Что такое просодика в логопедии

Основные единицы просодической стороны речи

Базовым элементом просодической стороны речи является синтагма, представляющая собой единый в интонационно-смысловом отношении речевой отрезок, включающий не более пяти слов. Ограниченность длины синтагмы связана с артикуляционными и акустическими особенностями речевого аппарата: именно такое количество слов человек в среднем может произнести на одном речевом выдохе. Как правило, в потоке речи синтагмы отделяются друг от друга паузами, в течение которых происходит речевой вдох. Течение речи, в котором происходит правильное чередование речевых вдохов и выдохов, считают плавным. Нарушения в чередовании вдоха / выдоха приводит к тому, что в речи появляются запинки, она теряет плавность, паузы в ней перестают быть мотивированы в смысловом отношении, а появляются, например, в середине или в начале синтагмы, что затрудняет её восприятие.

Важным аспектом просодии является ударение, которое в русском языке предполагает выделение силой голоса одного из слогов в слове. Помимо фонетического ударения, существует также и логическое ударение, которое связано со смысловой акцентировкой наиболее значимых компонентов фразы. Правильная расстановка логического ударения в зависимости от коммуникативной задачи обеспечивает адекватное понимание сказанного.

Просодическая сторона речи важна в коммуникативном плане, поскольку она не только передает информацию посредством ритмико-интонационной организации высказывания, но и способствует выражению речевой экспрессии. Для устного общения, в котором особо значима субъективная составляющая коммуникации, обмен информацией об эмоциональных состояниях коммуникантов чрезвычайно важен, так как он помогает правильно реагировать на речевое поведение собеседника. С помощью интонации можно передать широкий спектр эмоциональных состояний, формируя необходимый смысловой посыл высказывания.

Относясь к невербальным средствам устой коммуникации, просодические элементы выполняют ряд важных функций в общении:

  1. Способствуют структурированию высказывания, выделению в нем определенных компонентов, значимых в коммуникативном плане.
  2. Помогают усиливать те аспекты значения, которые содержатся в вербальной составляющей речи.
  3. Придают речи благозвучие, правильное звучание и плавность.
  4. Способствуют выражению различных целевых установок высказывания и эмоциональных аспектов сообщения.

Таким образом, просодика является важнейшей стороной устной коммуникации и характеризуется разными параметрами, образующими в совокупности с содержательной стороной речи единое высказывание.

Литература

1. Архипова
Е. Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии
//Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. — М., 1997.

. Аркина Е.
А. Дошкольный возраст. — М., 1972.

. Алмазова
Е.С. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи. —
М., 1973.

. Бадалян Л.
О. Детская неврология. — М.: ООО «МЕД-пресс», 1998.

. Бельтюков
В.И., Салахова А.Д. Закономерности овладения произношением слышащими детьми
//Дефектология. — 1976. — №5

. Бельтюков
В. И. Значение исследований овладения произношением в норме для
сурдопедагогической и логопедической практики //Дефектология. — 1977. — №3.

. Винарская
Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика
раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. — М.: Просвещение,
1987. — 159 с.

. Винарская
Е. Н. Современное состояние проблемы дизартрии // Хрестоматия по логопедии /Под
ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
1997. — Том 1. — С. 268-284.

. Выготский
Л. С. Мышление и речь: Психологические исследования. — М.: Лабиринт, 1966. —
416 с.

. Гуровец Г.
В., Маевская С. И. К генезису фонетико-фонематических расстройств //Обучение и
воспитание детей с нарушениями речи. — М., 1982.

. Гуровец Г.
В., Маевская С. И. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих
стертой формой дизартрии и ринофонией и методы коррекционного воздействия
//Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых /Под ред. В. И. Селиверстова
и С. Н. Шаховской. — М.: Изд-во Моск. гос. пед. ин-та, 1985. — С. 103-114.

. Данилова Л.
А. Методы коррекции речевого и психического развития детей с детским
церебральным параличом. — Л.: Медицина, 1987. — 96 с.

.Жинкин Н. И.
Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. — М., 1966.

. Жукова Н.
С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития
речи у дошкольников. — Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. — 320 с.

. Зееман М.
Расстройства речи у детей. — М., 1962.

. Карелина И.
Б. Дифференцированная диагностика стертых форм дизартрии и сложные дислалии
//Дефектология. — 1996. — №5. — С. 10-14.

. Карелина И.
Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств
//Дефектология. — 2000. — №1. — С. 24-26.

. Левина Р.
Е., Никашина Н. А., Спирова Л. Ф. и др. Общее недоразвитие речи //Основы теории
и практики логопедии /Под ред. Р. Е. Левиной. — М.: Просвещение, 1967. — С.
67-165.

. Лопатина Л.
В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. — СПб.: Союз, 2004.

. Лопатина Л.
В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными
дизартрическими расстройствами. — СПб., 2004.

. Лопатина Л.
В. Методика исследования экспрессивной речи детей дошкольного возраста,
страдающих стертой формой дизартрии //Изучение и коррекция речевых расстройств.
— Л., 1987.

. Лопатина Л.
В. Приемы логопедического обследования дошкольников со стертой формой дизартрии
и дифференциация их обучения // Дефектология. — 1986. — №2. — С. 64-70.

Формирование интонационной выразительности

Интонация − важная составляющая просодического компонента речи. Начинать работу нужно со знакомства с понятием интонации: ребенку объясняют, что с ее помощью можно передавать настроение персонажей, чтение становится интереснее. Чтобы ребенку было легче усвоить это понятие и проводить дифференциацию, используют картинки с изображением эмоций.

Каждую интонацию отрабатывают отдельно. Начинают работу с повествовательной, далее идут вопросительная и восклицательная. Ребенку объясняют, когда следует использовать определенную интонацию. Взрослый сначала сам читает фразу, затем проговаривает ее вместе с ребенком, который потом произносит ее самостоятельно.

Кроме работы с интонацией, логопед занимается постановкой логического ударения и расстановкой пауз. Для этого можно использовать схемы, чтобы было проще ориентироваться. Хорошо, если взрослый сможет на примере показать значение расстановки пауз и постановки логического ударения. Для отработки этих компонентов просодики подходят стихотворения. Постепенно упражнения можно усложнить, используя простой нерифмованный текст.

Этап автоматизации

Сначала взрослый дает образец, несколько занятий с ребенком отрабатывают умение расставлять паузы и логические ударения. Затем предлагают сделать это задание самостоятельно. Для отработки интонационной выразительности хорошо подходят небольшие театрализованные сценки или пальчиковый театр. Используя эти приемы логопеду проще закрепить навыки интонирования в связной речи.

Для отработки четкой дикции используют чистоговорки и скороговорки. Нужно следить за тем, чтобы все звуки проговаривались четко. В скороговорках, кроме отчетливого звукопроизношения, отрабатывается темп речи. Начинают их проговаривать медленно, постепенно ускоряя темп. При этом скороговорка должна быть понятной окружающим.

Автоматизация просодической стороны может проходить и во время сюжетно-ролевых игр. Для речевого дыхания и высоты голоса стоит петь песни. Этот этап лучше всего проводить на групповых занятиях. Так у детей формируется речевая активность, а навыки интонирования закрепляются быстрее.

Особенности диагностики

Чтобы оценить сформированность просодики логопед обращает особое внимание на следующие компоненты:

  • звукопроизношение;
  • слоговую структуру;
  • силу и длительность выдоха;
  • темп речи;
  • интонационное оформление.

Звукопроизношение влияет на состояние дикции, поэтому специалист обращает внимание на то, произношение какой группы звуков вызывает затруднение у ребенка. Во время проверки слоговой структуры смотрит на четкость произношения всех звуков в слове, особенно со стечением согласных

Чтобы проверить силу и длительность выдоха, специалист предлагает сыграть на духовом инструменте. Также он дает задание на пропевание гласных. Особенно логопед смотрит на состояние связной речи. Меняет ли человек интонацию или его речь монотонная; может ли управлять высотой и силой голоса.

Конечно, логопед проверяет и другие компоненты речи. Логопедическая диагностика должна быть комплексной, чтобы специалист смог определить этиологию нарушения и подобрать подходящие коррекционные упражнения.

Конспект логоритмического занятия В ГОСТИ К БАБУШКЕ

Цели

  • Активизировать словарь по теме «Домашние животные».
  • Закрепить артикуляцию и характеристику звука .
  • Развивать артикуляционную, мелкую моторику, координацию движений и речи.
  • Вырабатывать речевой выдох.
  • Развивать выразительность движений и речи.
  • Прививать любовь к животным.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети под веселую мелодию подскоками заходят в зал и встают в кружок

Логопед:

— Сегодня мы поедем в гости к бабушке. Вы радуетесь, когда едете в гости к бабушке?

Дети:

— Да!

Логопед:

— А когда люди радуются, они хлопают в ладоши. Давайте и мы похлопаем.

2. Развитие чувства ритма

Дети проговаривают текст, хлопают на каждое слово, последнее слово в строчке выделяют хлопком над головой

Дети:

— Лады, лады, ладушки,
Едем в гости к бабушке,
К нашей милой бабушке,
К бабушке Забавушке.
Едут к ней ребятушки,
Милые внучатушки.

3. Развитие речевого выдоха

Логопед:

— Нам надо торопиться, потому что поезд подает сигнал к отправлению и поет свою песенку.

Музыкальная распевка «туууууууууууууу»

Беседа по вопросам
— Какая песенка — длинная или короткая? Почему?
— Какой звук помогает ее тянуть?
— Какой это звук?

4. Артикуляция и характеристика звука

5. Развитие ритмичности движений

Логопед:

— Поезд набирает ход.

Дети поют и выполняют ритмичные движения под музыку по тексту.

Дети:

— Мы в вагончиках сидим,
Мы сидим, мы сидим!
И в окошечко глядим,
Весело глядим!
Едет, едет паровоз —
Сто колес, сто колес.
Ребятишек он повез,
Весело повез.

6. Координация движений и речи, развитие слухового внимания

Логопед:

— Послушайте музыку и угадайте, кто нас встречает вместе с бабушкой?

Дети:

— Петушок.

По желанию ребенок надевает маску петуха и рассказывает стихотворение, сопровождая речь движениями (ритмичные поднятия рук и ног).

Ребенок:

— Вот идет петушок,
Гордо поднял гребешок,
Красная бородка,
Гордая походка.

Логопед:

— Стоя спит, опустив голову, лошадка. Вот она открывает глаза и ржет: и-го-го.

Ребенок в маске изображает лошадку, сопровождая речь движениями, цокает языком и щелкает пальцами.

Ребенок:

— Я лошадка — серый бок,
Цок, цок, цок!
Я копытцем постучу,
Если хочешь, прокачу,
Цок, цок, цок, цок!

Логопед:

— Прокатимся на лошадке?

Дети под фонограмму ритмично цокают языком и щелкают пальцами.

Логопед:

— А гусь хочет похвастаться, у него в семействе прибавление. Покажите пальчиками, какие клювики у гусей?

Дети соединяют большие и указательные пальцы на руках обеих рук и ритмично проговаривают текст, открывая и закрывая «клювики».

Ребенок:

— Га-га-га — гогочет гусь,
Я семьей своей горжусь,
На гусят и на гусыню
Все гляжу не нагляжусь.

Логопед:

— Но больше всего нас ждала кошечка, потому что она любит, когда ее гладят.

Дети расслабленной рукой под стихотворный текст имитируют поглаживание кошки.

Дети:

— Кисонька, мурысенька,
Ест, пьет, песенки поет,
Мягкие лапки,
А в лапках царапки.

Логопед:

— Давайте попросим кошечку научить нас ходить так же мягко, как она.

Ребенок надевает маску кошки и имитирует ее движения.

Ребенок:

— Кошка очень хороша,
Ходит мягко, не спеша,
Сядет, умывается,
Лапкой вытирается.

7. Развитие мелкой моторики

Логопед:

— Давайте погладим кошку за ушками.

Дети под музыку ритмично каждым пальцем имитируют поглаживание

8. Развитие речевого выдоха

Логопед:

— Кошка увидела мышку. Покажите, как она прыгает.

Дети сжимают пальцы в кулачки, делают вдох носом. На выдохе выбрасывают руки вперед, произнося «мяу».

9. Подвижная игра КОШКИ И МЫШКИ

Дети выбирают кошку с помощью считалки: ребенок проговаривает считалку, показывая рукой на каждого ребенка.

Ребенок:

— Вот идет черный кот,
Притаился, мышку ждет.
Мышка, мышка, берегись
И коту не попадись.

Кошка выходит на охоту за мышами. Как только кошка засыпает, мышки выходят гулять

10. Итог. Ритмичное проговаривание с хлопками

Дети:

— Лады, лады, ладушки,
Где были? У бабушки.
До свиданья, бабушка,
Бабушка Забавушка.

Материал предоставлен журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, февраль, 2010 г.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: