Как научить ребенка говорить

Как помочь ребенку научиться правильно и хорошо разговаривать

Когда начинать учить ребенка разговаривать (Возраст)

Родителям важно помнить, что силой ничего не добиться, если ваш кроха не хочет что-то выговаривать, заставлять не надо. Всему свое время, но присматривать все же лишним не будет

Процесс развития речи можно разбить на 4 этапа:

От рождения до 6 месяцев (важно говорить с малышом, который лепечет в ответ).
От полугода до 1 года (воспроизведение малышом коротких сказок).
От 1 года до 1,5 года (называть все окружающие предметы).
От 1,5 года до 3 лет (постановка правильного произношения).

Наибольшее внимание следует уделить на последнем этапе. Если пустить развитие на самотек, проблем с речью в будущем не избежать

Необходимо следовать всем вышеуказанным методикам, и вашему чаду будет проще освоить и развить свой речевой аппарат и способность им управлять.

Маленькие дети не всегда понимают, что от них хотят родители, и иногда следует подождать, пока он сам созреет и заговорит легко и без запинки. Поверьте, такой день настанет, и тогда вы будете убегать от надоедливых вопросов и рассказов.

10 способов научить ребёнка разговаривать в домашних условиях

Правильный образец

Чтобы каждый из этих этапов ребенок проходил полноценно, ему не обойтись без помощи родителей. Первое, о чем они должны помнить, – малыш всему учится, подражая им. Поэтому их задача – подавать ему правильный пример.

  • Не искажайте слова, как ребенок, стараясь общаться «на его уровне». Если с ним постоянно «сюсюкать», произнося слова картаво-шепеляво, он усвоит это как норму. Говорите всегда чисто и правильно, чтобы малыш понимал, к чему стремиться.
  • Говоря с крохой, показывайте ему, как работает ваш артикуляционный аппарат, изменяйте интонацию, громкость, скорость, тональность своей речи, чтобы показать малышу все разнообразие речевого звучания.
  • Показывайте ребенку наглядно предмет, о котором говорите, чтобы он научился связывать его образ с речевым «эквивалентом».
  • Примерно в полтора года приучайте его вместо слов-заменителей и звукоподражаний произносить полные названия. Например, он говорит: «Мяу», – мама отвечает: «Верно, это кошечка» (не киса!). Немного позже реакцию на слово меняют: «Да, так она говорит, а кто это? Правильно, кошка».

В период, когда ребенку еще сложно говорить связно и разборчиво, можно использовать в качестве дополнительных «пояснялок» общеупотребительные жесты. При этом они должны быть понятны всем, а не только в данной семье (то есть придумывать их не надо):

  • «на» (протягивают руку навстречу, что-то предлагая);
  • «дай» (протягивают руку, прося);
  • «там» (указательный жест);
  • «да» (кивок головой);
  • «нет» (отрицательный кивок головой);
  • «вот» (указание места);
  • «иди сюда» (подзывающий жест рукой);
  • «ай-ай-ай» (ругающий жест указательным пальцем);
  • «хорошо» (показывают большой палец при сжатой в кулак ладони);
  • «тихо» (палец подносят к губам);
  • «привет» (пожимание рук);
  • «пока» (машут рукой) – и другие.

Развитие речи и признаки его задержки. Что важно не пропустить

Психолог и педагог А. Н. Леонтьев выделил 4 этапа развития речи детей:

  1. Подготовительный — от рождения до 1 года.За первый год малыш проходит огромный путь в развитии речи — от гуления и лепета до первых слов. Главные достижения к первому дню рождения — отклик на собственное имя, улыбка в ответ родителям, произнесение звуков, указательный жест. Еще один хороший знак — малыш не пропустил этап ползания на четвереньках. Ползание влияет на развитие мышления.
  2. Преддошкольный — до 3 лет.На этом этапе растет пассивный словарный запас. Тоддлер повторяет за взрослыми, при этом иногда путая звуки и слоги. В 3 года он уже меняет грамматические формы слов.Тревожные звоночки: двухлетний ребенок не произносит слова и не понимает, что ему говорят взрослые, а трехлетний предпочитает фразам жесты и мимику.
  3. Дошкольный — до 7 лет.В 3–4 года ребенок говорит, отвечает на вопросы, пересказывает сказки, при этом все еще может путать некоторые звуки. Все это время увеличивается активный словарный запас. Если после 4–-5 лет ребенок не выговаривает звуки л и р, стоит обратиться к логопеду.
  4. Школьный. В этом периоде на передний план выходит развитие письменной речи.

Совет № 4: Расширяйте багаж детских знаний

Осваивая богатство родного языка, кроха сначала накапливает пассивный словарный запас. Т. е. запоминает обозначения предметов, их свойств и действий, названия эмоций, времена года и пр. Помогите крохе в этом непростом деле. По возможности комментируйте всё, что происходит вокруг, что вы видите, что чувствуете вы и кроха.

  • Называйте предметы, которые попадают в зону внимания ребёнка.
  • Комментируйте, какого цвета, формы и размера тот или иной объект.
  • Обеспечивайте тактильный контакт малыша с разными поверхностями: гладкими и шершавыми, тёплыми и холодными, пушистыми и ребристыми.
  • Проговаривайте, что и почему вы делаете в конкретный момент времени: утром мы проснулись, потянулись, размялись, позавтракали и т. д.

Выбирайте понятные для ребёнка слова, но используйте правильные названия. Не искажайте информацию ради её упрощения.

Заговоры и обряды

Тем не менее произнесения ребенком первых слов наши предки ожидали так же, как и нынешние родители. Это было таким же значительным событием в семье, как и сегодня. Поэтому его  пытались ускорить всеми возможными способами. Татьяна Щепанская, автор труда «Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX-XX вв.», утверждает, что русские женщины, заметившие, что их чадо долго не говорит, вынимали тесто из квашни, квашню переворачивали и, посадив под нее ребенка, приговаривали: «Как мои хлебы кисли, так и ты, мое дитятко, кисни (полней); как мои хлебы всходили, так и ты ходи; как я, мое дитятко, говорю, так и ты говори». Как видно из текста, такой заговор помогал не только детям, у которых имелись проблемы с речью.

Среди русских Водлозерья, как пишет в своей книге «Традиционный жизненный цикл русских Водлозерья» Константин Логинов, бытовал и обряд с колоколом. По словам Логинова, в овечий колокол набирали воду из реки или озера и давали попить ребенку. Остатки воды из колокола выплескивали за спину левой рукой, после чего с помощью этого же колокола звонили над теменем «молчуна». Некоторые знахарки использовали для лечения «молчаливых» детей заговоренную родниковую воду, прогретую в печи, наматывали на палец мягкую ткань, смоченную зельем, и протирали ей язык ребенка. Иногда в воду добавляли отвары различных лесных трав.

Логопедические упражнения для развития речи

Как научить ребенка говорить в 2 года – этот вопрос тщательно изучается медиками. Если малышу почти 3 года, а он все еще молчит, или, наоборот, говорит много, но ничего не понятно, необходимо помочь ему справиться со сложностями звукопроизношения.

Логопедические упражнения помогут понять, как быстро научить ребенка разговаривать.

В возрасте 2-4 лет детям сложно удерживать внимание на учебной деятельности, поэтому обучение нужно проводить в игровой форме. Особое внимание отводится подготовительным упражнениям и артикуляционной гимнастике

Подготовительные упражнения

Мамы молчунов ищут дельные советы, как научить ребенка разговаривать.

Перед тем, как приступить к постановке определенного звука, необходимо подготовить и нормализовать:

  1. Мышечный тонус.
  2. Моторику артикуляционного аппарата.
  3. Речевой выдох, выработку плавного и длительного выдоха.
  4. Мелкую моторику рук.

Даже такие детали детского организма сильно влияют на произношение и на высказывание первых слогов и слов. Если вы сами не можете помочь малышу, обратитесь за помощью к логопеду.

Речь — основна коммуникации с родными и знакомыми

Артикуляционная гимнастика

Цель артикуляционной гимнастики заключается в выработке полноценных движений, определенных положений, а также развитии мышц органов артикуляционного аппарата.

Чтобы поставить правильное произношение звуков, нужно придерживаться правил проведения упражнений:

  • Ежедневные занятия.
  • Лучше выполнять перед зеркалом.
  • Не выполнять больше 3-4 упражнений за один раз.
  • Ребенок последовательно повторяет за взрослым.

Занятия в 1–1,5 года: осваиваем слоги

Занимаясь с малышом после года, мама может использовать те же самые методы, только усложняя их. В этом возрасте ребёнок уже обычно словесно реагирует на диалог: пусть сначала это будут просто отдельные слоги, нужно стимулировать повторять их, пока не возникнут целые слова.

Всё большее значение приобретает чтение книг, обсуждение иллюстраций. Мама активно задаёт ребёнку вопросы по содержанию картинок, причём строит их так, чтобы ответами были не только существительные («кто это?»), но и прилагательные, глаголы («какого цвета банан?», «что делает машина?»). В речь малыша вводятся противопоставления: «этот цветок маленький, а этот большой».

Чтобы стимулировать речь ребёнка, не нужно реагировать на его язык жестов или мимики (например, малыш просит пить и при этом складывает губки трубочкой). Маме нужно сделать вид, что она не понимает, что хочет её чадо. При этом не нужно доводить кроху до слёз, а помогать ему наводящими вопросами.

Нужно побуждать малыша словесно обозначить то, чего он хочет, при этом специально не понимая его жестов

Можно привести конкретные примеры игр и упражнений для данного возраста:

  1. Массаж пальчиков заменяется на увлекательную пальчиковую гимнастику (в интернете можно найти огромное число вариантов на любую тематику).
  2. К играм с манкой, мукой добавляются манипуляции с мелкими предметами (обязательно под присмотром взрослого), катание по столу карандашей, клубочков, маленьких мячиков и пр. В полтора года уже можно предлагать малышу пластилин, пластическое тесто и пр.

  3. Словесная игра «Исправь ошибку». Мама говорит предложение или фразу из известной ребёнку сказки и намеренно путает слова (например, «снесла курочка яичко, но не простое, а голубое» или уточка говорит «мяу-мяу»).
  4. «Волшебный мешочек». Взрослый предлагает крохе доставать из непрозрачного мешочка игрушечных зверюшек и называть их.
  5. «Что как звучит». Малышу предлагается озвучивать самые разные предметы окружающего мира, например, «как капает дождик?» или «как топают ножки?». Вначале пусть он отвечает просто слогами («ка»), затем звукоподражательными словами («кап»). Впоследствии появятся и более сложные слова («что делает дождик — капает»).
  6. С годовалым крохой уже можно практиковать артикуляционную гимнастику, причём не нужно изнурять его ежедневно одинаковыми упражнениями, а менять их. Например, подойдут такие варианты: задуть свечку (настоящую или воображаемую), дуть в игрушку-дудочку, на кусочек ваты на ладони, облизать воображаемое варенье на губах, показать язычок хобот слоника (вытянуть губки трубочкой).

  7. Тренировка в игровой форме гласных звуков: показать, как плачет малыш («а-а-а»), как мы удивляемся («о-о-о»), как летит самолёт («у-у-у»).

Что делать, если ребенку поставили ОНР первой степени?

Совет № 1: Создавайте благоприятные условия для двигательной активности

О том, что на развитие речи прямым и активнейшим образом влияет работа над мелкой моторикой, не написал разве что ленивый. Мы не лентяи, а потому среди наших материалов есть статья, посвящённая взаимодействию мелкой моторики и речи. Но не только манипулятивная деятельность рук необходима ребёнку, чтобы речь его формировалась в соответствии с графиком развития, не вызывая беспокойство родителей и профессиональный интерес логопедов.

Уже в период младенчества (от рождения до года) организуйте жизнь малыша так, чтобы его двигательные реакции были разнообразными и регулярными. Помогайте ему осваивать двигательные навыки согласно возрасту:

  • перевороты со спинки на живот и обратно;
  • хватание предметов, удерживаемых на уровне вытянутой руки;
  • удержание визуального контакта с перемещаемым предметом;
  • сидение;
  • ползание;
  • ходьба.

Развивая общую моторику ребёнка, вы помогаете ему заговорить.

Артикуляционные игры

К 5 годам обычно у ребенка уже установлено произношение основных звуков. «Непобежденными» остаются только самые упрямые буквы: шипящие (Ш, Щ, Ч) и Р. Иногда и свистящие (С, З, Ц).

Теперь понадобится помощь в развитии артикуляционного аппарата малыша: мышц и органов, участвующих в произношении этих звуков. Нужно добиться подвижности губ, языка, нижней челюсти, научить язык ребенка принимать разные формы (быть плоским, узким, широким, твердым, мягким). Например, для произнесения звука Р надо научить малыша поднимать язык вверх, напрягать его, создавать вибрацию. При этом подъязычная уздечка должна быть достаточно растянута

Для произношения звука С и других свистящих важно уметь прижимать язык и прятать за нижними зубами, направлять струю воздуха на выдохе вперед (подробнее об этом – здесь)

Чтобы выговаривать шипящие буквы, ребенок должен научиться удерживать язык вверху широким, держа губы вытянутыми, округлыми.

Отработке этих навыков помогают специальные артикуляционные упражнения и игры.

Игра в лошадку. Просим малыша повторить, как лошадка цокает копытами, как ее подгоняют («но»!), останавливают («тпррру!»), как лошадка фыркает, как она говорит «и-го-го!».

Игра в домашних животных. Особенно весело и естественно получается играть, если в доме есть кошки или собака. Просто просим малыша им подражать: как Мурзик лакает язычком? Как облизывается? Как он облизывает свою шерстку? Как дышит Рэкс, когда он долго бегал? Как он рычит, когда злится?

«Кисточка» или «Чистим зубки». Малыш открывает ротик и представляет, что его язык – это кисточка. Она медленно прокрашивает сначала верхние зубки, затем нижние – снаружи и изнутри, а потом нёбо – вдоль и поперек.

«Маляр красит нёбо». Губы растягиваются в улыбке, малыш приоткрывает рот и кончиком языка гладит нёбо.

«Трубочка-улыбочка» (или «Слоник»). Губы сначала вытягиваются в трубочку, как для звука У, затем растягиваются в улыбке, показывая зубки.

«Вкусное варенье». Пусть малыш несколько раз оближет верхнюю губу сверху вниз широким язычком.

«Чашечка». Просим малыша открыть ротик, высунуть язычок, сделать его чашечкой – поднять бока и кончик — и задержать в таком положении несколько секунд.

«Грибочек». Похож на «лошадку», только язык в верхнем положении нужно присосать кончиком и с боков и не отпускать, а нижнюю челюсть максимально опустить вниз.

«Футбол». На столе перед ребенком положить ватный шарик, сзади него – импровизированные ворота (можно обозначить их, положив карандаши). Задача – на одном выдохе вогнать «мяч» в «ворота». Щечки надувать нельзя, добирать воздух и прерывать выдох – тоже

Важно научить ребенка направлению и силе выдоха.

«Качели». Малыш улыбается, открывает рот и попеременно цепляет кончик языка то за верхние, то за нижние зубы.

Эти упражнения помогут малышу подготовить артикуляционный аппарат к тому, чтобы заняться постановкой шипящих звуков. О том, как вести дальнейшую работу в этом направлении, читайте здесь.

Если домашние занятия по коррекции произношения результатов не дают, следует проконсультироваться с логопедом. Возможно, у ребенка проблемы с развитием органов (короткая подъязычная уздечка, большой язык, дефект нёба, неправильный прикус), нарушено слуховое восприятие и различие звуков (фонематический слух). Справиться без помощи специалистов в таких случаях невозможно.

Но если с малышом все в порядке, систематические игровые развивающие занятия непременно дадут результат и избавят ребенка в будущем от множества проблем и комплексов.

Причины, по которым ребенок не говорит

Рекомендации специалистов

Чтобы ребенок начал говорить вовремя, одного примера не достаточно. Здесь нужна комплексная работа. Правильно организовать ее помогут советы специалистов.

  • Начинать речевое развитие никогда не рано. Поэтому разговаривать с крохой можно уже в утробе матери. Специалисты считают, что таким образом можно стимулировать речевое развитие ребенка, приучая к общению.
  • Разговаривать нужно постоянно. Активное речевое окружение – залог своевременного речевого развития. Маленькому ребенку нужно рассказывать обо всем: куда идем, что происходит, что окружает, из чего это сделано, для чего нужно, кто что делает и т. д. При этом важен эмоциональный контакт: нужно улыбаться крохе, смотреть в глаза, петь ему песенки. Можно ходить по дому или улице, целенаправленно показывая новые предметы и рассказывая о них.
  • Чтение должно быть нормой. Книги помогают расширить кругозор, словарный и понятийный запас, развивают воображение и память.
  • Стихи и песенки прекрасно запоминаются благодаря рифмам. Они учат ребенка ритму, темпу речи, интонациям, тренируют память, развивают артикуляционный аппарат. Когда стих выучен, можно заканчивать его нарочито неправильно, побуждая малыша исправлять взрослого.
  • Помочь ребенку быстрее начать говорить могут постоянные вопросы родителей. Даже на этапе, когда он еще говорит очень плохо. Он будет стараться ответить, подключая эмоции и жесты, а затем сможет отвечать при помощи слов. Малыш научится выражать свои мысли, размышлять, думать, делать выводы.
  • Речевое развитие стимулируется совершенствованием мелкой моторики. На начальном этапе этому могут способствовать простейшие пальчиковые игры-потешки («Ладушки», «Гуси-гуси», «Коза рогатая», «Сорока-ворона»). Двухлетнего ребенка заинтересуют кубики, пирамидки, сортеры, пазлы, мозаики, прищепки, пробки и крышечки, крупы, а также рисование, лепка, аппликации.
  • Не обязательно приобретать готовые пособия. Развивать речь можно с помощью подручных средств. Например, во время готовки ребенок может называть продукты, их цвета, считать их, может показывать овощи и фрукты одного цвета, выбирать те, что больше или меньше. На прогулке можно считать дома, деревья, предметы одного цвета (машины, одежду людей), изучать погоду, время года, растения, насекомых и т. д. При этом большое значение имеет построение диалога, побуждение малыша к ответам, обдумыванию, наблюдению, анализу.

Ребёнок не говорит в 3–4 года: стимулирующие упражнения

Дети-молчуны аналогично встречаются и в три, и даже в четыре года (конечно, гораздо реже, чем двухлетние). Здесь уже малыша нужно обязательно показать специалисту (лору, неврологу, психологу, логопеду), и если со здоровьем всё в порядке, то родители занимаются стимуляцией речи.

Основные рекомендации для родителей следующие:

  1. Постоянный диалог в ребёнком. Даже если он не может полноценно ответить, нужно подталкивать его к выражению мысли. К примеру, перед прогулкой, нужно спрашивать малыша, какие игрушки он хочет с собой взять. Причём игрушки должны находиться далеко, чтобы кроха не указал на них жестом. В беседе с сыном или дочкой нужно задать вопросы, не предполагающие односложного ответа.
  2. Постоянное общение со сверстниками. Малоразговорчивому ребёнку особенно полезно посещать детский сад, ведь это дома родители понимают его с полуслова, в коллективе же, встретив непонимание со стороны окружающих детей, малыш скорее заговорит.

  3. Расширение кругозора. Это посещение новых мест, комментарии взрослых по поводу увиденного.
  4. Игра в ассоциации. Дома или на прогулке мама загадывает предмет в пределах видимости малыша и описывает его признаки, например, «я вижу большую металлическую белую… (машину)». Ребёнок должен назвать предмет.
  5. Продолжается чтение книг (кроха знакомится с новыми словами, понятиями), занятия артикуляционной и пальчиковой гимнастикой.

Малышу 3–4 лет можно предлагать такие речевые игры:

  1. «Шаги». На каждый шаг ребёнок называет по одному слову на определённую тематику: животные, овощи, фрукты, птицы, съедобное, круглое, летающее, плавающее и пр.

  2. «Третий лишний». Взрослый называет четыре слова, малыша должен выбрать и назвать лишнее (например, тарелка, чашка, ложка, чай или кошка, собака, мышь, ворона).
  3. «Телефон». Мама предлагает ребёнку поговорить по игрушечному телефону: малышу нравится ощущать себя взрослым, и он охотно поддержит игру, отвечая в трубку на вопросы взрослого.

  4. Ролевая игра. Куклу или плюшевого мишку нужно научить правильно произносить какой-то звук, затем слог и, наконец, целое слово.

Совет № 2: Говорите с ребёнком

Разговаривайте с крохой, даже когда он настолько мал, что, кажется, совершенно не способен вас понять. Пусть это будут простейшие потешки, которыми вы сопровождаете ежедневные ритуалы по уходу за младенцем, или просто эмоциональные реплики, выражающие вашу радость и безмерную любовь. Разговаривая с малышом первых месяцев жизни, старайтесь не перегружать речь сложными оборотами. Переодевая малыша, купая его, занимаясь массажем и гимнастикой, демонстрируйте крохе возможности мимики:

  • широко улыбайтесь;
  • вытягивайте язык, делая его лопаткой или остреньким;
  • поднимайте язык вверх-вниз, водите им из стороны в сторону;
  • шлёпайте губами;
  • вытягивайте губы «дудочкой»;
  • цокайте и фыркайте.

Гримасничая, вы отлично проведёте время, показывая младенцу, как работает артикуляционный аппарат человека, и в то же время занимаясь артикуляционной гимнастикой, которая выступает профилактикой морщин и стимулирует мозговую активность.

Совет № 3: Стимулируйте желание быть понятым

С окончанием младенчества малыш вступает в преддошкольный возраст. Это период с года до трёх лет, и именно на этом этапе развитие речи проходит наиболее активно.

  • Речь в 1 год: малыш хорошо понимает обращённую к нему речь. Может выполнять несложные просьбы (хлопает в ладоши, машет пока-пока, берёт и даёт предметы, которые называет взрослый). Появляются первые слова (обычно обозначающие близких родственников), звукоподражания, лепетные слова.
  • Речь в 2 года: растёт активный лексикон. Ребёнок использует предложения из двух слов, но речь его пока аграмматична. Характерно обилие фонетических ошибок.
  • Речь в 3 года: малыш осваивает грамматические формы, учится использовать разные падежи, правильно употребляет рода и числа. Всё активнее он комментирует собственную игру, когда предоставлен сам себе. Именно в этом возрасте наиболее ярко проявляются словотворческие способности (те самые забавные слова собственного сочинительства).

Важно понимать, на что способен ребёнок в том или ином возрасте (безусловно, не забывая, что все мы разные и дети наши тоже индивидуальны). Помогайте малышу расти, мотивируя его на овладение новыми речевыми навыками

Возможно, в этом вам поможет наш материал, ориентированный на помощь родителям детей с задержкой речевого развития или с подозрением на ЗРР, а также статья «Развитие речи у ребёнка 3-4 лет: какие ошибки допускают родители».

Совет № 5: Поощряйте игровую деятельность

Мы не устаём повторять: игра — основа любых развивающих стратегий, направленных на воспитание в ребёнке гармоничной, эрудированной, нацеленной на успех личности. Используйте проверенные поколениями игры на развитие речи у самых маленьких или внедряйте авторские методики, в том числе собственного сочинительства. Главное, чтобы игра-занятие была интересна малышу, стимулировала его активность, расширяла его словарный запас и побуждала использовать приобретённые речевые навыки.

В помощь родителям:

  • потешки и пословицы;
  • сказкотерапия;
  • артикуляционная гимнастика;
  • пальчиковые игры;
  • сюжетные игры;
  • игры с разнообразными карточками и картинками.

Дидактические материалы для игр на развитие речи до 3 лет можно подбирать самостоятельно или использовать комплекты, составленные профессионалами.

Пожалуй, самый главный совет родителям, которые хотят помочь ребёнку заговорить, состоит в пожелании быть внимательным, но терпеливым. Не форсируйте события и не ждите, что ребёнок заговорит в 1 год полноценными предложениями. Не выискивайте патологий на пустом месте и не сравнивайте своего малыша с детьми родственников, коллег и знакомых (и тем более незнакомых вам людей). Но не игнорируйте тревожные звоночки. Ведь всегда лучше обратиться за профессиональной помощью и узнать, что опасения были напрасными, чем столкнуться с тем, что проблема усугубилась и требует сложной и продолжительной коррекции.

Уже в самое ближайшее время мы рассмотрим, когда нужно обращаться к логопеду. А пока прощаемся и, по традиции, но от чистого сердца, желаем вам счастливого родительства.

Как помочь ребенку с освоением речи – 12 советов

Ниже будут приведены самые разные советы по развитию речи ребенка, проверенные родителями. На их основании можно выстроить собственную методику, позволяющую рано научить кроху говорению. При этом понятие «рано» весьма условно. Чем раньше маленький человечек начнет формировать, а затем совершенствовать речевые навыки, тем легче в дальнейшем сможет общаться с окружающими, учиться в школе.

Важно с рождения окружить ребенка постоянным, активным речевым фоном. Можно проговаривать каждое свое действие («сейчас мы наденем кофточку, шапочку, штанишки и пойдем гулять»)

Так он постепенно начнет соотносить предметы с действиями и последствиями этих действий. Называем все предметы, которые окружают ребенка («это мячик, он прыгает», «это подушка, на ней головка будет отдыхать»). Когда малыш немного подрастет (после года), учим его классифицировать предметы вокруг себя (мячик, машинка, погремушка – это игрушки; курица, ворона, гусь, воробей – это птички; кашка, хлеб, супчик – это еда). При этом побуждаем малыша к говорению наводящими вопросами («а кто еще – птичка?», «А что здесь еще – еда?»).
Полезно на каждое действие (купание, прогулка, переодевание, игра, кормление) подобрать или придумать подходящее веселое четверостишие. Ритмично организованная речь развивает чувство ритма крохи, что поможет ему в дальнейшем сформировать правильную ритмику своей речи.
Не нужно делать малыша патологически зависимым от соски-пустышки. Доказано, что, чем дольше она пребывает во рту ребенка, тем меньше развивается его артикуляционный аппарат (зачем издавать какие-то звуки, когда приятнее просто сосать), тем больше шансов сформировать неправильный прикус, который будет способствовать развитию дефектов речи.
Показываем крохе, что где в доме находится. Постепенно он запомнит расположение предметов, начнет сам показывать их пальчиком (когда утверждение «это полка» будет заменено вопросом: «где полка»?), а затем научится сам называть эти предметы.
Здорово помочь ребенку в развитии речи может игра в зоопарк. Показываем ему, как «говорит» собачка, кошечка, слоник, сова, мышка и т. д., просим повторить. Игра будет более наглядной, если купить ребенку игрушки в виде таких животных. А чтобы он мог убедиться, что все повторяет за мамой в точности, играть лучше около зеркала.
Общаясь с крохой, нужно разговаривать с ним как с равным: не сюсюкать, коверкая слова, но и не выражаться заумными для него понятиями. Малыш должен ощущать себя равноправным участником общения. Поэтому новые для него слова (действия, качества, признаки) объясняем всегда с использованием тех слов, которые он уже понимает.
Пополнению багажа знаний – а значит, и лексики – способствует общение в форме сказки. Например: «Растет на грядке румяная морковка. Каждое утро здоровается с ней ее краснощекий сосед, помидор. Утром они умываются прохладной росой и вместе ждут, когда сядет солнышко и их польют…».
Очень важно много читать ребенку. Из книг он может узнать массу новых слов, которые в обычной жизни в семье не произносятся. К тому же, чтение развивает фантазию, абстрактное мышление и память. А это – залог успешного обучения в школе.
Поможет учить маленького ребенка разговаривать игра «Непонимайка». Если мама «не понимает», на что показывает или чего требует малыш жестами или плачем, ему придется объясняться с помощью речи. Родители могут помочь ему наводящими вопросами.
Важно всегда отвечать на вопросы юного незнайки, даже если они повторяются по сто раз на дню. Так он запоминает сказанное, развивает интерес к познаванию окружающей реальности.
То же касается и обратной стороны дела: всегда проявляйте неподдельный интерес к тому, что хочет рассказать сам малыш. Поддерживайте его желание поделиться с нами какой-то информацией: слушайте внимательно, радуйтесь с ним, удивляйтесь, восхищайтесь, спрашивайте, хвалите! Такое общение должно наполняться максимумом эмоций и интонаций, чтобы ребенок мог научиться и этой стороне коммуникации.
Разговаривая с ребенком, всегда стройте предложения и употребляйте слова грамотно. Именно так мы помогаем ребенку научиться говорить правильно, ведь он будет неосознанно брать с нас пример.

Как происходит становление речи ребенка

Развиваться речь начинает с рождения. Познавая первые звуки, малыш учится говорению, которое пока остается внутренним. Ребенок анализирует, сравнивает, запоминает, закрепляет, учится распознавать интонацию голоса, сопоставлять слова и действия взрослого человека. До года он активно познает окружающий мир посредством эмоций, движений, восклицаний, гуления. Чтобы правильно и эффективно запускать речевую активность, необходимо с рождения до года давать больше возможностей малышу для всестороннего развития: играть, гулять, слушать музыку, ходить в цирк, театр и т. д. Тогда вовремя возникнут необходимые толчки для дальнейшего становления речи: первые звуки, слова, гуление, агуканье.

До года становление речи происходит незаметно, поэтапно. Сначала кроха учится распознавать голос родных и незнакомых людей, отличать интонацию, сопоставлять слова и действия, которые они обозначают. К годовалому возрасту возникает потребность в общении, речь становится предметом взаимодействия с окружающим миром. Именно в год малыш начинает выговаривать первые короткие слова: папа, мама, баба, дай, нельзя, нет, да. С данного момента необходима дополнительная помощь в освоении процесса говорения.

Возраст Развитие речи
1-2 года

Общение происходит посредством отдельных звуков: п, б, д, к, э, а, о, у. Малыш активно использует их в речи, пытается составлять из них слоги, сочетания: ба, па, ма, дай, на и т. д. На данном этапе родители, как правило, стараются подражать малышу, произносить звуки так же, как ребенок. Он, как копирка, впитывает речь взрослого, пытается воссоздать звучание.

К концу года речь становится необходимой для удовлетворения собственных потребностей. Малыш пытается не только с помощью крика, плача показать, что что-то не так, но и сопровождает эмоции восклицаниями. Проявляется эмоциональная сторона, когда ребенок пытается что-то импульсивно рассказать взрослому, используя активные движения, интонирование. К концу периода должен сформироваться словарный запас до 10 слов.

Ясельный

Связан с поступлением в детский сад, где малыш активно познает окружающий мир, учится общению со взрослыми и другими детьми. Словарный запас к началу периода − от 3 до 10 слов, к концу − 100-300 слов. В полтора года ребенок должен знать от 30 до 70 слов, собственное имя, называть его. Преимущественно в речи присутствуют слова-названия предметов, явлений. Малыш может просить о помощи, сказать о желаемом (поесть, попить, сходить в туалет), назвать любимые игрушки, предметы на улице.

К 2 годам остается активным развитие звукопроизношения. Ребенок старается активно использовать звуки в общении, составляет слова, слоги. Твердые согласные пока еще трудно произносить правильно, он заменяет их на мягкие: вместо «жук» говорит «зюк», «шишка» − «сиска» и т. д. В 2 года речь становится более осмысленной, малыш может склонять существительные: мама, маме, маму. К простым словам подключаются второстепенные: мама иди, баба дай, пойдем гулять.

Младший дошкольный К 3 годам словарный запас увеличивается до 300 слов. Малыши в младшем дошкольном возрасте любят задавать вопросы о непонятных словах, явлениях природы, предметах. В разговоре можно услышать местоимения, наречия, прилагательные: чисто, хорошо, красиво, мы, я, она.

В 4 года начинается активное словотворчество, когда малыш придумывает несуществующие формы, добавляя к словам суффиксы, приставки: обогони, натерять, моя мяч и т. д. В разговоре активно используются предлоги: на, под, у, к, за, с. К 4 годам должно стать правильным произношение твердых согласных: ш, ж, д, ц. Трудным остается произношение звуков л и р. Четырехлетний ребенок способен выучить небольшой стих, говорить распространенными, связными предложениями.

Старший дошкольный 5-7 лет, когда словарный запас увеличивается до 5000 слов. Речь становится более продуманной, логичной, связной. Ребенок может пересказать небольшой рассказ, выучить стихотворение, алфавит (к 6-7 годам), хорошо и четко произносит все звуки. Отвечает развернутыми фразами и предложениями, формулирует мысль, задает сам вопросы.

Речь в жизни русских

Речь всегда играла в жизни русских особую роль. Недаром, например, имя наделялось магическими свойствами. Не лишним будет вспомнить и о чудодейственных заговорах, а также о том, что некоторые слова раньше вообще запрещалось произносить. Нельзя было, к примеру, называть «по имени» медведя, нарушителя запрета ожидало неминуемое наказание. Именно с речью были связаны важные этапы развития человека. Так, если верить Н. Е. Мазаловой, автору издания «Человек в традиционных соматических представлениях русских», на Руси считалось, что родничок (неокостеневший участок свода черепа у новорожденных) зарастал только тогда, когда ребенок начинал произносить слово «камень».

Поэтому неудивительно, что овладение речью считалось для ребенка неким переходом на «следующий уровень» развития. По крайней мере, И. И. Шангина в своей энциклопедии «Русские дети: основы народной педагогики» пишет, что, согласно крестьянским понятиям, младенчество заканчивалось тогда, когда ребенок входил в «первый разум». К признакам вхождения в «первый разум» относились такие параметры как: умение сидеть и ходить, есть с помощью ложки и пить из чашки, а также произнесение первых осмысленных слов. Подобными словами, как и сегодня, были слова «мама» и «тятя». Однако в прошлом дети начинали говорить не так рано, как современные – только после года.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: