Содержание занятия:
— Сегодня мы познакомимся с очень интересным звуком и его изображением — буквой.
Вы знаете, что некоторые звуки можно пропевать?
Давайте вспомним, какие звуки мы можем пропеть — .
(Дети поют, тянут гласные звуки).
Как можно назвать певучие звуки?
— Гласные.
Каким цветом они изображаются?
— Красным.
Угадайте, как называется новый звук, постарайтесь его услышать.
Игра на внимательность.
Педагог произносит такие слова, как рыба, сыр, бык, мартышка, дым, лыжи.
Дети угадывают одинаковый во всех словах звук, называют.
Что можно сказать об этом звуке? Как узнать, гласный он или согласный?
(Обсуждение, дети говорят, что звук тянется, его можно пропеть, значит он гласный).
— Звук обозначен буквой Ы.
На что она похожа? (ответы детей).
На доске появляется буква Ы в печатном и письменном виде.
Игра «Назови слова со звуком Ы».
Дети отвечают, называют свои слова, выигрывает тот, кто больше слов назовёт.
Физкультминутка «Курица и цыплята».
Один из учеников становится «курицей». Детвора бегает по залу. Курица зовёт их «Цып, цып! Цыплятки есть хотят, накормить хочу цыплят». Стучит по столу несколько раз. Цыплята подбегают, они должны пропищать столько раз, сколько курица простучала. Пропищат и убегают. Игра продолжается несколько раз, роль курицы даётся всем игрокам.
Игра «Один — много».
На доске расположены картинки со следующими изображениями: лев, зонт, сыр, стол, шарф, тыква. Дети должны назвать их во множественном числе (лев — львы).
Модули, составление слов.
Дети разбиваются по парам, им даются карточки с изображением модуля для составления слова.
_ Ы_ _ _ или _Ы_ _ (РЫБАК), (ЛЫЖИ).
Карточки можно составить в любом количестве, главное, в словах должна присутствовать литера «Ы».
Игра с мячом.
Ученики встают в круг. Педагог бросает мяч одному из детей, называя начало слова. Тот, кто поймал мяч, говорит окончание этого слова и бросает мяч обратно учителю.
Например, малы (-ши), лы (-жи), тык (-ва).
Рисование по замыслу.
Детям предлагается лист бумаги, на котором они могут нарисовать всё, что им захочется. Главным условием рисования — обязательно изобразить букву Ы, как они её видят.
Физкультминутка.
Слова: «На полянке в зоопарке танцевали обезьянки». Дети прыгают, веселятся.
Творческий труд, изготовление буквы из проволоки.
Детям раздаётся мягкая безопасная проволока. Педагог показывает, как из неё можно сделать букву Ы. Дети работают с проволокой. Когда буквы готовы, педагог предлагает обвести их рукой, рассмотреть и забрать домой.
Как индивидуализировать задания
Речевое развитие — процесс индивидуальный, а значит, и связанное с ним обучение грамоте также может у разных детей происходить не одинаково: кто-то хорошо идентифицирует все звуки в слове, а кто-то с трудом называет первый. В этом случае педагогу необходимо стараться индивидуализировать задания.
В своей практике я столкнулась с проблемой, когда несколько детей не могли определять количество слогов в словах. Им я предлагала такое задание: давала 3–4 карточки с изображением зверей (например, волк, лиса, собака) и 3–4 картинки с изображением построек. В одной было одно окно, во второй два, в третьей три. Ребята должны были сосчитать окна и гласные в словах — названиях животных, соотнеси их и так найти хозяев домам.
Кроме того, индивидуализировать работу с детьми можно при помощи:
- дополнительных заданий тем, кто выполняет основные задачи очень шустро,
- заучивания (или пересказа) текстов для малышей с замедленным темпом речи или небольшим запасом слов,
- привлечения малоотвечающих, стеснительных ребят к подготовке помещения к занятию, то есть раскладыванию материалов на столах, подготовки рабочих мест (это даёт малышам прочувствовать свою значимость, а значит испытать ситуацию успеха).
Индивидуализация, безусловно, включает и работу один на один
Зачем учить ребенка алфавиту
Важно, чтобы родители понимали, что учить буквы — это не самодостаточное занятие, а ступень в обучении чтению и пониманию прочитанного. Конечно, кроме этого, такое занятие можно рассматривать как упражнение по развитию речи, памяти, внимания и интеллекта ребенка
Алфавит
Важно понимать, что знание русских букв, если будет получено в слишком раннем возрасте, будет забыто к тому времени, когда придет время осваивать чтение. Кроме того, названия букв звучат иначе по сравнению с использованием в составе слов и слогов
Если не связывать чтение и изучение букв между собой, то может потребоваться переучивать ребенка.
Дидактические игры при обучении грамоте
Обучение грамоте дошкольников желательно осуществлять, используя в работе дидактические игры, упражнения и игровые задания, авторские сказки, стихи, загадки, способствующие воспитанию интереса к родному языку, печатному слову, книгам; служить и другим целям, общим для работы по развитию речи и психических процессов (восприятия, мышления, памяти, воображения, чувств), расширению круга представлений об окружающей среде; формированию характерного для нашего общества представления о качествах, желательных для представителей определенного пола.
Обучение элементам грамоты поможет детям осознанно овладеть азами мира грамоты для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, умений и навыков, усвоения различных видов деятельности, а также будет способствовать гармонизации отношений, развитию потенциальных возможностей, внутренней свободы и самостоятельности, формированию и совершенствованию социально значимых личностных качеств участников педагогического взаимодействия взрослого и ребенка.
Задание для дошкольников: печатная буква Ы
После устной работы ребенку предлагается внимательно рассмотреть графическое изображение «Ы». Затем — написать ее в воздухе, а потом в тетради. «Ы» пишется по клеточкам, для написания подойдет как шариковая ручка, так и карандаш.
Если перед дошкольником стоит задача написать букву на протяжении всей строки, то взрослый сам должен вывести в начале строки «Ы» как образец.
При возникновении затруднений у детей взрослый может помочь им двумя линиями или опорными точками для проведения линий. В крайнем случае можно написать ребенку всю букву, чтобы он просто обвел ее цветным карандашом или ручкой.
Постановка звука
Поставить ребенку гласный , как и другие звуки, лучше всего в игре. Эффективна игра «Один — много». Она заключается в образовании форм множественного числа существительных. Например: кот — коты, зуб — зубы, лиса- лисы, ваза — вазы.
Для закрепляющего упражнения хорошо пропеть гласный на разные лады: в низкой и высокой тональности, долго и коротко. При этом можно изображать завывание могучего ветра, гнущего деревья, и тихое веяние легкого ветерка. Так отрабатывается артикуляция звука.
Стоит обратить внимание на особенность «Ы» в русском языке: ее никогда нет в начале слова, она может располагаться только в середине или в конце его (сыр, дым, усы). Механизм перехода от произношения И к Ы
Механизм перехода от произношения И к Ы.
Навыки четкого произношения звука целесообразно подкрепить его артикуляционной характеристикой: открытость губ и зубов при произношении; положение языка (пассивен); отсутствие препятствия при выходе струи воздуха изо рта.
Внимание детей следует привлечь к тому, что «Ы» участвует не только в образовании форм множественного числа, но и в образовании новых слов. Так, часы, которые могут быть расположены на руке, на стене или на столе, называют наручные, настенные, настольные
Обучение грамоте дошкольников — формы
Чаще всего обучение грамоте дошкольников организуется во время специальных речевых занятий, и привлечение детей к работе по обучению элементам грамоты в буквенном периоде происходит по двум формам обучения:
- на тематических занятиях по группам (до 15 детей) или индивидуально-групповых (4-8 детей) примерно один раз в неделю;
- индивидуальных (1-4 ребенка) в дошкольном учебном заведении или в условиях семьи ежедневно в повседневной жизни, в течение дня.
Каждое занятие имеет четкие структурные компоненты (тему, цель, материал, ход занятия, должно содержать конкретные игровые задания, игры, упражнения, загадки, стихи и др.).
Ход мастер – класса :
Наш мастер класс пройдет в форме занятия. Я покажу как мы знакомимся с новым звуком, как играем с ним, и как проходит закрепление этого звука.
На самой первой встрече мы с детьми познакомились с Буковкой и с её волшебным карандашом, и клоуном Слыш. Ведь мы все с вами знаем, что буквы мы с вами видим и пишем, а звуки слышим и произносим. Эти герои помогали ребятам в занимательной игровой форме усвоить такие понятия, как звук и буква, помогли понять их различия и особенности. Забавные герои помогали подготовить слух и руку ребенка к восприятию звуков речи и письму.
Известно, что одной из важных составляющих обучения грамоте является хорошо развитый фонематический слух
И поэтому я использовала специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память ребенка к работе со звуками речи. Играя со сказочными персонажами, дети познакомились с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией
В структуру каждого занятия входили также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза
Другой важной составляющей успешного обучения является хорошо развитая мелкая моторика, поэтому я использовала упражнения и по подготовке руки к написанию букв
И так мы начинаем…. Вы будете ребятами моей группы.
Звук и буква «М»
Прекрасным летним утром Слыш как всегда проснулся, сделал зарядку, умылся, а потом собрался позавтракать. Но вдруг он услышал интересный и протяжный звук — кто-то играл на незнакомом музыкальном инструменте:
-М-м-м, м-м-м.
Странно, — подумал Слыш, — Я никогда раньше не слышал такого звука. Мои соседи играли на самых разных инструментах: на колокольчике, на барабане, на дудочке, но такого музыкального инструмента я не знаю.
Слыш вышел во двор и увидел, что в соседнем сказочном домике сидит его сосед Лопоух и играет на маленькой гитаре.
— Что это такое? — спросил Слыш.
— Это домра. Послушай, как звучат ее струны: м-м-м, м-м-м. — И Лопоух заиграл на домре.
Слыш так заслушался, что не заметил, как к нему подошла его подруга Буковка.
— Послушай, — воскликнул Слыш, — какой новый звук я узнал. — Он хотел было произнести его, но не смог. Его губы были неловкими и неповоротливыми. Тогда Слыш попросил у Буковки ее волшебный карандаш, взял его губками и стал их тренировать.
Упражнение для губ — «Веселый карандаш».Ребята давайте тоже потренируем свои губки вместе со Слышем. Возьмём карандаш и захватим его одними губами. Рисуем в воздухе карандашом вертикальные, горизонтальные линии, круги (двигаются одни губы, ни зубы, ни язычок не помогают)
— М-м-м,— протянул Слыш. (Губы сжаты вместе, они не пускают воздух. Но он нашел путь: воздух идет через нос, нос «сердится», гудит, и губы гудят. Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами).
Далее мы с детьми и при помощи Буковки разучиваем стих про букву, прописываем её в тетрадях, и закрепляем в месте со Слышем в играх:«Произнеси звук», «Опиши звук»,«Поймай звук», почитали с детьми слоги и слова.
На закрепление звука и буквы в течение всей недели мы с детьми проигрываем дидактические игры по обучению грамоте (мы с вами сейчас в них поиграем).
Предложить выйти 8 желающим, разбить их на 4 микро-группы с помощью дидактической игры «Раздели слова на слоги».
Дидактическая игра по развитию речи «Раздели слова на слоги».
Цель: развитие умения делить слова на слоги.
Правила игры: В игре может участвовать несколько игроков (игра организуется по индивидуальным карточкам). Можно играть индивидуально. Правила игры заключаются в том, чтобы как можно скорее и правильнее определить сколько слогов в слове и разложить в соответствии 1,2,3,4. Выигрывает тот, кто выполнил задание правильно и быстрее соперников.
Работа в микрогруппах.
«Цепочка слов»
Азбука в стихах, участие ассоциативного мышления
В процессе изучения алфавита важна не только игра, но и творческий подход. Чем больше ассоциативных связей взрослый создаст в памяти ребенка, тем меньше времени, усилий потребуется ему на запоминание. Разминкой перед занятием могут стать задорные простые двустишья детских поэтов:
Бегемот разинул рот —
Булку просит бегемот.
Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.
Часовщик прищурил глаз:
Чинит часики для нас.
(Самуил Маршак).
При этом важно помнить, что поэтическая азбука для дошкольников не должна использоваться как самостоятельный метод: это может сформировать ложные замены, когда вместо буквы будет называться только образ (например, кот вместо «К»)
С чего лучше начинать (поэтапное обучение)
При проведении занятий важно определить последовательность обучения
При этом нужно обратить внимание на следующее:
Во время первоначального изучения букв нет необходимости осваивать их в соответствии с тем порядком, в каком они расположены в алфавите.
Поскольку гласные и согласные буквы существенно различаются по произношению, не нужно изучать их вперемешку.
Рекомендуется в начале обучения заняться изучением гласных.
Согласные буквы более сложны для ребенка по сравнении с гласными и их нельзя изучать вначале.
При обучении малышей нужно учитывать разницу между названием, которое носит буква, и тем, как она звучит в составе слов
Важно, чтобы ребенок в первую очередь усвоил второе. Это сможет помочь при обучении чтению в дальнейшем.
Важно! Помощь окажет просмотр обучающих мультфильмов. Например, можно остановить выбор на том, где показано, как с помощью Лунтика изучать буквы
Почему важно хорошо выучить 10 гласных
Когда ребенок проходит первые шаги при обучении чтению, он не сможет прочитать слова, если не знает, как правильно произнести гласные. При прочтении слов он будет запинаться каждый раз, когда встретит их в слове
Важно, чтобы малыш вначале хорошо усвоил, как выглядят и как произносятся все 10 гласных букв. Это послужит надёжным фундаментом для дальнейшего обучения
Как выучить согласные
При их изучении начинают с того, что знакомят со звуком и только потом с названием буквы в алфавите. Рекомендуется называть согласные без сопутствующих звуков: не «ЭМ», а «М». Это послужит базисом для дальнейшего изучения букв. Нужно показывать ребенку буквы, которые он знает, в книжках и произносить слова с их участием.
Обратите внимание! Во время прогулок обращают внимание на вывески или рекламу, предлагают малышу находить в них знакомые буквы и произносить их. Спрашивая, какую букву он увидел, за правильный ответ надо его обязательно похвалить
Деревянная рамка для букв
Если такого рода занятия проводить регулярно и ненавязчиво, малыш постепенно освоит все буквы и сможет легко их узнать.
Самоанализ личностно – ориентированного урока по произношению в подготовительном классе
1. Тема урока: «Звук Ы»Форма проведения: нетрадиционная, урок- игра «День рождения».
2. Тип урока: изучение нового.
3. Цели урока:Образовательные: познакомить с гласным звуком . Формировать умение выделять данный звук в слове; чётко произносить его в слогах, словах, и фразах; навык звукового анализа и синтеза.
Развивающие: развивать фонематическое восприятие; грамматический строй речи (ед. и мн. число; согласование сущ. с прилагательным); связную речь; словарь; память (игра «Запомни, повтори»);
Воспитательные: воспитывать самоконтроль за речью, самостоятельность.Оборудование: предметные картинки; фишки красного, синего, зелёного цвета; Фея; сова; ёжик; парные картинки на единственное и множественное число со звуком .
4. Характеристика класса: в классе 12 учеников, 5 девочек и 7 мальчиков. У всех учеников ОНР. А одна ученица с кохлеарным имплантом. Ученики сели за парты 3 месяца назад, поэтому учебные навыки у них только на стадии формирования
А это: внимательно слушать учителя, концентрировать внимание на учебном материале, самим включаться в учебный процесс
5. Приходится постоянно придерживаться принципов индивидуализации и дифференциации.
6.Содержание урока и поставленные цели соответствуют теме урока и перспективному плану. Урок прошёл в нетрадиционной форме, это способствовало заинтересовать учеников, включиться в учебный процесс. Структура урока построена согласно логопедической методике по произношению, от простого к сложному: произношение в слогах, словах, фразах. Весь урок построен в едином сюжете, но и чётко прослеживалась взаимосвязь этапов, их логическая последовательность. Присутствовали разнообразные виды заданий с мотивационным сюжетом.
7. Физ. минутка послужила приёмом снятия психологической зажатости и создавались все возможности для самореализации личности.
8. Использовались методы: творческий, метод самостоятельности, игровой метод, словесно – наглядный.
9. Постоянно вёлся контроль за речью детей. Речь учителя была понятной, спокойной в каком то месте и интригующей. Стиль общения между учениками и учителем свободный, демократический.Поставленные цели и задачи были полностью достигнуты и реализованы.
10. На уроке использовалась красочная наглядность, индивидуальный раздаточный материал, фанты для поощрений.
11. Поставленные цели были достигнуты. Все ученики справились со звуковым анализом слова. В конце урока все определили наличие звука в названии картинки и правильно её использовали в составе сказочного цветка.
12. Урок прошёл с высокой плотностью усвоения звукового материала, с частой сменой деятельности: это артикуляционная и мимическая гимнастика, определение местоположения звука, подвижная физминутка с речевой чистоговоркой со звуком , звуковой анализ и синтез, изготовление волшебного цветочка для Феи. И в подведении итогов урока были использованы приёмы рефлексии.
Также по теме:
Изучение азбуки тактильно и в действии
Детям легче принимать новую информацию, когда она демонстрируется наглядно и в действии. Эффективное запоминание литер происходит в тактильных упражнениях и в заданиях образного их изображения. Юный ученик быстро вовлечется в процесс обучения, для него это будет интересная и посильная игра. Упражнения могут дополняться любыми творческими интерпретациями в соответствии с педагогической задачей и индивидуальными особенностями ребенка.
Тактильные упражнения
Запоминание устного материала может стать для дошкольника трудным испытанием, если опираться только на слуховую или зрительную информацию. Если задействовать в изучении азбуки еще и тактильные ощущения, то можно получить дополнительный канал восприятия информации. Ребенку проще получать и усваивать информацию о предмете, если он его ощущает, изучает пальчиками.
Ориентировочный список тактильных упражнений:
- «шершавые согласные и бархатные гласные»: вырезанные из шершавой и бархатной бумаги буквы, которые на ощупь с закрытыми глазами малыш будет узнавать, различать, называть;
- рисование пальцами на песке или манке;
- объемные буквы: тканевые (из фетра), мягкие пазлы, деревянные вкладыши;
- тактильная проекция: взрослый рисует контур буквы на ладони малыша или спине, а он угадывает и воспроизводит на бумаге№
- обведение пальцами букв на карточках.
Образное изображение
Азбука успешно запоминается в процессе непосредственных игровых действий с ней. Развивающим и обучающим эффектом в этом возрасте обладают изобразительные методы конструирования и воссоздания образов реального мира своими руками. Образное изображение литеры позволяет запоминать элементы, из которых она состоит, их пространственное расположение.
Упражнения на изображение графического образа «Ы»:
- пластилиновый конструктор – лепка по образцу из пластилиновых линий, кружков, полукругов, других деталей;
- изображение счетными палочками, маленькими кубиками или другими мелкими предметами (пуговицами, фасолью);
- штриховка;
- рисование пальчиковыми красками;
- выкладывание гвоздков или кнопочек на полотне мозаики;
- приклеивание ниточек по контуру;
- ассоциации: сравнение и рисование образов букв в виде предметов окружающего мира.
Такое «прощупывание» литеры, практическое создание всех ее графических деталей, складывающихся в цельный облик, позволяет легко выучить и запомнить ее визуальную конструкцию и особенности написания.
Подводится итог занятия.
Приз за хорошую работу — кружочек с изображением буквы даётся всем детям. Поделки букв можно делать не только из проволоки, но и вырезая из бумаги, ткани. Можно вылепить из пластилина.
Подвижные игры, физкультминутки нужно проводить после малоподвижной деятельности, например, работы за столом.
Записаться на наши занятия можно по телефону: +7(495)999-03-17
СОГЛАСИЕна обработку персональных данных
Я (далее — «Клиент»), свободно, своей волей и в своем интересе, а также в интересе своих несовершеннолетних детей, настоящим предоставляю следующие согласия:
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» предоставляю согласие на обработку моих персональных данных (далее — «ПДн»), а именно совершение действий, предусмотренных пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» на указанных ниже условиях:
Настоящее согласие на обработку персональных данных предоставляется следующим лицам (далее по тексту совместно или по отдельности «Оператор»):Детский Центр «ЛОГОС» в лице Индивидуального предпринимателя Стаферова Анастасия Евгеньевна (Юридический адрес: 125040, г. Москва, 5-я улица Ямского поля, дом 27, ИНН 771472059282, ОГРН 315774600142333).
Настоящее согласие на обработку предоставляется в отношении следующих ПДн Клиента: фамилия, имя, отчество; адрес регистрации; контактные данные (адрес электронной почты, номер телефона); дата рождения.
Настоящее согласие на обработку предоставляется в отношении следующих способов обработки ПДн Клиента: сбор, хранение, накопление, систематизация, уточнение (обновление, изменение), распространение том числе передача), использование, обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение; Настоящее согласие предоставляется для обработки ПДн Клиента в следующих целях: выполнения работ и оказания услуг в рамках основной деятельности (в том числе информирование Клиента о проводимых Оператором кампаниях, акциях, мероприятиях; внутреннее использование, статистика и отчетность Оператора); продвижения товаров, работ, услуг путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, проведения программ, направленных на повышение качества продукции и услуг Оператора, и других маркетинговых программ Оператором. Принятие решений, затрагивающих интересы Клиента, на основании исключительно автоматизированной обработки ПДн Оператором не производится.
Настоящее согласие в полном объеме распространяется также на предоставленные мной персональные данные моих несовершеннолетних детей, указанных мной в анкете или иным образом. Настоящее согласие действует со дня его подписания до дня отзыва в письменной форме. Настоящее согласие может быть отозвано Клиентом путем направления в адрес Оператора сообщения об отзыве согласия на обработку ПДн Клиента в письменной форме.Клиент также дает согласие контрагентам Оператора на обработку всех персональных данных Клиента, имеющихся в распоряжении/доступе Оператора и/или контрагентов Оператора, в том числе с целью информирования Клиента об услугах контрагентов. Клиент дает свое согласие на получение рекламы, рассылки, в том числе по сети подвижной радиотелефонной связи, от Оператора, его контрагентов и аффилированных лиц. Настоящим Оператор уведомляет Клиента о начале обработки Оператором ПДн Клиента. Обработка ПДн будет осуществляться Оператором на основании приведенного выше согласия Клиента на обработку ПДн и в указанных выше целях. При подписании настоящего уведомления Клиент уведомлен о правах, предоставляемых субъекту ПДн Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», в частности, но не ограничиваясь, о правах субъекта ПДн: на получение сведений, предусмотренных ч. 7 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»; на доступ к его ПДн; правах, предусмотренных ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», в отношении обработки ПДн в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке; на обжалование действий или бездействий Оператора.
%TEXTAREA_VALUEОбновить Отменить
Удалить Отменить
Ваш комментарий успешно добавлен и будет опубликован после просмотра модератором.