Разделы
- *Авторы блога
- *Задать вопрос специалистам…
- *Новости сообщества
- *О сообществе
- *Обсудим? Охотно! (форум)
- *Спрашивали? Отвечаем!
- >»Особые» дети
- >Методики диагностики
- >Развитие ребёнка
- >Рекомендации специалистов
- >Шпаргалка для родителей
- Говорят дети
- Дистанционное обучение детей-инвалидов
- Поверь в своё дитя!
- Почемучки
- Развиваемся, играя
- Родительские хитрости
- С детьми интересно! (игры, мастерилки, развлекалки…)
- Учимся? Легко! ВМЕСТЕ!
- Шкатулка полезностей
- Эврика!
- Добавить публикацию
Последние…
- Формирование фонетически правильной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста
- Рекомендации по коррекции нарушений моторных функций у обучающихся с ЗПР
- Рекомендуемый список литературы по особенностям развития детей с задержкой психического развития
- Ребенок с ЗПР в школе. О чем надо знать взрослым.
- Причины возникновения задержки психического развития
Архивы
- Январь 2020
- Декабрь 2019
- Ноябрь 2019
- Октябрь 2019
- Сентябрь 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Апрель 2019
- Март 2019
- Февраль 2019
- Январь 2019
- Декабрь 2018
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июль 2018
- Июнь 2018
- Май 2018
- Апрель 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Июнь 2012
- Май 2012
- Апрель 2012
- Март 2012
- Февраль 2012
- Январь 2012
- Декабрь 2011
- Ноябрь 2011
- Октябрь 2011
- Сентябрь 2011
- Август 2011
- Май 2011
- Апрель 2011
- Март 2011
- Февраль 2011
- Январь 2011
- Декабрь 2010
- Ноябрь 2010
- Октябрь 2010
- Сентябрь 2010
- Август 2010
- Июнь 2010
- Май 2010
- Апрель 2010
- Март 2010
- Февраль 2010
Архивы
- Январь 2020
- Декабрь 2019
- Ноябрь 2019
- Октябрь 2019
- Сентябрь 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Апрель 2019
- Март 2019
- Февраль 2019
- Январь 2019
- Декабрь 2018
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июль 2018
- Июнь 2018
- Май 2018
- Апрель 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Июнь 2012
- Май 2012
- Апрель 2012
- Март 2012
- Февраль 2012
- Январь 2012
- Декабрь 2011
- Ноябрь 2011
- Октябрь 2011
- Сентябрь 2011
- Август 2011
- Май 2011
- Апрель 2011
- Март 2011
- Февраль 2011
- Январь 2011
- Декабрь 2010
- Ноябрь 2010
- Октябрь 2010
- Сентябрь 2010
- Август 2010
- Июнь 2010
- Май 2010
- Апрель 2010
- Март 2010
- Февраль 2010
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
ОБУЧЕНИЕ ВОСПРИЯТИЮ НА СЛУХ РЕЧЕВОГО МАТЕРИАЛА
Слайд 2Первоначальный этап развития речевого слуха Работа по развитию слуха
начинается с обучения различению на слух речевого материала. Сначала она
ведется на материале звукоподражаний, затем к ним добавляются лепетные слова, например, ляля, утя, биби и т.п., потом полные слова, такие как мама, папа, имя ребенка, дом, рыба, лопата, зайка, бабуля, туфли, пальто и т.д.
Слайд 3 Фразы вводятся в набор с уже знакомыми на слух
звукоподражаниями и словами (подбираются соответсвующие картинки и фотографии, а
к ним соответствующие таблички).
Различение и опознавание фразового материала.
глаголов и существительных (например, дай мяч — убери барабан); двух
разных глаголов и одного существительного (например, дай мяч — убери мяч); двух разных глаголов дай и убери с двумя (тремя и т.п.) существительными, например: дай юлу (самолет и т.п.) — убери рыбу (юлу, самолет).
поручения в качестве образца. Обучение различению данных поручений на слухо-зрительной
основе. Восприятие на слух звучания каждого поручения в качестве образца. 4 Различение на слух фраз- поручений.
Слайд 6Распознавание на слух речевого материала Для развития собственно слуховых
возможностей детям предлагается на слух и малознакомый и незнакомый материал
(слова и фразы).Малознакомый и незнакомый материал –это речевой материал, который не был в слуховой тренировке. Ребенок должен как можно точнее повторить, что он услышал. При этом каждая речевая единица, не воспринятая точно, может повторяться педагогом до 5-ти раз (после каждого предъявления ребенок воспроизводит услышанное).
Слайд 7 Главной задачей работы со слабослышащими детьми является формирование
у них разборчивого восприятия речи. В первую очередь следует
стремиться к увеличению «процента» точности восприятия, а не к увеличению расстояния.
Слайд 8 Глухие же дети, в большинстве своем, затрудняются в
распознавании на слух незнакомого материала. С ними эта работа начинается
позже, как правило, на третьем году обучения и проводится на небольшом по объему речевом материале слов и фраз. С этого времени каждая новая (не знакомая по звучанию) фраза (слово) предъявляется сразу на слух, а не на слухо-зрительной основе, как было ранее. На этом же занятии ребенка учат различать на слух этот новый речевой материал, а затем и опознавать его на слух.
Слайд 9Восприятие на слух текстов В дошкольный период неслышащих детей
учат узнавать на слух знакомые им стихи и песенки (а
слабослышащих — и знакомые сказки и рассказы). Кроме того, глухих дошкольников подготавливают к восприятию на слух небольших текстов, а с детьми с тугоухостью проводится большая работа по совершенствованию их возможностей воспринимать на слух разнообразные тексты.
Слайд 10Методика работы по подготовке к восприятию на слух текстов такова:
Педагог произносит обе фразы, которые ребенок воспринимает слухо-зрительно (ни
соответствующая картинка, ни таблички ему не показываются).
Слайд 11Педагог показывает ребенку написанную на табличке первую фразу и произносит
ее за экраном, затем то же проделывает со второй фразой
(он дал образец звучания данного материала); дошкольник повторяет сказанное.
Слайд 14Как правило, работа с данным речевым материалом проводится в течение
трех- пяти занятий. При этом:на первом занятии педагог предъявляет материал
на слухо-зрительной основе, дает образец его звучания и начинает обучение его различению на слух;на втором занятии продолжается его различение на слух
Слайд 15Педагог воспроизводит за экраном текст целиком 1-2 раза. После каждого
его предъявления ребенок должен воспроизвести, что он услышал.Педагог предъявляет текст
пофразно.Педагог вновь воспроизводит за экраном весь рассказ. Ребенок слушает его с опорой на лежащий перед ним текст.
Методика работы по восприятию текстов на слух
Развитие слухового восприятия слабослышащих детей
Проблема всестороннего развития ребёнка, имеющего то или иное нарушение, может быть успешно решена только при условии правильного понимания сущности дефекта и тех особенностей развития, которые он вызвал. Специальное обучение детей с частичной потерей слуха – наиболее «молодое» направление специальной педагогики.
На сегодняшний день значение слухового анализатора для возникновения и функционирования звуковой речи очевидно. Определённая степень его недостаточности разрушает взаимодействие акустического и речедвигательного анализаторов и тем самым препятствует становлению речевого слуха. В этом случае у ребёнка формируются только зачатки речи, мышление от наглядно – образного почти не продвигается к словесно – абстрактному. Искажённый слуховой запас и дальнейшее искажённое восприятие у ребёнка с частичным слуховым дефектом создают своеобразные условия развития познавательной деятельности. В дальнейшем, искажённое восприятие, понимание слов, фраз своеобразно отражаются на представлениях, понятиях ребёнка, дают не только обеднённую, но и часто неправильную картину окружающего мира. Учителя, наблюдая за ребёнком, имеющими остатки слуха, замечают непонимание самых простых с точки зрения взрослого слов, и начинают сомневаться в умственных способностях ребёнка. Неправильная оценка интеллекта вызывает ошибочный выбор и путей, и средств обучения.
Отсутствие коррекционного воздействия в подобной ситуации даёт основания для пессимистического прогноза относительно общего развития ребёнка: нарушение слуха будет постоянно препятствовать полноценному восприятию речи окружающих, устная речь останется мало понятной.
По мнению Р.М. Боскис, основная задача коррекционного обучения, использующего специальные методы и приёмы, состоит в предупреждении и преодолении именно вторичных проявлений – следствий первичного дефекта.
На занятиях учителя – дефектолога ребёнку предлагается работа на всех уровнях – различения, опознавания и распознавания (восприятия). Формирование слухового образа слова, накопление слухового словаря требует многократного его повторения, которое может наскучить ребёнку и снизить его интерес к занятиям. Поэтому на первом этапе, необходимо использовать различные игры, чтобы работа по РСВ была занимательной и интересной для ребёнка.
Первое требование к речевому материалу – он должен состоять из осмысленных речевых единиц, и его смысловое содержание должно быть знакомо детям.
Второе требование к подбору речевого материала состоит в том, что он должен быть актуальным.
Третье требование – коммуникативная направленность речевого материала.
Четвёртое требование – учёт индивидуальных возможностей ребёнка
В процессе индивидуализации работы необходимо принимать во внимание и специфические особенности развития детей с нарушенным слухом. Для этого педагог использует следующие приёмы работы: · Объём речевого материала варьируется с учётом возможностей ребёнка;
Структура материала последовательно усложняется;
На одном занятии используются материалы различной структуры (слова, словосочетания, фразы, тексты);
На одном занятии используются материалы различного тематического содержания
Дома, родители, в ходе естественного общения должны хотя бы недолго целенаправленно развивать слух. Эта работа не требует специальных организованных форм, поскольку в семье такие «занятия» происходят попутно, в рамках событий дня. Естественные передвижения родных, разговаривающих друг с другом в квартире, напоминание о необходимости почистить зубы в тот момент, когда ребёнок самостоятельно моется перед сном, последние слова в темноте, при укладывании спать и т.д. Добавим, что дома общение с родными происходитна фоне звуков окружающего мира: что-то упало, хлопнула дверь, зазвучала музыка.Всё это также обеспечивает естественные условия для работы над развитием слуха ребёнка, обучению его ориентироваться в звучащем мире.
Ожидая верной реакции ребёнка при общении с ним на слух, не следует показывать своего разочарования его ошибками. Во всём, что касается слуха ребёнка, взрослые всегда должны проявлять доброжелательность и такт.
Литература.
1. Т.К. Королевская, А.Н. Пфафенродт, Развитие слухового восприятия слабослышащих детей. М. 2004 г.
2. Е.Г. Речицкая развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы. М. 2005 г.
3. Зыкова Т.С. Хотеева Э.Н. Социально-бытовая ориентировка в специальных образовательных учреждениях I – II вида. М. 2003 г.
Подборка материалп Трофимовой Ольги Владиславовны, учитель-дефектолог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №19» города Чебоксары Чувашской Республики