Содержание и методы педагогической работы с детьми раннего возраста
Определение 1
Ранний возраст – это возрастной период от одного года до трех лет, характеризующийся интенсивным ростом и развитием органов и систем ребенка, а особенно функций его головного мозга.
В настоящее время на первый план выходит потребность в воспитании активной и творческой личности. В связи с чем, организуемый педагогами и родителями воспитательно-образовательный процесс, опирается на индивидуальные возможности и потребности ребенка, учет темпа его развития и врожденных способностей.
Если до реформы системы образования все дошкольные учреждения работали по одной типовой программе, то современные требования вынуждают разрабатывать и внедрять программы нового поколения, ориентирующиеся на современные требования воспитания и обучения детей раннего возраста. Многообразие образовательных программ удовлетворяет принцип вариативности дошкольного образования и позволяет педагогам выбрать наиболее подходящую и эффективную программу воспитания и обучения.
Современные программы нового поколения по воспитанию и обучению детей раннего возраста представлены следующими типами:
- Комплексные программы – направлены на всестороннее развитие ребенка раннего возраста.
- Парциальные программы – направлены на развитие определенного вида детской деятельности.
Несмотря на обширность программ, педагогика раннего возраста значительно уступает в развитии педагогики дошкольного возраста. В настоящее время ребенок раннего возраста по-прежнему выступает в качестве объекта воздействия взрослого человека. Это связано с тем, что педагогика раннего возраста до сих пор базируется на устаревших принципах учебно-дисциплинарной модели воспитания.
Такое отставание вызвано почти полным уничтожением системы воспитания в 90-е годы прошлого века. Практически по всей стране были ликвидированы ясли, которые являлись начальной ступенью воспитания и обучения детей раннего возраста в общей системе образования. В настоящее время ясли возрождаются, а воспитание и обучение детей раннего возраста осуществляется с опорой на современные программы, имеющие обновленное инновационное содержание.
Характеристика основных программ воспитания и обучения детей раннего возраста
Замечание 1
В настоящее время разработано большое количество программ по воспитанию и обучению детей раннего возраста, разного содержания, направленности и методического сопровождения.
Краткая характеристика современных программ воспитания и обучения детей раннего возраста:
«Программа воспитания и обучения в детском саду» — это программа, разработанная в 1985 году, рекомендуемой в ней формой обучения являются индивидуальные и групповые занятия, построенные в основном с использованием игровых методов.
Основные акценты в программе сделаны на том, что воспитательно-образовательный процесс должен быть ориентирован на индивидуальность каждого воспитанника, используемые метод и средства разнообразны и позитивны.
Программа «Истоки» — разработана коллективом сотрудников Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца.
Основная цель программы – комплексное и разностороннее развитие ребенка раннего возраста, направленное на формирование у него универсальных знаний и умений, в соответствии с его возрастными возможностями и потребностями.
Ведущие линии развития ребенка раннего детства, в соответствии с программой являются: познавательное развитие, социальное развитие, эстетическое развитие и физическое развитие.
Программа включает в себя разработанные авторами пособия и методики по организации и проведению игр, занятий, прогулок, общения и т.д.
Программа «Кроха» — это программа, разработанная для воспитания и обучения детей в возрасте до 3-х лет. Авторами программы являются специалисты дошкольного образования г. Нижний Новгород.
Программа «Кроха» разработана и адресована не только воспитателям ДОУ, но и родителям, которые могут использовать ее с целью воспитания и обучения ребенка в условиях семьи.
Программа охватывает период развития ребенка от рождения и до 3-х лет, а также включает в себя подготовку матери к рождению ребенка. Основой программ являются идеи гуманизма и семейного воспитания. Важным принципом выступает деятельностный подход к воспитанию и обучению детей.
Основные цели Программы:
- Развитие у детей раннего возраста общения и предметной деятельности, как ведущих видов деятельности детей до 3-х лет.
- Построение субъект-субъектных взаимоотношений между ребенком и взрослым в разных видах взаимодействия.
- Установление взаимосвязи между разными видами детской деятельность, для решения основных воспитательно-образовательных задач.
Программа воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги» (1-3 года) – разработана коллективом лаборатории психического развития детей дошкольного возраста Психологического института РАО.
Программа содержит:
- основные психологические и физиологические характеристики ребенка раннего возраста;
- особенности и закономерности развития в ранний период детства;
- научные представления об особенностях становления разнообразных видов детской деятельности на данном возрастном этапе;
- особенности взаимодействия ребенка раннего возраста со взрослыми и сверстниками.
В программе описываются методы и содержание работы педагога с детьми по каждому из направлений развития, особое внимание в ней уделяется актуальным способам личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми. Содержание программы способствует формированию эмоционально-комфортной атмосферы в группе, развитию свободной целеустремленной творческой личности каждого ребенка
Содержание программы способствует формированию эмоционально-комфортной атмосферы в группе, развитию свободной целеустремленной творческой личности каждого ребенка.
Замечание 2
Таким образом, при выборе программы необходимо опираться на кадровый потенциал ДОУ, наличие у него материально-технических условий, запросы родителей и самое главное – соответствие выбранной программы и методических разработок личностно-ориентированной модели образования.
Виды нарушения речи
Заикание у детей
В основе расстройства лежит сокращение мышц гортани, языка, мягкого нёба, губ. Спазмы обусловлены чрезмерным возбуждением речевых и эмоциональных центров в головном мозге. В результате возникают артикуляционные, голосовые или дыхательные сокращения, которые не дают ребёнку высказываться плавно и ритмично. В 50–80% случаев заикание поддаётся коррекции.
Дислексия у детей
Трудности с чтением чаще всего возникают у леворуких детей. Их не нужно переучивать: эта особенность связана со специфическим строением головного мозга и может передаваться по наследству. Обычно дислексия проявляется в следующем: ребёнок начинает читать слово не с первой буквы, не замечает, проглатывает окончания или заменяет их, пропускает предлоги и союзы, переставляет слоги местами.
В случае дислексии репетитор по русскому языку не сможет помочь ребёнку решить эту проблему — необходимо обратиться к логопеду.
Общее недоразвитие речи у детей
Общее недоразвитие речи (ОНР) — нарушение всех аспектов, связанных с речью: звуковых, лексико-грамматических, семантических.
Проявления ОНР могут быть разными: от небольшого нарушения произношения, формирования лексики или грамматики до полного отсутствия связной речи у ребёнка. Общее недоразвитие речи делится на четыре уровня:
- дети с ОНР первого уровня не составляют даже целых фраз, а для общения пользуются короткими словами и мимикой;
- дети с ОНР второго — говорят простыми предложениями, с трудом согласуют слова друг с другом;
- ОНР третьего уровня усложняет построение сложных предложений, но не влияет на словарный запас и распознавание речи — обычно таким детям сложно произносить некоторые звуки и пользоваться длинными словами;
- четвёртый уровень включает в себя нарушения в словообразовании, незначительные сложности со звукопроизношением, ошибки в понимании значения слов.
Дисграфия у детей
Это нарушение письма, которое проявляется в стойких и повторяющихся ошибках. За устную и письменную речь отвечают разные зоны головного мозга. Поэтому до первого класса трудности с письмом могут остаться незамеченными. Как правило, учителя начальной школы вовремя обнаруживают сложности и советуют посетить логопеда, но родителям тоже стоит быть внимательными.
Логично, что в первом классе ребёнок может допускать ошибки в написании, забывать, как пишутся буквы, или путать их
Специалисты выделяют несколько симптомов, на которые мамам и папам стоит обратить внимание: они могут говорить о нарушениях
Родители должны насторожиться, если ребёнок:
- меняет буквы на похожие;
- пишет слитно или раздельно слова, которые этого не требуют;
- пропускает и переставляет буквы в словах;
- неправильно изменяет слово и не может образовать новое, например, пишет «солнцевый» вместо «солнечный»;
- отзеркаливает буквы;
- пишет неразборчиво.
Дети с ФФНР — фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Это недостатки речи, связанные с дефектами восприятия и произношением фонем. Дети с ФФНР замещают звуки, например говорят «грин» вместо «гриб», и меняют слоги местами, например «ка-бул» вместо «бул-ка».
Есть три степени фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Они выделены в зависимости от выраженности признаков:
- лёгкая: ребёнок не путает слоги, но иногда ошибается в произношении. Как правило, это происходит в сложных с точки зрения артикуляции словах;
- средняя: ребёнок с трудом различает и произносит большую часть звуков из различных групп;
- тяжёлая: ребёнок не может различать звуки на слух, воспроизводить их, выделять их в слове отдельно, определять их последовательность.
Тяжёлая форма ФФНР при отсутствии своевременной коррекции неминуемо приведёт к необратимым изменениям в дикции и звуковоспроизведении.
Первичная профилактика речевых нарушений в раннем возрасте
Однако некоторые патологии отследить во время беременности невозможно. Особенно это относится к постнатальным аномалиям или последствиям травм, инфекционным заболеваниям в послеродовой период.
В раннем возрасте ребенка важно вовремя заметить, что развитие отстает от нормы. Чем старше становится воспитанник, тем сложнее компенсировать либо устранить проблему
Необходима диспансеризация детей, которые появились на свет с родовыми травмами. За ними наблюдает группа медиков во главе с педиатром, осуществляющая медицинский контроль с требуемыми оздоровительными мероприятиями.
Для профилактики нарушений речи у детей в течение первого года жизни их нужно постоянно наблюдать и планово обследовать у специалистов — педиатра, невропатолога, окулиста, ортопеда, ЛОРа. К 2-м годам обязателен осмотр стоматолога, а к 3-м — логопеда.
При обнаружении малейших отставаний речи от нормы, необходимо обследование и проведение коррекционно-педагогических мероприятий.