Логопедическая работа и запуск речи у неговорящих детей

Запуск речи у неговорящих детей.
современные методики | коррекционная работа  | воспитатель детского сада / всероссийский журнал

Публикация «„Если ваш ребенок начал заниматься с логопедом“, Памятка для родителей» размещена в разделах

  • Консультации для родителей
  • Консультации логопеда для родителей
  • Работа логопеда. Логопедия
  • Темочки

Посещая консультации, не стесняйтесь спросить, для чего используется то или иное упражнение, каких целей стремится достичь педагог, предлагая выполнять домашнее задание.

Если вы заметите в своём ребенке, хоть небольшое изменение, обязательно отметьте это. Ведь каждое приобретение очень значимо, имеет причину и объяснение.

Настройтесь на совместную работу с логопедом. Если дано домашнее задание, постарайтесь его добросовестно выполнить. Для того чтобы ребёнок перестал ошибаться в повседневной речи, т. е. довёл произнесение поставленного звука до автоматизма, необходима помощь родителей. Только при участии близких людей ребёнок сможет полностью преодолеть речевые недостатки. Не оставляйте своего ребёнка без вашей помощи, не будьте сторонним наблюдателем. Прежде чем ругать, за то, что у него что-то не получается, вспомните те причины из-за которых они возникли___

Первое, что родители должны сделать – научиться внимательно, слушать. Это не так просто как кажется, так как вы привыкли к речи ребёнка, вы его и так понимаете. Вам должно “резать “ слух.

Заниматься с ребёнком нужно только в те моменты, когда он ничем не занят, не устал, у него хорошее настроение. Например, во время пешеходной прогулки, перед едой, укладывая ребёнка спать и т. д., т. е. в моменты эмоционального контакта. Продолжительность занятий должна быть небольшой 5-10 минут. Занятия должны доставлять удовольствие, как ребёнку, так и родителям. Не скупитесь на похвалу

Очень важно прививать ребёнку веру в свои силы, не допустить возникновения заниженной самооценки. Ни в коем случае не ругать за ошибки, а только показывать, как их исправить, чтобы улучшить результат

Если ребёнок категорически отказывается делать задание или у его (вас) что-то не получается, оставьте всё как есть и обязательно посетите логопеда, расскажите, что именно не получается

Обязательно, обращайте внимание на то, как выполнять задание, понаблюдайте, каким способами специалист привлекает внимание ребёнка и оказывает помощь

Консультации будут проводиться в определённое для каждого ребёнка время, по предварительной записи

Обращайте внимание на информацию на стенде в группе, где будет сообщаться о назначенных консультациях с точным указанием времени проведения. На консультацию приходить с конспектами дом

заданий, которые будет получать ребёнок на занятиях. Обязательно вклеивайте их в тетрадь по мере получения, т. к. выполнять задания необходимо ежедневно до получения следующего задания, (не стоит хранить домашние задания в файле в беспорядочном виде). Представьте себе, что вам врач назначил лечение и выздоровление ваше зависит от того как точно вы будете выполнять рекомендации врача.

Логопедическая гимнастика для развития речи ребенка: подражаем всему, что слышим

Звукоподражание сводится к повторению ребенком за взрослым различных гласных. Например, как человек вздыхает «О-о-ох!», как кричит ослик «И-и-и!», как звучит гудок парохода «У-у-у!». После гласных переходим к согласным — лес шумит «Ш-ш-ш», комар пищит «З-з-з», ежик фырчит «Ф-ф-ф». Кроме того, пусть малыш звуками изобразит «голоса» бытовых предметов — водичка капает «кап-кап», часы идут «тик-так», молоток забивает гвозди «тук-тук».

Подражать голосам птиц и животных можно, используя игрушечные фигурки или картинки с изображениями лесных обитателей (как взрослых, так и детенышей). Попросите малыша показать, как громко квакает мама-лягушка, и как тихо — маленький лягушонок. Откройте ему иллюстрацию к сказке «Три медведя», и пусть он перечисляет, как рычит папа-медведь, мама-медведица, как пищит малыш-медвежонок.

К логоритмике относятся упражнения по повторению действий и стишков за обучающим под музыкальное сопровождение. Можно, например, поиграть в прогулку, имитируя движения. Ходим на месте, высоко поднимаем ноги и колени, размахиваем руками, «падаем в ямку» (садимся на пол) и так далее.

Как у детей возникает потребность говорить?

Логопеды часто советуют родителям чаще разговаривать с ребенком, но не все папы и мамы делают все правильно. Любой язык – это знаковая система, и слово, по сути, замещает конкретный предмет, то есть имеет определенное значение. Если общение малыша в возрасте до 1,5 лет и его родителей сводится только к проявлениям заботы и любви или ребенок предпочитает играть в одиночестве, то речь появится нескоро, даже если в словаре накоплено довольно много слов. Для появления речи, необходимо, чтобы:

  • ребенок нуждался в общении с взрослым: назвать предмет, выразить чувства, попросить о чем-либо;
  • общение было содержательным: об игрушках, действиях, впечатлениях;
  • взрослые разговаривали с малышом не просто так, а именно о совместных действиях, игре;
  • ребенку нужен был предмет, который необходимо назвать, чтобы получить.

Когда малыш попадает в ситуацию предметного сотрудничества, перед ним возникает речевая задача, и чтобы ее решить, ему приходится менять все свое поведение.

Единственной возможностью получить желаемый предмет становится только словесная просьба, называние предмета определенным словом. Единственным помощником здесь является только взрослый.

Логопеды выделяют три этапа овладения словом неговорящими детьми.

Появление потребности в предмете

Это могут быть картинки, игрушки, кубики, книжки, одежда, лакомства и т.д

Ребенок желает получить его, тянет ручки, пытается привлечь внимание мамы мимикой и жестами. Иногда безуспешные попытки приводят к плачу, гневу, но постепенно ребенок понимает, что можно попросить о помощи взрослого

8.Кто что делает?(использование фотографий)

Цель: уточнение и расширение пассивного глагольного словаря детей.Материалы: для проведения этой игры необходимо попросить родителей сделать фотографии, на которых ребенок совершает различные действия (см. словарь). Ход игры: Дети любят рассматривать фотографии, на которых изображены они сами. Полезно использовать это в логопедических занятиях. Эта игра первоначально проводится индивидуально, с использованием фотографий ребенка. Сначала можно использовать только часть фотографий. Постепенно, по мере усвоения материала, добавляйте остальные.Разложите фотографии перед ребенком. Посмотри, это твои фотографии. Вот Ванечка. И вот Ванечка. На каждой фотографии ты делаешь что-то интересное. Покажи, где ты сидишь. А где ты кушаешь? Где ты купаешься? И т.д. В дальнейшем можно проводить такую игру в группе. Для этого следует использовать выборочно фотографии разных детей так, чтобы одно действие не повторялось на фотографиях дважды. Посмотрите, это ваши фотографии. Что это вы делаете? Найдите и покажите, кто спит. Правильно, Таня. А кто причесывается? Саша. А кто бегает? Оля бегает. И т.д. Таким же образом можно проводить занятия с использованием фотографий близких ребенка, совершающих различные действия (см. словарь). Эта работа проводится индивидуально. Покажи, где мама моет посуду. Покажи фотографию, на которой папа забивает гвоздик. Покажи, где братик рисует. И т.д.

Методика Новиковой-Иванцовой

Метод формирования языковой системы (МФЯС), разработанный Т. Н. Новиковой-Иванцовой, применим не только при всех видах алалии, но при ДЦП и расстройствах аутистическго спектра. Также он подходит детям, перенесшим кохлеарную имплантацию, имеющим трудности со слоговой структурой речи, темпом и ритмом речи, артикуляцией звуков.

Методика построена по онтогенетическому принципу речи: от крика к гулению, от гуления к лепету и речи. Начальный этап развития речи – это крик, с его помощью маленькие дети в возрасте с рождения до 2-3 месяцев реагируют на любой дискомфорт: боль, жажду, голод. Здоровые дети кричат звонко и громко, при этом наблюдается короткий вдох и длинный выдох. Малыши с патологиями ЦНС, наоборот, кричат либо слишком громко, либо слишком тихо, и их крик походит на всхлипывания. В тяжелых случаях крик отсутствует вообще.

Гуление появляется в возрасте 3-5 месяцев. Здоровые дети начинают нараспев, протяжно произносить гласные звуки, постепенно добавляя к ним согласные. Таким образом, речевые органы малыша осваивают артикуляцию звуков. Гуление имеет интонационную окраску, ведь ребенок с его помощью реагирует на речь родителей.

У детей в возрасте 5-9 месяцев возникает лепет. Ребенок способен многократно повторять простые слоги из гласных и согласных, он внимательно прислушивается к обращенной речи, развивается длительность выдоха. В норме к 10-12 месяцам он умеет произносить простые лепетные слова типа «мама», «баба». В активном словаре у годовалых детей должно быть около 10 лепетных слов. Постепенно к двум годам дети овладевают фразовой речью.

Описанные этапы являются фундаментом развития речи. Если какой-то этап «выпадает», например, из-за тяжелой болезни, то его необходимо восстановить, иначе ребенок так и не заговорит. Методика Новиковой-Иванцовой помогает малышам заново пройти этапы гуления и лепета, освоить и усовершенствовать слоговую структуру слова, научиться произносить двусложные слова и простые фразы.

Занятия МФЯС направлены на развитие речевого аппарата и речеслухового восприятия. На начальном этапе используются упражнения на ритмику и разделение неречевых и речевых звуков. Коррекционный этап предполагает освоение комплексного невербального материала, который задействует мелкую моторику и зрительную память, поэтому овладение слоговой структурой слова происходит быстрее и качественнее.

Ключевым инструментом, запускающим речевой механизм,является музыка. Доказано, что дети, которым матери пели в раннем детстве песни на родном языке, как правило, не имеют проблем со становлением речи. Каждому занятию в методике Новиковой-Иванцовой соответствуют определенные мелодии.

Что может вызвать проблемы с речью?

Условно причины возникновения подобных проблем можно разделить на физиологические, социальные и психологические.

В первом случае речь идет о различных проблемах с протеканием беременности (болезни матери, инфекции, гестоз, резус-конфликт, гипоксия плода и др.), сложностями в родах (обвитие пуповиной, использование щипцов, стремительные роды, использование родовой стимуляции, родовые травмы ребенка).

Но не всегда причина отклонений или отставания кроется в этом. Зачастую играют роль психологический фактор и так называемая социальная запущенность. Поэтому стоит более подробно рассмотреть все аспекты, которые могут вызвать проблемы с развитием ребенка в будущем.

Физиологические причины отставания речи (как результат сложной беременности или родов):

  • гипотонус или гипертонус лицевых мышц;
  • заболевания органов слуха, тугоухость;
  • аномалии в развитии органов артикуляции (нёба, языка, губ);
  • патологии развития мозга и нервной системы — неврологические заболевания;
  • наследственные болезни;
  • психические расстройства (в частности аутизм).

Психологические причины речевых проблем ребенка:

  • сильный испуг;
  • нервная, напряженная обстановка в семье, частые сильные скандалы;
  • неполная семья;
  • неродная семья (или воспитание у бабушки с дедушкой, тети);
  • асоциальные родители (алкоголики, наркоманы, ведущие «свободный от морали» образ жизни).

Социальные причины:

недостаточное внимание к малышу (или полное его отсутствие) со стороны родителей; постоянное времяпрепровождение ребенка за компьютером, телевизором, планшетом, игры в телефоне; гиперопека со стороны взрослых (ребенку нет надобности что-то говорить – любой каприз понимается и выполняется «с полузвука»); завышенные требования к малышу со стороны родителей, постоянные унизительные сравнения с более успешными детьми, попытки насильно научить говорить

Логопедическая артикуляционная гимнастика

Главным из органов речи является, конечно же, язык. Его гибкость и подвижность нуждаются в обязательных тренировках, иначе он не сможет качественно служить своему назначению. Хорошее звукопроизношение — одно из важнейших свойств нормально развитой речи, поэтому и язык, и губы обязаны быть сильными и достаточно гибкими.

Цели артикуляционной гимнастики — развитие языка и губ — достигаются тренировкой определённых мышц. Заниматься упражнениями следует напротив зеркала. Глядя в него, малыш наглядно видит работу собственных губ и язычка. К автоматизму в выполнении приведет лишь постоянный повтор

Внимательное отслеживание того, что делают губы и язычок, очень важно для ребенка

В результате артикуляционной гимнастики должно улучшиться произношение необходимых звуков и слов.

Начинаем говорить, играя

Игра – ведущая деятельность у детей, запуск речи возможен только через совместные игры и занятия с взрослым. Начинайте с самых простых упражнений, чтобы ребенок мог легко их освоить и постоянно находился в ситуации успеха.

Звуки и руки

Двигайте руками и ногами и произносите на каждый жест определенный звук. Например, разводим руки в стороны и поём: «Аааа», приставляем ладошки к уголкам рта на «Уууу», ставим ноги на ширину плеч на «Иииии», сцепляем пальцы в замок и поднимаем руки над головой на «Оооо» и т. д.

Играем в мячик

Сядьте с ребенком на пол, широко расставьте ноги, кидайте мячик малышу со словами «Давай поиграем! Лови мячик, лови», выделяя интонацией глагол «лови». Таким образом, вы будете побуждать ребенка произнести это слово, когда он будет кидать вам мячик в ответ. То же самое проделайте, когда будете катать мячик: «Кати мячик, кати!». Игра должна быть эмоциональной, поэтому не скупитесь на ободрение и похвалу.

«Будильник»

Это упражнение обычно нравится детям. Перед выполнением желательно убедиться, что ребенок примерно представляет себе, что такое часы. Скажите, что сейчас вы превратите малыша в будильник, и «заведите» его: сделайте несколько круговых движений пальцем по детской ладошке, животу, головке или спинке, приговаривая: «тик-так», «тик-так». Теперь он должен зазвонить: ритмично потряхивайте ладошку, сопровождая движения звуком «ззззз». Потом предложите малышу, чтобы будильником были вы, а он должен завести вас. Поначалу помогайте ребенку произносить нужные слова и звуки, чем чаще повторять игру, тем быстрее он запомнит эти звукоподражания.

«Поезд»

Встаньте с ребенком друг за другом, объясните малышу, что теперь вы – вагоны поезда и совершите много интересных путешествий. Вагоном в вашем составе может стать каждый член семьи. Во время движения издавайте звуки типа «ту-туу-ту, чух-чух-чух, туууу!», побуждая ребенка произносить их вместе с вами. Во время поездок по квартире, комментируйте все, что видите: «вот стиральная машина, а вот кухня, сейчас поедем за игрушками в детскую» и т. д.

«Кап-кап-кап»

Для этого задания вам потребуется набор небольших цветных губок для мытья посуды. Поставьте на стол две миски: одну пустую, а другую с водой, рядом разложите губки, чтобы ребенок мог выбрать любую. Возьмите одну, намочите и выжмите в пустую миску, приговаривая: «кап-кап-кап». Предложите ребенку сделать то же самое с другими губками.

«Пузыри»

Эта игра помогает ребенку научиться управлять своими речевыми органами. Вы пускаете мыльные пузыри, а ребенок должен их хлопать, одновременно произнося парные звуки: «б»-«п», «в» — «ф», «т» — «д» и другие. Помогайте ребенку, произнося звуки вместе с ним.

«Говорящий мячик»

Возьмите небольшой мячик, который помещается в ладошку, его можно связать крючком и наполнить рисом или крупой, тогда он будет еще мягко массировать детские ручки. Перекладывайте мячик из руки в руку и произносите сначала звуки (лучше начинать с гласных и звонких согласных), а потом, по мере освоения ребенком упражнения, и слоги: КИ-СА, МА-МА, БА-БА, ДЕ-ДА и т. д.

Запуск речи в 2 года

Домашние игры на развитие речи

Логопедические занятия для детей – целенаправленное общение с малышом в игровой форме.

Все существующие упражнения на развитие речи можно разделить на 4 группы:

  • игры с пальчиками;
  • артикуляционная гимнастика;
  • звукоподражание и логоритмика;
  • игры на расширение словарного запаса ребенка.

Рассмотрим каждую категорию упражнений отдельно.

Игры с пальчиками на развитие речи

Одними из наиболее эффективных занятий на развитие речи являются упражнения, подразумевающие задействование мелкой моторики, поскольку между конечностями человека и мозговым центром, отвечающим за произношение, существует тесная связь. К тому же, такие игры подойдут для детей с только формирующейся речью, например, в возрасте 1 года.

Ребенку обязательно понравятся следующие упражнения:

  • «Цветок». В начальном положении образуйте из закрытых ладоней бутон, пальцы должны быть подняты вверх, а запястья сильно прижаты. После растение распускается – пальчики разводятся в противоположные стороны. Выполняя упражнение, проговаривайте: «Солнце просыпается – бутончик раскрывается. Солнышко устало – цветочек спать идет».
  • «Кошечка». Алгоритм действий упражнения на развитие речи: сжать кулаки и уложить на поверхность прямо перед собой. После необходимо одновременно разжать ладошки и крепко прижать к столу. В процессе нужно проговаривать: «Кулачок – ладошка. Топаю, как кошка». Повторяйте 3-5 раз, меняя темп.
  • «Ежик». Ребенку обязательно понравится это упражнение. В начальном положении разместите ладони под небольшим углом, переплетите между собой пальцы обеих рук. В процессе двигайте ровными пальчиками и проговаривайте: «Крохотный веселый еж. До чего же ты хорош».
  • «Птичка и водичка». Дети 5 лет без ума от этого упражнения. Изначально нужно установить локоть на стол, поднять предплечье и сложить пальцы «щепотью» – это будет «клюв». Выполняя задание, опустите «клюв» (локоть неподвижен) и коснитесь стола. В процессе подражайте движениям птички: набрать воды, выпрямить шею, проглотить. Сопровождайте упражнение скороговоркой: «Наклонилась, набрала, подняла и проглотила».
  • «Птенцы в гнезде». Пальчики левой руки соберите в «кучку» – это будут «птенцы». Пальцами правой руки сделайте кольцо – это будет «гнездо». Отправляйте птичек в гнездо, по очереди меняя положения рук. Добавьте текстовое сопровождение: «Вот птенцы, а вот – гнездо. Птенчикам внутри тепло».

Пальчиковая гимнастика с разучиванием текстов в домашних условиях является отличной альтернативой регулярных походов к логопеду. Подобные игры провоцируют развитие речи, учат использовать пространственное воображение и воспитывают скорость реакции. Спустя короткое время вы заметите, что малыш начал лучше запоминать тексты, говорить более выразительно.

Когда речь идет о проблеме

Считается, что до 4–5 лет заниматься с логопедом смысла нет, ребенок еще может «выговориться» самостоятельно. Естественно, при условии, что он развивается нормально, воспитывается в полноценной семье, в хороших условиях.

Однако не так уж редки сегодня случаи, когда такая помощь может понадобиться крохе гораздо раньше, потому что у него прослеживаются явные проблемы с речью. Заметить это внимательные родители могут гораздо раньше 3–4 лет

Кроме того, если ребенок регулярно посещает педиатра, тот тоже обратит внимание на какие-то «звоночки»

Насторожить должны следующие признаки:

  • гуление и лепет до полугода слабо выражены, отличаются однотипностью либо не выражены вовсе;
  • ребенок до года не реагирует на звуки или речь окружающих;
  • после полутора лет пытается повторять чужие слова, не произнося собственных, не выражая свои мысли;
  • малыш в 2 года не может выполнить несложное задание (принести, показать, дать);
  • к двум годам не говорит простых слов (звукоподражания не в счет);
  • к трем годам не может соединить слова в простейшие фразы;
  • в 3 года у ребенка отсутствует собственная речь (он только повторяет то, что заучил из книжки или мультика);
  • большее применение в его общении находят невербальные средства (жесты, интонации, мимика), чем слова.

Для детей 2 – 3 лет считается отклонением говорить на «тарабарском» языке, понятном лишь им самим. При этом такая речь либо слишком быстрая, либо, наоборот, слишком медленная и вялая.

Особую тревогу должны вызывать такие сигналы:

  • отставание в речевом развитии сопровождается заметным отставанием в общем развитии;
  • ребенок после года не улыбается, не стремится к общению, не реагирует на обращения взрослых;
  • малыш начал говорить, а затем внезапно речь пропала;
  • отсутствие речи или отставание сопровождается опасными признаками: была травма головы, у ребенка присутствуют неврологическое заболевание или нарушение психики, проблемы со зрением или слухом;
  • в раннем возрасте малыш переболел серьезными заболеваниями или вообще часто болел в тяжелой форме, рос ослабленным.

Все эти признаки могут прямо или косвенно указывать на разнообразные виды отставаний речевого развития:

  • различные формы патологии общего недоразвития речи (ОНР): дизартрия, афазия, дислалия, моторная или сенсорная алалия и т. д.;
  • задержка речевого развития (ЗРР);
  • задержка психоречевого развития (ЗПРР).
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: