СОК.

Требования должны быть одинаковыми на занятиях, в садике, дома. Тогда они будут привычными для ребенка, не будут вызывать агрессию и другого проблематичного поведения.

Все методы и направления работы могут и должны сочетаться. Желательно присутствие на занятии родителей и активное включение их в занятие, чтобы ребенок постепенно обобщал: все, что он делает на занятии с логопедом, он может делать с родителем дома. Помните: каким бы хорошим не был специалист, он с ребенком занимается в лучшем случае час в день, родители же рядом 24 часа в сутки.

Дайте вашему ребенку понять, что вы его любите

Удачи и счастья! Спасибо за внимание!

Первые признаки неблагополучия

Первыми признаками неблагополучия можно считать проблемы со слухом и отсутствие понимания ребенком обращенной к нему речи. Врожденная глухота или тугоухость без лечения могут существенно затормозить речевое развитие малыша. Если же он не улавливает смысл слов и не сопоставляет их с визуальными образами, это может быть симптомом серьезного психического расстройства — аутизма. В этом случае следует проконсультироваться с детским психиатром и невропатологом по вопросу лечения заболевания.

Проверка слуха

Проверять слух лучше всего на приеме у ЛОР-врача, однако простейшие тесты можно провести и дома. Хорошо слышащий малыш всегда поворачивает голову на источник звука, узнает по голосу родных и близких, радуется громкой веселой музыке и пугается громкого шума. Если он не реагирует на слуховые раздражители и остается безучастным к ним, это может свидетельствовать о тугоухости. В этом случае запускать речь без устранения основной болезни нет смысла.

Обратите внимание! Во избежание нарушений слуха нельзя позволять детям дошкольного и младшего школьного возраста слушать музыку или просматривать мультфильмы в наушниках. Громкий звук агрессивно воздействует на нервную систему и может стать причиной повреждения барабанных перепонок

Дети, молчащие до трех лет и старше — довольно частое явление в современном мире

Причины молчания, не связанные со здоровьем

Иногда причины молчания никак не связаны со здоровьем. В этом случае ребенок может долго не разговаривать из-за:

  • сильного стресса;
  • бесконтрольного просмотра телевизионных программ и сидения за компьютером;
  • упрямого нежелания разговаривать;
  • врожденной замкнутости и необщительности.

Обратите внимание! Эти причины легко устраняются в ходе работы с профессиональным детским психологом. Во время индивидуальных занятий специалист поможет малышу расслабиться и преодолеть зажатость, а это будет первым шагом к запуску связной, четкой, грамотной речи

Прекрасные результаты дает арт-терапия, пальчиковые игры и работа по пособиям и конспектам Т. Н. Новиковой-Иванцовой. В ее методе органично сочетаются теория и практика современной логопедии

Во время индивидуальных занятий специалист поможет малышу расслабиться и преодолеть зажатость, а это будет первым шагом к запуску связной, четкой, грамотной речи. Прекрасные результаты дает арт-терапия, пальчиковые игры и работа по пособиям и конспектам Т. Н. Новиковой-Иванцовой. В ее методе органично сочетаются теория и практика современной логопедии.

Если мальчик или девочка не разговаривает, возможно, в этом виноваты компьютер и телевизор

С чего начать занятия с логопедом?

Как всегда, с обследования (наблюдение за ребенком, беседы с родителями), установления контакта. Далее логопедическую работу следует строить в нескольких направлениях, очередность в выборе которых зависит от того, что является первичным препятствием:

  • Формирование языкового механизма (развитие собственно речи)
  • Потребности в речи
  • Формирование благоприятной микросоциальной среды (работа с ближайшим окружением, семьей)
  • Развитие социальных навыков (ждать, одеваться и т. д.)
  • Преодоление негативизма

Для преодоления негативизма большое значение имеет развитие мотивации, желания ребенка. Для каждого человека важна успешность. Эти дети, в большинстве случаев, не понимают, правильно ли они поступают. Это означает, что у них нет ощущения успешности, что им незачем учиться чему-либо. Мало того, они не получают то, что хотят, то, что любят, потому что не могут попросить, а если получают, то сразу в больших количествах. В результате этого снижается ценность: любимая игрушка или еда перестает быть таковой.

Выявляем, что для каждого конкретного ребенка может стать мотивацией для занятий. Стоит понять, что в данной ситуации маленький кусочек любимого ребенком мармелада становится не сладостью, а помогает ребенку понять, что он делает правильно, а что нет.

Детский сад №1

Минтруд России информирует о проведении с 1 по 10 декабря 2023 г. Общероссийским народным фронтом и Национальной ассоциации участников рынка ассистивных технологий «АУРА-Тех» общероссийской акции Тотальный тест «Доступная среда», приуроченной к Международному дню инвалидов (далее — акция, мероприятие).

Мероприятие направлено на привлечение внимания граждан к вопросам инклюзии и повышения качества жизни людей с инвалидностью, а также на повышение уровня знаний специалистов социально значимых сфер в вопросах взаимодействия, этики общения и создания доступной среды.

По итогам мероприятия будут сформированы рейтинги федеральных и региональных органов исполнительной власти по уровню вовлеченности в вопросы создания доступной среды, а также по уровню подготовки специалистов по вопросам инклюзии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: