21 совет, что делать, если ребенок 3 лет не слушается маму

Когда малыш становится школьником, или кризис семи лет

Тактика поведения родителей — главный инструмент помощи ребёнку

Длительность и сила кризиса у ребёнка во многом зависит от того, как поведут себя мама и папа. Прежде всего, родителям нужно успокоиться и понять, что данное явление является нормой и практически неизбежно. Просто нужно помочь школьнику пережить непростой период:

  1. Постараться принять ребёнка таким, каков он есть, общаться с ним на равных, понять, что он, действительно стал взрослее. Следует чаще советоваться со школьником, прислушиваться к его мнению, смотреть вместе фильмы, передачи, обсуждать их.

  2. Не идти на конфликт с сыном или дочерью, а находить компромиссы (например, пусть сделает уроки в то время, когда считает нужным, или вечером чуть позже ляжет спать). Но если агрессия переходит в хамство, то это, конечно же, надо пресекать.
  3. Чтобы подчеркнуть взрослость школьника, нужно давать ему различные поручения (купить продукты в магазине по списку), посильные домашние обязанности. При этом хорошо подчеркнуть его самостоятельность («Раньше ты не мыл свою тарелку, потому что мог её разбить, а теперь ты уже взрослый»).

  4. Уважать право ребёнка на личное пространство. В идеале у него должна быть отдельная комната, где он может почитать в одиночестве, порисовать, поиграть с друзьями.
  5. Активно интересоваться школьными делами ребёнка, его увлечениями, мыслями. Однако при этом не следует проявлять назойливость.

  6. Поощрять общение с друзьями, как старыми, так и новыми (одноклассниками), приглашать их к себе домой. Кстати, это даст возможность проанализировать, как протекает кризис семилетнего возраста у других детей-ровесников.
  7. Дать школьнику почувствовать последствия своих поступков (ведь он же взрослый). К примеру, если он не желает выполнять домашнее задание, пусть не делает: когда учитель сделает замечание перед всем классом, он сам дома примется за уроки.
  8. Хвалить сына или дочь даже за самые небольшие достижения («Твой почерк постепенно становится всё лучше»).

Какие ошибки часто допускают взрослые, не понимающие детскую психологию

В период возрастного кризиса у ребёнка многие взрослые совершают распространённые ошибки, которые могут только усугубить ситуацию:

  1. Слишком опекают свой чадо, каждый день докучают учителю с расспросами, дома следят за каждым шагом ребёнка, контролируют общение с друзьями, постоянно названивают другим родителям, чтобы уточнить домашнее задание и пр.
  2. Наказывают школьника за упрямство, возражения и пр., особенно физически. Это путь в никуда: ребёнок так ведёт себя, потому что растерян, пытается самоутвердиться, свыкнуться с новой жизнью, он подсознательно ждёт от родителей понимания, поддержки, а получает такую реакцию.
  3. Критикуют малыша, сравнивают его с другими, благополучными на вид ровесниками.
  4. Слишком категоричны в требованиях, не идут на компромиссы («Я сказала идти спать в девять часов, и точка!» или «Началась школа — всё, теперь никаких гулянок!»).

Иногда родители наказывают детей за проявление упрямство, не пытаясь найти компромисс или изначально слишком категоричны в своих требованиях

Типы истерик

Выделяют два типа истерик: истерика характера и манипулятивная. Целью первого типа является разряжение обстановки. Вторая же направлена на манипуляцию, достижение желаемой цели.

Начинаются истерики всегда одинаково, выделяют три последовательные стадии:

Ребенок кричит, при этом не видит, не слышит никого и ничего не требует

Малыш кидает все подряд, топает ногами, размахивает руками

Ребенок плачет, смотрит страдающим взглядом на взрослых

Женщина с маленьким сыном в магазине выбирала продукты. На кассе малыш увидел разные сладости, шоколадки. Он стал просить маму купить, но получил отказ. В результате, кроха упал на пол перед кассой, стал кричать и требовать желаемого. Взгляды людей были прикованы к истерящему малышу. Дабы быстро прекратить истерики ребенка, мама взяла с полки шоколадку и дала малышу. Истерика закончилась. Ребенок получил желаемое. Вместо того, чтобы подобрать иную тактику решения проблемы, мамочка пошла на поводу у своего ребенка. Откликнулась на манипуляцию, теперь малыш знает, что стоит ему закатить истерику — он получит желаемое.

Особенности кризиса семи лет

Итак, семья решила, что ребёнок готов стать школьником, и выбрала формат обучения

Очень важно морально подготовить ребёнка к учёбе — много говорить с ним о школе, объяснять, что и как там будет происходить, в идеале — походить на подготовительные занятия. . Конечно, ребёнок не всегда может это сформулировать, но он очень взволнован, даже если старается не показывать этого

Кстати, именно к шести-семи годам созревает способность контролировать эмоции: ребёнок уже может скрывать свои чувства, управлять своим состоянием, а вместе с этим — сомневаться в своих ощущениях и испытывать сложные социальные чувства

Конечно, ребёнок не всегда может это сформулировать, но он очень взволнован, даже если старается не показывать этого. Кстати, именно к шести-семи годам созревает способность контролировать эмоции: ребёнок уже может скрывать свои чувства, управлять своим состоянием, а вместе с этим — сомневаться в своих ощущениях и испытывать сложные социальные чувства.

Переживания ребёнка приобретают осмысленность, склеиваются с социальной ситуацией, закрепляются. Часто в этой точке он делает специфические выводы, например: «Я был сегодня в новой одежде, и именно поэтому меня заметили и оценили, нужно это использовать». Вообще, малыш начинает как бы смотреть на себя со стороны, оценивать, насколько он хорош, насколько вписывается в общество.

В новом социальном окружении — в школе — ребёнок быстро выбирает, за кем ему следовать, на кого быть похожим. Слушаться учителя? Следовать правилам? Держаться за самого яркого из одноклассников? Подружиться с самыми тихими? Держаться ото всех особняком с очень серьёзным лицом? А может, самому стать лидером? 

Итак, появляются первые социальные выводы, стратегии и некоторая личная мораль. У ребёнка уже достаточно опыта, чтобы делать выводы, что хорошо для него, а что плохо. Начинает формироваться самооценка. «Чем я отличаюсь от остальных? В чём я хорош? За что меня здесь будут любить?» 

Учебная деятельность и новый социум постепенно вытесняют интерес к игре. Игрушки становятся не так важны, кажутся слишком детскими, «некрутыми» и уходят в разряд развлечений, отдыха, баловства. Потребность в них всё ещё есть, но на публике ребёнок может заявлять обратное. Начинается этап переоценки ценностей. 

<<Форма семейного образования>>

Симптомы

Перемены в ребенке, вступившем на порог кризиса обычно видны невооруженным глазом. Многие мамы и папы говорят — создается ощущение, как будто малыша подменили. Специалисты в то же время предпочитают разделять все кризисные проявления на несколько групп:

  1. Нарушение правил и норм, созданных внутри семьи:
  • ребенок начинает грубо общаться
  • ребенок воспринимает в штыки любое мнение и предложение родителей
  • пытается избавиться от старых игрушек, мотивируя тем, что они ему больше не нужны
  • не реагирует на просьбы и откровенно бунтует против родителей.
  1. Пытается подражать взрослым:
  • ребенок пытается подделать свой голос под взрослый и грубый тембр
  • просит купить ему новые современные гаджеты и отказывается носить “детскую” одежду (с рисунками и украшениями)
  • склонен к постоянным эмоциональным перепадам
  • не любит, когда его критикуют и становится мнительным.
  1. Стремится быть «взрослым» и независимым:
  • проявляет интерес к жизни семьи и быту
  • беседует со взрослыми на равных
  • старается выполнять домашние обязанности.

Заметив хотя бы пару из перечисленных изменений в поведении ребенка, родителям не стоит сразу бить тревогу. Даже проявляясь на первый взгляд в негативном ключе, все эти новообразования имеют огромное значение в жизни ребенка.

Почему ребенок сталкивается с кризисным периодом?

В 3 года малыш начинает отстаивать право на автономность, а к 7 годам у него появляется первая позиция в социуме. Родители внушают своему чаду, что поход в школу равносилен взрослению, поэтому он уверен: принципы из «детской жизни» нужно изменить. Малыш хочет самостоятельно решать, что ему есть, куда и когда идти, как и что говорить старшим. Он живет с убеждением «я взрослый», «сам буду решать», «имеют право».

Причины кризиса:

  • Внутренний конфликт. Ребенок хочет сохранить детскую непосредственность, но в то же время впервые сталкивается с ответственностью, поэтому мечтает проявить свою способность к самостоятельному принятию решений.
  • Выбор роли. Ребенок создает для себя линию поведения и старается ей следовать. Послабление влияния внешних факторов становится прекрасной средой для формирования наигранности.
  • Адаптация к школе. На уроках малыш должен быть спокойным, сосредоточенным и ответственным. Сразу привыкнуть к новой роли ему не удается.

Справляясь с проявлениями кризиса, ребенок учится функционировать в социуме. Именно поэтому 7 лет – это не просто период противоречий, но и этап формирования новой структуры личности.

Право на собственные решения

На 7-летнего малыша и дома, и в школе наваливаются разные требования, которые он должен безукоризненно соблюдать. Нежелание подчиняться и является главной причиной негативных проявлений кризиса. В ответ на все «должен», «нужно», «сделай» малыш говорит «не буду», «не стану», «не хочу».

Когда ребенок отстаивает право на собственные решения, родителям стоит идти на хитрость:

  • Формулировать требования и просьбы так, чтобы малыш выполнял их добровольно. Можно призывать на помощь любимого героя комиксов и мультфильмов или рассказывать поучительные истории.
  • Апеллировать к существующему опыту ребенка вместо давления авторитетом. Напомните малышу, что он простудился, когда захотел прогуляться без шапки в прохладную погоду.
  • Учить ребенка аргументированному спору вместо попыток заглушить его мнение. Родителям такой опыт подарит возможность услышать свое чадо, а малышу – правильно отказывать от требований взрослых.
  • Общаться на равных. Не требуйте, не угрожайте и принимайте решение за ребенка. Не раздавайте ему советы и указания, пока он не спросит вашего мнения. Спрашивайте, сколько времени потребуется на выполнение определенного задания, и следите за тем, чтобы малыш укладывался в озвученный график.

С достижением 7-летнего возраста ребенок все чаще попадает в ситуации, в которых ему ранее бывать не приходилось. Его привлекает свобода действий и независимость старших, поэтому он изо всех сил старается им подражать. Формирование ассоциативного ряда «первый класс-ответственность-взросление» только подливает масла в огонь. Как результат – кризис переходного периода и стресс для родителей.

Терпение взрослых и расширение возможностей малыша – это главные помощники в преодолении этого сложного жизненного этапа.

Как справляться с детскими капризами

Довольно часто детские крики застают родителей врасплох в общественных местах. Поводом для трагедии может быть что угодно — от проигрыша в конкурсах до красивых игрушек, которые необходимы от смерти. Правильно выбранная родителями стратегия позволит решить большое количество проблем в будущем. Как же предотвратить истерику?

Абстрагироваться от недовольных взглядов, замечаний окружающих. Помнить необходимо о том, что стыдно быть не должно. Это обычная рядовая ситуация. Не запугивать ребенка. Часто можно услышать слова: “Ты себя плохо ведешь, сейчас тебя бабайка унесет”. На месте бабайки может быть кто угодно. Это не работает, только выработает страх у малыша. Не идти на поводу у крохи. Ребенок должен понимать, что родитель не собирается поддаваться на провокацию и твердо придерживается одной линии поведения. Обнять и объяснить

Важно не говорить крохе, как он неправ и плохо себя ведет. В момент истерики он этого не услышит, но объятия могут успокоить его

Деток младше трех лет можно быстро переключить на что-то, обратить его внимание на собачку, машину и пр

Важно! Нельзя обесценивать чувства ребенка. Для взрослого происходящее — ерунда, для ребенка — важно

Необходимо проговаривать эмоции малыша вслух, комментировать их

Для взрослого происходящее — ерунда, для ребенка — важно. Необходимо проговаривать эмоции малыша вслух, комментировать их. Важно! Нельзя обесценивать чувства ребенка

Для взрослого происходящее — ерунда, для ребенка — важно. Необходимо проговаривать эмоции малыша вслух, комментировать их

Важно! Нельзя обесценивать чувства ребенка. Для взрослого происходящее — ерунда, для ребенка — важно

Необходимо проговаривать эмоции малыша вслух, комментировать их.

Как темперамент влияет на истерики

У каждого темперамента свои особенности поведения. Благодаря набору характеристик можно выяснить, к какому темпераменту относится ребенок.

Сангвиник. Это уравновешенный, подвижный характер. Для детей-сангвиников характерно хорошее настроение, отлично развитые коммуникативные навыки. Малыш умеет быстро адаптироваться в различных ситуациях. В случаях постоянного нарушения режима ведет себя как малыш со слабым типом нервной системы. Чтобы избежать истерик у таких деток, необходимо неукоснительно соблюдать режим дня, избегать шумных и людным мест, найти крохе хобби; Холерик. Отличается преобладанием процессов возбуждения над торможением. Эти дети очень чувствительны, нервные. Таких детей воспитывать необходимо терпеливо, спокойно, ненавязчиво

Родителям важно вовремя определить момент, когда ребенок вступает в конфронтацию и быстро менять тему, переключать ребенка на другое; Флегматик. Процессы торможения преобладают над возбуждением

Родителям необходимо научить ребенка преодолеть внутреннюю инерцию, привлекать его к шумным играм, занятиям. Не нужно делать все за ребенка потому что нужно быстрее, а он медлительный. Не ругать за медлительность; Меланхолик. Такие дети — не уравновешенные, инертные. Процессы возбуждения и торможения замедленны. Такие детки впечатлительны, ранимы, замкнуты. В воспитании делать акцент на частые перерывы между занятиями. Чтобы не провоцировать капризы, родители должны избегать шумных, людных мест.

Флегматики и холерики больше остальных склонны к истерикам. Дети-флегматики долго “созревают” до выплеска эмоций. По силе реакции и выплеска эмоций они превосходят холериков.

Как проявляется кризис семи лет

Рассмотрим подробнее признаки возрастного кризиса семи лет и способы помочь ребёнку в разных ситуациях.

Паясничество, непослушание. Жизнь ребёнка резко меняется и мчится в неизведанное, но ему хочется хотя бы немного владеть ситуацией. С ребёнком можно договориться, но только с учётом его условий

Делайте послабления в правилах — сейчас это правда важно. Поддерживайте взрослое поведение: хвалите за выдержку, внимательность, за то, что хорошо получается

Не вмешивайтесь, если ребёнок занят чем-то важным для себя, и не навязывайте помощь. Обсуждайте сложные темы и ситуации в жизни и фильмах, позволяйте высказывать своё мнение. Уверены, вам и самим это будет очень интересно. 

Детское поведение. В безопасном домашнем пространстве ребёнок может чаще просить ласки, забираться на ручки, требовать поиграть с ним или делать «как раньше». Не стоит призывать его ко взрослости и ответственности — дайте ему эту ласку и время, чтобы он мог расслабиться и мягче адаптироваться к изменившейся жизни. Два шага вперёд — один назад. Это поможет сберечь ваши доверительные отношения и умение ребёнка расслабляться рядом с близкими. А ответственности и оценок — во всех смыслах — хватает и в школе. 

Сложности со школьной дисциплиной. Не всегда малыш из всеобщего любимца сразу готов превратиться в сознательного члена общества. Это долгий путь разговоров, обсуждений, почему так принято, экспериментов и их последствий. Ребёнок постепенно теряет детскую непосредственность и овладевает контролем над собой. Просто поддержите его — для него это совершенно новый опыт. 

Внимание к своей внешности. Ребёнок начинает смотреть на себя со стороны, оценивать свою причёску, одежду, социальный статус, и здесь ему тоже очень нужно помочь сориентироваться

Ему критически важно не отставать от других детей и иметь критерии собственной успешности в обществе. Обсуждайте, как через внешний вид проявляется характер людей и их интересы

Подумайте вместе, что ещё в человеке заметно, кроме одежды и вещей, например личные качества, привычки, поведение. Учите справляться с критикой и строить отношения с другими людьми. И самое главное — учите видеть в одноклассниках и учителях таких же людей с их чувствами и увлечениями. Приглашайте их в гости и соедините два раздельных для ребёнка мира — школьный и домашний. 

‍Страхи, неврозы, утомление. На этом этапе у ребёнка могут обостриться уже существующие проблемы. Дайте соответствующую поддержку: соблюдайте режим дня и питания, убедитесь, что ребёнок полноценно отдыхает и получает достаточно витаминов и физической нагрузки, чтобы снизить утомляемость и раздражительность

Особенно это важно, если параллельно он проживает физический скачок роста. В некоторых случаях может понадобиться более серьёзная поддержка — консультации психолога, сокращение нагрузки или смена формы обучения

Правила поведения родителей

  • Родителям станет легче, если они поймут, что кризис – явление временное. Он проходит, его просто нужно пережить.
  • Принять факт взросления ребенка и предоставить ему достаточно самостоятельности, поддерживать его инициативность.

Хотят того родители или нет, но малыш взрослеет и лучшим для него будет свободное развитие без жестких ограничений и рамок. Изменения происходят на физиологическом уровне и связаны с интенсивным биологическим созреванием детского организма. Поэтому как бы ни хотелось взрослым видеть своих детей малышами, их рост и развитие не сдержать. А попытками сделать все за ребенка и оградить от всех опасностей этого мира, можно очень сильно навредить ему.

Необходимо постараться помочь ребенку смягчить прохождение кризиса.

Не стоит думать, что повзрослевший малыш может сам справиться со всеми возникающими трудностями

Ему по-прежнему нужны внимание и помощь родителей. Чтобы ребенок чувствовал любовь и поддержку следует разговаривать с ним, расспрашивать о том, как проходят дни, знать, как зовут его друзей и персонажей любимого мультфильма

Важно продумать совместный семейный досуг. По статистике, дети, чьи родители вовлечены в их жизнь, проходят этот кризисный этап намного быстрее и спокойнее

Если ребенок сильно переживает по поводу неудачи, можно отвлечь его, погулять или поиграть вместе с ним в любимую игру, или заняться совместным делом, а может быть, просто приласкать и взбодрить его. Стоит избегать слов и фраз, указывающих на несостоятельность ребенка в определенных делах типа «я же говорила, что ничего из этого не выйдет…», «а Саша вот как хорошо сделал, не то, что ты…». Лучше оказать поддержку, подарить объятия и поцелуй. А впоследствии создать ситуацию успеха, чтобы малыш не потерял веру в себя и свои силы.

Чтобы в будущем ребенок смог адекватно реагировать на неудачу, нужно помочь ему принимать роли разного характера, в том числе и роль проигравшего. Хорошо подойдут групповые игры, когда сам ребенок должен рассудить играющих и дать им определенные места. Такой способ позволяет понять, что вторым быть не страшно.

Приказной тон и назидания в этом возрасте малоэффективны.

Лучше не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий. Не стоит спешить делать замечание малышу или указывать на его ошибки и неудачи, лучше спокойно выяснить причину, помочь пережить неприятный момент. Родителям стоит прислушиваться к мнению ребенка, его мыслям и желаниям и постараться понять его. Попробовать поставить себя на место маленького сорванца, вспомнить свое детство. И лишь затем применять определенные воспитательные меры. А наказания стоит использовать обдуманно, нечасто и по делу.

Не стоит «ломать» ребенка.

Это возраст, когда близкому взрослому важно быть защитой, поддержкой и опорой. Если дитя предпочитает на обед всегда одно и то же блюдо или хочет носить только синий цвет, уступить родителям не так уж и сложно

Это мелочь, которая важна для психологического развития чада. Консерватизм в 5-7 лет – это норма.

Часто в этом возрасте родители отдают детей на занятия по подготовке к школе. И спортивная секция не помешает. Спорт учит детей дисциплине, справляться с эмоциями, агрессией и гневом.

И самая важная рекомендация: в общении с малышом поможет терпение и любовь, а также настрой на оптимизм и юмор.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Самостоятельная диагностика

Симптомы кризиса:

  • часто грубит;
  • плохо делает домашние задания;
  • отказывается ходить в школу или детский сад;
  • до последнего стоит на своей точке зрения, начались паясничания, ужимки, позирования;
  • не устраивает в семье все.

Также ребенок становится:

  • раздражительным и вспыльчивым;
  • быстро утомляемым;
  • рассеянным;
  • замкнутым и робким.

Если хотя бы два пункта совпали наблюдаются у ребенка — у него кризис 7-летнего возраста. Но не стоит сильно беспокоиться. В ближайшее время родителям необходимо откорректировать свое поведение так, чтобы не задевать чувства чада. Поскольку бездействие и игнорирование проявлений, как активное, так и пассивное, скажется на поведении ребенка в будущем.

Также возможно, что кризис 7 лет еще не начался, и все вышеприведенные модели поведения, которые обнаружены у ребенка, являются следствием неправильного воспитания

Тогда, маме и папе нужно обратить внимание на этот момент, и откорректировать методы своего воспитания

Советы Комаровского

Доктор Евгений Комаровский известен тем, что в доступной форме рассказывает родителям, как вырастить здорового ребенка, а также привить ему все необходимые навыки.

Но в случае с кризисом трехлетнего возраста и советами по прохождению этого кризиса, мнение Комаровского не отличается от большинства врачей. Главный совет – научится ладить со своим малышом, уступая ему в малом, но, не позволяя манипулировать.

  1. Родитель должен всегда оставаться спокойным, никаким образом не давать понять, что криками и истериками можно добиться желаемого. Не нужно даже становиться свидетелем истерик, просто уйдите недалеко. Не нужно и наказывать за капризы, дайте успокоиться, а потом ищите компромисс.
  2. Тактика воспитания должна быть единой у обоих родителей. Если мама сказала «нет», то отец не должен разрешать. Это же касается и бабушек с дедушками.
  3. Не нужно все время опекать ребенка, дайте ему немного самостоятельности. Пусть даже он будет делать все медленно и не всегда правильно, зато приобретет полезные навыки.
  4. Помните, что криками и постоянными запретами вы ничего не добьетесь. Ребенок, даже маленький, не ваша собственность и не будет делать все по вашей указке. Старайтесь искать компромиссы и договариваться.

Если родители вовремя поймут, что у ребенка наступил кризис, и началась сепарация, то при правильном поведении они смогут пережить этот период без больших проблем. Уметь договариваться с ребенком – важный навык, который точно пригодится вам в дальнейшем, особенно во время следующих кризисов. И от вас в этот период зависит очень много, ведь сейчас формируется характер вашего отпрыска.

Поделись полезным:

Причины изменений в поведении ребёнка

Кризис семилетнего возраста у малыша связан прежде всего с социальным развитием, обязательными образовательными нормами. Ведь согласно действующему законодательству ребёнок в нашей должен пойти в первый класс в чётко установленные сроки — не ранее 6,5 лет и не позднее 8 лет (в отдельных случаях возможно и более раннее поступление в школу — с разрешения директора конкретного учебного заведения).

Кризис семи лет напрямую связан с социальными нормами, необходимостью идти в школу в определённом возрасте

Начало кризиса связано со взрослением ребёнка в связи с осознанием своей новой социальной роли ученика. Сложность состоит в том, что малышу чаще всего трудно быстро к ней адаптироваться:

  1. Меняется режим дня (особенно если ребёнок до этого не посещал детский сад или ходил туда нерегулярно).
  2. Появляется ответственность (необходимо выполнять задания учителя, поддерживать внешний вид и пр.).
  3. На уроках требуется быть спокойным и сосредоточенным, в то время как ребёнку хочется поиграть, повеселиться.
  4. Малыш попадает в новый круг общения (особенно если он ранее не был знаком с одноклассниками).

Начало кризиса связано с тем, что ребёнок начинает осознавать свою новую роль ученика, но не может свыкнуться с ней

Характеристика детей и семей, у которых кризис может быть более выраженным

Некоторые ребята изначально более предрасположены к данному кризису:

  1. Излишне чувствительные, мнительные малыши.
  2. Домашние дети, которые не посещали детский сад, а, например, «сидели» с бабушками.
  3. Родители психологически не готовили малыша к школе, а тем более, когда его с первого же месяца отдают в продлёнку.
  4. Взрослые слишком тревожились о поступлении ребёнка в школу, передавая ему своё волнение (малыш изначально «накручен», запуган школой).
  5. Малыша отдали в первый класс слишком рано (не все дети в 6,5 лет психологически готовы становиться учениками, между тем родители не хотят «терять» лишний год в детском саду).
  6. Ребёнка одновременно со школой отдали на какую-то секцию или кружок. Это нужно делать хотя бы за полгода до поступления в первый класс или, наоборот, когда малыш уже адаптируется к учёбе.
  7. От сына или дочери ждут слишком многого. Например, кроху со средними данными отдают в класс с повышенной нагрузкой.

Некоторые дети изначально более предрасположены к переживанию кризиса: например, это излишне чувствительные ребята или те, кого необоснованно рано отдали в первый класс

Основные признаки кризиса 7 лет

В таком возрасте ребёнок меняет свой статус: получает звание школьника

Это чрезвычайно важное событие в жизни каждого, а любое важное событие — это стресс для организма. Неудивительно, если родители чувствуют возвращение кризиса трёх лет: изменение поведения, нервозность и яркое проявление эмоций не проходят незаметно

Причины возникновения

Кризис 7 лет у ребёнка связан со сменой роли с дошколёнка на школьника. Меняется привычный ритм и режим жизни, появляются дополнительные новые задачи, возрастает ответственность. Всеобщая атмосфера нагнетания обстановки только усиливает переживания.

Заметим, что возраст сложного периода указан условно: кризис может проходить от 6 до 8 лет и проявляться не обязательно в начале учебного года. Уровень накала страстей зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и общей атмосферы в семье. Есть признаки, по которым можно определить, что ребёнок проживает сейчас это непростое время.

Симптомы кризиса 7 лет у ребенка

Как бы ни показалось странным, один из симптомов кризиса 7 лет у детей — игры “в школу”. Это говорит о сильной значимости всего, что связано с процессом обучения. К тому же подобные сценарии могут происходить не только в игре, но и в обыденной жизни. В таких ситуациях дети копируют поведение учителя или одноклассников. Родители отмечают, что ребёнок ведёт себя непривычно: поучает, даёт не всегда уместные советы, становится более требовательным, припоминает старые обещания и обиды. Также появляется демонстративная взрослость, малыш может паясничать, а на просьбы взрослых находит аргументы, чтобы их не исполнять. Ребёнок становится “неудобным”: капризничает, перечит, отказывается выполнять привычные дела, “тормозит” (скорость реакции и ответа на обращения замедляется, надо “сто раз повторить”). Капризы часто принимают резкую форму, связанную с новым статусом: “Не буду носить эту одежду, я не маленький!”, “Купите мне это, я большой/хочу как у других!”. В изменении поведения можно наблюдать манеры, перенятые от других детей, это часто обобщают понятием “общественное влияние”.

Среди других симптомов кризиса 7 лет отмечают:

угасание интереса к ранее любимым игрушкам; 
появление хитрости и обманов; 
нелогичное поведение;
болезненную реакцию на критику;
ожидание похвалы даже в обычных вопросах;
острое внимание к своему внешнему виду;
агрессивность;
замкнутость, уход в себя, нежелание делиться рассказами о своих делах;
появление страхов;
неусидчивость.

Продолжительность

Продолжительность и ход течения кризиса зависят от многих факторов. Одни дети проживают становление своего социального “Я” остро и быстро, у других этот процесс принимает вялотекущую форму с несколькими пиками. Что едино для всех — это неотвратимость кризиса и необходимость его преодоления. Во многом качество проживания этого периода будет зависеть от реакций, принятия и поддержки ближайшего окружения.

Что делать родителям

На видео семейный психолог Ирина Ковалева говорит, что ребенок никогда не будет не слушаться и делать назло родителям, которые создают в семье атмосферу принятия и любви, приучая его к обязанностям, но, не забывая его прав.

  •  Родителям изначально следует выражать свои мысли в правильной, понятной ребенку форме. Часто просьбы родителей детям непонятны, т. к. они не считают нужным объяснять, как и почему. Как может ребенок повиноваться, если не понимает зачем.
  • Малышам до шести лет необходимо буквально на пальцах показывать, что и как надо делать. Какой смысл добиваться криком выполнения просьбы? Часто, кажется, что малыш делает назло, на самом деле его просто не научили делать правильно.
  • Для детей весь мир заключается в игре. Они на самом деле не воспринимают, что им говорят родители, когда чем-то увлечены. Лучше всего отвлечь ребенка от любимого занятия, спокойно высказать свою просьбу и предложить вариант ее выполнения (немедленно или спустя какое-то время). Он должен услышать это четко и ясно.
  • Родители могут жаловаться, что их ребенок ничего не успевает, игнорирует просьбы, будто все делает назло. Нет, его просто надо обучить планированию. Для этого можно завести блокнот, чтобы каждый вечер вместе записывать дела завтрашнего дня. В течение дня, выполняя их, он отмечает это в блокноте. Вечером ребенку самому будет интересно похвастаться родителям своими достижениями. Конечно, предварительно сына или дочь обучают, как пользоваться часами.
  • Каждый человек нуждается в праве на «ошибку». Хорошо если с первого раза у ребенка получится сделать что-то правильно. Если нет, пусть сам попробует, затем надо объяснить и помочь сделать что-то, что он сам не может. Если ребенку не дают ошибаться, ругают, по любому поводу, у него отпадает желание познавать этот мир и стремиться к лучшему.
  • Игровая форма общения и наставления со стороны родителей дает хороший результат. Дети любят соревноваться. Общение с ребенком в форме «кто быстрее соберет игрушки, кто быстрее сложит свои вещи, кто быстрее помоет свою чашку, кто быстрее протрет свою обувь» — научит его быстрее реагировать на просьбы родителей, чем крик и нотации.

Алина Нафикова Сертифицированный психолог-консультант, детский коррекционный психолог высшей категории, магистр педагогики высшей школы. Образование: БГПУ (Уфа), КФУ (Казань).

Если обманывает ребенок, что делать родителям

Что делать, если ребенок врет?

Что делать, если ребенок раздражает?

Мне нравится4Не нравится

Степени поражения.

  • Легкая
  • Средняя
  • Тяжелая

Детям до года диагноз «Детский церебральный паралич» не ставится. До этого возраста ставится диагноз «Перинатальное поражение нервной системы» и ставится причина, по которой произошло это поражение. Также указывается характер поражения (гипоксическо-ишемического, метаболического, травматического характера и т.д.). В течение первого года жизни при проведении правильной реабилитации диагноз снимается. Если степень — легкая, то все неврологические проявления проявляются в течение первого месяца жизни и потом постепенно уходят. Если говорить о средней степени тяжести, то они сохраняются в течение года и имеют под собой двигательные нарушения, и — со стороны внутренних органов. Тяжелая степень, которая ведет за собой тяжелое поражение центральной нервной системы и со стороны внутренних органов.

Чем раньше замечена патология и раньше начато лечение, тем благоприятнее прогноз.

Как сделать чтобы ребенок слушался (как себя вести если ребенок не слушается): 6 простых правил

  1. Выдохнуть и трезво оценить ситуацию, перед тем как накричать и наказать за непослушание. Что именно вам не нравится в поведении ребенка? Он действительно делает что-то опасного для него? Или мешает вам в вашем комфорте и вам не удобно перед окружающими? Если ребенок заслуживает вашего порицания, заранее продумайте что вы ему скажете, как понятным ребенку языком объясните его ошибку.

Поэтому важно успокоиться, взвесить всю тяжесть проступка. Тем самым, возможно, вы не совершите ошибки, не переборщите в наказании

  1. Разговор «глаза в глаза». Присядьте на уровне глаз ребенка. Он не должен чувствовать ваше явное доминирование.
  1. Альтернатива. На каждое «нельзя» должно быть «можно». А еще лучше, если вообще не употреблять запрещающие слова, а сразу предлагать альтернативу. Ну например, вместо фразы «Нельзя бежать через дорогу самому» скажите «Дорогу переходить можно только за руку со взрослыми».
  2. Инструкция, а не приказ. Каждый приказ и требовательный тон нарушает личные границы ребенка. И не удивительно, если реакция ребенка будет воспротивиться и восстать против этого нарушения его границ.

А вот подробно объяснив, что и как можно сделать вместо не желаемого вами, ребенок усвоит и уловит намного больше, чем вы думаете.

  1. Ругайте без имени. Что это значит: ребенок должен любить себя и свое имя. Старайтесь называть по имени ребенка при похвале, а во время порицания можно употребить «солнышко», «зайчик», «сынок».
  2. Никакого шантажа. Ну признайтесь, наверняка говорили: «Будешь себя так вести, я расстроюсь (обижусь)». Это же чистый шантаж. А теперь представим через 10 лет на вашем личном примере ребенок вам заявляет: «Не купишь новый планшет – уйду из дома». Ну как вам?

Правила выхода из кризиса

Поддержка и корректное поведение родителей помогут ребенку максимально безболезненно миновать сложный период. Взрослым членам семьи стоит руководствоваться следующими правилами:

  • Объяснять – перед формулированием запретов, родителям стоит рассказать ребенку их причину. Чтобы малыш чувствовал себя наравне со взрослыми, в общении не должно быть приказного тона и угроз.
  • Слушать – ребенок делится с родителями своими выдумками, планами и мечтами только в том случае, если видит в их глазах неподдельный интерес. В семье не должно быть места насмешкам и недосказанности.
  • Советоваться – спрашивайте мнение ребенка при совершении покупок или приготовлении ужина. Дайте своему чаду возможность почувствовать себя важным и нужным в семье.
  • Исключить насилие. Унижение – это первый шаг к формированию заниженной самооценки и психологии жертвы. Не позволяйте себе быть жестоким по отношению к малышу. Исключите насилие в любых его проявлениях.
  • Не считать ребенка собственностью. Если малыша постоянно ограничивают, у него не появится возможность сформировать свой круг интересов. Родителям стоит свыкнуться с мыслью, что ребенок, воспитанием которого они занимались так внимательно, теперь может иметь свое мнение на каждую ситуацию.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: