Содержание
-
Слайд 1
Выполнила: Лашина О.С.
логопед МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида» -
Слайд 2
Жил-был весёлый Язычок, проснулся он рано утром. Открыл окошко.Посмотрел налево, направо. (При открытом рте движения языка направо-налево). Вниз посмотрел (движение языка вниз)
-
Слайд 3
Ночью шел дождь: нет ли луж?
Вверх посмотрел (движение языка вверх): светит ли солнышко?
Закрыл окошко (закрыть рот) -
Слайд 4
Язычок умылся. Почистил зубки
сначала нижние, затем верхние
прополоскал рот (движения щёк, имитирующие полоскание). Умылся еще раз (круговые движения языка вокруг губ) -
Слайд 5
Побежал веселый язычок на кухню завтракать
А на кухне мамочка печёт пироги
Здравствуй, сыночек! Помогай мне тесто месить Пя-пя-пя
разминали они тесто губами, по том зубками, снова губами. Тесто готово, Испекли они пирожки: «Пя-пя-пя…» -
Слайд 6
Язычок съел три пирожка (положить широкий язык на нижнюю губу).
Как ты думаешь , с какой начинкой? Затем Язычок выпил молока вот из такой чашечки -
Слайд 7
Решил язычок прогуляться. вышел Язычок на крыльцо дома
Вокруг дома длинный забор. Вот такой.
А на крыше дома вот такая труба (с напряжением вытянуть вперёд губы). -
Слайд 8
Весёлый маляр красил забор
«Смотри, Язычок, — сказал маляр, — возле забора вырос грибок -
Слайд 9
Побежал Язычок
Побежал Язычок к своей лошадке. Погладил её.
«Здравствуй, лошадка»,— ласково сказал язычок. Как он сказал? (повторить с ласковой интонацией.) Лошадка обрадовалась. Заржала: «Иго-го!..» Как она обрадовалась. (Повторить голосом и подёргиванием головой.) Вскочил Язычок на лошадку, поскакали они вместе (цоканье языком -
Слайд 10
В Зоопарке он встретил своих друзей. Язычок увидел ослика. «Иа-иа-иа!» — поздоровался. Ослик. Как ОН Поздоровался? (Повторить.)
Язычок посмотрел, как умывается весёлый слоник Бэмби. набирает хоботом, водичку и моет себя, как из душа. Покажи, как набирает водичку слоник.
К ним, подошёл индюк. Он без умолку болтал: «Бл-бл-бл-бл-бл-бл…» -
Слайд 11
В зоопарке язычок покатался на качелях
Покатался на Маленьком автомобильчике: «Дpppppp…»
Было очень жарко. язычок купил себе мороженое — эскимо на палочке.
Очень вкусное мороженое! (Лакательное движение языка.) -
Слайд 12
Съел Язычок мороженое и подумал, что надо домой возвращаться. Посмотрел на часы, а часы стоят.
Надо часы что? (Движения рукой, имитирующие завод часов.)
Правильно — завести: «тик-тик-тик». И часы пошли.
«Ой! Меня же мама дома ждет!» Вскочил Язычок на лошадку и поскакал домой (цоканье языком). -
Слайд 13
Дома eгo ждала мама…
Она испекла Язычку вкусные блинчики – вот такие
И положила вкусного варенья. Докажи, какое варенье вкусное -
Слайд 14
КОНЕЦ
Посмотреть все слайды
Состояние звукопроизношения
Рекомендации по проведению
Зарядку для язычка нужно проводить каждый день, лучше всего 2 раза по 5-10 минут. Взрослый сначала сам показывает, как правильно выполнять упражнения, а потом предлагает малышу повторить за ним. Всю сказку рассказывают с выражением, чтобы ребенку было интересно.
Работа построена на основе принципа «от простого к сложному». Не стоит демонстрировать малышу, что вы огорчились, если у него не получилось повторить сразу правильно. Хвалите его за любые достижения – это будет дополнительным стимулом к дальнейшим занятиям.
Не нужно сразу пытаться повторить упражнение большое количество раз – это вызовет переутомление, и занятие будет не таким эффективным. Заниматься лучше перед зеркалом – малыш будет наглядно видеть, как он сам выполняет данный комплекс. Делают гимнастику в медленном размеренном темпе, чтобы дети успевали повторять действия за взрослым.
Профилактика
Достаточно часто родители детей, страдающих дизартрией, винят в этом себя. Но данное речевое нарушение во многих случаях развивается по независящим от человека причинам. Предсказать развитие дизартрии во внутриутробном периоде не сможет ни один врач, но соблюдение беременной женщиной таких правил позволит снизить риск развития всевозможных патологий ЦНС:
Своевременное обращение к врачу и постановка на учет. В современной медицине принято наблюдать женщину на протяжении всего периода беременности. С помощью различных исследований, врачи оценивают состояние плода, снижают риски развития различных патологий и т.д. Но многие женщины пренебрегают этим, несвоевременно обращаются к специалистам или вовсе не становятся на учет. Развитие патологии предсказать сложно, но ее можно вовремя заметить и принять соответствующие меры. Чем раньше это будет сделано, тем выше шанс родить здорового ребенка.
Правильное питание и отказ от вредных привычек. Как бы банально это ни звучало, но этот аспект очень важен для здоровья не только будущей мамы, но и ее малыша. Чтобы плод формировался правильно, необходимо обеспечить организм достаточным количеством полезных микроэлементов. Прием лекарств, спиртосодержащих напитков и курение может внести нежелательные коррективы в процесс формирования жизненно важных органов и ЦНС
Особенно важно следить за рационом в первый триместр беременности.
Отказаться на время от посещения общественных мест, особенно в период повышенной заболеваемости гриппом и другими инфекционными заболеваниями.
Избегайте стрессов, больше времени проводите на свежем воздухе, старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
Для предотвращения развития дизартрии в раннем детстве, необходимо обеспечить ребенку правильный уход. Травмы головы и всевозможные заболевания, особенно инфекционные, подрывают здоровье малыша и негативно сказываются на его развитии.
Будьте внимательны к себе и к своему ребенку, ваше здоровье в ваших руках!
Состояние словарного запаса
Точность понимания слов:
Словарный запас (объем словаря, соответствие словаря возрасту):
объем соответствует возрастной норме,
ниже возрастной нормы,
ограничен лепетными словами,
ограничен бытовой лексикой
Представленность в словарном запасе различных морфологических категорий:
существительных, глаголов, прилагательных, наречий
преимущественно представлена конкретная бытовая лексика,
преимущественно использует глагольную лексику,
незначительный объем прилагательных, наречий и др.
Соотношение активного и пассивного словаря:
трудности актуализации словаря— с трудом подбирает слова,
смешивает слова, близкие по звуковому составу,
заменяет по ситуативному сходству, по другому принципу (какому?)
Особенности семантического наполнения:
использование слова в ситуативно-связанном значении,
использование слова в расширенном значении
Уровень сформированности обобщающей функции слова:
наличие бытовых обобщающих понятий,
использование слова в переносном значении,
использование многозначных слов,
усвоение терминологической лексики в соответствии с программой.
Уровни развития:Низкий — Активный словарь ограничен бытовым уровнемНиже среднего — владеет простыми обобщающими понятиями, в речи в основном использует существительные и глаголыСредний — использует все части речи; использует простые предлоги, в употреблении сложных допускает ошибки; пользуется антонимами; при подборе синонимов испытывает затрудненияДостаточный — активный словарь близок к возрастной норме
Основные цели
Любая артикуляционная гимнастика направлена на нормализацию моторной сферы и мышечного тонуса. Выполняя специальные упражнения, происходят заметные улучшения в этой области.
- Ребенок учится удерживать нужное положение органов артикуляции.
- Улучшается качество выполняемых движений.
- Малыша учат ощущать положение губ, языка.
- Ребенок с легкостью переключается с одного артикуляционного уклада на другой.
- Благодаря сопровождению рассказом или стихотворением, ведется работа по коррекции темпо-ритмической стороны речи и звукопроизношению.
Но чтобы достичь вышеперечисленных результатов, необходимо соблюдать определенные рекомендации по выполнению зарядки. Тогда у малыша появятся улучшения в артикуляционной моторике.
Сказка о веселом язычке
Выполняя упражнения с малышом до 4 лет, не стоит делать акцент на правильности и четкости выполняемых движений
Важно, чтобы пациент этой возрастной категории научился контролировать движения языковых и лицевых мышц. А вот с 4-летнего возраста ребенок уже должен учиться правильному движению артикуляционных органов и четкому произношению
Проводимая методом сказки о веселом язычке артикуляционная гимнастика хороша тем, что дополнительно позволяет выполнять обучающие задачи:
- учить считать;
- ориентироваться в пространстве (право-лево, низ-верх);
- ориентироваться во времени (быстро или медленно);
- развивать фантазию (хорошо, если ребенок самостоятельно начинает придумывать сюжет);
- расширять словарный запас.
Далее приводится примерный сюжет артикуляционной гимнастики сказки о веселом язычке.
- В маленьком домике живет веселый язычок. Покажи его.
Домик – это рот. Пациент открывает его, показывает язык.
- Язычок – непоседа. Он выбежал во двор, и бегает там.
Ребенок высовывает язык из ротовой полости, двигает им в разные стороны.
- Он поднимается на гору и скатывается вниз.
Язык нужно тянуть вверх, стараясь дотронуться кончиком до носа, затем опустить, дотягиваясь к подбородку.
- Язычок-непоседа любит крутиться перед зеркалом, становится то широким, то узким, то скручивается в трубочку.
Пациент сжимает мышцы языка, делая его узким, затем расслабляет, делая широким. Пытается скрутить орган в трубочку.
- Он любит наводить порядок в домике, чистит стены и потолок, подметает пол.
Кончиком языка нужно двигать по внутренней поверхности щек, затем по небу и подъязычной стенке влево и вправо, вперед и назад.
- Однажды он увидел, что забор возле дома нужно покрасить. Покрасил сначала снаружи, затем изнутри. Получился красивый забор.
Логопед просит пройтись языком по внутренней стороне верхнего и нижнего зубного ряда вправо и влево, затем от десен к краям зубов. Аналогичные движения сделать по наружной стороне зубных рядов.
- Язычок решил, что в домике тесно, принялся его расширять.
Необходимо, не открывая рот, пройтись языком по верхнему зубному ряду между зубами и верхней губой, надувая ее. Такие же движения сделать по нижней челюсти.
- Он подумал, что дом нужно сделать еще шире. Надул его, как воздушный шарик. Только домик лопнул, да с таким смешным звуком, что язычок рассмеялся.
Пациент набирает в ротовую полость воздух, раздувает щеки, затем бьет по ним кулаками, чтобы воздух вылетел с хлопающим звуком.
Тогда он решил, что домик нужно надувать осторожно, чтобы он не лопнул.
Нужно надувать щеки на выдохе, а втягивать на вдохе.
- В гости к язычку-весельчаку часто ходят гости. Дверь домика постоянно открывается и закрывается. Одни гости закрывают дверь медленно и тихо, другие резко и громко.
Ребенок открывает и закрывает рот сначала медленно, затем быстро, сначала несильно, затем широко, с произношением звуков и без.
- На завтрак язычок любит пить чай с вареньем. Чай горячий, на него нужно подуть. А варенье вкусное, густое, так и липнет к губам.
Пациент дует на кончик языка, находящийся в межзубном пространстве. Так образуется тонкая и сильная воздушная струя. Затем широким расслабленным органом водит в обе стороны по губам, растянутым в неширокой улыбке, облизывает их от основания к краю.
- Наш непоседа устал за день, лег в кроватку и заснул. Пусть он отдохнет, не нужно его будить.
Язык в расслабленном и неподвижном состоянии лежит на нижней поверхности ротовой полости. В таком положении удерживается 5 секунд.
Артикуляционная гимнастика общая
Дошкольники младшего возраста посредством сказки про веселого язычка с интересом знакомятся с артикуляционными органами. Помимо артикуляционной гимнастики Веселый язычок, рекомендуются разнообразные статические и динамические упражнения для повышения тонуса мышц артикуляционного аппарата. Статические упражнения, при которых органы артикуляции неподвижно удерживаются в течение определенного времени, укрепляют мускулатуру. Посредством динамических упражнений дети обретают способность контролировать мышечные движения.
Рекомендуются следующие упражнения:
- Трубочка. Нешироко улыбнуться с обнажением верхних и нижних зубных рядов. Сомкнуть губы, вытянуть их в форме трубы. Повторять в течение 10 секунд.
- Обезьянка. Нешироко открыть рот. Всунуть язык в пространство между нижней губой и нижним зубным рядом. Удерживать 5 секунд.
- Бульдожка. Нешироко открыть рот. Всунуть язык в пространство между верхней губой и верхним зубным рядом. Удерживать 5 секунд.
- Хомячок. Язык упирать то в правую, то в левую щеку. Удерживать на каждой стороне 5 секунд.
- Здравствуй, подбородок. Нешироко улыбнуться, открыв рот. Расслабленным языком тянуться к подбородку. Повторить 10 раз.
- Здравствуй, нос. Нешироко улыбнуться, открыв рот. Расслабленный речевой орган положить на верхнюю губу, изогнуть в сторону носа. Держать 5 секунд.
- Кружок. Закрыв рот, круговым движением в разные стороны водить языком в пространстве между губами и челюстями.
- Нешироко улыбнуться, открыв рот. Положить язык на нижнюю губу. Шлепать по нему губами, говоря «па-па-па-па».
Пример сказки о Весёлом язычке
Однажды в далекой стране жил весёлый язычок по имени Лажка. Он был особенным, потому что все слова и звуки оказывались на его языке. Лажка очень любил играть и придумывать новые слова.
Однажды утром Лажка отправился на прогулку по лесу. Он шёл и радовался, весело перекатываясь на склоне холма. Вдруг он услышал звук, который никогда раньше не слышал. «Уууууу!» — прошёл по ветру. Лажка был заинтригован и решил найти источник звука.
Он долго искал, пока наконец не обнаружил маленькую сову, которая испугалась и ее глаза расширились. Лажка сразу же улыбнулся и сказал: «Привет, маленькая сова! Почему ты грустишь?»
Сова была очень смущена и ответила: «Я не могу сказать слово «уууууу». У меня проблемы с языком.»
Лажка подошел поближе и сказал: «Не волнуйся, я помогу тебе! Вот что мы будем делать каждый день: ты будешь повторять мои слова и звуки, а я буду приводить разные слова на моём языке. Таким образом твой язык станет сильным и умным как мой!»
Сова с радостью согласилась. Они начали тренироваться каждый день. Лажка придумывал разные слова и звуки, и сова повторяла их вслед за ним. Они смеялись, играли и учились вместе. С каждым днем Сова становилась все увереннее и могла произносить даже самые сложные звуки.
Постепенно совенок перестал скрываться в лесу и начал общаться с другими животными. Он разговаривал с зайчиком, медвежонком и даже с дружелюбным волчонком. Они восхищались, насколько хорошо и точно Сова говорит и выражает свои мысли.
Все животные в лесу пришли к выводу, что Сова является самым великолепным оратором, потому что она смогла преодолеть все трудности и разговаривать без помех! А все это благодаря замечательному язычку Лажке.
Так их дружба продолжалась долгие годы. Лажка и Сова вместе исследовали мир, узнавали новые слова и звуки, и всегда радовались друг другу. И своей историей они учили всех детей, что любое препятствие может быть преодолено, если у тебя есть верный друг и вы работаете вместе.
Рекомендации
Для скачивания рекомендуется картотека логопедических сказок, которые адаптированы для практической работы. Картотека составлена с использованием материалов пособия «Сказки о Весёлом Язычке» Поваляевой М.А.
В пособии представлен необычный материал о речевом развитии ребенка, о ранней диагностике предрасполагающих факторов нарушения речи, предложены замечательные игровые комплексы артикуляционных упражнений в виде так называемых сказок.Книга адресована специалистам и родителям.
Произношение звуков — это сложный моторный акт. Когда мы говорим, язык, губы, челюсть, мягкое небо проделывают массу разнообразных мелких и точных движений. А значит, от четкости и подвижности этих органов во многом будет зависеть характер дикции. Тренировать мышцы артикуляционного аппарата можно путем специфической гимнастики, выполняя комплекс артикуляционных упражнений.
Состояние общей моторики
Основные признаки
Если у ребенка имеется такое речевое нарушение, как дизартрия, то его артикуляционные мышцы будут находиться в состоянии гипотонии. От этого речь становится нечеткой, а также возникают другие проблемы, обусловленные бульбарными нарушениями.
Среди наиболее распространенных симптомов дизартрии можно выделить такие проявления:
- Губы находятся в разомкнутом состоянии, язык самопроизвольно выпадает наружу.
- Слишком плотно сомкнутые губы. Это проявление обусловлено спазмом мышц артикуляционного аппарата.
- Вялый или малоподвижный язык (при дистонии артикуляционных мышц).
- Проблемы с проглатыванием и пережевыванием пищи, избыточное слюноотделение и несглатывание ее, а также другие бульбарные нарушения.
- Речевое развитие в раннем возрасте не соответствует норме (младенец не лепечет, первые слова появляются после 2-х лет и т.д.).
- Ребенок не страдает ЛОР-заболеваниями, но при этом говорит в нос. Назальный оттенок возникает из-за малой подвижности неба. Воздушная струя не встречает на своем пути преград и свободно попадает в носовые ходы.
- Неправильное речевое дыхание, трудности с произношением длинных фраз, частые паузы в речи и т.д.
- В речи отсутствует мелодичность, она слишком растянутая или, наоборот, быстрая.
- Искажение, подмена или пропуск звуков.
- Слишком высокий, писклявый голос.
- Нарушение мелкой моторики. Дизартрия у детей проявляется неумением застегивать пуговицы, нежеланием собирать мелкие конструкторы и т.д.
При тяжелых формах дизартрии вследствие паралича речевых мышц может наблюдаться полная немота. Такое состояние называют анартрией.
Все проявления дизартрии обычно бывают очень стойкими, трудно поддаются коррекции.
Способы использования сказок в логопедической работе
- Сказки с повторяющимся звуком или звуками. Ребенок может слушать сказку, в которой повторяется определенный звук, и попытаться его повторить. Например, сказка про «кота Карлоса», где в тексте много слов, начинающихся на звук «к».
- Сказки с описанием движений губ и языка. Ребенок может слушать сказку и наслаждаться воображаемыми движениями губ и языка героев. Например, сказка про «Прохора Проносора», который умеет говорить быстро и четко.
- Сказки со словами, содержащими целевой звук. Здесь можно использовать сказку, в которой много слов, включающих нужный для тренировки звук. Ребенок может повторять слова и фразы вместе с логопедом.
- Создание сказок вместе с ребенком. Логопед может попросить ребенка придумать сказку с звуками, которые он испытывает трудности в произношении. Это поможет ребенку включиться в процесс и использовать свои навыки произношения.
- Модификация сказок. Логопед может изменять сказки, чтобы они включали больше слов или фраз с целевыми звуками. Например, можно добавить несколько предложений или фраз с нужными словами в текст уже существующей сказки.
Лечение дизартрии
Поскольку дизартрия может являться проявление самых разных расстройств нервной системы, то и единой схемы лечения этой патологии не существует. Ребенка, прежде всего, должен обследовать врач невропатолог. Он же и осуществляет лечение. Занятия с логопедом являются в этом случае вспомогательными, они входят в комплекс лечебных мероприятий, куда также включается:
- медикаментозное лечение. После постановки клинического диагноза врач-невропатолог определяет очередность лечебных мер, назначает медицинские препараты и т.д. Все это осуществляется с учетом тяжести основного неврологического заболевания, а также возраста ребенка. Следует помнить, что таблетки от дизартрии не существует. Лекарственные препараты, используемые при терапии, устраняют основные симптомы патологии и облегчают состояние маленького пациента, делая его более восприимчивым к другим методам коррекции;
- массаж. Мануальные процедуры позволяют снизить выраженность мышечного паралича;
- дыхательная гимнастика. Дети-дизартрики часто испытывают трудности с речевым дыханием. Специальные упражнения помогают им научиться контролировать выдыхаемый поток, что позволяет нормализовать темп и ритм речи;
- лечебная физкультура.
При обнаружении симптомов дизартрии у своего ребенка необходимо как можно быстрее обратиться к специалистам. Чем раньше врачи и логопеды начнут заниматься с дизартриком, тем выше шанс нормализовать речь и избежать трудностей с обучением в школе.
Даже легкая форма дизартрии требует коррекции, прежде всего это связано с тем, что сам ребенок чувствует стеснение. Он осознает ошибки своей речи и обижается, когда его не понимают окружающие. Все это приводит к тому, что ребенок-дизартрик замыкается в себе и вовсе перестает общаться с окружающими его людьми.
Работа по нормализации речи должна вестись не просто логопедом, а специалистом-дефектологом с достаточной квалификацией и опытом. При коррекции дизартрии используются особые логопедические методики, без знания которых невозможно оказать помощь ребенку-дизартрику. Ну и, конечно, логопед-дефектолог должен иметь большое терпение и выдержку, потому что коррекция дизартрии обычно протекает трудно и занимает много времени. Ребенок может не идти на контакт, отказываться выполнять предложенные задания или выполнять их неправильно.
Несмотря на все старания специалистов, в некоторых случаях коррекция не приносит желаемых результатов. Причиной этого могут быть проблемы в семье. Чтобы ребенок заговорил, его необходимо окружить любовью и заботой. Поддержка родителей имеет огромное значение.
Состояние слоговой структуры слова
Слова каких слоговых структур ребенок освоил: односложные, двусложные и т.д.
если не освоил, указывается тип слоговой структуры:
многосложные,
со стеченьями согласных,
малознакомые,
количество слогов и из каких слогов состоит,
(например трехсложные со стечением согласных на границе слогов);
Нарушения слоговой структуры:
Нарушения количества слогов:
сокращение числа слогов (элизии),
не полностью воспроизводит число слогов слова,
замена многосложных слова односложными,
опускание словообразующей гласной,
увеличение числа слогов (итерации)
Нарушения последовательности в слове:
перестановка слогов в слове,
перестановка звуков соседних слогов
Искажения структуры отдельного слога:
сокращение стечения согласных,
вставка согласных в слог
Виды искажения слогового состава слова:
антиципации – уподобления одного слога другому
персеверации – инертное застревание на одном слоге в слове
контаминации – соединение частей двух слов
Особенности воспроизведения слоговой структуры:
1 уровень:
ограниченная способность воспроизведения слоговой структуры слова. В самостоятельной речи детей преобладают одно-и двусложные образования, а в отраженной речи явно заметна тенденция к сокращению повторяемого слова до одно-двух слогов (кубики — ку),
2 уровень:
может воспроизвести контур слова любой слоговой структуры, но звуковой состав является диффузным. Наибольшие затруднения вызывает произношение односложных и двусложных слов со стечением согласных в слове. Здесь часто наблюдается выпадение одного из рядом согласных, а иногда и нескольких звуков (звезда – «визьга»). В ряде случаев происходит укорачивание многосложных структур (милиционер – «Аней»).
3 уровень:
полная слоговая структура слов. Лишь в качестве остаточного явления отмечается перестановка звуков, слогов (колбаса – «кобалса»). Нарушение слоговой структуры встречается значительно реже, главным образом при воспроизведениеи незнакомых слов.
Дополнительно:
упрощение слогов (при стечение согласных опускается один из согласных звуков)
пропуск слогов,
уподобление слогов,
перестановка слогов и звуков внутри слога и слова,
добавление числа слогов,
преобразует стечения согласных в дополнительный слог;
очень нечетко, почти неразборчиво воспроизводит контур слова;
при повторном произнесении воспроизводит слово хуже или
лучше с опорой/без опоры на образец.
Не удерживает полную слоговую структуру многосложных слов, особенно со стечением согласных.
Количество слогов в многосложных словах определяет неправильно.
Переставляет слоги местами.
Слова сложного звукового состава воспроизводит правильно.
Как развивается
Краткое описание методики
В комплекс «Сказка о веселом язычке» входят базовые упражнения для органов артикуляции. Предлагаются следующие задания для губ:
- «Улыбка»;
- «Трубочка».
Для тренировки нижней челюсти необходимо широко открывать−закрывать рот. Для языка подобраны упражнения как на формирование нижнего положения, так и его подъема:
- «Блинчик»;
- «Качели»;
- «Часики»;
- «Чашечка»;
- «Вкусное варенье»;
- «Чистим зубы»;
- «Лошадка»;
- «Грибок».
Дополняют комплекс заданием на отработку изолированного произношения звука, который находится на этапе постановки или автоматизации
В этой гимнастике уделяется внимание и статике, то есть удержанию позы, и улучшению динамической составляющей артикуляции. Каждое упражнение повторяют несколько раз (до 5-10), чтобы дети запомнили правильное положение губ и языка
Взрослый может проиллюстрировать «Сказку о Веселом язычке», чтобы заниматься было интереснее. Эффект от занятий зависит от того, насколько часто проводится зарядка и как правильно выполняются все рекомендации.
Презентация на тему: » Сказка о Веселом Язычке Составила: учитель – логопед высшей квалификационной категории МОУ СОШ 31 Попова Г.В.» — Транскрипт:
1
Сказка о Веселом Язычке Составила: учитель – логопед высшей квалификационной категории МОУ СОШ 31 Попова Г.В.
2
Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счёт 5. Этот маленький дружок – твой весёлый Язычок. Чтоб он ловким был, умелым, чтобы слушался тебя, Каждый день зарядку делай перед зеркалом, шутя ! Наша сказка – вам подсказка, Ведь зарядку каждый день Должен делать непослушный Язычок, Забыв про лень Вот проснулся Язычок Выглянул в окошко. Видит : спинку выгнула розовая кошка.
3
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до Расстелил половичок На крылечке Язычок. Взял он клещи, Взял топор И пошел чинить забор.
4
Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков » ддт » и » тот » Д – д – д – д – д – д – стучит молоточек Т – т – т – т – т – т – вот забит гвоздочек. Светит солнышко с утра – в гости к тётушке пора !
5
Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами произносить » па – па – па » Тетушка Щёчка Племянника ждёт, Блинчики с маком К обеду печёт. Кашку сварила, чай заварила, Даже варенья банку открыла
6
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком язык. Сначала медленно, затем быстрее. На лошадке по дороге Скачет Язычок, И копытами лошадка — Цок, цок, цок, цок, цок,. В горку медленно идёт : Цок цок цок цок цок. А с горы стрелой несётся : Цок – цок – цок – цок – цок.
7
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, совершая движения языка слева направо и сверху вниз. Тётушка племянничка Весело встречает. Чай ему с вареньем Тут же предлагает. Ах, какое вкусное, Сладкое варенье, Да и каша манная – Просто объедение – Ням – ням – ням – ням.
8
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не не послышится сочетание » Бл – бл – бл » (» болтушка «). Под окошком – билл, билл, билл – Индюки болтают. Индюшачьей речи Никто не понимает. На качели индюки Весело кивают. Покататься Язычку » Блл, биллл !» – предлагают.
9
Предложить ребёнку длительно произносить звук » ш-ш «
Обратить внимание на то, что при произнесении звука » ш » передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая. Дайте Язычку дуду И ещё пать шариков Покатать комариков ! Надуваем шарики : » Садитесь, комарики !»
10
Приоткрыть рот, языком поочерёдно упираться в щёки, » выдавливая » шарики. Вот интересная игра – Воздушный Колобок. Из щёчки в щёчку покатать Его не каждый мог.
11
Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на неё, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять в течение 10 сек. Ой, потемнело Все вокруг, Сильный вихрь Поднялся вдруг Язычок затрепетал, Задрожал и затрещал : Бррр – бррр – бррр …
12
Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить : » па – па – па «. Выполнять упражнение в течение 10 сек. Ох, устал наш Язычок, Лёг в кроватку на бочок ; Пя – па – па – па – па – па Отдыхаем все, друзья !
Причины развития
Дизартрия не является самостоятельным заболеванием, хотя часто именно это нарушение речи является основным проявлением различных патологий ЦНС. В большинстве случаев (до 85 %) дизартрия сопровождает детский церебральный паралич. Пороки развития нервной системы могут быть вызваны самыми разными причинами:
- патологические состояния плода во время внутриутробного развития. К таковым можно отнести тяжелые токсикозы и патологическое течение беременности, хронические заболевания матери и внутриутробные инфекции, гипоксию, асфиксию или ишемию головного мозга плода, резус-конфликт и т.д.;
- генетическая предрасположенность (наличие тяжелых наследственных патологий);
- травмы головы и заболевания, перенесенные ребенком в первые несколько лет жизни. Это и гидроцефалия, менингиты и другие нейроинфекции, гнойный отит, а также отравления ядовитыми веществами и интоксикации при инфекционных заболеваниях.
Указанные выше причины приводят к поражению отделов мозга, контролирующих движение, мозжечка, базальных ганглий, ствола головного мозга, нервных волокон и мест их соединения с мышцами.
Проявления дизартрии бывают различными, и зависят они от того, какая именно часть ЦНС поражена.