Памятка по организации педагогического процесса в период адаптации (для воспитателей и помощников воспитателя групп раннего возраста)
- В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша с учетом рекомендаций врача, педагога-психолога, старших воспитателей. Со временем все дети переводятся на общий режим.
- Во время адаптационного периода необходимо учитывать все индивидуальные привычки ребенка, даже вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его.
- Взрослому следует чаще ласкать ребенка, особенно во время укладывания на сон: гладить ему ручки, ножки, спинку (это обычно нравится детям). Хороший эффект засыпания дает поглаживание головки ребенка и бровей, при этом рука должна касаться лишь кончиков волос.
- Не мешает уже в первые дни показать ребенку детское учреждение с тем, чтобы дать понять ребенку: его здесь любят.
- В психологически напряженной, стрессовой ситуации помогает переключение на древнюю, сильную пищевую реакцию. Необходимо чаще предлагать ребенку попить, погрызть сухарики.
- Затормаживает отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому ребенку предлагаются игры: нанизывать шарики на шнур, соединять детали крупного конструктора “Лего”, играть резиновыми игрушками-пищалками, игры с водой.
- Периодически включать негромкую, спокойную музыку, но строгая дозировка и определение во время звучания обязательны.
- Лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички.
- Необходимо исключить однообразие жизни детей, т. е. определить тематические дни.
- Исключить интеллектуальные и физические перегрузки.
- Необходимо присматриваться к индивидуальным особенностям каждого ребенка и стараться вовремя понять, что стоит за молчаливостью, спокойствием, пассивностью некоторых детей.
- Непреложное правило – не осуждать опыт ребенка, никогда не жаловаться на него родителям. Все проблемы ребенка становятся для педагога профессиональными проблемами.
- Ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка.
Игры с ребенком в период адаптации
Игра – основное средство расслабления для дошкольника. Посредством игры налаживаются доверительные отношения.
В чем преимущество игры для ребенка в сравнении с иными средствами расслабления:
Ребенок получает возможность ощутить свою силу, способности.
Ему не приходится испытывать беспомощность.
Он познает окружающий мир, учится самовыражению, возвышается в собственных глазах.
Учится общению.
Учится управлять собственными чувствами.
Переживает широкий спектр эмоций.
Отличный расслабляющий эффект дают различные игры с песком, водой.
Отрицательные эмоции затормаживаются при монотонных движениях руками, поэтому обратите внимание на такие игры, как собирание крупных деталей конструктора, нанизывание шариков на шнур и тому подобное.
В ДОУ часто используют такие эффективные игры, как «Мой любимый садик», которые демонстрируют все преимущества учреждения. Обычно в центре комнаты размещается небольшой стенд со снимком учреждения. Возле него клеятся лепестки с соответствующими записями. Эти надписи (или рисунки) должен делать ребенок, перечисляя все хорошее, что имеется в садике и школе.
Также нередко используется игра «Солнышко», позволяющая получить от окружающих «психологические поглаживания», остро необходимые ребенку, чтобы ощутить свою важность и ценность в глазах других. Игра проводится в обстановке дружелюбия и с хорошим настроением
Идеально, если участниками игры станут родители малыша, поощрение и оценка которых особо важна. Через игры и сказки можно показать ребенку все преимущества ДОУ, и эту возможность нужно обязательно использовать при любой удобной возможности.
Игры с ребенком в период адаптации
Игра – основное средство расслабления для дошкольника. Посредством игры налаживаются доверительные отношения.
В чем преимущество игры для ребенка в сравнении с иными средствами расслабления:
Ребенок получает возможность ощутить свою силу, способности. Ему не приходится испытывать беспомощность. Он познает окружающий мир, учится самовыражению, возвышается в собственных глазах. Учится общению. Учится управлять собственными чувствами. Переживает широкий спектр эмоций. Отличный расслабляющий эффект дают различные игры с песком, водой
Отрицательные эмоции затормаживаются при монотонных движениях руками, поэтому обратите внимание на такие игры, как собирание крупных деталей конструктора, нанизывание шариков на шнур и тому подобное.
В ДОУ часто используют такие эффективные игры, как «Мой любимый садик», которые демонстрируют все преимущества учреждения. Обычно в центре комнаты размещается небольшой стенд со снимком учреждения. Возле него клеятся лепестки с соответствующими записями. Эти надписи (или рисунки) должен делать ребенок, перечисляя все хорошее, что имеется в садике и школе.
Также нередко используется игра «Солнышко», позволяющая получить от окружающих «психологические поглаживания», остро необходимые ребенку, чтобы ощутить свою важность и ценность в глазах других. Игра проводится в обстановке дружелюбия и с хорошим настроением. Идеально, если участниками игры станут родители малыша, поощрение и оценка которых особо важна
Через игры и сказки можно показать ребенку все преимущества ДОУ, и эту возможность нужно обязательно использовать при любой удобной возможности
Идеально, если участниками игры станут родители малыша, поощрение и оценка которых особо важна. Через игры и сказки можно показать ребенку все преимущества ДОУ, и эту возможность нужно обязательно использовать при любой удобной возможности.
Как происходит адаптация ребенка в саду
Модель комфортной адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду предполагает постепенное приучение. В первую неделю малыша приводят на несколько часов – на завтрак и прогулку. В это время он может познакомиться с детьми и воспитателями, осмотреться в группе.
В дальнейшем ребенка оставляют в саду до обеда, позже – на дневной сон. Если процесс адаптации ребенка в детском саду происходит нормально, после этого малыш может оставаться на весь день.
Адаптация детей при поступлении в детский сад всегда зависит от индивидуальных особенностей, но чаще ее начальный период длится 2-3 недели. В среднем (4-5 лет) и старшем (5-6 лет) дошкольном возрасте, она может затянуться до 4 недель. Полностью адаптироваться к саду малыш способен примерно за 2 месяца, в сложных случаях – за 3-6 месяцев и более.
Привыкание происходит в различной форме, но можно выделить типичные виды адаптации ребенка в детском саду:
- Активную. С первого дня посещения сада малыш нервничает и с трудом расстается с родителями. Такой настрой у него может сохраняться до 2 недель, после чего ситуация постепенно улучшается.
- Пассивную. Негатив к детскому саду отсутствует, однако дома кроха ведет себя хуже, становится капризным, беспокойно спит, могут появиться запоры. Эти явления проходят по мере привыкания к новым условиям.
- Отложенную. Некоторое время (от пары дней до 3 недель) ребенок ходит в сад с радостью, но затем следует отказ и истерики. Далее начинается обычный процесс адаптации.
- Проваленную. Привыкание к группе не происходит, негатив не уменьшается, поскольку нервная система ребенка не справляется с нагрузкой. Если это состояние длится более 2 месяцев, значит, малыш еще не готов к изменению образа жизни или условия этого садика (методы воспитания, группа) ему не подходят. Есть шансы, что адаптация ребенка в новом детском саду или в другой группе пройдет удачнее.
Как проходит адаптация в детском саду, ее виды
Помимо перечисленных факторов большую роль в процессе привыкания к садику играют индивидуальные особенности ребенка. Специалисты выделяют несколько видов адаптации к условиям детского сада в зависимости от ее продолжительности и сложности.
Легкая
Большинство детей тратят на полную адаптацию не более месяца. В течение этого времени они могут иногда капризничать, терять аппетит, беспокойно спать, но постепенно их режим и поведение приходят в норму. Малыши быстро знакомятся с другими членами группы, привыкают к воспитателям и детсадовскому укладу, начиная воспринимать его как естественную часть своей жизни. Легкую адаптацию обеспечивает естественная способность человека запоминать детали новой обстановки, лица и голоса, если вся эта информация повторяется изо дня в день. Положительные эмоции от новых игр, интересных занятий, приятного общения подкрепляют и усиливают эффект. Новые воспоминания наслаиваются на предыдущие, приобретая общие черты и все прочнее закрепляясь в сознании. Детский сад становится вторым домом, где ребенок чувствует себя защищенным, где ему спокойно и хорошо.
Средней тяжести
Сила привычки действует безотказно при условии регулярности посещения сада. Но некоторым детям нужно больше времени, чтобы принять новые условия существования. Это может быть связано с ранним возрастом или любым другим фактором, влияющим на адаптацию, из перечисленных выше. Например, если ребенок начинает пропускать детский сад по болезни, перестает действовать механизм естественного запоминания. А если малышу трудно найти общий язык с другими детками, задерживается процесс его социализации, что создает ощущение дискомфорта. Детям, которые до садика не умели кушать или ходить в туалет самостоятельно, приходится подтягивать уровень этих навыков до среднего по группе. Все эти трудности преодолимы, и за 1,5–2 месяца ребенок все-таки привыкает к новым условиям. Он принимает их и расстается с мамой по утрам, может быть, и не очень охотно, но без слез.
Тяжелая
Первые два вида адаптации считаются нормальными и протекают с типичными признаками. Случаи тяжелой адаптации выходят за пределы нормы и часто имеют индивидуальные черты. Продолжаться процесс может более 2 месяцев, иногда заставляя родителей вообще отказаться от посещения ДОУ их ребенком. По какой-то причине малыш отказывается принимать новую обстановку и окружение, и вместо механического привыкания у него развивается устойчивая неприязнь ко всему, что связано с детским садом. Такие дети могут устраивать истерики, отказываясь заходить в помещение группы, или, наоборот, замыкаться в себе, как бы отстраняясь от окружения. В этом случае воспитатель, скорее всего, посоветует родителям показать малыша специалисту, своевременная профессиональная помощь которого поможет избежать серьезных проблем в будущем.
Случаи тяжелой адаптации отмечаются очень редко, и родители, как правило, заранее знают, что у их малыша могут возникнуть проблемы с садиком. В основном все детки успешно проходят это испытание, и наиболее частой причиной отказа от посещения ДОУ является повышенная подверженность инфекционным заболеваниям.
Особенности поведения детей в период адаптации
Не все дети при поступлении в дошкольное образовательное учреждение, ведут себя одинаково. Их поведение в значительной степени определяется теми потребностями, которые сформировались при переходе в группу.
Принято выделять три категории детей на основании различий в поведении и потребности в общении:
- первая группа – дети, с преобладающей потребностью общения с близкими взрослыми, ожидающие от них внимания, ласки, доброты, информации о мире;
- вторая группа – дети со сформированной потребностью в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместной деятельности и получении от них информации о мире;
- третья группа – дети с потребностью активных самостоятельных действий.
Если ребенок до того, как поступил в детский сад, постоянно находился с мамой или бабушкой, то при попадании в группу детского сада, он с трудом будет расставаться с родными. Затем на протяжении дня ребенок будет ожидать их прихода, плакать, отказываться от любых предложений со стороны воспитателя, не будет играть с детьми.
Преимущественно, поступая в детский сад, плачут дети, которые условно могут быть отнесены в первую группу, то есть испытывающие потребность общения с близкими людьми. Они могут глубоко переживать расставание с близкими, так как не имеют опыта общения с посторонними, не готовы с ними контактировать.
Замечание 1
Обычно, чем уже круг общения ребенка в семье, тем более длительным будет процесс адаптации к детскому саду.
Дети, условно относящиеся ко второй группе, до поступления в детский сад, имеют опыт общения со взрослыми, которые не являются членами их семьи. Например, общались с дальними родственниками или соседями. Попадая в группу они постоянно наблюдают за действиями воспитателя, подражают им, задают вопросы. Пока воспитатель находится рядом, ребенок чувствует себя спокойно и уверенно, но побаивается детей и держится на расстоянии от них. В случае невнимания со стороны воспитателя такие дети могут растеряться, у них появятся слезы, они вспомнят о родителях.
У детей из третьей группы, четко прослеживается потребность активных самостоятельных действий и общения со взрослыми.
Подготовка детей раннего возраста к посещению ДОУ
Какие моменты следует учесть при подготовке к ДОУ.
Возраст
Согласно наблюдениям психологов, каждому возрасту свойствен свой срок адаптации. Отмечается, что в ясельной группе он наиболее короткий – примерно одна-полторы недели. В трехлетнем возрасте срок может увеличиться до полумесяца или немного дольше. Для старшего дошкольного возраста срок адаптации может составить месяц. Это обобщенные данные, и некоторые дети могут не попадать под них.
Первые дни в ДОУ
Помните!
Первые дни пребывания ребенка в ДОУ наиболее сложные. Незнакомое общество, отсутствие мамы, перемены в привычном жизненном укладе – факторы, оказывающие эмоциональное давление на детскую психику.
Не хотите, чтобы это произошло? Приблизьте домашние условия к детсадовским. Малыш должен уметь проситься на горшок, надевать некоторые предметы гардероба, умываться, орудовать ложкой, выражать свои желания словами или простыми жестами.
Состояние здоровья
Аспект, влияющий на развитие и поведение малыша – состояние здоровья. Болезненный и ослабленный ребенок зачастую либо раздражителен и капризен, либо вял. Он быстро утомляется, может отставать в развитии. В первые дни пребывания в ДОУ это проявляется с особой очевидностью.
Ослабленным ребятам сложнее адаптироваться к непривычным условиям. Они начинают чаще болеть, сложно переживают расставание с близкими. Бывает, что это выражается подавленностью или потерей веса, а не плачем или явными негативными появлениями. Такое состояние должно беспокоить не менее, чем ярко выраженные отрицательные эмоции.
Особое внимание следует обратить на ребят со слабым типом нервной системы. Им непросто даются любые перемены
При малейших проблемах их эмоциональное состояние подвергается стрессу, несмотря на то, что они могут не выражать свои чувства слишком явно. Все новое дается им с огромными сложностями. Они ни в чем не уверены, медленнее большинства приобретают нужные навыки. Такие дети нуждаются к адаптации, и приучать их следует постепенно. Поощряйте и подбадриваете их в освоении нового.
Рекомендации родителям
Воспитатели дают общие рекомендации:
- Настраивайте ребенка на положительные перемены. Объясняйте ему, как ему здорово будет в новом месте, и как туда многие хотели бы попасть. Отмечайте, как вам повезло, что ребенка приняли в ДОУ.
- Приводя ребенка в учреждение, старайтесь расставаться с ним быстро и легко. Длительные прощания и обеспокоенное лицо, вызовут у него тревогу.
- Если малыш очень сложно переживает разлуку с матерью, то желательно, чтобы первое время малыша отводил другой член семьи. Также его следует забираться домой пораньше, не разлучаться на слишком длительное время.
- Климат в семье должен быть спокойным и бесконфликтным.
- Бережно относитесь к его нервной системе.
- Сократите просмотр телевизионных передач, чаще бывайте на свежем воздухе.
- Сообщите преподавателям обо всех особенностях и предпочтениях ребенка.
- С пониманием относитесь к истерикам ребенка, показывайте, что вы их замечаете. Помогите ребенку успокоиться, не игнорируйте его проблему.
- При ярко выраженных невротических реакциях обратитесь к специалисту.
Фазы адаптационного процесса: острая, подострая, компенсации
Существует несколько фаз адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Острая фаза
Характеризуется различными колебаниями психического статуса, соматического состояния. Наблюдаются последствия в виде периодических респираторных заболеваний, нарушения сна, снижения веса и аппетита, регрессом в речевом развитии. Симптомы длятся около месяца.
Подострая фаза
Поведение ребенка вполне адекватно. Все негативные проявления снижаются, возникая лишь по отдельным параметрам. Происходит это на фоне невысокого темпа развития (в особенности психического) в сравнении с усредненными возрастными нормами. Симптомы могут продлиться 3-5 месяцев.
Фаза компенсации
Для фазы характерен повышенный темп развития, благодаря которому ребенок к завершению учебного года преодолевает упомянутую ранее задержку в развитии.
Проблемы, относящиеся к адаптации, остаются в теоретической плоскости, ограничиваясь короткими рекомендациями родителям перед поступлением малыша в детский сад –приблизить домашний режим дня к режиму садика или иного учреждения.
При этом период адаптации очень важен: он требует радикальных действий взрослых. Решение вопроса лежит на педагогах ДОУ. Им предстоит организовать жизнь малыша так, чтобы он безболезненно и адекватно приспособился к новым условиям.
Степени адаптации к ДОУ
Рассмотрим степени адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Легкая
Характерна для группы детей, посещающих учреждение без особых переживаний, с желанием. Период адаптации обычно ограничивается 3-4 неделями. Такой малыш практически не доставляет хлопот. Возникающие в поведении изменения кратковременны и почти незаметны.
Характерное поведение:
- Малыш без волнения входит в группу, с любопытством осматривается вокруг.
- Когда незнакомый взрослый обращается к нему, ребенок смотрим ему в глаза. Может сам инициировать контакт, просить о помощи.
- Способен сам себя занять, настроение бодрое либо спокойное, эмоции легко распознаваемы.
- Малыш придерживается обозначенным нормам поведения, демонстрирует адекватную реакцию на одобрение или замечания, корректирует поведение по ситуации.
- Доброжелательно относится к детям, охотно играет с ними.
Средняя
Степень характерна для ребят без нервных расстройств. Попав в новую среду, они начинают чаще болеть. Происходит «обмен» различными инфекциями. У некоторых наблюдаются частые ОРЗ и другие проблемы. При подобном виде адаптации уровень заболеваемости ребенка может снизить доктор. Своевременно назначив корригирующие мероприятия, медик предотвратит развитие заболеваний и степень адаптации приблизится к легкой.
Характерное поведение:
- Малыш контактирует через телесные ощущения или наблюдение за привлекательными для него действиями воспитателя.
- Первое напряжение спадает, контакт происходит по инициативе дошкольника.
- Замечания и поощрения воспринимает адекватно, но может нарушать правила, установленные в группе (социальное экспериментирование).
Примерный срок адаптации: около месяца. В этот период могут возникать болезни, протекающие без явных осложнений.
Тяжелая
Протекание стадии проходит сложно. Перемена обстановки дается детям тяжело. Ответная реакция: нервные срывы, частые простудные заболевания.
Характерное поведение:
Контакт с малышом устанавливается через родителей, либо он замыкается даже при них.
Внимание малыша рассеяно: он может проявлять интерес к игрушкам, но надолго он не задерживается.
Не начинает игровых действий, выглядит обеспокоенным.
Равнодушен к замечаниям и похвале воспитателя, либо пугается, ища защиты у родителей.
Ребенку, переживающему тяжелую степень адаптации, может потребоваться помощь педиатра или узкого специалиста.
Далее рассмотрим причины, провоцирующие подобное поведение.
Влияние различных факторов на адаптацию
Степени адаптации к ДОУ
Рассмотрим степени адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Легкая
Характерна для группы детей, посещающих учреждение без особых переживаний, с желанием. Период адаптации обычно ограничивается 3-4 неделями. Такой малыш практически не доставляет хлопот. Возникающие в поведении изменения кратковременны и почти незаметны.
Характерное поведение:
- Малыш без волнения входит в группу, с любопытством осматривается вокруг.
- Когда незнакомый взрослый обращается к нему, ребенок смотрим ему в глаза. Может сам инициировать контакт, просить о помощи.
- Способен сам себя занять, настроение бодрое либо спокойное, эмоции легко распознаваемы.
- Малыш придерживается обозначенным нормам поведения, демонстрирует адекватную реакцию на одобрение или замечания, корректирует поведение по ситуации.
- Доброжелательно относится к детям, охотно играет с ними.
Средняя
Степень характерна для ребят без нервных расстройств. Попав в новую среду, они начинают чаще болеть. Происходит «обмен» различными инфекциями. У некоторых наблюдаются частые ОРЗ и другие проблемы. При подобном виде адаптации уровень заболеваемости ребенка может снизить доктор. Своевременно назначив корригирующие мероприятия, медик предотвратит развитие заболеваний и степень адаптации приблизится к легкой.
Характерное поведение:
- Малыш контактирует через телесные ощущения или наблюдение за привлекательными для него действиями воспитателя.
- Первое напряжение спадает, контакт происходит по инициативе дошкольника.
- Замечания и поощрения воспринимает адекватно, но может нарушать правила, установленные в группе (социальное экспериментирование).
Примерный срок адаптации: около месяца. В этот период могут возникать болезни, протекающие без явных осложнений.
Тяжелая
Протекание стадии проходит сложно. Перемена обстановки дается детям тяжело. Ответная реакция: нервные срывы, частые простудные заболевания.
Характерное поведение:
Контакт с малышом устанавливается через родителей, либо он замыкается даже при них
Внимание малыша рассеяно: он может проявлять интерес к игрушкам, но надолго он не задерживается. Не начинает игровых действий, выглядит обеспокоенным. Равнодушен к замечаниям и похвале воспитателя, либо пугается, ища защиты у родителей.
Равнодушен к замечаниям и похвале воспитателя, либо пугается, ища защиты у родителей.
Ребенку, переживающему тяжелую степень адаптации, может потребоваться помощь педиатра или узкого специалиста.
Далее рассмотрим причины, провоцирующие подобное поведение.
Что такое адаптация детей к условиям ДОУ
ДОУ называют дошкольное образовательное учреждение. Многие предполагают, что речь идет исключительно о детском садике. Это не так. Также к ДОУ относят любые центры развития ребенка. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ – непростой процесс. Например, даже вступление детей в ясли кардинально меняет образ жизни всей семьи. Малыш и родители испытывают тревогу. Семья привыкла, что ребенок всегда под контролем и к иному им приспособиться сложно. Дошкольник переживает стресс, пытаясь адаптироваться к другому распорядку дня, режиму сна. Происходят очевидные перемены: малыш по несколько часов не видит близких, ест немного другую еду и так далее.
От его способности адаптироваться к изменениям зависит последующее развитие и благополучное нахождение в дошкольном учреждении. С помощью адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ устраняются появляющиеся проблемы, формируется приспособляемость детей к новизне.
Немаловажный аспект – социальная адаптация детей. Ребенку следует испытать себя в обстановке для привыкания к ДОУ, с учетом его возраста.