Особенности развития внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи — диплом по педагогике

Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста с онр iii уровня - ботан

Как развивается речь при ОНР?

Характеристика ОНР 3 уровня проводится неврологами и логопедами. В школьном возрасте эти нарушения могут проявиться в неумении ребенком построить внятный логичный ответ, сформулировать свою мысль.

Довольно часто родители приводят детей к логопеду для коррекции звукопроизношения, однако упускают из виду построение речи. Нарушения в построении фраз выявить довольно легко: малышу сложно строить большие по объему предложения, он начинает путаться в конструкции. Его рассказ может прерываться, из него выпадают существенные смысловые элементы. Малышу с ОНР трудно перевести слова из пассивного запаса в активный, подобрать слова для описания предметов.

У детей с ОНР нарушен и фонематический слух. Это выражается в том, что они не могут подобрать слово с заданным звуком в названии. Например, коррекционная работа для улучшения фонематического слуха будет состоять в том, что ребенок будет учиться различать на слух в каждом слове конкретные звуки.

С детьми можно проводить игры «Поймай слог» или «Поймай слово». Малыш должен услышать в словах заданный звук или слог и назвать слово, в котором они есть. Немало усилий придется приложить для закрепления навыков различения гласного и согласного.

Профилактика и прогноз

Во избежание развития подобного недуга необходимо:

женщинам в период беременности отказаться от вредных привычек и уделять особое внимание своему здоровью;
родителям малышей своевременно лечить инфекционные недуги;
как можно больше времени уделять детям, не игнорировать их, а также заниматься их развитием и воспитанием.

Поскольку коррекционная работа, направленная на преодоление ОНР, занимает довольно много времени и является трудоёмким процессом, то лучше всего, если она будет начата как можно раньше – когда ребёнку исполнится три года. Только в этом случае можно добиться благоприятного прогноза.

Другим будет обследование, когда наряду с выявлением характера речевого нарушения стоит задача отдифференцировать собственно речевое нарушение от нарушений речи, обусловленных снижением слуха или умственной отсталостью, что бывает необходимо в процессе отбора детей для обучения в специальных школах. В этом случае речевой материал можно использовать для обследования слуха и интеллекта. Кроме того, возникает необходимость применять и дополнительные приемы, позволяющие исследовать интеллектуальные возможности детей. В зависимости от цели и конкретных практических задач применяется тот или иной вид обследования.

Почему речь затухает?

У детей иногда случается так, что они начинают говорить в раннем детстве, издают звуки, произносят односложные слова, но затем их речь затухает. Мнение о нарушении речевого развития часто бывает ошибочным, так как развитие речи ребенка происходит волнообразно. В периоды затихания накапливается пассивный словарь, формируются мыслительные процессы.

В это время родители не должны останавливаться, а продолжать читать ребенку стихи, сказки, беседовать с ним, рассказывать о явлениях окружающего мира. В определенный момент речь малыша восстановится и продолжит развиваться на новом уровне.

Беспокойство родителей должны вызывать нарушения, которые относятся не только к лексической стороне речи, но и ко всестороннему ее развитию. В этом случае страдает мышление, звукопроизношение. Заметны такие нарушения к трем годам.

Запоздалое развитие просматривается в том, что свои первые короткие слова малыш произносит только к трем годам. Выявляется несогласование грамматических форм, неспособность связно высказать свои мысли, малопонятная речь.

Коррекционная работа должна проводиться логопедом. При данных нарушениях ставится диагноз ОНР 3 уровня.

Направления обучения детей с нарушениями речи

Обучение детей-дошкольников с речевыми нарушениями в специальных детских садах состоит из традиционных для дошкольников разделов и направлений воспитания:

  • игры;
  • труда;
  • физического и музыкального воспитания;
  • развития элементарных математических представлений;
  • ознакомления с окружающей действительностью;
  • изобразительной деятельностью и конструированием.

Определение 1

Развитие речи – это специальный раздел, который посвящен содержанию коррекционно-развивающей работы с детьми, направленной на формирование каждого компонента языковой системы, а также на развитие познавательных способностей, внимания, мышления и памяти.

В любой программе коррекционного обучения реализуют следующие задачи речевого развития:

  • структурные – формировать разные структурные уровни системы языка (фонетический, лексический, грамматический);
  • функциональные – формировать навыки овладения речью в процессе общения, то есть обмена информацией и переживаниями;
  • когнитивные – формировать осознание языка и речи, с последовательным усложнением интеллектуально-речевых действий на основании усложнения мотивации и соотнесения мотива с результатом.

В современных логопедических методиках наиболее эффективным считают коммуникативно-деятельностный подход, который предполагает: взаимосвязанное обучение разным типам речевой деятельности, ситуативно-тематической организации языкового материала с опорой на высказывание и текст в качестве основных единиц языковой системы, подчиненности речевых навыков развитию коммуникативных умений.

Обычно используют микс словесных, наглядных и игровых методических приемов речевого развития. Особенно обширно используют словесные приемы: речевые образцы, повторное проговаривание и объяснение, оценку детской речи, вопросы.

К основным особенностям познавательной сферы детей с нарушениями речи относят:

  • недостаточную сформированность и устойчивость внимания;
  • слабое развитие моторики;
  • трудности ориентировки в пространстве.

Без целенаправленной коррекционной работы речевые трудности детей позже могут стать более выраженными и привести к полному отсутствию интереса детей к обучению, снижению объема памяти, ошибкам при запоминании, трудностям в процессе овладения письмом, дислексии, плохому формированию счетных операций, слабому овладению грамматикой.

Чтобы обеспечить нормальное развитие детей, программа обучения включает комплекс заданий, направленный на развитие когнитивных процессов, к которым относят память, внимание, мышление, воображение и предпосылки их нормального развития. Программы предусматривают развитие мелкой моторики, зрительно-пространственного и слухового гнозиса, познавательной активности и мотивационной сферы

Программы предусматривают развитие мелкой моторики, зрительно-пространственного и слухового гнозиса, познавательной активности и мотивационной сферы.

Одна из наиболее распространенных форм организации логопедической помощи детям-дошкольникам сегодня – логопункты. Несмотря на то, что на сегодняшний день отсутствуют нормативные федеральные документы. Разработано положение об организации работы учителя логопеда в условиях детского сада, не имеющего в своей структуре специализированных групп в Москве и Московской области, в соответствии с которым помощь могут получать дети с ФФН или с нарушением произношения отдельных звуков. Детей в такие группы зачисляют через ПМПК, число учеников логопункта составляет не менее 25 человек в год. Работу по коррекции речи производят 5 раз в неделю, в рамках индивидуальных или подгрупповых занятий. Состав детей может варьировать.

Специфика нарушений

Медики и логопеды не рекомендуют родителям самостоятельно ставить диагноз, так как он может быть ошибочным. Характеристика ОР должна проводиться специалистами. Даже если нарушения присутствуют, малыш может пытаться использовать в речи предложения с разной конструкцией (простые, сложные), однако отдельные компоненты этих предложений он может переставлять.

Дети с удовольствием учатся проговаривать сложные слова. Иногда в речи встречается аграмматизм, но ошибки бывают нерегулярными.

Лексический запас постепенно пополняется, однако ребенок не считает нужным затрудняться и произносить сложные слова. Ему легче будет высказать ту же мысль более простыми словами. Например, вместо «велосипедист» он может сказать «дядя», вместо «катается» — «едет». Иногда вместо названия всего предмета ребенок озвучивает название только его части, вместо отдельного представителя — обозначение вида («синичка» — «птичка»)

Такие дети идут по пути наименьшего сопротивления, так как им сложно произносить трудные и многосложные слова. Это может быть связано с неразвитостью мышц речевого аппарата, которые нужно развивать. В связи с этим и проводится коррекционная работа специалистом.

Такое явление называется дизартрия. Ребенок затрудняется произносить слова, так как речевой аппарат не двигается с нужной скоростью и не обладает мобильностью. Дизартрия развивается вследствие психологических и неврологических нарушений. Устанавливается диагноз «дизартрия» только врачом.

Классификация

Существует четыре степени речевой недоразвитости:

  • ОНР 1 уровня – характеризуется полным отсутствием связной речи. В медицинской сфере такое состояние носит название «безречевые дети». Малыши общаются при помощи упрощённой речи или лепета, а также активно жестикулируют;
  • ОНР 2 уровня – наблюдается начальное развитие общей речи, но запас слов остаётся беден, а ребёнок допускает большое количество ошибок во время произношения слов. В таких случаях максимум, что может ребёнок – произнести простое предложение, которое будет состоять не более, чем из трёх слов;
  • недоразвитие речи 3 уровня – отличается тем, что дети могут составлять предложения, однако смысловая и звуковая нагрузка развита недостаточно;
  • ОНР 4 уровня – самая лёгкая стадия недуга. Это объясняется тем, ребёнок разговаривает довольно хорошо, речь практически не отличается от сверстников. Тем не менее наблюдаются нарушения во время произношения и построения длинных фраз.

Кроме этого, клиницисты выделяют несколько групп данной болезни:

  • неосложненное ОНР – диагностируется у пациентов с незначительной патологией мозговой деятельности;
  • осложнённое ОНР – наблюдается при наличии какого-либо неврологического или психиатрического нарушения;
  • общее недоразвитие речи и задержка речевого развития – диагностируется у малышей патологиями тех отделов мозга, которые отвечают за речь.

Общее недоразвитие речи 4 уровня

Этот уровень ОНР характеризуется лишь отдельными сложностями и ошибками. Однако, складываясь в общую картину, эти нарушения мешают ребенку овладевать навыками чтения и письма

Поэтому важно не упустить данное состояние и обратиться к логопеду, чтобы скорректировать ошибки

Характерные признаки:

  1. Проблема неправильного звукопроизношения отсутствует, звуки «поставлены», однако речь несколько невнятна, невыразительна и отличается нечеткой артикуляцией.
  2. Периодически встречаются нарушения слоговой структуры слова, элизии (пропуск слогов — например, «моток» вместо «молоток»), замене одного звука другим, перестановке их местами.
  3. Еще характерная ошибка — неправильное использование слов, означающих признак предмета. Ребенок не очень четко понимает значение таких слов. Например, «дом длинный» вместо «высокий», «мальчик короткий» вместо «низкий» и т. д.).
  4. Затруднения вызывает также образование новых слов при помощи суффиксов. («зайцевый» вместо «заячий», «платенько» вместо «платьице»).
  5. Аграмматизмы встречаются, но не очень часто. В основном сложности могут вызывать согласования имен существительных с прилагательными («пишу синИМ ручкОМ») или при употреблении существительных во множественном числе именительного или родительного падежа («В зоопарке видели медведЕВ, птицЕВ»).

Важно отметить, что все нарушения, отличающие ОНР 4 уровня, встречаются у детей не часто. При этом, если ребенку предложить два варианта ответа, он выберет правильный, то есть присутствует критичность к речи, а формирование грамматического строя приближается к необходимым нормам

Навыки коммуникации

Дети с ОНР 3 степени мало общительны, менее контакты, чем их сверстники. Если они вступают в разговор, хорошо заметны нарушения:

  • звукопроизношения;
  • неправильная расстановка слогов в слове (как правило, усечение их количества);
  • недоразвитие фразовой речи.

Коммуникация усложняется тем, что окружающие не понимают речь этих детей. Такие малыши могут общаться свободно только с самыми близкими людьми, способными объяснить сказанное ими.

К сожалению, количество детей с ОНР растет. Причиной становятся неврологические нарушения, полученные в результате беременности, родов или травм, а также психологические изменения, стрессы.

Коррекционная работа специалиста будет направлена на то, чтобы сделать речь более понятной окружающим.

Общее недоразвитие речи 2 уровня

Основным ярким отличием от 1 уровня становится постоянное присутствие в речи ребенка определенного количества общеупотребительных слов, хоть пока и не очень правильно произнесенных. При этом заметны зачатки формирования грамматической связи между словами, хотя еще непостоянные.

На что обратить внимание:

  1. Ребенок всегда использует одно и то же слово, обозначающее конкретный предмет или действие в искаженном виде. К примеру, яблоко всегда будет звучать как «лябако» в любом контексте.
  2. Активный словарь довольно беден. Ребенок не знает слов, обозначающих признаки предмета (форму, отдельные его части).
  3. Нет навыка объединения предметов в группы (ложка, тарелка, кастрюля — это посуда). Предметы, близкие по каким-либо признакам, могут называться одним словом.
  4. Звукопроизношение тоже сильно отстает. Ребенок плохо произносит многие звуки.
  5. Характерным признаком ОНР 2 уровня становится появление в речи зачатков грамматического изменения произносимых слов в зависимости от числа. Однако ребенок справляется только с простыми словами и в том случае, если окончание находится под ударением (идет — идУт). Причем этот процесс нестойкий и проявляется не всегда.
  6. Простые предложения активно используются в речи, но слова в них не согласованы между собой. Например, «папа питя» — папа пришел, «гуяй гокам» — гулял на горке и т. д.
  7. Предлоги в речи могут быть пропущены совсем или использоваться неправильно.
  8. Связный рассказ — по картинке или с помощью вопросов взрослого — уже получается, в отличие от состояния при 1 уровне ОНР, однако он очень ограничен. В основном ребенок использует двусложные несогласованные предложения из подлежащего и сказуемого. «Гуяй гокам. Видей сег. Ипий сегика.» (Гулял на горке, видел снег, лепил снеговика).
  9. Нарушена слоговая структура многосложных слов. Как правило, слоги не только искажаются из-за неправильного произношения, но и переставляются местами, и просто выбрасываются. (Ботинки — «бокити», человек — «тевек»).

Диагностика

Выявление этого нарушения проводится путём общения логопеда с ребёнком.

Определение патологии и её степени тяжести состоит из:

  • определения возможностей устной речи – для уточнения уровня сформированности разных аспектов языковой системы. Такое диагностическое мероприятие начинается с изучения связной речи. Врач оценивает способность пациента к составлению рассказа по рисунку, пересказу услышанного или прочитанного, а также к составлению самостоятельного небольшого рассказа. Помимо этого, учитывается уровень грамматики и словарного запаса;
  • оценивания звукового аспекта речи – основывается на том, как ребёнок произносит те или иные звуки, на слоговой структуре и звуконаполняемости слов, которые произносит пациент. Не остаётся без внимания фонетическое восприятие, а также звуковой анализ.

В дополнение может понадобиться проведение диагностических методов оценивания слухоречевой памяти и иных психических процессов.

Во время диагностики не только выясняется степень тяжести ОНР, то также происходит дифференциация подобного недуга от ЗРР.

Логопедическая помощь детям дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста, имеющие нарушения речи, могут получить коррекционно-педагогическую помощь в специальных учреждениях:

  • ясли-сад для детей с речевыми нарушениями;
  • детский сад компенсирующего типа;
  • группы для детей с нарушениями речи в общих детских садах;
  • государственные образовательные учреждения для детей с речевыми патологиями;
  • логопедические пункты в детских садах общеразвивающего вида.

В ДОУ компенсирующего или комбинированного типа осуществляют дифференцированное обучение и воспитание детей, имеющих разные формы речевых нарушений, с сохранным слухом и интеллектом, учитывая их возраст.

К основным задачам работы с детьми в логопедических группах ДОУ относят задачи:

  • корректировать речевые нарушения;
  • готовить воспитанников к обучению в общеобразовательной школе, если у детей тяжелые нарушения речи – в специальных школах.

Типовое положение определяет профиль специальной логопедической группы. Детей с ОНР принимают в логопедические группы с 5-ти лет на 2 года обучения. Размер групп не превышает 12 человек. Группы работают по программам Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г.В.

Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием направляются в старшую или подготовительную группу, сроком на 1 год. При необходимости коррекционное обучение может быть пройдено повторно. Численность детей в руппе не превышают 14 человек. Программу коррекционного обучения подготовительной группы разработал Каше Г.А., а старшей группы – Филичева Т.Б. и Чиркина Г.В.

Дети с заиканием обучаются в специализированных группах детей 2-3-х лет, в группах не более 10 человек. Группы могут быть разновозрастными. Работу ведут по программе, разработанной Мироновой С.А. и методике преодоления заикания Чевелевой Н.А. Данной методикой предполагается сопровождение ребенком речью каждого своего предметно-практического действия, в связи с чем, обучение строят на лепке, аппликации, рисовании, конструировании.

Выдержка из текста

Неполноценная речевая деятельность накладывает свой отпечаток на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. У дошкольников с общим недоразвитием речи отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, страдает продуктивность запоминания, ограничены возможностями развития познавательной деятельности. В результате у детей дошкольного возраста наблюдается недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Впоследствии, в школе это выражается в трудностях формирования учебных умений: планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование собственной деятельности; умение работать в определенном темпе.

Указанные проблемы нашли свое отражение в научной литературе. Основы коррекционного обучения разработаны в психолого-педагогических исследованиях ряда авторов (Р.Е. Левина (1968) , Г.В. Чиркина (2003) , Н.С. Жукова (1994) , Т. Б. Филичева (1989) , А. В. Ястребова (1984)

и др.).

Теоретическим обоснованием послужили работы ученых, практиков-учителей, психологов, логопедов и других специалистов.

Теоретическими предпосылками исследования проблемы стали представления о: содержании классификация речевых нарушений – Хватцев М.Е. (1937), О.В. Правдина (1973) , Р.Е. Левина (1968)

и др.); коррекции нарушений речи (С.С. Ляпидевский (1967) , М.Ф. Фомичева (1989) , Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина (2003)

и др.); возрастных особенностях формирования речевой функции (Л.С. Выготский (1989)

и др.); принципах анализа речевых нарушений (Е.М. Мастюкова (1992)

и др.).

Изучением внимания занимались ученые из области психологии: Ю.Б. П.Я. Гальперин (1976) , Т. Рибо (1976) ; нейрофизиологии и нейрописхологии: Т.А. Доброхотова (2003) , Н.В. Дубровинская (2000) ; логопсихологии: Е.В. Жулина (2005), С.Н. Шаховская (1998) , Р.И. Лалаева (1999, 2004) , В.А. Калягин (2006) , Т.С. Ов-чинникова (2006) и др.

Непосредственно проблемами коррекции внимания посвящены работы Т.Г. Визель (2005) , Г.А. Волковой (1993) , Ю.Ф. Гаркуши (2004) , Л.Н. Ефименковой (1984) , Н.С. Жуковой (1994), Г.А. Каше , Р.И. Лалаевой (1999) и др. В них дается методика обследования детей, приводятся игровые упражнения и задания на развитие внимания у детей с ОНР.

Но непосредственно работ по взаимосвязям свойств внимания и характеристикам речи у дошкольников недостаточно. Это и определяет актуальность выбранной темы.

Работа по коррекции

Коррекционная работа для детей с ОНР должна проводиться на многих уровнях:

  • фонематическом;
  • грамматическом;
  • лексическом;
  • синтаксическом.

К лечению детей обязательно должен быть подключен невролог, который будет следить за ходом развития болезни. Чем раньше будут выявлены нарушения, тем быстрее получится откорректировать речь.

В чем будет состоять работа логопеда?

  • в коррекции звукопроизношения;
  • в играх на сопоставление грамматических форм;
  • в упражнениях на пересказ, составление рассказа по картинкам, описаний с заранее намеченным планом;
  • в тренировках на употребление слов в предложении и понимании их смысла.

Работа обязательно проводится вместе с родителями, которые закрепляют дома с ребенком полученные у специалиста навыки.

Работа по нормализации речи у детей неотъемлема от развития мелкой моторики. Для этой цели подойдут прописи для дошкольников, пальчиковые игры, которые может проводить логопед или родители дома. Отлично подойдет шнуровка, застегивание пуговиц, перебирание мелких предметов, мозаика, массажные мячики.

Все эти элементы работы направлены на всестороннее развитие детей. Не помешают занятия спортом или лечебной гимнастики. Развитие крупной моторики заставляет мозг работать быстрее и проявлять мобильность.

Довольно часто дети с ОНР ощущают психологический дискомфорт. Они общаются с узким кругом людей, которые их понимают и воспринимают такими, какие они есть. Во взрослом состоянии это может привести к развитию психологических комплексов, проблемами с трудоустройством и личной жизнью.

ОНР — серьезная проблема для детей и родителей. Чем раньше она будет замечена, тем лучше для ребенка. Не стоит избегать профилактического посещения невропатолога или логопеда. Они подскажут родителям, стоит ли беспокоиться, и как в дальнейшем проводить работу по коррекции.

Состояние общего недоразвития речи (ОНР) характеризуется нарушением всех сторон формирования речевых навыков. Основная его отличительна черта — наличие проблем как со звуковой стороной (произношением), так и с лексической и грамматической.
При этом дети с общим недоразвитием речи не имеют нарушений слуха и интеллекта.

Отличительные признаки ОНР:

  1. Наличие проблем как с произношением звуков, так и с навыками связной экспрессивной речи, овладением правилами грамматического строя и бедным активным словарем.
  2. Слух не нарушен. Обязательна проверка специалиста.
  3. Первичный интеллект в норме. То есть ребенок при рождении не имеет диагноза «умственная отсталость» и т. п. Однако стоит иметь в виду, что длительное не корректирующееся ОНР может привести и к отставанию в психическом развитии.

Говорить о наличии у ребенка общего недоразвития речи можно только после 3-4 лет. До этого времени дети развиваются по-разному и «имеют право» на некоторые отклонения от средних норм. У каждого свой темп формироваться речи

Но после 3-х стоит уже обратиться внимание на то, как говорит ребенок. Вполне возможно, ему необходима помощь логопеда

Проявление ОНР у детей выражает по-разному исходя их глубины нарушений.

Общее недоразвитие речи 1 уровня

Нарушение такой степени означает практически полное отсутствие речи у ребенка. Проблемы заметны, что называется «невооруженным глазом».

В чем проявляется:

  1. Активный словарь ребенка очень беден. Для общения он использует в основном лепетные слова, первые слоги слов, звукоподражания. При этом он вовсе не прочь пообщаться, но на «своем» языке. Кошка — это «мяу», «би-би» — может означать и машину, и поезд, и сам процесс езды.
  2. Широко используются жесты и мимика. Они всегда уместны, несут конкретную смысловую нагрузку и, в общем, помогают ребенку в общении.
  3. Простых предложений либо просто нет в речи ребенка, либо могут состоять из двух аморфных слов, объединенных по смыслу. «Мяу би-би» во время игры будет означать, что кошка поехала на машине. «Гав ди» — это и собака идет, и собака бежит.
  4. При этом пассивный словарь заметно превышает активный. Ребенок понимает обращенную речь в значительно большем объеме, чем может сказать сам.
  5. Сложные слова (состоящие из нескольких слогов) сокращаются. Например, автобус звучит как «абас» или «атобу». Это говорит о несформированности фонематического слуха, то есть ребенок плохо различает отдельные звуки.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: