Презентация, доклад на тему особенности развития артикуляционной моторики у старших дошкольников с онр iii уровня

Задания и упражнения по коррекции речи для детей с онр

I уровень ОНР

I уровень ОНР характеризуется отсутствием речи («безречевые дети»).

Для общения дети пользуются лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существительными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазано, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко свои «высказывания» ребенок заменяет мимикой и жестами.

Значительная ограниченность активного словарного запаса проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребенок обозначает несколько разных понятий, может происходить замена названий-действий названиями-предметов и наоборот («адас» — карандаш, рисовать). Пассивный словарь шире активного.
Отмечается нестойкость в произношении звуков, их диффузность. В речи детей преобладают в основном 1 — 2-сложные слова. При более сложной слоговой структуре количество слогов сокращается до 2 — 3. Фонематическое восприятие грубо нарушено. Задания по звуковому анализу слов непонятны.

Идет набор в Семейную Начальную Школу «Здоровое детство»

Центр речи Зеленограда открывает семейную начальную школу для детей с ослабленным здоровьем

Видео- интервью Zelenograd-news.ru со Свириной Е. Л., руководителем Центра Речи, нейропсихологом.

Дети в возрасте от 7 до 11 лет смогут не только учиться по индивидуальным программам, но и параллельно укреплять здоровье.

Руководитель Центра Речи, нейропсихолог Елена Леонидовна Свирина знает, что далеко не все дети готовы в 7 лет пойти в массовую общеобразовательную школу. Это касается не только ребят с ограниченными возможностями здоровья, но и тех деток, которые имеют какие-то особенности в развитии – психоэмоциональную неустойчивость, аллергию и т.д. «Школа даёт оценку, насколько здоров ребёнок. К сожалению, современная школа, мягко говоря, не очень здоровьесберегающая. Всех детей принимают в один класс, классы большие, программа насыщенная», рассказала руководитель Центра речи. Читать подробнее.

https://vk.com/video_ext.php

Классификация по ОНР

В зависимости от тяжести нарушения, специалист устанавливает степень тяжести патологии:

•    I степень — безречевая. Ребенок либо говорит 1-2 слова, либо не говорит вообще. Подобная картина характерна и для олигофрении, однако отличается тем, что у ребенка нет интеллектуальных нарушений, он пытается изъясняться с родителями при помощи неустойчивых звуков, жестикуляции

•    II степень подразумевает зачатки речевых признаков. Слова часто искаженные, не всегда понятные по фонетическому звучанию, измененные в грамматических формах. Малыш пытается строить предложения, однако самые простые, часто состоящие из перечислений. Окончания, предлоги, множественное и единственное число путаются

•    III степень характеризуется неплохими речевыми навыками, однако предложения построены с неправильным согласованием слов. Произношение дается тяжело, один звук заменяет другой, страдает лексическая, грамматическая, фонетическая основа. Требуется «переводчик» для общения с другими людьми. Чаще употребляет существительные и глаголы, реже прилагательные с наречиями, однако запас слов в сравнении со 2 степенью, гораздо больший. Испытывает проблемы с пониманием сложных грамматических основ, может называть предметы нетипичными синонимами 

•    IV степень отличается слабовыраженными нарушениями. Могут быть проблемы с грамматикой и звукопроизношением. Словарный запас хороший, однако затруднено объяснение многих редких слов, пословиц и поговорок. При логическом пересказе события смешиваются, упускаются второстепенные персонажи и действия.

Исправление речевого нарушения

Коррекционная работа логопеда и воспитателя для исправления ОНР составляется дифференцированно, в зависимости от уровня развития речи у ребенка. При работе с детьми, у которых диагностировано ОНР 1 уровня требуется:

  • развитие навыков понимания устной речи;
  • стимулирование самостоятельного спонтанного разговора;
  • повышение концентрации внимания, способности к запоминанию, образного мышления.

Коррекционные занятия при ОНР 2 уровня призваны:

  • активизировать спонтанную речь;
  • улучшить понимание услышанного;
  • уточнить произношение фонем;
  • добавить отсутствующие звуки и слоги;
  • обогатить лексический и грамматический запас;
  • обучить фразовому произношению.

На встречах с логопедом дошкольники с диагнозом ОНР 3 стадии обучаются построению связных предложений, совершенствуют навыки артикуляции, обогащают запас слов, закрепляют правильное понимание и проговаривание фонем. Такие занятия направлены на подготовку к письму.

Задача логопедического вмешательства при ОНР 4 стадии – восстановление нормальных показателей произношения для указанной возрастной группы, подготовка к школьным заданиям. Для этого закрепляются навыки правильной артикуляции, совершенствуются фонематические процессы, развивается лексический запас. Ребенок готов учиться писать и читать.

Дети с выраженными признаками ОНР (1-2 степень) направляются на учебу в школы с ТНР, где усилия педагогов направлены на восстановление речевых навыков. Школьники с 3 стадией ОНР обучаются в специализированных классах в среднеобразовательных школах, с 4 стадией – в обычных.

Усвоение языковых навыков, усиление спонтанной речи, улучшение мотивационного и смыслового содержания, лексического запаса свидетельствует о переходе с одного этапа развития на другой. Скорость коррекции зависит от сложности первоначального диагноза, его специфики и способностей ребенка.

Психолого-педагогическая характеристика детей с 2 уровнем речевого развития.

Общее недоразвитие речи

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и интеллекте.
Речевая недостаточность при ОНР неоднородна: от полного отсутствия речи до развернутой фразовой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
Принято выделять четыре уровня речевого развития при ОНР. При I уровне речевые средства ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний и звукокомплексов («ись» — «киска», «ака» — «собака», «нини» — штаны»). В активной речи могут быть и фразы из двух лепетных слов, не оформленные грамматически («Ись иди» — «Киска сидит»). Характерна также и многозначность употребляемых слов («ись»: «киска», «мишка», «мышка»). При этом возможна замена наименования предметов названиями действий и наоборот. Например, слово «пи» (часть глагола «пить») может обозначать чашку, воду, сок, молоко. А слово «дей» («дверь») – глаголы «открыть», «закрыть». Широко используя жесты и мимику, дети с первым уровнем развития речи при ОНР понимают обращенную речь в хорошо знакомой ситуации. Произношение большинства звуков у ребенка с первым уровнем развития речи нарушено, многие из них искажаются, смягчаются, опускаются и т.п.
При переходе ко II уровню речевая активность ребенка возрастает. Если у детей с первым уровнем речевого развития преобладают двусложные слова, то ребенок со вторым уровнем может использовать трех- и даже четырехсложные слова («асина» — «машина», «Ибуаська» — «Чебурашка»). При этом следует отметить грубое нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости слов («итоти» — «цветочки», «какоки» — «колготки»). Активная речь состоит из простых предложений из двух, трех, четырех слов («Азя тоит а тое» — «Ваза стоит на столе»). Отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических конструкций: пропуск предлогов, отсутствие согласования прилагательных с существительными, смешение падежных форм («Ем оська» — «Ем ложкой»). У детей со вторым уровнем речевого развития при ОНР значительно развивается понимание обращенной речи. Фонетическая сторона характеризуется многочисленными искажениями звуков. Отмечаются дефекты озвончения, смягчения, нарушения произношения свистящих (,,,,), шипящих (,), сонорных (,,,) и других звуков.III уровень речевого развития при ОНР характеризируется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети используют распространенные предложения, пытаются употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции. Словарь таких детей включает все части речи. Наблюдается неточное употребление многих лексических значений («кружка – «чашка», «стакан»; «штаны» — «брюки», «шорты» ). Появляются первые навыки словообразования («стол» — «столик», «шел» — «пришел»), но дети не могут производить прилагательные от существительных («сок из яблок» — «яблочный», «крыша из соломы» — «соломенная»), образовывать глаголы с тонкими смысловыми оттенками действий приставочным способом («красил» — «покрасил», «выкрасил»). Недостатки произношения выражаются в смешении, замене и искажении звуков, причем замены могут быть нестойкими.
У детей с IV уровнем речевого развития нет грубых нарушений звукопроизношения, а именно место лишь недостаточно четкое различение звуков в речи. Эти дети допускают перестановки слогов и звуков, сокращения согласных при их стечении, замены и пропуски слогов в речевом потоке. У них недостаточно внятная дикция, вялая артикуляция, «каша во рту».
Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значению («Мальчик чистит метлой двор» — вместо «Мальчик подметает метлой двор», в смешении признаков («большой дом» вместо «высокий дом»). В грамматическом оформлении речи детей данной категории отмечаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа («дети увидели медведев, воронов»). Имеют место нарушения согласования прилагательных с существительными («я раскрашиваю шарик красным фломастером и красным ручком»). Но все ошибки детей, которых можно отнести к IV уровню речевого развития при ОНР, встречаются в незначительных количествах и носят непостоянный характер. Причем если предложить детям сравнить верный и неверный ответы, то ими будет сделан правильный выбор.

Разновидности нарушения

Клиническая симптоматика ОНР разнообразна, поэтому его классификация включает три категории:

неосложненная форма патологии наблюдается у малышей с недостаточностью моторики пальцев рук, слабым мышечным тонусом, проблемами с памятью и вниманием;
осложненный вид диагностируется у детей с неврологическими проблемами;
грубое недоразвитие выявляется при органических поражениях головного мозга, отвечающих за речь.

Периодизация: на каждой стадии к первоначальному расстройству присоединяются характерные вторичные признаки, они указывают на тяжесть заболевания. Обычно ОНР протекает на фоне иннервации речевого аппарата, неврологических расстройств, нарушении артикуляции, реже – заикания и гнусавости.

В логопедии принято классифицировать четыре стадии развития речи у дошкольников. Первый или неречевой уровень характеризуется недостаточным лексическим запасом. Обычно он включает несколько невнятно выговариваемых общепринятых слов и фонем, относящихся к звукоподражанию. Такой ребенок активно использует невербальные элементы – мимику и жесты. Понятия действий и предметов у таких пациентов неразделимы. Они произносят «кроватка» вместо «спать», «самолет» вместо «лететь».

Пассивный запас слов больше используемого. Однако ребенок не понимает грамматическое изменение слов, не различает единственное и множественное число, времена глаголов, разделение по родам.

Произносятся фонемы нечетко, что объясняется нарушением артикуляции и слабыми навыками понимания звуков на слух. Количество дефектно произносимых звуков в несколько раз превышает число правильных. Фонематическое восприятие отсутствует или слабо выражено.

На второй стадии активизируются речевые навыки. Лексический и грамматический запас увеличивается, хотя остается по-прежнему ограниченным, а произношение искаженным. Ребенок дифференцирует действия и предметы. Может составить рассказ по картинке, начинает употреблять местоимения и союзы.

Расстройство речи выражается в употреблении примитивных предложений из 2, реже 3-4 слов. Заметен ограниченный лексический запас. Дошкольник не знает названия посуды, предметов мебели, профессий, цветов, геометрических форм. Может подменять сложно произносимое слово простым синонимом.

В отличие от первого этапа дети разграничивают единственное и множественное число, род (мужской, средний или женский), времена глаголов. А вот согласование числительных или прилагательных по-прежнему отсутствует.

Ребенок может правильно произнести фонемы изолированно, но в спонтанной речи подменяет их другими звуками. Для второго уровня характерна перестановка слогов или замена их на подобные («какошка» – «картошка», «кофенька» – «конфетка», «морашка» – «ромашка»).

На третьем уровне дети говорят развернутыми фразами, но наблюдается фонетическое недоразвитие артикуляции. Основная характеристика данного этапа – недифференцированное произношение фонем. Они подменяются близкими по звучанию. Например, «коська» – «кошка», «сярь» – «царь», «сяйка» – «чайка». Ребенок может одну и ту же фонему произносить неодинаково в разных словах, правильно выговаривать фонемы изолированно, подменяя их другими в спонтанном разговоре.

Возможно расстройство ритмики: ребенок проговаривает не все слоги. Например, «пешок», а не «петушок», «новик», а не «снеговик». Возможна перестановка слогов в слове, как и на второй стадии. Наблюдается нехватка лексического запаса – ребенок использует минимум слов, обозначающих качественные характеристики, состояния. Дошкольник не может подобрать однокоренное слово или нужный синоним.

В произвольном разговоре используются примитивные предложения. Фиксируется аграмматизм – несогласование числительных и прилагательных с существительным, ошибки в роде, падеже или числе. Существуют сложности в использовании предлогов.

На четвертом уровне наблюдаются рудиментные нерезкие фонематические и лексико-грамматические дефекты произношения. Возникновение неярко выраженных расстройств выявляют во время специализированного изучения и при выполнении логопедических задач.

Фиксируются незначительные дефекты слоговой структуры слова. Обычно ребенок сокращает звук, но не пропускает слоги. Возможна перестановка фонем. В исключительных случаях наблюдается добавление несуществующих слогов.

Для четвертого этапа характерна вялая артикуляция, недостаточная четкость дикции. В результате чего речь становится «смазанной». Это свидетельствует о незавершенности процесса образования фонем.

https://youtube.com/watch?v=AI_w9URUGp0

Профилактика и прогноз

Успешность логопедической работы по исправлению речевых расстройств зависит от ее своевременности. Рекомендуется начинать лечить ОНР как можно раньше – с 3-4 лет. Сегодня во многих детских дошкольных учреждениях есть опытные специалисты, успешно применяющие музыку, арт-терапию, логопедические и игровые техники обучения речевым навыкам.

Профилактика общего недоразвития речи направлена на предупреждение прогрессирования клинической симптоматики заболеваний, на фоне которых оно появляется – алалия, ринолалия, дизартрия, афазия. Родители должны сформировать благоприятную речевую среду воспитания малыша, стимулировать раннее развитие вербальных и невербальных процессов.

Профилактика общего недоразвития речи

Учитывая особенности детей с ОНР, также необходимы особые условия воспитания. В первую очередь, в семьях следует отказаться от билингвизма в общении с ребенком. Эта практика подразумевает использование двух разных языков в разговорах. Для детей это иногда создает путаницу, происходит смешение языковых форм.

С рождения ребенок активно впитывает любую поступающую информацию и учится ее анализировать, пользоваться словами, сперва при помощи жестикуляции, затем устно. Вы заблуждаетесь, если думаете, что он ничего не понимает и поэтому можно игнорировать общение с ним. Педиатры и психологи советуют заниматься с малышом как можно больше — сопровождать действия объяснениями, стишками и потешками, читать ему книги.

Еще одна распространенная ошибка — привычка пользоваться языком свободно, допуская отрывистые предложения и иносказательные фразы. Любой специалист скажет, что это сильно ограничивает словарный запас ребенка и путает его. Подобная практика допустима только в более старшем возрасте при сформированной речи. Обращаясь к нему, нужно упоминать его имя и полностью, подробно излагать свои мысли. Неправильно — «Там подарок», «Погода плачет». Правильно — «Оля, на столе для тебя подарок», «На улице дождливая погода».

Некоторые родители считают, что ОНР – ерунда, не стоящая внимания. Особенно если в семье уже есть дети с нормальной речью или если слушать знакомых — «у нас так было, в 5-6 лет заговорит, мальчики вообще поздние». Проблемы возникают при сложении разных факторов, а каждый ребенок индивидуален. Своевременное исключение и корректировка патологии предотвратит проблемы в будущем. 

Причины недоразвития речи

ОНР 1 уровня

Недоразвитие речи 1 уровня у детей характеризуется наличием лепетной речи с активной помощью мимики и жестов. Лексический словарь ограничен звукоподражаниями и слогами, звучащими сходным образом с нужными ребенку словами. Грамматическая часть речи не развита, фразы из нескольких слов если и строятся, то они абсолютно не согласованы между собой

При этом нарушены слуховое и зрительное внимание и память

В коррекционных занятиях основной упор делается на расширение активного и пассивного словаря ребенка, развитие внимания, улучшение мелкой моторики и работы артикуляционных органов.

Игры и упражнения:

  • Для улучшения восприятия неречевых звуков используется игра «Что звучит?». Ребенку предлагается послушать различные бытовые звуки (шуршание бумаги, звук льющейся воды), звучание музыкальных инструментов или игрушек. Потом, услышав знакомые звуки, ребенок должен показать, что за предмет их издает.
  • Для активизации слухового внимания хорошо подходит также игра в жмурки. С завязанными глазами дети должны поймать ведущего, хлопающего в ладоши, ориентируясь на звук.
  • Для расширения лексического словаря проводятся дидактические игры: «Кто пришел?», «Части тела», «Овощи-фрукты» и т. д. Игрушки демонстрируются ребенку и произносятся четко их названия. После этого дети должны называть предметы сами.
  • «Хлопай, как я!» — педагог хлопает несколько раз в ладоши в разном темпе, дети должны воспроизвести ритмический рисунок.
  • Для развития мелкой моторики используются рисование, лепка, пальчиковые игры, перебирание крупы, игры с песком.
  • «Ищи внимательно» — игра-раскраска. По заданию взрослого ребенок должен раскрасить на картинке только нужные изображения (только фрукты или овощи или животных).

Третий уровень ОНР– легкий

Однако общее недоразвитие речи достаточно ярко проявляется

Например, можно услышать такой рассказ по серии сюжетных картинок:

«Они насли  ёзика. И потом понесли домой. И потом накормили её. Дали молоком». (Мальчики нашли ежика. Они понесли его домой. Дома мальчики накормили ежика молоком).

Можно услышать такие фразы:

«Там лисын хвост. Хвост выглядывает из забора. Это скоровода. На ней бабушка варит вкусные пироги. С сливочной начинкой». (Там лисий хвост. Хвост выглядывает из-за забора. Это сковородка. На ней бабушка жарит вкусные пироги. Пироги со сливовой начинкой.)

Однозначный совет – не ждите достижения 5-ти летнего возраста

ОНР – диагноз комплексный и его устранение займет от 1 года до 3 лет (в зависимости от тяжести проявления). В 5 лет будет поздно, речевое развитие, как правило, уже настолько отстает, что начинает тормозить и психическое развитие ребенка. При отсутствии своевременной логопедической помощи и при некотором безразличии родителей к состоянию речи малыша, к 5 годам ОНР может спровоцировать  ЗПР (задержку психического развития).

Поэтому при тяжелой или средней степени ОНР надо стремиться попасть в логопедическую группу. Программа такой группы специально разработана с целью коррекции ОНР, в группе работает логопед, который уделить детям максимум внимания. Сама программа обучения в такой группе создана именно для таких деток. Бояться логопедической группы не надо! Наоборот, лучше, чем в логопедической группе, нигде ребенка к школе не подготовят! Поверьте мне, логопеду с опытом работы именно в таком дошкольном учреждении. Какие сложные детки попадали ко мне, но после нескольких лет работы все воспитанники шли в общеобразовательную школу и весьма неплохо учились.

Если же в такую группу невозможно попасть, ее попросту нет в вашем городе или надо ждать в очереди год или два – ищите логопеда, чтобы организовать занятия. Родители должны знать, что занятия с логопедом при ОНР у ребенка, должны начаться с 3-3,5 летнего возраста.  Если это тоже невозможно, организуйте Онлайн обследование  по Скайпу. Логопед точно определит уровень речевого развития ребенка и даст свои рекомендации: какие компоненты речи нарушены и как заниматься с ребенком в домашних условиях.  Терять время в данном случае недопустимо и чревато осложнениям в речевом развитии. Год, который Вы например, ждете очереди в логопедический детский сад не должен пройти впустую — заполните это время логопедическими занятиями.  И конечно, много занимайтесь самостоятельно с ребенком – играйте в речевые игры, делайте пальчиковую гимнастику, артикуляционные упражнения. Рада буду, если Вам помогут материалы и моего сайта.

И не откладывайте первый визит к логопеду!

Копилка знаний

Игры и упражнения для детей с ОНР1:

  • Для улучшения восприятия неречевых звуков используется игра «Что звучит?». Ребенку предлагается послушать различные бытовые звуки (шуршание бумаги, звук льющейся воды), звучание музыкальных инструментов или игрушек. Потом, услышав знакомые звуки, ребенок должен показать, что за предмет их издает.
  • Для активизации слухового внимания хорошо подходит также игра в жмурки. С завязанными глазами дети должны поймать ведущего, хлопающего в ладоши, ориентируясь на звук.
  • Для расширения лексического словаря проводятся дидактические игры — «Кто пришел?», «Части тела», «Овощи-фрукты» и т. д. Игрушки демонстрируются ребенку и произносятся четко их названия. После этого дети должны называть предметы сами.

    «Хлопай, как я!» — педагог хлопает несколько раз в ладоши в разном темпе, дети должны воспроизвести ритмический рисунок.

  • Для развития мелкой моторики используются рисование, лепка, пальчиковые игры, перебирание крупы, игры с песком.

    «Ищи внимательно» — игра-раскраска. По заданию взрослого ребенок должен раскрасить на картинке только нужные изображения (только фрукты или овощи или животных).


Открыть упражнения

Логопедические занятия в Центре Речи в Зеленограде. Красивая правильная речь может служить показателем высокого интеллектуального и нравственного развития.

В зависимости от проблем в развитии ребенка логопед занимается:

  • Постановкой правильного речевого дыхания,
  • Постановкой правильного произношения звуков,
  • Развитием фонематического слуха,
  • Расширением словарного запаса ребенка,
  • Профилактикой правильного грамматического строя речи,
  • Профилактикой или коррекцией письма и чтения

Услуга «Второе мнение» в Центре Речи.

Если Вы сомневаетесь в поставленном Вашему ребенку диагнозе, обращайтесь к специалистам Центра Речи для экспертной оценки

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: