Работа над предлогами в работе учителя-логопеда (из опыта работы)

Формирование предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи | статья в журнале «вопросы дошкольной педагогики»

Конспект логопедического занятия по формированию навыков употребления предлогов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Организация: ГБОУ ТРОЦ «Солнышком»

Населенный пункт: г. Москва

Цели:

1. совершенствование лексико-грамматического строя речи;

2. формирование представления о смысловом значении предлогов «ЗА», «ПЕРЕД», «ИЗ-ЗА».

Задачи:

1. отработать понимание пространственного значения предлога ЗА; ПЕРЕД, ИЗ-ЗА;

2. работать над правильным употреблением предлогов в устной речи;

3

развивать память, внимание, мышление;. 4

обогащать словарный запас;

4. обогащать словарный запас;

5. развивать у детей зрительно-пространственных представлений и смыслового значения употребления предлогов.

6. воспитывать культуру коммуникации;

7. формировать взаимопонимание, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, навыков сотрудничества.

Оборудование: таблица символов-предлогов; наглядный материал (наглядные картинки, сюжетные картинки с предлогами; схемы с предлогами, кукольный театр «Репка», массажные шарики «су-джок»).

Ход занятия

1. Приветствие детей.

Логопед:

Я — твой друг и ты — мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

2. Пальчиковая гимнастика с использованием массажного шарика «Су-джок»

Дети совместно с логопедом:

Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Ежик нам ладошки колет –

Ручки к школе нам готовит.

3. Организационный момент.

Логопед последовательно вывешивает картинки на доску: девочка, мальчик, дом, дерево, забор.

Логопед: посмотрите на картинку, что это? (Дети отвечают: «Дерево»). Где находится мальчик? (Дети отвечают: «За» деревом). Где находится мальчик? (Дети: «Перед деревом»).

Посмотрите на картинку, что это? (Дети: «Забор»). Где находится девочка? (Дети: «За забором»). Где находится девочка (Дети: «Перед забором»).

Логопед: посмотрите на другую картинку, что это? (Дети: «Дом»). Откуда выглядывает девочка?

(Дети: «Из-за дома»). Откуда выглядывает мальчик? (Дети: «из-за дома»).

Логопед: посмотрите на картинку, что это? (Дети: «Дерево»). Откуда выглядывает мальчик? (Дети: «Из-за дерева»). Какие маленькие слова мы произносили? (Дети отвечают: «за», «перед», «из-за»). Вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня? (о предлогах «за», «перед», «из-за»).

Логопед последовательно вывешивает на доску схемы предлогов («за», «перед», «из-за»).

Предлог «ЗА» мы обозначаем такой схемой, предлог «ПЕРЕД» — другой схемой, а предлог «ИЗ-ЗА» — третьей.

4. Игра с героями кукольного театра «Репка».

Логопед: Дети, к нам в гости сегодня пришли сказочные герои Вы узнали, из какой сказки они пришли? (Дети отвечают: «Репка»). Расположите их по порядку.

Дети: Репка, за репкой дедка, за дедкой – бабка, за бабкой – внучка, за внучкой – Жучка, за жучка – кошка, за кошкой – мышка.

Логопед: А теперь перечислите героев, начиная с конца, употребляя предлог «перед».

Дети: Перед мышкой — кошка, перед кошкой — Жучка и т.д.

Логопед: А теперь угадайте, о ком я говорю: Этот герой стоит за бабукой? (Дети отвечают: «Внучка»). Этот герой стоит перед кошкой? (Дети: «Жучка»). Этот герой стоит перед мышкой? (Дети: «Перед мышкой кошка»).

Логопед: А какие маленькие слова Вам встречались в сказке?

Дети: «ЗА» и «ПЕРЕД».

Логопед: (На доске несколько схем предлогов, дети должны выбрать нужную схему )

Дети, а какая схема предлога «За»?

Логопед: А когда употребляется предлог «За», предлог «Перед»?

Дети: когда предмет находится позади чего-то. Когда предмет находится перед чем-то.

Логопед: Дети, спрячьте руки за спинку, за голову, за ноги.

5. Физкультминутка

За елками, за кленами

(дети разводят руки в стороны, дети поднимают руки вверх)

Растут кусты зеленые

(дети присели, согнули руки в локтях).

За домом, полем, за рекой

(руки домиком, руки в второны, руки вперед)

Ребята все бегут гурьбой

(бег на месте).

6. Игра: «Подскажи словечко» (логопед произносит предложение, пропуская предлоги «За», «Перед», «Из-за»)

Девочка спряталась_____ забором.

Дети идут_____ ягодами.

Дети стоят____домом.

Волк гонится ____зайцем.

Собака выбежала _____ куста

Девочка сидит ______столом.

Девочка вышла ____ стола.

Цветы растут_______домом.

7. Заключение:

Логопед: Ребята, давайте, вспомним, о каких маленьких словах (предлогах) мы сегодня говорили.

Дети: Мы говорили о предлогах «За», «Перед», «Из-за».

Логопед: Когда мы употребляем предлог «За», «Перед», «Из-за»?

Дети дают свои ответы.

Опубликовано: 26.05.2024

Слайд 4 Коррекционно-логопедическая работа по формированию предлогов у детей осуществляется мной в процессе

развития  понимания  речи,  уточнения словарного  запаса,  произношения  и  обучения  грамоте,  формирования грамматических  средств  языка. Работа  над предлогами рассматривается как  составная часть работы над  связью слов  в предложении. Для правильной оценки нарушений в речи ребенка и для определения наиболее рациональных путей коррекции провела обследование. Обследование велось в двух направлениях.Выявление понимания значения предлогов.Обследование правильности употребления предлогов в экспрессивной речи ребенка. Обследование, показало, что в особенности, если дефект включает дизартрический компонент — дети испытывают трудности, связанные с ориентацией в окружающем пространстве. Отсюда несформированность пространственных понятий и трудности формирования навыков правильного употребления предлогов.

Краткий справочник по современному русскому языку

Предлоги употребляются с существительными и местоимениями и связывают их с другими самостоятельными словами: подбежать к дому, перебежать через дорогу. Чтобы отличить предлог от приставки, надо помнить, что между существительным и предлогом можно вставить прилагательное или местоимение, а между приставкой и корнем нельзя: подход, но под (высоким дубом), под (этим) дубом.

Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетаниях и предложениях.

Связывая самостоятельные слова друг с другом, предлоги выражают вместе с окончаниями самостоятельных слов различные смысловые значения. Например, предлоги в сочетаниях глаголы с существительными: положить в портфель, положить у портфеля, положить на портфель, положить под портфель и т. д. – передают различные пространственные значения.

Предлоги могут выражать и временные значения: приду после обеда, приду через час, приду перед ужином, заниматься с утра, заниматься до вечера. Нужно помнить, что предлоги передают те или иные значения не сами по себе, а только вместе с окончаниями самостоятельных слов.

По значению предлоги делятся на разряды:

  1. Пространственные (указывают место): В, НА, ИЗ-ЗА, ПОД, ОКОЛО, У, К, НАД. Ехать в город; сидеть на берегу.
  2. Временные (указывают на время): ЧЕРЕЗ, К, ДО, С, ПЕРЕД, В ТЕЧЕНИЕ. Придти через час; вернуться к ночи.
  3. Причинные (указывают на причину): ПО, ОТ, ВСЛЕДСТВИЕ, ИЗ-ЗА, ВВИДУ. Дрожать от холода; не пришел из-за болезни.
  4. Целевые (указывают на цель): ДЛЯ, РАДИ, НА. Трудиться на благо Родины; остановились для ночлега.
  5. Образа действия (указывают на образ действия): С, БЕЗ, В, ПО и др. Работать с увлечением; говорить по душам; писать без ошибок.
  6. Дополнительные (указывают на предмет, на который направлено действие): О, ОБ, НАСЧЕТ и др. Рассказать о поездке; забыть про неприятности и т. д.

Один и тот же предлог может выражать разные значения. Так предлог НА может передавать пространственные, временные и целевые значения (зайти на минутку, остановиться на ночлег).

«Куда спрятался?»

Оборудование: у каждого ребенка одна большая картинка с изображением, например: шкафа, тумбочки и т.п. и одна маленькая картинка, вырезанная по контуру, изображающая, например: кошку, книгу и т.п. В большой картинке сделаны прорези, в которые дети вставляют маленькие картинки. Возможные сочетания картинок: шкаф-кошка, тумбочка-чайник, письменный стол-книга, ведро-лопатка и т. д.

Методические рекомендации: Логопед предлагает детям последовательно помещать маленький предмет В, ЗА, ПОД, ОКОЛО, НАД и т. д. Каждый раз спрашивает: ГДЕ? Дети отвечают словосочетанием, четко выделяя голосом предлог и отделяя его от последующего слова: В шкафу, ЗА шкафом и т. д.

Русский язык. Энциклопедия

Предлог – служебная часть речи, используемая как средство синтетического подчинения существительных (а также местоимений) другими словами в предложении и словосочетании. Выражая идею отношения, предлоги по своему грамматическому значению сопоставимы с надежными окончаниями, поэтому выступают вместе с ними в едином функциональном комплексе, образуя предложно – падежную конструкцию.

Не случайно беспредложные падежные формы нередко выражают то же грамматическое значение, что и предложно – падежные конструкции.

Ср.: оказать другу – обратиться к другу – разновидность объектного значения «адресат».

Идти лесом – идти через лес – пространственное значение.

По своему лексическому значению предлоги (особенно пространственные) соотносятся с соответствующими префиксами; ср.: войти в лес, съехать с горы, подбежать под дерево, а также безголосый – без голоса, петь и при этом плясать – приплясывать.

Подобно другим словам, многие предлоги многозначны:

НАД:

  1. пространственное значение (летать над рекой).
  2. объектное значение (задуматься над вопросом).

По своему строению предлоги делятся на:

  1. Непроизводные (или первообразные): В, БЕЗ, К, НА, ПРИ и др.
  2. Производные (или непервообразные), образованные от других частей речи: НАВСТРЕЧУ, ПОСРЕДСТВОМ, НЕСМОТРЯ НА или же путем сложения двух первообразных предлогов: ИЗ-ЗА, ПО-НАД и др.

Слайд 20Литература1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников

(формирование лексики и грамматического строя) — Спб, 1999.2. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. — М., 1981.3. Соколова Н.В. Обучение детей с ФФН и ОНР навыку употребления предложно-падежных форм. // Дефектология. №1. !9994. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Обследование лексического запаса и грамматического строя языка. /Под ред. Власенко И.Т. //Методы обследования речи у детей. — М., 1992.5. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит.- СПб, 1997.6. Ткаченко Т.А. В первый класс — без дефектов речи. — СПб, 1999.7. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь: формирование лексико-грамматических представлений. — СПб, 1999.8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Основы логопедии. — М., 1989.9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. — М., 1993.10. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. — М., 2000.Интернет источникСоциальная сеть работников образования nsportal.ru

Слайд 11Игра «Зверята»Цель: наглядная демонстрация значения предлогов, закрепление предлогов и предложно-падежных конструкций

в речи.Оборудование: Карточки – схемы предлогов

Играли долго малыши. Никто и не заметил, 
Как скоро вечер наступил, и солнышко не светит.Огляделись малыши – страшно и обидно:
Тишина в лесной глуши, домиков не видно.Куда же им теперь идти и как дома свои найти?
И где же будут спаленки для зверяток маленьких?Но тут в лесу зверюшки увидели избушку!Ночь пришла, зверята спят, только носики сопят. 
Спит на коврике лисёнок, а в корзинке спит ежонок,
Медвежонок маленький спать улёгся в валенке.
И уснула белочка, притаясь за печкою.Утром лучик солнца заглянул в оконце.
Просыпаются зверятки, поднимаются с кроваток:
С коврика вскочил лисёнок,
Из корзиночки – ежонок, 
Рыженькая белочка вышла из-за печки, 
А мишутка маленький выбрался из валенка
Поглядели из окошка и увидели дорожку.К своим домикам зверюшки побежали из избушки
И, увидев своих мам, разбежались по домам!
Деток мамы обнимали, но немножко поругали:
Всем ребяткам нужно знать – допоздна нельзя гулять!»

Вторая группа предлогов – это предлоги, обозначающие направление и отвечающие на вопрос КУДА? ОТКУДА?

  1. В (дом) ИЗ (дома).
  2. К (стене) ОТ (стены).
  3. ДО (двери).
  4. ЧЕРЕЗ (забор) ПО, ВДОЛЬ (забора) ПО (полю).
  5. ЗА (дом) ИЗ-ЗА (дома) ИЗ-ПОД (стола).

Задачи изучения этого раздела:

  1. Учить детей понимать и дифференцировать вопросы КУДА? (в группу, в музыкальный зал), ОТКУДА? (из дома, из автобуса).
  2. Учить детей соотносить действие, изображенное на картине с нужным вопросом и предлогом.

Каждый из предлогов, обозначающих направление движения, отрабатывается отдельно. Практическое усвоение предлогов можно использовать при изучении лексических тем:

  1. «Овощи», «Фрукты» (к забору, к грядке, через забор).
  2. «Продукты питания» (в холодильник).
  3. «Мебель» (к стене, от стены, до двери).
  4. «Посуда» (в шкаф).
  5. «Дом и его части» (в дом, из дома, из трубы).
  6. «Домашние животные и птицы».
  7. «Дикие животные наших лесов».
  8. «Дикие животные холодных стран».
  9. «Дикие животные жарких стран».
  10. «Зимующие птицы».
  11. «Транспорт».
  12. «Наш город, наша улица».

Виды практических работ:

Выполнение инструкции по заданию логопеда:

  1. сходи в спальню.
  2. выйди из спальни.
  3. подойди к стене (к шкафу, к столу).
  4. отойди от стены (от шкафа, от стола).
  5. довези коляску до двери (до окна, до стола).
  6. брось мяч через стул.
  7. перепрыгни через ручей.
  8. спрячься за угол (за шкаф).
  9. выйди из-за угла (из-за шкафа).
  10. выйди из-под стола.
  11. достань игрушку из-под дивана.

2. Знакомство со схемой предлогов, обозначающих направление движения: на слух.

  1. Выполнение движений ребенком – показ соответствующей схемы предлогов.
  2. Выполнения движений по заданной схеме.
  3. К схеме подобрать картинки, соответствующие указанному в схеме направлении.
  4. Обозначить графически направление движения, выполненного другим.
  5. Нарисовать направление движения по речевой инструкции.

3. Дидактические игры.

  1. Достань шарики.
  2. Спрятались от дождя.

4. Фронтальные занятия.

5. Схемы предлогов демонстрационные и раздаточные.

Слайд 3Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок: пропуск или замена предлогов.

Чаще всего наблюдается опускание предлогов В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО, НА и В по причине смешения их и в импрессивной речи из-за трудностей понимания грамматических значений этих предлогов («на столе» вместо «над столом», «по книжке» вместо «под книжкой»). В речи детей часто отсутствуют сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.замена одной предложно-падежной конструкции другой (дом стоит на реке).неправильное употребление падежного окончания существительного (Мальчик бежит с собака).неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания (Собака ест у миска).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: