Фонематический слух

Признаки возможного нарушения слуха

Конец 1-го месяца

В ответ на неожиданный и громкий звук: нет реакции торможения общих двигательных или сосательных движений, не вздрагивает, не моргает.

Конец 2-го месяца

Не прислушивается к звону колокольчика (на расстоянии полутора метров).

Конец 3-го месяца

Не ищет глазами объект, который издает звуки, не поворачивает голову вправо, влево и к источнику звучания.
Не реагирует на музыкальные игрушки.

Конец 5-го месяца

Не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери.

Конец 6-го месяца

Не реагирует на шуршание бумаги, которая находится вне поля его зрения.

Конец 7-го месяца

Не поворачивается в сторону источника звука или говорящего человека.
Не улыбается, когда вы разговариваете с ним.

Конец 8-го месяца

Не прислушивается к разговору взрослых.
Не замирает, услышав новый звук.
Не проявляет интереса к музыке.
Не лепечет.

Конец 9-го месяца

Не реагирует на собственное имя.
Не понимает слово «нет», запрета.
Не играет с вами в «разговор».

Конец 10-го месяца и 11-й месяц

Лепет либо отсутствует, либо «монотонно» окрашен.
Не пользуется голосом, чтобы привлечь к себе внимание.

Конец 12-го месяца и старше

По просьбе взрослого не показывает на людей или знакомые предметы.
Не имитирует простые звуки и односложные слова.
Не реагирует на тихие звуки, издаваемые вне поля его зрения.
Не поворачивает голову к источнику звука (как тихого, так и громкого).
Не понимает простые обращения.
Не проявляет интереса к бытовым звукам, музыке.
Не пытается говорить.

Обязательно нужно обратиться к сурдологу, если:

  • У вашего малыша вы замечаете признаки нарушения слуха, описанные выше;
  • Из уха ребенка выделяется беловатая или желтоватая жидкость. В таких случаях малыш не всегда проявляет беспокойство или жалуется на неприятные или болезненные ощущения. Однако такие выделения могут указывать на воспаление среднего уха;
  • Ребенок хватается за уши, бьет по ним, трет их и плачет. Причиной такого состояния может быть инфекционное заболевание, которое требует незамедлительного лечения. Иначе это может привести к необратимым нарушениям в органе слуха;
  • Малыш затыкает уши и плачет, услышав чересчур громкий звук.

Профилактика

Рекомендовано начать применение профилактических действий еще до рождения малыша. Будущей маме нужно серьезно следить за своим состоянием здоровья, ограничить себя от времяпровождения в местах, где много людей, так как таким образом она подвергает себя риску заболеть.

Если Вы заметили, что у малыша проблемы со слухом, сразу же проконсультируйтесь с высококвалифицированным специалистом, ни в коем случае не прибегайте к самолечению, так как действия без присмотра врача могут только усугубить ситуацию. Не давайте ребенку медикаментозные средства без консультации отоларинголога, так как многие препараты наоборот могут только усилить развитие тугоухости.

Если у малыша наблюдается воспалительный процесс или инфекционное заболевание, важно вовремя начать лечение, так как потеря слуха часто выступает в роли осложнения в такой ситуации. Не до конца вылеченное заболевание – фактор, который влияет на формирование дефекта

Как видите, регулярная консультация с высококвалифицированным специалистом – ключевой момент в устранении риска того, что Ваш малыш будет страдать от нарушения слуха. Поэтому изначально подберите надежную клинику и компетентного врача.

Почему ребенок не понимает речь?

Малыши, с нарушением распознавания обращенной речи, своим поведением напоминают детей с диагностированными расстройствами аутистического спектра (РАС). Так как они не понимают обращенную речь, то получается, что они растут как бы в речевом вакууме. Речь у них не развивается вообще, ведь дети учатся говорить, подражая взрослым, а как это делать, если речевые звуки воспринимаются как общий шум.

Это серьезно сказывается на общем развитии ребенка. Страдают эмоциональная и коммуникативная стороны, умственное развитие, поведение. Такие дети обычно гиперактивны, у них часто меняется настроение, они не умеют контролировать эмоции. Все это происходит из-за того, что у них нет даже внутренней речи, хотя она присутствует, например, при моторной алалии.

Нарушение распознавания обращенной речи вызвано речевой слуховой агнозией и сенсорной алалией, обычно эти патологии взаимосвязаны.

Почему ребенок слышит, но не понимает речь?

У малышей до года сначала развивается способность воспринимать звуки, издаваемые предметами и животными, они называются неречевыми. Дети различают их громкость, ритм, тональность, мелодику, а также определяют их источник. За это отвечают височная кора правого полушария головного мозга. Так закладывается своеобразный фундамент для понимания речевых звуков, которые имеют конкретный смысл, не зависящий от интонации и источника

Поэтому очень важно, чтобы груднички слышали вокруг себя как можно больше разнообразных звуков. В результате у малыша появляются звукоподражания, предвестники речи

В 12-14 месяцев, когда начинают функционировать вторичные поля височной коры левого полушария, ребенок учится из общего шумового потока выделять речевые звуки. Он начинает подражать уже голосам, которые слышит от взрослых: это гласные, междометия, простые слова, имеющие конкретный предметный смысл: «мама», «баба», «папа». Этот этап называется созреванием речевого слухового гнозиса.

Далее, когда созревают третичные поля височной коры, то ребенок начинает различать оттенки значения слова, активно пополняет свой словарь, где слова уже связываются в ассоциативные ряды и не привязаны жестко к одному конкретному предмету, появляется многозначность. Таким образом, ребенок овладевает родным языком. Третичные поля височной коры есть только у человека.
Как видно, каждый этап формирования речевого слухового восприятия является основой для последующего, и если на одном из них произошел серьезный сбой, то нарушается весь механизм.

Диагностика показывает, что у таких детей слуховой сигнал просто не доходит до нужного отдела головного мозга. Иными словами, у них выявляется слабая нейросенсорная тугоухость, которую просто не выявили сразу.

Виды

Существует два вида нарушения слуха у детей – глухота и тугоухость. Под первым видом понимается частичная потеря слуха, а под вторым – полная. По классификации стойких нарушений слуха у детей, опираясь на критерий Неймана, нарушения делятся на три степени.

Первая – снижение слышимости до 50 дБ, вторая – до 70 дБ, третья – свыше 70 дБ. Первая степень выражается в том, что малыш не слышит на расстоянии более двух метров, но вблизи речь воспринимает нормально.

Вторая степень характерна тем, что ребенок не слышит на расстоянии более метра, а третья – тем, что звуки и разговор малыш слышит не разборчиво. Кроме того, существует классификация детей с нарушением слуха. К первой группе относятся малыши, которые воспринимают частоты до 250 Гц, ко второй – до 500Гц, к третьей – до 1000 Гц, к четвертой – до 2000 Гц.

Частые вопросы

Какие особенности обучения у детей с нарушением слуха?

Дети с нарушением слуха часто испытывают трудности в усвоении речи и языка, а также в развитии социальных навыков. Им необходима специальная поддержка и обучение, которое учитывает их особенности восприятия мира.

Какие методы обучения эффективны для детей с нарушением слуха?

Для детей с нарушением слуха эффективны методы обучения, основанные на визуальных и тактильных воздействиях, использовании знакового языка и специальных устройств, таких как слуховые аппараты или кохлейные импланты

Также важно создание специальной обучающей среды, которая учитывает их потребности

Врождённая глухота

К счастью, врождённая глухота встречается нечасто. Однако знать о причинах её возникновения будет полезно всем, кто планирует стать родителями. Речь идёт не о наследственных факторах, а именно о тех, повлиять на которые нам вполне под силу.

Причинами детской глухоты могут стать:

  • Употребление будущей мамой алкоголя и другие токсические факторы.
  • Вирусные заболевания: сифилис, герпес, краснуха, грипп, паротит, ветряная оспа, корь.
  • Некоторые лекарственные средства: канамицин, мономицин, стрептомицин, хинин и другие.

Особенно важно не допустить вредного влияния этих факторов в первые четыре месяца беременности, поскольку именно в этот период формируются органы слуха плода

Причины утраты слуха

Потеря слуха может быть результатом проблем любой части органа слуха. Для классификации потери слуха у детей, можно составить такой список:

  • Врожденный дефект.
  • Ушная инфекция.
  • Аутоиммунное заболевание.
  • Травма головы.
  • Болезнь.
  • Воздействие громких звуков.

Влияние громких звуков очень актуально в наше время, поскольку все большее количество людей слушает громкую музыку с использованием наушников-вкладышей в течении продолжительного времени. Эти слуховые устройства приближают источник звука очень близко к барабанной перепонке.

Однако окружающие звуки наушники заглушают не очень хорошо, из-за чего дети включают музыку громче, чтобы фоновое звучание не мешало им слушать. Современные электронные устройства (плейеры, смартфоны) имеют огромную память, способную вмещать очень много музыки и звуковой информации. Это побуждает детей слушать без перерыва, причем некоторые из них не снимают наушники даже во сне. Понятно, что профилактика нарушений слуха у детей связана с ограничениями в области продолжительного звукового воздействия.

Результаты звуковой атаки на слух печальны. Согласно статистике, более 12% детей и подростков в возрасте от 6 до 19 лет страдают хотя бы от одного вида нарушений слуха. Эти данные приводят печатные издания американской педиатрии. Конечно, музыка – не единственная причина, почему ребенок может страдать от потери слуха, но одна из самых серьезных.

Воздействие потери слуха у школьников, которые начали терять слух в подростковые годы, отличается от воздействия на детей, которые имели этот дефект с рождения. Ребята с врожденным нарушением слуха вращаются в кругу сверстников, которые имеют подобные проблемы. Поэтому им намного легче приспособиться к жизни в обществе. Детям, которые поздно потеряли слух, сделать это тяжелее, и они гораздо болезненнее переживают эту психологическую травму.

Интересным фактом является то, что у детей с врожденной потерей слуха лучшее чувство статического баланса и равновесия. Это значит, что они лучше чувствуют положение тела даже с закрытыми глазами. Причиной, влияющей на это, является хорошая обработка мозгом проприоцептивной информации.

Неправильное понимание

Неправильное понимание имеет две главные формы. К первой группе относится непонимание между нормально слышащим человеком и тугоухим или глухим человеком. Такое неправильное понимание может привести к неподходящим ответам, неспособности ответить вообще или к непониманию слов говорящего.

Подобные ситуации часто возникают, когда человек теряет слух, но ему трудно это признать. При этом он чрезмерно напрягается, чтобы общаться на прежнем уровне. Непонимание может привести к социально-напряженным ситуациям, среди которых:

Повышенное внимание ко рту говорящего, чтобы лучше разобрать слова.
Частое переспрашивание.
Нередко удивленный вид.
Постоянное звучание телевизора и радио на большой громкости.
Разговор слишком громкий или тихий.

Другая разновидность неправильного понимания появляется, когда слабослышащий человек имеет неправильные представления о своем состоянии. Это может привести к ссорам во время общения. Дети, которые приспосабливаются к потере слуха посредством слуховых аппаратов, языка знаков или чтения по губам, не учитывают ограниченных возможностей этих методов.

Это значит, что они могут считать, что слуховые аппараты могут скорректировать потерю слуха так же, как это делают очки, возвращая стопроцентное зрение, что не соответствует действительности. Таким образом, неправильное понимание может создать ложное мнение у человека, что он «снова нормально слышит», хотя это вовсе не так.

Кроме того, человек с нарушениями слуха может выработать ложное убеждение, что способен быстро задействовать все другие органы чувств, чтобы мастерски овладеть чтением по губам. В действительности, это умение требует очень долгой практики и способностей. У детей и подростков здесь преимущество, поскольку в этом возрасте зрение еще достаточно острое. Пожилые люди гораздо медленнее осваивают эту способность. Это же относится к знаковому языку глухонемых: его нужно долго осваивать.

А есть ли повод для сомнений?

Родители детей с подозрением на аутизм в подавляющем большинстве случаев догадываются, что их ребенок прекрасно слышит. Ведь они наблюдают за ним 24 часа в сутки и отдают себе отчет в том, что интересующий его звук чадо услышит далеко из другой комнаты (например, звуки любимого мультика, рекламу, движение ключа в замочной скважине – папа пришел с работы и т.д). Но врач же отправляет на обследование слуха! А если ребенок какие-то частоты не слышит и поэтому не говорит?

Часто у родителей и даже врачей бытует мнение, что для полного отсутствия речи достаточно даже небольшой степени тугоухости. Это не так. При I, II степени тугоухости вполне формируется речь – с небольшой задержкой, дефектами, обедненным словарным запасом, но все же. Даже при некоторых вариантах III степени может быть не все так фатально.

Нередко, мать и отец, наблюдая за своим ребенком, прочитав соответствующую литературу, находят явные признаки аутизма. Но до последнего гонят эти мысли и пытаются найти любое другое заболевание, зачастую полагая, что тугоухость – вполне приемлемый вариант, даже не догадываясь, что это почти всегда неизлечимо и придется использовать слуховые аппараты или кохлеарные импланты.

Ребенок с непростым поведением, требующий постоянного дополнительного контроля, все никак не говорящий заветных слов «мама» и «папа» погружает всю семью в глубокий стресс, что может негативно сказываться на психологическом статусе ее членов.

Проверять слух, при подозрении на тугоухость у детей с задержкой психо-речевого развития, признаках аутизма или аутистических расстройствах, конечно, необходимо. Но просто ли это?

Как общаться с глухими

Соблюдайте простые правила и будьте вежливы с глухими и слабослышащими. Перед тем, как начать разговор, назовите собеседника по имени. Это даст ему шанс сосредоточиться. Если человек не реагирует, скорее всего, он просто вас не услышал

В таком случае постарайтесь привлечь его внимание жестом или дотроньтесь до плеча

При разговоре смотрите в лицо вашему собеседнику и не заслоняйте свое лицо руками, не курите и не жуйте. Если есть возможность, встаньте так, чтобы вы были с ним на одном уровне (не смотрели снизу вверх или наоборот) и чтобы вас и ваше лицо было хорошо видно. Так глухому человеку будет комфортнее общаться и легче читать по вашим губам.

Говорите четко, медленно, но естественно; не стоит искусственно повышать голос или излишне артикулировать. Повышение голоса может искажать речь и осложнять ее понимание. 

Алла Маллабиу
сооснователь и генеральный директор АНО «Я тебя слышу», член Всемирного форума слуха

Вы когда-нибудь слышали, как кто-то говорит в сломанный микрофон? Звук может быть довольно громким и передаваться с большим количеством искажений. Здесь похожая ситуация. Как бы громко вы ни говорили, если у человека тяжелая степень потери слуха, он вас не поймет. Если вы просто будете громче говорить, это будет выглядеть и восприниматься так, будто вы кричите на человека.

Постарайтесь также не говорить слишком быстро и не использовать сложные и длинные предложения, делайте паузы между предложениями и фразами. Если вас несколько человек, говорите по очереди и не перебивайте друг друга. При этом будьте внимательны к собеседнику. Если вам кажется, что он в замешательстве, возможно, вас просто не поняли. Вы можете тактично спросить его, так ли это, или задать наводящие вопросы. Не меняйте тему резко. Если это произошло, объясните собеседнику, о чем вы сейчас разговариваете. Повторите ключевые моменты или фразы, прежде чем продолжать разговор. 

Обратите особое внимание на несколько моментов. Частая ошибка — если слабослышащий не понимает конкретных фраз или слов, раз за разом повторять одно и то же в надежде, что он расслышит

Намного более эффективно — попробовать сказать то же самое по-другому. А если вы сообщаете слабослышащему такую информацию, как время, место, номер телефона, попросите его повторить ее вслед за вами или напишите эти данные. Здесь нужно учесть, что многие цифры и названия звучат похоже, их сложно различить.

Учитывайте, что большинство людей с нарушениями слуха испытывают трудности с пониманием собеседника, если есть какой-то фоновый шум. По возможности в таких ситуациях постарайтесь минимизировать этот фактор. К тому же многие люди с нарушениями слуха имеют повышенную чувствительность к громким звукам. 

Влияние нарушений слуха на отношения

Нарушения слуха у детей и подростков существенно влияет на их способность общаться и приводит к серьезным психологическим травмам. Большинство людей, с которыми дети с утратой слуха привыкли общаться, не желают учить язык глухонемых. Поэтому такие отношения навсегда теряются. Даже в условиях, когда у детей с дефектами слуха складываются нормальные отношения со сверстниками, у которых схожие проблемы, они все же не способны создать нормальные отношения с хорошо слышащими людьми.

Недостаточному развитию воображения часто способствует авторитарность поведения родителей, особенно матерей. Такие родители часто вмешиваются, запрещают, поучают, мало разрешают, не входят в ситуацию. Этим они наносят серьезный удар по развитию многих качеств у своего ребенка, включая и способность к воображению. Такой ребенок привыкает действовать по указке, и нормальным детям с развитым воображением с ним неинтересно играть.

Особенности психического развития детей с расстройствами слуха

Главной особенностью психического развития детей, имеющих нарушения слуха, является то, что патологии слухового аппарата приводят к недостаточному развитию функций, которые тесно связанны с ним, а также замедлению развития функций, связанных с ним косвенно. Это приводит к торможению в психическом развитии ребенка.

Выделяют общие и специфические закономерности психического развития детей с нарушениями слуха. К общим относят:

  • Переход от одного этапа психического развития на другой обусловлен определенным преобразованием всех элементарных компонентов психики;
  • Неравномерность психического развития;
  • Качественные изменения в развитии ребенка;
  • Развитие высших психических функций.

К числу специфических закономерностей относят:

  • Способность к восприятию, переработке, хранению и воспроизведению информации значительно снижается;
  • Трудность словесного опосредствования;
  • Замедление процесса формирования понятий.

Следует отметить, что для детей с нарушениями слуха характерны такие же закономерности, что и для детей, имеющих психические отклонения. Это к примеру, наличие трудностей в процессе взаимодействия с внешней средой, а также определенные особенности развития личности и самосознания.

Как проводится обследование?

ВАЖНО! Необходимо, чтобы в момент проведения обследования малыш был спокоен. Лучше выбрать для этого один из промежутков бодрствования между кормлениями

Ребенка, который пока не умеет сидеть, кладут на пеленальный столик. Стол должен быть расположен таким образом, чтобы к нему можно было подойти справа и слева.

Ребенка старше 6 месяцев мама может посадить себе на колени.

Попросите кого-нибудь из близких помочь вам. В обследовании должны принимать участие 2 человека — наблюдатель и ассистент

Наблюдатель склоняется над ребенком и пытается привлечь внимание ребенка к яркой игрушке, передвигая ее вправо и влево. Задача наблюдателя в ходе обследования — увидеть реакцию ребенка на звук (замирание, прислушивание, активизация или торможение общих движений, расширение глазных щелей, поворот глаз или головы в сторону источника звука)

В тот момент, когда ребенок смотри прямо на игрушку или в лицо наблюдателя, ассистент сзади, на расстоянии 10 см от уха ребенка начинает трясти коробочкой.

При проведении обследования необходимо строго соблюдать следующие правила:

1) Чтобы получить достоверные данные о состоянии слуха ребенка, проводить обследование нужно от тихих звуков — к громким звукам. Звуковые сигналы должны идти в следующей последовательности: а) манка; б) гречка; в) горох. Если такая последовательность звуков нарушается, ребенок, «среагировавший» на громкий звук, тихий может просто не заметить.

2) Интервалы между сигналами должны быть не менее 30 сек. (Для того, чтобы угасла предыдущая реакция).

3) При подаче звуковых сигналов вы должны быть уверены в том, что ребенок не видит вашу руку со спрятанной в ней «шумовой» баночкой.

4) Процедура обследования проводится поочередно на каждое ухо.

Психологическое воздействие потери слуха

Говоря про психологические особенности детей с нарушением слуха, нужно учитывать, что утрата слышимости приводит к изменению во внешнем и внутреннем мире ребенка. Во внутреннем мире все начинается с потери возможности нормально общаться, поскольку мир людей во многом построен на звуковом общении. Нарушение слуха у детей производит эффект шока, который тем сильнее, чем позже это началось.

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха должна учитывать, что это очень сильно влияет на внутренний мир теряющего слух ребенка. Например, дети и подростки, которые недавно начали терять слух, на какое-то время оказываются неспособны выполнять привычные задания. Результаты этого могут быть плачевными, могут стать проблемой и источником психологических травм.

Неспособность понять окружающий мир идет рука в руку с потерей слуха. Люди вкладывают столько сил, основываясь на значениях, полученных посредством звуковой информации, что потеря доступа к этой информации выбрасывает ребенка из мира взаимопонимания. Результатом этого является растерянность, которая может проявляться не только в сфере чувств и ощущений, но и на физическом уровне.

Например, ребенку с потерей слуха нужно перейти улицу. Даже если он перед этим внимательно посмотрит по сторонам и удостоверится, что переходить безопасно, существует повышенная вероятность, что некоторых важных сигналов, служащих для предупреждения об опасности, он все-таки не заметит. Прежде всего, это касается автомобильного сигнала или шума машины. Поэтому если во время перехода улицы из-за поворота выскочит на полном ходу сигналящий Камаз, результатом упущенного слухового сигнала может стать травма или смерть.

Конечно, это крайний пример, но чисто теоретически, такое возможно, а пример наглядно демонстрирует, что потеря слуха у ребенка приводит к тому, что дети не получают важных сигналов из окружающей обстановки, необходимых для того, чтобы принять адекватное решение. Это влияет не только на неправильную внешнюю ориентировку в ситуации, но и приводит к изменению характера, потерявшего слух ребенка. Чем чаще будут повторяться ситуации, в которых он будет чувствовать себя растерянным или неуверенным, тем чаще он будет ощущать страх, тревогу, сомнения в себе и своих возможностях. Это может все больше углублять различные комплексы и привести к чувству изоляции.

В результате постоянных травмирующих психику событий, ребенок с потерей слуха может начать избегать различных ситуаций, которые могут принести ему неприятности. Для ребенка, потерявшего слух с рождения, это приводит к изоляции от детей с нормальным слухом. В результате нормально слышащие дети будут относиться к нему по-другому, чем друг к другу, и понятно, что не лучше, а хуже (в большинстве ситуаций).

Для детей, которые потеряли слух поздно, это может означать постепенное удаление от слышащих приятелей, с которыми они раньше общались. Это часто приводит к тому, что слабослышащие дети оставляют попытки понять окружающих, если под влиянием негативного опыта они предполагают, что во время урока или похода на природу они не будут понимать, что происходит.

Какая реакция ребенка говорит о том, что слух — в пределах физиологической нормы?

Ребенок от 0 до 6 месяцев — должен реагировать на звук манки и игрушки-пищалки.

Малыш старше 6 месяцев — должен реагировать на все предложенные звуковые стимулы.

Если ребенок не отреагировал на звучание манки и пищащей игрушки, попробуйте повторить процедуру обследования через некоторое время. Реакция ребенка на звук может иметь скрытый «задержанный» период (особенно если ваш ребенок — недоношенный, или соматически ослаблен). Снижение слуха можно заподозрить при повторном отрицательном результате. В этом случае, незамедлительно обратитесь в детскую поликлинику или специализированный центр к врачу — сурдологу (специалист по нарушениям слуха).

Внимательно прочитайте эту таблицу. Ваши наблюдения за поведением ребенка станут дополнительной ценной информацией для специалистов.

Как обследуется слух у таких детей?

В подавляющем большинстве случаев все очень непросто. У сурдолога есть два основных метода, чтобы дать заключение о состоянии слуха.

Первый – пороговая тональная аудиометрия. Это процедура, при которой на обследуемого надеваются наушники и он при помощи нажатия кнопки, поднятия руки или игрового действия показывает, что услышал подаваемый звук. Даже для детей с нормальным развитием до 3-5 летнего возраста это иногда сложно. А что говорить о детях с задержками? Очень часто они не доступны контакту, не выполняют никакие инструкции. Условно-рефлекторная аудиометрия в открытом поле не позволяет получить достоверную картину или вообще не выполнима у таких пациентов. Зачастую в кабинет насильно заносят отчаянно сопротивляющегося ребенка, который начал кричать еще в коридоре, даже не видя врача. Никакие игрушки, сладости чаще не приносят ожидаемого успокоения. Поэтому приходится переходить к следующим вариантам исследований.

Второй метод – регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП). Производится в состоянии естественного сна, заключается в регистрации активности нервных структур слухового анализатора в ответ на подаваемый звук. Возможно проведение под наркозом. При этом никаких снотворных, успокаивающих не применяется в нашей стране. Очень кропотливая, трудоемкая процедура, занимающая много времени. Попробуйте уложить ребенка спать в больнице, да не обычного, а находящегося в постоянном возбуждении! И чтобы он не проснулся от установки электродов и «наушников».

А бывают ли сочетания снижение слуха и аутизма?

В практике у детей встречаются сочетания тугоухости и психиатрических заболеваний. Но не часто, в моей работе — около 1-2 впервые выявленных в год. Поэтому сопротивляющийся обследованию ребенок, как правило, слышит нормально

Однако, всегда необходимо обследовать и получать достоверную информацию, важность этого неоспорима

Совсем недавно я встретил противоположный случай, когда неврологи и психиатры не направили к сурдологу ребенка с задержкой психо-речевого развития, а причина нарушений крылась в снижении слуха. Ребенок 6,5 лет, при первом знакомстве вел себя очень организовано, даже отвечал на вопросы, но разобрать ответы не удавалось. Спокойно подошел ко мне, дал осмотреть уши и произвести все необходимые тесты, помощь со стороны родителей не потребовалась. Выяснилось, что у ребенка двусторонняя сенсоневральная тугоухость III степени. Родители интенсивно занимались по поводу задержки психо-речевого развития с неврологами и психиатрами, потрачено масса денег и, главное, времени. Сомнения по поводу слуха у них были, но на некоторые звуки ребенок реагировал очень хорошо и до консультации сурдолога дошло только сейчас. Причину эпизодов «нормального» слуха нашли на аудиометрии – с одной стороны на 125 Гц пороги практически нормальные.

И в конце немного наблюдений из опыта, общая картина, не отрицающая исключений. Дети с нормальным развитием, несмотря на естественный страх перед больницей и доктором, в подавляющем большинстве случаев дают провести все необходимые процедуры без особых трудностей. Пациенты с тугоухостью чаще обладают очень хорошей способностью к контакту, они любознательны, им даже бывают интересны обследования. Конечно, я говорю здесь о детях старше 1,5-2 летнего возраста.

Ссылки по теме:

  • Аудиометрия
  • Что делать, если ребенок не прошел аудиологический скрининг?
  • Тимпанометрия
  • Регистрация КСВП
  • Регистрация ASSR
  • Почему слух у детей исследуют во сне?
  • Как сделать так, чтобы ребенок заснул для исследования слуха (КСВП)?
  • Что лучше: КСВП или аудиограмма?

Коррекция слуха

Медицинская наука на месте не стоит, и сегодня ребенка, который по каким-то причинам не имеет возможности слышать полноценно, никто не собирается обрекать на жизнь в тишине.

Говорить о восстановлении можно только в случае временной потери (после отита, например). Для этого применяют продувание слуховых труб, физиотерапию, некоторые медикаменты, улучшающие кровообращение во внутреннем ухе. Но если курс лечения оказывается безрезультатным, то проводят обследование степени потери слуха. И тогда родители получают рекомендации по реабилитации ребенка. Чем раньше она начнется, тем более благоприятно будет проходить.

Обнаружение у малыша сенсоневральной тухоухости – прямое показание к реабилитации, поскольку средств для эффективного и действенного лечения этой болезни, к сожалению, пока не существует.

Как общаться родителям с ребенком?

  • При разговоре используйте максимально простые фразы из 2-3 слов, например, «ешь кашу», «дай руку», «ложись спать».
  • При выполнении команды сначала параллельно демонстрируйте, что нужно сделать, чтобы ребенок связал ваши слова с конкретным действием или предметом. Когда он хорошо усвоит ее, откажитесь от подобных подсказок.
  • Проговаривайте все действия. Например, во время приема пищи приговаривайте «ешь кашу» и т. д. Пользуясь тем или иным предметом, назовите его несколько раз.

Крайне важно исключить лишние шумы из окружения малыша: телевизор, планшет, музыкальные игрушки. Введите дома режим тишины

Это пробудит у ребенка естественный интерес к окружающему миру и его звукам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: