Развивающие игры воскобовича для детей и их родителей

Игры воскобовича: когда соединяются головоломки и сказки

Развивающая игра «Квадрат Воскобовича четырехцветный, или Квадратные забавы»

Лариса Гацко Развивающая игра «Квадрат Воскобовича четырехцветный, или Квадратные забавы»

Тема: «Развивающая игра: «Квадрат Воскобовича четырехцветный» или «Квадратные забавы».

Уважаемые коллеги!

Я думаю, что многие из вас уже знакомы с играми Вячеслава Вадимовича Воскобовича, автором многих многофункциональных и креативных пособий. Сегодня я подробней познакомлю с игрой: «Квадратные забавы».

Замечательная головоломка! Вот уж действительно, все гениальное просто! Простейший тряпочный квадратик с цветными пластиковыми кусочками, а способен надолго и с пользой занять ребенка.

«Четырехцветный квадрат Воскобовича» представляет собой тканевую основу, на которую наклеены пластиковые треугольники. Одна сторона «Квадрата-красного и синего цвета, другая-зеленого и желтого. Между треугольниками остаются полоски ткани, по которым квадрат можно сгибать. Складывая четырехцветный «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях, ребенок конструирует геометрические и предметные фигуры по схеме или собственному замыслу. Четыре цвета усложняют игру, делают её более красочной, развивают пространственное мышление и фантазию.

Что развивает игра:

• Умение ориентироваться в форме и размере геометрических фигур, пространственных отношениях;

• Умение конструировать плоскостные и объемные фигуры;

• Внимание, память, пространственное; и логическое мышление

• Воображение, творческие способности;

• Мелкую моторику рук.

В комплект игры-головоломки входит книжка «Квадратные забавы» со схемами сложения фигур. Игровые задания в ней объединены сказочной историей о шутах Дионе, Дване и Трине.

Жил-был король. Было у него три шута. Шут Дион развлекал короля одноцветными фигурками, шут Дван – двухцветными, а шут Трин – трехцветными.

Но однажды злой волшебник заколдовал фигурки, и они стали бесцветными.

Расстроились шуты и отправились за советом к доброй Фее.

— Только волшебный четырехцветный квадрат сможет помочь вам, — сказала добрая фея. – Вы должны сложить из квадрата каждую заколдованную фигурку, и тогда цвет вернется.

«Помоги Диону найти свой цвет».

Сложи из волшебного четырехцветного квадрата фигурки (с 1-6, найди их на этой страничке и закрась в соответствующие цвета.

«Помоги Двану найти цвета».

Сложи из волшебного четырехцветного квадрата фигурки (с 7- 12, найди их на странице и закрась в соответствующие цвета.

«Помоги Трину найти цвета».

Сложи из волшебного четырехцветного квадрата фигурки (с 13-18, найди их на этой странице и закрась в соответствующие цвета.

Поиграйте в игру «Угадай, что получилось». Для этого сложите какую-либо фигуру и попросите малыша отгадать, что получилось. Если ребенок уже умеет самостоятельно складывать фигуры, то поменяйтесь ролями. Теперь он для вас сложит фигуру, а вы отгадывайте.

Представляю творческие работы моих ребят.

Уважаемые коллеги! Я думаю, что данная игра: «Четырехцветный квадрат Воскобовича» будет востребован в вашей практической деятельности! Фантазируйте вместе с детьми, и вы сможете открыть новые игры с этим чудесным квадратом.

Желаю Вам успехов и творчества! Благодарю за внимание!

www.maam.ru

Суть развивающей технологии Воскобовича

Современные родители теряются перед витринами детских магазинов — такое обилие игрушек, пособий и наборов для творчества! А в начале 90-х годов прошлого века сложно было найти качественные и полезные для развития игрушки. Во время перестроечного дефицита петербургский инженер физик — Вячеслав Владимирович Воскобович — решает создать действительно развивающие и доступные игрушки для своих сыновей.

Вячеслав Владимирович с энтузиазмом делится новаторскими идеями и основами своих игр на педагогических семинарах и практикумах

Развитие педагогических идей

В первых игровых пособиях Воскобовича преломились идеи Никитиных и Зайцева («Геоконт», «Складушки»). Занятия с кубиками и трансформерами дополнились сказочным наполнением, появились волшебные персонажи.

В 1999 году педагогические идеи и разработки были признаны Комитетом образования Санкт-Петербурга. Официально была утверждена авторская технология «Сказочные лабиринты игры» — поэтапное знакомство ребёнка с играми и постепенное усложнение заданий.

Сейчас методика Воскобовича предполагает использование развивающей предметно-пространственной среды («Фиолетовый лес», «Коврограф Ларчик»). Основных игр насчитывается около 50, а приложений к ним — более 200. Тьюторский центр проводит конференции и вебинары по знакомству с играми Воскобовича, издаются методические пособия для педагогов и родителей.

Технология Воскобовича основывается на создании особой предметной среды, в которой ребёнок с удовольствием фантазирует и исследует мир

Отличие от других методик раннего развития

Технология Воскобовича запатентована. Уникальность играм с кубиками, фигурками и шнурками придаёт сказочное сопровождение. Причём не существует готовых текстов, который педагог зачитывает детям. Есть рекомендации, как при помощи волшебных животных и гномиков сложить сюжет, который заинтересует малыша и мотивирует к поиску новой информации. Пожалуй, это единственная методика на постсоветском пространстве, которая опирается на детскую фантазию.

Фантазировать и играть — для ребёнка это тоже способы обучения

Плюсы и минусы технологии

Цель технологии Воскобовича — построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре. Достоинства методики налицо (в начале XXI века примерно 90% ДОУ г. Санкт-Петербург проводили игры Воскобовича):

  • Установление комфортного общения взрослого с ребёнком, занятия проходят непринуждённо.
  • Игры подходят для детей от 1 года до 7 лет, задания предполагают усложнение.
  • Технология направлена на всестороннее развитие ребёнка: совершенствуются умственные и творческие способности.

К минусам можно отнести разве что невозможность изготовить все игровые материалы своими руками.

Плюс игр Воскобовича — в возможности использования одних пособий как с малышами, так и с детьми 6–7 лет

Подготовка к занятиям

Освоить игровую методику Воскобовича можно двумя способами.

  1. Изучить самостоятельно.
    1. Самообучение через интернет-ресурсы.
    2. Просмотр вебинаров.
    3. Покупка выборочных игр.
  2. Пройти обучение.
    1. Обзорный семинар.
    2. Тьюторский семинар.
    3. Обучение у действующего тьютора.

Самостоятельное освоение методики позволяет существенно сэкономить время и деньги. Игры описаны на педагогических порталах, доступны к бесплатному просмотру вебинары с практическими советами. Платное же обучение даёт полное понимание методики через личное общение с автором-создателем. Начинающим педагогам, особенно если целью стоит внедрение игр Воскобовича в детском саду или развивающем центре, то стоит пройти профессиональное обучение. По итогам прохождения программы выдаются действующие сертификаты.

Технологию Воскобовича освоить легко, главное — сыграть во все пособия самому

Как играть в игры Воскобовича

Нужно внимательно изучить правила игры и её сказочную основу (ведь сказку придётся читать или рассказывать родителям). Лучше всего следовать методическим рекомендациям, выполнять задание по очереди, постепенно усложняя игру. Есть родители, которые не любят читать инструкции. Они могут играть с ребёнком как им угодно, и это тоже будет интересно и полезно, но вряд ли будет использован весь потенциал игры.

Если уж играть в игры Воскобовича, лучше приобрести хотя бы три игры: развивающую, обучающую чтению и математике.

Игры Воскобовича не развивают речь, если ребёнок играет в них самостоятельно. Поэтому лучше принимать участие в его играх и спрашивать о порядке и цели его действий, просить пересказать сюжет сказки.

Игры можно отнести к настольным (или «настенным»), поэтому они не способствуют физическому развитию ребёнка, а только интеллектуальному и психологическому. Родители сами должны позаботиться о физической разминке. Помните, что даже шестилетний ребёнок не может сосредотачиваться на чём-то больше 15 минут.

Некоторые примеры сказочных сюжетов, для совместных игр

Выше я упоминала, что все развивающие игры Воскобовича имеют сказочную составляющую. Расскажу немного подробнее об этом.

Итак, для деток от 3 до 10 лет, Вячеслав Владимирович разработал целую методику под названием «Сказочные лабиринты игры». Мир, в котором происходит развитие персонажей и все связанные с ними приключения, называется «Фиолетовый лес», и он делится на много зон, территорий и домов. Для каждой своей игры Воскобович придумалсюжетную линию, и проблему, которую ребенок решает вместе с персонажем.

Мальчик Гео, с которым мы путешествуем

В Геоконе» незадачливый паучок Юкк решил сделать для мальчика Гео красивую паутинку, но сильно захотел пить и отправился в магазин за соком. Пока он отсутствовал, его внук решил помочь и по незнанию запутал все нити паутины.

Паучок Юкк

Теперьдедушка паук не знает, каквсе распутать и просить ему помочь. Он так хотел порадовать Гео.Затем ребенку предлагается по координатам восстановить узор паутинки.

«Игровой квадрат», или вечное оригами. Здесьможно фантазировать вместе сребенком. Треугольники на квадратном поле располагаются так. Что можно создавать домик для собачки, скворечник для вороны и многое другое. Можно создавать силуэты мышки, котика. В принципе, тут нет ограничений. Автор сам говорит, что игра должна жить, и поэтому, подключая свою творческую мысль, выпитаете игру энергией.

Еще одна интересное пособие в развивающих играх Воскобовича: «Прозрачный квадрат». Это 30 прозрачных пластин с нанесенными на них изображениями квадратов, ромбов, трапеций и треугольников.

Ведущий рассказывает сказку о том, что мальчик Гео решил навестить свою бабушку, а ворон Метр, провожая его в дорогу, дал на память нетающие льдинки Айс. Мальчик удивился такому подарку, но ворон сложил из льдинок фигуру коня и Гео смог часть пути проскакать на волшебном скакуне.

Ворон Метр

Далее деткам предлагается сложить такие же фигуры, чтобы мальчик мог скакать без длительных остановок, меняя иногдалошадей.

Создаем прозрачные квадраты сами

Но самая интересная и таинственная игра ждет маленького следопыта Гео на заколдованной поляне. Помочь ее пройти и не заблудиться может только «Конструктор букв» , так как чтобы найти правильный путь и расколдовать все предметы, необходимо подбирать буквы к заколдованным словам.

Вот в такой незатейливой игровой форме, путешествуя по сказочным мирам развивающих игр Воскобовича, ребенок осваиваетсчет, чтение и даже основы геометрических понятий. Создать такое пространство в детской комнате очень легко. Можно купить все необходимое в магазинах. Можно сшить, вырезать декорации. Но главное, это не учить ребенка по играм, а играя в сказку узнавать с ним что-то новое и необычное.

Вы и сами не заметите, как развивающие игры Воскобовича раскрасят жизнь яркими красками веселого познания!

Недостатки игр Воскобовича

Как и любая методика, игры Воскобовича подвержены критике. Среди основных недостатков называют следующее.

Отличие от школьной системы

Данная методика не уделяет внимание буквенному составу слова, она ориентирована сразу на слоги. В дальнейшем ребенок может делать ошибки при фонетическом и морфемном разборе слова.
Дети быстро привыкают к цветам кубиков

В школе они могут не совпадать с цветами, которые учитель присваивает гласным, согласным, твердым и мягким звукам. В этом случае ребенка приходится переучивать.
Расхождение с правилами русского языка. Приведем пример для наглядности. При обучении чтению по методике Воскобовича допустимо сочетание букв «ЖЫ» и «ШЫ».
Высокая цена. Игры Воскобовича отличаются дороговизной. Изобретательные мамы и папы решат, что смогут сделать их самостоятельно. Но имитировать хотя бы одну схему Воскобовича — процесс трудоемкий и требующий немалых временных затрат. Иногда проще купить оригинал.
Хрупкость. Несмотря на стоимость, методы Воскобовича нельзя назвать универсальными для игр с двухлетним ребенком, который норовит все попробовать на вкус или порвать. Они быстро придут в негодность, если дать малышу полную свободу действий хотя бы на 5 минут.

Пособия для игр Воскобовича своими руками

Игры, развивающие пространственное мышление, воображение, геометрическое и стереометрическое мышление

  • Геоконт. Это фанерная доска со штырьками-гвоздиками из пластмассы. У каждого гвоздика своего цвета головка. В наборе есть разноцветные резинки-паутинки. Пользуясь координатной сеткой, ребёнок создаёт фигуры, цифры и буквы.

    В названии сопровождающей игру сказки можно прочитать слово «Геометрия». Главного героя-мальчика зовут Гео, сказочного ворона Метр, и ещё есть дядя Слава – сам Воскобович. Он называется Я. Так наука геометрия, основы которой преподаются в этой игре, получает в ней новое творческое истолкование: это наука об измерении земли мною, Я – главный участник игры, науки, жизни.

    Игру сопровождает сказка. Всё, что видит маленький Гео, ребёнок должен воссоздать по рисункам с помощью разноцветных резинок. Тогда сказка продолжается и ведёт к новым приключениям. Если творческим родителям не нравится содержание сказки (оно далеко от народных сказок), его очень просто изменить. На резинках можно изобразить хоть «Теремок», хоть «Колобок».

  • Квадрат Воскобовича. Он бывает двухцветным для малышей и четырёхцветным для дошкольников. Квадрат состоит из 32 треугольников, которые наклеены на тканевую основу. Из треугольников можно складывать объёмные фигурки, и это не так просто, как кажется. Складывание фигурок сопровождается сказкой о превращениях квадрата. И не только в домик или конфетку, но и в котёнка, и в ёжика, и в другие предметы. Схемы фигурок даны в описании игры. Если квадрат разрезать по линиям, вариантов фигурок станет больше.

  • Чудо-крестики. У этой игры три уровня сложности (это три разные усложняющиеся игры). «Чудо-крестики 1» состоит из 4 разноцветных крестиков, «Чудо-крестики 2 и 3» – из 6 разноцветных крестиков. Каждый крестик разрезан на отдельные фигурки, из которых можно собрать всё что угодно. Получаются прекрасные аппликации из фанеры. К каждой игре прилагается «Альбом фигурок». Для усложнения задачи можно переворачивать крестики белой стороной.

  • Логоформочки. Из эталонных фигур с помощью специальной линейки дети конструируют новые фигуры. Конструирование сопровождается увлекательными сказками.

  • Набор карточек «Радужные гномы» Это то же самое, что «Забавные буквы», но для цветов. Каждый гном имеет свой цвет и имя, созвучное с цветом (Кохле-красный, Охле – оранжевый и т.д.). Карточки помогают запомнить образы цветов.

  • Прозрачный квадрат. На прозрачной плёнке изображены разные фигуры. Всего таких квадратных плёнок 30. Фигурки животных получаются благодаря наложению плёнок друг на друга. Игру сопровождает сказка о нетающих льдинках.

  • Черепашка-пирамидка. Эта игра предназначена для детей от 2 лет. Она состоит из 21 фанерной фигурки семи цветов и двух размеров. Их можно собирать по-разному в зависимости от желания или фантазии. Получившуюся картинку обводят на бумаге.

В чём преимущества игр Воскобовича?

Все игры применимы для широкого возрастного диапазона. Одна и та же игра может быть полезна и ребёнку двух лет, и первокласснику. Уровень сложности варьируется, надолго удерживая интерес ребёнка.

Задания у игр Воскобовича очень необычные. Как правило, детские игры развивают или речь и творческое мышление, или прокачивают инженерную жилку ребёнка. Здесь же зачастую идёт сочетание этих, казалось бы, далёких друг от друга направлений. Ребёнок должен решать головоломки и работать с простыми механизмами, находясь «внутри сказки». В играх Воскобовича полёт фантазии сочетается со строгостью математического подхода, что позволяет заинтересовать и маленьких технарей и юных гуманитариев.

Большинство игры имеет простую конструкциию, поэтому их можно сделать самостоятельно

В постсоветскую эпоху это было очень важно, а сейчас просто очень удобно. В дождливый воскресный денёк можно не расстраиваться, что выходной прошёл напрасно, а погрузиться в мир математики и сказки, отыскав на просторах сети инструкцию по изготовлению игр Воскобовича

Отсутствие универсальных шаблонов. К играм Воскобовича не прилагаются готовые тексты, каждый сюжет уникален, так как создаётся детьми и родителями самостоятельно на основе рекомендаций, предложенных автором.

Мы собрали самые известные игры Воскобовича, которые точно понравятся не только детям, но и их родителям.

Первые игры Воскобовича

Первые пособия появились в начале 90-х

Игра «Геоконт», «Игровой квадрат» (сейчас это Квадрат Воскобовича), «Складушки», «Цветовые часы» сразу привлекли внимание. К тому времени игровая практика Вячеслава Воскобовича не ограничивалась только рамками семьи, в течение нескольких лет он вел детские группы по развивающим играм и обучению грамоте

С играми и опытом стали приглашать на семинары. С начала в родном Ленинграде, потом — в другие города.

Игр становилось все больше – «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Домино», «Планета умножения», серия «Чудо-головоломки», «Математические корзинки»…Появились первые методические сказки.

Сказки

Главной средой, в которую педагог погружает ребенка, становится фиолетовый лес и персонажи, которые меняются с этапами взросления. Наиболее любимые детьми:

  • Лопушок — первый инструктор по обращению с предложенными дидактическими материалами;
  • Всюсь — герой прозрачного квадрата, знакомящий с геометрическими формами, цветами, буквами;
  • Китенок Тимошка из комплекта Чудо-Крестики учит детей видеть разницу цветов и форм, сравнивать и искать общности;
  • Крутик По — отвечающий за геометрические формы и пространственное мышление.

Разнообразие героев огромное — Владыка Лучич, Краб Крабыч с Чудо Острова, Гномы и Долька. Все они обитатели того самого Фиолетового леса — пространственно-предметной среды, поделенной на области со своей спецификой.

Многие роли прописаны. Долька — персонаж, который должен в игровой форме познакомить ребенка с понятиями частей и целого, плавно подвести к изучению дробей. При этом дроби будут представлены на такой же готовой фигурке Цветика, из которого можно доставать и добавлять лепестки. Но даже если в процессе игры ее роль сменится или персонаж покинет свою поляну и появится где-то в районе Загадочного острова или отправится в космос, которого в Фиолетовом лесу изначально не было, сказка от этого только выиграет.

Технически персонажи выполнены из плотного ламинированного картона или фанеры и оснащены минимум двумя типами крепления — магнитом и липучкой. Последний позволяет закрепить фигурку на основном дисплее Коврографе или любой другой текстильной поверхности, если того требует развитие сценария. Магнит соединяет деталь с металлическими дисплеями или стандартной обучающей детской, которыми укомплектованы ДОУ. Покупая комплект для собственного ребенка, персонажей можно приобретать отдельно по мере взросления.

Поздравляем победителей конкурса «Геоконтовые истории»!

ВНИМАНИЕ!  Вот и наступил долгожданный час объявления итогов  всероссийского творческого конкурса для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Геоконтовые истории». На конкурс было прислано 250 работ, из них 218  – в первой номинации (лучший образ), 32 (лучшая книжка-самоделка) – во второй номинации. На конкурс было прислано 250 работ, из них 218  – в первой номинации (лучший образ), 32 (лучшая книжка-самоделка) – во второй номинации

На конкурс было прислано 250 работ, из них 218  – в первой номинации (лучший образ), 32 (лучшая книжка-самоделка) – во второй номинации.

Вы понимаете, какая сложная работа предстояла жюри! Члены жюри  работали в режиме двух отборочных туров. В первом отборочном туре были отобраны 20 лучших работ в первой номинации и 10  работ — во второй номинации. А  во втором туре члены жюри выявили победителей.

Кстати, каждой работе был присвоен порядковый номер, и только эти номера и проставляли в своих таблицах члены жюри: и только после  определения лучших работ секретарь жюри по номерам определила авторов работы. Так что судейство абсолютно беспристрастное!

И переходим к самому важному и ожидаемому моменту: объявлению победителей!  (Представьте барабанный бой и звук фанфар!)

ПОБЕДИТЕЛИ  В ПЕРВОЙ НОМИНАЦИИ.

1 место. Наибольшее количество баллов набрала работа  «Благородный олень», автор — Веселов Михаил  (взрослый помощник – Веселова Ольга Викторовна, мама ),  д/с № 27,

г. Псков. 

2 место. И снова  «Олень»,  автор — Качанов  Максим (взрослый помощник Бушлякова Рита Григорьевна, учитель-логопед), СОШ № 28, г. Мурманск.

3 место.  Работа  «Волшебный самолётик», автор —  Калмыкова Евгения ( взрослый помощник —   Шапочанская Наталья Сергеевна, воспитатель, тьютор ООО «РИВ»), д/с № 37,

г.  Новочеркасск. 

Хочется отметить, что работы – победители отмечены единодушно всеми членами жюри и  очень мало отличаются по количеству набранных баллов!

Но жюри не смогло не отметить еще несколько работ, не вошедших  в тройку призеров,  за достойно представленный материал! Авторы этих работ также получат подарки!

Работа  «Ракета», автор — Сергеев Вячеслав (взрослый помощник —  Петрова Светлана Геннадьевна), Нукутский детский сад,  с. Нукуты

Работа  «Бабочка красавица»,  автор — Василиса Палина (взрослый помощник — Бабаринова Ирина Ивановна, воспитатель, тьютор ООО «РИВ»), д/с № 75 «Сказка», г. Сергиев Посад

Работа  «Весы Деда Мороза»,   автор — Крамчанинова Лиза (взрослый помощник —  Пяташова Евгения Владимировна,  педагог-психолог, тьютор ООО «РИВ»),  МДОУ «Аистенок», г. Подольск.

Работа «Китёнок Тимошка», автор — Сорокина Диана  (взрослый помощник — Винокурова Елена Александровна, воспитатель), д/с «Капитошка»  АНО ДО «Планета детства «Лада»,

г. Тольятти.

Три «кита» игровой технологии

Сегодня методика Воскобовича включает в себя около 50 игр. Каждая из них представляет собой универсальное творческое пособие, которое делает обучение ребёнка весёлым и непринуждённым. Это достигается благодаря сказочной направленности всех игр, в которых главные герои помогают детям запомнить цифры, фигуры и буквы.

Много внимания уделено в технологии Воскобовича и развитию творческих способностей ребёнка. Выполнение необычных заданий заставляет его включать воображение и проявлять креативность.

Таким образом, все игры разработаны на трёх важных принципах: интерес – познание – творчество.

Подготовка к занятиям

Методика считается максимально комфортной и простой для освоения педагогами. Ведущий процесс должен сам изучить материал и предложенных героев, усвоить их основные роли, кочующие из одной игры в другую. Затем он знакомит с ними детей. Познакомить ребенка придется и с предложенным инструментом — правилами обращения с ним, техника безопасности. Все детали и элементы в фабричных комплектах выполнены с учетом рекомендованного возраста.

Готовых сценариев нет, — зачитывать подготовленные рассказы не придется. Преподаватель сам решает, в какой форме преподнести задуманное упражнение, опираясь на роли персонажей. Важным соавтором становится сам ребенок. И даже если в процессе игры сюжетная линия полностью преображается, проблемы в этом нет.

Во время занятия педагог должен:

  • постоянно оценивать уровень сложности, снижать или повышать его относительно рекомендованного по возрастам в зависимости от реакции ребенка;
  • подталкивать и стимулировать к решению задачи, не подводя напрямую к решению и не лишая удовольствия выйти победителем из сражения;
  • вместе с ребенком придумывать новые правила и сюжетные линейки, не поддаваясь на желание упростить до элементарного;
  • искать новые формы и инструменты для развития сюжета не по сценарию;
  • контролировать процесс и останавливать занятие, если настроение малыша критически испортилось и мешает дальнейшему прохождению упражнений.

Главная задача педагога — поддержание доверительной атмосферы между ним и ребенком. Со стороны должно казаться, что задачу решают двое.

Суть развивающей технологии Воскобовича

Современные родители теряются перед витринами детских магазинов — такое обилие игрушек, пособий и наборов для творчества! А в начале 90-х годов прошлого века сложно было найти качественные и полезные для развития игрушки. Во время перестроечного дефицита петербургский инженер физик — Вячеслав Владимирович Воскобович — решает создать действительно развивающие и доступные игрушки для своих сыновей.

Вячеслав Владимирович с энтузиазмом делится новаторскими идеями и основами своих игр на педагогических семинарах и практикумах

Развитие педагогических идей

В первых игровых пособиях Воскобовича преломились идеи Никитиных и Зайцева («Геоконт», «Складушки»). Занятия с кубиками и трансформерами дополнились сказочным наполнением, появились волшебные персонажи.

В 1999 году педагогические идеи и разработки были признаны Комитетом образования Санкт-Петербурга. Официально была утверждена авторская технология «Сказочные лабиринты игры» — поэтапное знакомство ребёнка с играми и постепенное усложнение заданий.

Сейчас методика Воскобовича предполагает использование развивающей предметно-пространственной среды («Фиолетовый лес», «Коврограф Ларчик»). Основных игр насчитывается около 50, а приложений к ним — более 200. Тьюторский центр проводит конференции и вебинары по знакомству с играми Воскобовича, издаются методические пособия для педагогов и родителей.

Технология Воскобовича основывается на создании особой предметной среды, в которой ребёнок с удовольствием фантазирует и исследует мир

Отличие от других методик раннего развития

Технология Воскобовича запатентована. Уникальность играм с кубиками, фигурками и шнурками придаёт сказочное сопровождение. Причём не существует готовых текстов, который педагог зачитывает детям. Есть рекомендации, как при помощи волшебных животных и гномиков сложить сюжет, который заинтересует малыша и мотивирует к поиску новой информации. Пожалуй, это единственная методика на постсоветском пространстве, которая опирается на детскую фантазию.

Фантазировать и играть — для ребёнка это тоже способы обучения

Плюсы и минусы технологии

Цель технологии Воскобовича — построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре. Достоинства методики налицо (в начале XXI века примерно 90% ДОУ г. Санкт-Петербург проводили игры Воскобовича):

  • Установление комфортного общения взрослого с ребёнком, занятия проходят непринуждённо.
  • Игры подходят для детей от 1 года до 7 лет, задания предполагают усложнение.
  • Технология направлена на всестороннее развитие ребёнка: совершенствуются умственные и творческие способности.

К минусам можно отнести разве что невозможность изготовить все игровые материалы своими руками.

Плюс игр Воскобовича — в возможности использования одних пособий как с малышами, так и с детьми 6–7 лет

Подготовка к занятиям

Освоить игровую методику Воскобовича можно двумя способами.

  1. Изучить самостоятельно.
    1. Самообучение через интернет-ресурсы.
    2. Просмотр вебинаров.
    3. Покупка выборочных игр.
  2. Пройти обучение.
    1. Обзорный семинар.
    2. Тьюторский семинар.
    3. Обучение у действующего тьютора.

Самостоятельное освоение методики позволяет существенно сэкономить время и деньги. Игры описаны на педагогических порталах, доступны к бесплатному просмотру вебинары с практическими советами. Платное же обучение даёт полное понимание методики через личное общение с автором-создателем. Начинающим педагогам, особенно если целью стоит внедрение игр Воскобовича в детском саду или развивающем центре, то стоит пройти профессиональное обучение. По итогам прохождения программы выдаются действующие сертификаты.

Технологию Воскобовича освоить легко, главное — сыграть во все пособия самому

Недостатки методики Воскобовича

Как это не покажется странным, но недостатков у методики Воскобовича практически нет. Практика показала, что все без исключения дети, занимающиеся по данной методике, умеют считать, читать, ориентироваться на плоскости, логически мыслить, сравнивать и анализировать полученную информацию

Кроме того, малыши, обучающиеся по методике Воскобовича, обладают высоким уровнем развития мышления, памяти и внимания, а также умеют долго концентрировать свое внимание на выполнении поставленных задач. И что самое главное, все дети занимаются с большим удовольствием, без принуждения и скандалов.

Единственное, что можно отнести к недостаткам методики Воскобовича, так это необходимость приобретения авторских развивающих игр в специализированных магазинах. Сделать такие игры самостоятельно дома практически невозможно

Однако, принимая во внимание тот факт, что покупая игру Воскобовича, Вы приобретаете полезную игру, в которую ребенок с интересом будет играть несколько лет, то этот недостаток можно считать несущественным.

Как играть в игры Воскобовича

Нужно внимательно изучить правила игры и её сказочную основу (ведь сказку придётся читать или рассказывать родителям). Лучше всего следовать методическим рекомендациям, выполнять задание по очереди, постепенно усложняя игру. Есть родители, которые не любят читать инструкции. Они могут играть с ребёнком как им угодно, и это тоже будет интересно и полезно, но вряд ли будет использован весь потенциал игры.

Если уж играть в игры Воскобовича, лучше приобрести хотя бы три игры: развивающую, обучающую чтению и математике.

Игры Воскобовича не развивают речь, если ребёнок играет в них самостоятельно. Поэтому лучше принимать участие в его играх и спрашивать о порядке и цели его действий, просить пересказать сюжет сказки.

Игры можно отнести к настольным (или «настенным»), поэтому они не способствуют физическому развитию ребёнка, а только интеллектуальному и психологическому. Родители сами должны позаботиться о физической разминке. Помните, что даже шестилетний ребёнок не может сосредотачиваться на чём-то больше 15 минут.

Насыщенный декабрь компании РИВ

Подведение итогов года еще впереди, сначала – о насыщенном декабре компании РИВ!

Он, как никогда, богат событиями!

Конечно, этому во многом способствовал дистанционный формат проведения большинства мероприятий, поскольку посетить 4 форума «Педагоги России» в очном формате за три недели возможно, конечно, но весьма затруднительно.

Тем более, что в списке Санкт-Петербург и область,  Москва и область, Сибирь (здесь большое количество городов и областей), так же и Урал (Свердловская, Курганская, Тюменская области и многие другие).

В 10-ой  Международной  конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ЕССЕ 2020 Онлайн) 10 -12 декабря приняли участие и Вячеслав Вадимович Воскобович, и методисты компании.

ЕССЕ – самое масштабное мероприятие для ученых, исследователей, методистов и педагогов дошкольного образования.

Методика

У каждой из игр Воскобовича есть четко поставленные педагогические задачи и цель. Но в процессе занятия от нее отключается не только сам ребенок, но и педагог. Малыш помогает украсить кораблик флажками, располагает цифры из альбома по вагонам паровозика, строит магическую паутину из веревочек, при этом получая наиболее полезные в его возрасте навыки и знания от развития мелкой моторики, если речь идет о малыше 2-3 лет, до решения уравнений. В большинстве случаев персонажи и среда поданы в виде конструктора или мозаики. От самого ребенка будет зависеть, как они будут выглядеть в процессе, — это развивает креативное мышление, визуальную память и чувство вкуса.

Общие задачи развивающей программы:

  • развитие интереса к окружающему миру, внимания, памяти, снижение коэффициента дефицита внимания, установление доверительных взаимоотношений со взрослым и напарниками по игре;.
  • выработка исследовательского интереса, креативного мышления, способности находить нестандартные выходы из ситуаций;
  • тренировка творческого мышления, логической гибкости;
  • психоэмоциональное развитие, повышение стрессоустойчивости, усидчивости;
  • практика развития навыков устной речи, чтения, счета.

Предложенные Воскобовичем сюжеты и среда — только опора для проведения таких занятий. Это многофункциональная среда с секретами, которые неожиданно для себя может открыть и сам педагог, если искренне будет заинтересован в процессе.

Сам Воскобович развивающие игры видел только как часть процесса игры — основной деятельности ребенка в возрасте до 7 лет. Его идея — создание сказочного пространства, в котором ребенку предстоит решать задачи, но не навязанные педагогом, а возникающие как часть той сказки. Именно такую среду «Фиолетовый лес» должна создать сказка, для которой автор и создал своих уникальных персонажей:

  • мудрый ворон Метром и храбрый малыш Гео;
  • незримка Всюсь и смешной Магнолик;
  • Цифроцирка и Филимон Коттерфильд;
  • паук Юк и Нетающие льдинки;
  • Чудо-Цветик и пчелка Жужжа.

Все предметы, которые предлагаются ребенку во время образовательного процесса, привязаны и являются частью этой сказки. Так задачи, поставленные на придуманном значительно раньше Геоконте, стали решаться значительно активнее, когда волей автора он превратился в территорию паука Юка. Ребенку интереснее размещать в соответствии со схемами не абстрактные шнурочки, а волшебную паутину на цветочной поляне. Процесс созидания проходит гладко с получением удовольствия от решаемой задачи — помощи конкретному персонажу.

Универсальная сенсомоторная среда позволяет занятиям расти вместе с ребенком. На основе одного и того же инструмента, иногда с заменой его деталей, ребенок учится сначала определять цвета, потом читать и считать, а затем решать сложные логические алгоритмы.

Преподаватель в этой истории становится напарником. От него же зависит и развитие сюжета — в комплекте с задачами идут только основные элементы, которые можно дополнить подручными материалами, развивая и в себе, и ребенке творческую жилку. Единственным условием для реализации авторской программы остается фиолетовый фон, стимулирующий творческое мышление и креатив. Он же позволяет с первого шага отказаться от стереотипов в отображении элементов.

Автор методики

В. В. Воскобович, физик-математик по образованию, открыл в себе талант педагога и методиста в начале 90-х годов. В период дефицита в магазинах, при скромных финансовых возможностях он воспитывал двух сыновей. Их развитие требовало проявления фантазии. На основе трудов Зайцева и Никитина были созданы первые игры Воскобовича.

Милое хобби со временем превратилось в дело всей жизни. В течение нескольких лет он основал методический центр «Развивающие игры Воскобовича». Автор активно проводит семинары по внедрению собственной методики в образовательный процесс, разрабатывает и распространяет новые игры (сегодня насчитывается более 50 вариаций).  Свои игры для дошкольников Воскобович называет технологией или «Сказочными лабиринтами игры». Став педагогом-новатором, он внес ощутимый вклад в методическую копилку педагогики периода кризиса.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: