Какие способности нужно развивать у детей?

Почему родители стремятся раскрыть талант ребенка

Любить ребенка и желать ему счастья – неотъемлемое свойство родителя. В этом правиле, конечно, есть исключения. Но большинство родителей стремятся воспитать счастливого, самостоятельного и успешного человека. Поэтому с раннего детства они пытаются уловить потенциальные способности, которые разовьются в старшем возрасте, увидеть зачатки таланта или даже гениальности, чтобы помочь ребенку найти место в жизни.
Мало кто задумывается о том, что под стремлением открыть и развить талант ребенка, чтобы во взрослом возрасте он преуспевал в своем деле, кроется и некоторая доля эгоизма. Во-первых, человек, который «крепко стоит на ногах», вероятнее поддержит родителей в старости, чем тот, кто не устроил собственную жизнь. Если у выросшего ребенка будет желание и возможность помогать родителям, то родители смогут опереться не только на себя и государство, но и на детей. Мы говорим не только о материальной помощи, но и о помощи в решении бытовых проблем и просто психологической поддержке.

С другой стороны, существует неявное социальное давление: по достижениям детей судят об успешности родителей. Мама взрослых детей на вопрос «как дела?» расскажет не только о себе, но и о том, чем сейчас заняты дети, и работают, насколько они успешны. Об этих гранях детско-родительских отношений тоже стоить помнить: мы помогаем не только своим детям, но и в какой-то мере себе.
Давайте разберемся, как родители могут увидеть сильные стороны ребенка, чтобы во взрослом возрасте он стал преуспевающим инженером, или .

Игры и упражнения для развития способностей ребёнка. Примеры.

Конечно , лучше всего способности ребёнка развивать игрой и во время игры.

Для развития всех видов способностей хорошо применять игры для развития когнитивных способностей:

  1. В частности, специальные когнитивные онлайн игры для развития интеллекта. 

Детям нравится игры, нравится играть онлайн. Так совместите приятное с полезным!

Решение головоломок, лабиринтов, кроссвордов, соединение рисунков по точкам.

Придумывайте рассказы по картинке или по нескольким картинкам.

Играйте в игру «кто больше назовет признаков одного и того же предмета».

Играйте в игру «повтори ритм». Взрослый выстукивает ритм, задача ребенка — повторить

Важно делать это с применением тех же рук/ног или предметов, с помощью которых создавал ритм взрослый

Очень полезны игры для развития внимания:

  1. «Найди, что изменилось». Существует множество вариантов этой игры. Суть одна — нужно заметить отличия в том, что было после, от того, что было до. Можно расставлять игрушки и предлагать запомнить, просить ребенка отвернуться и переставлять их местами, менять их с другими, увеличивать/уменьшать количество, менять цвет у игрушек/предметов.
  2. Муха. На листе к клетку рисуется квадрат или куб  3*3 (*3) , 4*4 (*4) , 5*5 (*5) — в зависимости от возраста вашего ребёнка . В центр помещается муха. Взрослый проговаривает направления перемещения мухи. За каждый ход муха может переместиться только на 1 клетку. Ребёнок следит глазами за направлением перемещения мухи, и если муха «вылетает за пределы квадрата» (вылетает из комнаты), ребёнок должен её «хлопнуть». Если ребёнок не успел её «хлопнуть» — муха улетает на свободу.
  3. «Найди пару». Берутся карточки с картинками/словами и переворачиваются рубашками вверх. Задача — переворачивая карточки попарно найти совпадающую пару. Если пара не совпала, карточки вновь переворачиваются вверх рубашками. Если совпала — игрок забирает карточки себе.
  4. Шахматы — отличная игра для развития внимания и когнитивных способностей.
  5. Ребёнок и взрослый кидают друг другу мячик и считают. Задача — не называть определённую цифру и числа, её содержащие. Вместо этого нужно мяукнуть, хрюкнуть и пр. Можно установить несколько «запретных» цифр или менять их по сигналу.

Общеразвивающие игры:

  1. «Горячее/холодное, съедобное/несъедобное» — игры направлены на быстрый анализ ситуации и принятие решений.
  2. «Дорисуй предмет» («на что это похоже») — отличная игра на развитие воображения и творческого мышления. Взрослый рисует кружок, квадрат, кляксу, а задача ребёнка — дорисовать, чтобы это стало похоже на какой-то существующий предмет.
  3. «Угадай, кто я» — ребёнок и взрослый по очереди изображают кого-либо или что-либо, задача второго игрока — угадать, что ему показывают.
  4. «Назови слова, относящиеся к ….» (игра из серии — я знаю 5 имён мальчиков, девочек и т.п.). Задача игроков — быстро назвать требуемое количество слов на заданную тему.
  5. Прекрасная игра на развитие воображения, внимания, развитие речи и пр. — «Вы поедете на бал? (да и нет не говорите, чёрное с белым не берите)». Эту игру знают с детства все, но от этого она не становится менее интересной.

И, конечно, же, любите своих детей! Это главное условие для развития их талантов и способностей!

Спасибо, что прочитали этот материал. Как обычно, будем рады вашим вопросам и комментариям.

Автор статьи — психолог Ирина Гладких

  • Category:

    Для педагогов, Для семей

  • Tag:
    развивающие игры и упражнения, развитие мозга, развить способности ребенка, распознать способности ребенка

Способности – это врожденное

  1. Считается, что доказательством врожденности способностей (то есть, их получения по наследству) является их раннее проявление у ребенка. Как известно, музыкальные способности у Моцарта проявились в 3 года, в Гайдна – в 4, Рафаэль показал себя как художник в 8 лет.

  2. О врожденности способностей можно говорить также на основании повторения их у потомков выдающихся людей. Существуют целые династии одаренных личностей. Например, семье Бахов было около 60 музыкантов, из них 20 – выдающиеся. Известны династии театральные (Садовские), цирковые (Дуровы), династии ученых (Якушкины, Фортунатоы). Впрочем, эти факты могут свидетельствовать не столько о биологической наследственности, сколько о наследственности определенных условий жизни и жизненных ценностей, которые благоприятствуют развитию в семье совершенно определенных способностей.

Этапы развития способностей у детей

Можно выделить следующие этапы развития способностей у детей:

  1. Первичный (с рождения до 6–7 лет). Для начала организму ребенка нужно подготовиться к взрослению. На этом этапе совершенствуются все анализаторы (зрительные, слуховые), развиваются соответствующие участки мозга, улучшается координация движений. Формируются индивидуальные способности ребенка, на основании которых он будет в дальнейшем развиваться.
  2. Формирование специальных способностей (с 6 лет до подросткового возраста). В школьные годы ребенок развивается сперва посредством сюжетно-ролевых игр, решения интеллектуальных задач, головоломок, реализации творческих способностей. Именно игровой процесс способствует развитию его талантов в любой сфере. На этом этапе особенно важна творческая составляющая, помогающая развить пространственное мышление, воображение, координацию, мелкую моторику.

Отечественные психологи наглядно представляют этапы развития способностей в виде следующей схемы:

Гениальность Талант Одаренность Способность

Первые задатки будущего таланта или даже гениальности появляются еще до рождения ребенка или в самом раннем возрасте. Постепенно развиваясь, способности переходят на новый уровень. Для этого нужно создать определенные условия и атмосферу в семье. Нет стопроцентных гарантий, что начальные способности перерастут в настоящую гениальность, но при должных усилиях ребенок может достичь больших высот.

Способности к живописи

Ребёнок, склонный к живописи, обычно более спокойный и усидчивый. С раннего возраста ему нравится заниматься с карандашами, фломастерами, красками, смешивать разные цвета, лепить из пластилина. Причём проводить время так он может довольно долго для его возраста (к примеру, дети 3–4 лет во второй младшей группе детского сада выдерживают в среднем 15 минут, после чего теряют интерес к изобразительной деятельности).

Ребёнок, склонный к живописи, обычно спокойный, усидчивый, за любимым занятием может проводить много времени

Конечно, первые композиции в те же три года не будут отличаться особой замысловатостью, но вот если у малыша без труда получается обозначать чёткие контуры, вполне реалистично передавать образы простейших предметов (мячик, пирамидка, клубок и пр.), то это замечательно. Очень скоро кроху можно будет отдать в школу искусств или в детскую художественную школу, а пока нужно всячески поощрять его способности, приобретая новые материалы для работы (в том числе необычные, мольберт), подсказывая идеи для творчества, устраивая домашние выставки.

Родители должны всячески поддерживать интерес ребёнка, развивать его способности — приобретать материалы для работы, устраивать домашние выставки, подсказывать идеи для творчества

Такому ребёнку нравится создавать своими руками предметы прикладного характера, например, сделать простейшую гирлянду из разноцветных бумажных колечек для украшения новогодней ёлки. Также он может выразить своё мнение по поводу чужого рисунка, даже о картине известного художника, приводя вполне разумные доводы.

Проявления эффекта в жизни

Примечательно, что Матфей имел в виду исключительно материальные блага. Отсюда и расхожая фраза «богатые богатеют, а бедные беднеют». Однако Роберт Мертон, сделавший упор на научной деятельности, уверял, что эффект Матфея проявляется абсолютно во всех областях человеческой жизни. Так, социальные льготы чаще всего улучшают благосостояние представителей среднего класса, а не малоимущих, для которых подобные программы и создаются. Учителя чаще уделяют больше внимания лучшим ученикам, благодаря чему перед последними открываются более широкие возможности. Интересно, что, как правило, эффект Матфея остается незамеченным теми, кто вырвался в лидеры.

Так, если верить В. Е. Григорьеву, автору учебника «Социология науки», даже сам Роберт Мертон не заметил, как стал «жертвой» эффекта Матфея. По словам Григорьева, этот феномен был описан еще в 1944 году Луисом и Мэри Физерами в «Органической химии». Правда, Физеры назвали его не эффектом, а «правилом Матфея». Тем не менее термин связывают исключительно с именем Мертона. Почему же так произошло? Дело в том что Физеры были химиками, поэтому от них никто не ожидал открытий в социологии. К тому же их учебное пособие читали не социологи, а химики.

Ребенок Козерог

Дисциплинированный, рассудительный, серьезный ребенок Козерог с рождения отличается завидным терпением и силой воли. С раннего детства у него отчетливо проявляется тяга к четкому порядку и постоянству. Если он увлекается какой-либо игрой, то может тихо проводить за ней часы и дни напролет. Его не нужно заставлять убирать за собой игрушки – он самостоятельно расставит их на свои места. В усидчивости, терпении и ответственности маленький Козерог превосходит не только сверстников, но и многих взрослых.

Неудивительно, что малыши с таким серьезным нравом взрослеют раньше ровесников. Ребенок Козерог быстро теряет интерес к беззаботным играм и переключается на более существенные занятия. Ему нравится, когда его деятельность приносит практическую пользу и осязаемые результаты, ведь этот маленький деятель по натуре материалист. Отсюда увлечение ребенка Козерога всевозможными ремёслами, инструментами, прикладными искусствами.

Актёрское дарование

Если ребёнок эмоциональный, открытый, любит пародировать своих родителей, знакомых, ровесников из детского сада, возможно, в семье растёт будущий актёр. Такой малыш с раннего возраста любит быть в центре внимания: любит декламировать стихи публике, очень образно и живо перерассказывает сказки.

Ребёнок с актёрскими задатками часто любит пародировать родных и знакомых людей, передавая их поведение, манеру разговаривать и пр

При этом кроха обладает выразительной мимикой и жестикуляцией. Когда он подражает какому-то человеку, то довольно точно передаёт его позу, походку, тональность голоса. В детском саду таким детям всегда достаются ключевые роли на утренниках, они читают стихи на конкурсах.

Задача родителей — поддерживать дарование ребёнка: помогать ему устраивать домашние спектакли, вместе читать литературные произведения по ролям, посещать детские спектакли. И конечно же, малыша нужно отвести в театральную студию или кружок, когда позволит возраст.

Как развить способности ребенка. Виды способностей

Обнаружение этих возможностей вполне по силам любым родителям. Надо всего лишь быть внимательными к своим детям и понимать, как распознать у них задатки к чему либо

Только не стоит переводить поиски задатков в болезнь – “У нас одаренный ребенок”. Все должно быть естественным, иначе, если задатки так и не разовьются, вы сделаете больно себе и у своего же ребенка разовьете комплекс неполноценности.

На что же обратить внимание. Психологи давно провели структурный анализ и выделили несколько видов или типов способностей, задатки которых вы можете обнаружить:

  • Общие умственные способности. Таких детей называют умными. Их видно сразу в коллективе, на фоне остальных. Они хорошо все помнят, быстро осваиваются в незнакомой среде, правильно реагируют на изменения обстановки, без особых проблем справляются с возникающими проблемами (естественно с проблемами детского уровня). 
  • Музыкальные способности. Прежде всего, это наличие музыкального слуха. Если ваш ребенок может с легкостью воспроизвести ритм, это говорит о его музыкальности. А дальше на ритм может быть наложено умение воспроизвести мелодию или воспроизвести танцевальные движения. Может быть “музыкальному” ребенку легко дается обучение игре на каком-либо музыкальном инструменте. 
  • Литературные. Эти задатки могут проявиться уже к пяти годам. Ест детки, которые уже читают без напряжения к этому возрасту. И они же бегло пересказывают прочитанное с элементами вставки придуманного. Этих детей можно обнаружить по хорошо развитой наблюдательности и воображению. В разговоре с ними становится понятным все сказанное ими, поскольку у них выразительная речь. Мыслят они образами. 
  • Конструктивно-технические. По большей части этот вид касается мальчиков. Они учатся понимать работу механизмов, разбирая игрушки на детали. Так непроизвольно у них развивается комбинаторное и пространственное мышление. 
  • Физические или спортивные задатки. Целый комплекс физических параметров (гибкость, скорость, выносливость, координация движений и пр.) может позволить найти задатки будущего чемпиона профессиональным тренерам. Не секрет, что девочки в художественную гимнастику (да и в спортивную) приходят уже в пять – шесть лет. И уже в этом возрасте видно, кто на что способен. 
  • Учебные. Не каждый школьник в состоянии быстро понять, проанализировать и начать применять в жизни знания, полученные на занятиях. Из детей с учебными задатками вырастают ученые с мировыми именами, преподаватели ВУЗов, которые в состоянии доходчиво объяснить учебный материал. 
  • Художественно-изобразительные. Чаще эти задатки называют творческими способностями. Хотя в это понятие входят правильная оценка пропорций увиденного, определение цвета и фактуры, умение выделить в окружающем пространстве интересные детали и особенности, возможно не видимые другими. 
  • Математические. Дети с этими задатками запросто решают сложные задачи, хорошо запоминают математические формулы.

Вышеприведенные виды и типы задатков не заканчивают список. Например, сложно сказать, какие задатки могут быть у будущего ведущего хирурга. Да, конечно, это любопытство по отношению к “устройству” животных, людей. Но это только внешние задатки.

Все описанные задатки возникают с рождения (и даже в процессе внутриутробного развития).

После осмысления этого материала, вы уже способны самостоятельно оценить одаренный ребенок у вас или нет. Если вы увидели какие-то задатки, то от ваших действий зависит, разовьются ли они в способности или нет. Кстати, не забывайте о скрытых способностях. Приглядывайтесь к своему ребенку.

Как выявить одарённого ребёнка

Одарённость — это результат сложного взаимодействия наследственности, воспитания и саморазвития. В 50% случаев особые способности ребёнка проявляются к 5–6 годам и к 8 раскрываются в полной мере.

На сегодняшний день не существует единого метода, который позволил бы точно определить, одарён ребёнок или нет. Как правило, используется комплекс разных тестов. Например, для оценки уровня интеллектуального развития применяют Стэнфордский тест достижений, а для выявления творческих наклонностей — тест Торренса.

В домашних условиях выявить одарённость ребёнка можно только наблюдая, как он проводит время и какие темы вызывают у него огонь в глазах, а также помогая ему искать себя в различных видах деятельности.

Вот некоторые факторы, которые могут указывать на одарённость ребёнка. Эти критерии не являются обязательными, но время от времени могут проявляться:

  • Раннее развитие. Часто одарённые дети учатся говорить, читать и писать раньше других.
  • Хорошая концентрация и память. Если ребёнок легко запоминает стихи, слова песен и интересующие его факты — возможно, он обладает одарённостью.
  • Развитая речь. Словарный запас одарённых детей, как правило, шире, чем у сверстников. Они легко вводят в лексикон новые слова и умело ими пользуются.
  • Подвижное мышление. Одарённые дети рано учатся гипотетическому и абстрактному мышлению. Им свойственно совершенствовать игры и находить хитрые способы решения задач.
  • Богатая фантазия. По тому, как и во что ребёнок играет, тоже можно судить о его одарённости. Талантливые дети склонны придумывать целые миры, сюжеты с небанальными поворотами и самозабвенно перевоплощаться в персонажей своих фантазий.
  • Познавательный интерес. Одарённых детей могут интересовать более глубокие темы, чем сверстников. Если ребёнок долго и настойчиво проявляет интерес к определённой теме или деятельности, не удовлетворяется простыми ответами и жаждет докопаться до сути, это может быть признаком таланта.

Выявление у ребёнка одарённости не должно быть самоцелью, но можно помочь раскрыть потенциал ребёнка. Для этого нужно поощрять его увлечения, даже если они не кажутся чем-то стоящим. Ребёнок, любящий выдумывать несуществующие слова, возможно, станет в будущем выдающимся лингвистом, а юный любитель рисовать в школьных тетрадях узоры имеет шансы вырасти популярным дизайнером.

Положительные стороны эффекта Матфея

Несмотря на то что не получившим заслуженное признание кажется такое положение вещей несправедливым, у эффекта Матфея есть и положительные стороны. По мнению самого Роберта Мертона, в глобальном смысле эффект оказывает позитивное влияние на развитие науки и прочих сфер деятельности. Так, благодаря данному явлению новость о том или ином открытии распространяется гораздо быстрее, что способствует более стремительному прогрессу

И в самом деле внимание общественности скорее привлекут успешные исследования всемирно известного ученого, чем никому неизвестного рядового сотрудника какого-нибудь провинциального НИИ

Кроме того, как утверждает Ив Жэнгра, автор «Социология науки», эффект Матфея не является фатальным, а значит его можно преодолеть. В качестве примера Жэнгра приводит случай, произошедший с Альбертом Эйнштейном. Когда физик Йоханнес Штарк приписал одну формулу, выведенную Эйнштейном, другому ученому Максу Планку, Альберт Эйнштейн спокойно продолжил свою работу и впоследствии написал множество трудов. Благодаря этому в конце концов первенство физика перед Планком было установлено и справедливость восторжествовала. По мнению Жэнгра, если бы Эйнштейн все бросил, то Макс Планк так и остался бы в истории как автор упомянутой формулы.

5

Yay

4

Poop

2

Sad

1

Haha

1

Wow

Heart

Love

Angry

Технические способности

Другие же ребята (в большинстве своём, мальчики), наоборот, проявляют технические способности — это становится заметным в старшем дошкольном возрасте:

  1. Ребёнок обожает разбирать механические игрушки, чтобы потом заново их собирать. Когда ломается, например, машинка, он стремится самостоятельно определить неисправность и устранить её. Если же слетела цепь с велосипеда, мальчик сам пытается исправить ситуацию, не прибегая к помощи взрослых.

  2. Очень любит заниматься с конструктором, строительными наборами, находя оригинальные решения построек и создания объектов.
  3. Задумывается об устройстве различных предметов, приборов.

  4. Увлекается оригами, конструированием из бросового материала и пр.
  5. Хорошо мыслит логически, способен к обобщению, легко устанавливает причинно-следственные связи.
  6. Любит игрушки-головоломки, шашки и шахматы (всё это связано с логикой).

Конечно же, задача родителей — поддерживать интерес к технической сфере. Нужно предлагать ребёнку соответствующие книги, покупать конструкторы, наборы для склеивания, например, корабля или самолёта из мелких деталей. Следует выяснить, есть ли в городе кружок юного техника, чтобы сын его посещал.

Папе нужно приобщать сына к ремонтным работам — это только разовьёт его технические задатки

Почему важно выявлять таланты детей?

У каждой семьи есть мечта иметь талантливых детей, а природа щедра на определенные способности каждого малыша. Тем не менее, некоторые из них проявляют свои таланты с детства и достигают успеха, а другие, даже обладая комплексом уникальных возможностей, теряются в обществе, так и не найдя своего пути.

Все дело в том, что не все родители знают, как развивать способности у детей, найти одаренность, как правильно себя вести и что делать для помощи ребенку. Часто проявление способностей происходит не в раннем возрасте, поэтому при отсутствии внимания со стороны взрослых талант так и останется скрытым.

Как раскрыть талант:

  1. Наблюдения за малышом – его интересы, действия, что получается быстрее и лучше всего.
  2. Участие в групповых занятиям творчеством и спортивных секциях – под контролем специалистов проявление и развитие способностей происходит гораздо интенсивнее.
  3. Самостоятельный выбор – малыш должен сам определить, чем ему хочется заниматься, а родители обязаны поддержать его выбор.
  4. Не перекладывать на малыша собственные неудавшиеся надежды юности – взрослые часто имеют за плечами нереализованные мечты о разных занятиях и достижениях, в том числе, и в профессиональном плане. Чтобы раскрыть талант своего чада не стоит возлагать на него ожидания об успехах в «достойных», по мнению родителей, профессиях.

Особенности развития одаренных детей

С самого раннего возраста одаренные дети отличаются от своих ровесников. Эта непохожесть проявляется во всех сферах:

Познавательная сфера

  • Развитая речь. Навыками говорения, чтения, письма одаренные малыши овладевают раньше, чем их сверстники. Многие увлеченно читают энциклопедии, словари, занимаются словотворчеством, поэтому их лексикон, как и сложные синтаксические конструкции, впечатляет и помогает говорить по-взрослому, четко излагая свои мысли.

  • Хорошая память. Ребенок с легкостью запоминает стихи, песенки, интересные факты, накапливает большие объемы информации, активно ей пользуется. 

  • Высокая концентрация внимания. Маленький гений может подолгу заниматься каким-то одним делом, способен глубоко погружаться в задачу, воспринимать сложную информацию. 

  • Гибкое подвижное мышление. Чудо-ребенок способен генерировать огромное количество идей, находить нестандартные пути решения задачи, выстраивать ассоциативные связи. 

  • Познавательный интерес. Одаренные дети, независимо от пола, возраста, характера и темперамента, стремятся открыть для себя что-то новое, докопаться до сути. Их мозг постоянно требует умственной нагрузки. Несмотря на юный возраст, они могут фокусироваться на нескольких процессах одновременно, исследовать, как устроен тот или иной предмет.

    Одаренные дети умеют мыслить логически, рассуждать, анализировать и синтезировать информацию, переструктурировать ее, прогнозировать развитие событий, оценивать действия, мысли, поступки – свои и других людей.

Сфера личностного развития

  • Перфекционизм. Одаренные малыши очень требовательно относятся к себе, к тому, что делают и что получается в результате этой деятельности, переживают, если все складывается не так, как они планировали, боятся совершить ошибку. 

  • Лидерские качества. Чудо-дети доминируют в играх, совместных делах, межличностных отношениях. Они чувствуют уверенность в себе, проявляют инициативу в общении, легко находят общий язык и с детьми, и со взрослыми. 

  • Обостренное чувство справедливости. Причем проявляется оно очень рано.

  • Социальная автономность. Неординарныемаленькие личности стремятся отстаивать свою точку зрения, поступать по-своему, действовать не так, как все, необычным образом, противостоять мнению большинства. 

  • Соревновательность. Одаренные дети стремятся превзойти своих сверстников, подтвердить свои исключительные способности и возможности, укрепить уверенность в своих силах. В таком соревновании они учатся не только выигрывать, но и проигрывать. Опыт поражений закаляет характер, помогает стойко переживать неприятные моменты. 

  • Повышенная восприимчивость. Малыши могут видеть и выявлять проблемы, которые для других остаются незамеченными, чувствуют, когда вокруг них возникает напряжение. 

    Маленькие умники нередко обладают развитым чувством юмора, любят игру слов. У них богатая фантазия, широкий круг интересов. Это очень целеустремленные ребята.

Физические особенности

  • Повышенная электрическая и биохимическая активность мозга. 

  • Высокий энергетический потенциал. 

  • Продолжительность сна меньше, чем у обычных детей их возраста. 

  • Не очень хорошо развита тонкая моторика: решать математические задачки ребенку намного проще, чем что-то вырезать, клеить.

  • У детей до 8 лет может быть нестабильное зрение – им бывает трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее.

Особенности поведения

  • Одаренные дети очень активны, постоянно чем-то заняты. 

  • Они могут одновременно искать ответ сразу на несколько непростых вопросов, даже если решение им пока не по зубам. 

  • Они способны занимать сами себя – им не нужен партнер в исследованиях и поисках.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: