Ход мероприятия:
Ведущий:
В школу ходим мы не зря.
Без наук никак нельзя!
В жизнь не грамотным войдёшь
За минуту пропадёшь.
Чтоб ошибок избежать,
Ум свой надо развивать.
Приглашаю вас сейчас
Поиграть в веселый час.
Девиз нашего мероприятия: «Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает» (Р. Сеф)
Наш язык — язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!
Ребята, сегодня совершим путешествие в страну Знаний русского языка и определим команду знатоков русского языка.
Оценивать ваши ответы будет честное и доброжелательное жюри.
Наше путешествие начинается.
1. «Отгадайте героев сказок»
Ведущий: Отгадайте загадку. О каком сказочном герое идёт речь?
Загадки команде «Умняшки»
Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета…
Кто, скажи, девчушка эта? (Золушка)
Она Буратино учила писать,
И ключ золотой помогала искать.
Та девочка-кукла с большими глазами,
Как неба лазурного высь, волосами,
На милом лице — аккуратненький нос.
Как имя её? Отвечай на вопрос. (Мальвина)
Загадки команде «Познавашки»
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали… (Дюймовочка)
Бабушка в лесу живёт,Травы-зелье собирает,
Пол в избе метлой метёт.
В ступе по небу летает,
Из кости её нога.
Эту бабу звать… (Яга)
Загадки команде «Почемучки»
Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали? (Снегурочка)
Вот совсем нетрудный,
Коротенький вопрос:
Кто в чернилку сунул
Деревянный нос? (Буратино)
2. «Составьте новые слова» (всем командам)
Составьте новое слово, поменяв в данном слове только одну букву:
ШАР — (пар, жар), ДОМ — (дым), ДУБ — (зуб), МЁД — (лёд), МЕЧ — (мяч), СТОЛ — (стул), НОРА — (кора), ЛЫЖИ — (лужи), БАНК — (танк), ТОЧКА — (ночка, дочка, бочка)
3. «Соберите пословицу»
Команде «Умняшки» — «Человек без Родины, что соловей без леса»
Команде «Познавашки» — «Если дружба велика, будет Родина крепка»
Команде «Почемучки» — «Тот герой, кто за Родину горой»
4. «Сравнение»
Допишите названия животных в выражения:
Умняшки Познавашки Почемучки
Голоден как…. Труслив как…… Хитёр как…..
Упрям как….. Нем как….. Драчлив как……
(волк, осел) (заяц, рыба) (лиса, петух)
5. «Прочитай-ка»
Прочитайте слова. Найдите лишнее.
«Умняшки»
РАНАКАДШ, ЧАУРК, ТОСИКЧАК, ОРЕВД
Ответ: карандаш, ручка, кисточка, ведро. (лишнее слово ведро)
«Познавашки»
ЯМЧ, РАБАНАБ, ЯОЛ, ЮАЛ.
Ответ: мяч, барабан, Оля, юла. (лишнее слово — Оля)
«Почемучки»
ЛЕЙК, ЛИНСТИПЛА, САРКАК, ТЕЕРВ
Ответ: клей пластилин краска ветер. (лишнее слово — ветер)
6. «Получи слово»
1. «Умняшки» — Уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки и получите слово.
ПФБКТЕХРШЁСЧЗЩАЦ — (берёза)
2. «Познавашки» — Уберите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки и получите слово.
РЛПМНЕЗВТГДУЖХЙ — (петух)
3. «Почемучки» — Уберите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки и получите слово.
ЛРКМНОДШРКВГА — (кошка)
Жюри подводит итоги игры, объявляет результаты.
Итак, каковы основные цели урока – квеста?
Направить ученика на путь поиска ответов на вопросы и решения различных задач через
- мотивирование на активную деятельность;
- обретение знаний через опыт учебного экспериментирования;
- создание атмосферы осознанного и естественным образом организованного познавательного поиска;
- обучение в сотрудничестве, работа в группах.
Уточним, что, имея гибкую структуру, урок-квест не ограничивает учителя в выборе технологий, методов и форм обучения в зависимости от целей и задач конкретного занятия. Более того, урок – квест может быть уроком любого типа: урок введения нового материала, комбинированный урок, урок отработки умений, урок промежуточного контроля.
Рассмотрим подробнее этапы урока-квеста.
- В начале урока учитель создает проблемную ситуацию, демонстрирует цели урока, озвучивается главный вопрос и рабочие вопросы для решения группой или по отдельности и рекомендации по выполнению заданий. При необходимости активной фазе квеста может предшествовать этап актуализации ранее изученного материала.
- После каждого этапа обсуждается решенное задание, качество решения и ошибки, допущенные в процессе.
- Получение «трофея» после прохождения каждой станции.
- Ответ на главный вопрос.
- Рефлексия.
Безусловно, самым «сложным», требующим тщательной подготовки этапом является первый этап – этап проблематизации содержания урока, который достигается посредством применения таких методов, как создание проблемной ситауции, проблемные вопросы, эвристическая беседа, проблемное изложение материала, исследовательский метод.
Проблемная ситуация рассматривается представителями концепции развивающего обучения как «особое психическое состояние субъекта, возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия и усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях выполнения задания» ; как «явно или смутно осознанное субъектом затруднение, преодоление которого требует творческого поиска новых знаний, новых способов и действий .
Очевидно, что использование проблемной ситуации обладает широким спектром педагогических возможностей, к которым можно отнести способность «возбуждать у учащихся познавательный интерес и другие мотивы учебно-познавательной деятельности, активизировать мыслительную деятельность школьника посредством преодоления им посильного познавательного затруднения, побуждать к активной познавательной деятельности при помощи определения в познавательной задаче основной проблемы и составление плана поиска наиболее рациональных путей выхода из возникших затруднений» .
Чаще всего в рамках урока – квеста используется загадка или проблемный вопрос.
Например, на одном из уроков – квестов (УМК «Звездный английский» для 5 класса, Модуль 5, тема “Lost Cities”) звучала следующая загадка:
The Incas grew tomatoes, potatoes, corn, peppers
and an unusual plant looked like a chocolate tree.
Прочитав «заметки» путешественника, ребятам предстоит ответить на вопрос: What is a chocolate tree? Coffee, cocoa or a tree with big sweet brown leaves?» Несмотря на кажущуюся очевидность, прозвучат самые разные варианты. Кто же прав? Любопытство возрастает, когда учитель делает ремарку о том, что кофейное дерево находится в классе. Найденное кофейное дерево и будет «трофеем», который получат учащиеся. Именно наличие трофея и сближает урок с настоящим квестом.