Виды и причины нарушения произношения
Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения твёрдого звука «Д»:
- отсутствие — когда ребёнок ещё не научился произносить звук и просто пропускает его в своей речи, например, говорит «уш» и «ача», вместо «душ» и «дача»;
- искажение — когда ребёнок произносит звук межзубно;
- замена — когда ребёнок заменяет звук «Д» на «Т» или «В», например, произносит «вятел» и «том», вместо «дятел» и «дом»;
- смешение — когда ребёнок умеет произносить звук, но путает его в речи, например, говорит «трава» вместо «дрова», и тут же вместо «танк» произносит «данк».
Причинами неправильного произношения звука часто являются:
- особенность строения артикуляционного аппарата;
- неразвитый фонематических слух;
- недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
- плохая речь окружающих.
Ставим звук [Ц]
Артикуляция следующая:
- губы находятся в нейтральном положении;
- зубы приближены на 1-2 мм;
- кончик язычка опущен, прикасается к нижним резцам; изначально спинка языка сильно выгнута, образуя с резцами смычку, затем ее передняя часть быстро переходит в положение звука «С», образуя желобок посередине;
- струя воздуха должна быть сильной, неравномерной.
Постановку звука «Ц» выполняют, если ребенок четко выговаривает звуки «С» и «Т». Малыша просят быстро проговаривать «ТС», вследствие чего возникает нужный звук.
Используют 3 способа постановки звука «Ц»:
- Прием подражания, используя игровые приемы («Паровоз, останавливаясь, говорит – тссс-ц-ц», «Мышка спит, не шумите – тсс-ц-ц!»).
- Прием опорных звуков (в данном случае это «Т» и «С»).
- Прием особенностей артикуляционного уклада. Предложите ребенку открыть ротик, упереться кончиком языка в резцы нижнего ряда зубов, приподнять язычок и вытянуть его так, чтоб передняя его часть прижалась к небу. В этом положении язык своей спинкой должен касаться верхних резцов. Не включая голос, предложите малышу произносить звук «Т», отрывая кончик языка напором струи воздуха от передних зубов нижнего ряда. Губы должны быть напряжены, располагаться в положении улыбки. Такое упражнение помогает запомнить положение органов артикуляции, когда произносится звук «Ц».
Игровые упражнения
Поддержать интерес помогут упражнения в игровой форме:
- «Чистим зубки». Ребёнок в улыбке приоткрывает зубы, слегка открывает рот и кончиком языка проходит сначала по верхним, потом по нижним зубам с обратной стороны, двигаясь влево и вправо.
- «Лопатка». Надо улыбнуться, приоткрыть рот, поместить широкую часть переднего края языка на нижнюю губу. Такое положение сохраняется, пока взрослый считает от 1 до 10. Можно начать с 5 секунд, затем постепенно увеличить время до 10 секунд.
- «Трубочка». Вначале нужно из открытого рта высунуть язык и вытянуть его как можно сильнее. Затем, сужая, напрячь его. Положение сохраняется около 10 секунд.
- «Качаемся на качелях». Улыбнувшись, нужно слегка открыть рот и прислонить к нижнему зубному ряду кончик языка (в его широкой части). Вначале он находится за нижними зубами, потом перемещается за верхние. Позиции вверх и вниз меняются несколько раз.
- «Горка». Опять исходное положение — приоткрытый в улыбке рот, кончик языка прислонён к нижнему ряду зубов. Далее он выгибается дугой, плотно соприкасаясь с нижними зубами.
- «Горный ветер». Ребёнок улыбается с приоткрытым ртом. Пока язык выгнут дугой, не торопясь, нужно плавно подуть в его центр. Поток воздуха должен быть холодным.
Не нужно спешить и оказывать давление на ребенка, нужно заниматься ежедневно и результат обязательно будет, у кого-то из детей раньше, у кого-то позже. Терпение, и ещё раз терпение! Главное, внимательно следить за техникой выполнения артикуляционной гимнастики, прислушиваться к индивидуальным потребностям и особенностям ребёнка.
Постановка звука
Чаще всего выделяют два способа постановки мягкого звука «Дь»:
- по подражанию;
- от твёрдого звука «Д»: ребенок произносит звук «Д» с приоткрытым ртом, в этот момент взрослый чайной ложечкой опускает кончик языка за нижние резцы.
При правильном произнесении (артикуляции) мягкого звука «Дь»:
- губы разомкнуты, принимают положение следующего за ним звука;
- язык образует своим передним краем смычку с верхними резцами, боковые стороны языка прилегают к верхним коренным зубам, затем смычка «взрывается» под напором воздуха, выдыхаемого изо рта;
- мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос;
- голосовые связки напряжены, сомкнуты и вибрируют.
В отличие от твёрдого «Д», губы слегка раздвинуты, зубы чуть более сомкнуты (сдвинуты), а язык более расслаблен и не так напряжён.
Постановка звука
Чаще всего выделяют следующие способы постановки твёрдого звука «Д»:
по подражанию: произнося слог «ДА–ДА–ДА»;
от звука «Т»: ребенок кладет одну руку на гортань взрослого, другую руку — на свою гортань
Взрослый поочерёдно произносит звуки «Т» и «Д», обращая внимание малыша на разницу в произнесении и вибрацию звука «Д»;
от слога «БА»: ребенок произносит слоги «БА–БА–БА» с приоткрытым ртом, а взрослый заводит его язык за верхние зубы, должен получиться зук похожий на «ДА»;
от звука «Б»: ребенок произносит звук «Б» межзубно (с просонутым между зубами языком), а взрослый пальцами раздвигает губы;
от звука «З» или «Ж»: малыш произносит звук «З» или «Ж» с приоткрытым ртом и, в момент произнесения звука, взрослый чайной ложечкой прижимает кончик языка к альвеолам.. При правильном произнесении (артикуляции) твёрдого звука «Д»:
При правильном произнесении (артикуляции) твёрдого звука «Д»:
- губы разомкнуты, принимают положение следующего за ним звука;
- язык образует своим передним краем смычку с верхними резцами, боковые стороны языка прилегают к верхним коренным зубам, затем смычка «взрывается» под напором воздуха, выдыхаемого изо рта;
- мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос;
- голосовые связки напряжены, сомкнуты и вибрируют.
Виды и механизмы нарушений
Неправильное произношение свистящей группы называется сигматизмом, а замена в речи другими звуками − парасигматизмом. Сигматизмы различаются механизмами нарушения. Причинами являются особенности строения органов артикуляционного аппарата.
К ним относятся:
- неправильный прикус;
- слабый или повышенный мышечный тонус языка;
- расщелина губы, неба.
Перечисленные особенности анатомии приводят к нарушению работы артикуляционной моторики, что является одной из причин неправильного произношения. Самая распространенная причина − неправильное положение языка. Если он расположен между зубов, то речь будет шепелявая. Он может занимать положение для произнесения Т или С, тогда фонема будет звучать нечетко.
Язык может уходить вбок и воздушная струя будет проходить не по центру, а через его боковой край, в результате получается «хлюпающий» эффект. Или он может сильно подниматься к небу, из-за чего воздушная струя выходит через нос и речь звучит гнусаво. Артикуляция может быть похожа на артикуляцию шипящих, а Ц будет звучать как Ф.
Сигматизмы также являются признаками следующих речевых нарушений:
- дислалии;
- дизартрии;
- ринолалии;
- алалии.
Кроме того, причины искажения звука могут быть социальными:
- При общении с ребенком взрослые искажают речь, получается так называемое сюсюканье. Такое общение поддерживать можно, пока ребенок не начнет говорить. Он должен слышать правильное произношение звуков, чтобы потом его речь была грамотной.
- Ребенок общается со взрослыми или детьми, имеющими трудности со звукопроизношением, и подражает их речи. Нужно, чтобы эти люди стали заниматься коррекцией речи, либо старались не использовать слова, в которых есть «трудный» звук. Особенно, если вы уже проходите этап автоматизации.
Чаще всего Ц заменяют на другие свистящие или на Т. Это связано с тем, что в нем соединились два звука, поэтому если у ребенка недостаточно сформированы фонематические процессы, то он может не выделять нужную фонему среди других из-за похожих акустических и артикуляционных признаков. И это также связано с неправильным произношением. От причины появления сигматизмов и парасигматизмов зависит коррекционная работа.
Автоматизация звуков [С], [З], [Ц]. Работа с карточками.
После постановки звука (, ) логопед выбирает карточку со словами и предложениями, где звук находится в той позиции, которая наиболее удобна для его правильного произнесения
Если у ребенка не сформированы звуки , , , , то при отработке (, ) в словах не следует акцентировать внимание на этих звуках или вовсе не использовать слова, напечатанные жирным шрифтом (со звуками , , , ). При недоразвитии операций фонематического восприятия, навыка дифференциации фонем мы не советуем произносить слова, напечатанные курсивом (слова, содержащие , , ).. Автоматизировать звуки в словах рекомендуется не более 10 минут
После получасового перерыва работу можно возобновить. Перед произнесением слов ребенку следует напомнить правильную артикуляцию звука и попросить его произнести звук изолированно («с-с-с-с-с»).
Автоматизировать звуки в словах рекомендуется не более 10 минут. После получасового перерыва работу можно возобновить. Перед произнесением слов ребенку следует напомнить правильную артикуляцию звука и попросить его произнести звук изолированно («с-с-с-с-с»).
Далее дошкольнику предлагается произнести слова вслед за взрослым (по подражанию) или прочитать их вслух самостоятельно (под контролем взрослого). На начальных этапах работы по автоматизации звука слова следует произносить медленно, выделяя голосом звук (, ).
Детям можно предлагать игры:
- 1. выбирать из картинок те, в названиях которых звуки , , имеются в начале (в середине или в конце) слова;
- 2. распределять картинки по количеству слогов в словах — названиях;
- 3. составлять предложения по двум выбранным картинкам, логично объединяя предметы, изображенные на них, и т. д. Картинки можно использовать в заданиях при дифференциации звуков — — .
Для успешного введения звука в речь рекомендуется заниматься ежедневно, выполнять домашние задания. Перед занятием необходимо создавать положительную мотивацию для произнесения правильного звука
Во время занятия следует в первую очередь отмечать успехи ребенка, не акцентировать внимание на неудачах и целенаправленно их преодолевать вместе с ребенком.
Рекомендации Перегудовой Т. С.
Упражнения для постановки
Перед тем как приступать к освоению фонемы следует пройти подготовительный этап. Он заключается в выполнении специальных артикуляционных и дыхательных упражнений (тут). Ребенка необходимо обучить правильной артикуляции (положению органов речи) и дыханию во время произношения изолированного звука.
Артикуляционная гимнастика
Занятия рассчитаны на тренировку органов, задействованных в произношении звука «Д» и «Дь» описание
- Нижняя челюсть. Широко открыть ротовую полость. Нижней челюстью имитировать жевательные движения. Выполнять 10-15 секунд.
- Губы и щеки:
- губы сомкнуты, а в ротовую полость следует набрать воздух. Далее имитировать полоскание, как после утренней чистки зубов;
- губами выполнять характерные звуки для лошади (фырканье);
- надувание губ по очереди. Сначала верхнюю, потом нижнюю.
3. Язык:
Упражнение “Грибок”
- «Грибок». Широко улыбнуться с открытым ртом. Плоский язычок присосать к небу. При этом орган должен находиться за верхними резцами. Удерживать положение 10-15 секунд.
- «Лошадка». Цокать язычком по твердому небу, имитируя стук копыт лошадки.
- «Качели». Широко открыть рот, слегка обнажив зубы. Язычок по очереди заводить за верхние и нижние зубы. Выполняется 5 раз.
4.Мягкое небо. Кроху просят воспроизводить гласные звуки. Сначала произношение мягкое, а после применяется твердая атака.
Дыхательная гимнастика
Специалисты предлагают выполнять парадоксальную гимнастику по Стрельниковой. Но ее применение разрешается детям 7-8 лет (1 класс). Выполнять занятия следует под контролем родителей или специалиста. Начальные упражнения:
- Ладошки. Ребенок становится прямо. Руки сгибает в локтях, а ладошки показывает взрослому. Руки сжимают в кулачки на вдохе и разжимают на выдохе. Дышать нужно носом. Выполнить упражнение 4 раза.
- Погончики. Малыш стоит прямо. Руки сжаты в кулачки. Их прижимают к поясу. Во время вдоха кулаками «бить» в пол. Постепенно разжимая руки. На выдохе стать в исходную позицию. Выполнять 4 раза.
- Насос. Из ровной стойки сделать легкий наклон вперед. Руки свешены по бокам. Имитировать накачивание шины. Наклоняясь вперед делать вдох. На выдохе вернуться в согнутое положение.
Для тренировки дыхания малышей используют упражнение «трубочка». Губы вытягивают вперед. Вдох делают через носовую полость, выдыхают воздушную струю с помощью сформированной трубочки.Выполняют 4-5 раз.
Гимнастика для постановки звука T
Постановка звука Т
Есть несколько методов:
- Нужно выбрать несколько слов или слогов, с сочетанием звуков ТА, повторяя их, ребёнок тренирует постановку Т.
- Исходное положение — язык находится между зубов и плотно прижимается челюстями с обеих сторон. Затем делается глубокий вдох. После получения межзубного Т, он убирается назад.
- Исходное положение — язык между зубов. Далее приоткрыть в улыбке зубы и слегка «поплевать».
- Т тренируется как производный звук от П. Начать с нескольких повторений ПА — ПА, прислонив кончик языка в его широком месте к нижней губе. Потом нужно повторить исходные звуки в улыбке, при этом должно прозвучать ТА — ТА.
- Межзубное положение кончика, опять тренировка от П. Нужно несколько раз повторить ПА — ПА, в это время нужно раздвинуть губы большим и указательным пальцем. Если всё сделано правильно, должно прозвучать ТА — ТА.
Постановка звука ТЬ
Методы:
- Вначале ребёнок проговаривает немного другое сочетание звуков — ТА.
- Чтобы смягчить твёрдый слог, специальной лопаткой нужно слегка прижать и опустить вниз кончик языка, должен получиться звук ТЯ.
- Звук ТЬ получают от при пощёлкивании кончиком языка за сомкнутыми зубами.
- Во время щелчка издаётся мягкое цоканье (похожий звук дети издают, попробовав вкусную еду), звук должен получиться близким к ТЬ. Потренировавшись, его можно улучшить, если язык не прижимать к нёбу, а пытаться «выдуть» его наружу.
Автоматизация “С”
Следующий после постановки — этап автоматизации звука. Что это значит? Закрепление произношения и введение в повседневную речь.
На этом этапе тоже есть свой алгоритм. Поставленный звук отрабатывается в изолированном звучании, затем в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
Картотека заданий для детей по автоматизации “С”
Выполни задание на картинке:
Назови каждое слово
Обрати внимание на то, что звук “С” может находиться в начале, середине и конце слова:
А теперь — звук “С” в словосочетаниях и предложениях:
Поиграем? Улитка приглашает в свой домик. Только для этого надо назвать все предметы на букву “С”:
Помоги Бабушке Яге добраться до своей избушки. Она заблудилась:)
Повтори чистоговорки со звуком “С”. Знаешь для чего нужны чистоговорки? Чтобы научиться четко произносить звуки.
Хорошо подумай и отгадай загадки на букву “С”:
А теперь посложнее: скороговорки на “С”:
Повтори фразеологизм. Знаешь, что он означает? Пообещать и не сдержать своего обещания! Найди в словах “С”:
Автоматизация звука
Процесс постепенного и последовательного введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Если родители самостоятельно работают над автоматизацией нового для ребёнка звука, они обязательно должны следить, чтобы звук над которым они работают произносился чётко и акцентировано. Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации твёрдого звука «Д».
Автоматизация твёрдого звука «Д» в прямых слогах:
- да — да — да
- да — до — ду
- ды — ду — да
- до — ду — ды
- до — да — ды
- ды — до — да
Автоматизация твёрдого звука «Д» в обратных слогах:
- адма — одма — удма
- адма — одма — ыдма
- ыдма — эдма — одма
- удма — адма — ыдма
- одма — адма — удма
- ыдма — удма — адма
Автоматизация твёрдого звука «Д» в интервокальной позиции:
- ада — одо — уду
- уду — одо — ада
- эдэ — одо — уду
- одо — ада — ыды
- одо — эдэ — уду
- ыды — уду — ада
Автоматизация твёрдого звука «Д» в слогах со стечением согласных:
- два — дво — дву
- двы — двэ — два
- двы — дво — двэ
- дву — дво — двы
- два — дву — дву
- двэ — дву — дво
Автоматизация твёрдого звука «Д» в словах:
Добыча, долг, дуб, дух, дырка, духовка, дар, подарок, помидор, ладонь, вода, воздух, драка, задание, подмога, чердак, сандали, дно.
Автоматизация твёрдого звука «Д» в словосочетаниях:
Дай ягоду, домашнее задание, подмети в доме, длинная дорога, педаль велосипеда, дождливая погода, дай воды, новогодний праздник.
Автоматизация твёрдого звука «Д» в чистоговорках:
- Ду–ду–ду, Ду–ду–ду — спать я не пойду.
- Да–да–да, Да–да–да — ой, холодная вода.
- Дом–дом–дом, Дом–дом–дом — загорелся кошкин дом.
- Ду–ду–ду, Ду–ду–ду — в лужу я не упаду.
- Да–да–да, Да–да–да — не ходи, Вадим, туда!
- Ду–ду–ду, Ду–ду–ду — Всё равно туда пойду,
Автоматизация твёрдого звука «Д» в предложениях:
В саду дует ветер. Во дворе лежат дрова. Я пойду домой. Люда дала Даше мандарин. По дороге идут два дога. Над домом радуга. Подлей в ванну холодной воды.
Автоматизация твёрдого звука «Д» в стихах:
— Дайте чемоданчик, детки!— Где же он?— На табуретке!(Г. Виеру)
Автоматизация твёрдого звука «Д» в рассказах:
«ДОРМИДОНТЫЧ, ДЖУЛЬБАРС И ДРУГИЕ»Добрый день, дорогие дети!Вы, наверное, уже догадались, что сегодня мы добрались до буквы Д. Должен, кстати, доложить вам, что я давно живу на улице Достоевского в доме двадцать девять, вход со двора.В нашем доме живут разные дяди, домохозяйки, дедушки, девушки, дети, дворник Дормидонтыч и две собаки — добродушная дворняжка Дружок и доберман-пинчер Джульбарс.Есть у нас долгожитель — дедушка Дудочкин. Он дожил до 99 лет. Есть дрессировщик Дельфинов (он действительно дрессирует дельфинов). Есть девочка Даша, дочка дрессировщика Дельфинова. Есть двоечник и драчун Дима Деточкин. Он любит дергать Дашу за косички. Есть доктор–дантист Денежкин, двоюродный дядя Димы. Есть даже депутат товарищ Дмитрюк Д. Д.Все жители нашего дома живут дружно, относятся друг к другу доброжелательно, даже к двоечнику Диме (в те дни, когда он не дерется и не дразнит добермана-пинчера).(Л. Каминский)
- «Звуки Т, ТЬ, Д, ДЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет», О. В. Егорова;
- «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звуки Т-ТЬ, Д-ДЬ», Ю.Б Жихарева;
- «Русский язык. Учимся играя», В. В. Волина;
- «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева;
- «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова.
Соноры
К этой группе относят «Л», «Р» и их мягкие пары. Целесообразно начинать коррекцию с них, попутно отрабатывая подготовительный этап для шипящих. Нередко они быстро отрабатываются.
Всего есть три способа постановки звука:
- механический – для него нужны зонды или их заменители;
- по подражанию – не всегда возможен;
- смешанный – подразумевает использование и того, и другого.
Постановка звука «Р» при дизартрии лучше проводится зондом. Из-за проблем с двигательными мышцами вызвать его по подражанию не получится. Зонд выглядит как гладкая палочка с небольшим шариком на конце.
Ребенка лучше уложить на спину. Он должен расслабиться. Его просят открыть рот, поставить кончик языка на альвеолы и произносить искаженный звук «З» (при условии, что он есть в речи). В этот момент зондом аккуратно раскачивают язык.
При быстрых движениях будет слышен правильный рык
Акцентируют внимание дошкольника на этом моменте. В отличие от других звуков, с механической помощью можно начинать автоматизацию
Для этого лучше использовать стечения слогов с «ТР» и «ДР».
Постепенно, незаметно для ребенка, зонд отодвигается, и дошкольник начинает сам правильно рычать. После слогов используют слова и последний этап – скороговорки и рассказы.
Звук «Л» лучше всего ставить межзубно. Для этого ребенку предлагают слегка прикусить кончик языка и произнести звук «Ы». Данное упражнение называют «гудок парохода».
После того как этот этап удается хорошо воспроизводить нужно убрать язык за зубы.
Автоматизация происходит таким же образом. Вначале используют прямые и обратные слоги, потом слова, далее скороговорки.
Для того чтобы сделать этот процесс интересным используют разные игры. Например, для автоматизации слогов предлагают представить, что комната — это болото. Для передвижения нужно прыгать по кочкам и произносить слоги.
Либо применяют разнообразные настольные игры-ходилки. Кружочками раскладывают марблс, проходят пальцами и т. п.
Виды и причины нарушения произношения
Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения мягкого звука «Дь»:
- отсутствие — когда ребёнок ещё не научился произносить звук и пропускает его в своей речи, например, говорит «евочка» и «ятел», вместо «девочка» и «дятел»;
- замена — когда ребёнок заменяет звук «Дь» на «Гь», например, произносит «гиван» и «лебеги», вместо «диван» и «лебеди»;
- искажение — когда ребёнок произносит звук межзубно;
- смешение — когда ребёнок умеет произносить звук, но путает его в речи, например, произносит «крокотил» вместо «крокодил», и тут же вместо «тесто» произ «десто».
Причинами неправильного произношения звука часто являются:
- недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
- неразвитый фонематических слух;
- особенность строения артикуляционного аппарата;
- плохая речь окружающих.
Развитие фонематического слуха
Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.
Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:
- Мама произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «Д». Пример цепочки звуков: Б, Д, Т, Н, Д, Л, В, Д, Г, Д…
- Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «Д». Пример цепочки звуков: ТА, ДА, СУ, МО, ДУ, ТЫ, ДО, СА, ДЫ…
- Мама произносит слова, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «Д». Пример цепочки слов: тумба, сын, бидон, нож, душ, ладонь, доски, сажа, плоды, седло…
Правильная артикуляция звука «Л»
Чтобы «Л» звучал без искажений, органы речи должны находиться в следующей позиции:
- Зубы не сжаты, между ними — небольшое расстояние.
- Кончик языка — в тонусе, касается десен у верхних резцов, в середине и по бокам язык опущен, а у основания слегка приподнят.
- Воздушная струя проходит между языком и щеками с обеих сторон.
- Голосовые связки создают звучание голоса.
А теперь посмотрите на артикуляционный профиль звука «Л» и проверьте себя, ответив на вопросы:
Уклад речевых органов мягкого «Ль» отличается положением языка — его средняя часть ближе к верхнему небу.
Как произносится буква «Л», если есть речевые нарушения?
Артикуляционная гимнастика
Процесс подготовки артикуляционного аппарата малыша к правильному произнесению звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Цель гимнастики — научить малыша движениям и положениям, которые должны занимать его губы, язык и мягкое нёбо во время говорения.
Примеры упражнений для укрепления и развития мышц артикуляционного аппарата при произнесении мягкого звука «Дь»:
- Улыбнуться, слегка открыть рот, коснуться кончиком языка верхних передних зубов, удерживать такое положение несколько секунд.
- Улыбнуться, слегка раздвинуть зубы и прижать кончик языка к альвеола.
- «Причесать» кончиком языка верхние центральные резцы, проводя языков от альвеол к кончикам зубов.
- Подуть на закушенный зубами язык. Звук при этом должен быть похож на межзубный «Зь».
- Сжать зубы, улыбнуться, несколько раз плотно прижать кончик языка к месту смыкания зубов.
- Закусить кончик языка зубами и покусать его несколько раз, фиксируя ощущения на его кончике.
Заниматься артикуляционной гимнастикой желательно ежедневно, повторяя каждое упражнение пять–шесть раз.
Упражнения для постановки
Перед тем как приступать к освоению фонемы следует пройти подготовительный этап. Он заключается в выполнении специальных артикуляционных и дыхательных упражнений (тут). Ребенка необходимо обучить правильной артикуляции (положению органов речи) и дыханию во время произношения изолированного звука.
Артикуляционная гимнастика
Занятия рассчитаны на тренировку органов, задействованных в произношении звука «Д» и «Дь» описание
- Нижняя челюсть. Широко открыть ротовую полость. Нижней челюстью имитировать жевательные движения. Выполнять 10-15 секунд.
- Губы и щеки:
- губы сомкнуты, а в ротовую полость следует набрать воздух. Далее имитировать полоскание, как после утренней чистки зубов;
- губами выполнять характерные звуки для лошади (фырканье);
- надувание губ по очереди. Сначала верхнюю, потом нижнюю.
3. Язык:
Упражнение «Грибок»
- «Грибок». Широко улыбнуться с открытым ртом. Плоский язычок присосать к небу. При этом орган должен находиться за верхними резцами. Удерживать положение 10-15 секунд.
- «Лошадка». Цокать язычком по твердому небу, имитируя стук копыт лошадки.
- «Качели». Широко открыть рот, слегка обнажив зубы. Язычок по очереди заводить за верхние и нижние зубы. Выполняется 5 раз.
Не пропустите: Что такое ЗРР (задержка речевого развития)?
4.Мягкое небо. Кроху просят воспроизводить гласные звуки. Сначала произношение мягкое, а после применяется твердая атака.
Дыхательная гимнастика
Специалисты предлагают выполнять парадоксальную гимнастику по Стрельниковой. Но ее применение разрешается детям 7-8 лет (1 класс
). Выполнять занятия следует под контролем родителей или специалиста. Начальные упражнения:
- Ладошки. Ребенок становится прямо. Руки сгибает в локтях, а ладошки показывает взрослому. Руки сжимают в кулачки на вдохе и разжимают на выдохе. Дышать нужно носом. Выполнить упражнение 4 раза.
- Погончики. Малыш стоит прямо. Руки сжаты в кулачки. Их прижимают к поясу. Во время вдоха кулаками «бить» в пол. Постепенно разжимая руки. На выдохе стать в исходную позицию. Выполнять 4 раза.
- Насос. Из ровной стойки сделать легкий наклон вперед. Руки свешены по бокам. Имитировать накачивание шины. Наклоняясь вперед делать вдох. На выдохе вернуться в согнутое положение.
Для тренировки дыхания малышей используют упражнение «трубочка». Губы вытягивают вперед. Вдох делают через носовую полость, выдыхают воздушную струю с помощью сформированной трубочки.Выполняют 4-5 раз.
Постановка
Осуществляется после освоения ребенком положения органов речи при воспроизведении фонемы. Обычно используются 2 метода постановки звука «Д» и «Дь»:
-
Подражание
. Кроха и взрослый садятся перед зеркалом. Родитель или специалист демонстрируют правильное произношения звука. Малыша просят повторить. Чтобы было проще используются гласные звуки. Для твердого «Д» (да – до – ду – ды), а для мягкого «Дь» (ди – дю – де).
- Механический метод. Ребенок произносит звук «Б». Язычок в это время находится между губами. Специальным шпателем логопед надавливает на кончик органа. После просовывает его за верхние резцы.
Не пропустите: Самые легкие способы постановки звука Ч
Часто специалисты предлагают такие способы постановки в качестве домашнего задания
. В знакомой обстановке рядом с близким человеком малыш освоит занятия быстрее.
Артикуляционная гимнастика для постановки звука Ш
Первый и обязательный этап логопедического занятия – артикуляционная гимнастика. Она необходима для возвращения тонуса мышцам речевого аппарата.
Артикуляционная гимнастика на звук Ш может включать следующие упражнения:
- «Бегемотик». Пациент широко раскрывает рот на 5 секунд, затем закрывает.
- «Лягушонок». Необходимо широко улыбнуться, оставив зубы сомкнутыми.
- «Трубочка». Ребенок вытягивает губы трубой, удерживает несколько секунд.
- «Вкуснятина». Нужно расслабить язык, чтобы он принял плоскую форму, облизывать им верхнюю губу.
- «Блинчик». Плоский расслабленный язык необходимо положить на несколько секунд на нижнюю губу.
- «Рисование». Ребенок водит кончиком языка, как кисточкой, по небу от зубов к небному язычку.