Как родителям строить отношения с воспитателями
Налаженный контакт родителей с воспитателями прямо или косвенно будет влиять на восприятие ребенком детского сада в позитивном ключе. Как выстроить взаимоотношения со взрослыми, фактически заменяющими малышу вас в течение дня?
Сделайте воспитателя своим союзником. Регулярно интересуйтесь у него, как чувствует себя ваш ребенок в течение дня, как у него складываются отношения с другими детьми, испытывает ли он какие-либо сложности из-за отсутствия тех или иных навыков. Попросите дать вам рекомендации по коррекции поведения, если таковые имеются, или советы, как помочь малышу адаптироваться к условиям детского сада. Педагоги и воспитатели не решат всех ваших родительских проблем, они — ваши помощники. Если они поймут, что вы не сильно интересуетесь вопросами воспитания собственного ребенка, то и сами не будут демонстрировать особого рвения в этом направлении.
Если воспитатель сам инициирует разговор с вами, не отвергайте мнение со стороны, будьте внимательным слушателем. Взаимоотношения малыша с людьми не из ближнего круга строятся совсем на другой почве, чем с родственниками. И это ребенку пока только предстоит понять и усвоить на собственном опыте. Как человеку со стороны, воспитателю заметнее пробелы в тех или иных социальных навыках малыша, и, если он готов поделиться с вами своими наблюдениями, цените это.
Будьте всегда приветливы, сдержанны и вежливы, демонстрируйте уважительное отношение к педагогам. В своем поведении ребенок во многом ориентируется на вас, и он обязательно, увидев вашу обходительность с воспитателями, усвоит такой же настрой и модель поведения, что непременно будет ими оценено
А это важно, так как их отношение к вам волей-неволей транслируется и на вашего малыша.
Терпеливо относитесь к критике в ваш адрес и в адрес ребенка. Помните, что поучать — личностная особенность педагогов и воспитателей, это сама суть их профессии
Простите им их маленькую «слабость», в конце концов, без этой черты — желания учить — человеку нечего делать на педагогической стезе. Подскажите воспитателю, как в какой-нибудь особой ситуации можно договориться с вашим ребенком (например, в случае, если он отказывается принимать определенную еду или спать во время тихого часа).
Постоянно демонстрируйте готовность помогать воспитателям, если нужно повлиять на собственного ребенка, лояльность, даже если не всегда и не во всем согласны с правилами детского сада. Если ваш малыш продолжает посещать его, значит в общем и целом вы принимаете условия договора.
Соблюдайте распорядок дня учреждения, не забывайте предупреждать воспитателей об изменениях в режиме пребывания вашего ребенка в саду, если вы планируете забирать его пораньше домой или на дополнительные занятия. Сообщайте, когда малыш заболевает или по другим причинам не будет посещать детский сад. Отсутствие обратной связи от родителей по этим вопросам — частый повод для недовольства со стороны воспитателей.
Старайтесь не перегружать воспитателей информацией утром, когда приводите ребенка в сад, и вечером, когда забираете его: интенсивные потоки приходящих и уходящих людей могут не только снизить градус внимания к вашим словам, но и помешать педагогам уделять время остальным детям (вы бы не захотели, чтобы одним из них когда-нибудь оказался ваш ребенок)
Узнайте, когда воспитателю удобно вас выслушать: возможно, он предложит обсудить все волнующие вас вопросы во время тихого часа или вечерней прогулки
Это в ваших интересах, чтобы педагог смог уделить вам все свое внимание
Возраст, приходящийся на период посещения детского сада, — важнейшая веха в психическом развитии ребенка, этап выработки навыков взаимодействия с социальной средой, закладки основ характера, становления личности. То, как ваш малыш пройдет через все испытания на пути взросления, будет определять дальнейший его успех в жизни и социуме.
Закладывайте основы этого успеха с самого раннего детства, формируя в ребенке способность устанавливать, развивать и поддерживать хорошие социальные связи с другими людьми. Станьте лучшим помощником малышу в его адаптации к внешнему миру. И возможно, сад станет вашим лучшим помощником в воспитании ребенка!
Детский сад: плюсы и минусы
Что может дать ребёнку детский сад? Самое первое и основное – включенность в коллектив, общение с ровесниками. Начиная с трехлетнего возраста малыш испытывает потребность в общении с другими детьми его возраста. Поэтому сколь бы замкнутыми и необщительными ни были сами родители, они обязательно должны предоставить возможность ребёнку общаться с другими детьми.
Общение детей в детском саду с воспитателями помогает им научиться устанавливать контакт с другими взрослыми, и в будущем такие дети легче находят общий язык со школьными педагогами. Ребёнок в детском саду начинает понимать, что не все взрослые похожи на его родителей, что общаются они по-разному, что слушаться нужно не только родителей. Ребёнок начинает осваивать множество разных поведенческих моделей.
Также в детском саду ребёнок учится строже следовать установленным правилам поведения и режиму. Это дисциплинирует и помогает научить ребёнка чувству ответственности за свои поступки и слова.
Детский сад не может обеспечить нужный уровень развития интеллекта и физической подготовки ребёнка. Родители должны с ним заниматься и сами. Но если они не имеют возможности этого делать, и дома ребёнок предоставлен сам себе и сомнительным развлечениям, то посещение детского сада ему строго необходимо. Даже обычный государственный детский сад научит ребёнка рисовать, лепить, собирать конструктор, решать головоломки, тренировать речь и память, слушать музыку и петь, бегать и делать зарядку.
Серьёзно настроенные молодые родители могут обеспечить полноценное развитие в домашней обстановке физических и умственных способностей ребёнка, регулярно занимаясь с ним спортом и правильно подобранными упражнениями, разучивая с малышом стихи и песни, помогая ему собирать конструктор, рисовать и раскрашивать. Но социальное развитие и тренировку умения взаимодействия с коллективом обеспечивать значительно сложнее. Родителям, желающим самостоятельно заменить ребёнку посещение детского сада, нужно хорошенько распланировать, как и каким образом они будут учить ребёнка правилам поведения в коллективе с детьми и взрослыми.
Ребёнок, не посещающий детский сад, должен значительно больше времени проводить на детских площадках в играх и общении с другими детьми его возраста. Необходимо, чтобы он мог выбрать себе нескольких постоянных друзей из числа ровесников, посещающих ту же детскую площадку. «Домашнего» ребёнка необходимо почаще водить в гости к другим детям и приглашать его друзей с их родителями к себе домой.
Матери, воспитывающие своего ребёнка дома до самой школы, обычно не доверяют своё драгоценное чадо другим взрослым, даже бабушкам, дедушкам, подругам и прочим близким людям. Они боятся, что другие будут «неправильно» воспитывать малыша и навредят ему. Но эти молодые мамы рискуют сами навредить ребёнку, так как у него не выработается навык общения с другими взрослыми, он избалуется и не освоит достаточное число поведенческих моделей. Тем родителям, которые считают, что никто, кроме них самих, не сможет правильно общаться с ребёнком и правильно воспитать его, нужно в первую очередь поработать над собой и изменить эту точку зрения. Никакие родители никогда не смогут заменить малышу целый мир со всем его многообразием. Ребёнку лучше с малых лет познакомиться с другими взрослыми, так как в течение своей жизни он будет общаться не только с родителями.
Если детский сад, тем не менее, вызывает стойкое предубеждение, обязательно подберите ребёнку кружок по интересам или секцию. Иногда оставляйте малыша на денёк у друзей. Если Вы дружите с другими молодыми родителями, непременно ходите друг к другу в гости хотя бы два раза в неделю. Даже пара часов такого регулярного общения с другими людьми очень много может дать ребенку. Дети научатся находить общий язык друг с другом и осознают, что необходимо слушаться не только своих родителей.
Обязательно наблюдайте за тем, как Ваш малыш общается в гостях или играя на детской площадке. Не трудно ли ему заводить новые знакомства? Учится ли он следовать правилам, не нарушает ли очередь, не отбирает ли у других детей их игрушки, не обижает ли их и не позволяет ли обижать себя? Если до пяти лет ребенок так и не усвоил правил социального поведения, то надо посетить детского психолога и попросить его найти альтернативу детскому саду: центр развития, кружок, секцию.
Минусы детского сада
Некоторые мамы твердят: «Не хочу отдавать ребенка в детский сад, боюсь, что там ему не будет уделено достаточно внимания!». Отчасти это так, каждодневное посещение подобного учреждения сопряжено с рядом сложностей и многие видят в нем множество минусов. Мы приведем здесь несколько самых очевидных:
- Коллектив сверстников – не всегда лучшее окружение для маленького человека. Умение общаться, находить компромиссы и даже дружить вполне можно оттачивать дома с взрослыми, на детской площадке. К тому же ребенок может посещать различные детские занятия – кружки или секции. В саду же зачастую возможно некоторое давление со стороны воспитателей, требования «быть как все», наличие в коллективе лидеров. Если же малыш будет воспитываться дома, он избежит стресса, который непременно возникнет в новой обстановке, среди незнакомых детей и строгих воспитателей. Он многому научится, наблюдая и участвуя в текущих событиях своей семьи, вместо того чтобы заменять реальные ситуации игровыми.
- Даже самое прогрессивное дошкольное учреждение отрывает ребенка от семьи, учит не испытывать слишком глубокую привязанность к родителям. Сегодня многие мамы и папы не умеют общаться со своим ребенком и проводить время с семьей. Всему виной стойкое убеждение, что детей надо постоянно отвлекать, искать им развлечения. Любой ребенок сможет довольно продолжительный период играть самостоятельно, находясь около мамы. Иногда достаточно недолго поиграть с малышом, чтобы на следующие полчаса он нашел себе занятие, полностью удовлетворенный общением с мамой.
- Самостоятельность в условиях детского учреждения весьма условна. Воспитанники подчиняются строгим правилам, которые не дают им проявить себя. Для воспитателя главным достоинством каждого малыша является умение подчиняться и действовать в очерченных рамках. Мама же готовит свою дочь или сына к взрослой жизни, чутко реагируя на его достижения, с каждым разом давая ему все больше свободы.
ИНТЕРЕСНО: спортивные секции и развивающие кружки для детей от 3 лет
Что говорят специалисты?
Родители должны самостоятельно решить, нужен ли детский сад для их сына или дочери – так считает педагог и психолог Безингер Анна. Чтобы решение было взвешенным, желательно здраво оценить все преимущества и недостатки дошкольного учреждения
Тем, кто решил оформлять своего малыша в сад, важно подумать, как облегчить ребенку период адаптации к новым условиям. Прекрасно, если малыш умеет самостоятельно есть, пользоваться горшком, одеваться, может общаться со сверстниками (рекомендуем прочитать: как научить ребенка одеваться самостоятельно?)
Тем семьям, которые переживают развод, недавно переехали, пополнились новорожденным братиком или сестричкой, лучше повременить с детским садом. Ребенок в этот момент переживает период адаптации к новым условиям и садик станет еще одним фактором, который может вызвать стресс.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: адаптация к детскому саду: советы родителям
По мнению известного семейного психолога, писателя, члена Ассоциации семейного устройства «Семья для ребенка» – Людмилы Петрановской, желательно сразу определить для себя статус детского сада. Если воспринимать его всего лишь как место, где можно безбоязненно оставить ребенка, пока родители на работе, сад превращается в нужную, удобную и недорогую услугу. Если же предъявлять к этому учреждению завышенные требования и рассчитывать, что в нем ребенка качественно подготовят к школе и уделят массу внимания его развитию, можно получить негативный результат. Те родители, которым нужно освободить время для работы, в детском саду вполне могут оставить малыша, не беспокоясь о его безопасности и развлечениях. Мамы и папы, готовые быть со своим ребенком, общаться с ним, играть – без детского сада вполне могут обойтись.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как подготовить ребенка к детскому саду в 2-3 года?
Иной позиции придерживается психолог и психотерапевт, кандидат психологических наук Ирина Млодик. У каждого взрослого, который посещал сад в детстве, остались воспоминания о нем – у кого-то приятные, веселые, у кого-то – не очень, считает Ирина. Несмотря на такие противоположные мнения, детский сад – обязательно хороший – необходим ребенку, который достиг 3 лет.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как родителям приучить ребенка к детскому саду в 2 года?
Идеальный вариант – полностью абстрагироваться от впечатлений, которые детский сад оставил у родителей в их детстве
Следует также принимать во внимание склад личности ребенка, его увлечения и наклонности.
Стоит ли отдавать ребенка в садик в 2 года и даже раньше?
Если речь идет о детях до двух лет, то лучше воспитывать их дома. К тому же сейчас не так-то просто найти ДОУ, где есть группы для совсем маленьких детей, а если удастся найти – стоимость будет, скорее всего, довольно высока: проще нанять няню. Люди старшего поколения иногда вспоминают, как в СССР приносили в ясли грудных младенцев, и «ничего, выросли». Утверждение сомнительное, так как малышу в возрасте до двух лет очень важна мамина забота, тактильный и психологический контакт с мамой. Объяснить необходимость пребывания в яслях младенцу невозможно, он будет чувствовать себя покинутым. Высок риск психологических травм.
В 2 года некоторые дети уже проявляют самостоятельность, говорят, хорошо развиты. Таких малышей можно отдавать в ясельную группу, но крайне желательно – не «бросать в воду». Если есть возможность, адаптацию двухлетки к садику следует растянуть на длительный срок: начать с постепенной сепарации от мамы, приучать к взаимодействию с другими взрослыми и детьми, отводить в садик сначала на несколько часов.
Если двухлетний малыш очень раним, замкнут, плохо говорит и не идет на контакт с чужими людьми, садик лучше отложить. Но что делать, если маме надо работать? К сожалению, шансы на нормальную работу при таком раскладе невелики: из-за трудной адаптации ребенок, скорее всего, будет часто болеть. Придется раз за разом брать больничные, а работодатели этого не любят. Так что стоит серьезно взвесить все за и против, планируя отдать в садик двухлетку.
Оптимальный вариант – подождать годик и посвятить его подготовке к садику.
Если же вопрос присмотра не стоит, отдавать ребенка в сад в возрасте двух лет совершенно необязательно. Социализацию лучше проводить на детских площадках и в центрах раннего развития.
ДЕТСКИЙ САД № 67 — Ясельная группа
Положительные стороны : За высокий уровень подготовки, за профессиональный и индивидуальный подход, и за отличное педагогическое воспитание наших детей мы выражаем благодарность коллективу детского сада № 67 и в частности заведующей Карпухиной Людмиле Анатольевне, методисту Курохтиной Мае Артыковне, воспитателю Осиной Светлане Анатольевне, которая в своей работе использует самые разнообразные формы и методы занятий. Она формирует у детей доброжелательное отношение к природе, к животным и уважение к старшим. Большое спасибо воспитателю уч. логопеду Мискевичу Татьяне Анатольевне за терпение, доброжелательность, а главное — высокий профессионализм при работе с нашим особым ребенком. Вы научили нас
Рекомендуем прочесть: Материнский капитал за 3 ребенка пфр
Положительные стороны : Хочу написать про замечательных воспитателей и нянечку, которые работают с нашими детками. Спасибо Вам большое, Зоя Евгеньевна, Светлана Анатольевна и Людмила Владимировна, что Вы есть у нас, и нам так повезло попасть к вам в группу. Это большая радость, видеть как твой ребенок с улыбкой и радостью бежит в группу, видеть как рады его видеть воспитатели. Моя малышка с радостью бежит всех обнимать, а это может значить лишь одно, что в группе царит хорошая и добрая атмосфера, а это очень и очень здорово. Воспитатели всегда внимательны, всегда выходят к родителям,
Вынужденная мера
Сирень Бабаева, «АиФ-Тюмень»: В стране и, в частности, в Тюмени возрождают ясли. С осени в нескольких садах начнут принимать детей с 2 месяцев. Как вы относитесь к такой практике?
София Нигматуллина: Малышу в два месяца крайне необходимы материнские забота и эмоциональный контакт с мамой, которым некоторые не придают должного значения. Целование пяточек, угуканье, разговор с ребенком, ношение его на руках — это как раз то, что формирует эмпатию и доверие к миру в будущем.
Ребенок в яслях. Фото: pixabay.com
— А может ли ясельный период как-то сказаться в последующем на психике человека?
— На психике, скорее всего, нет. Могут быть такие последствия, как недоверчивость, мнительность, страхи. Когда приходят ко мне на консультацию, я в первую очередь прошу рассказать о первых годах жизни человека. И часто одной из причин в детско-родительских, семейных проблем, становится то, что в возрасте до года ребенок переживал разлуку с мамой. Конечно, он этого не помнит, но в подсознании те страхи и эмоции отложились.
Связь с мамой — самая сильная в жизни человека, и от нее зависит, как сложится будущее ребенка. В подтверждение тому есть множество примеров, в том числе достаточно печальных. Ученые исследовали жизнь преступников. Выяснилось, что большинство из них были детдомовские, либо же от них отказались родители. Но тут можно парировать: среди тех, кто вырос в детском доме, есть и вполне успешные люди. Да, но разница между двумя детдомовцами с диаметрально противоположной судьбой в том, что те, кто состоялись в жизни, попали в детский дом в более старшем возрасте, а первые год-два жили с мамой или бабушкой и получили необходимые тепло и заботу.
Статья по теме
Жизнь без иллюзий. Писатель — о «неправильной» культуре и замкнутости детей
Ясли, конечно, не Дом малютки, не Детский дом, от детей никто не отказывается. Но воспитательница, какой бы хорошей они ни была, — чужая тетя. Для нее уход за детьми – работа, и даже если она любит малышей, то физически может не успеть каждого из 15-20 обнять, прижать к себе, успокоить, когда он плачет.
— Чаще всего ясли — для мамы, которой нужно срочно выйти на работу, вынужденная мера. Как быть, если иного выхода нет?
— Я понимаю, что в наше время с такими финансовыми трудностями мамы не могут сидеть долго в декрете и вынуждены выйти на работу. Есть и женщины, которые по разным причинам остались одни, им не на кого положиться. Я не призываю во что бы то ни стало сидеть дома с ребенком, когда, возможно, не на что даже купить еду.
Мать с ребенком. Фото: АиФ/ Алексей Витвицкий
Если пришлось отдать ребенка в ясли, то на все 100% нужно восполнить свое отсутствие в течение дня вечером. Также тщательно выбирать воспитателя, посмотреть, какой он человек, ни раз, и ни два пообщаться до того, как отдать своего ребенка в чужие руки. А когда малыш будет в яслях, постоянно интересоваться: что он там делает, как ест, как спит. Дома нужно отслеживать эмоциональное состояние ребенка и здоровье. От стресса отлученные от мамы малыши часто начинают болеть, внезапно может подняться высокая температура. Так его организм пытается протестовать разлуке, потому что ему нужен постоянный контакт с мамой.
Статья по теме
Детский ад. Заклеивала ли ишимский воспитатель детям рты скотчем
— А удастся за вечер восстановить тот самый эмоциональный контакт?
— Честно? На мой взгляд, нет. Та львиная доля времени, которую он будет проводить без мамы, все равно даст свои плоды. Я часто встречала женщин, которые сильно сожалели даже о том, что в свое время оставляли ребенка с няней. Беспокойство, тревога, нарушения здоровья — все это последствия разлуки с самым близким человеком. Это необъяснимая связь. Мама, которая приходит уставшая с работы, вряд ли еще вечером сможет посвятить всю себя ребенку, ведь на ней еще хозяйство. Я не говорю об очень энергичных женщинах, которые успевают одновременно и работать, и торты печь, и с детьми заниматься. Таких, конечно, хватит на все, но это скорее исключение из правил.
Часть времени, которую малыш будет проводить без мамы, все равно даст свои плоды. Фото: pixabay.com
— Что лучше: няня или ясли?
— Если встанет выбор, я бы отдала предпочтение няне, потому что у нее это один ребенок и она посвящает себя только ему
Да, она не даст ту любовь и ласку, которую дает мама, но сможет уделить внимание, обнять, прижать к себе, взять на руки. Малыш хотя бы будет понимать, что взрослые не оставили его одного.
Статья по теме
Не запрещено. Почему присмотр детей на дому можно назвать детским садом?
Отдавать ли ребенка в сад в 3 года, раньше или позже?
Когда семья пришла к выводу, что детский сад — это подходящее место для времяпрепровождения их ребенка, встает вопрос, в каком возрасте лучше его туда отдать.
Здесь тоже не будет универсальной рекомендации. Ряд детских психологов и педагогов сходятся во мнении, что наилучший возраст для начала посещения детского сада — с трех до четырех лет. В этом возрасте ребенок уже хорошо понимает, что, если мама уходит, то она обязательно возвращается, с малышом легче договориться.
В этом возрасте уже присутствует сюжетно-ролевая игра, и ребенок нуждается во взаимодействии с другими детьми. Кроме того, в большинстве случаев дети в этом возрасте достаточно самостоятельны: сформированы навыки самообслуживания (ходят на горшок, сами одеваются), умеют кушать без помощи взрослых.
Однако некоторые специалисты считают, что лучше отдавать детей в детский сад либо до 2,5 лет, либо после 3,5, чтобы адаптация не наслоилась на кризис трех лет (кризис отрицания).
В любом случае, прежде чем отдавать ребенка в детский сад, необходимо оценивать уровень его готовности к этому.
-
Остается ли он с кем-то из других взрослых на достаточно продолжительное время (с бабушкой, тетей, няней и т.д. более, чем на 2–3 часа)?
-
Умеет ли он играть с другими детьми?
-
Умеет ли он самостоятельно кушать, ходить на горшок, засыпать без мамы (эти пункты не обязательны, но предпочтительны)?
Имея признаки готовности, ребенок способен быстрее и менее травматично адаптироваться к посещению детского сада или других мест, где ему предстоит расставаться с мамой.
Когда отдать ребенка в детский сад
Настоящий ресурс использует файлы «cookie» с целью сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий
В каком возрасте есть смысл отдавать ребенка в детский сад? Вопрос неоднозначный. Зачастую родителям сложно выбрать оптимальный момент для определения ребенка в детский сад. Кто-то считает, чем раньше, тем лучше, кто-то на работу спешит выйти, кто-то категорически против любых форм общественного образования, в том числе и посещения детского сада. Мнения разные. Специалисты в области дошкольного детства считают оптимальным возрастом определения ребенка в детский сад 3 года, так как до трех лет особенно бережно необходимо относиться к формированию физического и психического здоровья ребенка.
По мнению психологов, подробно исследовавших эту проблему (А. И. Захаров, А. Фромм), отдавать мальчика в детское учреждение лучше в 3,5 года. Следует отметить, что определяющим фактором в определении возраста поступления в детский сад является степень физиологической, эмоциональной и психологической готовности ребенка, степень сформированности адаптационных механизмов, позволяющих безболезненно приспосабливаться (адаптироваться) к новым условиям. Так, например, психологи убеждены, что для нормального психического развития ребенок до 3-х лет должен находиться в непосредственном тактильном контакте с родителями (поглаживания, объятия, поцелуи и т. д.) не менее 12 раз в день. В детском саду в условиях группы, в которой 10-15 малышей, педагог при всем желании не может обеспечить такие условия, тем более компенсировать материнские тепло и любовь. До 3-х лет у ребенка ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, поэтому среду для такой деятельности проще создать в домашних условиях.
К счастью, это учитывается и российским законодательством, установившим матерям срок ухода за ребенком до 3-х лет. Специалисты также советуют не отдавать малыша в детский сад сразу после рождения второго ребенка, иначе старший воспримет это как предательство, изгнание, может возникнуть ревность к новорожденному. Кроме того, для формирования у ребенка нормального иммунитета рекомендуется постепенно, начиная не ранее, чем с 2-х лет, расширять сферу социальных контактов ребенка с окружающим миром и людьми.
Несмотря на аргументы специалистов, практика показывает, что большинство родителей стремятся отдать в детский сад ребенка в 2 года. Не всегда это связано с материальными проблемами семьи и необходимостью мамы (очень редко – папы) выйти на работу. Как это ни покажется странным, часто здесь играют роль факторы психологической усталости мамы от «сидения дома в четырех стенах», ее желание выйти в люди, заняться чем-то другим, сменить обстановку. В связи с этим в Тюменской области стремительно создаются места, куда мамы могут приходить вместе со своими малышами – игровые комнаты, группы адаптации и ранней социализации в детских садах, группы выходного дня и другие. В этом случае у ребенка появляется возможность расширять свой личный опыт общения, играя с другими детьми, а у мамы — возможность разнообразить сферу общения, не отрываясь от ребенка.
Желание отдать ребенка в детский сад по достижении им 1,5 лет чаще всего возникает в неполных семьях, где ребенок воспитывается одним из родителей, а также в семьях, попавших в трудную жизненную ситуацию или испытывающих серьезные материальные трудности. В областной практике комплектования детских садов эти факторы обязательно учитываются, и такие семьи пользуются первоочередным правом получения места в детском саду. В настоящее время в Тюменской области в большинстве детских садов имеются группы для детей раннего возраста, куда родители могут привести 1,5-2-годовалого ребенка. Есть также и специализированные детские сады – ясли для детей до от 1,5 до 3 лет.
Каждая семья самостоятельно определяет жизненные приоритеты, в том числе и время поступления ребенка в детский сад
При этом важно помнить, что для ребенка в возрасте до 3 лет домашнее воспитание гораздо предпочтительнее, чем воспитание в детском саду, каким бы замечательным оно ни было
Материал подготовлен специалистами отдела дошкольного образования департамента образования и науки Тюменской области
Главный принцип подготовки к садику
Когда ваш сын или дочь отправится в детский сад – решать вам. Постарайтесь учесть его индивидуальные особенности – физические и психические, взвесьте аргументы «за» и «против». Возможно, есть смысл проконсультироваться с детским психологом.
В любом случае, постарайтесь определиться с возрастом, когда хотите отдать ребенка в садик, заранее. Это позволит предусмотреть временной буфер для подготовки к детсаду, провести грамотную сепарацию от родителей и адаптацию к новой, интересной жизни в детском коллективе.
Во сколько лет отдавать ребенка в садик?
Размеры групп в ясельных учреждениях
Каждых родителей будет волновать вопрос, сколько же детей набирается в ясельные группы. От количества детей зависит и качество образования, а также безопасность ребенка. В данном случае каждые ясли индивидуальны, ведь все зависит от города проживания, и от выбранных яслей.
Максимальное количество детей не должно превышать 25 человек, а минимальное количество может быть разным, от 12 до 15. Для того чтобы узнать, сколько человек будет в группе, в которую попадет ребенок, об этом нужно спросить сразу при зачислении малыша. Также будет не лишним познакомиться с воспитательницей и малышами, которые уже учатся в группе.
Как подготовить ребенка в сад?
Требовать невозможного от крохи не могут даже родители, что уж говорить о воспитателях. Но подготовить ребенка к садику все же стоит и не только для адаптации малыша, но и для вашего личного спокойствия.
«Научите его самостоятельно себя обслуживать. Постарайтесь выработать у ребенка режим: есть, гулять и спать по расписанию детского сада – это избавит вас от лишних переживаний, – советует Ирина Рева. – Кроме того, играйте с малышом в детский сад дома. Посадите вокруг игрушечных зверюшек и рассказывайте про то, что их родители ушли на работу, а тут их нянчите вы с малышом. Ходите на адаптационные занятия в детские сады. Сейчас это очень распространенная услуга, которая помогает привыкнуть ребенку к новой обстановке вместе с мамой и без нее». Идеальный вариант – оставлять ребенка в садике не на целый день, а всего на несколько часов. Так малыш поймет, что мама всегда за ним возвращается и расставание с ней будет проходить менее болезненно.
Педагоги также отмечают, что после подобных посещений ребенок часто сам становится не против проводить больше времени в компании новых друзей и как раз в этот момент его можно переводить на обычный садиковский режим. Если же даже эти меры вам не помогли, нет ничего страшного в том, что ребенок отказывается от детского сада, воспитывать его можно и дома, главное, обеспечить ему полноценное развитие и общение не только со взрослыми, но и со своими сверстниками.