Типы коррекционно-логопедических занятий в школе
В зависимости от целей и задач коррекции, конкретных условий и конкретных речевых отклонений, коррекционные занятия в школе делятся на следующие типы:
- Формирование лексического и грамматического строя речи. На занятиях применяются упражнения на расширение активного словаря и формирование навыков построения верных грамматических конструкций. На занятиях акцент делается на развитие понимания и осознанного восприятия речи, обогащение словарного запаса, расширение понятий, развитие навыков словообразования и словопреобразования, формирования простых и сложных предложений.
- Развитие звуковой стороны речи. У учащихся развивается верное произношение звуков, фонематический слух и восприятие, делается упор на формирование выразительной речи, точного и внятного произношения, а также развитие навыков звукового анализа. Развитие звуковой стороны речи требует акцентирования внимания на упражнениях по развитию мелкой моторики: сбор кубиков, конструирование, сбор пазлов, рисование пальцами, раскрашивание по контуру. Также, в этом направлении применяется пальчиковая и дыхательная гимнастика.
- Формирование связной речи. Учащиеся должны освоить навыки самостоятельного высказывания и построения монологов.
Целевое назначение коррекционно-логопедической работы в школе
Коррекционно-логопедическая работа в школе нацелена на устранение социальной и учебной дезадаптации, посредством развития ключевых образовательных компетенций и устранение речевых дефектов, за счет коррекционных мероприятий, внедренных в программу обучения и направленных на устранение речевых дефектов и коррекцию двигательной, моторной, сенсорной систем организма учащегося.
Рисунок 1. Основные направления логопедической работы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Чтобы начать коррекционную терапию, необходимо выявить речевой дефект. От его специфики и степени развития зависит выбор направления коррекционной работы. Дети подразделяются на группы, исходя из своего дефекта и динамики его развития. Для каждой группы составляется план коррекционной работы, который включает стратегию и тактику устранения речевых нарушений и прогнозы их преодоления.
Работа по устранению речевых нарушений школьников реализуется логопедом. Он может быть педагогом и реализовывать комплексное коррекционное обучение, а может быть сторонним логопедом, который приглашается для составления и реализации коррекционно-логопедических занятий с учащимися, имеющими речевые нарушения.
Коррекционная работа логопеда, исходя из ее целевого назначения, реализуется по следующим направлениям:
Коррекция дефектов устной речи. Здесь проводится работа над развитием моторных функций, речевой моторики и просодических компонентов, устранение неправильного произношения звуков и работа над развитием верного слухового восприятия речи, а также расширение лексического запаса и формирование грамматического строя речи.
Профилактика нарушений письменной речи. Здесь проводятся специальные упражнения, учитывающие особенности физиологического, психического развития учащегося, его речевого дефекта и степени его тяжести, а также, имеющихся отклонений письменной речи.
Устранение дефектов письменной речи учащихся
Школьников обучают грамматическим особенностям построения языка, развивают речевые функции, которые необходимы для полноценного овладения грамотой, развивают фонематические представления, активизируют работу мышления, в частности логического, а также уделяется внимание формированию навыков анализа и синтеза.
Особенности организации коррекционно-логопедической работы в школе
Организация логопедической терапии и коррекционных программ в школах специальной направленности и обычных общеобразовательных заведениях имеет свои специфические черты:
Работа организуется дифференцированно т.е. на основании диагностирования конкретного речевого нарушения ребенок направляется в школу, тип которой ему наиболее подходит. В каждой школе выбираются приоритетные направления работы, исходя из специфики отклонений в речевом развитии. Кроме того, в общеобразовательных учебных заведениях, используются специальные программы обучения для детей с речевыми нарушениями. В некоторых случаях им отводятся отдельные классы. Все зависит от степени проявления речевого дефекта.
Проведение комплексной диагностики речевого развития детей на основании составления речевых карт и определения направлений коррекционной работы.
Коррекционная работа тщательно планируется и составляются прогнозы ее исхода.
Учет особенностей разнообразных речевых отклонений, степени их выраженности, наличие второстепенных отклонений влияет на методы и техники логопедической коррекции в школе того или иного типа.
Создание условий для нормального обучения и развития детей с речевыми отклонениями в общеобразовательной школе.
Учет потребностей и особенностей развития учащихся с нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательными проблемами.
Основой коррекционной работы является принцип доступности и последовательности обучения, его комплексная организация
Коррекционная терапия должна создать условия для того, чтобы обучение было доступным для восприятия ребенком с конкретными речевыми дефектами, шло от простого к сложному с применением разнообразных приемов и методов.
Важность проведения профилактических мероприятий по предупреждению развития речевых дефектов и сопутствующих отклонений.
Коррекционная работа в начальной школе имеет ближайший и перспективный результат. Она создает условия для формирования ключевых компетенций учащихся, адаптировать их к социальной жизнедеятельности и построению коммуникативных связей, независимо от наличия речевого дефекта.
Использование современных ИКТ-технологий на коррекционных занятиях
Они способствуют активизации мышления, развивают психические процессы, необходимые для полноценного речевого становления и освоения образовательной программы.