Развитие коммуникативных навыков у дошкольников

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Еще одна порция полезных советов

  1. Чтобы развить коммуникативные навыки у ребенка-дошкольника, достаточно простых упражнений. Мы собрали основные советы. Некоторые из них очень простые, некоторые — несколько более сложные. Но здесь важен комплексный подход. Итак:
  2. Занимайтесь с малышом регулярно. Если ребенок замкнут — старайтесь инициировать диалог самостоятельно.
  3. Учитывайте интересы малыша. Если ребенку неинтересна тема разговора, скорее всего, он будет поддерживать ее неохотно.
  4. Спрашивайте “Как прошел день?”. Это позволит не только быть в курсе дел своего малыша, но и научит быть его более открытым.
  5. Практикуйте совместное чтение. Сказка на ночь — отличный вариант, но необязательно использовать именно его. Это поможет малышу развить понимание сюжета, обогатит его словарный запас и разовьет эмоциональный интеллект.
  6. Спрашивайте мнение ребенка. Нравится или не нравится? Почему? Что ты думаешь по этому поводу? Как бы ты поступил, окажись на его месте? Это развивает способность принимать решения и анализировать поступки других людей.

Общение важно не только для дошкольника, но именно в этом возрасте заложить базу очень важно. Малыш, получивший навыки коммуникации в раннем возрасте, будет успешнее развивать их еще до того, как пойдет в школу, когда способности выражать свои мысли и анализировать сказанное учителем станут одним из важнейших умений на первое время

Характеристика различных стилей семейного воспитания

Многие родители полагаются на собственные материнские и отцовские инстинкты, а также опыт старшего поколения родственников. Подчас, не уделяется достаточно времени изучению детской психологии и теории педагогической науки. Нерешенные вопросы и отсутствие основных знаний в этой области могут создать сложности при взаимодействии с ребенком уже на ранних этапах. Родителям имеет смысл познакомиться с существующими стилями воспитательной работы и выбрать наиболее подходящий для них (и ребенка!) с учетом особенностей окружающей обстановки.

Традиционно выделяют следующие методы воспитания:

  1. Попустительский, либеральный. Данный вариант предполагает большую свободу в действиях ребенка и минимальный контроль со стороны взрослого. Психологи отмечают, что ребенок в таких условиях способен вырастить творческой и социально активной личностью. При этом либеральный стиль может стать причиной чрезмерной импульсивности и агрессии, так как с малых лет ребенок не будет знать ни правил, ни запретов.
  2. Авторитарный. Противоположный по содержанию, этот стиль характеризуется гиперопекой и тотальным руководством родителей. Взрослые стараются участвовать во всех сферах жизнедеятельности ребенка. С одной стороны, они дают ему ощущение безопасности, четкие правила, с другой – излишне ограничивают. Последствием может быть неприспособленный к жизни, апатичный взрослый, не имеющий своего мнения и стремлений.
  3. Демократический – наиболее адекватный и позитивный вид; нечто среднее между описанными выше стилями. Демократия предполагает разумные правила поведения, некоторые запреты, но без лишних ограничений. Каждый член семьи одинаково значим и имеет право голоса. Реализуется помощь, поддержка, при этом сохраняется самостоятельность как родителей, так и детей. Данный стиль воспитания – положительный пример в воспитании детей.

Конспект занятия по коммуникации в старшей группе

Публикации по теме:

Итоговое занятие в старшей группе по коммуникации и познанию «Игра-КВН» Цель: Упражнять в прямом и обратном счёте в пределах 10. Закрепить знания о геометрических фигурах, развивать умения классифицировать множества.

Конспект итоговой НОД по коммуникации в старшей логопедической группе «Сказка о капризной принцессе» Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности по коммуникации в старшей логопедической группе. «Сказка о капризной принцессе».

Конспект коррекционного занятия по развитию речи и альтернативной коммуникации «Пересказ сказки «Репка» БСУ СО МО Сергиево-Посадский детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Берёзка» Конспект коррекционного занятия по развитию.

Конспект занятия «Грязнуля Маша» по развитию коммуникативных и речевых навыков средствами альтернативной коммуникации МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания.

Конспект по коммуникации в смешанной ранней группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 Конспект по коммуникации в смешанной ранней группе на тему.

Конспект занятия по коммуникации «Русские народные сказки» Цель. Выяснить, знают ли дети русские народные сказки. Методика проведения Педагог напоминает детям, что в предыдущих группах каждый год.

Конспект занятия по теме «Развитие навыков позитивной коммуникации у учащихся первых классов» План-конспект занятия На тему «Развитие навыков позитивной коммуникации у учащихся первых классов» Цель — приобретение учащимися конструктивных.

Конспект занятия с элементами развития навыков невербальной коммуникации «Родственные слова» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 15 Конспект открытого коррекционного занятия.

Технологическая карта организованной учебной деятельности «Коммуникации» в старшей группе Технологическая карта организованной учебной деятельности Возрастная группа: старшая группа Образовательные области: «Коммуникация» Разделы:.

Возникновение дружбы

В большинстве случаев завязывание дружеских отношений наблюдается во время посещений детского сада. Наличие друзей благотворно сказывается на развитии малыша. Такие дети не имеют проблем с самооценкой. Они уверены в себе, а их мысли и эмоции окрашены в позитивные оттенки. Дружба базируется на оказании помощи, заступничестве и предоставлении во временное пользование любимых игрушек. У друзей могут быть общие тайны и секреты. За ссорами обязательно следует примирение, сопровождающееся просьбой о прощении.

Детская дружба возникает на основе взаимной симпатии. Контролировать или участвовать в этом явлении взрослые не могут. Не подходящий с точки зрения родителей друг — не повод для критики. В некоторых случаях осуждение повышает степень привлекательности сверстника, обществом которого дошкольник очень дорожит.

Для взаимодействия с ровесниками типичны яркие эмоциональные переживания. Дети обзаводятся умением радоваться чужим успехам и сопереживать неудачам, учатся сочувствию и позиционированию себя на месте другого человека. Любая из форм общения со сверстниками не имеет четких границ. Она далека от соблюдения четко регламентированных правил и установленных норм. Благодаря этому у ребенка имеется большее количество шансов на проявление инициативы.

Общение дошкольников с ровесниками

У большинства педагогов дошкольный период ассоциируется с промежутком времени, отведенным на закладывание коммуникативных способностей. Эта позиция подкреплена появлением в жизни ребенка особого вида деятельности, не поддающегося влиянию взрослых. В данном случае идет речь об общении со сверстниками, предполагающем переосмысление и перепроверку поступающей информации. При взаимодействии со взрослыми малыши не утруждают себя подобными действиями, воспринимая родителей и родственников в качестве эталонного образца.

В ходе общения с ровесниками малыши ведут себя иначе, нежели со взрослыми. Не совпадающие с собственной точкой зрения высказывания подлежат обдумыванию, за которым может последовать попытка изменения мнения идентичного по возрасту оппонента. При общении с родственниками или педагогами такая тактика не применяется, поскольку их высказывания зачастую воспринимаются как непогрешимые истины.

Ограничение круга общения взрослыми людьми препятствует познавательному и личностному росту ребенка. Взаимодействие с ровесниками подготавливает малыша к выработке собственного мнения, неотъемлемой частью которого является моральный выбор. Родителям не следует забывать о том, что лишь при общении со сверстником отпрыск может ощутить себя равноценным партнером, наделенным аналогичными правами. Сверстник идентифицируется как объект сравнения с собой

С помощью этого своеобразного мерила дошкольник оценивает свои реальные возможности, частично воплощенные в ином и, что немаловажно, идентичном по возрасту индивиде

Взаимоотношения с одногодками имеют сложную структуру. Связи, выстраиваемые между членами семьи, более просты. Во многих ситуациях ровесниками движут собственные эгоистические интересы, не подразумевающие уступок. Такое поведение приводит к жесткой конкуренции, проявления которой отнюдь не всегда близки к приемлемым с точки зрения социума методам. Некоторые дошкольники прибегают к изворотливости и лжи, в то время как другие делают ставку на агрессию и упрямство. В третью категорию входят дети, обуреваемые разнообразными страхами. В отдельную группу выделены дошкольники, не способные к выстраиванию нормальных отношений с братьями/сестрами и заведению друзей.

Не развитые до оптимального уровня коммуникативные навыки провоцируют возникновение враждебных проявлений к окружающим. Такие дети предпочитают отгораживаться от окружающей действительности и замыкаться в собственном мирке. Зачастую они убеждены в том, что не заслуживают ласки, внимания и любви. Ответная реакция окружающих также будет окрашена в негативные тона. Преобладающая часть так называемых «трудных» детей не контролирует свое поведение, что не исключает возможности подчинения воспитателям или родителям. Осложнению взаимодействия между одногодками дошкольного возраста способствуют следующие факторы:

  • частые перепады настроений, чувство повышенной тревожности, склонность к плаксивости;
  • отсутствие желания налаживания контактов со сверстниками, пассивное отношение к жизни, замкнутость и концентрирование на собственных проблемах;
  • невропатия, нервозность и наличие страхов, препятствующих нормальному общению;
  • отсутствие возможности удовлетворения потребности в общении;
  • низкий социальный статус и вытекающее из него уничижительное отношение к собственному Я;
  • избыточная агрессивность и возбудимость, наличие стремления к созданию конфликтных ситуаций и причинению страданий другим людям;
  • отсутствие умения распознавания эмоций, испытываемых собеседником.

Дошкольное воспитание внутри семьи

На данном возрастном промежутке происходит основное личностное становление человека. Формируются жизненные принципы, тип характера, индивидуальность и сама личность маленького человека. Недооценивать этот период не стоит. Правильные семейные отношения, методы грамотного воспитания, положительное и одобряющее обращение к своему чаду принесут большую пользу для развития личности.

Дети дошкольного возраста уже примеряют на себя роли взрослых, а значит, они испытывают интерес к миру человеческих отношений, различным видам деятельности и, конечно же, они хотят принимать во всем активное участие. Влиять на направленность личных качеств ребенка могут в первую очередь родительские примеры. Мальчики берут себе за образец и модель поведения повадки и стиль общения своего отца или даже дедушки, если он больше времени проводит с ребенком и является значимой фигурой для него. А девочки, соответственно, хотят быть похожими на маму.

Родительского внимания в этом возрасте должно быть достаточно для того, чтобы ребенок получал необходимую порцию взаимодействия с каждым членом семьи. Кроме того, семейным советом должен быть принят единый стиль воспитания, которого будут придерживаться родители. На ребенке очень плохо отражаются несогласованные между родными методы воспитания, могут привести к негативному восприятию требований со стороны родителей и нарушению взаимопонимания.

Известно, что различные стили воспитания оказывают прямое влияние семьи на формирование личности ребенка. А так как на этом этапе взросления дети переживают возрастные кризисы, то родителям приходится порой очень нелегко совладать со своими чадами, и они начинают прибегать к различным способам воздействия на их поведение.

Родителям стоит знать, что для самого ребенка перемены, которые он переживает, доставляют немало хлопот, он до конца не осознает своих мотивов и побуждений к действиям. К примеру, в возрасте 3-4 лет дети переживают кризис негативизма, на все у них один ответ «нет», «не хочу», «не буду», «не нравится» и т. д. Но если быть внимательным, то можно понять, что он учится выражать свои желания, и в первую очередь он пытается ставить их наперекор взрослому. Это большой шаг к развитию и приобретению личностных качеств. То, какие реакции он будет получать со стороны взрослых, как усвоит уроки данные ему семьей, и станет частью его индивидуальных качеств

Важно помнить, как велика роль семьи в формировании личности дошкольника

На этом промежутке закладываются все фундаментальные качества, и ребенок уже подсознательно вырисовывает свой жизненный сценарий. А именно под воздействием многих факторов, он создает некий образ жизненного пути. Конечно же, на этот образ в первую очередь воздействует семейное воспитание, личная направленность самих родителей и то, какое отношение к себе и обществу они успели сформировать в представлении своего чада. У дошкольников во 2 половине этого возрастного этапа активно развиваются истоки самосознания.

Ошибки родителей

Каким вырастет маленький человек в будущем, зависит от ближайшего окружения. Семейные взаимоотношения оказывают важнейшее влияние на формирование личности. Малыш рано начинает понимать, какое поведение уместно в определенной ситуации. Если в детском саду учат дружелюбию, взаимопониманию, а дома он сталкивается с прямо противоположными проявлениями, то малыш испытывает растерянность. У него возникают вопросы: «Кто все-таки прав? Как же себя вести?».

Важна не только общая атмосфера дома, но и непосредственное отношение к ребенку со стороны близких родственников. Иногда родители допускают серьезные ошибки, которые значительно затрудняют развитие коммуникабельности. Вот некоторые из них:

  1. Малыш вырастет капризным и изнеженным, будет болезненно воспринимать отсутствие обожания от окружающих, если в семье каждый его поступок воспринимается с восхищением, а взрослые выполняют все его прихоти.
  2. Если родители поощряют только соблюдение внешних приличий, не интересуясь внутренними ощущениями подрастающего человека, то его нормой поведения станет лицемерие.
  3. У детей, которые постоянно получают наказание за малейшие шалости, формируется сознание «трудного ребенка». Это приводит к деформации неокрепшей психики малыша.
  4. Ребенок стремится угодить, помочь, выполнить, а похвала достается кому-то другому. Итогом подобной ошибки станет развитие неуверенности в себе, завистливости.

В семье необходимо правильно расставлять приоритеты, уделять достаточно внимания общению с ребенком

При этом важно учитывать интересы малыша, предоставлять ему время на обдумывание той ли иной ситуации, подчеркивать важность общения с ним. Не стоит предугадывать желания малыша, необходимо давать возможность их выражать

Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников

Ребенок, который предпочитает проводить время в одиночестве, часто делает это по причинам неумения быть интересным и правильно общаться. Находясь среди сверстников, он может испытывать застенчивость, неуверенность в себе или проявлять агрессивность. Поэтому дошкольное развитие требует выделения значительного количества времени для формирования коммуникативных навыков.

Условия развития способностей к общению подразумевают два взаимодополняющих пути. Первый – активное общение со взрослыми и перенимание их модели общения, стиля коммуникативного поведения. Второй – проведение времени с ровесниками, в течение которого дети постоянно учатся друг друга.

С развитием коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста формируются устойчивые мотивы общения, стремление взаимодействовать, как со взрослыми, так и сверстниками.

Заимствование коммуникативных моделей взрослых

Общаясь со взрослыми, дошкольник развивает основные составляющие коммуникативных навыков. Готовая модель, которую они наблюдают у родственников и воспитателей, позволяет им разобраться в следующем:

  1. Когда вступать в контакт, то есть, понять, при каких условиях беседы уместны, а когда следует помолчать.
  2. Как организовать общение, как решать конфликты, наглядно увидеть эмоциональное сопереживание.
  3. Каких норм и правил требует общение, то есть, определить для себя границы допустимой резкости, откровенности, шутливости.

Также диалоги со взрослыми – это получение информации о знаниях и культурных ценностях. На примере дети учатся рассказывать, обучаются тому, как сделать свои истории интересными и увлекательными.

Развитие способностей в общении с детьми

Принципиальное отличие коммуникации со сверстниками – это повышенная эмоциональная насыщенность. В этом случае отступают рамки, и дети обучаются быть искренними и артистичными. В их общении присутствуют беспричинный смех, кривляние, громкие высказывания, переходящие в крик.

Таким образом дети экспериментируют, самостоятельно ища способы привлечь к себе внимание без помощи взрослых. Также в общении сверстников могут присутствовать такие элементы, как:

Также в общении сверстников могут присутствовать такие элементы, как:

  • непредсказуемые сочетания слогов и звуков – попытки создать свой язык;
  • отсутствие правил;
  • наличие грубых слов, помогающих выпустить эмоции.

Если, беседуя с взрослыми, дошкольник больше спрашивает и слушает, то в разговорах со сверстниками он стремится высказаться сам, даже если для этого приходится перекрикивать других. Более того, от воспитателей и родителей дошкольник ожидает оценки или новых сведений. Просто болтая с друзьями, он обучается выражать себя и эмоции, излагать желания, показывать настроение с помощью слов и даже пытается брать на себя функции лидера, демонстрируя инициативность и стараясь управлять остальной компанией.

Правильный родитель и как им стать

Установление контакта с ребенком

Одно из простых и базовых условий для развития гармоничной личности ребенка – проявление безусловной любви и уважения к нему. Педагогическая роль родителя заключается, помимо развития умственных способностей, в эмоциональном принятии своего малыша, в установлении с ним близких доверительных отношений в совместной деятельности. Контакт формируется на нескольких уровнях:

  1. Телесном – в виде прикосновений, поглаживаний, объятий.
  2. Визуальном – жесты и мимика, внешний образ.
  3. Аудиальном – выстраивании диалога с ребенком, эмоционально-личном общении на волнующие малыша темы. Диалог предполагает не только высказывания, рассуждения и объяснения от мамы, но обязательно выслушивание того, что говорит ребенок, ответы на его вопросы. Ребенку требуется, чтобы его слушали и слышали. Способом реализации аудиального взаимодействия могут быть ситуативные разговоры или регулярные семейные вечера вместе с ребенком.

Условия становления гармоничной личности

В каждом возрасте у малыша свои потребности, а у родителей, соответственно, задачи и цели воспитательной деятельности. Младенец в 2 месяца по всем показателям совершенно отличается от ребенка в 2 года. Однако, есть факторы, актуальные для ребенка всегда. Прежде всего, это выражено в отношении родителей, от которых малыш ждет:

  • Уверенность и адекватную самооценку. Не ребенок, а родитель должен выполнять руководящую функцию. Он должен воплощать в себе опыт и знания, опираясь на которые способен вести ребенка, контролировать его развитие и оказывать необходимую поддержку.
  • Способность анализировать. Нельзя недооценивать наблюдательность детей. Ребенок должен видеть не хаотичные действия родителей, но выстроенную систему поведения. Стремление взрослых к анализу и объяснению действий ребенка даст малышу понимание причинно-следственных связей собственной активности.
  • Четкие запреты и ограничения. Ребенок чувствует себя в большей безопасности, когда понимает, что есть границы и правила. Задача взрослого – выставить нормы взаимодействия с окружающим, показать, что можно или нельзя делать. В данном случае обоим родителям полезно не только проговорить или показать, а самостоятельно следовать установленным принципам – ребенок учится на их примере. При этом все правила должны быть разумными, адекватными действительности и выполнимыми для малыша.
  • Здоровые эмоции, эмоциональная уравновешенность. Весь спектр чувств естественен – от проявлений искренней радости до раздражения и печали. Не нужно скрывать свои чувства, иначе малыш не сможет оценить ваше состояние и соответствующе вести себя. В будущем это может негативно отразиться на его способности опознавать эмоции других и понимать собственные реакции.
  • Взаимопонимание, доверие между папой и мамой. Счастливый ребенок – показатель гармоничной семьи и положительных отношений между родителями. Любые разногласия отражаются на самочувствии, настроении детей и желании строить взаимоотношения с миром.

Воспитывая и продумывая направления педагогических действий, следует помнить, что даже маленький ребенок индивидуален и уникален, он юная личность и нуждается в понимании и принятии.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Что такое коммуникативные навыки?

В переводе с латинского, «communicative» дословно означает: «коммуникабельный», «общительный».

Коммуникативность — это не отдельное качество личности, а целая совокупность разных навыков. И выражается она в умении общаться с окружающими людьми, способности строить с ними отношения.

Условно коммуникативные навыки делятся на две группы:

  1. навыки, которые помогают человеку передавать свои мысли и чувства (умение говорить, самоконтроль, самопрезентация);
  2. навыки, которые помогают понимать окружающих (умение договариваться, сопереживать, слушать и слышать собеседника).

Возможное нарушение коммуникативных навыков

Навыки общения не всегда формируются так быстро и качественно, как хотелось бы родителям. Существует несколько основных коммуникативных проблем у детей:

  • Болезненное состояние психики: тревожность, нервозность, быстрая смена настроения, повышенная возбудимость.
  • Эмоциональная глухота: ребёнок не воспринимает эмоции окружающих людей.
  • Полное игнорирование окружающих, замкнутость в собственном мире.

Проблемы в развитии коммуникативных навыков обычно возникают у детей, которым свойственны такие особенности характера:

  • Застенчивость, излишняя замкнутость: такие ребята обычно молчуны, поэтому не привлекают окружающих детей.
  • Агрессивность: человек, который причиняет боль другим, не популярен у сверстников.
  • Эгоистичность: дети не умеют сопереживать другим, соответственно, к ним относятся так же.
  • Пассивность: ребёнок не имеет своего собственного мнения, не способен придумать увлекательные для сверстников занятия, не участвует в коллективных играх.

Гармонизация взаимодействия детей и родителей

Многие матери и отцы пытаются понять степень важности коммуникабельности для ребенка. Родителям «некоммуникабельных» чад иногда довольно трудно решиться на разрушение стереотипов любимого отпрыска, замкнувшегося в собственном уютном мирке

В наши дни силы педагогов всего мира брошены на борьбу с заблуждением, настаивающим на изначально разной степени открытости детей к общению. Ученые убеждают общественность в том, что общение ребенка с внешним миром не может осуществляться без посторонней помощи вне зависимости от исходного типа личности малыша. Уникальные свойства вещей, объектов и предметов так и останутся неузнанными без полноценного использования коммуникативных способностей. Родители обязаны ознакомить отпрыска со способами получения информации, наиболее важным и исчерпывающим из которых продолжает оставаться общение.

Малыш должен осознавать, что его достижения вызывают у родственников неподдельный интерес. Как можно чаще следует предлагать ребенку озвучить собственное мнение. Формированию и закреплению навыков общения, развитию лидерских качеств способствует общение с одногодками. Именно по этой причине желательно как можно чаще приглашать в дом других дошкольников.

Некоторые родители боятся вырастить «нарцисса». Такие страхи беспочвенны. Маленький гражданин должен ощущать себя любимым, умным и красивым. Он должен быть уверен в себе. Лишь в таком случае малыш сможет преодолеть застенчивость и заговорить с незнакомым дошкольником. Взрослым же следует помнить о том, что заниженная самооценка — благодатная почва для развития и укрепления человеческих страхов и фобий.

Полноценно развитые коммуникативные навыки — результат тесного взаимодействия детей и родителей. Психологи установили, что благодаря обучению родителей определенным приемам общения в рамках детско-родительских групп удается скорректировать стиль общения в семье

Что немаловажно, даже небольшие изменения влекут за собой укрепление психологического здоровья детворы. Популярность подобных групп растет из года в год как за рубежом, так и в России

Проект ориентирован на овладение навыками и приемами гармоничного общения родителей с собственным ребенком. Взаимодействие зиждется на принципах взаимопонимания и равноправия.

Уже после нескольких занятий уменьшается количество критических замечаний со стороны взрослых и улучшается понимание потребностей любимого чада. Мамы и папы стремятся принять и обезопасить детей. Укреплению взаимоотношений способствует выполнение совместных действий родителей и дошкольников в пределах группы. Игровые упражнения позволяют осознавать условность ситуации, что не мешает совершению поступков, отвечающих реалиям повседневной жизни. Благодаря данной особенности малыши знакомятся с новыми способами взаимодействия при одновременной корректировке стиля общения близких друг другу людей.

Принятые в игре правила уравнивают детей и взрослых. Они являются партнерами/конкурентами и действуют в одинаковых условиях, вследствие чего малыш ощущает собственную значимость. Увлеченные игрой родители как бы погружаются в детство, сокращая тем самым расстояние между собой и отпрыском.

Некоторые родители фокусируют свое внимание на состоянии физического здоровья ребенка. Сведения о человеческих качествах малыша при этом оказываются весьма скудными

Формированию объективного мнения о дошкольнике способствует взгляд со стороны, дистанцирующий взрослого от привычного восприятия крохи. При таком подходе малыш оценивается глазами остальных участников группы

Что немаловажно, родителям и детям выпадает шанс лучше узнать себя за счет реакций и поступков других людей

Игровой процесс тем и интересен, что в его рамках возможно установление нового стиля общения. Ближайшие родственники примеряют на себя роли союзников. Отцы и матери обретают навыки распознавания эмоционального состояния малыша, пытаются понять принципы выстраиваемых отпрыском логических цепочек и исходных побуждений. Устанавливаемое между общающимися доверие ненавязчиво подталкивает дошкольника к творческому самовыражению. При этом ребенок чувствует ответственность за происходящее. Поддержка родителей способствует повышению самооценки, укреплению психологического здоровья и развитию важных для любого вида деятельности коммуникативных навыков, успешно применяемых впоследствии в повседневной жизни.

Особенности формирования навыков коммуникации у дошкольников

Дошкольный возраст делится на несколько стадий. Каждая из них отличается своими особенностями общения:

  • от рождения до 2-х лет – ребенок контактирует с ограниченным кругом лиц, постигая первые азы взаимодействия;
  • 2-4 года – время от времени малыш уже вступает в эмоционально-практическую (играет, разговаривает) связь со сверстниками;
  • с 4 и до 6 лет наступает ситуативно-деловой период коммуникации (взаимодействуя со взрослыми и сверстниками, малыш познает мир, поведенческие нормы и другие стороны жизнедеятельности), который происходит, в основном, в игровой форме;
  • к 7 годам формируются избирательно-постоянные предпочтения коммуникации, где ребенок общается с определенным кругом людей.

Кроме семьи, это могут быть воспитатели, репетиторы, а также друзья, разделяющие его интересы в играх и другой деятельности.

Подрастая, ребенок расширяет представление о практических навыках партнеров по взаимодействию, проявляет интерес к неизвестным сторонам личности. Благодаря полученным знаниям, появляется способность оценивать самого себя и свои возможности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: