Важность своевременной диагностики нарушений речи
Нарушения речи – достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых.
У детей дошкольного возраста одним из самых частых диагностируемых видов нарушений речи является общее недоразвитие речи (ОНР).
ОНР включает в себя различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Картина ОНР у разных малышей имеет свои индивидуальные черты. У детей различают разные степени недоразвития речи: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии.
Современные условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Многие проблемы развития ребёнка проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте. Зачастую эти проблемы переносятся и на средний и старший дошкольный возраст, особенно у тех детей, которые остались за рамками образовательного процесса в силу действительно тяжёлых отклонений и не достаточного совершенства нынешней системы оказания помощи таким детям в дошкольных учреждениях.
Актуальность своевременной диагностики детей с речевыми нарушениями обоснована тем, что чем раньше будут выявлены нарушения, тем более эффективной будет коррекционно-логопедическая работа. Это подтверждается работами ведущих логопедов России: Н. С. Жуковой, Н. В. Нищевой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Е. М. Мастюковой и др.
Методики обследования, анализа и оценки речи детей с общим недоразвитием речи по Н.В.Нищевой и совместной работе Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой. Все они учитывают общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста и обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка.
В ходе детального анализа методик диагностики речи детей с ОНР можно прийти к выводу, что подбор методик необходимо осуществлять индивидуально с учетом особенностей ребенка.
В настоящее время вопрос диагностики нарушений речи достаточно актуален, т.к. от её результатов зависит правильный выбор последующей коррекционной работы.
Развитие детской речи, как в норме, так и в патологии представляет собой сложный и многообразный процесс. Своевременное и правильное развитие речевой деятельности помогает детям легче усваивать в дальнейшем школьный материал и социализироваться в обществе. Логопеду необходимо знать общие закономерности формирования детской речи, понимание того, в какой последовательности осуществляется овладение различными сторонами родного языка (его лексикой, фонетикой и грамматическим строем).
Рассмотренные методики удобны в применении на практике.
Необходимо учитывать, что методика Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой ориентирована на три уровня речевого развития, которые выделены Р. Е. Левиной и использует «Схему системного развития нормальной детской речи», составленной по материалам А. Н. Гвоздева. А методика Н. В. Нищевой охватывает все четыре уровня речевого развития, которые существуют на данный момент, и задания для обследования подобраны для детей 4-х, 5-ти и 6-ти лет. В обеих методиках подробно расписаны указания и примечания.
В настоящее время педагоги дошкольных учреждений применяют данные методики, выявляя и исправляя нарушения речи малышей на раннем этапе речевого развития.
Таким образом, использование приведенных в данной работе методик обследования детской речи является актуальной задачей, призванной помочь логопедам определить требования к нормативности речи детей на этапах ее формирования, выявить характерные проявления общего недоразвития речи, подобрать дифференцированные методические приемы коррекции.
Есипова Татьяна