Особенности развития личности и межличностных отношений детей с умственной отсталостью

Самостоятельная деятельность детей в доу, в том числе в ходе режимных моментов, организация по фгос, опыт развития, виды, методы руководства

Распознаем скачки правильно

Когда занчивается первый месяц жизни карапуза начинается первый этап. Это как скачок роста (организм новорожденного развивается очень быстро), так и скачок развития его органов чувств

Теперь кроха постепенно обращает внимание на то, что вокруг него что-то изменяется, что-то происходит. Но то, что у него развиваются органы чувств совершенно не означает, что растут и способности к обработке новых ощущений

А итог ожидаемый — ребенок напуган происходящим.

Используя свой инстинкт, он пытается найти защиту от всего происходящего у своей мамы, а поскольку он пока не может сказать об этом словами, то делает то, что умеет: он кричит.

Этот период отличается тем, что кроха спит намного хуже, особенно, если он один в своей кроватке. Спокойно и без слез ребенок может лежать, например, на животе у кого-то из родителей, даже если до этого он этого не признавал. Теперь ему все чаще нужна мамина грудь как утешение от невзгод. Своим видом и поведением новорожденный дает маме понять, что ему очень нужна она и наибольший комфорт.

Какие существуют у малышей?

Чтобы лишний раз не переживать, родители могут проследить, как развивается их малыш по таким параметрам:

  • когда кроха достигает 4-5 месяцев от роду, его вес должен увеличиться в два раза;
  • к первому году вес должен увеличиться в три раза;

  • в первые полгода нормальной прибавкой в весе каждый месяц считается 800 г;
  • во вторые полгода нормальной прибавкой в весе ежемесячно считается 400 г.

Еще находясь в мамином животике, малыш за каждые 7 дней подрастает примерно на 2,5 см (это в период с 4 по 6 месяц беременности). За первый год жизни скорость роста немного уменьшается (к своему первому дню рождения примерно четверть метра составляет скачок роста у грудничков. Календарь предоставляет и последующие цифры: к двум годам — на 8-12 см, к трем малыш подрастает только на 10 см, а потом норма — это прибавление в росте каждый год примерно на 4 сантиметра.

Интервью с М.Г. Дрезниной

— Расскажите, пожалуйста, как возникла идея создать методику арт-терапии.

М.Г. Дрезнина: — Я профессиональный художник. С самого детства училась в одной из лучших художественных школ СССР при Московском Государственном Академическом Художественном институте имени В. И. Сурикова, а потом и в самом институте. К тому же я сама из семьи художников, с детства вращалась в этой среде. А после окончания института я, как и многие в тот период, стала работать с детьми. Сначала это были государственные центры психолого-педагогической реабилитации и коррекционные школы, где я проработала более 15 лет. И там в какой-то момент, занимаясь с детьми с нарушениями речи, я стала придумывать для них специальные упражнения. Дети, с которыми приходилось работать, как правило, бывают очень замкнутые и с трудом идут на любое общение — это их главная проблема. У них прерван контакт с окружающим миром, потому что им тяжело говорить. Они поэтому получают меньше информации из окружающего мира, чем их сверстники. Вот для таких детей я и разработала целый цикл рисовальных упражнений на ритм, которые бы стимулировали и подталкивали детей к развитию речи, к общению. В этих заданиях педагог задает голосом ритм определенных фигур и цветов: звуковой ряд переходит в рисовальный ритм на листе бумаги, а затем уже, глядя на свой рисунок, ребенок сможет озвучивать и читать этот ритм для всех участников занятия.

Это практический путь, который все время требовал встречи с разными детьми и продолжает требовать от тебя решать все время новые задачи. Мне всегда помогала в этом моя фантазия, мои креативные способности, как художника, и, конечно, внимательность, интерес к личности ребенка. Желание работать рождалось именно так. Оно рождалось и подсказывало пути реализации, а я откликалась.

— Вы учите детей рисовать. Учат ли занятия с детьми Вас чему-либо?

М.Г. Дрезнина: — Эти занятия дают свободу, заставляют все время придумывать новые темы и задания для современных детей. Наша задача — не только сделать свободными наших детей, с которыми мы работаем. Очень важная проблема на сегодняшний день — труд педагога, который работает с трудными детьми. Здесь идет речь о так называемом эмоциональном выгорании этих педагогов. Поэтому сейчас, мне кажется, задача номер один — раскрыть творческий ресурс преподавателей

И это то, чему я уделяю внимание в последнее время, разработке таких программ и занятий

Педагогам, психологам, воспитателям я даю практические методы, задания, упражнения, куда они потом смогут добавить и свое творческое начало.

Что же это за скачки?

Исключительно все малыши переживают трудные периоды. Это происходит в 5, 8, 12, 19, 26, 27, 46, 55, 64 и 75 недель. Детки частенько капризничают, плачут, справиться с ними достаточно тяжело. Каждый скачок роста у грудничков, симптомы которого будут указаны ниже, приносит с собой все большую самостоятельность карапузу, и ему надо как-то к этому привыкать.

Но такие трудные жизненные периоды проходят так же внезапно, как и наступают. Родители могут, наконец-то, перевести дух, потому что малыш полностью занят только что освоенными навыками. Но это длится не так долго, как хочется, ведь на первом году жизни крохи таких скачков очень много.

Соотношение обучения и развития[править | править код]

Процесс обучения, с точки зрения Л.С. Выготского, понимается как коллективная деятельность, происходящая в сотрудничестве между взрослым и ребенком на позиции “равных”. Развитие внутренних индивидуальных свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество (в самом широком смысле) с другими людьми. Согласно позиции Л.С. Выготского, социальный мир и окружающие взрослые не противостоят ребенку и не перестраивают его природу, но являются органически необходимым условием его человеческого развития. Ребенок не может жить и развиваться вне общества, он изначально включен в общественные отношения, и чем младше ребенок, тем более социальным существом он является. Идея Выготского о значении зоны ближайшего развития в жизни ребенка позволила завершить спор о приоритетах обучения или развития: только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие, то есть обучение должно идти впереди развития и являться его источником. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития – это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на ещё не созревшие функции, на ЗБР, – это высший порог обучения; между этими порогами и находится оптимальный период обучения. ЗБР даёт представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития ребенка и на этой основе позволяет дать обоснованный прогноз и практические психолого-педагогические рекомендации об оптимальных сроках обучения как для множества детей, так и для каждого отдельного ребёнка. Определение актуального и потенциального уровней развития, а также ЗБР составляет то, что Л.С. Выготский называл нормативной возрастной диагностикой, в отличие от симптоматической диагностики, опирающейся лишь на внешние признаки развития. В этом аспекте зона ближайшего развития может быть использована как показатель индивидуальных различий детей. В отечественной психологии утверждается точка зрения, сформулированная Л.С. Выготским и разделяемая все большим количеством исследователей. Согласно этой точке зрения, обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка. Ученый считал, что ЗБР определяет психические функции, находящиеся в процессе созревания. Она связана с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребёнка. Зона ближайшего развития – следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта .

Что из теории Л.С. Выготского пригодится при занятиях с детьми?

На каждом занятии нужно задействовать обе зоны развития. Если ребенок ходит в садик, поинтересуйтесь их программой, узнайте, что дети изучали сегодня и в предыдущие дни. На основе этих навыков можно строить свои занятия. В начале урока лучше немного повторить уже усвоенный материал.

Вы хотите научить ребенка группировать понятия по принципу «живое-неживое». Воспитательница вчера рассказывала им про моря. Сначала побеседуйте – путь малыш расскажет, что он узнал, а потом спросите, куда отнести рыб, воду, медуз, камни. Попросите ребенка нарисовать или вылепить морскую картинку, на занятиях физкультурой предложите ему упражнения, имитирующие плавание или движения водных обитателей. Таким способом ребенок получит не разрозненную информацию, а единую картину окружающего мира.

К занятиям с детьми нужно готовиться заранее и на каждый урок иметь в запасе немного больше запланированного материала. Не подгоняйте ребенка, если он никак не может справиться с каким-нибудь заданием. Иногда усвоение идет скачками: сначала долгое непонимание, потом резкий прорыв – обучение должно идти в соответствующем ритме. На этот случай и нужен запасной материал. Несколько занятий мама не могла объяснить сыну, как из 2 треугольников составить квадрат, и вдруг у него все получилось. Малыш в восторге, он хочет сделать еще что-нибудь, а под рукой нет ни фигурок, ни идей. А надо было достать 2 полукруга и показать, как из полумесяцев получается луна, а потом перейти к разделению одной фигуры на несколько других.

По теории Л.С. Выготского, педагог должен заложить в голову ученика необходимую информацию, рассказать весь новый материал или показать решение задачи. Вам не обязательно все делать самим. Работайте вместе с ребенком, рассуждайте, наталкивайте его мысль на нужный путь. Если ваш ученик сам сделает заключительный вывод, его радости не будет предела. Для детей дошкольного возраста очень важна похвала родителей – не забудьте показать, как вы рады успехам сына или дочери.

Что же это за скачки?

Исключительно все малыши переживают трудные периоды. Это происходит в 5, 8, 12, 19, 26, 27, 46, 55, 64 и 75 недель. Детки частенько капризничают, плачут, справиться с ними достаточно тяжело. Каждый скачок роста у грудничков, симптомы которого будут указаны ниже, приносит с собой все большую самостоятельность карапузу, и ему надо как-то к этому привыкать.

Но такие трудные жизненные периоды проходят так же внезапно, как и наступают. Родители могут, наконец-то, перевести дух, потому что малыш полностью занят только что освоенными навыками. Но это длится не так долго, как хочется, ведь на первом году жизни крохи таких скачков очень много.

Моя цель – дать ребенку возможность развиваться, расти, чтобы совершенствовалась не только рука, но и мысли. Тогда многие страхи проходят сами по себе.

Я стараюсь работать с позитивом. С помощью рисования можно решить проблемы поведения и взаимодействия детей друг с другом. Это особенно актуально в наше время, когда существует много социальных проблем в нашем обществе.

Например, если у ребенка нет крутого телефона, то ему все остальные могут объявить бойкот. Просто потому, что нет телефона. Педагог обязан это остановить, найти средство против этого.

У меня есть несколько проектов: «Навстречу друг другу», «Земля, на которой мы живем», где мы совместно с детьми и родителями создаем большое панно. Я обыгрываю ситуацию таким образом, что ребенок, на которого ребята косо смотрят, на программе становится лидером, номером один. Ребята видят, что у него получается очень интересно, что он совершает творческое открытие, и тогда они начинают его ценить за это, а совсем не за телефоны и другие атрибуты времени.

— Расскажите, пожалуйста, про ваши социальные проекты.

М.Г. Дрезнина: — Расскажу вам про программу «Мир в твоем окне». Она реализуется в московской школе, в которой обучается много детей эмигрантов. Этот проект предполагает участие детей и родителей. Они «строят» свой многоэтажный дом. Смысл в том, что каждый ребенок должен нарисовать рисунок – окно, а в нем, например, солнце, цветок, будущее и так далее. В конце я прошу детей выбрать свой мир в этом доме, где бы они хотели жить. И что интересно, дети эмигрантов выбирают школу, то есть школа становится их домом. При этом, многие дети не хотят быть на одном этаже с родителями.

На одно из таких занятий чуть не опоздала мама одной девочки, участницы программы. К слову сказать, некоторые родители вообще не приходят на такие совместные программы. Так вот, прибегает эта мама, садится и «создает» свой мир в окне. Затем мы обсуждаем общую картину, я спрашиваю у детей: «В какое окно вам бы хотелось попасть?», — и многие дети показывают на окно этой мамы. А мама нарисовала сад своей бабушки, где она росла. Вы только подумайте, а если бы она не пришла…

Знаете, как дети на этих занятиях гордятся своими родителями, открывая в них что-то новое. Социально-художественные акции и проводятся для того, чтобы дети и взрослые взаимодействовали друг с другом, обменивались идеями, а не сидели по струночке смирно, как на родительском собрании.

С Марией Григорьевной Дрезниной беседовала Даниленко Мария.

Возможные причины нарушения нормы

Стандартная норма может быть нарушена из-за каких-то изменений в развитии малыша, например, рахита, анемии, заболеваний ЦНС, эндокринной системы… Если кроха находится на грудном вскармливании, что мама должна убедиться в том, что молока ребенку хватает. Если нет, то может понадобиться докорм смесью.

Показатели развития малышей до года — рост, вес, объем головы и обхват грудной клетки записываются в детскую карту. Они сверяются с общепринятой нормой показателей, что позволит доктору вовремя обнаружить возможное отклонение. Есть много факторов, влияющих на то, как изменяется вес и рост малыша (специалист должен обязательно их учитывать).

1. Пол ребенка. Девочки обычно поправляются и растут медленнее, чем мальчики (примерно на пару сантиметров в росте и на полкилограмма в весе).

2. Наследственность (если родители были большими, то неудивительно, что их параметры повторит и малыш).

3. Необходимо учитывать рост и вес при рождении крохи.

4. Состояние здоровья малыша — прорезывание зубиков, переживания, инфекции…

5. Тип вскармливания (искусственники набирают вес быстрее).

6. Врожденные нарушения в работе внутренних органов.

Все это должно учитываться при составлении общей картины здоровья ребенка.

Надо сначала открыть себя, понять, что ты творческий человек, что таким образом улучшается твое состояние, и только тогда ты можешь что-то передать другому.

— Важно ли ребенка хвалить и как правильно это делать? Любой ли рисунок достоин похвалы?

М.Г. Дрезнина: — В арт-терапии главное не результат, а то, что ребенок творит, занимается деятельностью, развивается, взаимодействует с другими людьми. Например, аутичные дети могут просто сидеть и молчать, для них уже достижение, когда они ЗАХОТЕЛИ взять карандаш и что-то сделать.

Если педагог хочет достигнуть цели, то, безусловно, ребенка нужно поощрять: хвалить, давать понять, что рисунок выполнен удачно. В Пушкинском музее я работаю с детишками из приюта «Красносельский». Мы стараемся с помощью искусства поднять самооценку детей, и моя программа «Путешествие во времени в пространстве музея» как раз предназначена для того, чтобы педагоги могли привлекать искусство как средство коррекции в работе с трудными детьми.

— Какие-то рисунки особенно запомнились?

М.Г. Дрезнина: — Я хорошо запоминаю детей, их рисунки, различные ситуации, происходящие на занятиях в залах музея и в творческой мастерской.

Ощущения малыша во время скачков развития

Итак, мы разобрались, что все новые умения и навыки приносит каждый скачок роста у грудничков. Календарь и симптомы происходящего в этот период поможет молодым и неопытным мамам узнать, на какой возраст их чада придутся первые трудные фазы. Ведь все детки переживают их в одно и то же время (с незначительными поправками). Таких фаз можно выделить восемь. И они появляются в первые четырнадцать месяцев с момента рождения малыша.

Главное, на что должна обратить внимание мама, — это увеличивающийся аппетит малыша. Поведение его становится требовательным и капризным

Рассмотрим скачки роста у грудничков по неделям.

Первый кризис начинается примерно с 4-ой недели (об этом упоминалось выше). Малыш учится чувствовать много нового, но не может пока объяснить свои ощущения.

Второй скачок происходит в начале 8-ой недели. Малыш видит, слышит, различает вкус, нюхает. И снова вся эта новизна его пугает. Так же, как и прежде, ему очень нужна мама.

Третий скачок (12-я неделя) — плавные переходы. Теперь кроха учится владеть своим телом и окружающими его предметами. Он может ощущать свои движения, может взять игрушку и переложить ее в другое место.

Четвертый скачок (19-я неделя первого года жизни) дает возможность малышу осознать окружающий мир. Теперь карапуз знает, что он может не просто протянуть ручку к любимой игрушке, а и взять ее, повертеть, попробовать на вкус.

Пятый скачок (начало 26-ой недели) дает возможность крошке понять взаимосвязь предметов вокруг него. Он осознает, что такое дистанция. В этот период малыш может как успокоиться в объятиях мамы, так и переключиться на какую-то книжечку или игрушку.

Шестой скачок происходит на 37-ой неделе. Это мир категорий. Малыш понимает, что все предметы между собой отличны. Начинается быстрое развитие речевых способностей крохи.

Седьмой скачок «догоняет» малыша на 46-ой неделе. Это мир последовательностей. Карапузик впервые в жизни начинает что-то собирать, что-то конструировать.

Восьмой скачок происходит на 55-й неделе (у некоторых малышей может начинаться на 51-ой). Это мир программ. Кроха уже прекрасно понимает, кто его родители-бабушки-тетушки, а кто — незнакомец (доктор или сосед, например). Он умеет производить несложные действия, по сравнению с первым скачком, малыш уже почти самостоятельный. Но ему все так же необходима мама.

Ведь почему каждый ребенок – художник? Потому что это кому-то надо.

Помимо занятий с «проблемными» детишками, я веду в музее еще несколько групп изостудии, это для обычных ребят. В начале сентября мы устраиваем прием детей, которым исполнилось 5 лет. Дети должны прийти со своими рисунками.

— Как вы воспринимаете преобладание темных красок в рисунке ребенка? Родители, как правило, начинают тревожиться и сразу обращаются к психологу. Всегда ли это тревожный сигнал родителям?

М.Г. Дрезнина: — Мне кажется, что это уже устаревшее представление. Как же мы сможем обойтись в рисунках без темных цветов: без темно-синего ночного неба, без цвета темно-фиолетового ириса и других необыкновенных темных цветов, получаемых с помощью черной краски.

У меня есть специальное задание на составление темных цветов на палитре. После того, как дети выполняют это задание, миф о черном цвете «рассыпается». Предвзятое отношение к черному цвету бывает порой из-за неразвитости ребенка: когда он не знает про другие цвета, оттенки.

Задание заключается в знакомстве детей с темными цветами и оттенками. Мы складываем бумагу, как гармошку, и раскрашиваем ее различными оттенками темных цветов: темно-синим, темно-зеленым, темно-желтым, темно-фиолетовым и так далее. Последнюю полоску гармошки дети красят в черный цвет и по сравнению с ним все темные оттенки кажутся теперь светлыми. В конце детям предлагается рассказать о том, какие цвета им понравились, какие ощущения вызывают эти темные цвета у каждого из них.

Соприкасаясь с цветом, с красками, дети открывают в себе огромный творческий потенциал, который дает ребенку толчок к развитию. Дети изучают различные техники и приемы живописи. Они своими руками создают на палитре новые цвета и оттенки и начинают их видеть в окружающей жизни. Кругозор детей расширяется, их начинает интересовать все, что вокруг него.

Возможные причины нарушения нормы

Стандартная норма может быть нарушена из-за каких-то изменений в развитии малыша, например, рахита, анемии, заболеваний ЦНС, эндокринной системы… Если кроха находится на грудном вскармливании, что мама должна убедиться в том, что молока ребенку хватает. Если нет, то может понадобиться докорм смесью.

Показатели развития малышей до года — рост, вес, объем головы и обхват грудной клетки записываются в детскую карту. Они сверяются с общепринятой нормой показателей, что позволит доктору вовремя обнаружить возможное отклонение. Есть много факторов, влияющих на то, как изменяется вес и рост малыша (специалист должен обязательно их учитывать).

1. Пол ребенка. Девочки обычно поправляются и растут медленнее, чем мальчики (примерно на пару сантиметров в росте и на полкилограмма в весе).

2. Наследственность (если родители были большими, то неудивительно, что их параметры повторит и малыш).

3. Необходимо учитывать рост и вес при рождении крохи.

4. Состояние здоровья малыша — прорезывание зубиков, переживания, инфекции…

5. Тип вскармливания (искусственники набирают вес быстрее).

6. Врожденные нарушения в работе внутренних органов.

Все это должно учитываться при составлении общей картины здоровья ребенка.

Какие существуют у малышей?

Чтобы лишний раз не переживать, родители могут проследить, как развивается их малыш по таким параметрам:

  • когда кроха достигает 4-5 месяцев от роду, его вес должен увеличиться в два раза;
  • к первому году вес должен увеличиться в три раза;

  • в первые полгода нормальной прибавкой в весе каждый месяц считается 800 г;
  • во вторые полгода нормальной прибавкой в весе ежемесячно считается 400 г.

Еще находясь в мамином животике, малыш за каждые 7 дней подрастает примерно на 2,5 см (это в период с 4 по 6 месяц беременности). За первый год жизни скорость роста немного уменьшается (к своему первому дню рождения примерно четверть метра составляет скачок роста у грудничков. Календарь предоставляет и последующие цифры: к двум годам — на 8-12 см, к трем малыш подрастает только на 10 см, а потом норма — это прибавление в росте каждый год примерно на 4 сантиметра.

Скачок или проверка?

Что собой представляют скачки роста у грудничков и как вести себя маме в это время, мы уже разобрались. Остается сделать некоторые важные акценты. Временные рамки скачков могут немного меняться. Это зависит от того, что каждый малыш индивидуален и развитие его происходит по-своему. Как правило, каждый скачок длится два-три дня. В редких случаях затягивается на целую неделю. Поэтому родительское терпение будет весьма кстати.

Эти периоды могут одномоментно разрушить весь созданный режим дня, график сна и питания. Но паниковать не стоит. Это надо просто пережить, уделяя малышу в эти дни как можно больше внимания. Мама должна быть спокойной, терпеливой и постараться полностью сосредоточиться на потребностях ее чада.

Совершенно естественным процессом изменения физического и психического развития следует считать скачок роста у грудничков. Таблица может дать общее представление, но не следует забывать и об особенностях развития и иже с ними (об этом уже говорилось выше).

И еще важный момент: мамы должны распознать подобный кризис вовремя и не путать его с проверкой малышом границ дозволенного (ведь даже карапузы частенько устраивают такие испытания своим родителям). Если, судя по разработанному календарю кризисов, младенец находится как раз в том возрасте, когда должен произойти очередной скачок, это значит, что новый ответственный период в его жизни все-таки наступил.

В этой статье:

Анализ развития детей в возрасте до года-полутора лет подтвердил тот факт, что скачки и кризисы возрастного развития напрямую связаны с переменами в мозговых волнах. До полутора лет у ребенка происходит 8 возрастных кризисов , каждый из которых приходится именно на период изменения излучения головного мозга.

В каждый из упомянутых периодов ребенок делает ощутимый скачок в развитии. До года у детей таких скачков не особенно много, но нужно понимать, что не все они были изучены в связке с совершенствованием головного мозга. Скачки (кризисы) психического становления могут не совпадать со скачками роста. Именно последние преобладают в количестве.

Грудное вскармливание при скачках

Переживая скачки роста у грудничков, мамы не должны впадать в панику. Находясь на первом месяце жизни крохи обычно сосут мамину грудь гораздо более длительное время и намного чаще. Это хорошо для увеличения количества молока, чтобы его хватало для обеспечения активно растущего организма карапуза.

Мама не должна сопротивляться. Лучше кормить малыша столько, сколько ему нужно. Отказ в этот период жизни малыша в молоке будет грубейшей маминой ошибкой.

Все знают, что чем дольше кроха сосет грудь, тем больше будет вырабатываться в ней молока, чего, собственно, ему и нужно. Всего за несколько дней молочка станет побольше, и карапузик будет кушать так, как и раньше.

Ощущения малыша во время скачков развития

Итак, мы разобрались, что все новые умения и навыки приносит каждый скачок роста у грудничков. Календарь и симптомы происходящего в этот период поможет молодым и неопытным мамам узнать, на какой возраст их чада придутся первые трудные фазы. Ведь все детки переживают их в одно и то же время (с незначительными поправками). Таких фаз можно выделить восемь. И они появляются в первые четырнадцать месяцев с момента рождения малыша.

Главное, на что должна обратить внимание мама, — это увеличивающийся аппетит малыша. Поведение его становится требовательным и капризным

Рассмотрим скачки роста у грудничков по неделям.

Первый кризис начинается примерно с 4-ой недели (об этом упоминалось выше). Малыш учится чувствовать много нового, но не может пока объяснить свои ощущения.

Второй скачок происходит в начале 8-ой недели. Малыш видит, слышит, различает вкус, нюхает. И снова вся эта новизна его пугает. Так же, как и прежде, ему очень нужна мама.

Третий скачок (12-я неделя) — плавные переходы. Теперь кроха учится владеть своим телом и окружающими его предметами. Он может ощущать свои движения, может взять игрушку и переложить ее в другое место.

Четвертый скачок (19-я неделя первого года жизни) дает возможность малышу осознать окружающий мир. Теперь карапуз знает, что он может не просто протянуть ручку к любимой игрушке, а и взять ее, повертеть, попробовать на вкус.

Пятый скачок (начало 26-ой недели) дает возможность крошке понять взаимосвязь предметов вокруг него. Он осознает, что такое дистанция. В этот период малыш может как успокоиться в объятиях мамы, так и переключиться на какую-то книжечку или игрушку.

Шестой скачок происходит на 37-ой неделе. Это мир категорий. Малыш понимает, что все предметы между собой отличны. Начинается быстрое развитие речевых способностей крохи.

Седьмой скачок «догоняет» малыша на 46-ой неделе. Это мир последовательностей. Карапузик впервые в жизни начинает что-то собирать, что-то конструировать.

Восьмой скачок происходит на 55-й неделе (у некоторых малышей может начинаться на 51-ой). Это мир программ. Кроха уже прекрасно понимает, кто его родители-бабушки-тетушки, а кто — незнакомец (доктор или сосед, например). Он умеет производить несложные действия, по сравнению с первым скачком, малыш уже почти самостоятельный. Но ему все так же необходима мама.

Литература[править | править код]

  • Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. 2003.
  • Выготский Лев Семенович. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство ‘Лабиринт’, М., 1999. — 352 с.
  • Выготский Л.С Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.; Л.: ГИЗ, 1935. С. 33-52. Стеногр. докл. на засед. каф. дефектологии. Пед. ин-т им. Бубнова. Декабрь 1933 г.; То же // Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. С. 391—410.
  • Божович Е. Д. Зона ближайшего развития: возможности и ограничения ее диагностики в условиях косвенного сотрудничества // Культурно-историческая психология. 2008. № 4. С. 91-99.
  • Зарецкий В. К. Зона ближайшего развития: о чем не успел написать Выготский… // Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 96-104.
  • Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
  • Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003
  • Калашникова М.Б. Развитие идей Л.С.Выготского о сензитивных периодах онтогенеза в современной отечественной и зарубежной психологии // Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 33–41.
  • Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте// Теории учения. Хрестоматия. Часть 1. Отечественные теории учения. / Под ред. Н.Ф. Талызиной, И. А. Володарской. — М.: Редакционно-издательский центр “Помощь”, 1996.

И действительно, арт-терапия творит с детьми волшебство – они развиваются, раскрываются, справляются со своими страхами, учатся фантазировать и мечтать.

Недавно у Марии Григорьевны Дрезниной вышла новая книга – «Путешествие во времени в пространстве музея». Уникальный проект был выпущен при поддержке детского фонда ООН – ЮНИСЕФ. Книга предназначена для работы с детьми-сиротами, «особенными» ребятишками и детьми из семей, находящихся в сложной жизненной ситуации. Эта книга открывает перед нами новый мир музея, безгранично интересный и любопытный для детей, понять который можно лишь создавая «свое» искусство. Экскурсия по залам дополняется занятиями в мастерской. Так, узнав про древнейшие маски, дети затем учатся делать маску «Моро-З-омби» — это маска, в которой совмещены сразу два образа — Деда мороза и героя известного мультфильма. Просмотрев экспозицию предметов искусства Древней Греции, дети на занятии украшают узорами бумажный шаблон греческой вазы.

Кроме этого, Мария Григорьевна – автор социально- художественных акций, направленных на сотворчество родителей и детей. Во время таких творческих встреч взрослые и дети лучше узнают друг друга, становятся ближе. Не обязательно быть художником или уметь хорошо рисовать, для того, чтобы принять участие в этих акциях. Главное – желание. В каждой программе участники создают совместными усилиями необычные панно, картины, объекты, макеты, подарки.

В одном из столичных детских садов под руководством Марии Григорьевны была реализована серия художественных программ под общим названием «Семейная креативная терапия». Каждое занятие – это уже путешествие в мир взрослых и детей. Например, родители и дети создают «Комнату для души» — комнату-идеал, комнату-мечту, создают буквально с чистого листа: на руках у всех одинаковые заготовки пространства будущей комнаты и листки, обозначающие пол. Далее открыта дорога фантазии: комнату разкрашивают, дополняют ее интерьер различными деталями. Участники сидят попарно: взрослый – ребенок. При желании можно друг другу помогать. Заготовки не случайны – каждая семья может составить из своих комнат настоящий, полноценный, гармоничный дом – такой дом, который должен быть у каждой семьи.

Если участники не догадаются об этом, ведущий в конце занятия в детском саду им подскажет как можно реализовать свои творческие находки у себя в реальном доме.

Другое интересное занятие называется «Я взрослый, ты ребенок». На нем взрослые и дети меняются ролями и создают своими руками из картона фигуры людей, детей и взрослых. Взрослые создают фигуру ребенка, а дети фигуру взрослого человека — маму, папу, близких родственников или вымышленного персонажа. С помощью различных деталей и аксессуаров из цветной бумаги авторы рассказывают о своих героях, показывают их характеры. Созданные образы, детей и взрослых, могут «вступать в диалог» и решать вместе сложные задачи, обсуждать планы на будущее.

Грудное вскармливание при скачках

Переживая скачки роста у грудничков, мамы не должны впадать в панику. Находясь на первом месяце жизни крохи обычно сосут мамину грудь гораздо более длительное время и намного чаще. Это хорошо для увеличения количества молока, чтобы его хватало для обеспечения активно растущего организма карапуза.

Мама не должна сопротивляться. Лучше кормить малыша столько, сколько ему нужно. Отказ в этот период жизни малыша в молоке будет грубейшей маминой ошибкой.

Все знают, что чем дольше кроха сосет грудь, тем больше будет вырабатываться в ней молока, чего, собственно, ему и нужно. Всего за несколько дней молочка станет побольше, и карапузик будет кушать так, как и раньше.

Что делать маме, когда происходит скачок развития?

Самое главное — не надо бояться скачков развития. Первое, что приходит в голову маме, это то, что карапуз хочет кушать, а у нее не хватает молока, чтобы удовлетворить все растущие потребности в еде. Второе — что у крохи болит животик. Тогда его везут к доктору.

Но в этот период самое главное, что нужно малышу — это мама, все время находящаяся рядом. Только она сможет его успокоить и дать чувство безопасности. Поэтому скачки роста у грудничков не должны пугать маму, ведь только она в это время самый важный для малыша человек.

Помощь в этот период довольно проста:

Как можно больше носить крошку на руках: мамин голос, запах, тепло, привычка держать новорожденного — все для него очень важно.
Не прекращать кормить грудью, даже если мама думает, что молока мало.
Успокаивать карапуза: прижимать к себе так, чтобы на одной руке лежала попка, а другая мамина рука придерживала его голову, которая будет лежать на сгибе локтя. Так малыш может слышать сердцебиение мамы

Он быстро успокоится, особенно, когда мама покачает его, споет песенку или легонько похлопает по попке.

Заключение

В заключении стоит отметить, что человек независимо от возраста сталкивается с «сопротивлением материалу». Новый материал, на первый взгляд, кажется сложным, нелогичным, трудно запоминаемым. Однако на протяжении периода обучения все трудности остаются позади. После человек недоумевает, почему материал ранее был не понятен. Вывод: произошло устранение сопротивления. Ребенку в период научения намного сложнее, чем взрослому. У детей еще не сформировано «умение учиться». Только родители способны помочь своему чаду справиться с этими трудностями!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: