Система мер по воспитанию, обучению и развитию детей с интеллектуальными нарушениями
Коррекционная система воспитания, обучения и развития детей с интеллектуальными нарушениями реализуется на основе двух ведущих принципов:
- Принцип вариативности. Он означает, что к каждому ребенку подбирается свой вариант воспитания и обучения, с выбором методов и средств, исходя из условий его проживания, семейного микроклимата, желания родителей, особенностей проявления нарушений интеллекта и иных сопутствующих заболеваний.
- Принцип системности. Он означает, что реализацией обучения, воспитания и развития, реабилитационные мероприятия проводят специальные коррекционные учреждения, в которых ребенок получает медицинский осмотр и лечение, консультацию психологов, психиатрическую помощь, обучается специальным педагогом по коррекционным программам, а также получает помощь иных специалистов, при необходимости.
Замечание 1
Система мер по воспитанию, обучению и развитию детей с нарушениями интеллекта имеет общеразвивающую и компенсирующую направленность с психолого-медико-педагогической поддержкой.
Системное воспитание и обучение требует такого подхода к каждому ребенку, при котором будет учтен характер его отклонений, степень их проявления, темп психического и интеллектуального развития ребенка. Такое воспитание, прежде всего, ориентировано на сглаживание отклонений и их возможную коррекцию, а также устранение причин их развития.
Системный подход необходим для поиска путей оптимального коррекционного воздействия и выбор направлений развития ребенка с нарушениями интеллекта. Системные мероприятия позволяют провести комплексную диагностику развития интеллектуальных отклонений, выявить их причины и разработать коррекционные способы борьбы с ними.
Любой возрастной этап развития ребенка оказывает определенное влияние на развитие его личности. На каждом возрастном этапе происходит формирование психических процессов личности, определяются направления его поведения и характер социального взаимодействия. В этой связи, на каждом возрастном этапе развития ребенка, особенно при наличии у него интеллектуальных отклонений, требуется создание оптимальных условий для развития его психики и развития разнородных направлений деятельности.
Системные меры развития ребенка требуют установления взаимодействия ребенка с иными людьми и социальной средой: семья, родители, сверстники, педагоги. После это определяется уровень интеллектуального развития ребенка, степень проявления первичного отклонения и наличие вторичных дефектов развития, выявляются трудности и проблемы в конкретных направлениях деятельности, вызванные нарушениями интеллекта и иными причинами и затем происходит выбор методов и форм коррекционной работы.
Программа коррекционной работы по воспитанию и обучению детей с интеллектуальными нарушениями реализуется по двум основным направлениям:
- Оказание помощи и поддержки родителям. Проводятся консультации и беседы с родителями, занятия, ориентированные на повышение их педагогической компетентности и передаче знаний по взаимодействию с ребенком, имеющим конкретные интеллектуальные отклонения. Необходимо выработать у родителей активную позицию в воспитании своего ребенка.
- Коррекционная работа с ребенком. Здесь требуется выбор оптимальных методов и средств коррекционного воздействия, с учетом возраста ребенка, динамики развития его интеллектуального развития и т.д.
Этапы реализации индивидуально-коррекционной работы с детьми
Работа по индивидуальной программе реализуется в несколько этапов:
- Развитие системы эмоционального взаимодействия с детьми. Необходимо установить с детьми контакт. Ребенок начинает выполнять задания педагога не сразу. Первоначально, ему нужно освоиться, понять, что педагогу можно доверять. Потом он начинает повторять действия в след за ним. И только потом пытается сделать ту же работу самостоятельно. Эмоциональная связь является основой успешного взаимодействия между педагогом и ребенком и залогом эффективной коррекционной работы.
- Развитие первоначального опыта игры. Здесь, также, требуется постепенное обучение. Сначала, ребенок совершает первые манипуляции с игрушками, потом осваивает выполнения каких-то сюжетных действий, подражая взрослым, перенося в игру события реальной жизни. Это активизирует его игровые навыки, активизирует работу фантазии и воображения.
- Понимание цветов, форм, величин. Ребенок знакомится с цветами и формами объектов. Как правило, для обучения используются игрушки. Детям демонстрируют описание их качеств, а затем они пробуют сами выделить существенные характеристики того или иного объекта. На этой стадии, происходит освоение навыков визуально-двигательной координации.
Замечание 1
Все этапы индивидуально-коррекционной работы имеют тесную связь. Необходимо создать условия для преемственности обучения на каждом этапе, чтобы достичь наибольшего коррекционного и развивающего эффекта.
Структура индивидуально-коррекционной работы с детьми
Индивидуальная программа обучения нацелена проектирование содержания коррекционной работы, направленной на общее развитие ребенка, активизацию его познавательной деятельности, сенсорно-перцептивную деятельность, с учетом актуального уровня развития ребенка.
Составление индивидуальной коррекционной программы реализуется с учетом особенностей психического развития ребенка, его познавательных возможностей и создания предпосылок для дальнейшего обучения.
Структура коррекционных занятий, входящих в индивидуальную программу включает три блока:
- Развитие психических функций организма. Этот блок предполагает использование специальных упражнений, ориентированных на развитие мыслительной деятельности, активизацию работы памяти, восприятия, внимания и воображения. Для этого, используются упражнения, помогающие в развитии кожно-кинестетического, акустического, визуального восприятия. Чтобы активизировать работу памяти, применяются упражнения, позволяющие запомнить и воспроизвести тот или иной материал. Например, повторение услышанных слов в правильной последовательности, запоминание названий цветов, форм объектов и т.д. Мыслительная работа активизируется за счет использования дидактических игр: выбор лишнего предмета, объединение одинаковых объектов по парам и др.
- Формирование пространственной ориентации и временных представлений. Здесь, используются упражнения на развитие знаний и своем теле и его устройстве, ориентировки в нем, определения своего местоположения в пространстве и пространственном положении и взаимодействии иных объектов. Для этого используются пространственные предлоги и наречия. Также, происходит развитие временных понятий, для чего используются упражнения с часами, определение времен года, смена дня и ночи, определение совершенного события: вчера, сегодня, завтра.
- Развитие мелкой моторики. Моторные функции организма способствуют речевому развитию и активизируют мыслительную работу. Применяется пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр, упражнения на счет с загибанием пальцев и др.
Любая коррекционная работа требует слаженности и комплексности действий. Необходимо повышать педагогическую компетентность родителей, знакомить их с коррекционной терапией, чтобы они столь же активно применяли коррекционный подход в своей воспитательной работе, обеспечивая единую направленность воспитания и развития ребенка.
Направления коррекционного обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями
Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения интеллекта ориентирована на создание благоприятной обстановки и условий для развития их эмоциональной стороны, социальных качеств и интеллекта, исходя из его потенциала, а также позитивных личностных свойств.
Коррекционное воспитание и обучение реализуется по следующим направлениям:
- Диагностическое. Это начальный этап работы с ребенком, требующим коррекционного подхода к обучению, воспитанию и развитию. На нем происходит выявление его отклонений, степень, динамика и темп их развития на основе применения медицинского, психологического, педагогического исследования ребенка и выявления путей его развития.
- Воспитательное. Здесь происходит ориентация работы на развитие у ребенка и его родителей автономии, навыков самостоятельной деятельности, формирование ориентиров поведения, развитие поведенческих реакций и нравственных принципов социального взаимодействия.
- Коррекционное. Проводятся мероприятия по коррекции отклонений. Они связаны с развитием у ребенка компенсаторных механизмов формирования его психических процессов и направлений деятельности, проведение профилактики вторичных нарушений и их устранение при наличии. Также, проводится обучение родителей коррекционной работе с ребенком.
- Образовательное. Здесь осуществляется обучение детей навыкам социального взаимодействия, передается опыт социальной деятельности, идет подготовка к обучению на дальнейших ступенях. Все эти мероприятия проводятся с учетом индивидуальных особенностей развития и потребностей коррекционного воздействия конкретного ребенка.