Постановка и автоматизация звука ш: речевой материал, комплекс артикуляционной гимнастики

Автоматизация звука ш у детей, картотека заданий и игр

Правила успешной автоматизации

При автоматизации звука важную роль играет правильная постановка речевого аппарата. Иногда дети забывают после занятий с логопедом, как работают язык, губы при произношении проблемного звука. Перед каждым занятием нужно проговаривать верную позицию. Работу следует проводить до упражнений со слогами.

С чего начать работу

Ребенок и взрослый должны понимать, где находится язык, как расположены зубы, губы. Это непросто понять, когда рядом нет помощника-профессионала. При произношении звука Ш губы выдвигаются вперед, зубы должны быть частично замкнуты. Язык вытягивается вперед, кончик поднимается к небу, не касаясь его. Боковые стороны органа должны соприкасаться с коренными зубами. Голосовые связки не участвуют в произношении, голоса нет.

При автоматизации в домашних условиях нужно проговорить с ребенком правильную артикуляцию перед выполнением заданий:

  • вытяни губы вперед, представь, что это труба или трубочка;
  • язык вытяни вперед к зубам, приподними кончик вверх, нащупай небо;
  • опусти немного язык вниз, чтобы он не касался неба, образуй щель между ними;
  • представь, что язык − это чашечка, из которой кошечка будет лакать молочко, нужно, чтобы оно не пролилось, сделай ее глубокой (нужно показать, что края органа должны касаться коренных зубов);
  • попробуй произнести звук без участия голоса, как будто шипит змея.

Артикуляционная разминка

Для успешной автоматизации каждое занятие должно начинаться с артикуляционной разминки. Она позволяет разогреть мышцы речевого аппарата. Проводить ее необходимо детям и взрослым. Для подготовки артикуляционного аппарата используют классические упражнения, направленные на оттачивание произношения звука Ш: лопата, маляр, пирожок.

Лопата

Упражнение помогает преодолевать тонус мышц посредством расслабления органов артикуляции. Нужно высунуть язык вперед, сначала он может быть напряженным. После детям предлагается улыбнуться, но без напряжения губ. Конец языка ложится на нижнюю губу, боковые стороны легко соприкасаются с уголками рта. Нужно добиться расслабления органа, продержаться в таком положении следует несколько секунд. В последующие разы можно увеличивать время расслабления для тренировки мышц. Упражнение «Лопата» − базовое при коррекции шипящих звуков.

Маляр

Детям предлагается представить себя маляром, которому нужно покрасить нёбо. Для этого следует приоткрыть рот в легкой улыбке, без напряжения губ. Челюсть должна быть вне движения. Упражнение сложное, подразумевает «покраску» верхней части рта языком от глотки к зубам и обратно

Важно: ребенок должен держать язык в постоянном напряжении, контролировать его, чтобы он не вышел наружу. Задание позволяет малышу понять, как и куда нужно направлять язык при постановке звука Ш

Пирожок

Упражнение часто применяется в логопедии, является сложным, тренирует боковые мышцы языка. Не стоит расстраиваться, если ребенок не выполнил задание с первого раза. Не каждый взрослый сможет повторить за логопедом движения. У детей при регулярных занятиях успех приходит на 5-7-й день.

Нужно расслабить язык, как в упражнении «Лопата», чтобы он лежал спокойно на нижней губе. После попросить малыша, не напрягая орган, постараться загнуть боковые его части вовнутрь, образуя воронку. В результате в зеркале малыш должен увидеть смешной «пирожок» из языка. Продержаться в таком положении необходимо 5-10 секунд.

Логопеды советуют для развития дыхания у малышей использовать мыльные пузыри, трубочки, свистульки, снежинки из бумаги или ватные шарики, которые нужно сдуть. С дошкольником можно поиграть в день рождения, задуть свечи на торте или пироге, который мама приготовила для куклы. Взрослому можно надувать воздушные шары.

Автоматизация звука [Ш] в начале слов:

ШаШа, шаблон, шаг, шавка, шалость, шалун, шалфей, шаль, шальной, шаляй-валяй, шаман, шамкать, шампиньон, шампур, шанс, шансон, шансонье, шантаж, шантрапа, шапка, шагать, шагом, шагомер, шайба, шайка, шайтан, шакал, шаланда, шалаш, шалить, шапочник, шар, шарабан, шарада, шарах, шарашка, шарнир, шаровары, шаровой, шарф, шасть, шатание, шатен, шарж, шариат, шарик, шарить, шаркать, шарлатан, шарлотка, шарм, шарманка, шахтёр, шашечка, шашист, шашка, шашки, шашлык, шаткий, шатёр, шах, шафран, шахматы, шахматист, шахта, шатун, шаткий, шатёр.

Шо

Шоу, шоумен, шёлк, шелковый, шёпот, шов, шок, шомпол, шорник, шорный, шорох, шофер, шоколадный, шотландцы, шовинизм, шорты.

ШуШум, шумный, шумовка, шумок, шурин, шуруп, шурф, шуры-муры, шутник, шушера, шушукать, шушукаться, шут, шутить, шутка, шуба, шубейка, шуга, шугать, шулер, шуметь, шумиха.

Ши

Шик, шило, шибать, шибкий, шиит, шикарный, шикать, шиковать, шиллинг, шиворот, шило, шимпанзе, шина, шинель, шинковать, шинник, шиншилла, шиньон, шип, шипеть, шиповки, шиповник, шипучий, шипучка, ширина, ширинка, ширма, широкий, шитьё, шифер, шифон, шифоньер, шифр, шифровка, шиш, шишак, шишка, ширь, широта, шитый, шит.

ШеШевелить, шевелюра, шедевр, шезлонг, шейка, шейк, шейный, шейх, шелковод, шелкопряд, шелохнуть, шелуха, шельф, шептать, шеренга, шериф, шеф, шефство, шея, шершавый, шершень.

Разновидности и механизмы нарушений

Неправильное произношение шипящей группы называется сигматизмом, а их замена другими звуками – парасигматизмом. В речи ребенка Ш может отсутствовать, при этом он не будет заменять его другими фонемами. Есть несколько видов сигматизма шипящих, отличающихся механизмом возникновения:

  • Межзубный – речь с таким искажением называют шепелявой. При данном сигматизме язык не принимает нужное положение «чашечки», а проходит между зубами. Причиной может быть короткая подъязычная уздечка; высокое и узкое небо.
  • Боковой – в речи вместо Ш получается звук, имеющий «хлюпающее» звучание. Во время произнесения один уголок губ поднимается выше другого; нижняя челюсть также смещена в одну из сторон; форма «чашечки» не получается потому, что спинка языка образует смычку с зубными альвеолами только с одной стороны. Причиной появления такого искажения может быть слабый тонус артикуляционных мышц и неправильный прикус.
  • Носовой – вместо Ш ребенок произносит Х с носовым оттенком. Язык занимает нижнее положение, а задняя часть поднята вверх. Именно из-за большого напряжения спинки языка и появляется данный сигматизм.

В зависимости от разновидности сигматизма шипящих логопед будет подбирать способ постановки звука.

Автоматизация звука «Ш» в словах

Произносим слова, следим за правильным произношением звука «Ш».

Задание 1

  • Шаг, шар, шарф, ша́йба, ша́пка, ша́хта, мыша́та, больша́я, уша́нка, меша́ть, реша́ть, дыша́ть, лоша́дка, ша́хматы, лапша́, ва́ша, на́ша, ка́ша, кры́ша, Да́ша, Ма́ша, Лёша, Па́ша, Ми́ша, Алёша, Ната́ша, Андрюша.
  • Ваш, наш, ба́шня, па́шня, ча́шка, ка́шка, руба́шка, рома́шка, бука́шка, каранда́ш, башма́к, башлы́к, кашне́, кашта́н, яшка, бля́шка, гуля́ш, шуру́п, шути́ть, чешуя́.

Задание 2

  • Шо́рох, мешо́к, пушо́к, вершо́к, горшо́к, петушо́к, ремешо́к, гребешо́к, большо́й, мышо́нок, шёл, шёлк, шёпот, ушёл, нашёл, пришёл, вошёл, пе́шка, оре́шки, ве́шний, вне́шний, пое́шь.
  • Ширь, ши́ло, ши́на, шить, ши́рма, дыши́, ерши́, пиши́, камыши́, малыши́, уши́б, оши́бка, маши́на, кувши́н, ши́ли, реши́ли, шум, шут, шу́ба, шу́тка, мишу́тка, дышу́, ношу́, тушу́, прошу́.

Задание 3

  • Шине́ль, шипе́ть, широ́кий, шипо́вник, у́ши, мы́ши, калоши, ла́ндыши, хоро́ший, горо́шина, мла́дший, тишина́, ви́шня, ми́шка, ли́шний, парни́шка, кричи́шь, молчи́шь.
  • Швея́, швы, шкаф, шкату́лка, шко́ла, шко́льник, шку́рка, ше́я, мише́нь, оше́йник, реше́ние, шла, шлак, шланг, шлем, шли, шлю́пка, шля́па.

Задание 4

  • Шмель, шни́цель, шнуро́к, шпа́лы, шпага́т, шпио́н, шпиль, ко́шка, мо́шка, кро́шка, око́шко, горо́шки, луко́шко, ладо́шка, окро́шка, карто́шка.
  • Штаб, штамп, што́пать, што́ра, што́пор, шту́ка, штурва́л, штык, душ, у́шки, му́шка, пу́шка, ду́шно, опу́шка, лягу́шка, поду́шка, кату́шка, куку́шка, кваку́шка, ватру́шка, раду́шный, раку́шка.

Задание 5

  • Вы́шка, мы́шка, пы́шка, кры́шка, малы́шка, марты́шка, покры́шка, камы́ш, малы́ш, ушли́, петушки́, ба́бушка, де́душка, Алёнушка, Бурёнушка, пушни́на, тушка́нчик, ла́ндыш, детёныш, до́нышко, пёрышко, пя́тнышко, брёвнышко.
  • Льёшь, пьёшь, поёшь, трёшь, берёшь, Алёшка, лепёшка, рыбёшка, матрёшка, поварёшка, брюшко́, по́люшко, мя́киш, фи́ниш, да́ришь, ва́лишь, де́лишь, пи́лишь.

Вариант постановки при отсутствии звука

Если у ребенка в речи отсутствует Ш, и он не использует другие фонемы вместо него, то основной упор делают на артикуляционную гимнастику, а именно формирование подъема широкого языка. Когда упражнение «Чашечка» выполняется правильно, логопед приступает к постановке звука.

Он просит ребенка сделать «Чашечку» и спрятать язык за зубы. Далее логопед объясняет, что нужно подуть на язык и тогда получится Ш. Если ребенок произносит Х, то четкое звучание шипящего не получится. Для удобства предлагают произносить С, только язык находится за верхними зубами. Чтобы выработать правильное произношение, нужно его повторять многократно. Для повышения эффективности занятий логопед использует дидактические игры.

Как поставить звук?

Звук Ш в конце слова в ряду слов

Перечень слов:     ландыш, ковш, камыш, шалаш,        мышь, малыш, душ, карандаш.

Звук   Ш в различных позициях в ряду слов

Перечень слов: Шляпа, машина, дедушка, книжки,        нож, петушок, мышка, штанишки.(звук ж в словах оглушается и произносится как звук Ш)

Перечень слов:   Груша, домишко, малышка, рубашка.Шапка, лошадка, коровушка, чашка.

Следующий этап — автоматизация звука Ш в предложениях и текстах.

Упражнение «Павлушкины игрушки». Послушай стихотворение, ответь на вопросы по тексту. Расскажи, какие игрушки были у Павлушки.

Мама купила Павлушке игрушки,

Эти игрушки любит Павлушка.

Кукла-малышка и плюшевый мишка,

Желтый домишко для кулы и мишки.

Шумная пушка оглушит ушко,

Потешный котишка – шалун и плутишка, 

Вот неваляшка – шатун и дурашка,

Вот черепашка – большая рубашка,

Лошадка-игрушка катает Павлушку,

Матрешка-игрушка прячет подружку,

Вот кошка Машка, кошка-милашка,

Игрушка-рыбешка ныряет немножко.

Иванушка пляшет да ручками машет,

Машина для мишки и куклы-малышки.

Игра «Угадай, что в мешке?»

Предметы: мишка, карандаш, шарик, камешек, шнурок, лягушка, губная гармошка, мышка, погремушка и др.

 Упражнение «Шура и Даша». 

Взрослый говорит за Шуру, ребёнок за Дашу, затем наоборот.

Шура шёл, шёл, шёл и грушу нашел. 

Даша шла, шла, шла и шубку нашла.

Шура шёл, шёл, шёл  и лукошко нашел.

Даша шла, шла, шла и кошку нашла.

Шура шёл, шёл, шёл  и подушку нашел.

Даша шла, шла, шла и катушку нашла.

Шура шёл, шёл, шёл   и пышку нашел.

Даша шла, шла, шла и шишку нашла.

Шура шёл, шёл, шёл и ромашки нашел.

Даша шла, шла, шла и шашки нашла.

Шура шёл, шёл, шёл и шиповник нашел.

Даша шла, шла, шла и букашку нашла.

Упражнение «В шкафу»

У Маши в шкафу кошка, а у Паши матрешка.

У Маши в шкафу чашка, а у Паши рубашка.

У Маши в шкафу мишка, а у Паши мартышка.

У маши в шкафу пушка, а у Паши ракушка,

У Маши в шкафу грушка,  а у Паши ватрушка.

У Маши в шкафу ложка, а у Паши лепешка.

У Маши в шкафу мешок, а у Паши ремешок.

Упражнение «Что у кого?»

Крылышки у мошки, пушинки у кошки.

Камешки у Маши, шкатулка у Наташи.

Кошка у Луши, мышка у Танюши.

Уши у мишки, ушки у малышки.

Шубка у девчушки, брюшко у лягушки.

Шейка у мышки, шея у мартышки.

Шапка у мальчишки, шапчонка у малышки.

Массаж лица

Как отдельный элемент массаж особым фактором не является, но совместно с артикуляционной гимнастикой и голосо-речевыми тренингами оказывает положительное влияние на правильную постановку речи.

Делая массаж проговариваем свои движения:

Мягко поглаживая над бровями пальцами рук, произносим: «Так себя мы любим, так себя голубим». Далее поглаживая вдоль носа, говорим: «Славный носик, такой у нас курносик». Массируем около губ, щечки до ушей:» Наш улыбчивый роток, говорунчик еще тот»

Делаем мягкое постукивание пальцами по тем же участкам лица. Встречными и противоположными движениями. Постоянно общаемся с ребенком: «Мы красивые! Мы счастливые! Вот как мы себя поласкали!»

Причины плохого звукопроизношения

По логопедическим нормативам правильное произношение должно сформироваться к среднему дошкольному возрасту. Однако даже у старших дошкольников наблюдаются нарушения дикции. Специалисты приводят данные о том, что труднее всего детям дается произнесение шипящих звуков: ш, ж, ч, щ. Несовершенство дикции может проявляться в неверном произнесении звука, замене одного на другой (машина-масына), его пропуске. Специалисты выделяют основные причины плохого произношения. К ним относятся строение речевого аппарата, недостаточное развитие фонематического слуха, восприятия, отношение родителей.

Особенности физиологии

  • малоподвижность артикуляционного аппарата;
  • неправильно сформированный прикус,
  • короткая уздечка языка,
  • высокое нёбо.

Неправильное поведение взрослых

  • слишком долгое время дают соску малышу, особенно в тот период, когда происходит становление речи (ранний возраст);
  • продолжительное использование соски приводит к формированию неправильного прикуса, влияющего на произношение многих звуков, особенно шипящих;
  • намеренное искажение речи взрослыми, чтобы, по их мнению, стать понятным малышу;
  • недовольство дикцией дошкольника и требование говорить внятно, не обучая при этом правильной артикуляции;
  • возможное нарушение слуха, не замеченное родителями.

III этап работы

(проводится как целое занятие)Тема. Воспитание правильного, четкого произношения звука ш в словах. Воспитание фонематического слуха.Цель. Упражнять детей в правильном произношении
звука ш в словах. (Дети должны произносить звук ш более длительно, чем
остальные звуки в слове.)Предшествующая работа. Проведено занятие на уточнение произношения изолированного звука ш.Подготовительная работа. Подобрать предметы,
игрушки, в названии которых звук ш находится в разных частях слова,
например: машина, мишка, петушок, матрешка, лошадь, шарик, кошка, шапка,
карандаш и т.п. Часть предметов, игрушек заранее разложить на видных
местах в групповой комнате. Подготовить к занятиям плюшевого медведя,
одетого в штаны, рубашку с бантом из шелковой ленты, шапку.Игра «Угадай, что в руке»
Краткое описание
Воспитатель расставляет на столе предметы. Дети рассматривают и
называют их. Убрав предметы, воспитатель по очереди вызывает детей к
столу. Сзади в руку ребенку дают один из убранных предметов, а он должен
на ощупь определить и назвать предмет (шапка, мишка, карандаш, камешки,
шнурок, шарик и др.).
После окончания игры педагог предлагает детям внимательно посмотреть
вокруг себя и назвать предметы, в названии которых есть звук ш.
После ответов детей воспитатель ставит на стол мишку и предлагает
рассмотреть его внимательно

Задает вопросы: «Какой мишка? («Большой,
плюшевый».) Что на мишке надето?» («Штанишки, рубашка, шапка».) Обращает
внимание на ленту, завязанную в бант: «Какая лента»? («Шелковая,
широкая».) Потом предлагает детям подобрать и назвать слова со звуком ш.Методические указания. Выделять звук ш в словах, произнося его чуть длительнее других звуков

II этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение произношения имеющегося звука ш или вызывание его по подражанию. Развитие речевого дыхании.Цель. Добиваться (по возможности) от каждого ребенка правильного длительного произношения изолированного звука ш. Учить определять положение губ, языка при произнесении звука ш.

Предшествующая работа. Подъем языка вверх отрабатывался на звуках т, д, н. Умение делать язык широким отрабатывалось на звуках и, с, з. Воздушная струя, направленная посередине языка, отрабатывалась на звуках ф, в.

Подготовительная работа. Уточнить, как произносят звук ш дети, чтобы знать, кому и как помочь на занятии.

Игра «Лес шумит»

Краткое описаниеВоспитатель вспоминает с детьми, как они ходили летом в лес и видели там высокие деревья. У них зеленые верхушки, веточек и листьев много. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: «шшш…» Воспитатель предлагает детям поднять руки вверх, как веточки у деревьев, и пошуметь, как деревья, когда на них дует ветерок: «шшш…»

Игра «Шар лопнул»

Краткое описаниеДети становятся в круг, берутся за руки и, расширяя круг, как бы надувают шар. По хлопку воспитателя шар лопается, дети приседают, опуская руки, произнося звук ш.

После двух-трехкратного повторения игры дети садятся. Воспитатель спрашивает: «Дети, как шумят верхушки деревьев, когда их качает ветерок?.. А как шипел воздух, когда выходил из лопнувшего шара?.. Правильно, ветер шумел: «шш», воздух выходил из лопнувшего шара и шипел: «шшш». Произнесем все вместе звук ш… Что делали наши губы, когда мы произносили звук ш? («Губы выдвигались вперед».) Они были похожи на бублик или на трубочку? («Они были круглые, как бублик».) Что делал язык, когда мы произносили звук ш?» («Язык поднимался к нёбу, за верхние зубы».)

Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим шшш. (Дети выполняют упражнение подгруппами, воспитатель проверяет качество выполнения — широкий язык должен быть поднят вверх к бугоркам за верхними зубами.)

А какой воздух — теплый или холодный — выходит, изо рта, когда мы произносим шшш? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшш. («Воздух теплый».) Правильно, когда мы говорим ш, губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы, струя воздуха выходит теплая.

А что делает голос, когда мы произносим ш: спит или песни поет? Приложим все руку (тыльной стороной) к шее, скажем шшш… В домике было тихо или голос пел песни и стенки домика дрожали?» («В домике было тихо, голос спал, и стенки домика не дрожали».)

Методические указания. Чтобы дети правильно произносили звук ш, необходимо следить за положением губ, языка, наличием воздушной струи, идущей посередине.

Если дети не могут определить положение органов артикуляционного аппарата, надо еще раз вместе с ними длительно произнести этот звук и обратить в это время внимание на положение губ или на положение языка. Можно вызвать ребенка, который хорошо артикулирует этот звук, и предложить всем посмотреть на его губы или попросить, чтобы он показал, куда поднимается широкий язык при произнесении звука ш

При артикуляции звука Ш

1. губы в полуулыбке (характерное для нормированной артикуляции
положение губ рупором на этапе постановки не используется для
предотвращения участия щек в образовании звука);
2. рот приоткрыт, зубы разомкнуты на 3-5 мм;
3. широкий язык поднят к альвеолам или к переднему краю твердого неба,
но не прижат; средняя часть спинки языка опускается, но края языка
прижаты к боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и
оттягивается назад;
4. посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;
5. мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход
в носовую полость так, что воздушная струя идет через рот;
6. голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

Зрительно контролируется положение широкого языка, поднятого за верхние зубы.Тактильно – наличие теплой воздушной струи, направленной по средней линии. Аудиально – совпадение полученного и нормированного звука.
После каждой попытки произнести звук с ребенком обсуждается качество
звука (сначала после сравнения с нормированным звучанием, предъявленным
взрослым, а затем с опорой на слуховую память).

Наиболее распространенные ошибки
1. неправильная работа губ;
2. сжимание зубов;
3. плотное смыкание языка с альвеолами и пропускание воздушной струи через провисающий боковой край;
4. сужение языка;
5. слишком слабый выдох или направление воздушной струи в нос;

Взрослый

Автоматизация звука у взрослых нужна не только из-за логопедических нарушений. Нередко проблема произношения возникает после сердечно-сосудистых болезней (например, если человек перенес инсульт). Процесс автоматизации у взрослого очень похож с подростковым. По правилам логопедии идет работа со слогами, словами, словосочетаниями, предложениями, текстом. В упражнения стоит включать сложные скороговорки, чистоговорки.

Взрослому предлагают прочесть слоги, несложные слова. Можно называть противоположные по смыслу, синонимы

Важно сначала читать слова, начинающиеся на букву Ш, во вторую очередь − заканчивающиеся на Ш, после переходить на слова, где буква Ш в середине

Взрослому можно переходить от чтения слов к предложениям

Важно проговаривать нужный звук в каждом слове, убыстрять или замедлять темп чтения:

  • Маша кушает шоколад.
  • Мыши шуршат в шалаше.
  • Бабушка кушает боярышник.
  • Паша нашел на опушке волнушки.
  • Аленушка утешает малыша.

Автоматизировать звук помогают сложные скороговорки. Переходить к ним стоит после того, как взрослому удалось достигнуть правильного произношения в словах, словосочетаниях.

Вот детишки Маша, Миша.Маша меньше, Миша выше.Миша Маше что-то пишет.Отгадай, что пишет Миша.

Ежик в бане вымыл ушки,Шею, кожицу на брюшке.И сказал еноту еж:«Ты мне спинку не потрешь?»

После скороговорок переходят на чтение текстов, пересказы. Можно брать детские рассказы, направленные на артикуляцию и автоматизацию звука Ш.

Тренируем правильное произношение шипящих

Постановка звука «ш» осуществляется поэтапно. Чтобы достичь желаемых результатов, нужно тренироваться постоянно. Комплекс артикуляционной гимнастики включает в себя упражнения на каждую зону речевого аппарата.

Разминаем язык

В постановке правильного произношения звуков особенно важны тренировки для языка. Его положение играет значимую роль при развитии речевых навыков. К самым эффективным упражнениям относят:

  1. Сомкнув зубы, необходимо выталкивать язык через образовавшееся отверстие.
  2. Следует улыбнуться с широко открытым ртом, после чего – разместить край языка на нижней губе. В таком положении нужно удержаться в течение 40 секунд.
  3. Слегка приоткрыв рот, требуется дотянуться языком к носу. Такое упражнение повторяется не менее 5 раз.
  4. Исходное положение – как и в предыдущем упражнении. Языком нужно закрыть верхние передние зубы, а затем – вернуть его на место.
  5. Широко раскрыв рот, необходимо максимально поднять язык к носу, а затем – опустить к подбородку.
  6. Язык высовывается изо рта, на его кончик кладется кусочек конфеты. Ребенок должен постараться приклеить его на небо непосредственно за верхними зубами.

Разминаем губы

Регулярные тренировки для губ помогут в дальнейшем произносить звуки правильно. Их нужно сочетать с упражнениями на другие участки ротовой полости:

  1. Самое действенное упражнение – «трубочка». Зубы плотно смыкаются, а губы вытягиваются вперед. Зубы они при этом закрывать не должны. В таком положении следует продержаться 6 секунд.
  2. Чередование упражнений «улыбка» и «трубочка». Улыбаться следует, полностью сомкнув рот.
  3. Необходимо вытянуть губы, пытаясь их округлить. Через 6 секунд следует вернуться в исходное положение.
  4. Упражнение «трубочка» сначала выполняется в стандартной форме. После этого импровизированную трубочку следует сделать больше, немного разомкнув губы.

Массаж языка

Одним из методов коррекции произношения считается логопедический массаж. Он не только способствует правильной постановке звуков, но и ускоряет развитие речи в целом. Мануальное воздействие снижает слюноотделение и улучшает тонус лицевых мышц. При кожных и простудных заболеваниях массаж противопоказан.

Продолжительность первого сеанса составляется 10 минут. Предварительно расслабляются лицевые мышцы

Важно создать благоприятные условия, чтобы ребенок ни на что не отвлекался. Со временем продолжительность процедуры увеличивается до 20-30 минут. Курс лечения включает в себя 15 посещений специалиста

Курс лечения включает в себя 15 посещений специалиста.

Что делать, если ребенок не выговаривает «ж»?

Звук [Ш] в стечении согласных ( в начале слов):

Шпага, шпагат, шпик, шпиль, шпилька, шпинат, шпион, шпионаж, шпионить, шпора, шприц, шпулька, шпунт, шпынять, шпажист, шпаклевать, шпаклёвка, шпана, шпала, шпаргалка, шпарить, шпик.

Шлях, шлепок, шлея, шлица, шлёп, шлёпанцы, шлёпнуться, шлёпнуть, шлифовать, шлифовщик, шлюпка, шлягер, шляпа, шляпник, шлагбаум, шлак, шланг, шлейка, шлея, шлем, шлемофон.

Шматок, шмель, шмыгать, шмяк.

Шнур, шнуровка, шнурок, шнырять.

Шрам, шрапнель, шрифт.

Штаб, штабель, штамп, штиль, штифт, штольня, штопать, штопка, штопор, штора, шторм, штормить, штоф, штраф, штрафбат, штрафной, штрих, штука, штукатур, штанга, штаны, штапель, штат, штатив, штуковина, штурвал, штурм, штурман, штучный, штык, штырь.

Швабра, швед, шведский, швейный, швейцар, швея.

Шкода, шкодник, школа, школяр, шкура, шкурка, шкала, шкалик, шкатулка, шкаф, шквал, шкварки, шкет, шкив, шкипер, шкурка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: