Еще одна порция полезных советов
- Чтобы развить коммуникативные навыки у ребенка-дошкольника, достаточно простых упражнений. Мы собрали основные советы. Некоторые из них очень простые, некоторые — несколько более сложные. Но здесь важен комплексный подход. Итак:
- Занимайтесь с малышом регулярно. Если ребенок замкнут — старайтесь инициировать диалог самостоятельно.
- Учитывайте интересы малыша. Если ребенку неинтересна тема разговора, скорее всего, он будет поддерживать ее неохотно.
- Спрашивайте “Как прошел день?”. Это позволит не только быть в курсе дел своего малыша, но и научит быть его более открытым.
- Практикуйте совместное чтение. Сказка на ночь — отличный вариант, но необязательно использовать именно его. Это поможет малышу развить понимание сюжета, обогатит его словарный запас и разовьет эмоциональный интеллект.
- Спрашивайте мнение ребенка. Нравится или не нравится? Почему? Что ты думаешь по этому поводу? Как бы ты поступил, окажись на его месте? Это развивает способность принимать решения и анализировать поступки других людей.
Общение важно не только для дошкольника, но именно в этом возрасте заложить базу очень важно. Малыш, получивший навыки коммуникации в раннем возрасте, будет успешнее развивать их еще до того, как пойдет в школу, когда способности выражать свои мысли и анализировать сказанное учителем станут одним из важнейших умений на первое время
Характеристика различных стилей семейного воспитания
Многие родители полагаются на собственные материнские и отцовские инстинкты, а также опыт старшего поколения родственников. Подчас, не уделяется достаточно времени изучению детской психологии и теории педагогической науки. Нерешенные вопросы и отсутствие основных знаний в этой области могут создать сложности при взаимодействии с ребенком уже на ранних этапах. Родителям имеет смысл познакомиться с существующими стилями воспитательной работы и выбрать наиболее подходящий для них (и ребенка!) с учетом особенностей окружающей обстановки.
Традиционно выделяют следующие методы воспитания:
- Попустительский, либеральный. Данный вариант предполагает большую свободу в действиях ребенка и минимальный контроль со стороны взрослого. Психологи отмечают, что ребенок в таких условиях способен вырастить творческой и социально активной личностью. При этом либеральный стиль может стать причиной чрезмерной импульсивности и агрессии, так как с малых лет ребенок не будет знать ни правил, ни запретов.
- Авторитарный. Противоположный по содержанию, этот стиль характеризуется гиперопекой и тотальным руководством родителей. Взрослые стараются участвовать во всех сферах жизнедеятельности ребенка. С одной стороны, они дают ему ощущение безопасности, четкие правила, с другой – излишне ограничивают. Последствием может быть неприспособленный к жизни, апатичный взрослый, не имеющий своего мнения и стремлений.
- Демократический – наиболее адекватный и позитивный вид; нечто среднее между описанными выше стилями. Демократия предполагает разумные правила поведения, некоторые запреты, но без лишних ограничений. Каждый член семьи одинаково значим и имеет право голоса. Реализуется помощь, поддержка, при этом сохраняется самостоятельность как родителей, так и детей. Данный стиль воспитания – положительный пример в воспитании детей.
Конспект занятия по коммуникации в старшей группе
Публикации по теме:
Итоговое занятие в старшей группе по коммуникации и познанию «Игра-КВН» Цель: Упражнять в прямом и обратном счёте в пределах 10. Закрепить знания о геометрических фигурах, развивать умения классифицировать множества.
Конспект итоговой НОД по коммуникации в старшей логопедической группе «Сказка о капризной принцессе» Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности по коммуникации в старшей логопедической группе. «Сказка о капризной принцессе».
Конспект коррекционного занятия по развитию речи и альтернативной коммуникации «Пересказ сказки «Репка» БСУ СО МО Сергиево-Посадский детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Берёзка» Конспект коррекционного занятия по развитию.
Конспект занятия «Грязнуля Маша» по развитию коммуникативных и речевых навыков средствами альтернативной коммуникации МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания.
Конспект по коммуникации в смешанной ранней группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 Конспект по коммуникации в смешанной ранней группе на тему.
Конспект занятия по коммуникации «Русские народные сказки» Цель. Выяснить, знают ли дети русские народные сказки. Методика проведения Педагог напоминает детям, что в предыдущих группах каждый год.
Конспект занятия по теме «Развитие навыков позитивной коммуникации у учащихся первых классов» План-конспект занятия На тему «Развитие навыков позитивной коммуникации у учащихся первых классов» Цель — приобретение учащимися конструктивных.
Конспект занятия с элементами развития навыков невербальной коммуникации «Родственные слова» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 15 Конспект открытого коррекционного занятия.
Технологическая карта организованной учебной деятельности «Коммуникации» в старшей группе Технологическая карта организованной учебной деятельности Возрастная группа: старшая группа Образовательные области: «Коммуникация» Разделы:.
Возникновение дружбы
В большинстве случаев завязывание дружеских отношений наблюдается во время посещений детского сада. Наличие друзей благотворно сказывается на развитии малыша. Такие дети не имеют проблем с самооценкой. Они уверены в себе, а их мысли и эмоции окрашены в позитивные оттенки. Дружба базируется на оказании помощи, заступничестве и предоставлении во временное пользование любимых игрушек. У друзей могут быть общие тайны и секреты. За ссорами обязательно следует примирение, сопровождающееся просьбой о прощении.
Детская дружба возникает на основе взаимной симпатии. Контролировать или участвовать в этом явлении взрослые не могут. Не подходящий с точки зрения родителей друг — не повод для критики. В некоторых случаях осуждение повышает степень привлекательности сверстника, обществом которого дошкольник очень дорожит.
Для взаимодействия с ровесниками типичны яркие эмоциональные переживания. Дети обзаводятся умением радоваться чужим успехам и сопереживать неудачам, учатся сочувствию и позиционированию себя на месте другого человека. Любая из форм общения со сверстниками не имеет четких границ. Она далека от соблюдения четко регламентированных правил и установленных норм. Благодаря этому у ребенка имеется большее количество шансов на проявление инициативы.
Общение дошкольников с ровесниками
У большинства педагогов дошкольный период ассоциируется с промежутком времени, отведенным на закладывание коммуникативных способностей. Эта позиция подкреплена появлением в жизни ребенка особого вида деятельности, не поддающегося влиянию взрослых. В данном случае идет речь об общении со сверстниками, предполагающем переосмысление и перепроверку поступающей информации. При взаимодействии со взрослыми малыши не утруждают себя подобными действиями, воспринимая родителей и родственников в качестве эталонного образца.
В ходе общения с ровесниками малыши ведут себя иначе, нежели со взрослыми. Не совпадающие с собственной точкой зрения высказывания подлежат обдумыванию, за которым может последовать попытка изменения мнения идентичного по возрасту оппонента. При общении с родственниками или педагогами такая тактика не применяется, поскольку их высказывания зачастую воспринимаются как непогрешимые истины.
Ограничение круга общения взрослыми людьми препятствует познавательному и личностному росту ребенка. Взаимодействие с ровесниками подготавливает малыша к выработке собственного мнения, неотъемлемой частью которого является моральный выбор. Родителям не следует забывать о том, что лишь при общении со сверстником отпрыск может ощутить себя равноценным партнером, наделенным аналогичными правами. Сверстник идентифицируется как объект сравнения с собой
С помощью этого своеобразного мерила дошкольник оценивает свои реальные возможности, частично воплощенные в ином и, что немаловажно, идентичном по возрасту индивиде
Взаимоотношения с одногодками имеют сложную структуру. Связи, выстраиваемые между членами семьи, более просты. Во многих ситуациях ровесниками движут собственные эгоистические интересы, не подразумевающие уступок. Такое поведение приводит к жесткой конкуренции, проявления которой отнюдь не всегда близки к приемлемым с точки зрения социума методам. Некоторые дошкольники прибегают к изворотливости и лжи, в то время как другие делают ставку на агрессию и упрямство. В третью категорию входят дети, обуреваемые разнообразными страхами. В отдельную группу выделены дошкольники, не способные к выстраиванию нормальных отношений с братьями/сестрами и заведению друзей.
Не развитые до оптимального уровня коммуникативные навыки провоцируют возникновение враждебных проявлений к окружающим. Такие дети предпочитают отгораживаться от окружающей действительности и замыкаться в собственном мирке. Зачастую они убеждены в том, что не заслуживают ласки, внимания и любви. Ответная реакция окружающих также будет окрашена в негативные тона. Преобладающая часть так называемых «трудных» детей не контролирует свое поведение, что не исключает возможности подчинения воспитателям или родителям. Осложнению взаимодействия между одногодками дошкольного возраста способствуют следующие факторы:
- частые перепады настроений, чувство повышенной тревожности, склонность к плаксивости;
- отсутствие желания налаживания контактов со сверстниками, пассивное отношение к жизни, замкнутость и концентрирование на собственных проблемах;
- невропатия, нервозность и наличие страхов, препятствующих нормальному общению;
- отсутствие возможности удовлетворения потребности в общении;
- низкий социальный статус и вытекающее из него уничижительное отношение к собственному Я;
- избыточная агрессивность и возбудимость, наличие стремления к созданию конфликтных ситуаций и причинению страданий другим людям;
- отсутствие умения распознавания эмоций, испытываемых собеседником.
Дошкольное воспитание внутри семьи
На данном возрастном промежутке происходит основное личностное становление человека. Формируются жизненные принципы, тип характера, индивидуальность и сама личность маленького человека. Недооценивать этот период не стоит. Правильные семейные отношения, методы грамотного воспитания, положительное и одобряющее обращение к своему чаду принесут большую пользу для развития личности.
Дети дошкольного возраста уже примеряют на себя роли взрослых, а значит, они испытывают интерес к миру человеческих отношений, различным видам деятельности и, конечно же, они хотят принимать во всем активное участие. Влиять на направленность личных качеств ребенка могут в первую очередь родительские примеры. Мальчики берут себе за образец и модель поведения повадки и стиль общения своего отца или даже дедушки, если он больше времени проводит с ребенком и является значимой фигурой для него. А девочки, соответственно, хотят быть похожими на маму.
Родительского внимания в этом возрасте должно быть достаточно для того, чтобы ребенок получал необходимую порцию взаимодействия с каждым членом семьи. Кроме того, семейным советом должен быть принят единый стиль воспитания, которого будут придерживаться родители. На ребенке очень плохо отражаются несогласованные между родными методы воспитания, могут привести к негативному восприятию требований со стороны родителей и нарушению взаимопонимания.
Известно, что различные стили воспитания оказывают прямое влияние семьи на формирование личности ребенка. А так как на этом этапе взросления дети переживают возрастные кризисы, то родителям приходится порой очень нелегко совладать со своими чадами, и они начинают прибегать к различным способам воздействия на их поведение.
Родителям стоит знать, что для самого ребенка перемены, которые он переживает, доставляют немало хлопот, он до конца не осознает своих мотивов и побуждений к действиям. К примеру, в возрасте 3-4 лет дети переживают кризис негативизма, на все у них один ответ «нет», «не хочу», «не буду», «не нравится» и т. д. Но если быть внимательным, то можно понять, что он учится выражать свои желания, и в первую очередь он пытается ставить их наперекор взрослому. Это большой шаг к развитию и приобретению личностных качеств. То, какие реакции он будет получать со стороны взрослых, как усвоит уроки данные ему семьей, и станет частью его индивидуальных качеств
Важно помнить, как велика роль семьи в формировании личности дошкольника
На этом промежутке закладываются все фундаментальные качества, и ребенок уже подсознательно вырисовывает свой жизненный сценарий. А именно под воздействием многих факторов, он создает некий образ жизненного пути. Конечно же, на этот образ в первую очередь воздействует семейное воспитание, личная направленность самих родителей и то, какое отношение к себе и обществу они успели сформировать в представлении своего чада. У дошкольников во 2 половине этого возрастного этапа активно развиваются истоки самосознания.
Ошибки родителей
Каким вырастет маленький человек в будущем, зависит от ближайшего окружения. Семейные взаимоотношения оказывают важнейшее влияние на формирование личности. Малыш рано начинает понимать, какое поведение уместно в определенной ситуации. Если в детском саду учат дружелюбию, взаимопониманию, а дома он сталкивается с прямо противоположными проявлениями, то малыш испытывает растерянность. У него возникают вопросы: «Кто все-таки прав? Как же себя вести?».
Важна не только общая атмосфера дома, но и непосредственное отношение к ребенку со стороны близких родственников. Иногда родители допускают серьезные ошибки, которые значительно затрудняют развитие коммуникабельности. Вот некоторые из них:
- Малыш вырастет капризным и изнеженным, будет болезненно воспринимать отсутствие обожания от окружающих, если в семье каждый его поступок воспринимается с восхищением, а взрослые выполняют все его прихоти.
- Если родители поощряют только соблюдение внешних приличий, не интересуясь внутренними ощущениями подрастающего человека, то его нормой поведения станет лицемерие.
- У детей, которые постоянно получают наказание за малейшие шалости, формируется сознание «трудного ребенка». Это приводит к деформации неокрепшей психики малыша.
- Ребенок стремится угодить, помочь, выполнить, а похвала достается кому-то другому. Итогом подобной ошибки станет развитие неуверенности в себе, завистливости.
В семье необходимо правильно расставлять приоритеты, уделять достаточно внимания общению с ребенком
При этом важно учитывать интересы малыша, предоставлять ему время на обдумывание той ли иной ситуации, подчеркивать важность общения с ним. Не стоит предугадывать желания малыша, необходимо давать возможность их выражать
Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников
Ребенок, который предпочитает проводить время в одиночестве, часто делает это по причинам неумения быть интересным и правильно общаться. Находясь среди сверстников, он может испытывать застенчивость, неуверенность в себе или проявлять агрессивность. Поэтому дошкольное развитие требует выделения значительного количества времени для формирования коммуникативных навыков.
Условия развития способностей к общению подразумевают два взаимодополняющих пути. Первый – активное общение со взрослыми и перенимание их модели общения, стиля коммуникативного поведения. Второй – проведение времени с ровесниками, в течение которого дети постоянно учатся друг друга.
С развитием коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста формируются устойчивые мотивы общения, стремление взаимодействовать, как со взрослыми, так и сверстниками.
Заимствование коммуникативных моделей взрослых
Общаясь со взрослыми, дошкольник развивает основные составляющие коммуникативных навыков. Готовая модель, которую они наблюдают у родственников и воспитателей, позволяет им разобраться в следующем:
- Когда вступать в контакт, то есть, понять, при каких условиях беседы уместны, а когда следует помолчать.
- Как организовать общение, как решать конфликты, наглядно увидеть эмоциональное сопереживание.
- Каких норм и правил требует общение, то есть, определить для себя границы допустимой резкости, откровенности, шутливости.
Также диалоги со взрослыми – это получение информации о знаниях и культурных ценностях. На примере дети учатся рассказывать, обучаются тому, как сделать свои истории интересными и увлекательными.
Развитие способностей в общении с детьми
Принципиальное отличие коммуникации со сверстниками – это повышенная эмоциональная насыщенность. В этом случае отступают рамки, и дети обучаются быть искренними и артистичными. В их общении присутствуют беспричинный смех, кривляние, громкие высказывания, переходящие в крик.
Таким образом дети экспериментируют, самостоятельно ища способы привлечь к себе внимание без помощи взрослых. Также в общении сверстников могут присутствовать такие элементы, как:
Также в общении сверстников могут присутствовать такие элементы, как:
- непредсказуемые сочетания слогов и звуков – попытки создать свой язык;
- отсутствие правил;
- наличие грубых слов, помогающих выпустить эмоции.
Если, беседуя с взрослыми, дошкольник больше спрашивает и слушает, то в разговорах со сверстниками он стремится высказаться сам, даже если для этого приходится перекрикивать других. Более того, от воспитателей и родителей дошкольник ожидает оценки или новых сведений. Просто болтая с друзьями, он обучается выражать себя и эмоции, излагать желания, показывать настроение с помощью слов и даже пытается брать на себя функции лидера, демонстрируя инициативность и стараясь управлять остальной компанией.
Правильный родитель и как им стать
Установление контакта с ребенком
Одно из простых и базовых условий для развития гармоничной личности ребенка – проявление безусловной любви и уважения к нему. Педагогическая роль родителя заключается, помимо развития умственных способностей, в эмоциональном принятии своего малыша, в установлении с ним близких доверительных отношений в совместной деятельности. Контакт формируется на нескольких уровнях:
- Телесном – в виде прикосновений, поглаживаний, объятий.
- Визуальном – жесты и мимика, внешний образ.
- Аудиальном – выстраивании диалога с ребенком, эмоционально-личном общении на волнующие малыша темы. Диалог предполагает не только высказывания, рассуждения и объяснения от мамы, но обязательно выслушивание того, что говорит ребенок, ответы на его вопросы. Ребенку требуется, чтобы его слушали и слышали. Способом реализации аудиального взаимодействия могут быть ситуативные разговоры или регулярные семейные вечера вместе с ребенком.
Условия становления гармоничной личности
В каждом возрасте у малыша свои потребности, а у родителей, соответственно, задачи и цели воспитательной деятельности. Младенец в 2 месяца по всем показателям совершенно отличается от ребенка в 2 года. Однако, есть факторы, актуальные для ребенка всегда. Прежде всего, это выражено в отношении родителей, от которых малыш ждет:
- Уверенность и адекватную самооценку. Не ребенок, а родитель должен выполнять руководящую функцию. Он должен воплощать в себе опыт и знания, опираясь на которые способен вести ребенка, контролировать его развитие и оказывать необходимую поддержку.
- Способность анализировать. Нельзя недооценивать наблюдательность детей. Ребенок должен видеть не хаотичные действия родителей, но выстроенную систему поведения. Стремление взрослых к анализу и объяснению действий ребенка даст малышу понимание причинно-следственных связей собственной активности.
- Четкие запреты и ограничения. Ребенок чувствует себя в большей безопасности, когда понимает, что есть границы и правила. Задача взрослого – выставить нормы взаимодействия с окружающим, показать, что можно или нельзя делать. В данном случае обоим родителям полезно не только проговорить или показать, а самостоятельно следовать установленным принципам – ребенок учится на их примере. При этом все правила должны быть разумными, адекватными действительности и выполнимыми для малыша.
- Здоровые эмоции, эмоциональная уравновешенность. Весь спектр чувств естественен – от проявлений искренней радости до раздражения и печали. Не нужно скрывать свои чувства, иначе малыш не сможет оценить ваше состояние и соответствующе вести себя. В будущем это может негативно отразиться на его способности опознавать эмоции других и понимать собственные реакции.
- Взаимопонимание, доверие между папой и мамой. Счастливый ребенок – показатель гармоничной семьи и положительных отношений между родителями. Любые разногласия отражаются на самочувствии, настроении детей и желании строить взаимоотношения с миром.
Воспитывая и продумывая направления педагогических действий, следует помнить, что даже маленький ребенок индивидуален и уникален, он юная личность и нуждается в понимании и принятии.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Что такое коммуникативные навыки?
В переводе с латинского, «communicative» дословно означает: «коммуникабельный», «общительный».
Коммуникативность — это не отдельное качество личности, а целая совокупность разных навыков. И выражается она в умении общаться с окружающими людьми, способности строить с ними отношения.
Условно коммуникативные навыки делятся на две группы:
- навыки, которые помогают человеку передавать свои мысли и чувства (умение говорить, самоконтроль, самопрезентация);
- навыки, которые помогают понимать окружающих (умение договариваться, сопереживать, слушать и слышать собеседника).
Возможное нарушение коммуникативных навыков
Навыки общения не всегда формируются так быстро и качественно, как хотелось бы родителям. Существует несколько основных коммуникативных проблем у детей:
- Болезненное состояние психики: тревожность, нервозность, быстрая смена настроения, повышенная возбудимость.
- Эмоциональная глухота: ребёнок не воспринимает эмоции окружающих людей.
- Полное игнорирование окружающих, замкнутость в собственном мире.
Проблемы в развитии коммуникативных навыков обычно возникают у детей, которым свойственны такие особенности характера:
- Застенчивость, излишняя замкнутость: такие ребята обычно молчуны, поэтому не привлекают окружающих детей.
- Агрессивность: человек, который причиняет боль другим, не популярен у сверстников.
- Эгоистичность: дети не умеют сопереживать другим, соответственно, к ним относятся так же.
- Пассивность: ребёнок не имеет своего собственного мнения, не способен придумать увлекательные для сверстников занятия, не участвует в коллективных играх.
Гармонизация взаимодействия детей и родителей
Многие матери и отцы пытаются понять степень важности коммуникабельности для ребенка. Родителям «некоммуникабельных» чад иногда довольно трудно решиться на разрушение стереотипов любимого отпрыска, замкнувшегося в собственном уютном мирке
В наши дни силы педагогов всего мира брошены на борьбу с заблуждением, настаивающим на изначально разной степени открытости детей к общению. Ученые убеждают общественность в том, что общение ребенка с внешним миром не может осуществляться без посторонней помощи вне зависимости от исходного типа личности малыша. Уникальные свойства вещей, объектов и предметов так и останутся неузнанными без полноценного использования коммуникативных способностей. Родители обязаны ознакомить отпрыска со способами получения информации, наиболее важным и исчерпывающим из которых продолжает оставаться общение.
Малыш должен осознавать, что его достижения вызывают у родственников неподдельный интерес. Как можно чаще следует предлагать ребенку озвучить собственное мнение. Формированию и закреплению навыков общения, развитию лидерских качеств способствует общение с одногодками. Именно по этой причине желательно как можно чаще приглашать в дом других дошкольников.
Некоторые родители боятся вырастить «нарцисса». Такие страхи беспочвенны. Маленький гражданин должен ощущать себя любимым, умным и красивым. Он должен быть уверен в себе. Лишь в таком случае малыш сможет преодолеть застенчивость и заговорить с незнакомым дошкольником. Взрослым же следует помнить о том, что заниженная самооценка — благодатная почва для развития и укрепления человеческих страхов и фобий.
Полноценно развитые коммуникативные навыки — результат тесного взаимодействия детей и родителей. Психологи установили, что благодаря обучению родителей определенным приемам общения в рамках детско-родительских групп удается скорректировать стиль общения в семье
Что немаловажно, даже небольшие изменения влекут за собой укрепление психологического здоровья детворы. Популярность подобных групп растет из года в год как за рубежом, так и в России
Проект ориентирован на овладение навыками и приемами гармоничного общения родителей с собственным ребенком. Взаимодействие зиждется на принципах взаимопонимания и равноправия.
Уже после нескольких занятий уменьшается количество критических замечаний со стороны взрослых и улучшается понимание потребностей любимого чада. Мамы и папы стремятся принять и обезопасить детей. Укреплению взаимоотношений способствует выполнение совместных действий родителей и дошкольников в пределах группы. Игровые упражнения позволяют осознавать условность ситуации, что не мешает совершению поступков, отвечающих реалиям повседневной жизни. Благодаря данной особенности малыши знакомятся с новыми способами взаимодействия при одновременной корректировке стиля общения близких друг другу людей.
Принятые в игре правила уравнивают детей и взрослых. Они являются партнерами/конкурентами и действуют в одинаковых условиях, вследствие чего малыш ощущает собственную значимость. Увлеченные игрой родители как бы погружаются в детство, сокращая тем самым расстояние между собой и отпрыском.
Некоторые родители фокусируют свое внимание на состоянии физического здоровья ребенка. Сведения о человеческих качествах малыша при этом оказываются весьма скудными
Формированию объективного мнения о дошкольнике способствует взгляд со стороны, дистанцирующий взрослого от привычного восприятия крохи. При таком подходе малыш оценивается глазами остальных участников группы
Что немаловажно, родителям и детям выпадает шанс лучше узнать себя за счет реакций и поступков других людей
Игровой процесс тем и интересен, что в его рамках возможно установление нового стиля общения. Ближайшие родственники примеряют на себя роли союзников. Отцы и матери обретают навыки распознавания эмоционального состояния малыша, пытаются понять принципы выстраиваемых отпрыском логических цепочек и исходных побуждений. Устанавливаемое между общающимися доверие ненавязчиво подталкивает дошкольника к творческому самовыражению. При этом ребенок чувствует ответственность за происходящее. Поддержка родителей способствует повышению самооценки, укреплению психологического здоровья и развитию важных для любого вида деятельности коммуникативных навыков, успешно применяемых впоследствии в повседневной жизни.
Особенности формирования навыков коммуникации у дошкольников
Дошкольный возраст делится на несколько стадий. Каждая из них отличается своими особенностями общения:
- от рождения до 2-х лет – ребенок контактирует с ограниченным кругом лиц, постигая первые азы взаимодействия;
- 2-4 года – время от времени малыш уже вступает в эмоционально-практическую (играет, разговаривает) связь со сверстниками;
- с 4 и до 6 лет наступает ситуативно-деловой период коммуникации (взаимодействуя со взрослыми и сверстниками, малыш познает мир, поведенческие нормы и другие стороны жизнедеятельности), который происходит, в основном, в игровой форме;
- к 7 годам формируются избирательно-постоянные предпочтения коммуникации, где ребенок общается с определенным кругом людей.
Кроме семьи, это могут быть воспитатели, репетиторы, а также друзья, разделяющие его интересы в играх и другой деятельности.
Подрастая, ребенок расширяет представление о практических навыках партнеров по взаимодействию, проявляет интерес к неизвестным сторонам личности. Благодаря полученным знаниям, появляется способность оценивать самого себя и свои возможности.