Что такое дислексия и дисграфия? как с ними бороться?

Дисграфия

Упражнения для устранения дисграфии

Есть упражнения, которые родители могут проводить в домашних условиях с ребенком, в перерывах между занятиями у специалиста:

Корректурная правка. Для этого упражнения нужен объемный текст, из которого необходимо вычеркнуть заданную букву. Следующий этап задания – подчеркнуть одну букву и вычеркнуть другую
Упражнение помогает развивать внимание и запомнить зрительный образ буквы.

Пропущенные буквы. В большом тексте необходимо вставить пропущенные буквы
Упражнение развивает уверенность в навыке письма и внимание.

Лабиринты. Упражнение тренирует крупную моторику руки. Ребенок должен провести безотрывно длинную линию

Важно своевременно менять руку.

Также полезно объяснять ребенку расстановку в тексте знаков препинания и вслух проговаривать текст, в соответствии с правилами написания. Занятия с логопедом могут проводиться в виде игры. Можно использовать магнитные буквы для создания слов, проводить написание диктантов для улучшения восприятия звуков.

Стоит уделить особое внимание при выборе ручек для письма и карандашей. Лучше отдавать предпочтение ручкам с неровными поверхностями

При письме такой ручкой одновременно проводится массаж дистальных кончиков пальцев рук и к мозгу посылаются дополнительные сигналы. Карандаши и фломастеры должны быть с негладкой поверхностью, например треугольными в сечении.

Сколько видов дисграфии существует

Чаще всего специалистами используется классификация дисграфии, разработанная доктором педагогических наук Р.Е. Лалаевой, систематизированная и исследованная кафедрой логопедии РГПУ. В ней выделяют:

•    артикуляционно-акустическая дисграфия. Данный вид нарушения письма характерен для учеников младших классов. В этом случае ребенок пишет с внутренним проговариванием – так, как говорит, часто пропускает буквы или заменяет их другими. Нарушения вызваны неправильным произношением звуков. Это означает, что до тех пор, пока не будет исправлено произношение, исправить письменную речь будет невозможно

•    акустическая дисграфия. Причина этого типа расстройства, которое чаще всего встречается у дошкольников – недифференцированное слуховое восприятие и нарушение распознавания похожих звуков. В письменной речи дети с акустической дисграфией пропускают буквы в словах, путают свистящие и шипящие, звонкие и глухие звуки, неверно обозначают мягкость согласных. При искажении звуковой структуры слов и проблемах в распознавании фонем произношение остается правильным

•    нарушение лингвистического анализа. Причиной наиболее распространенной формы расстройства письма у детей являются проблемы, связанные с разбиением предложений на слова, а слов на слоги и звуки. При письме ребенок часто пропускает гласные или согласные буквы, переставляет или добавляет буквы и слоги, слитно пишет слова, предлоги со словами, раздельно буквы или слоги одного слова, приставки и корни. В ошибках проявляется незрелостью сложных форм фонематического анализа: количественного, последовательного и позиционного

•    аграмматическую дисграфию связывают с несформированным грамматическим строем речи. Этот тип нарушений встречается на уровне слова, словосочетания, предложения или текста. В этом случае ребенку трудно понять логические и лингвистические связи между предложениями и определить необходимую последовательность. Возможны нарушения структуры предложения, замены суффиксов и префиксов, неправильное употребление окончаний, предлогов, отсутствие согласованности в словах, пропуск членов предложения. Такие расстройства обычно проявляются, начиная с третьего класса, когда ученик, уже освоивший чтение и письмо, приступает к изучению правил грамматики

•    оптическая дисграфия. В этом случае из-за нестабильности зрительного восприятия ребенок не может написать отдельные буквы и заменяет их графически подобными или отображает зеркально. Это связано с искажением визуального образа языковых единиц и непониманием их структуры. Каждая буква состоит из отдельных элементов. Ребенок с оптической дисграфией не может освоить процесс слитного письма. Причина данного расстройства – отсутствие зрительно-пространственных функций.

Встречается и смешанная дисграфия. Дисграфия смешанного типа диагностируется, если у пациента имеются симптомы сразу несколько видов расстройств. Избавиться от такого нарушения без помощи специалиста практически невозможно.

Как помочь ребенку с дисграфией или дислексией?

Диагностика

При подозрении на дислексию проводится комплексное обследование, целью которого является точная идентификация расстройства и исключение других патологий, в том числе – соматических, сопровождающихся схожими симптомами. Как правило, диагностику проводит врач-логопед.

Первым этапом обследования является сбор данных анамнеза. При этом уточняется наличие схожих расстройств у кровных родственников, а также патологий беременности, родовых травм и врожденных заболеваний и других патологий, которые могли приводить к повреждению ЦНС. 

Далее проводится логопедическое обследование, в рамках которого оцениваются следующие показатели: 

  • Сформированность лексики, грамматики, фонематики, звукопроизношения, связной речи.
  • Состояние письменной речи (списывание с образца, письмо под диктовку, самостоятельное письмо).
  • Уровень освоения чтения (темп, правильность, способ чтения, осмысление текста, наличие типичных ошибок).
  • Состояние анализа и синтеза речи.
  • Уровень сформированности зрительного распознавания букв.

При необходимости дифференциации с неврологическими и психическими расстройствами назначается консультация смежных специалистов: невролога, психиатра. Также могут проводиться аппаратные методы диагностики: электроэнцефалография (ЭЭГ), магнитно-резонансная томография (МРТ). Признаки зрительных расстройств являются поводом для обращения к офтальмологу и прохождения соответствующих диагностических тестов.

Причины и симптомы дислексии

Общего мнения о причинах дислексии в наше время до сих пор не существует. Зарубежные логопеды в своих трудах описывают теорию генетической наследственности проблем чтения и письма у людей с более активным правым полушарием. Некоторые ученые развивают мысль, что эти проблемы появляются у школьников, пишущих левой рукой.

Многие исследователи, тщательно изучающие дислексию у младших школьников, указывают на воздействия патологических нарушений, приведших к небольшой мозговой дисфункции:

  • деформация головного мозга во время родов;
  • порок сердца и анемия матери при беременности;
  • врожденный порок сердца новорожденного;
  • плацентарная недостаточность;
  • нарушенное развитие пуповины;
  • раннее отслоение плаценты;
  • тяжелые роды;
  • удушье новорожденного, обвитого пуповиной.

В процессе развития ребенка может произойти задержка психоречевого развития (ЗПРР), которая приводит к дислексии при таких повреждениях:

  • инфекционные заболевания ЦНС;
  • травма головы;
  • детские болезни: ветрянка, полиомиелит, краснуха;
  • истощающие инфекции.

При алалии, дизартрии и афазии дислексия провоцируется повреждением некоторых мозговых участков. Дислексии подвержены дети с задержкой психического развития, серьезными дефектами разговорной речи, детским церебральным параличом, задержкой умственного развития.

Главные социальные причины дислексии:

  • нехватка общения;
  • уединение ребенка;
  • запущенность со стороны учителей и воспитателей;
  • негативная среда для общения;
  • двуязычие (билингвизм);
  • раннее образование;
  • быстрый темп обучения.

Началом дислексии у школьников служит несформированная разговорная речь.

Симптомы

Опишем симптомы по видам дислекции:

  • Дислексия разговорной речи. Дети допускают ошибки при произношении фонем, неправильно понимают значение и употребление слов, у них маленький словарный запас. Они не могут правильно составить предложение и связать в нем слова.
  • Фонематическая дислексия. Характеризуется замещением и смешиванием фонем, похожих по артикуляции или акустике. В иных обстоятельствах происходит замена слов путем смены, прибавления, пропусков фонем и слогов.
  • Семантическая дислексия. Характеризуется нарушенным осмыслением безошибочно прочитанного текста либо слова. Проблемное изменение случается при послоговом и курсорном чтении.
  • Аграмматическая дислексия. Неправильное чтение окончаний в словах всех частей речи, путаница в правильном построении слов в нужном числе и роде. Аграмматизмы присутствуют в разговорной и письменной речи.
  • Мнестическая дислексия. Проявляется нарушенным оптическим восприятием и произношением литеры. Ученику сложно запоминать буквы, поэтому он их заменяет и смешивает. Исследование слуховой и речевой памяти с такой проблемой у школьников показало, что дети не могут повторить ряд из 4 звуков либо слов, сделать их анализ.
  • Оптическая дислексия. Проявляется в том, что школьник путает и меняет буквы, похожие по внешнему виду. Такая аномалия случается, если при чтении текста ребенок перепрыгивает с одной строки на вторую. Иногда это может проявиться чтением зеркального типа — ученик читает справа налево.
  • Тактильная дислексия. Незрячие часто ошибаются и заменяют буквы, читая азбуку Брайля. Ученики с данными проблемами в момент чтения перемещаются с одного ряда во второй, пропускают буквы и словосочетания, искажают смысловое значение прочитанного, при этом они склонны к хаотическим махам руками.

Механизм проявления нарушения

Процесс чтения характеризуется задействованными оптическими, слуховыми и двигательными речевыми анализаторами.

Этапы чтения:

  1. Оптическое восприятие, распознавание и разграничение букв.
  2. Соотношение букв с фонемами.
  3. Сложение фонем в слоги.
  4. Соединение слогов в целое слово.
  5. Группирование слов в предложение.
  6. Осмысление прочитанного материала.

Если эти процессы нарушаются, то по психолингвистике — это признаки дислексии.

Психологи рассматривают дислексию как следствие задержки развития функций у плода, которые обеспечивают процесс чтения.

Дислексические нарушения сопровождаются недоразвитостью оптического зрения, плохой ориентировкой в пространстве, плохим восприятием звука, измененным построением правильной речи, неправильностью зрительной и слуховой координации, плохой концентрацией внимания, слабой волей, бесконтрольностью эмоций.

Причины дисграфии

Как проявляется дисграфия у взрослых?

Нарушения письменной речи имеют достаточно характерные проявления. Человек с дисграфией совершает достаточно характерные ошибки при написании слов и предложений. Ошибки имеют устойчивый типичный характер и повторяются каждый раз при письменной передаче информации. Достаточно важным является тот факт, что взрослый человек хорошо знает правила грамматики и орфографии.

Дисграфия у взрослых проявляется в виде классических ошибок, таких как:

  • замена или смешение схожих по написанию букв (например, ш и щ, л и п, ъ и ь);
  • подмена при написании похожих по звучанию букв (п и б, к и х);
  • нарушение слитности или раздельности при написании отдельных слов;
  • неправильное согласование слов в предложении;
  • слишком медленное написание букв;
  • искажение расположения букв, слогов, их неправильная расстановка или пропуск;
  • неясный почерк (неодинаковая высота букв, различный наклон символов, неуместное написание больших и маленьких знаков и др.).

Помимо обозначенных проявлений, специалисты выделяют характерную симптоматику, не связанную с письмом, которая включает:

  • неврологические отклонения;
  • расстройства когнитивной сферы;
  • сложности с восприятием информации;
  • нарушения памяти;
  • легкую отвлекаемость;
  • отклонения в моторике;
  • сниженную работоспособность;
  • временную или пространственную дезориентацию.

Данные проявления являются свидетельством нарушений связей между мозговыми отделами. При этом следует учитывать, что дисграфия совершенно никак не воздействует на уровень интеллекта либо качество образования человека.

Обозначенные симптомы не исчезнут сами по себе. Необходимо целенаправленное обучение и систематическая работа над коррекцией дисграфии.

Коррекция дисграфии по методу учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе

С учётом того, что данное расстройство вызывается «сбоями» в работе головного мозга, то коррекционные мероприятия как раз и направлены на обеспечение правильного функционирования полушарий мозга.

Опыт работы Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе доказывает (это подтверждено и научными исследованиями), что основная причина дисграфии – рассогласованность в работе полушарий мозга, а также отставание в развитии функций левого полушария.

И суть коррекции дисграфии заключается в обеспечении согласованной работы мозга при обязательном доминировании левого полушария. А для этого требуется:

  • сформировать правильную нейродинамику чтения и письма;
  • развить графические навыки с одновременным развитием зрительно-моторной координации;
  • укрепить мышц рук с целью снятия тонуса запястий.

На программах коррекции дисграфии у учителя-дефектолога Татьяны Валерьевны Гогуадзе дети выполняют графокоррекцию. Это базовое упражнение, которое рекомендовано не только ученикам с трудностями в обучении, дисграфией и дислексией. Оно идеально подходит всем, так как позволяет изменить работу мозговых ритмов. В результате ребёнок начинает видеть, что он пишет. Одновременно улучшается качество его почерка, а чтение становится более осмысленным и беглым.

Для коррекции дисграфии у младших школьников, которым обычно тяжело даётся графокоррекция, можно использовать:

«Бой мяча»
Отличное физическое упражнение для коррекции дисграфии, так как оно тренирует зрительно-моторную координацию, снимает тонус и напряжение с запястий рук, развивает у ребёнка способность концентрировать внимание на движущемся предмете, что крайне важно во время письма.
Упражнения с деревянным волчком, который помогает сформировать правильный захват карандаша.

Метод учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе по коррекции дисграфии предполагает и активное развитие речевого дыхания, включение в ежедневные занятия сеансов цветоимпульсной терапии.

В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе занимаются не лечением дислексии, а проводят её коррекцию. При этом для достижения первых заметных результатов требуется всего 1-2 недели: у детей заметно улучшается почерк, уходят многие специфические ошибки, одновременно укрепляется их физическое и психоэмоциональное здоровье.


Коррекция дисграфии по методу учителя-дефектолога Гогуадзе Татьяны Валерьевны без прописей, логопедов и нейропсихологов даёт прекрасные положительные результаты за 14 дней!

Понятие о дисграфии

Наиболее распространенной формой речевой патологии является нарушение письма у учащихся младших классов.

Определение 1

Дисграфия – это частичное нарушение письма причины, возникновения которого в каждом отдельном случае индивидуальны.

Замечание 1

Основной симптом дисграфии – это стойкие ошибки в письменных работах детей, которые не связаны с незнанием правил орфографии.

Для дисграфии характерны следующие виды ошибок:

  • Искажение в написании букв.
  • Замена букв сходных по написанию и фонетическому звучанию (по написанию – ш-щ, а-о, м-т, по звучанию – б-п, т-д, г-к и т.д.).
  • Искажение структуры словонаписания (перестановка букв, добавление лишних букв, либо их пропуск).
  • Искажение структуры предложения (слитное, либо раздельное написание слов, контаминация слов).

Виды дисграфии:

  1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии. Выражается в том, что ребенок имеет проблемы речи (такие как нарушение звукопроизношения) и при написании слов, пишет так же как произносит. То есть переносит свои речевые ошибки на письмо. В этом случае в первую очередь необходимо работать с исправлением звукопроизношения (правильное проговаривание слов) и одновременно заниматься коррекцией письма.
  2. Акустическая форма дисграфии. Выражается в замене букв. Ребенок заменяет близкие по фонетическому звучанию буквы при написании слов. Так же эта форма проявляется тем, что ребенок не по назначению использует мягкий знак, там пишет где его не должно быть, либо напротив, не пишет там, где он необходим.
  3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Наиболее распространенная форма. Выражается в совершении следующих ошибок:

    • пропуск букв или слогов;
    • перестановка букв или слогов;
    • недописывание букв в словах;
    • написание лишних букв;
    • повторение слов или слогов;
    • слитное написание предлогов или напротив раздельное написание приставок.
  4. Аграмматическая дисграфия. Причиной возникновения данной формы дисграфии является недоразвитие грамматического строя речи у ребенка – аграмматизм. На письме эти ошибки явно проявляются обычно в 3-м классе, когда ребенок уже хорошо овладел грамотой и приступил к изучению грамматических правил. Ошибки выражаются в том, что ребенок не может понять и овладеть в полной мере падежами, числами, родами и т.д. Наблюдается неверное написание окончаний в словах и их общей несогласованности в предложении.

  5. Оптическая дисграфия. Причиной данной формы дисграфии является неполноценная сформированность зрительно-пространственных представлений, зрительного синтеза и анализа.

Написание букв русского алфавита по сути это набор и сочетание одинаковых элементов (палочки, овалы, крючочки). Данные элементы необходимо уметь комбинировать в пространстве с целью написания букв. Дети с нарушениями не могут уловить тонкости различий между буквами, тем самым не верно их пишут (например: вместо «л» пишут «м», вместо «х» пишут «ж» и т.п.).

Замечание]
Таким образом, работа по коррекции дисграфии должна быть направлена в первую очередь на решение первопричины возникновения проблемы.

Рекомендации по коррекции дисграфии у детей

Профилактика дисграфии в первую очередь должна быть направлена на развитие тех психических функций, нарушение которых и повлияло на развитие дисграфии.

Рекомендации по коррекции дисграфии у детей:

  1. Овладение навыками чтения и письма. Необходимо проведение целенаправленной работы по развитию письма и чтения. Работа должна осуществляться постоянно, без перерывов, только в этом случае можно достичь видимых результатов. Ребенок должен ежедневно упражняться в чтении (установить правило, что каждый день необходимо читать 5-7 страниц) и письме (завести специальную тетрадь, и каждый день в нее переписывать текст, например, по полстраницы из книги, которую читает ребенок).
  2. Работа над почерком. У ребенка с дисграфией – почерк обычно бывает двух видов: мелкий и «красивый», либо крупный и небрежный. Работа над почерком аналогична работе над письмом, необходимо ежедневно писать. Только при планомерной и целенаправленной работе в итоге можно получить желаемый результат.
  3. Работа над звукопроизношением. Одной из причин возникновения дисграфии является нарушение звукопроизношения у детей. Поэтому необходимо устранить эту причину, а именно работать над формированием правильного звукопроизношения.
  4. Ребенку необходимо по слогам проговаривать слова, работать над правильностью звуков. Ежедневно делать артикуляционную гимнастику. Работу желательно осуществлять перед зеркалом, так ребенок сможет следить за своим артикуляционным аппаратом и правильно произносить слова.
  5. Массаж. Педагог-логопед осуществляет массаж артикуляционного аппарата и учит ребенка делать это самостоятельно (чаще всего массаж делают ватными палочками). Так же большое значение имеет массаж подушечек пальцев, который положительно влияет на работу головного мозга и письмо.
  6. Благоприятная психологическая атмосфера и настрой ребенка. Положительный результат от занятий будет только в том случае, если ребенок сам хочет заниматься, понимает и признает свои проблемы, мотивирован на их исправление. В том случае, если ребенка заставляют, и он выполняет задания через силу, то достичь результата будет крайне сложно.

Правила коррекционной работы с ребенком:

  • Ребенок должен быть настроен на достижение цели. Так как до конечной цели порой бывает далеко, необходимо ежедневно отмечать успехи ребенка, тем самым стимулируя его на дальнейшую работу.
  • Исключить всевозможные проверочные и контрольные работы, по итогам которых ребенок будет получать жесткий результат (успех или не успех). Это связано с тем, что ребенок с дисграфией и так получает большой стресс, который будет усугубляться проверкой его знаний. Педагог должен осуществлять проверку скрытно, не акцентируя на ней внимания ребенка.
  • Ни в коем случае нельзя давать ребенку для чтения или письма тексты с ошибками, которые ребенок предварительно должен найти.
  • Работа не должна перегружать ребенка. Решение о том, что нужно как можно больше писать и читать не верно. Первоначальная работа должна быть направлена на развитие устной речи (формирование правильного звукопроизношения, фонематического строя речи и т.п.).
  • Гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе будет способствовать устойчивым хорошим результатам.

Замечание 2

Таким образом, очень важно обнаружить признаки возможного возникновения затруднений при овладении письмом ещё до начала обучения ребёнка грамоте, чтобы успеть своевременно эти трудности предупредить, так как процесс коррекции дисграфии требует гораздо больше усилий, чем ее превенция

Профилактика — как научить ребенка правильно писать

Важным условием является распознавание у ребенка признаков дисграфии. В возрасте 3-4 лет проверить слуховую дифференциацию речевых звуков. При затруднениях необходимо начать ее развивать.
Нередко родители начинают обучать ребенка иностранным языкам с 3 лет

При неправильном подходе к обучению детей английскому или другому языку  может развиться и дисграфия, и дислексия.
Важно, чтобы все член семьи произносили звуки и слова правильно. Если взрослы будут повторять произношение за ребенком (например: мячик – мясик, люблю — лублу) и изменять слоги и звуки, это может привести к проблемам при формировании правильной речи и письма.

Профилактика дисграфии у детей, посещающих массовые детские сады, заключается, прежде всего, в своевременной диагностике предрасположенности к нарушениям письменной речи. Такая диагностика должна осуществляться не позднее начала поступления ребенка в подготовительную группу. И в случае если у ребенка выявляются какие-либо слабые звенья в совокупности предпосылок формирования письма, он должен получить коррекционно-развивающую помощь от специалиста. (Е.А. Логинова «Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития»)

Логопед,  сурдопедагог, ученый Парамонова Л.Г.:

Акустическая дисграфия, связанная с неразличением на слух каких-то определенных звуков, может быть преодолена лишь после овладения ребенком слуховой дифференциацией этих звуков. Точно так же и оптическая дисграфия не исчезнет до тех пор, пока у ребенка не будут на должном уровне сформированы зрительно-пространственные представления и зрительный анализ и синтез. Если этого не было сделано в дошкольном возрасте, то придется наверстывать упущенное уже в школе. Иными словами, для устранения любого вида дисграфии необходимо убрать ту ближайшую и вполне очевидную причину, которая лежит в ее основе.

Учитель-дефектолог И.С. Пшенникова:

В последние годы неуклонно растёт количество детей, которые допускают множество специфических ошибок на письме. Обычно «нелепые» ошибки связывают с невнимательностью. Но основная причина таких ошибок — недоразвитие тех мозговых процессов, которые обеспечивают сложный процесс письма. Овладение письменной речью — это сложная умственная деятельность, которая требует определённой степени зрелости многих психических функций и взаимодействия различных анализаторов: речеслухового, речедвигательного, зрительного, двигательного. Несформированность одного из анализаторов может привести к дисграфии.

Взрослые, прекратите тратить дошкольное детство вашего малыша на изучение программы младших классов. В школе у него будет достаточно времени, чтобы научиться красиво и грамотно писать

Лучше уделите внимание развитию его изобразительных способностей. Педагоги и ученые давно заметили, что у ребенка, имеющего высокий уровень изобразительно-графических навыков, гораздо больше шансов стать успешным школьником, чем у того, кто умеет читать, но плохо владеет карандашом

Всего 10-15 минут в день работы с книжкой-раскраской — и многие школьные проблемы будут решены еще до поступления в первый класс! (соучередитель РОО «Дислексик+», педагог, учитель-дефектолог, логопед дошкольных, школьных и медицинских учреждений Т. Гогуадзе)

Виды

Клиническая симптоматика

Эффективные методики для работы с детьми с дисграфией

Существует несколько эффективных методов коррекции дисгафии у детей младшего школьного возраста:

  1. Схема слова. Ребенку дают картинку, на которой изображен предмет и схема слова. Школьник должен назвать предмет, а после по порядку все звуки слова. После этого каждый звук нужно соотнести с буквой и написать слово.
  2. Узнавание звуко-буквы. Данная методика состоит из нескольких вариаций:
  • Запись большого количества букв в тетради.
  • Подчеркивание слов с определенным звуком и записывание их в тетрадь.
  • Поиск определенной буквы в слове, предложении, тексте и ее зачеркивание.
  • Выбор нужной картинки, в названии которой есть отрабатываемый звук.
  1. Методика Эббигауза. Ребенку предоставляются уже отработанные слова, но в них пропущены буквы. Задача ребенка — вставить пропущенные буквы, прочесть его и записать.
  2. Соотношение начальной буквы с картинкой и словом. Ребенок сам выбирает слова (слово) и картинки (картинку) на определенный заданный ему звук, который он должен обозначить буквой.
  3. Звуко-буквенный анализ. Ребенку дают картинку. Он должен назвать изображенный на ней предмет и записать слово, поставить в нем ударение, определить, сколько в этом слове слогов и назвать их. Каждый слог в слове нужно отделить черточкой. После ребенок должен назвать по порядку все звуки слова и отметить их соответствующим цветом. Согласные буквы в слове надо подчеркнуть – тонкий звук одной чертой, глухой – двойной чертой. После этого ребенок должен сравнить количество букв и звуков в слове.
  4. Структурный метод. В предоставленном слове школьник должен определить количество гласных и согласных. Сделать это нужно последовательно. После ребенок составляет схему слова: гласные буквы обозначены контурными кружками, согласные – заштрихованными. Начать лучше с односложных слов без стечения согласных и постепенно усложнить задание.
  5. Исправление ошибок. Ребенку предоставляется несколько слов с ошибками. Слова должны быть соотнесены со звучащей моделью слова. Задача ребенка найти ошибки и исправить их, правильно переписать слова.

Методы диагностики дисграфии

Если вы сами обратили внимание на «смешные» ошибки на письме, которые делает ребенок при выполнении школьных заданий, или вам указал на них классный руководитель, необходимо обратиться для консультации к логопеду. Заключение врача будет наиболее ценным и достоверным, если на прием вы принесете несколько школьных тетрадей.. Необходимость комплексного подхода

Необходимость комплексного подхода

Каждое речевое нарушение состоит из комплекса симптомов. Поэтому и обследование ребенка должно быть комплексным. Невролог осматривает на предмет неврологических заболеваний, которые могут мешать правильному формированию письменной речи (такие как гиперактивность, СДВГ, неврозоподобные состояния и т.п.)

Детский психолог поможет выявить эмоциональные аспекты, мешающие ребенку полноценно овладевать письмом, проблемы с памятью и вниманием. А детский психотерапевт подтвердит отсутствие умственной отсталости, аутистического спектра и психических заболеваний.  Дополнительно обследуется состояние зрения и слуха

Логопед установит уровень сформированности грамматического строя речи, развитие моторных функций, состояние фонематического анализа, состоятельность словарного запаса, отклонения в формировании звукопроизношения.

Чтобы точно продиагностировать заболевание, запишитесь на прием к специалистам сети «Семейный доктор».

Что такое дисграфия? Как узнать, что у ребенка дисграфия?

Классификация дислексии

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: