Методы улучшения качества и скорости письма у детей
Решать проблему коррекции навыков письма следует пошагово. В зависимости от причины, необходимо выбрать наиболее грамотный подход их устранения.
Занятия для улучшения мелкой моторики
- Для начала, возьмите разноцветный пластилин. Пусть ребенок катает его в ладонях, разминает и отщипывает небольшие кусочки. В дальнейшем, можно освоить навык скатывания шарика между пальцами. Это несложное задание активизирует все мозговые центры, отвечающие за координацию жестов.
- Подготовьте на листе бумаги рисунок или узор из точек. Вашему ребенку необходимо последовательно их соединить.
- Рисование и заполнение штриховкой мелких геометрических фигур (кругов, треугольников, квадратов) подготовят пальчики к написанию маленьких букв.
Приобретение качественных принадлежностей для письма
В выборе канцелярии для малышей необходимо учитывать следующие позиции:
- качество;
- материал;
- форма;
- безопасность.
Опытные преподаватели советуют приобретать ребенку, начинающему писать, пластмассовую ручку с резиновой накладкой, либо трехгранный карандаш с грифелем средней жесткости.
Подготовка рабочего места
В соответствии с ключевыми правилами эргономики, столешница у стола для обучения должна быть с небольшим уклоном. Для качественной поддержки осанки, выбирайте стул с прямой спинкой. В целях наиболее качественного освещения, поместите лампу напротив рабочей руки ребенка.
Коррекция захвата ручки или карандаша
Для повышения качества и скорости письма под диктовку, следует обратить внимание на положение письменных принадлежностей в руке. Для облегчения задачи, можно надеть на карандаш специальную трехгранную насадку, позволяющую разместить все три рабочих пальца должным образом
Для облегчения задачи, можно надеть на карандаш специальную трехгранную насадку, позволяющую разместить все три рабочих пальца должным образом.
Основные причины низкой скорости письма у младших школьников
Неправильный захват пишущего средства
Приступая к обучению письму, родители должны научить ребёнка запоминать правильное расположение пальцев. Если необходимо, можно приобрести специальные трёхгранные насадки на ручку либо карандаши с тремя гранями, использование этих приспособлений поможет сформировать правильный захват.
Недостаточное развитие мелкой моторики
Очень часто формирование неправильного захвата является следствием плохо развитой в дошкольном возрасте мелкой моторики. Этот недостаток необходимо корректировать, проводя следующие занятия и процедуры: пальчиковую гимнастику, массаж ладошек, игры со шнуровками и т. д. Отличным способом развить мелкую моторику и эффективно подготовить руку к правильному письму являются задания на начертание различной сложности узоров, рисование по точкам, и другие графические задачи.
Эргономика рабочего места
Необходимо также следить за состоянием осанки школьника, ведь если ребёнок сутулится или держит спину с наклоном на одну из сторон больше чем на другую, то его мозг не получает нужного питания. А чрезмерный наклон головы в сторону плеча может способствовать неправильной работе отдельных сосудов, из-за чего могут возникнуть головные боли и проблемы со зрением. Все эти факторы оказывают непосредственное влияние на то, как быстро школьник освоит чистописание.
Что нужно, чтобы ребенок научился красиво писать
Конечно же, всячески ему помогать! Родительская помощь в этом случае очень важна, но вместе с тем и проста. Нужно лишь постараться соблюсти несколько элементарных условий.
Оборудование детского рабочего места. То есть стола, за которым ребенок будет постигать азы правописания и каллиграфии. Никаких лишних предметов на столе быть не должно: это отвлекает малыша. Стул и стол должны быть удобными. В чем заключается такое удобство – об этом уже говорилось выше. На столе обязательно должна быть настольная лампа, которую следует включать, когда не хватает естественного света. Если ребенок правша, то она должна находиться слева от него, а если левша, то справа. Очень большое значение для каллиграфии имеет ручка. Она не должна быть слишком толстой и, наоборот, слишком тонкой. То есть, ребенку должно быть удобно ею пользоваться. Кстати: с самого начала необходимо приучать малыша правильно держать ручку, иначе ни о какой каллиграфии не может быть и речи. Тетрадка также должна лежать на столе правильно – чуть правее середины груди малыша и располагаться слегка под наклоном.
Красивый почерк помогают также выработать специальные упражнения по развитию мелкой моторики. Их главное назначение – тренировка мышц руки и развитие кисти. Тренированная рука меньше устает и, соответственно, буквы и слова, ею написанные, получаются четче и красивее.
Немаловажное значение имеет также психологический настрой, с которым малыш приступает к написанию букв и слов. Он должен делать это с радостью и удовольствием, иначе занятие ему быстро наскучит и даже – вызовет отвращение
А потому родителям ни в коем случае не следует нервничать и торопить малыша, а также критиковать его и ругать за неправильно написанную букву. Лучше подсказать ему и показать, как та или иная буква пишется правильно.
Следует постоянно помнить, что для ребенка это – тяжелый физический и психологический труд. Чтобы вселить в малыша уверенность, его нужно чаще хвалить – даже за малейший успех.
Нужно ли ребенка учить писать в раннем возрасте
Конечно, если малыш умеет писать в возрасте 4-5 лет – это законный повод для родительской гордости. Тем более что многие современные малыши-дошкольники достаточно легко учатся этому делу
Но – может, лучше подождать, когда ребенок пойдет в школу? На этот счет единого мнения нет, но, тем не менее, есть несколько моментов, которые настораживают и потому должны приниматься во внимание
У малыша-дошкольника еще не окрепла как следует рука, и потому научить его писать правильно и красиво – дело весьма проблематичное. Скорее всего, ребенка потом придется переучивать, а это гораздо сложнее, чем просто учить. Допустим, малыш научился писать в 4 года. Это, конечно, прекрасно, но дальше-то – что? А дальше нужна постоянная практика, чтобы закрепить навыки и выработать правильную каллиграфию. Если этого не будет, малыш очень скоро разучится писать или будет писать как попало. Впоследствии навыки неправильного правописания закрепятся, и школьной учительнице придется, опять же, переучивать ребенка. И вообще – многие ли мамы и папы сами умеют писать красиво и понимают, как правильно учить ребенка каллиграфии? Увы, очень немногие. А учитель – он профессионал, и у него, без сомнения, получится лучше.
Так что, может, не стоит торопить события? Всему свое время. Впрочем, это только рекомендация, и решать, в конечном счете, родителям. И если они захотят научить своего сына или дочь красиво писать еще в раннем детстве, то, надеемся, в этом им помогут рекомендации, изложенные в данной статье.
Как быстро научить ребенка красиво писать: 4 шага к красивым буквам
Как быстро научить ребенка красиво писать – забота многих мам и пап. Особенно тех, кто непременно хочет, чтобы их дочь или сын научились писать еще до того, как они пойдут в первый класс. В настоящее время существует мнение, что вырабатывать каллиграфию у ребенка – дело лишнее. Дескать, современные дети мало пользуются шариковой ручкой, а все больше планшетом или ноутбуком, и скоро наступят времена, когда эти электронные устройства полностью заменят патриархальную авторучку и тетрадку.
Такие утверждения в высшей мере спорны. Умение красиво писать пригодится всегда. В жизни встречается немало ситуаций, когда ноутбука или планшета под рукой нет, а записная книжка и авторучка – вот они. К тому же, давно доказано, что четкий и красивый почерк, выработанный в детстве, во многом влияет на человеческий характер. Человек с красивым почерком зачастую увереннее в себе, целеустремленнее, у него обычно достаточно высокий уровень культуры, он спокоен и уравновешен, умеет четко выражать свои мысли, такому человеку принято доверять, а, значит, он легче добивается поставленной цели. Это может подтвердить любой грамотный эксперт-почерковед, да и житейская практика говорит о том же.
Лучшее в телеграм: посмотреть
Следовательно, умение писать красиво – это очень важно, и соответствующие навыки необходимо прививать ребенку с детства
Виды дисграфии
Что такое дисграфия? Это специфическое нарушение способности писать, которое не связано с интеллектуальными способностями человека и не является признаком умственной отсталости. Принято выделять три вида дисграфии — моторную, оптическую, акустическую.
Моторная
При моторной дисграфии человек испытывает трудности при выполнении акта движения, поэтому рука быстро устает.
Частые ошибки:
- замена букв на схожие по написанию;
- постоянные исправления;
- повторение элементов слов — слогов, букв, соединений;
- неровные и дрожащие линии;
- неверное написание букв, их пропуск.
Оптическая
В этом случае человек не способен разграничивать графемы, поэтому у него возникают трудности со зрительным формированием слов.
Частые ошибки:
- написание слов в обратном порядке (справа налево, встречается у левшей);
- пропуски отдельных элементов букв или добавление лишних;
- ошибочное написание: вместо «в» — «д», вместо «л» — «и» и т.д.
Акустическая
Данное расстройство письма связано с несовершенным фонематическим восприятием. При этом произношение звуков не страдает и остается в пределах нормы.
Частые ошибки:
- перестановка слогов;
- недописывание элементов слова;
- замена букв;
- неверное определение шипящих, парных и т.д.
Исправить почерк у детей с диграфией без помощи специалиста невозможно. После диагностики специалист-нейропсихолог выявит причину трудностей, составит коррекционную программу. Если потребуется, он порекомендует обратиться к сторонним специалистам для лечебного массажа или поддерживающей медикаментозной терапии.
Линии и строки
Не менее важное значение имеют линии и строки, характеризующие реакцию человека на различные внешние раздражители (окружающие события). Тут играет роль подсознание человека, так как линия для написания слова выбирается не на физическом уровне, а именно на подсознательном:
- Ровные строки соблюдает надежный человек, который всегда выполнит просьбу друга и не подведет в сложных ситуациях.
- Вычурно ровные строки указывают на слишком большое количество вопросов контроля знаний.
- Неровные линии наблюдаются у тех, кто лишен сильной внутренней стабильности.
- Направленная линия вверх говорит об оптимизме, а вниз указывает линия владельца пессимиста.
Определенные расстояния между строками и словами дают характеристику о поведении и мышлении личности.
Постоянно находящиеся в замешательстве люди больше любят между строчками делать интервал мелкий. Почерк, что говорит о человеке внимательном и принимающем осознанные решения — это большие интервалы между строками.
Объем психического и физического пространства показывают интервалы между словами:
- Одинаковые пробелы между словами имеет человек, способный адекватно воспринимать внешнюю картину и с уважением относиться к социальному неравенству.
- Расстояния разного размера говорят о непостоянной личности, которая общается только с понравившимися людьми, а остальных просто-напросто игнорирует.
- Узкие промежутки характеризуют замкнутого человека, подпускающего близко к себе окружающих. Такая личность не требует слишком много личного пространства, а предпочитает больше находиться рядом с другими людьми.
- Крупные расстояния между словами выявляют страх владельца перед контактированием с другими. Завязать знакомство с таким человеком будет очень трудно, но при приближении к нему он покажется довольно интересным собеседником.
Учимся писать левой рукой
Сегодня актуален еще один вопрос: как быстро научиться писать левой рукой? Ведь, выработав навык письма именно этой рукой, можно повысить уровень развития своей интуиции, творческих способностей, а также чувства юмора
И уж тем более важно знать, как быстро научиться писать левой рукой, если ты правша
- Начинаем с правильного расположения листа. Для меньшего напряжения рук его верхний левый угол необходимо приподнять над правым.
- Для левшей гораздо удобнее обхватывать ручку или карандаш повыше, поэтому их длина должна быть больше.
- На начальной стадии обучения лучше воспользоваться разлинованным листом, чтобы не беспокоиться по поводу прямизны строчек. Начать можно с выведения крупных печатных букв, после приступать к прописным буквам. Не обязательно планировать исключительно уроки чистописания, можно записывать телефонные номера, названия кинофильмов. Причем именно левой рукой.
- Рисование поможет полноценному развитию моторики этой руки, а также скорейшему обучению письму. Начинать нужно с проставления точек-контуров предполагаемого изображения, после они соединяются. Еще одна рекомендация для тех, кого заинтересовало, как научиться писать быстро,это синхронное рисование при помощи обеих рук. После него можно сделать плавный переход к рисованию левой рукой.
При появлении усталости или судорог лучше немедленно передохнуть. Регулярное проведение занятий позволит добиться результата в более короткие сроки. Выполнение упражнений не должно занимать много времени. Пусть это будет не длительная ежедневная процедура, чем периодическая и занимающая не один час.
Публикация «Советы для родителей „Как правильно и быстро научить ребенка читать и писать“» размещена в разделах
2. Используйте алфавитные игры: Игры с алфавитом могут весело познакомить Ребенка с буквами. Например, вы можете создать алфавитную рыбалку, где на каждой рыбке Написана буква, и Ребенок должен ловить рыбок с определенными буквами.
3. Используйте раскраски и письменные материалы: Предоставьте Ребенку доступ к различным материалам для рисования, таким как карандаши, краски, маркеры, мелки и бумага. Позвольте ему экспериментировать.
4. Учите буквы и звуки постепенно: Начните с основных букв и их звуков. Покажите Ребенку, как выглядят буквы и как они звучат. Затем помогите ему соединять звуки букв в слова. Используйте иллюстрации и картинки, чтобы помочь ему связать звуки с конкретными предметами.
5. Перед чтением проводите с ребёнком артикуляционную гимнастику (упражнения на разминку рта и языка).
Это сформирует более чёткое произношение.
6. Перед работой в прописях тренируйтесь Писать на мелованных дощечках или маркерной длске. Это поможет лучше изучить строение буквы и не бояться ошибиться.
Сначала используйте для письма слова, в которых произношение совпадает с Написанием.
7. Играйте в словесные игры: Игры, такие как «найди слово», «составь слова из букв» и «скажи слово на определенную букву», помогут развивать навыки чтения и письма. Эти игры также сделают процесс обучения более интересным и вовлекательным.
8
Поощряйте и поддерживайте: Важно поощрять Ребенка и поддерживать его усилия в изучении чтения и письма. Замечайте его достижения и хвалите
Будьте терпеливыми и дайте ему время на освоение навыков.
Помните, что каждый Ребенок развивается в своем темпе, поэтому важно создать поддерживающую и стимулирующую среду для чтения и письма. Консультация для родителей «Как хочется научить ребёнка читать!» (подготовительная группа) Привить ребёнку любовь к чтению сложно, вокруг компьютеры, планшеты и т
д, но это необходимо сделать, причём приучать ребёнка необходимо с раннего
Консультация для родителей «Как хочется научить ребёнка читать!» (подготовительная группа) Привить ребёнку любовь к чтению сложно, вокруг компьютеры, планшеты и т. д, но это необходимо сделать, причём приучать ребёнка необходимо с раннего.
Известные личности с плохим почерком
Графологи утверждают, что, анализируя почерк, можно рассказать о человеке больше, чем он сам о себе знает. Доказать это достаточно трудно. Особый интерес у специалистов вызывает почерк известных личностей. Более подробную информацию о них вы можете найти в нашей статье.
Автор «Превращения» — Франц Кафка — имел весьма неразборчивый и неаккуратный почерк. Специалисты утверждают, что это связано с его душевными переживаниями. Найдены его личные дневники, которые переполнены самоосуждением и неуверенностью в себе.
Еще одна известная личность, которая имела плохой почерк, — это Элвис Пресли. Он считается одним из самых противоречивых персонажей в музыке. Иногда он совершал неожиданные поступки. Однажды, приобретая в автосалоне более 10 лимузинов, он подарил один из них незнакомому человеку. Специалисты утверждают, что почерк Элвиса Пресли такой же непоследовательный, как и он сам.
Наполеон Бонапарт менял свой почерк на протяжении всей жизни. С каждым годом его письмо становилось запутаннее и неразборчивее. Для того чтобы расшифровать его записи, специалистам пришлось потрудиться.
Кривые буквы
Анализ почерка позволяет точно диагностировать психические нарушения.
Дрожащий неразборчивый почерк, волнистые или зигзагообразные буквы характерны для пациентов, страдающих алкоголизмом.
Дрожащий витиеватый почерк, наползание букв друг на друга, большие интервалы между словами, отсутствие конечных штрихов — приметы почерка людей с истерией.
Фонари (непомерно большие буквы на фоне обычных) говорят о частичном поражении (или воспалении) определённого участка мозга.
Растянутый почерк, ненужные завитки и украшения, незаконченность, противоположные наклоны — показатели психоастении (бессилие и слабость психики).
Искривлённый почерк с ненужными точками — показатель эпилепсии. Различный наклон в одном предложении или слове позволяет заподозрить шизофрению.
Нарцисс Обама и резкий Трамп. Графолог о почерке известных политиков Подробнее
Рекомендации для занятий письмом с ребенком
• Лучше заниматься по двадцать минут, но ежедневно, чем полтора часа раз в неделю, чтобы сформировать у ребенка привычку и не вызвать ненависть к письму. Если занятие идет 30-45 минут, обязательно делайте перерыв, во время которого можно поиграть в одну из игр, описанных в предыдущих разделах статьи.
• Если у ребенка высокая нагрузка в школе, можно совместить упражнения с выполнением домашних заданий. В противном случае вы перегрузите пишущую руку, что приведет к болевым ощущениям.
• Во время домашних упражнений лучше пользоваться не ручкой, а карандашом. Это облегчает ситуацию с психологической точки зрения, ведь ребенок будет знать, что ошибку всегда можно стереть.
• Чтобы ребенку было удобнее закреплять знания, можно приобрести наглядные материалы: таблицу, где указан алфавит со схемами написания каждой буквы
Направление и порядок письма на таком постере отмечены стрелками и нумерацией.
• Проверяя прописи ребенка, акцентируйте внимание на его успехах, а не на ошибках. Это вдохновит малыша на дальнейшую работу над почерком
Постарайтесь хвалить буквы максимально описательно, чтобы ребенок тоже замечал, что именно у него получилось.
Пример изображения с прописью в косую линейку
• Если вы проверяете работу ребенка письменно, возьмите за правило не перечеркивать ошибки красными чернилами, а отмечать удачные буквы зеленой ручкой. Это создает ситуацию успеха и придает уверенности. Иногда вы можете меняться с ребенком местами, предлагая ему побыть в роли учителя. Заполняя прописи, допустите несколько ошибок и посмотрите, отыщет ли их юный педагог.
• Когда вы видите, что ребенок совершает ошибку при написании буквы, озвучьте это сразу. Однако не забудьте, что в замечании важны мягкие интонации. Попросите вывести на бумаге неполучившийся элемент еще раз.
• Если ребенок устал и отказывается писать, разрешите ему переключиться на другой, но тоже полезный вид деятельности. Пусть он нарисует простой рисунок по клеткам в тетради или обведет какой-нибудь узор/силуэт в контурных раскрасках.
Подводя итоги, нужно сказать, что дети очень редко имеют плохой почерк только из-за лени или невнимательности. Чаще истина кроется в конкретной физической причине, которую можно устранить при правильном подходе.
При должной усидчивости первые результаты в работе над детским почерком в домашних условиях заметны уже через пару месяцев тренировок. Но помните, что многократное и насильственное переписывание одинакового текста редко дает положительные итоги. Дело в том, что за красивое письмо у человека отвечает не только твердая набитая рука, но и мозг с многочисленными нейронными связями. Будьте терпеливы к ребенку, оказывайте ему поддержку, и тогда всё обязательно получится.
Как улучшить почерк ребенка
Если вы проанализировали все вышеперечисленные проблемы и готовы улучшать качества письма ребёнка, то важно помнить, что ребёнку должно быть интересно писать. Поэтому занимать стоит в хорошем настроении и столько времени, сколько сейчас может заниматься ребёнок
Для начала можно тренировать с ребёнком отдельные элементы письма прописных букв. Вы можете использовать специальный тетради-прописи, а можете и придумать свои прописи.
Принято давать задание ребёнку написать целую строчку до конца, но на самом деле, первое время следует делать упор на качестве, а не на количестве прописанных элементов.
Для того, чтобы этот вид занятия не превратился в рутину и был интересным, попробуйте ввести игровой момент: предложите ребёнку рисовать элемент и придумывать, на что он похож.
От отдельных элементов письма переходите к слогам. И постепенно к буквам
Очень важно, чтобы весь процесс приносил ребёнку удовольствие: поддерживайте и мотивируйте ребёнка. В первое время не стоит делать акцент на том, что не получается
Лучше всего — отмечать победы.
С каждым следующим разом ребёнок будет писать всё быстрее и увереннее.
Но и отдельно над скоростью, конечно, можно поработать.
Придумайте свой собственный элемент, который похож на какую-нибудь букву и соединение и попробуйте прописать его вместе с ребёнком, не отрывая руки от бумаги. Неразрывно. Затем пусть ребёнок придумает свой элемент, и так по очереди вы можете писать элементы друг друга. Фантазии в этом упражнении нет предела, что позволяет сохранить игровой момент
Очень важно, чтобы ребёнок учился соединять буквы, не отрываясь от бумаги. После того, как ребёнок научился хорошо писать буквы, соединения и слова, можно предложить ему сдвинуть темп
Как? В игре.
Предложите ребёнку написать короткое предложение (или словосочетание) за 5 минут. Для начала возьмите то время, за которое ребёнок точно справится — так он захочет пойти дальше.
Потом, можно сократить время, а количество слов в предложении увеличивать. Хорошо, когда это предложение становится с каждым словом всё забавнее и забавнее, тогда ребёнку будет интересно дописывать его до конца.
То, что у ребёнка не получается сразу, всего лишь значит, что задание следует немного упростить, и дальше усложнять постепенно. Ребёнок не обязан научиться быстро, ведь каллиграфия — это очень сложно, а рука ребёнка ещё не натренирована на письмо.
Чего по почерку определить нельзя
Фото: ТАСС/YAY
Почерк может сказать о многом, но далеко не обо всем. Три основные вещи, которые почерк вряд ли отразит:
Пол. Определить, написан ли текст мужчиной или женщиной – нельзя. Однако в графологии существуют такие понятия, как гендерные мужской и женский типы почерка. Как отметил графолог Сергей Сергеев, женскому типу характерны округлость и дугообразность, мужскому – угловатость и аркаидность (форма перевернутой чаши). При этом как женщинам, так и мужчинам может быть свойственен противоположный их полу почерк. Это может говорить о преобладании в характере женщины мужского начала (прямолинейность, напористость, рационалистичность), а у мужчины – женского (эмоциональность, коммуникабельность, интуитивность).
Профессия. По почерку нельзя определить, кем конкретно работает человек, но можно выявить личностные качества, свойственные той или иной сфере деятельности. Например, открытость и общительность свойственны людям гуманитарных профессий, сдержанность и аналитический склад ума – людям технических специальностей. При этом и те, и другие качества могут быть успешно задействованными в обоих вариантах. Как правило, творческим людям свойственна беглость письма, а предприимчивым – преобладание острых форм
Однако здесь очень важно учитывать и другие характеристики почерка, иначе анализ будет поверхностным.
Поступки. Графологический анализ может лишь определить свойства и склонности человека к каким либо поступкам, но не сами действия
Почерк может говорить о склонности к агрессии, но никак не о способности убить или ограбить; о чувственности – но не о способности поцеловать первого встречного.
Мнение эксперта: почему ручное письмо полезно
Ручное письмо полностью активизирует разные отделы головного мозга: во время написания текста от руки происходит хорошее согласование левого и правого полушарий. В отличие от других способов передачи информации, именно ручное письмо способно развивать личность
Почему этому навыку очень важно обучить ребенка именно в детстве? Потому что почерк – это развитие, важное на раннем этапе формирования личности
Человек также может продолжить саморазвитие через почерк уже будучи взрослым. Когда мы пишем на бумаге, мы проживаем написанное не только аналитически, но и эмоционально. Когда мы печатаем, такого синергетического эффекта не наступает. Печатный текст способен быстро выветриваться из памяти, рукописи же становятся частью нас самих и остаются с нами надолго.
Поэтому творческие личности очень часто записывают какие-то вещи от руки, так им проще поймать вдохновение. Набивание текста на компьютере огрубляет наше эмоциональное состояние.
Лариса Дрыгваль
руководитель Центра изучения почерка Института графоанализа Инессы Гольдберг, графолог, кандидат психологических наук