Формы и стадии заикания у детей

Физиологические симптомы

Главным внешним признаком заболевания считается наличие судорог в процессе речевого акта. Длительность судорог может варьироваться от 0,2 секунд до 90 в наиболее сложных случаях. Судороги подразделяют по форме на тонические, клонические и смешанные, по частоте и по локализации на голосовые, дыхательные, артикуляционные и смешанные.

При заикании у больных обычно диагностируют проблемы с дыханием. Выделяют три формы таких нарушений:

  • эксираторную (для нее характерен судорожный выдох);
  • инспираторную (судорожный вдох);
  • респираторную (судорожные вдох и выдох).

Заметными симптомами заболевания считаются нарушения речевой и общей моторики (тики, речевые судороги, миоклонусы в мышцах лица). Больные, которые испытывают трудности с произношением, начинают использовать разные уловки, чтобы облегчить речь и скрыть ее недостатки.

Заикание и психосоматика

Речь зависит от слаженной работы двух групп мышц. За этим следит стриопаллидарная система, которая контролирует за своевременным сокращением и расслаблением мышц, участвующих в речи. Но эмоциональное перевозбуждение или травма блокирует эту регулирующую систему, что может привести к тоническому спазму или тику (клоническое повторение).

Как было отмечено, заикание появляется в период, когда развивается речь. Именно в это время происходят перемены, которые связаны с психологическими усилиями ребенка, поэтому в это время психика ребенка очень восприимчива и чувствительна.

В связи с этим неверное внешнее воздействие на психику ребенка может привести к преграде в развитии такого врожденного естественного свойства у детей, как речь.

Как понять, что ребёнок действительно заикается?

Studio Romantic/Shutterstock.com

Если ребёнок сильно заикается, то определить наличие проблемы не составляет труда. Сложнее понять, есть ли логоневроз в случаях, когда заикание проявляется только иногда, например, когда малыш торопится высказать свои мысли или испытывает волнение.

Только врач может точно поставить диагноз ребёнку! Рекомендуем как можно раньше обратиться за консультацией к педиатру, детскому неврологу или логопеду.

Важно! При нормальном речевом развитии дети проходят «клонус-фазу» и иногда могут повторять один и тот же слог (например, вместо слова «рыба» говорить «ры-рыба»). В большинстве случаев это явление проходит самостоятельно и никогда не возвращается

У детей с предрасполагающими факторами в анамнезе «клонус-фаза» нормального процесса становления речи может переходить в клоническую форму заикания с последующей трансформацией в тоническую или смешанную форму.

Симптомы заикания

Tverdokhlib/Shutterstock.com

  1. Во время разговора малыш периодически останавливается, у него учащается дыхание. Создаётся впечатление, что ребёнок собирается с силами перед следующими высказываниями.
  2. Речь прерывистая, с повторениями отдельных букв или слогов, слов или даже частей фразы.
  3. Ребёнку сложно начать разговор, особенно в новой для него обстановке.
  4. Отмечаются судороги в мышцах речевого аппарата, которые сопровождаются общим напряжением и дополнительной жестикуляцией.
  5. Ребёнок применяет различные речевые уловки: в начале фразы или сложного для произношения слова вставляет слова-эмболы (и, э, так сказать, ну, значит, вот и другие); меняет местами слова во фразе так, чтобы произношение стало максимально удобным; изменяет темп и ритм речи, интонацию и силу голоса.

К дополнительным симптомам заикания относятся:

  • нервные тики;
  • дрожание нижней челюсти;
  • частое и быстрое моргание;
  • подергивания головой;
  • агрессивность;
  • замкнутость;
  • повышенная нервозность;
  • выраженная мимика;
  • активная жестикуляция руками или сжатие кулаков;
  • наличие различных фобий.

У большинства детей с заиканием достаточно быстро развивается логофобия (боязнь общения), которая характеризуется постоянным тревожным ожиданием речевых судорог, боязнью и нежеланием разговаривать, страхом общественного осуждения из-за наличия заикания. Такие дети фиксируются на своей проблеме, стараются не заводить новые контакты и минимизировать общение с уже знакомыми людьми, становятся замкнутыми и асоциальными.

Когда пора идти к врачу?

Обратиться к врачу для лечения заикания необходимо, если:

  1. Ребёнок заикается дольше 6 месяцев.
  2. Дебют заикания приходится на возраст старше 6 лет.
  3. Отмечается тенденция к прогрессированию заикания.
  4. У ребёнка отягощённый анамнез или есть заикающиеся близкие родственники.
  5. Малыш испытывает психологический дискомфорт из-за заикания.

Лечение заикания

Устранить речевой дефект больному поможет логопед. Однако если судороги возникли из-за поражения центральной нервной системы, лечением патологии должен заниматься невролог. Избавиться от заикания, вызванного психотравмирующей ситуацией, поможет психолог. В основе лечения от заикания лежит восстановление нормального функционирования речевого круга, в особенности торможение центра Брока.

Лечение от заикания включает в себя целый комплекс методик:

  • медикаментозную терапию;
  • иглоукалывание;
  • выполнение логопедических упражнений;
  • дыхательную гимнастику;
  • гипноз и другие.

Все эти методики направлены на решение разных проблем. В частности, гипноз позволяет выявить глубинные причины патологии. Однако для лечения малышей этот метод не применяется.

Специальных медикаментов для лечения заикания не существует. Обычно медикаментозную терапию назначают только в качестве дополнительного лечения. Больному могут назначить следующие группы препаратов: транквилизаторы, ноотропные медикаменты, успокоительные средства, противосудорожные и гомеопатические таблетки.

Свою эффективность в избавлении от заикания показал точечный массаж. Он применяется в качестве успокаивающего метода воздействия.

Дыхательная гимнастика предусматривает формирование нормального речевого дыхания. Ребенок учится делать правильный удлиненный вдох, что позволяет ему запастись достаточным количеством воздуха для произнесения длинной фразы. Компенсировать дефекты речи помогут логоритмические занятия, которые предусматривают пение, мышечную релаксацию, артикуляционные упражнения, дыхательную гимнастику.

Огромное значение в лечении заболевания играет помощь родителей. Родителям необходимо набраться терпения и стараться соблюдать следующие рекомендации, которые помогут малышу избавиться от дефекта речи:

  • Правильное общение. Нужно стараться разговаривать с ребенком спокойно, плавно, не спеша, выговаривать четко все слова. Желательно задавать ребенку вопросы, на которые он сможет дать простой ответ.
  • Режим дня. Ребенку поможет справиться с болезнью полноценный сон (не меньше 8 часов), а также исключение в вечернее время компьютерных и активных игр.
  • Правильное питание. Родителям стоит следить за рационом ребенка. В нем должна преобладать молочная и растительная пища. Ограничить необходимо сладости, соленые, жареные и острые продукты.
  • Соблюдать охранный речевой режим. На ранних этапах лечения родителям стоит давать ребенку только знакомые ему книжки, не просить его пересказывать прочитанное или учить стихотворения. Оставить все эти занятия лучше на более поздний срок.

Взрослым пациентам гораздо сложнее избавиться от недуга, чем детям. Потребуется кропотливый труд и четкое соблюдение всех рекомендаций врача. Больной должен регулярно выполнять логопедические упражнения, вести дневник своих выступлений, а также стараться почаще проявлять инициативу в общении, чтобы избавиться от страха и чувства неполноценности из-за своего дефекта речи.

Этиология и патогенез

Существует целый комплекс причин и факторов риска, которые могут спровоцировать данное заболевание. Поэтому определить точную этиологию болезни можно только в каждом случае. Причины заболевания у взрослых и детей существенно отличаются.

Заикание у взрослых диагностируют крайне редко. Один из факторов риска заболевания — наследственная предрасположенность. У больных диагностируют слабость центральных отделов речи, что при влиянии неблагоприятных факторов может вызвать заикание. Доказано также, что у мужчин патология встречается гораздо чаще, чем у женщин. Это обусловлено тем, что у женщин левое полушарие мозга, в котором локализуется двигательный центр Брока, более развито.

У детей основные причины патологии — психические травмы и патологии ЦНС. К возникновению заикания особенно склонны дети, которые перенесли любые заболевания, поразившие нервную систему. К таким заболеваниям относятся черепно-мозговые травмы, внутриутробная гипоксия, инфекционные заболевания, которые были вызваны вирусами. Врачи также выделяют факторы риска развития заболевания. При наличии в жизни ребенка таких факторов любое заболевание ЦНС или стресс могут привести к развитию патологии.

Факторы риска появления заикания у детей:

  • Ребенок начал рано говорить. Некоторые дети, которым только исполнился годик, могут иметь обширный словарный запас. При этом в норме большинство детей владеют всего 3-5 словами. Затем словарный запас начинает очень быстро пополняться новыми, ребенок в возрасте 1,5 года уже начинает говорить целыми предложениями. Однако легкие и речевой аппарат малыша еще не способны справляться с повышенной нагрузкой, что провоцирует заикание.
  • Позднее начало речи. Обычно такие дети произносят свои первые слова, когда им исполняется два годика. Развернутые фразы дети начинают произносить около трех лет. В этом случае заикание становится причиной двигательной расторможенности нервной системы.
  • Эмоционально лабильная нервная система. Такие дети обычно чрезвычайно плаксивы, у них плохой аппетит и беспокойный сон. Спровоцировать болезнь у детей может любая резкая смена обстановки: переезд в новый город, начало посещения детского сада, долгое отсутствие мамы.
  • Строгое воспитание ребенка. Некоторые родители устраивают ребенку жизнь по четкому расписанию, а также нередко наказывают их за малейшие оплошности. В результате ребенок растет зажатым и пугливым, боится разочаровать родителей.
  • Физическое здоровье малыша. Если ребенок болеет какими-либо хроническими заболеваниями или родители его ограничивают постоянно в чем-то, он замыкается в себе, становится пугливым и стеснительным.
  • Наследственная предрасположенность.
  • Овладение сразу несколькими языками. Если ребенок учит сразу несколько языков, особенно когда родители разговаривают на разных языках, то у него может случиться нарушение слаженной работы речедвигательных центров.

Лечение

Специалист предварительно устанавливает причину появления патологии, после чего составляет комплексную коррекционную программу.

Коррекционная методика включает упражнения, направленные на нормализацию дыхания, а также контроль темпа речи. Дети в игровой форме выполняют вместе со специалистом несложные упражнения, поют веселые песенки и заучивают стишки, в результате чего происходит активная тренировки речевого аппарата.

К дополнительным методикам лечения относится массаж. Он необходим для общего расслабления организма и улучшения кровообращения. Также врач может назначить ребенку дыхательную гимнастику, цель которой заключается в формировании у пациента правильного дыхания.

История заболевания

Заикание имеет несколько родственных названий. Его можно встретить в рамках таких понятий, как логоневроз и лалоневроз, логоклония, бальбуцио, а также баттаризм по имени царя Батта, тоже страдавшего от данного дефекта.

На планете логоневроз наблюдается у 1% взрослого населения и 3% детей. Обычно заболевание манифестирует в детском возрасте, в период от 2 до 5 лет, когда начинает формироваться речь. Находясь, так сказать, в сыром, недозревшем виде, она является довольно уязвимой и при любом сбое в работе нервной системы подвергается искажению.

Расстройство известно с древности. Такой дефект имел пророк Моисей, фараоны Египта. Одним из самых известных личностей с логоклонией был Демосфен, ставший, тем не менее, знаменитым оратором Древней Греции. Его история интересна тем, как он пытался справиться со своим недостатком, какие своеобразные техники философ применял для этого. Самая популярная – произнесение фраз с камнями во рту. Наряду с этим, Демосфен также прибегал к чтению на фоне шума морских волн, проговаривал слова мысленно, в уме. Еще один нестандартный метод борьбы с заболеванием, который применял Демосфен, заключался в прослушивании тишины, сидя в пещере. Выдуманные философом способы ликвидации заикания оказались действительно действенными, поскольку превратили его в выдающегося оратора. 

С древности и вплоть до 20 века расстройство обрастало тенью загадочности. Врачи различных специальностей пытались разгадать его секрет, но все оказывалось безрезультатным. Заиканию приписывали статус таинственного недуга, считали его результатом поражения органов речи. Пытались бороться с ним с помощью трав, заклинаний, рукоприкладством и даже кровавыми операциями в ротовой полости, но видимых улучшений это не приносило.

В конце 19 века произошел революционный переворот в понимании природы логоневроза. Осуществил его русский психиатр Сикорский И.А. Ему принадлежит идея, что логоклония зарождается в детстве в момент формирования речевой активности. Способствуют его возникновению патологии нервной системы и наследственные факторы. Сикорский связал понятие заикания с неврозом.

Неоценимый вклад в развитие теории расстройства внес Тартаковский И.И. Ему принадлежит идея лечения заболевания. В частности, он доказал эффективность воздействия индивидуальной и групповой психотерапии в терапии недуга.

Отдельная отрасль – логопедия сформировалась уже в 20 веке, она и по сей день занимается проблемами речевой активности.

Симптомы заикания

Основной признак заикания у детей и взрослых — постоянное повторение букв, слогов, запинание на определенных словах и протяжных звуках. Во время произнесения предложения человек делает частые паузы, поэтому речь перестает быть плавной и равномерной. Диагноз «заикание» ставится, если подобные симптомы наблюдаются более 3-х месяцев подряд.

Среди других симптомов заикания как заболевания:

  • спазм мышц лица в области подбородка, шеи;
  • апатичное или депрессивное состояние;
  • патологические страхи перед публичными выступлениями;
  • резкое изменение тембра голоса во время разговора.

При неврологических нарушениях у пациентов с заиканием также наблюдаются непроизвольные тики лица, неестественное движение губ, моргание глаз. Это связано с мышечным или эмоциональным напряжением, также требует коррекции.

Если заикание связано с патологиями мозга, у детей возникают трудности с учебой, запоминанием новой информации. Они не могут писать красивым ровным почерком, делают разрывы между буквами, не строят длинные предложения, испытывают трудности в общении со сверстниками.

Одной из особенностей заикания является непостоянство проблемы. В некоторые дни больные отмечают полное отсутствие запинания, с легкостью общаются, практически не делая остановки и повторы. Но иногда патология нарастает, заикание беспокоит в течение дня, не давая полноценно выражать мысли.

Причины возникновения заикания и генетическая предрасположенность

Заикание, также известно, как логоклония. Является давним и распространенным нарушением речи человека. Представленная проблема встречается во всей популяции и не зависит от языковой группы.

Заикание препятствует нормальному развитию ребенка, становлению его как личности, является причиной возникновения логофобии и социальной дезадаптации в старшем возрасте

Для многих семейных пар, важно знать: передается ли заикание по наследству, так как один из членов семьи страдает, или страдал данным заболеванием. До недавнего времени не было достаточно известно о родственной предрасположенности логоклонии, пока американские ученые не совершили прорыв в этой сфере

Осложнения заикания

Заикание сопровождается разными осложнениями. Ребенок, который заикается, начинает избегать речевых ситуаций, в результате чего сужается его круг общения. Как следствие, он становится мнительным, настороженным, стеснительным, остро чувствует разницу между собой и ровесниками. У мнительных детей постепенно усугубляется чувство собственной неполноценности.

По мере взросления ребенка он становится пугливым и раздражительным, что угнетает психику и тем самым сильнее усугубляет заболевание. Проблемы с социальной адаптацией неизбежно ведут к ухудшению успеваемости в школе. Частые осложнения заикания — боязнь речи (логофобия) и боязнь произносить определенные звуки (звукофобия).

Разделение по нарушениям психики и другим проявлениям

Профилактика заикания

В логопедии принято выделять две группы методов профилактики заболевания: укрепление иммунитета ребенка и организация его речевого развития

Для поддержания и укрепления здоровья малыша крайне важно соблюдение режима дня, полноценное питание, физическая активность, правильная гигиена. Чтобы нервная система функционировала правильно, необходимо защищать ее от лишних перегрузок и следить за нормальным режимом сна и бодрствования

Речевое развитие малыша должно быть направлено на расширение его кругозора, представлений о предметах и явлениях, окружающих его

Важно также, чтобы ребенок научился правильному произношению звуков, темпу речи и ее ритмике. Избежать заикания можно также за счет профилактики запинок речи, обучению малыша говорить плавно и логично высказывать свои мысли

Как лечить

Признаки, что нужна помощь профессионалов

Психологические симптомы

Основное психологическое проявлением заболевания — чувство неполноценности. Чем сильнее больной концентрируется на своем дефекте, тем он больше усугубляется. Выделяют три степени фиксации внимания больного на своем заболевании, которые отличаются между собой выраженностью психологических симптомов.

  1. Для нулевой степени фиксации характерно, что дети не замечают своего дефекта либо же не испытывают из-за него ущемленности. При этом отсутствуют попытки устранить дефект, больной не чувствует обиды или стеснения из-за заикания.
  2. Умеренная степень фиксации наблюдается у старших школьников, которые стесняются дефекта, а также всячески стараются его скрыть.
  3. При выраженной степени фиксации ребенок страдает от чувства неполноценности, концентрируется на своей проблеме и боится общаться с другими людьми.

Классификация и симптоматика

Заикание — нарушение строения речи, полученное в результате психофизиологического расстройства. Выражается в виде судорожного синдрома речевой функции.

Формы:

  • невротическая (логоневроз) — функциональное расстройство, при котором страдает темп и плавность речевого высказывания, проявляющееся в задержке, удлинении, повторении или изменении отдельных звуков, слогов и слов;
  • неврозоподобная — наблюдается при органике со стороны центральной нервной системы.

Лёгкая стадия включает в себя судорожные запинания при самопроизвольной речи, при этом общение не затруднено. Средняя степень выражается в спотыканиях в речи, происходящих при выстраивании монолога или диалога. При тяжёлой форме заикания речевые спазмы длительны и часты, происходят во всех типах речи, дополняются непроизвольными физическими движениями и добавлением к словам тянущихся звуков, не имеющих отношения к смыслу фраз.

Ребенок, страдающий заиканием, имеет серьезные изменения в эмоционально-волевой сфере и коммуникативных взаимоотношениях

Он отличается от сверстников стеснительностью вплоть до робости, двигательной скованностью, стремлением к уединению.  Такие дети подвергаются насмешкам в коллективе и испытывают чувство угнетенности и систематические переживания за свою речь.Так как речь оказывает важное значение в формировании личности и в адекватной социализации, то заикание — это самое тяжелое нарушение речи с данной точки зрения

Методика по формированию речевого дыхания

Прежде чем начать формировать речевое дыхание, необходимо использовать практику молчания. Это поможет легче побороть в дальнейшем образовавшиеся условные рефлексы заикания. Режим молчания позволит чувствовать себя комфортнее и в психологическом плане, так как человек, страдающий заиканием, не будет испытывать дискомфорт при взаимодействии с другими людьми. Такую практику рекомендуется проводить в среднем в течение недели.

Упражнения на формирование речевого дыхания у детей с заиканием классифицируются на:

  • упражнения с элементами логоритмики;
  • комплекс, направленный на формирование правильного вдоха/выдоха;
  • дыхательная гимнастика.

Для того чтобы работа над дыханием с заикающимися детьми или взрослыми была проведена целостно, рекомендуется:

  • перед занятием хорошо проветривать помещение;
  • заниматься не раньше, чем через полчаса после последнего приема пищи;
  • не переутомляться, не затягивать занятие, работать следует не на количество, а на качество;
  • следить за тем, чтобы все упражнения выполнялись правильно.

Прежде чем приступить к комплексу на развитие правильного речевого дыхания, проследите за тем, чтобы осанка была ровной, особенно если упражнения выполняются в положении сидя или стоя.

При коррекции произношения сначала предлагаются простые задания. Постепенно они усложняются. Для дошкольников занятия должно проводиться в игровой форме.

Упражнение 1: помогает научиться правильно делать вдох и выдох.

Выполняется лежа. На живот кладется легкий устойчивый предмет, к примеру, подушка. На вдохе живот поднимается, воздух выходит на выдохе через рот со звуками «пф».

Упражнение 2: выполняет ту же функцию, что и предыдущее.

В положении сидя, вдыхаем носом, выдыхаем ртом, при этом воздушная струя на выдохе не должна быть прерывистой. Грудная клетка не должна подаваться вперед во время вдоха.

Упражнение 3: направлено на формирование правильного выдоха и расширения объема легких. Выполняется следующим образом.

В положении стоя необходимо вытянуть вперед руку параллельно полу и ладонью вверх. Представьте, что на руке лежит что-то, что можно сдуть, например, перышко. Далее сложите губы в трубочку и плавно, не обрывисто и бесшумно начните потихоньку выдыхать воздух, как бы пытаясь сдуть.

За основу ежедневного комплекса дыхательной гимнастики можно взять разработку А. Н. Стрельниковой. Комплекс заданий, которые она предлагает, можно включать в логопедические занятия, использовать в самостоятельной форме во время индивидуальной работы в качестве дыхательных упражнений от заикания.

Советы родителям

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: